для мультикоптеров китайской компании DJI доступны следующие режимы:
- удержание позиции и высоты - дрон автоматически корректирует положение (широта, долгота и высота), изменившееся под воздействием внешних сил;
- возврат к точке взлета (RTH, Return to Home) - дрон запоминает координаты точки взлета и возвращается к ней если аппарат вылетел за пределы дальности действия пульта управления или в передатчике пульта критически снизился заряд аккумулятора;
- полет по точкам (Waypoints) - автономная навигация по запрограммированным точкам;
- сопровождение (Follow Me) - дрон следует за оператором на заданном расстоянии и высоте;
- полет в заданном направлении (Tap Fly) -указание направления полета дрона прикосновением к экрану смартфона (планшета);
- режим штатива (Tripod Mod) -режим обеспечивает более плавный полёт благодаря ограничению скорости и уменьшению чувствительности управляющих стиков пульта.
Для доступа к бортовым данным аппарата используется радиоканал телеметрии. Система телеметрии непрерывно получает набор данных от бортового оборудования и отправляет его в пульт управления, где эти данные отображаются в управляющем приложении. Это данные о широте, долготе, высоте, напряжении питающей батареи, направлении полета, скорости и продолжительности полета и другие параметры.
В качестве иллюстрации имеющихся на сегодняшний день возможностей аэросъемки с мультикоптеров отметим несколько характеристик квадрокоптераDJIInspire 2:раздельныйконтроль полетов с двух пультов управления; время полета - 27 минут; дальность полета - до 7 км; скорость - до 94 км/час; два подогреваемых аккумулятора с функцией горячей замены, позволяющей мгновенно заменить аккумуляторы не выключая дрон; способность функционировать в сложных погодных условиях - в снег, дождь, при температуре от -20 градусов; видеокамера X5S 5,2 К; возможность онлайн трансляций в прямом эфире в высоком качестве.
Библиографический список
Помимо использования мультикоптеров в качестве летающей платформы для фото- видеокамер, БПЛА демонстрируют свою самодостаточность как элементы сценографии в разного рода шоу на открытых и закрытых площадках. На Новой сцене Александринского театра 10-11 мая 2016 года (Снкт-Петербург) состоялся спектакль «Сегодня. 2016». Режиссер В. Фокин в своей постановке размышляет об этике взаимоотношений человечества с условными инопланетянами. В спектакле принимает участие бригада пилотов ГК Геоскан со специально разработанными для постановки гексакоптерами, которые и выполняют роль инопланетян. Компания Intel запатентовала технологию, на основе которой 500 квадрокоптеров смогли синхронно выполнять в воздухе фигуры высшего пилотажа, превратив ночное небо в парад огромных, мерцающих картин. При этом отмечается, что для управления этой, на первый взгляд, очень сложной системой, нужен всего лишь один оператор. Одной из задач ^Ывлялась демонстрация возможностей творческого использования мультикоптеров в мирных целях. В рамках ежегодного фестиваля света в г. Гуаньчжоу в Китае в небо поднялась тысяча дронов с закрепленными на них разноцветными фонариками. Дроны составляли в небе различные фигуры и иероглифы, а в конце щоу сформировали карту Китая. Все аппараты находились под контролем одного компьютера с заранее запрограммированными маршрутами.
Управление группой интеллектуальных летательных аппаратов - это актуальный и перспективный тренд научно-технологического развития в решении широкого круга задач [4; 5], в том числе образовательных.
Представленные в статье материалы имеют теоретическую направленность, они функционально и логически дополняют практические разработки и научно-методические исследования, выполняемые научно-педагогическим сообществом сотрудников УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена (см., например, работы []) и могут использоваться в образовательных целях в системах дополнительного профессионального музыкального образования - на курсах повышения квалификации и в реализации программ профессиональной переподготовки педагогов-музыкантов.
1. Available at: www.pwc.ru/ru/publications/clarity-from-above.html
2. Available at: www.peoples.ru/technics/engineer_bothezat/
3. Биард РУ., Мак Лейн Т.У. Малые беспилотные летательные аппараты: теория и практика. Москвва: «Техносфера», 2015.
4. Моисеев В.С. Гоупповое применение беспилотных летательных аппаратов. Казань: «Школа», 2017.
5. Абросимов В.К. Коллективы интеллектуальных летательных аппаратов. Москва: ИД «Наука», 2017.
6. Догерти М. Дроны. Первый иллюстрированный путеводитель по БПЛА. Москва: Издательство «Э», 2017.
7. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.
8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: С. 5. Availableat: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_5.html
9. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.
10. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.
11. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32. References
1. Available at: www.pwc.ru/ru/publications/clarity-from-above.html
2. Available at: www.peoples.ru/technics/engineer_bothezat/
3. Biard R.U., Mak Lejn T.U. Malye bespilotnye letatel'nye apparaty: teoriya ipraktika. Moskvva: «Tehnosfera», 2015.
4. Moiseev V.S. Gruppovoe primenenie bespilotnyh letatel'nyh apparatov. Kazan': «Shkola», 2017.
5. Abrosimov V.K. Kollektivy intellektual'nyh letatel'nyh apparatov. Moskva: ID «Nauka», 2017.
6. Dogerti M. Drony. Pervyjillyustrirovannyjputevoditel'po BPLA. Moskva: Izdatel'stvo «'E», 2017.
7. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: S. 5. Availableat: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
9. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
11. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.
Статья поступила в редакцию 12.12.17
УДК 378
Mezentseva S.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Head of Department of Art History, Musical Instrumental and Vocal Art, Khabarovsk State Institute of Culture, Member of Union of Composers of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru
ACADEMIC WESTERN EUROPEAN MUSICAL HERITAGE IN EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSE AS THE FIELD OF INTERACTION CULTURES COUNTRIES NEIGHBORS (TO THE PROBLEM OF METHODOLOGY OF RESEARCH). The
work deals with methodology of research related to cultural comprehension problems dialogue contacts in the art (music) culture and in educational space creative universities. The author emphasizes methodological diversity of research, the need to use a
number of methods of modern cultural research. The paper reveals a few methods of how materials from other fields of sciences can be used.
Key words: dialog of cultures, cultural analysis, comparative method.
С.В. Мезенцева, доц., канд. искусств., зав. каф.искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства, Хабаровский государственный институт культуры, Член Союза композиторов России, г. Хабаровск, E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА КАК ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯКУЛЬТУР СТРАН-СОСЕДЕЙ (К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ)
В работе рассматриваются вопросы методологии исследования, связанные с культурологическим осмыслением проблем диалогических контактов в художественной (музыкальной) культуре и в образовательном пространстве творческих вузов. Акцентируется методологическая многоосновность научной работы, необходимость применения целого ряда методов современного культурологического исследования. Обозначаются методы анализа комплекса смежных наук.
Ключевые слова: диалогический контакт культур, культурологический анализ, компаративный метод.
Настоящая работа представляет собой попытку найти методы исследования, адекватные многоаспектному культурологическому осмыслению проблемы диалогических контактов в художественной в широком смысле и - уже - в музыкальной культуре и в образовательном пространстве творческих вузов. Проблема диалогических контактов в истории художественной культуры является одной из актуальных и противоречивой в культурологии: «[... ] диалог как явление получил свое всестороннее и разноуровневое развитие и в его биографии наступил второй этап -этап осмысления его специфики в различных сферах научной практической деятельности» [1, с. 5].
Разнообразие исследовательских задач предопределяет методологическуюмногоосновность научной работы, необходимости применения целого ряда методов современного культурологического исследования, привлечение методов и достижений комплекса смежных наук (прежде всего - культурологии, искусствоведения, музыковедения, этномузыкологии, энологии и этнографии, истории, социологии, педагогики, философии, социальной и этнической психологии) [2]. Методы полевых этнографических исследований включают непосредственное наблюдение, фото- аудио- видефиксацию исследуемого феномена, сбор материала, в том числе с использованием современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ) (см., например, работы [3; 4; 5]).
Культурологическийанализ позволяет рассматривать объект исследования в широком междисциплинарном поле. Системная природа диалога и художественной культуры требует применения методов системных исследований.
Задача культурологического осмысления проблемы диалога культур стран-соседей подразумевает выделение закономерностей и изучение характера межкультурных взаимоотношений, «континуального и дискретного» (Е.М. Алкон).
Для сравнительно-исторического анализа двух культур (восточной и западной - в широком смысле этих понятий) необходим компаративный метод. Данный метод исследования позволит, исследуя различия восточной и западной культур в их историческом развитии, понять взаимовлияние различных культур друг на друга, их различие, обусловленное множеством факторов и многократно усиливающееся в настоящее время.
Сравнительно-типологический метод может использоваться в работе для сравнительно-аналитического сопоставления педагогических систем и методик высшего специального музыкального и музыкально-педагогического образования, состояния высшего музыкального образования в России и КНР на современном этапе.
