Научная статья на тему 'ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЭКСПЕДИЦИИ «ФЛОТИЛИЯ ПЛАВУЧИХ УНИВЕРСИТЕТОВ» В ПОВОЛЖЬЕ (ПО ИТОГАМ ПОЛЕВОГО СЕЗОНА 2020 ГОДА)'

ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЭКСПЕДИЦИИ «ФЛОТИЛИЯ ПЛАВУЧИХ УНИВЕРСИТЕТОВ» В ПОВОЛЖЬЕ (ПО ИТОГАМ ПОЛЕВОГО СЕЗОНА 2020 ГОДА) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
38
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКСПЕДИЦИЯ «ФЛОТИЛИЯ ПЛАВУЧИХ УНИВЕРСИТЕТОВ» / БИОЭКОЛОГИЯ / ГЕОЭКОЛОГИЯ / ПАЛЕОЭКОЛОГИЯ / УРБОЭКОЛОГИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВОЛЖЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Иванов Алексей Викторович, Яшков Иван Александрович, Таранец Ирина Павловна

Во время полевого сезона 2020 г. экспедиции «Флотилия плавучих университетов», работа которой строится по принципам «обучение через исследования» и«просвещение через исследования», реализована обширная тематическая программа экологической направленности. Работа проходила в формате основных тематических блоков: биоэкологического, геоэкологического и урбоэкологического, палеоэкологического, а также посвящённого безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни. По каждому направлению воплощался учебный план - комплекс полевых лекций (на борту судна и в полевых лагерях), мастер-классов (на природных и природно-антропогенных объектах), практических занятий и лабораторных мини-практикумов. В рамках каждого мероприятия апробированы научно-методические новации, и при этом обучающейся молодежью из числа участников экспедиции и местного населения оказано существенное содействие в сборе коллекционных материалов для плановых палеоэкологических и эколого-урбанистических исследований, а также в организации межмузейных выставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Иванов Алексей Викторович, Яшков Иван Александрович, Таранец Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION IN “FLOATING UNIVERSITIES” EXPEDITION IN VOLGA REGION (FIELD SEASON 2020)

An extensive thematic environmental program was implemented during the 2020 field season of the «floating universities» expedition. Work of the expedition is based on «learning through research» and «enlightenment through research» principles. The expedition worked through several thematic blocks: bioecological, geoecological and urban-ecological, paleoecological, and one dedicated to life safety and a healthy lifestyle. Each direction has the implemented curriculum: a set of field lectures (on the shipboard and in field camps), master classes (on natural and natural-anthropogenic objects), practical classes and laboratory mini-workshops. Scientific and methodological innovations were tested within each event. At the same time, profound impact on collection samples gathering for planned paleoecological and ecological-urban researches was implemebted for the youth participated in the expedition and the local population. Also, the intermuseum exhibitions organization was furnished assistance.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЭКСПЕДИЦИИ «ФЛОТИЛИЯ ПЛАВУЧИХ УНИВЕРСИТЕТОВ» В ПОВОЛЖЬЕ (ПО ИТОГАМ ПОЛЕВОГО СЕЗОНА 2020 ГОДА)»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 502.3:374.1

DOI 10.29003/m2028.0514-7468.2020_43_2/224-233

ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЭКСПЕДИЦИИ «ФЛОТИЛИЯ ПЛАВУЧИХ

УНИВЕРСИТЕТОВ» В ПОВОЛЖЬЕ (ПО ИТОГАМ ПОЛЕВОГО СЕЗОНА 2020 ГОДА)

А.В. Иванов, И.А. Яшков, И.П. Таранец*

Во время полевого сезона 2020 г. экспедиции «Флотилия плавучих университетов», работа которой строится по принципам «обучение через исследования» и «просвещение через исследования», реализована обширная тематическая программа экологической направленности. Работа проходила в формате основных тематических блоков: биоэкологического, геоэкологического и урбоэкологического, палеоэкологического, а также посвящённого безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни. По каждому направлению воплощался учебный план - комплекс полевых лекций (на борту судна и в полевых лагерях), мастер-классов (на природных и природно-ан-тропогенных объектах), практических занятий и лабораторных мини-практикумов. В рамках каждого мероприятия апробированы научно-методические новации, и при этом обучающейся молодежью из числа участников экспедиции и местного населения оказано существенное содействие в сборе коллекционных материалов для плановых палеоэкологических и эколого-урбанистических исследований, а также в организации межмузейных выставок.

