Научная статья на тему 'Выставка "Амто, Корякия!" в Музее землеведения МГУ'

Выставка "Амто, Корякия!" в Музее землеведения МГУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРЯКСКИЙ ОКРУГ / КОРЯКИ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕОЛОГИЯ / KORYAK OKRUG / KORYAKS / ETHNOGRAPHIC COLLECTION / EXHIBITION ACTIVITIES / MUSEOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лаптева Е.М., Снакин В.В., Колотилова Н.Н.

С 28.11.2018 г. по 20.02.2019 г. в Музее землеведения МГУ проведена выставка «Амто (здравствуй), Корякия!». Выставка организована с целью знакомства сотрудников, учащихся и гостей Московского университета с людьми и природными достопримечательностями Дальневосточного региона Российской Федерации и составлена из предметов быта и искусства народов Корякии из частной коллекции Людмилы Викторовны Каюровой2 и фондовых материалов Музея землеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXHIBITION "AMTO, KORYAKIA! " AT THE MSU EARTH SCIENCE MUSEUM

From November 28, 2018 till February 20, 2019 the MSU Earth Sciences Museum hosted the exhibition «Amto (hello), Koryakiya!». The exhibition aimed to make the museum staff, MSU students and Museum guests familiar with people and natural landmarks of the Koryak Okrug. Among the exhibits one could see household items and art objects of Koryakiya peoples. The demonstrated collection was composed by the items from the private collection of Lyudmila V. Kayurova and from the Museum collections.

Текст научной работы на тему «Выставка "Амто, Корякия!" в Музее землеведения МГУ»

УДК 069.01; 571.661

ВЫСТАВКА «АМТО, КОРЯКИЯ!» В МУЗЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ

Е.М. Лаптева, В.В. Снакин, Н.Н. Колотилова1

С 28.11.2018 г. по 20.02.2019 г. в Музее землеведения МГУ проведена выставка «Амто (здравствуй), Корякия!». Выставка организована с целью знакомства сотрудников, учащихся и гостей Московского университета c людьми и природными достопримечательностями Дальневосточного региона Российской Федерации и составлена из предметов быта и искусства народов Корякии из частной коллекции Людмилы Викторовны Каюровой2 и фондовых материалов Музея землеведения.

Кпючевые слова: Корякский округ, коряки, этнографические коллекции, выставочная деятельность, музеология.

THE EXHIBITION «AMTO, KORYAKIA! » AT THE MSU EARTH SCIENCE MUSEUM

E.M. Lapteva, V.V. Snakin, Dr.Sci (Biol.), N.N. Kolotilova, Dr.Sci (Biol.)

Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum)

From November 28, 2018 till February 20, 2019 the MSU Earth Sciences Museum hosted the exhibition «Amto (hello), Koryakiya!». The exhibition aimed to make the museum staff, MSU students and Museum guests familiar with people and natural landmarks of the Koryak Okrug. Among the exhibits one could see household items and art objects of Koryakiya peoples. The demonstrated collection was composed by the items from the private collection of Lyudmila V. Kayurova and from the Museum collections.

Keywords: Koryak Okrug, Koryaks, ethnographic collection, exhibition activities, museology.

Введение. Корякский округ - административно-территориальная единица с особым статусом в составе Камчатского края России - располагается в северной части полуострова Камчатка, занимая 60 % его площади, прилегающую к нему часть материка и остров Карагинский. Корякский национальный округ был административно образован 10.12.1930 г., в 1977 г. переименован в Корякский автономный округ; с 01.07.2007 г. в составе Камчатской области. Посёлок городского типа Палана 15.10.2017 отметил 80-летие со дня присвоения статуса административного центра Корякского округа.

Географическое положение округа уникально - на западе он выходит к Охотскому морю, на востоке - к Берингову. Северо-запад Корякского округа омывается водами Пенжинской губы залива Шелихова, который известен самыми высокими приливами в России. Этот необжитый край занимает северную часть Срединного хребта, южную часть Корякского нагорья и часть Колымского нагорья на севере. Они разделены за-

1 Лаптева Екатерина Михайловна - научный сотрудник Музея землеведения МГУ, lama.mus.un@mail.ru; Снакин Валерий Викторович - д.б.н., зав. сектором музейно-методической работы и фондов Музея землеведения МГУ, гл.н.с. ИФПБ РАН, snakin@mail.ru; Колотилова Наталья Николаевна - д.б.н., в.н.с. Музея землеведения МГУ, доцент биологического факультета МГУ, kolotilovan@mail.ru.

