Научная статья на тему 'Геологический след человека: совместная выставка Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ'

Геологический след человека: совместная выставка Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕДИЦИЯ "ФЛОТИЛИЯ ПЛАВУЧИХ УНИВЕРСИТЕТОВ" / ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ / ГЕОЛОГИЯ / ГЕОЭКОЛОГИЯ / УРБАНИСТИКА / MUSEUM ACTIVITY / EXPEDITION FLOATING UNIVERSITIES FLEET / NATURAL HISTORY / GEOLOGY / GEOECOLOGY / URBANISTICS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Иванов А.В., Снакин В.В., Яшков И.А., Сочивко А.В.

В Музее землеведения МГУ открылась выставка «Геологический след человека» по результатам научно-просветительских экспедиций «Флотилия плавучих университетов». Итоги экспедиций позволяют говорить об их эффективности как механизме развития системы вузовских музеев, пополнения учебных и научных коллекций, создания на основе собранных материалов новых экспозиций по междисциплинарным проблемам. Очередная совместная выставка Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова и Музея естествознания Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина посвящена геоэкологической истории урбосистем и сетей поселений Поволжья в контексте землеведения. Доставленные из экспедиции экспонаты позволили сформировать четыре основных раздела: «Начальная структурно-функциональная степень преобразования вещества литосферы человеком», «Получение новых строительных материалов посредством глубокой переработки георесурсов», «Формирование урбосферы как предельной стадии воздействия человека на геологический субстрат» и «Переработка вещества литосферы в промышленных зонах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOLOGICAL TRACES OF HUMANS - A JOINT EXHIBITIONON THE RESULTS OF THE EXPEDITION “FLOATING UNIVERSITIES FLEET”

The results of the scientific and educational expeditions titled Floating Universities Fleet allow us to say that they proved to be effective in the development of the system of university museums. The joint work of the staff of the Earth Science Museum (Lomonosov Moscow State University) and of the Natural History Museum (Yuri Gagarin State Technical University of Saratov) in the field resulted in the expansion of the educational and scientific collections and in the creation of new exhibitions based on the collected materials. One of the most profound forms of cooperation between the two museums, resulting from the joint expedition activities, is the development of original inter-museum exhibitions on interdisciplinary problems. Another, developed as a result of the joint expedition, is a joint exhibition entitled Geological Traces of Humans. Geoecological History of Urban Systems and Settlement Networks of the Volga Region. The exhibition is devoted to the problems of the evolution of the urban sphere (urban systems and settlement networks) in the context of land studies. The exhibits collected on the expedition made it possible to form four main sections: The Initial Structural and Functional Degree of Transformation of the Lithosphere Substance by Humans, Obtaining New Construction Materials through Deep Processing of Geological Resources, Formation of the Urban Sphere As the Ultimate Stage of Human Impact on the Geological Substrate, and Processing of the Lithosphere Substance in Industrial Zones.

Текст научной работы на тему «Геологический след человека: совместная выставка Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ»

ВЕСТИ ИЗ МУЗЕЕВ

УДК 069 (051)

ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЕД ЧЕЛОВЕКА: СОВМЕСТНАЯ ВЫСТАВКА МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ И МУЗЕЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ СГТУ

А.В. Иванов, В.В. Снакин, И.А. Яшков, А.В. Сочивко1

В Музее землеведения МГУ открылась выставка «Геологический след человека» по результатам научно-просветительских экспедиций «Флотилия плавучих университетов». Итоги экспедиций позволяют говорить об их эффективности как механизме развития системы вузовских музеев, пополнения учебных и научных коллекций, создания на основе собранных материалов новых экспозиций по междисциплинарным проблемам. Очередная совместная выставка Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова и Музея естествознания Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина посвящена геоэкологической истории урбосистем и сетей поселений Поволжья в контексте землеведения. Доставленные из экспедиции экспонаты позволили сформировать четыре основных раздела: «Начальная структурно-функциональная степень преобразования вещества литосферы человеком», «Получение новых строительных материалов посредством глубокой переработки георесурсов», «Формирование урбосферы как предельной стадии воздействия человека на геологический субстрат» и «Переработка вещества литосферы в промышленных зонах».

Ключевые слова: музейная деятельность, экспедиция «Флотилия плавучих университетов», землеведение, геология, геоэкология, урбанистика.

GEOLOGICAL TRACES OF HUMANS - A JOINT EXHIBITION ON THE RESULTS OF THE EXPEDITION "FLOATING UNIVERSITIES FLEET"

A.V. Ivanov1, PhD, V.V. Snakin23, Dr. Sci (Biol.), I.A. Yashkov1, PhD , A.V. Sotchivko2 1 Yuri Gagarin State Technical University of Saratov 2 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum), 3 Institute of Basic Biological Problems of Russian Academy of Sciences

1 Иванов Алексей Викторович - к.г.-м.н., заведующий кафедрой геоэкологии и инженерной геологии, научный руководитель Музея естествознания Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, yashkovia@mail.ru; Валерий Викторович Снакин - д.б.н., профессор, зав. сектором Музея землеведения МГУ; зав. лабораторией ландшафтной экологии Института фундаментальных проблем биологии РАН, snakin@mail.ru; Яшков Иван Александрович - к.г.н., доцент кафедры геоэкологии и инженерной геологии Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, yashkovia@mail. ru; Сочивко Андрей Владимирович - художник Музея землеведения МГУ, sotchivko@gmail.com.