Ключевые слова: экологическое просвещение, экспедиция «Флотилия плавучих университетов», биоэкология, геоэкология, палеоэкология, урбоэкология, безопасность жизнедеятельности, Поволжье.

Ссылка для цитирования: Иванов А.В., Яшков И.А., Таранец И.П. Опыт экологического просвещения в экспедиции «Флотилия плавучих университетов» в Поволжье (по итогам полевого сезона 2020 года) // Жизнь Земли. Т. 43, № 2. С. 224-233. DOI: 10.29003/m2028.0514-7468.2020_43_2/224-233.

Поступила 18.04.2021 / Принята к публикации 08.06.2021

* Иванов Алексей Викторович - к.г.-м.н., с.н.с. Института географии РАН, доцент кафедры природопользования и защиты окружающей среды Тамбовского государственного технического университета, yashkovia@mail.ru; Яшков Иван Александрович - к.г.н., зам. директора по научной работе Музея геологии, нефти и газа, Ханты-Мансийск, zamnr@muzgeo.ru; Таранец Ирина Павловна - к.б.н., с.н.с. Музея землеведения МГУ сотрудник Экоцентра «Воробьёвы горы».

224

Жизнь Земли 43(2) 2021 224-233

ECOLOGICAL EDUCATION IN "FLOATING UNIVERSITIES" EXPEDITION IN VOLGA REGION (FIELD SEASON 2020)

A.V. Ivanov, PhD12, I.A. Yashkov, PhD3, I.P Taranets, PhD45 1 Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow;

2 Tambov State Technical University, Tambov;

3Museum of Geology, Oil and Gas, Khanty-Mansiysk;

4Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum), Moscow 5Ecocenter "Vorob'evy Gory"

An extensive thematic environmental program was implemented during the 2020 field season of the «floating universities» expedition. Work of the expedition is based on «learning through research» and «enlightenment through research» principles. The expedition worked through several thematic blocks: bioecological, geoecological and urban-ecological, paleoecological, and one dedicated to life safety and a healthy lifestyle. Each direction has the implemented curriculum: a set of field lectures (on the shipboard and in field camps), master classes (on natural and natural-anthropogenic objects), practical classes and laboratory mini-workshops. Scientific and methodological innovations were tested within each event. Аt the same time, profound impact on collection samples gathering for planned paleoecological and ecological-urban researches was implemebted for the youth participated in the expedition and the local population. Also, the intermuseum exhibitions organization was furnished assistance.

Keywords: ecological education, «floating universities» expedition, bioecology, geo-ecology, palaeoecology, urboecology, life safety, Volga Region.

Введение. Научно-образовательный и просветительский межрегиональный проект «Флотилия плавучих университетов» реализуется с 2015 г. на территории Поволжья, Подонья и Прикаспия. Круглогодичная работа экспедиции сочетает в себе междисциплинарные научные изыскания; «обучение через исследования» в традициях российских «плавучих университетов»; просвещение и пропаганду научных знаний среди школьников, жителей населённых пунктов, студентов и всех участников проекта по маршрутам следования. В 2020 г. работа проекта была приурочена к маршрутам Оренбургских физических экспедиций и посвящена трём знаменательным датам: 250-летию Больших академических экспедиций (1768-1774 гг.), 280-летию со дня рождения академика И.И. Лепёхина - руководителя одной из Оренбургских физических экспедиций в составе Больших академических экспедиций, и 175-летию Русского географического общества [2]. В состав экспедиции входили разные специалисты - как представители вузовской науки (Высшая школа экономики, МГУ имени М.В. Ломоносова, Российский геологоразведочный университет имени С. Орджоникидзе) и музейного сообщества (Музей геологии, нефти и газа), так и учёные из академических институтов (Институт географии РАН, Институт степи РАН (Оренбург), Палеонтологический институт РАН), а также студенты и школьники московских и саратовских учебных заведений и члены молодежных клубов Русского географического общества Сергиева Посада и Камышина. Проект предусматривал непосредственное погружение в разные тематики всех участников экспедиции с вовлечением местного населения и постоянный обмен опытом друг с другом.