2 Каюрова Людмила Викторовна - частный коллекционер, заслуженный юрист РФ, уроженец п. Палана, выпускница юридического факультета Иркутского государственного университета, проработала ок. 30 лет в Суде Корякского автономного округа; с 2009 г. - судья в почетной отставке; в настоящее время - житель г. Смоленска.

68 Жизнь Земли 41(1) 2019 68-75

болоченными Пенжинским и Парапольским долами с множеством мелких озёр. На Корякском нагорье высотой 600-1800 м встречаются ледники и старые вулканические конусы; в его центре возвышается г. Ледяная - памятник природы и высочайшая гора Северо-Востока России (2562 м). Здесь можно увидеть по-настоящему дикую природу, повстречать лосей, оленей, бурых медведей и снежного барана - эндемика Корякского нагорья (его чучело представлено в Музее землеведения). Большую часть о. Карагин-ский занимают невысокие горы, покрытые ольхой, кедровым стлаником и лугами на открытых местах.

Корякия славится обилием пушного зверя. Здесь обитают соболь, песец, горностай, лисица, заяц. В прибрежных водах водятся касатка, белуха и морская свинья, а на побережьях устраивают лежбища моржи, сивучи и северные морские котики. В реках и водах морских заливов множество рыбы: кета, горбуша, навага, сельдь. Во время нереста лосося на реки выходят медведи.

Это один из наименее заселённых регионов Евразии, выделяющийся своей малонаселённостью даже среди других северных территорий. Городов в округе нет, в Пала-не проживает 2920 человек (01.01.2018), а во всём Корякском округе - немногим более 16 тыс. жителей.

Коренное население Камчатки - коряки, ительмены, эвены и др. - столь же своеобразны по языку, обычаям, искусству и культуре, как и другие малые народы Крайнего Севера. Они имеют свои особые художественные принципы, вкусы и традиции. Общая численность коряков на Камчатке более 6,5 тыс. человек, часть из них ведёт кочевой образ жизни на оленьих пастбищах в тундре, часть - оседлые береговые коряки -алюторцы и кереки, также внесённые в Перечень коренных малочисленных народов России. По переписи населения 2010 г. кереками себя записали только четыре человека. Мы стали свидетелями исчезновения этого этноса, история которого насчитывает не менее трёх тысяч лет. На выставке особое место заняла картина «Рыбак (последний керек). Бухта Наталья» (автор В. Запороцкий).

Инициативу о необходимости и важности знакомства граждан России с народами и этносами, населяющими Россию, озвучил 31.10.2016 г. Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям (в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики России). Коллекционеры Л.В. Каюрова и А.С. Суворов на протяжении 10 лет занимаются организацией благотворительного проекта «Амто (здравствуй), Корякия!», способствующего выполнению этой Стратегии. Проектом предусматривается активная выставочная деятельность в европейской части России, издание и переиздание редких книг о камчатском Севере и, учитывая повышение значимости Арктики для России, проведение открытых уроков Севера в школах. Коллекция неоднократно выставлялась в различных городах России и Беларуси.

«Амто, Корякия!». 28 ноября 2018 г. в Музее землеведения при участии и поддержке Межрегиональной общественной организации «Камчатское землячество хорошо бы Гамулы в другие кавычки «одеть», сотрудники и студенты МГУ, друзья проекта. С вступительным словом выступил директор Музея профессор А.В. Смуров, который отметил важность организации выставки в стенах крупнейшего вуза России. О коллекционере Л.В. Каюровой и истории создания этнографической коллекции рассказал её ближайший друг, помощник, человек, поддерживающий во всех начинаниях - супруг А.С. Суворов. Затем прозвучали выступления председателя и заместителя председателя правления Камчатского землячества «Гамулы» В.В. Семернина и Е.А. Гладилиной.