184 Жизнь Земли 41(2) 2019 184-196

The results of the scientific and educational expeditions titled Floating Universities Fleet allow us to say that they proved to be effective in the development of the system of university museums. The joint work of the staff of the Earth Science Museum (Lomonosov Moscow State University) and of the Natural History Museum (Yuri Gagarin State Technical University of Saratov) in the field resulted in the expansion of the educational and scientific collections and in the creation of new exhibitions based on the collected materials. One of the most profound forms of cooperation between the two museums, resulting from the joint expedition activities, is the development of original inter-museum exhibitions on interdisciplinary problems. Another, developed as a result of the joint expedition, is a joint exhibition entitled Geological Traces of Humans. Geoecological History of Urban Systems and Settlement Networks of the Volga Region. The exhibition is devoted to the problems of the evolution of the urban sphere (urban systems and settlement networks) in the context of land studies. The exhibits collected on the expedition made it possible to form four main sections: The Initial Structural and Functional Degree of Transformation of the Lithosphere Substance by Humans, Obtaining New Construction Materials through Deep Processing of Geological Resources, Formation of the Urban Sphere As the Ultimate Stage of Human Impact on the Geological Substrate, and Processing of the Lithosphere Substance in Industrial Zones.

Keywords: museum activity, expedition Floating Universities Fleet, natural history, geology, geoecology, urbanistics.

Проект «Флотилия плавучих университетов». Опыт проведения экспедиций «плавучих университетов» в акваториях с главным принципом «обучение через исследования», как известно, насчитывает более четверти века (основоположником такой формы в России является МГУ имени М.В. Ломоносова) [11, 13]. «Научно-просветительская» форма «плавучего университета» предложена Саратовским государственным техническим университетом им. Ю.А. Гагарина (СГТУ). Основной особенностью такой экспедиции является гармоничное сочетание научных исследований, процесса обучения и просветительской работы с населением по пути следования [7]. Экспедиционный процесс совмещается с научно-образовательными и научно-просветительскими мероприятиями: непосредственно на борту научно-исследовательских судов, в полевых маршрутах и лагерях, в неформальной обстановке проходит постоянное общение и сотворчество известных российских учёных, студентов вузов, молодых учёных - победителей экологических конкурсов, школьников - юных экологов, а также жителей сёл и городов. По мере продвижения экспедиции участниками совместно осуществляются разнообразные формы исследовательской и просветительской работы: лектории, мастер-классы, мини-конференции и круглые столы, полевые экскурсии, полевые лабораторные практикумы, геодезические измерения, эколого-хозяйственные обследования и т. д.

Привлекательным элементом данного проекта является сочетание в полевых условиях самых разнообразных форм общения учёных, студентов, школьников и различных групп местного населения; приглашение всех желающих к участию в плановых полевых исследованиях учёных, учебных и производственных практиках студентов, стажировка молодых учёных. Объединяющей основой стала землеведческая и экологическая тематическая направленность проекта в целом и маршрутная система, выстроенная по принципу максимального охвата уникальных экосистем, особо охраняемых природных территорий, объектов геонаследия, геоэкологических точек наблюдения, историко-экологических объектов и т. д. Организаторы и участники экспедиции изначально позиционируют систему совместных действий не просто как серию экспедиционных маршрутов, а как маленький этап жизни частицы своих «настоящих

университетов» с их высокой миссией интеллектуального посыла в общество, особым отношением к академическим свободам и традициям, популяризацией науки.

В последние годы СГТУ совместно с Музеем землеведения МГУ и другими научно-образовательными центрами страны организована серия научно-просветительских экспедиций по Среднему и Нижнему Поволжью, а также Прикаспию и Дону, причём в 2017 г. впервые применён формат «Флотилии плавучих университетов» [5]. Волго-Каспийская «Флотилия», работая на базе ряда научно-исследовательских судов и полевых маршрутных автомобилей, включила в себя «Гагаринский плавучий университет» (Саратов), «Волжский плавучий университет» (Волгоград), «Каспийский плавучий университет» (Астрахань), «Плавучую кафедру эволюционной урбанистики ЮНЕСКО» (совместный проект СГТУ и кафедры ЮНЕСКО МГУ), а также «Плавучую научно-художественную школу» и «Плавучую университетскую библиотеку». В 2018 г. «Флотилия плавучих университетов» пополнилась «Плавучим геоэколого-социологи-ческим центром» (проект ВШЭ и СГТУ, Москва-Саратов), «Плавучим научным кафе», «Плавучей телевизионной школой» и даже «Плавучим научно-историческим театром» (проект театральной мастерской «Грани» с целью постановок о деятельности Больших Академических экспедиций). Апробирован также оригинальный проект «Объединённый плавучий университет В.И. Вернадского», организованный Ассоциацией «Объединённый университет имени В.И. Вернадского», включающей Тамбовский ГТУ, Крымский ФУ, Липецкий ГТУ и др. - всего 15 организаций из 13 субъектов РФ.

Экспедиции изначально проводятся при поддержке Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, Русского географического общества, сетевой кафедры ЮНЕСКО по изучению возникающих глобальных и этических вызовов для больших городов и их населения факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Ассоциации «Объединённый университет им. В.И. Вернадского» и являются мероприятием «Всероссийского фестиваля науки». Экспедиции дали значительные разносторонние результаты: собран разнообразный фактический материал по всем запланированным направлениям научных исследований, итоги доложены на многочисленных конференциях, студентами получены оригинальные навыки, защищены отчёты по учебным и производственным практикам, выполнены курсовые и выпускные квалификационные работы. После завершения активной полевой фазы экспедиций проводится активная обработка собранного фактического материала. Научные наработки внедряются в аудиторный учебный процесс.