Полевой формат работы с аудиторией и формы взаимодействия с участниками. Во время полевого сезона 2020 г. одной из задач была определена отработка методик

просветительской работы в режиме экспедиции, функционирующей по принципам «плавучего университета», прежде всего по экологической тематике. Апробировались разные формы работы с аудиторией: научно-просветительские лекции на борту судна (рис. 1) и в полевых лагерях, практические занятия, практикумы, полевые мастер-классы на природных и природно-антропогенных объектах.

Рис. 1. Полевая лекция И.П. Таранец по биоэкологической тематике на борту научно-исследовательского судна.

Fig. 1. Field lecture on bioecological topics by I.P. Taranets on a research vessel board.

Интерактивный формат подразумевал знакомство с иллюстративными материалами, полевыми и лабораторными образцами. Основу целевой аудитории составили студенты вузов неэкологических направлений подготовки («землеустройство и кадастры», «нефтегазовое дело»), учащиеся и педагоги средних общеобразовательных школ, члены молодёжных клубов РГО, представители местного населения. Фактически состоялась полевая молодёжная экологическая школа, включившая ряд взаимосвязанных блоков, которые можно условно определить как: а) биоэкологический, б) геоэкологический и урбоэкологический, в) палеоэкологический, г) посвящённый безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни.

Биоэкологический блок состоял из теоретической части с образовательной игрой «Гидробиология с основами биоиндикации» и непосредственно практикума по гидробиологии с основами биоиндикации. Теоретическая часть реализовывалась на борту судна. В ней уделялось внимание собственно биоиндикации как методике определения качества воды с помощью живых объектов (индикаторов) и особенностям работы специалистов в этой области. Далее все участники занятия были разделены на две команды, которые получили комплекты карточек авторской образовательной игры «Кто живёт в воде». Каждой команде необходимо было сопоставить карточки с организмами и подобрать к ним ассоциации с названиями. Таким образом можно было познакомиться с основными обитателями пресных вод, а после проверки выполненного задания узнать подробнее о гидробионтах. Практическое занятие сопровождалось иллюстративным материалом (графическими и фотографическими изображени-

ями водных организмов, сюжетами об особенностях их жизнедеятельности), а также экспонатами (раковины моллюсков, шкурки стрекоз и др.).

Практикум подразумевал непосредственное участие в облове водоёма. Отбор качественных водных проб осуществлялся в черте г. Саратова на полигоне в районе Затона. В результате были обнаружены разные группы макрозообентоса (крупные водные беспозвоночные организмы более 2 мм), включая индикаторную группу -подёнки. Интересно, что во время облова реки был обнаружен моллюск Lithoglyphus naticoides, который относится к Понто-Азовской фауне, обитающий с плиоцена, но не встречавшийся ранее в Волге. Его проникновение в бассейн реки связывают с созданием в 1952 г. Волго-Донского канала. По результатам анализа состава отобранных проб и использования биотического индекса Вудивисса, отражающего уменьшение разнообразия фауны и характер изменения состава макрозообентоса при увеличении загрязнения [7], участниками практикума было определено качество воды, которое в месте отбора соответствовало в-мезосапробной зоне органического загрязнения -можно безопасно осуществлять купание и рыбную ловлю (рис. 2 А-С).

Рис. 2. Полевое практическое занятие по биоэкологии с участниками экспедиции и местным населением в районе г. Саратова, в том числе: A - отбор гидробионтов в прибрежной зоне; B - часть водной пробы с личинкой стрекозы и моллюском; C - полевое определение таксономической принадлежности обнаруженных особей - обитателей водоема.

Fig. 2. Field practical bioecology lessonon with the expedition participants and the local population near Saratov, including A - selection of hydrobionts in the coastal zone; B - some part of the water sample with a dragonfly larva and a mollusk; C - field determination of the taxonomic affiliation of the found individuals, inhabitants of the reservoir.