Почётным гостем открытия выставки был летчик-испытатель, Герой России О.Е. Му-товин.

Людмила Викторовна Каюрова - частный коллекционер, заслуженный юрист Российской Федерации, судья в почётной отставке - представила свою коллекцию [2], состоящую из нескольких сотен картин и предметов декоративно-прикладного искусства мастеров Камчатки (рис. 1). Собрание картин, на которых изображены неповторимые северные пейзажи и люди, живущие в гармонии с природой, представлено различными техниками - масло, пастель, акварель, графика, гравюра, монотипия. Разнообразные предметы декоративно-прикладного творчества выполнены в традиционной манере резьбы и гравировки по кости, моржовому клыку и дереву. Различные изделия из меха, кожи, бисера, а также ритуальные и этнографические предметы, позволяют составить представление о богатой, самобытной, яркой и уникальной культуре коренных народов Камчатки. Большой интерес посетителей выставки вызывала экспозиция шкур зверей и одежды коряков (малахаев, кухлянок и парок), шаманский бубен, предметы шаманских обрядов, макеты жилищ кочевых и осёдлых народов Камчатки, картины и фотографии из их жизни. Самым таинственным предметом коллекции является родовое ритуальное копьё. Пока хозяин жив, копьё стоит у чума, и никто не имеет права к нему прикасаться. Когда глава рода умирает, этим копьём убивают белого оленя и любимую собаку умершего, сжигают их вместе, после чего оно передаётся сыну или брату усопшего. И так происходит из века в век. Среди экспонатов - древний костяной гребень для расчесывания травы, пареньские ножи с костяной ручкой для охоты и обработки шкур, трубки, женские и охотничьи сумочки,

кожаные очки для защиты от снега и света и многие другие предметы быта.

Коряки предстают перед нами как непревзойдённые мастера меховой мозаики и замечательные художники-косторезы. Корякское косторезное и камнерезное искусство представлено на выставке многочисленными изделиями - фигурками людей на промысле и в быту и животных - нерп, медведей, оленей, воронов, рыб и китов.

Меховая мозаика коряков - подлинное чудо народного декоративно-прикладного искусства. Пестрота, пятнистость, двух-цветность считаются признаком самого прекрасного в природе и в орнаменте. Особенно замечательны у корякских мастериц орнаментальные отделочные полосы, которыми обшивалась праздничная, особая танцевальная и погребальная одежда. Верхом мозаичного искусства была широкая 25-сантиметровая кайма - опуван, завершающая подол праздничной кухлянки. Узор её составлялся из мелких треугольников и ромбов, объединённых узором в более крупные геометрические фигуры [1]. 70

Г

к

Рис. 1. Людмила Викторовна Каюрова. Фото Ю.И. Максимова.

В недавнем прошлом у коряков процветало мастерство изготовления масок для шаманских обрядов. Маска представляет собой человеческое лицо с характерными европейскими чертами для театрализации внешности шамана. Их обычно вырезали из ольхи - любимого дерева северян, или кедрового стланика; для закрепления на лице приделывали ремешки. На выставке были представлены фотография шаманов в масках, а также подлинных масок. Праздничные маски вырезали к зимнему национальному празднику «Хололо», который проводится и в наши дни. Участники представления разыгрывают перед зрителями небольшие смешные интермедии. После праздника маски оставляют в тундре, как временные и неценные. На одной из самых ярких и жизнерадостных картин на выставке изображён танец на празднике «Хололо» (художник П. Этьен). Танцующие и играющие на бубнах коряки предстают и на других картинах и гравюрах: «Песня тундры» (художник С. Давыдов), «Корякская пляска», «Бубен говорит. Песня Айи» и «Лесновское Ололо» (художник В. Жиликова), «Танцуют "Норга-ли"» и «Танец "Чайки"» (художник С. Людке) и др.

С корякским жилищем посетителей знакомил макет каркасной яранги, конструкция которой позволяла переносить её в разобранном виде и быстро собирать на новом месте, защищать от снежных заносов благодаря воронкообразной верхушке и специальному входному коридору под снегом или землёй.