Особое внимание при организации и проведении экспедиций изначально уделялось музейной деятельности благодаря тесному сотрудничеству Музея естествознания СГТУ и Музея землеведения МГУ, а также эффективным контактам с представителями музейного сообщества регионов, через которые следовали экспедиционные маршруты. В организационном плане были применены следующие новшества: а) организация совместных сборов сотрудниками Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ непосредственно в полевых маршрутах по заранее согласованной программе (геолого-минералогические, палеонтологические, энтомологические, историко-урбанистические артефакты для учебных и экспозиционных коллекций, а также обменного фонда); б) привлечение к кратковременному участию в экспедиционных маршрутах сотрудников иных музеев для совместных работ на конкретных известных объектах и местонахождениях; особенно продуктивно такое сотрудничество состоялось с Вольским музеем краеведения, Музеем села Белогорское, Музеем СамГТУ, Самарским областным историко-краеведческим музеем, Музеем Богдинско-Баскунчакского заповедника и др.; в) изучение в процессе 186

экспедиций землеведческих экспозиционных и фондовых коллекций вузовских, а также районных и областных краеведческих музеев; г) сотрудничество с краеведами, коллекционерами-любителями и объединениями юных геологов и экологов [4].

Результаты экспедиций в части развития вузовских музеев оказались весьма разнообразными. Многие собранные артефакты заняли достойное место в учебных и экспозиционных коллекциях вузовских музеев, были пополнены объекты «лаборатории юного натуралиста» в Музее естествознания СГТУ, созданные для активной деятельности посетителей («палеонтологическая песочница», «глобальная осыпь» и др.). Артефакты крупных размеров и значительной массы расположены в системе микропарков Музея естествознания СГТУ. Процесс совместного поиска, отбора и погрузки материалов для музеев привлекал внимание журналистов и украсил ряд телевизионных репортажей, газетных и интернет-статей, а также научно-популярные фильмы об экспедициях из серии «Путешествие по волжским берегам». Специально разработаны и оформлены на экспедиционных материалах ряд тематических коллекций по энтомологической, неотектонической, палеоэкологической и другим тематикам. Художественные и фотохудожественные произведения, созданные участниками «Плавучей научно-художественной школы», проиллюстрировали соответствующие экспозиции и украсили залы музеев. Более того, в разных городах, в различных научно-образовательных и интеллектуальных центрах по мере следования экспедиции постоянно организовывались временные выставки только что созданных картин и фотоэтюдов. По окончании экспедиций практика выставок продолжена: при Музее естествознания СГТУ открыта выставка работ фотохудожника А.М. Паничева (приглашённого профессора Волго-Каспийской Флотилии плавучих университетов, представляющего Тихоокеанский институт географии ДВО РАН и ДФУ, Владивосток); в Тамбове работает выставка картин художника Музея землеведения МГУ И.А. Исаева. Широкой общественности весь комплекс новаций концентрированно демонстрируется на специально разработанном мероприятии под названием «Дни флотилии плавучих университетов», которое состоялось дважды - в Саратове (2018) и Тамбове (2019).

Опыт создания совместных межмузейных экспозиций. Изначально в качестве одной из задач экспедиций объявлено индуцирование междисциплинарного взгляда представителей разных научных направлений на природные объекты и артефакты. Показательным примером междисциплинарного осмысления собранного материала научных фондовых коллекций может служить исследование полученного при изучении обширного костного материала из раскопанного в спелестологическом объекте захоронения млекопитающих, выполненное совместно палеонтологами и урбанолога-ми [2]. Другим примером является изучение обширных сборов жерновов и молотильных камней (изготовленных, в частности, путём тёса «ракушняков» палеогенового возраста), выполненное совместно историками, географами и палеонтологами [10]. Такой подход дал свои плоды и применительно к музейной деятельности.

В музеях, участвовавших в различной мере в экспедиционных работах, создаются и проектируются экспозиции (выставки, отдельные витрины), отражающие оригинальную междисциплинарную проблематику и содержащие в своей основе экспонаты, собранные отрядами «Флотилии плавучих университетов». Так, в Музее землеведения МГУ модернизирована экспозиция «Среднее и Нижнее Поволжье» (ГЗ МГУ, 24 этаж). В Музее естествознания СГТУ подготовлены новые экспозиции: «Эволюция экосистем - палеоэкологический дайвинг», «Эволюционная урбанистика - от городищ до

урбосферы» (корпус 25, Центральный зал музея), «Синергетика геоэкосистем» (5 корпус), «Микропарк палеогенового периода» (дворовая территория 5 корпуса).

Также появляются совместные экспозиции музеев, среди которых можно назвать как действующие (совместные экспозиции Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ, которые мы подробно рассмотрим ниже), так и находящиеся в пилотной стадии проектирования и проработки концепции (совместная экспозиция Музея Тамбовского ГТУ и Музея естествознания СГТУ «Эпизоды коэволюции биосферы и литосферы» - пилотный проект на пути к созданию «Научно-просветительского музея В.И. Вернадского» в Тамбове и совместная экспозиция Музея Мирового океана и Музея естествознания Саратовского ГТУ с рабочим названием «Древние «курильщики» океана Тетис» в Калининграде).