Геоэкологический и урбоэкологический блок открылся лекцией по опасным геопроцессам и их влиянию на эволюцию сетей поселений с борта судна в районе города Вольска. Этот полигон является одним из самых удачных в Поволжье для демонстрации конкретных объектов по данной тематике - наблюдаются оползневые процессы на разных динамических стадиях (как на участках побережья с минимальной освоенностью человеком и незначительным влиянием водохранилища, так и на урбанизированной территории), карстовые объекты, абразионные уступы, эрозионная активность. Налицо показательные примеры изменения человеком рельефа: обширные действующие и заброшенные меловые и песчаные карьеры, накопления антропогенных отложений (отвалы карьеров, скопления отходов), геохимические загрязнения углеводородами и др.

Обучающиеся были вовлечены в работы по описанию оползневых блоков и следов неотектонической активности на урбанизированной ныне территории, отбор образцов тектонобрекчий и зеркал скольжения для музейных экспозиций.

Одной из ключевых задач при взаимодействии с аудиторией являлось объяснение взаимосвязи геоморфоблокового строения местности с особенностями развития урбосистем и сетей поселений. В прибрежной зоне Волги можно показать немало примеров таких взаимоотношений вплоть до катастрофических эколого-геологических сценариев - исчезновение крупного села Аграфеновка более 100 лет назад (север Саратовской области, версия о каскаде оползней с длительным горением горючих сланцев), история крупнейшего города Золотой Орды Укека (ныне южная окраина г. Саратова; версия о гибели города под спровоцированным жителями каскадом оползней, сопровождавшихся взрывами газа) и др. Более того, выполнялась задача геоэкософского значения, формирования геоэкологического сознания - объяснить ложность представлений (до сих пор часто господствующих в теории и практике) о «безответно мёртвом» геолого-геоморфологическом субстрате, способном выдержать любые антропогенные воздействия. Классический пример - появление техногенных землетрясений вследствие создания каскада водохранилищ прекрасно иллюстрируется при продвижении по Волге.

Урбоэкологические особенности и развитие природно-антропогенных процессов в формате урбосистем и сетей поселений демонстрировались обучающимся на нескольких полигонах. Наиболее показательным для условий малого моногорода оказался район г. Вольска, известного комплексом экологических проблем: пылевое загрязнение воздушного бассейна вследствие векового функционирования градообразующих цементных производств, отсутствие современных городских очистных сооружений, угнетённое состояние малых рек, протекающих по территории города и т. д. (рис. 3). Совершенно другая модель поселения демонстрировалась обучающимся и изучалась с их участием на примере другого полигона - небольших сёл Ахмат и Садовое Красноармейского района Саратовской области, имеющих длительную историю и проявляющих сегодня динамику сельскохозяйственно-дачного и рекреационно-при-городного развития.

Палеоэкологический практикум был организован путем привлечения студентов, школьников и местного населения к реальным палеоэкологическим исследованиям позднемеловых и палеогеновых биогеосистем на объектах в окрестностях села Смолькино Самарской области, г. Вольска (разрез «Красный Октябрь») и с. Соснов-ка Саратовской области. Здесь были организованы лекции и мастер-классы по изучению конкретных ориктоценозов и методикам палеоэкологических и тафономи-228

Рис. 3. Антропогенное загрязнение акватории р. Малыковка (центр г. Вольска Саратовской области).

Fig. 3. Anthropogenic pollution of the Malykovka River (the center of Volsk, Saratov oblast).

ческих полевых наблюдений, реконструкций биоценозов геологического прошлого. Участники осваивали элементарные навыки палеоэкологического анализа - извлекали из определённого объёма конкретного слоя отложений комплекс ископаемых остатков, пытались воссоздать систематический состав обитателей палеоэкосисте-мы, оценить долевое соотношение таксонов, выявить непредставленные фоссилия-ми таксоны, понять экологические взаимосвязи и взаимоотношения организмов и, наконец, представить гипотетический вариант трофической сети как каркаса древнего биоценоза.