Об этих и других экспонатах коллекции с любовью рассказали Л.В. Каюрова и А.С. Суворов - истинные патриоты камчатского края. Творчество камчатских мастеров не оставило равнодушным посетителей выставки, а работы художников интересны каждому ценителю искусства. Народная национальная художественная культура представляет государственную ценность, тем более, что трудоёмкие мелко мозаичные или вырезанные целиком из кости изделия встречаются всё реже. Только в глубине Камчатского полуострова, например, в Ачай-Вайяме и других сёлах ещё есть замечательные мастера древнего корякского народного искусства [1].

Ярким событием на открытии выставки явилось выступление молодых участников ансамбля «Ейгунычвын» - «Школьные годы» (пгт. Палана) и его директора - хореографа С.Р. Кутынкавава (рис. 2). Самобытные танцы исполнены природной грации. Их можно описать словами журналиста Г. Потапенко: «...Юноши по-медвежьи косолапят и топают, рокоча бубнами, а девушки неподражаемо двигаются, струясь, как охотящийся соболь, или всплёскивая руками, как чайки крыльями - их пластику не скрадывают даже мешковатые меховые кухлянки»3 [4].

На выставке наряду с уникальными предметами народного искусства из коллекции Л.В. Каюровой достойное место занимали фондовые материалы Музея землеведения, в частности, геологические образцы с Корякского нагорья, архивные фотографии географической экспедиции XIX в. Д.Н. Анучина, коллекция корякских масок и другие экспонаты. Особый интерес вызвали т. н. иматровые камни - известковые конкреции (стяжения), результат осаждения кальцита в холодной воде. Эти причудливые фигурки (у тофаларов их называют «костырма») шаманы использовали для исправления душевного состояния человека. По поверьям, они отражают «тёмную» сторону личности человека и их лепит сам дух озера. Поутру нужно было найти на берегу свой камень среди тысячи других, изваянных природой, и он становился до конца жизни талисманом и оберегом.

С.П. Крашенинников о Камчатке и коряках. Интересные и уникальные сведения об образе жизни, быте, верованиях, языке коряков собрал один из первых исследователей Камчатки (рис. 3), участник Второй камчатской экспедиции (1733-43), Сте-

3 См. также фото на с. 3 обложки журнала.

Рис. 2. Выступление участников ансамбля «Ейгунычвын». Фото Ю.И. Максимова.

пан Петрович Крашенинников (1711-55). Выставка «Амто, Корякия!» организована в год 285-летия со времени начала и 275-летия со времени окончания этой экспедиции. В знаменитом «Описании земли Камчатки» [3] Крашенинников в сравнительном аспекте приводит данные по этнографии трёх народов Камчатки: камчадалов, курилов и коряков. Наиболее подробно он описывает камчадалов (19 глав). Отметив, что об-

Рис. 3. Карта Камчатки. 1755 г.

раз жизни коряков весьма сходен с камчадальским, Крашенинников посвятил описанию коряков отдельную главу («О коряцком народе»), где рассказал об образе жизни и внешности коряков, их одежде и пище, жилье и быте, нравах и верованиях, воспитании детей и погребении усопших, социальных и экономических отношениях, астрономических представлениях (знаниях) и языке. Читая приведённые ниже выдержки, необходимо учитывать, что эти рассказы о жизни древнего и почти исчезнувшего народа были написаны автором, жившим более 250 лет тому назад.

«Как уже отмечалось выше, - пишет Крашенинников, - коряки делятся на олен-ных и оседлых. Оленные - кочевой народ, в то время как оседлые живут, подобно камчадалам, в земляных юртах.

Коряки в связи с различиями в образе жизни, который они ведут, отличаются друг от друга и своим внешним видом. Оленные коряки <...> сухощавы, обладают небольшим ростом, удлинённым клинообразным лицом с сидящими на нём небольшими узкими глазами и нависающими над ними бровями. <...> Волосы на голове они ежедневно бреют. Борода клином, часто выщипывается. Оседлые коряки, хотя и невелики ростом, зато толсты и приземисты, особенно же те, которые живут подальше на север.