Наиболее глубоким и разносторонним на сегодняшний день представляется опыт совместной деятельности Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ. Благодаря экспедициям 2015-18 гг. сотрудничество вышло на новый уровень, в т. ч. в деле создания межмузейных выставок и экспозиций. В последние годы развивается оригинальная совместная междисциплинарная экспозиция «Эволюция геоэкосистем Поволжья и Прикаспия: исследования региона в рамках проекта "Флотилия плавучих университетов"». Торжественное открытие выставки состоялось весной 2017 г. в Музее землеведения на 24 этаже Главного здания МГУ. Помимо информационных стендов об истории изучения Поволжья и Прикаспия (с особым вниманием к 250-летию Больших Академических экспедиций), научно-образовательной деятельности экспедиций и экологическом образовании студентов и школьников, в зале экспонируются ряд витрин с артефактами, собранными учёными и студентами университетов из более 20 городов России - участников экспедиций. В витринах и на подиумах представлены образцы, отражающие разнообразие геосистем, эволюцию экосистем, палеоэкологические особенности сообществ, опасные геопроцессы, а также аспекты экологической истории сети поселений. Данная совместная экспозиция презентована на Всероссийском фестивале науки на площадках МГУ и СГТУ. Она пользовалась большой популярностью у посетителей музея. Логичным итогом стало издание путеводителя и каталога экспозиции [8], презентованного на двух Всероссийских научных конференциях: «Наука в музее» (12-14 сентября 2018 г., Музей естествознания СГТУ) и «Наука в вузовском музее» (14-16 ноября 2018 г., Музей землеведения МГУ).

Перспективы сотрудничества музеев в формате экспедиции «Флотилия плавучих университетов» и постоянное появление новых оригинальных экспонатов позволили планировать дальнейшее развитие совместной экспозиции и её модернизацию, а также проектировать новые. В связи с этим был предложен ряд преобразований в музейном пространстве [3]. Коллекция «Палеоэкология и проявление глобальных биогеоце-нотических кризисов на территории современного Среднего и Нижнего Поволжья» и коллекция «Георазнообразие и геонаследие» из состава совместной экспозиции включены в основную экспозицию Музея землеведения МГУ, посвящённую Поволжью и Прикаспию (24 этаж ГЗ МГУ).

Коллекции «Опасные геопроцессы и неотектоника в развитии сетей поселений» и «Геоэкологическая история урбосистем и сетей поселений» существенно модернизированы и дополнены новыми экспонатами, доставленными последней экспедицией «Флотилия плавучих университетов. Дорога энциклопедистов» (2018), посвящённой 250-летию начала Больших Академических экспедиций. Эти материалы стали основой новой совместной выставки Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ, 188

научная логика которой раскрывает обширную тематику исследования урбосферы в предметном поле землеведения, исторической геоэкологии сетей поселений и эволюционной урбанистики.

Концепция выставки. Обращение к урбанистической тематике не случайно. Её актуальность очевидна, и одним из традиционных направлений работы «Флотилии плавучих университетов» является именно эволюционная урбанистика [6]. Спектр изучаемых вопросов широк - от выражения истории поселений в геологической летописи и урботафо-номии до социальных трансформаций в сетях поселений. В этом направлении в составе экспедиции постоянно работает междисциплинарная научная группа, объединяющая разнообразных специалистов (от геологов до социологов) и позиционируемая как «Плавучая кафедра эволюционной урбанистики ЮНЕСКО» (совместный проект кафедры ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем городов Факультета глобальных процессов МГУ и сетевой кафедры эволюционной урбанистики ЮНЕСКО СГТУ), «Плавучий геоэколого-со-циологический центр» (совместный проект СГТУ и Высшей школы экономики). Одной из задач научной группы является постоянный целенаправленный систематический сбор артефактов для вузовских музеев - учебных, научных, экспозиционных и фондовых коллекций, отражающих некоторую стадийность коэволюции урбосферы и литосферы.

Эти закономерности могут выглядеть следующим образом.

Стадия 1. Извлечённое литосферное вещество, фрагмент геологического тела (геообъекта) с последующей его механической обработкой. Вариантов использования всего два - создание «недвижимости» (кладка обработанных в различной степени глыб) или орудия труда (рабочие части примитивных механизмов). Самый древний в истории человечества вариант использования каменного материала, широко практикуемый и сегодня.

Стадия 2. Вещество литосферы извлекается и перерабатывается, будучи вовлечённым человеком в спланированные им физико-химические процессы. Появляются геоматериалы, неизвестные в природе с заданными свойствами (антропогенные минералы и горные породы). Расширяется спектр использования и технологические возможности. Накапливаются отходы, формирующие антропогенные геологические тела.

Стадия 3. Развитие поселения - урбосистемы. Новые материалы возвращаются в литосферное пространство в качестве элементов спелестологических объектов, антропогенные геологические тела достигают фациального и генетического разнообразия, превышающего таковое в природе до человека. Появляются антропогенные почво-грунты. Технологии взаимодействия техносферы с литосферой бурно развиваются - появляются обширные новые отрасли (например, геоинженерия), принципиально новые материалы и варианты их применения в геосреде (геоткани и др.). Эти тенденции ускоряются при эволюционной последовательности от городищ до мегаполисов и глобальной системы - урбосферы.

Концепция новой выставки предполагает учитывать следующие основные тематические аспекты [3].

«Урбосфера как комплексная оболочка планеты», эффектно отражающая глобальные проблемы взаимодействия геосфер. При кажущейся искусственности она обладает всеми особенностями и атрибутами «настоящей» планетарной оболочки: фрактальными границами, сетевой внутренней структурой, способностью реализации механизмов взаимодействия с другими оболочками (от «физических» до антропогенных: ноосфера, техносфера, семиосфера и др.) [1]. На наш взгляд, значительная часть урбанистической проблематики логически перекрывается с предметным полем такого междисциплинарного направления, как землеведение. Более того, землеведение, благодаря взаимодействию с урбанистикой, всё шире открывает области совместных интересов

с социологическим и культурологическим циклами наук. Урбосфера является ключевой гео-био-социосистемой, междисциплинарное изучение которой обеспечит основу для моделирования сценариев дальнейшего глобального развития человечества, его взаимодействия с природой. Представить обозначенные положения в музейном пространстве возможно не только посредством плакатной графики, но и комплексом артефактов (например, урботафономические ряды из геологических разрезов, отражающие связь развития урбосистем с природной цикличностью разного ранга - трансгрессивно-регрессивной, гляциально-интергляциальной, плювиально-аридной и др.).