С помощью обучающихся были изучены конкретные объекты геонаследия, отобраны серии образцов для плановых палеоэкологических исследований и специальные артефакты для межмузейных выставок по эволюции экосистем (в частности, для готовящейся выставки «Древние Лукоморья» в Музее геологии, нефти и газа г. Ханты-Мансийска), а также развития просветительской работы в Экоцентре МГУ (рис. 4 А-В).

Особо ценный опыт был получен в процессе полевого маршрута по территории Самарской области, в частности, в районе ООПТ «Рачейские скалы». Наблюдаемые особенности формы массивных прокремнёлых геологических тел размером в сотни метров, наличие системы субвертикальных каналов и др. позволяют предполагать значительную роль в формировании объекта процессов флюидоразгрузки в прибрежной зоне эпиконтинентального морского бассейна палеогенового времени посреди островных архипелагов с обильными флористическими сообществами, местонахождения остатков которых также изучены участниками экспедиции (рис. 5). Вероятно, в районе исследований имело место функционирование биогеосистем по принципам «серых курильщиков», как показано для аналогичных объектов Волгоградской области [5]. В процессе знакомства с ООПТ и палеоэкологического мастер-класса ученики вузов и школ, члены молодежных клубов РГО были вовлечены в научное исследование: комплексное описание и опробование скального массива на геохимический ана-

Рис. 4. Реализация просветительских мероприятий по палеоэкологической тематике: A -мастер-класс с местным населением на обнажении верхнемеловых отложений в районе села Со-сновка Красноармейского района Саратовской области; B - изученный ориктоценоз - совокупность остатков обитателей эпиконтинентального позднемелового (сеноман) морского бассейна (образец отобран для экспонирования в Музее землеведения МГУ).

Fig. 4. Enlightenment paleoecology events realization: A- the master class for the local population on the outcrop of Upper Cretaceous sediments near the Sosnovka village in the Krasnoarmeysky district, Saratov oblast; B - the studied oryctocenosis as a collection of inhabitant reliquiaes of the epicontinental Late Cretaceous (Cenomanian) marine basin (sampling for exposition in the Earth Science Museum at Lomonosov Moscow State University).

Рис. 5. Палеоэкологические и палеогеографические исследования природного объекта «Рачейские скалы» в Самарской области.

Fig. 5. Paleoecological and paleogeographic studies of the Rachejskie skaly natural object in the Samara oblast.

лиз, а также отбор образцов для Музея землеведения МГУ, Музея геологии, нефти и газа г. Ханты-Мансийска.

Блок, посвящённый безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни, включал в себя две основные темы: «Экология бывает разная» и «Курение: 230

персональная форма загрязнения воздуха». По первой теме в формате беседы посредством конкретных примеров была показана многогранность экологической теории и практики. Были затронуты такие показательные примеры, как влияние на организмы и природные среды Е-добавок, меламиновых изделий (посуды), проблематика сортировки и переработки отходов и др. Одной из задач всего цикла эко-лого-просветительских действий, в особенности во время преподавания этой темы, явилось объяснение междисциплинарного характера экологических исследований и проблем с наглядной демонстрацией взаимосвязи между разнообразными научными направлениями экологического цикла (медицинской, химической, промышленной экологией, природопользованием, обеспечением здоровья человека и охраной окружающей среды) при решении практических вопросов. На всём протяжении занятий задействовались многочисленные наглядные пособия как непосредственно из подручных средств, так и заранее заготовленные (посуда, образцы упаковки продуктов, потенциально опасные антиперспиранты, товары народного потребления, созданные путём переработки отходов и др.), что очень оживляло лекцию и способствовало пониманию данной темы.