Главной методологической базой исследования традиционных музыкальных культур диссертации могут послужить идеи, раскрывающие сущность проблемы исследования. В этом ключе многое дают работы Б.В. Асафьева, Е.В. Гиппиуса, К.В. Квитки, Ф.М. Колессы, В.Я. Проппа, Е.В. Назайкинского, И.В. Мациевско-го, И.И. Земцовского и других исследователей. Структурно-типологический метод применяется для вычленения, систематизации и упорядоченного описания множества различных групп объектов на основе их моделей (типов). Это актуально относительно тех явлений и процессов культуры, рассматриваемых в
настоящей работе, которые вступают в диалог (художественно-эстетические воззрения, образовательные системы), порождая новые структуры.
В работе необходим метод «целостного» («комплексного») анализа музыкальных произведений (метод В.А. Цуккермана) и сравнительного анализа образцов западно-европейской музыкальной культуры академической направленности и традиционной музыкальной культуры Дальнего Востока (коренных народов российского дальневосточного региона, традиционной музыки Китая).
Социокультурный метод применяется для реализации рассмотрения каждой из двух изучаемых культур (Восток-Запад) с точки зрения единства и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека.
Метод сравнительного сопоставления менталитета двух культур (как способов мышления, мировосприятия, умонастроения) необходим с целью выявления причинно-следственных связей разности освоения музыкальной культуры.
Метод библиографического описания источников необходим для включения в материалы исследования историко-культурных, научно-педагогических, учебно-методических источников работы.
Встаёт особый вопрос и о материалах исследования, необходимых для решения поставленных целей и задач. Представляется важным включить в корпус исследуемых материалов образцы традиционной музыкальной культуры коренных народов российского дальневосточного региона, традиционной музыкальной культуры Китая и западно-европейской музыкальной культуры академической направленности. Традиционные материалы раскрывают глубинные основы культуры изучаемых народов, ведь известно, что искусство любого народа отражает его мировоззрение, окружающую действительность, космогонические представления и культы. Через творчество человек выражает мысли и чувства, благодаря чему становится возможным через искусство понять и познать его духовный мир. Традиционная музыкальная культура дальневосточного региона долгое время находилась на периферии научного познания. В связи со сложностью её восприятия, фиксации, научного транскрибирования систематическое изучение музыкальной культуры дальневосточного региона началось лишь в XX в.
Материал исследования должен включать и корпус теоретических источников, относящихся к указанным выше областям гуманитарного знания, в том числе историко-культурных, научно-педагогических, учебно-методических материалов (труды по музыкальной педагогике и психологии, исторические исследования, учебно-методические материалы, учебные планы соответствующих образовательных учреждений России и Китая), результаты педагогического наблюдения, педагогических экспериментов, бесед, опросов, анкетирования иностранных и российских студентов и профессорско-преподавательского состава творческих вузов России и Китайской Народной Республики. В исследовании необходимо осмысление материалов отечественного и зарубежного искусствоведения, издания по методологии науки и культурологи, исследования гуманитарных наук,
имеющих отношение к проблемам диалоги и взаимодействия культур.
Территориально исследование предположительно охватит ареалы расселения тунгусо-маньчжурских народов в России (условно называемые в работе югом Дальнего Востока России) и территорию Китайской Народной Республики. Хронологическими рамками исследования является период конца XIX - начало XXI вв.
Исследование актуально и в силу того, что в настоящее время исчезают целые пласты традиционной музыкальной культуры: тотемные праздники, обрядовые речитации, шаманские камлания, отдельные виды инструментального и вокального интонирования и т. д. Уходят последние знатоки и носители традиционной культуры и национальных языков.
Относительно взаимодействия культур стран-соседей в образовательном пространстве вуза, исходя из гипотезы о необходимости разработки новых систем и методов профессионального подхода к обучению иностранных студентов в российском вузе, крайне актуальным представляется апробировать результаты педагогического наблюдения, педагогических экспериментов, бесед, опросов, анкетирования иностранных и российских студентов и профессорско-преподавательского состава вузов России и КНР Необходимо изучить особенности процесса вхождения представителей восточной культуры в российское ментальное пространство на современном этапе в образовательном пространстве.
Исследования, а также наш личный опыт работы с иностранными студентами музыкальных направлений подготовки показывает, что зачастую, находясь в образовательном пространстве российского вуза, студент остается вне российского социокультурного пространства [6]. Иностранные студенты учатся, проживают в общежитиях обособленно, сводят к минимуму общение с носителями русского языка. В связи с этим принципиально важная роль должна отводиться созданию в вузе целостного поликультурного пространства, основанного на принципах гуманизма и толерантности.