«Геоэкологическая история поселений и взаимодействие геосфер». Определяющей проблематикой здесь, видимо, может быть роль геоса и биоса (биогеосистем и биогеоценозов) как первоначальной естественной матрицы на всех этапах развития урбосферы, изучение которой необходимо для решения практических задач современной урбанистики. При анализе значения геолого-геоморфологического субстрата (важнейшая роль которого в развитии городов убедительно показана начиная с классических работ Р. Леггета [15] полувековой давности), на первый взгляд, наблюдается снижение этой роли в эволюционной последовательности - от «пещерных» городов до проектируемых «летающих», однако оно кажущееся, поскольку механизмы взаимодействия геосфер в планетарном формате сложны, нелинейны и весьма слабо изучены. Важность изначальной природной основы для урбосферы можно показать в музейном пространстве, например, посредством раскрытия экологических функций литосферы [14]. Наиболее ярко комплексом артефактов можно выразить ресурсную экологическую функцию литосферы в геоэкологической истории сети поселений (разнообразные строительные материалы, дробящие и перетирающие технические устройства, образцы из разрезов различных урбофаций антропогенных отложений разных исторических эпох и т. п.).

«Опасные геопроцессы в развитии сетей поселений». Опасные процессы проявляются, как известно, комплексно во всех оболочках планеты посредством механизмов взаимодействия геосфер (например, известная нелинейная модель «разлом-ионосфера») [9]. Последствия проявления системы геоэкологических опасностей особо болезненны для человечества именно на урбанизируемых территориях. Иллюстрацией может являться раскрытие геодинамической экологической функции литосферы для сетей поселений и обострение связанных с этим проблем функционирования урбосистем. Опасные геопроцессы на урбанизированных территориях (оползневые, эрозионные, абразионные, карстово-суффозионные, сейсмогенные, формирование антропогенных геологических тел и др.) в музейном пространстве могут отображаться как каменным коллекционным материалом, так и фотографическими иллюстрациями чрезвычайных ситуаций.

Особым элементом выставки, развитие которого в перспективе возможно до самостоятельной экспозиции, может стать комплекс артефактов, отражающих тематику разнообразия антропогенных отложений и почвогрунтов-урбанозёмов как продуктов развития урбосферы и взаимодействия геосфер в её формате. В музейном пространстве это возможно представить через метафору «человечество - соавтор каменной летописи урбосферы». Здесь возможно отражение таких интереснейших феноменов, как «память» почв и геосистем [12], а также геоэкософских вопросов - восприятие человеком природы как «храма или мастерской» и мн. др. Предлагается в перспективе оформить эволюционные ряды почвогрунтов, представив последовательно материалы из антропогенных отложений (и изменённых почв) поселений разных исторических эпох, а также «сукцессии» - последовательность материалов из разных зон развития урбосистемы (монолиты почвогрунтов с территорий поселений доставлены экспедицией). 190

Следует отметить потенциальную неисчерпаемость такой синтетической «урба-нистическо-землеведческой» тематики и, следовательно, широкие логические и методические перспективы развития выставки.

Структура и содержание выставки. Согласно принятому плану работ Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ в начале 2019 г. осуществлена разработка экспозиции «Геологический след человека. Геоэкологическая история урбоси-стем и сетей поселений Поволжья», подготовленной по итогам экспедиций «Флотилия плавучих университетов» в Поволжье и Прикаспии. Общеизвестно, что в этом обширном географическом регионе наиболее проявлены следы нескольких этапов активного развития сети поселений, которые условно можно представить как «ордынский», «немецкий» и «советский». Именно к ним приурочены экспонаты выставки.

Выставка встречает посетителя нестандартно. При входе в лифтовом холле 28 этажа ГЗ МГУ экспонируется на отдельном подиуме доставленный экспедицией «Флотилия плавучих университетов» молотильный камень (дробильный камень, зубчатка, гарман) производства немецких колонистов (~ середина 19 в.), выполненный из местного песчаника, насыщенного раковинной макрофауной (ныне заброшенное село Песчаное Саратовской области; ранее немецкая колония МапепЬе^, основанная в 1855 г.). Экспонат (рис. 1) рассказывает о технологически примитивном с позиции сегодняшнего дня использовании объекта литосферы для целей сельскохозяйственного производства. Как известно, до второй половины XIX в. зерно обмолачивалось вручную цепами, но позднее, в 40-х гг. изобрели зубчатый молотильный вал, приводимый в движение лошадью (оглобли крепились к оси, на которую нанизывалась зубчатка). В центре площадки ставился столб, вокруг которого укладывались снопы. Лошадь медленно ходила по кругу, зубчатка оббивала зерно, которое сгребали к центру площадки. Основной промысел по изготовлению зубчаток из палеогенового ракушечника находился в немецкой колонии Нижняя Добринка (бывш. Мошп§ег, основанная в 1764 г.) на Волге; в окрестностях Уракова бугра сохранились каменоломни, исследованные экспедицией. Позднее, в конце XIX в. в Волгоградской области научились формовать зубчатки из бетона [10]. Таким образом, экспонат анонсирует выставку, основная часть которой размещена тремя этажами выше - в Ротонде (31 этаж ГЗ МГУ).

Архитектура и интерьер Ротонды позволили распределить экспозицию согласно кольцевой системе в виде последовательной серии расположенных в промежутках между колоннами, логически связанных основных подиумов с покатой на посетителя верхней плоскостью (и сопровождающих их горизонтальных боковых мини-подиумов). При таком расположении каждый тематический раздел (коллекция) занима-

Рис. 1. Молотильный камень, выставленный в холле 28 этажа МЗ МГУ.