Наблюдаются у них различия и в характере поведения и в обычаях. Оленные коряки столь ревнивы, что убивают своих жён при одном только подозрении. Если же обнаружится неверность, убивается и женщина и её любовник. <...> Напротив, у оседлых коряков и чукчей лучшее свидетельство дружеских отношений заключается в том, что во время поездок друг к другу они одалживают гостям своих жён и дочерей. Поэтому нестерпимой обидой считается, если гость откажется от жены хозяина. <...> Поэтому женщины оседлых коряков и чукчей стараются, по возможности, себя украшать: белятся, румянятся, носят красивую одежду. <...>

Сколько насчитывается оленных коряков, об этом на Камчатке неизвестно, так как управляются они из Анадырского острога. Однако, надо думать, что вместе с оседлыми коряками они многочисленнее камчадалов. <...>

Подобно тому, как у каждого народа имеются какие-нибудь преимущества, по сравнению с другими, так и коряки отличаются от камчадалов своей правдивостью и трудолюбием. <...>

Живут коряки в таких местах, где много моху, которым питаются их олени, и мало воды и леса, особенно зимой, когда они вместо воды употребляют снег, а варят на мохе или сланце, которого всюду достаточно. <...>

Юрты коряков похожи на юрты других кочевников, как например, калмыков, но только гораздо меньше. Зимой их покрывают для утепления новыми шкурами, а летом старыми ровдугами [оленья или лосиная замша - Ред.]. Внутри коряцких юрт нет никаких полов или перегородок и только лишь посередине над костром вколочены четыре колышка с поперечинами. К колышкам обычно привязываются собаки. <...>

Одежды, которые носят коряки, шьются из оленьих шкур. <...> Коряки питаются мясом оленей, которых у богатеев насчитывается по 10-30 тыс., а у тойона [вождя - Ред.] Этеля Соплякова сына до 100 тыс. штук. Но при таком богатстве коряки настолько скупы, что даже для себя жалеют зарезать оленя, довольствуясь лесным зверем или мертвечиной, которых бывает множество и даже с излишком. <.> Коряки не доят оленей и не знают, как пользоваться молоком. <.> Чаще всего употребляется варёное мясо, излишки которого сушатся или коптятся в юртах. Коряки упо-

требляют в пищу всех зверей, кроме собак и лисиц... Лишь бедные коряки употребляют травы, коренья и кору деревьев, да и то в случае голода. Наиболее сладкой пищей они считают голубицу [голубику - Ред.], толчёную в смеси с оленьим жиром и сараной [луковичное растение]. <...>

Коряки выменивают у других народов на своих оленей и оленьи шкуры самые лучшие меха, которых у некоторых коряков такое множество, что они возят их с собою чемоданами. Зато у оседлых коряков и камчадалов только один из ста человек имеет в запасе лисицу или соболя. <...>

Оленные коряки не имеют праздников, а оседлые празднуют одновременно с камчадалами. Праздник продолжается четыре недели, в течение которых и к себе никого не пускают, и сами никуда не ездят и не работают, но зато много веселятся и едят, бросая в огонь, в жертву горелой сопке, остатки пищи.

Корякам неизвестно деление времени на годы и месяцы. Зато год они разделяют на четыре времени: лето называют алаалу, зиму лакалянг, весну киткетик, а осень гети-га, а из ветров только четырём дают собственные имена. Из созвездий и звёзд корякам известны: Большая медведица, которую называют диким оленем (Елуекыинг), плеяды - утиным гнездом (Атага), Юпитер - красной стрелой (Ичиваламак), а Млечный путь - дресвяной рекой (Чигей-ваем).

Расстояние между точками они исчисляют так же, как и якуты, по количеству дней, в течение которых они могут перекочевать с одного места на другое, причём на каждый день приходится от 30 до 50 вёрст. У богатых расстояние, равное одному дню пути, больше, чем у бедных, что происходит из-за того, что последние имеют скверных оленей или лошадей. <.>

До появления русских, коряки не имели никаких правителей, и только богачи имели над ними некоторую власть. Поэтому они не знали в то время, что такое присяга. Когда же казаки приводят теперь коряков к присяге, то вместо креста и евангелия делают это на ружейном дуле, предупреждая, что никого из них не минует пуля, кто неискренно присягает. <...> В других случаях они не знают более серьёзной клятвы, чем выраженной в словах «правда, что я тебе не солгу». <...>

Заслуживает большой похвалы проявляемая коряками любовь (хотя и чрезмерная) к своим детям, которых они, однако, с малых лет приучают к лишениям и труду. <...>

Богатые коряки женятся на богатых. А бедные на бедных, невзирая на ум и красоту. <...> Как бы ни был жених богат оленями, он должен всё равно отработать за невесту от 3 до 5 лет. <...> Количество жён ограничивается двумя или тремя. Они содержатся в разных местах, причём им даются особые табуны оленей с особыми пастухами. Наложниц у коряков нет.