Тема «Курение: персональная форма загрязнения воздуха» также преподносилась участникам в формате беседы и состояла из трёх частей - теоретической, лаборатор-но-прикладной (с демонстрацией опыта) и объяснением последствий от этой вредной привычки. В первой части были подробно рассмотрены мифы о курении, причины первоначального интереса и закрепления привычки, опасные химические особенности от сигаретного дыма. Как известно, в нём находится более 4000 различных компонентов (никотин, углекислый газ, аммиак, цианид, синильная кислота, формальдегид, бенз(а) пирен, бензол, различные смолы, полоний, свинец, радиоактивные вещества и др.) -следовательно, сигарету можно рассматривать как уникальную химическую фабрику в миниатюре [1]. Кроме того, учитывая массовость этой вредной привычки, можно считать, что курение является персональной формой загрязнения воздуха. Причём использование получивших ныне распространение электронных сигарет не сглаживает ситуацию. Особо подчеркивалось, что при непосредственном вдыхании паров от электронной сигареты при электронном ударе происходит выделение большой концентрации такого канцерогенного вещества, как формальдегид, который поступает как собственно в организм курящего, так и находящегося рядом пассивного курильщика. Пояснялось, что продуцируемые вредные вещества способны оседать и впитываться в различные поверхности. Далее демонстрировался простейший, но наглядный опыт. В прозрачный стакан с водой и губкой (имитация лёгких человека) помещалась периодически небольшими порциями чёрная краска. Через несколько минут (воплощение для аудитории долгих лет курения) наблюдалось существенное потемнение стакана, а губка вбирала в себя краску, которая сложно вымывалась. Параллельно демонстрировался яркий иллюстративный материал (фотографии лёгких человека со следами многолетнего курения в сравнении с изображениями здоровых органов).

Заключение. Помимо работы по охарактеризованным выше тематическим блокам в процессе экспедиции постоянно осуществлялось взаимодействие с другими проектами «Флотилии плавучих университетов». Была организована традиционная экологическая акция «Чистый берег» под эгидой Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского.

Организаторами проекта «Плавучий университет академика И.И. Лепёхина» [4] прочитаны лекции по истории Больших академических экспедиций (1768-74), их

роли в изучении региона и накоплении первоначального эмпирического материала, который по сей день осмысливается, в т. ч. с позиций экологических наук. Как известно, маршрут отряда И.И. Лепёхина пролегал с юга Самарской области до с. Ахмат Саратовской области по Волге (причём от Сызрани до Саратова осуществлялся сплав с использованием маломерного судна), что позволило конкретизировать и иллюстрировать лекции на конкретных объектах, описанных в трудах экспедиции [6]. Урбоэ-кологические и социально-экологические наблюдения в поселениях осуществлялись согласно плану проектов «Плавучая кафедра эволюционной урбанистики ЮНЕСКО» и «Плавучий геоэколого-социологический центр». Отобранные в процессе полевых работ палеоэкологические образцы и урбанистические артефакты будут задействованы при пополнении фондов и организации межмузейных выставок (ближайшие из них - посвящённая деятельности отряда И.И. Лепёхина с центральной площадкой в Музее землеведения МГУ, Москва и «Древние Лукоморья» с центральной площадкой в Музее геологии, нефти и газа, Ханты-Мансийск) согласно задачам проекта «Плавучий мобильно-сетевой научно-музейный центр» [3].

Благодарности. Авторы благодарны за поддержку организации научно-просветительской экспедиции «Флотилия плавучих университетов» и полевых работ в 2020 г. Президенту СГТУ имени Ю.А. Гагарина, профессору Д.Ф. Аяцкову и партнёрам: Ассоциации «Объединённый университет имени В.И. Вернадского» и лично её Президенту, профессору РАН М.Н. Краснянскому; Неправительственному экологическому фонду имени В.И. Вернадского и лично его генеральному директору О.В. Пляминой; Музею землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова и лично его директору, профессору А.В. Смурову и заведующему сектором музейно-методической работы и фондов, профессору В.В. Снакину; начальнику управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области Ю.С. Юрину.

Авторы благодарят Е.Г. Романову за помощь в организации полевых работ, а также А. Попова, М. Игнатову, Е. Федотову и Е. Григорьеву за фотохудожественное сопровождение экспедиции.

Статья подготовлена по теме государственного задания Института географии РАН № 0148-2019-0007 «Оценка физико-географических, гидрологических и биотических изменений окружающей среды и их последствий для создания основ устойчивого природопользования» в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Культурное пространство на 2019-2025 гг. и на период до 2030 года» и плана развития Музея геологии, нефти и газа на 2020 и 2021 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров А.А., Котова М.Б., Климович В.Ю. Ваш ребёнок курит? М.: Эксмо, 2011.