ет свой сектор кольца. Общая логика движения посетителя в музейном пространстве предполагает его знакомство с последовательными стадиями возрастающей в процессе развития человечества трансформации им литосферного вещества.

Экскурсия по выставке начинается с рассмотрения раздела «Начальная структурно-функциональная степень преобразования вещества литосферы человеком». В нём представлены экспонаты: остатки подземного сооружения (коммуникации) из культурного слоя средневекового города Бельджамена - глыбы глауконитового плотного песчаника (коренное местонахождение местное, предполагаемый возраст палеогеновый) со следами тёса (севернее города Дубовка, Волгоградская область); глыба извест-няка-ракушняка из культурного слоя Самосдельского городища со следами обработки (коренное месторождение каменного материала расположено на п-ве Мангышлак в Казахстане) и окатанности, связанной с переотложением каспийской трансгрессией (Самосдельское городище, Астраханская область; сборы совместно с Д.О. Соловьевым, Астраханское региональное отделение РГО); глыба алевролита палеогенового возраста с явными следами тёса и тщательной обработки - элемент кладки спелестологического сооружения погребного типа, выполненного немцами-колонистами (18-19 век, село Галка, Волгоградская область); глыба туфа, обработанная посредством распиловки и обкалывания - привозной строительный материал, использовавшийся в городе Саратове в середине 20 века (северная окраина Саратова).

Следующий раздел «Получение новых строительных материалов посредством глубокой переработки георесурсов» предлагает посетителю выставки ознакомление с различными экспонатами: кирпич местного производства из кладки крупнейшего костёла времен немецких колонистов на Волге (постройка 1907 г.) (село Каменка Саратовской области; бывшая колония БаЬг, основанная в 1765 г.); фрагмент цементной плиты, захороненной под почвенными новообразованиями - напольное покрытие наземной постройки времён немцев-колонистов на Волге (предположительно 18 век -времена Больших Академических экспедиций, севернее села Галка Волгоградской области, ныне мёртвая зона немецкой колонии Оа1ка или Ме1егЬо1ег, подробно описанной П.С. Палласом в 1773 г.); фрагменты кирпича из кладки строений средневекового города (Самосдельское городище, Астраханская область; сборы совместно с Д.О. Соловьёвым, Астраханское региональное отделение РГО); фрагмент стеновой постройки - строительный материал поселения 19 века из разноразмерных (от дресвы до небольших глыб) обломков местных горных пород (верхнемеловых-палеогеновых песчаников, силицитов, алевролитов) - внешне воспринимается как «искусственная брекчия» (село Щербаковка, Волгоградская область).

Выставку логически продолжает раздел «Формирование урбосферы как предельная стадия воздействия человека на геологический субстрат», посвящённый собственно ур-босистемам и сетям поселений, их эколого-землеведческим особенностям. Ряд экспонатов унаследован с развернутой ранее в этом зале выставки «Эволюция геоэкосистем Поволжья и Прикаспия». Таковым является «урбоориктокомплекс» верхней части разреза Са-мосдельского городища (Астраханская область) - извлечённый экспедицией совместно с археологом Д.О. Соловьевым материал аллохтонного захоронения фрагментов строений, костного материала, керамики, орудий труда. Заметны следы окатанности артефактов и наличие раковин волго-каспийских моллюсков, что свидетельствует о переотложении материала в период очередного подъёма уровня Каспия [8]. Витрину органично дополняют артефакты из культурного слоя средневекового города Бельджамен - разнообразная керамика, изготовленная горожанами из местных глин четвертичного возраста (север-192

нее города Дубовка, Волгоградская область). Более позднюю эпоху представляют остатки советских поселений Поволжья - галька кирпича (с. Федоровка, Саратовская область) и многочисленные железные предметы (с. Верхняя Банновка, Саратовская область).

Отдельно позиционируется небольшой, но логически важный раздел «Переработка вещества литосферы в промышленных зонах», в котором сосредоточены соответствующие артефакты. Наиболее показателен из них образец шлака - продукт процесса выплавки железа из местной руды (ожелезнённые песчаники, нижний мел, неоком), точная датировка возраста затруднительна (предположительно XVШ-XIX в.) (поселок Поливановка, западная окраина Саратова). Из фондов Музея землеведения МГУ в экспозицию внесён образец болотной руды (как сравнительный для демонстрации природного связанного железа) и железные археологические артефакты из окрестностей г. Пущино Московской области.

Информационное пространство зала структурировано системой логически взаимосвязанных вертикально ориентированных в межвитринных промежутках, а также надстроенных над подиумами стендов двух размерностей.