Оседлые коряки имеют странное суеверие считать своими жёнами простые камни. Они одевают их в платье. Укладываются вместе спать и, временами, шутят и забавляют их, как если бы они что-то могли чувствовать. <...>

Родильницы в течение десяти дней никому не показываются и не выходят из юрты. Во время кочёвок ребят возят в закрытых санях. Кормят детей грудью до трёх лет. А затем приучают к мясу. Колыбели и пелёнки корякам неизвестны, кладут они детей просто на землю, а во время кочёвок возят за плечами или за пазухой.

За больными коряки усердно ухаживают. Все болезни лечатся шаманами. <. > Покойников сжигают <...> Поминки устраиваются лишь один раз, спустя год после смерти покойного. <...> 74

Остальные условия жизни и обычаи, принятые у коряков, ничем не отличаются от того, что мы уже знаем о камчадалах. <...>

Главное отличие этого народа от камчадалов заключается в языке, в котором господин Стеллер4 насчитывает три диалекта. <...> Короче говоря, чем ближе оседлые коряки живут к камчадалам, тем больше сходства с камчадальским языком наблюдается в их речи, а чем дальше на север, тем чище они говорят по-коряцки» [3, с. 224-237].

ЛИТЕРАТУРА

1. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980. 25 с.

2. Каюрова Л., Смышляев А. «Амто (здравствуй), Корякия!» (альбом-каталог коллекции Людмилы Каюровой). Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2014. 174 с.

3. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки / В изложении по подлиннику и под редакцией Н.В. Думитрашко и Л.Г. Каманина. М.: ОГИЗ, 1947. 292 с.

4. Потапенко Г. Крым - Москва - Камчатка (http://www.format-a3.ru/events/event-60/ articles/434.html).

REFERENCES

1. Kaplan N.I. Folk arts and crafts of the Far North and the Far East: A book for high school students. 125 p. (Moscow: Prosveshchenie, 1980) (in Russian).

2. Kayurova L., Smyshlyaev A. "Amto (Hello), Koryakia!" (Album-catalog of Lyudmila Kayurova's collection). 174 p. (Petropavlovsk-Kamchatsky: Novaya Kniga, 2014) (in Russian).

3. Krasheninnikov S.P. Description of the land of Kamchatka. Presented by the original and edited by N.V. Dumitrashko and L.G. Kamanina. 292 p. (Mjscow: OGIZ, 1947) (in Russian).

4. Potapenko G. Crimea - Moscow - Kamchatka (http://www.format-a3.ru/events/event-60/ articles/434.html) (in Russian).

4 Стеллер Георг Вильгельм (1709-46), немецкий натуралист и путешественник, адъюнкт Петербургской Академии наук, участник Второй Камчатской экспедиции, современник и в течение некоторого времени руководитель С.П. Крашенинникова. Стеллер отправился в Сибирь в 1738 г., достиг Енисейска, Иркутска, Забайкалья, Якутска, Охотска. В 1740-41 гг. он путешествовал по Камчатке, посетил вулкан Авача, мыс Лопатка, Северные Курилы и составил первое этнографическое описание камчадалов. В 1741-42 гг. Стеллер участвовал в экспедиции В. Беринга к берегам Америки. В 1742 г. он вернулся в Петропавловск и два года снова провёл на Камчатке; в основном пешком он обошёл большую часть полуострова. В 1744 г. уехал с Камчатки; по пути в Петербург простудился и умер в Тюмени. Опубликованная после его смерти работа «Описание земли Камчатки», название которой дословно совпадает с названием книги Крашенинникова, получила широкую известность (полный перевод на русский язык впервые опубликован в 1999 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.