256 с.

2. Иванов А.В., Яшков И.А. Научно-просветительская экспедиция «Флотилия плавучих университетов». Поволжье. Подонье. Прикаспий. 2015-2020. Иллюстрированный дайджест. М.: 2020. 64 с.

3. Иванов А.В., Яшков И.А., Снакин В.В., Новиков И.В., Дорожко Т.В. «Плавучий мобильно-сетевой научно-музейный центр»: принципы функционирования и перспективы развития // Наука в вузовском музее. Мат-лы ежегодной Всерос. науч. конф. с международным участием. М.: МГУ-МАКС Пресс, 2020. С. 71-74.

4. Иванов А.В., Яшков И.А., Снакин В.В., Новиков И.В., Ульяхин А.В., Дорожко Т.В. «Маршрутами Оренбургской физической экспедиции И.И. Лепехина по Поволжью и Приура-лью в музейном пространстве» - проект выставки к 280-летию со дня рождения выдающегося

учёного и путешественника // Наука в вузовском музее. Мат-лы ежегодной Всерос. науч. конф. с международным участием. М.: МГУ-МАКС Пресс, 2020. С. 68-70.

5. Паничев А.М., Иванов А.В., Чекрыжов И.Ю., Яшков И.А., Иванов В.В. Геохимические особенности кремнистых и кремнисто-карбонатных метасоматитов в меловых и палеогеновых отложениях Нижнего Поволжья // Жизнь Земли. 2021. Т. 43, № 1. С. 4-19.

6. Полное собрание учёных путешествий по России, издаваемое Императорскою Академией Наук, по предложению её президента. Т. 3. Записки путешествия академика Лепехина. СПб: Императорская Академия Наук, 1821. 554 с.

7. Чертопруд М.В., Чертопруд Е.С. Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра Европейской России. М.: МАКС Пресс, 2003. 196 с.

REFERENCES

1. Aleksandrov A.A., Kotova M.B., Klimovich V.Yu. Does your child smoke? 256 p. (Moscow: Eksmo, 2011) (in Russian).

2. Ivanov A.V., Yashkov I.A. Scientific and Educational expedition "The Flotilla of Floating Universities". Volga Region. Don Region. Pre-Caspian. 2015-2020. Illustrated Digest. 64 p. (Moscow, 2020) (in Russian).

3. Ivanov A. V., Yashkov I.A., Snakin V.V., Novikov I.V., Dorozhko T.V. "Floating mobilenetwork scientific-museum centrum": principles of functions and perspective of development. Science in the University museum: Materials of the Annual All-Russian Sci. Conf. P. 71-74 (Moscow: MAKS Press, 2020) (in Russian).

4. Ivanov A.V., Yashkov I.A., Snakin V.V., Novikov I.V., Uliakhin A.V., Dorozhko T.V. "The routes of the "Orenburg" "physical" expedition of Ivan I. Lepyokhin in Volga and Cis-Urals regions in museum space": the exhibition project to the 280th anniversary of the outstanding scientist and traveler. Science in the University museum: Materials of the Annual All-Russian Sci. Conf. P. 68-70 (Moscow: MAKS Press, 2020) (in Russian).

5. Panichev A.M., Ivanov A.V., Chekryzhov I.Yu., Yashkov I.A., Ivanov V.V. Geochemical Features of silicy and silicy-carbonate metasomatites in Cretaceous and Paleogene Deposits in Lower Volga Region. Zhizn'Zemli [The Life of the Earth]. 1, 4-19 (2021) (in Russian).

6. The complete collection of scientific travels in Russia, published by the Imperial Academy of Sciences, at the suggestion of its president. Vol. 3. Notes of the journey of Academician Lepekhin. 554 p. (St. Petersburg: Imperial Academy of Sciences, 1821) (in Russian).

7. Tchertoprud M.V., Tchertoprud E.S. A brief identification guide of invertebrate fresh waters of the center of European Russia. 196 p. (Moscow: MAKS Press, 2003) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.