Заглавный крупный стенд (рис. 2) раскрывает посетителю выставки её основную идейную сущность - сообщает о том, что геологический след человека особенно заметен на фоне глобализационного процесса урбанизации. Формирование урбосферы на наших глазах и при нашем непосредственном участии протекает в тесном взаимодействии её с литосферой. Для развития городов и сёл человеком извлекаются георесурсы, осваивается геопространство, формируются новые антропогенные геологические тела, корректируются геопроцессы. Для обеспечения функционирования сети поселений создаются транспортные коммуникации, водохранилища, многочисленные техногенные объекты - эти факторы в комплексе создают часто запредельную нагрузку на все оболочки планеты, резко изменяя выработанные природой до человека принципы и механизмы коэволюции геосфер. «Каменная оболочка» планеты отвечает на вызовы человечества активизацией опасных геопроцессов (появление техногенных землетрясений, усиление оползневой деятельности и т. д.), наращиванием комплекса геоэкологических проблем в крупных городах (загрязнённость природных сред, снижение экологической комфортности проживания населения). Именно города и сети поселений наиболее уязвимы для опасных геопроцессов, а последствия геоэкологических кризисных событий и чрезвычайных ситуаций в городской среде воспринимаются особенно болезненно. Известно, что появление городов насчитывает около 6 тысяч лет, история человеческих поселений в целом охватывает гораздо более солидный этап, заметный даже в геологических масштабах времени. Всё это время сети поселений человека развиваются на геолого-геоморфологическом субстрате в неразрывном с ним единстве. Для познания фундаментальных закономерностей эволюционной урбанистики взгляд на урбосферу с позиций наук о Земле имеет особое значение и перспективу. Решение задач прогнозирования и планирования развития урбосистем, управления сетями поселений невозможно без изучения геоэкологической истории поселений, их взаимосвязи с геоморфоструктурными особенностями местности на разных этапах развития, анализа активности опасных геопроцессов. Поволжье и Прикаспий являются показательным научно-образовательным полигоном для изучения эволюционно-урбанисти-ческой проблематики и предлагают нам множество объектов «ордынского», «немецкого», «советского» и «постсоветского» этапов развития сети поселений.

Следующие крупные стенды рассказывают с помощью схем и фотоматериалов об истории экспедиционных исследований в Поволжье и Прикаспии, принципах работы

Геологический сл ед человека

в Среднем ы Нижнем Поволжье

1еоэкологическая история урбосистем и сетей поселений

Геоморфоструктурный анализ урбанизированных и потенциально урбанизируемых территорий

Рис. 2. Заглавный плакат выставки «Геологический след человека».

«Флотилии плавучих университетов», научной деятельности и обучении через исследования в экспедиции, экологическом образовании и просвещении как важнейшей миссии ФПУ, музейном сотрудничестве по итогам проекта. Стенды подчинённой размерности содержат иллюстративный фотоматериал с соответствующими комментариями к размещённым на подиумах экспонатам.

В настоящее время выставка «Геологический след человека» открыта для посетителей в экспериментальном режиме, её авторами проводится подготовка путеводителя и каталога. Опыт всестороннего сотрудничества Музея землеведения МГУ и Музея естествознания СГТУ посредством развития проекта «Флотилия плавучих университетов» показал, что возможно не только систематическое пополнение музейных коллекций собранными материалами, но и планирование целенаправленных совместных тематических сборов экспонатов экспедиционными отрядами, модернизация существующих и зарождение принципиально новых межмузейных тематических выставок и экспозиций.

Исследование выполнено при финансовой поддержкеМинобрнауки России (инициативный проект 5.5177.2017/8.9), в рамках комплексной научно-инновационной программы СГТУ имени Гагарина Ю.А. на 2019-2021 гг. и программы развития опорных университетов на 2017-2021 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешковский И.А., Иванов А.В., Ильин И.В., Короновский А.А., Страхова Л.М., Трубец-ков А.Д., Трубецков Д.И., Храмов А.Е., Яшков И.А. Нелинейная динамика глобальных процессов в природе и обществе / Под ред. И.В. Ильина, Д.И Трубецкова, А.В. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 2014. 456 с.

2. Иванов А.В., Романова Е.Г., Яшков И.А. Опыт комплексного изучения тафономических особенностей массового естественного захоронения млекопитающих в заброшенном антропогенном подземном сооружении // Проблемы палеоэкологии и исторической геоэкологии. Все-рос. науч. конф. Москва - Саратов: ПИН РАН им. А.А. Борисяка - СГТУ им. Ю.А. Гагарина -ООО «Кузница рекламы», 2018. С. 25-27.

3. Иванов А.В., Снакин В.В., Смуров А.В., Яшков И.А. Историческая геоэкология сетей поселений и эволюционная урбанистика: концепция совместной выставки МГУ и СГТУ по итогам экспедиции «Флотилия плавучих университетов» // Наука в вузовском музее. Мат. Всерос. науч. конф. М.: МАКС Пресс, 2018. С. 43-46.

4. Иванов А.В., Сочивко А.В., Яшков И.А., Епифанов В.А., Коковкин А.А. «Флотилия плавучих университетов» и развитие системы вузовских музеев // Мат. Всерос. науч. конф. «Наука в вузовском музее». М.: Музей землеведения МГУ, 2017. Ч. 1. С. 17-20.

5. Иванов А.В., Яшков И.А. «Флотилия плавучих университетов» в Среднем и Нижнем Поволжье. Саратов: Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 2017. 28 с.

6. Иванов А.В., Яшков И.А., Ковалев М.В. Экологическая история и эволюционная урбанистика: опыт теоретического синтеза и практического взаимодействия (на примере Казахстана) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 6 (57). С. 98-105.

7. Иванов А.В., Яшков И.А., Коковкин А.А., Исаченко А.П. Научно-просветительская экспедиция по Саратовско-Волгоградскому Правобережью «Гагаринский плавучий университет». Путевые фотоочерки. М.: Изд-во «Университетская книга», 2015. 200 с.

8. Иванов А.В., Яшков И.А., Плеве И.Р., Смуров А.В., Сочивко А.В., Снакин В.В. Эволюция геоэкосистем Поволжья и Прикаспия: исследования региона в рамках проекта «Флотилия плавучих университетов». Путеводитель и каталог экспозиции. М.: Изд-во МГУ, 2018. 72 с.

9. Летников Ф.А. Синергетика геологических систем. Новосибирск: Наука, 1992. 230 с.

10. Плеве И.Р., Яшков И.А., Иванов А.В. Молотильные камни и жернова из палеогенового «ра-кушняка» (производство немцев Поволжья, XIX-XX вв.) в Музее естествознания СГТУ им. Ю.А. Гагарина // Золотой век российской малакологии. Сб. тр. Всерос. науч. конф. Москва - Саратов: ПИН РАН им. А.А. Борисяка - СГТУ им. Ю.А. Гагарина - ООО Кузница рекламы, 2016. С. 317-336.

11. Сузюмов А.Е., Козлова Е.В., Ахманов Г.Г. 25 лет под парусами науки: плавучий университет (обучение через исследования) // Георесурсы. 2015. № 2(61). С. 106-110.

12. Таргульян В.О., Бронникова М.А., Грачева Р.Г., Александровский А.Л., Гольева А.А., Ко-нопляникова Ю.В., Сычева С.А., Карпова Ю.О., Горячкин С.В. Память почв и геосистем // Век географии. М.: Дрофа, 2018. С. 184-206.

13. Трофимов В.Т., Глумов И.Ф., Иванов М.К., Сузюмов А.Е., Карлин Л.Н., Ахманов Г.Г., Козлова Е.В., Плинк Н.Л., Еремина Т.Р., Гогоберидзе Г.Г., Беляева В.Н. Плавучий университет: обучение через исследования // Вестник МГУ. Сер. 4. Геол. 2003. № 3. С. 48-52.

14. Трофимов В.Т., Зилинг Д.Г. Формирование экологических функций литосферы. СПб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2005. 190 с.

15. Legget Robert F. Cities and Geology. New York: McGraw-Hill Book Company, 1973. 624 p.

REFERENCES

1. Aleshkovsky I.A., Ivanov A.V., Ilyin I.V., Koronovsky A.A., Strakhova L.M., Trubetskov A.D., Trubetskov D.I., Hramov A.E., Yashkov I.A. Nonlinear dynamics of global processes in nature and society. 456 p. (Moscow: Moscow University Press, 2014) (in Russian).

2. Ivanov A.V., Romanova E.G., Yashkov I.A. The experience of a comprehensive study of the tafonomic features of mass natural burial of mammals in an abandoned anthropogenic underground structure. Problems of Paleoecology and Historical Geoecology. Compilation of materials of the All-Russian scientific conference. P. 25-27 (Moscow-Saratov, 2018) (in Russian).

3. Ivanov A. V., Snakin V.V., Smurov A.V., Yashkov I.A. Historical geoecology of settlement networks and evolutionary urbanistics: the concept of a joint exhibition of MSU and SSTU following the results of the expedition «Fleet of Floating University». Science in the University Museum. Materials of the All-Russian Sci. conf. P. 43-46 (Moscow, 2018) (in Russian).

4. Ivanov A.V., Sochivko A.V., Yashkov I.A., Epifanov V.A., Kokovkin A.A. «Fleet of Floating University» and development of the system of University museums. Science in the University Museum. Materials of the Annual All-Russian Scientific Conference. P. 17-20 (Moscow, 2017) (in Russian).

5. Ivanov A.V., Yashkov I.A. «Fleet of Floating University» in the Middle and Lower Volga region. 28 p. (Saratov: SGTU, 2017) (in Russian).

6. Ivanov A.V., Yashkov I.A., Kovalev M.V. Environmental History and Evolutionary Urbanism: the Experience of Theoretical Synthesis and Practical Cooperation (on the Example of Kazakhstan). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 6, 98-105 (2018) (in Russian).

7. Ivanov A.V., Yashkov I.A., Kokovkin A.A., Isachenko A.P. Scientific and educational expedition along the right bank of the Volga river (Saratov-Volgograd regions) «Gagarin Floating University». Travel photo essay. 200 p. (Moscow: «Universitetskaya kniga», 2015) (in Russian).

8. Ivanov A.V., Yashkov I.A., Pleve I.R., Smurov A.V., Sochivko A.V., Snakin V.V. Evolution of geoecosystems of Volga and Pre-Caspian regions: the research with in «Floating Universities Fleet» Project. Guide and catalogue to collaborative exibition. 72 p. (Moscow: Moscow University Press, 2018) (in Russian).

9. Letnikov F.A. Synergy of geological systems. 230 p. (Novosibirsk, 1992) (in Russian).

10. Pleve I.R., Yashkov I.A., Ivanov A.V. Threshing stones and millstones made of paleogene coquina sandstone produced by Volga germans in the 19th-20th centuries, and housed in the Natural history museum of SGTU. Golden Age of Russian Malacology. Collective volume of the All-Russia research conf. P. 317-336 (Moscow-Saratov, 2016) (in Russian).

11. Suzyumov A.E., Kozlova E.V., Akhmanov G.G. 25 years under Sails of Science: Floating University (Training-through-Research). Georesursy. 2 (61), 106-110 (2015) (in Russian).

12. Targulian V.O., Bronnikova M.A., Gracheva R.G., Alexandrovskiy A.L., Golyeva A.A., Konoplianikova Yu.V., Sycheva S.A., Karpova Yu.O., Goryachkin S.V. Memory of the soil and of geosystems. The Age of Geography. P. 184-206 (2018) (in Russian).

13. Trofimov V.T., Glumov I.F., Ivanov M.K., Suzyumov A.E., Karlin L.N., Akhmanov G.G., Kozlova E.V., Plink N.L., Eremina T.R., Gogoberidze G.G., Belyaeva V.N. Floating university: Training-through-Research. Moscow University Geology Bulletin. 3, 48-52 (2003) (in Russian).

14. Trofimov V.T., Ziling D.G. The formation of the ecological functions of the lithosphere. 190 p. (St. Petersburg, Saint Petersburg State University Press, 2005) (in Russian).

15. Legget Robert F. Cities and Geology. 624 p. (N.-Y.: McGraw-Hill Book Company, 1973).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.