Отдельного изучения требует проблема адаптации к ино-культурной среде как психологического феномена. Возникает
новая проблема - приобретение новых компетенций педагога вуза, обеспечивающих учебный процесс с иностранными обучающимися. Организация образовательного пространства, в котором обучаются студенты-иностранцы, требует особого подхода. Для формирования новой педагогической компетентности необходимо научно и методически обоснованное планирование образовательного процесса с учетом региональных особенностей образовательного пространства в дальневосточном вузе. «Для того чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях поликультурного общества, как российскому, так и иностранному специалисту необходимо, прежде всего, наличие поликультурных качеств, ценностных ориентаций, моти-вационных установок, знаний об истории и культуре, обычаях и традициях разных народов, умение сочетать национальную самоидентификацию с уважением к другой культуре, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур, осознание поликультурности социума, владение иностранным языком» [7]. Специалистам, работающими с иностранными студентами, необходимо знать их психологические, культурно-ценностные характеристики. Важным представляется расширение в учебном процессе пласта изучаемой традиционной и академической музыкальной культуры Китая, Кореи, Японии, возможно, более активное привлечение востоковедов к образовательному процессу. В исполнительскую программу по специальным дисциплинам необходимо активнее включать произведения национальных композиторов, в музыкально-теоретические блоки вводить лучшие образцы народной и академической музыки стран АТР. Образование, транслирующее музыкальную культуру стран АТР наряду с отечественной и западно-европейской, будет способствовать расширению межнационального пространства.
Подводя итоги, отметим, что заявленная тема исследования академического западно-европейского музыкального наследия в образовательном пространстве вуза как поля взаимодействия культур стран-соседей является широкоохватной, глобальной региональной проблемой и требует поиска необходимой методологии исследования с привлечением методов и достижений комплекса смежных наук, адекватных современному культурологическому исследованию.
Библиографический список
1. Балакина Е.И. Проблема диалогических контактов в истории художественной культуры. Диссертация ... кандидата культурологии. Санкт-Петербург, 1998.
2. Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада - континуальное и дискретное. Владивосток: Издательство Дальневост. ун-та, 1999.
3. Горбунова И.Б., Алиева И.Г. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира. Общество: философия, история, культура. 2016; 9: 105 - 108.
4. Горбунова И.Б., Алиева И.Г. Проблемы формирования когнитивного слуха профессионального музыканта. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 64; № 3: 169 - 171.
5. Горбунова И.Б., Алиева И.Г. О нечётких методах анализа звуковысотности в музыке. Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 64. № 3: 171 - 174.
6. Сайфуллина М.В. Отражение восточной ментальности в мировой музыкальной культуре. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004; 2. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-vostochnoy-mentalnosti-v-mirovoy-muzykalnoy-kulture
7. Харина И.В. Региональные особенности формироования поликультурной компетентности иностранных студентов в образовательном пространстве Российского Дальневосточного ВУЗа. Современные проблемы науки и образования. 2013. 1. Available at: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=8347
References
1. Balakina E.I. Problema dialogicheskih kontaktov v istorii hudozhestvennoj kul'tury. Dissertaciya ... kandidata kul'turologii. Sankt-Peterburg, 1998.
2. Alkon E.M. Muzykal'noe myshlenie Vostoka i Zapada - kontinual'noe i diskretnoe. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevost. un-ta, 1999.
3. Gorbunova I.B., Alieva I.G. O proekte sozdaniya intellektual'noj sistemy po katalogizacii i analizu muzyki narodov mira. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 105 - 108.
4. Gorbunova I.B., Alieva I.G. Problemy formirovaniya kognitivnogo sluha professional'nogo muzykanta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 64; № 3: 169 - 171.
5. Gorbunova I.B., Alieva I.G. O nechetkih metodah analiza zvukovysotnosti v muzyke. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017. T. 64. № 3: 171 - 174.
6. Sajfullina M.V. Otrazhenie vostochnoj mental'nosti v mirovoj muzykal'noj kul'ture. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. 2004; 2. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-vostochnoy-mentalnosti-v-mirovoy-muzykalnoy-kulture
7. Harina I.V. Regional'nye osobennosti formiroovaniya polikul'turnoj kompetentnosti inostrannyh studentov v obrazovatel'nom prostranstve Rossijskogo Dal'nevostochnogo VUZa. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. 1. Available at: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=8347
Статья поступила в редакцию 12.12.17
УДК 378
Mezentseva S.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Head of Department of Art History, Musical Instrumental and Vocal Art, Khabarovsk State Institute of Culture, Member of Union of Composers of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru
EAST-WEST: INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE EDUCATIONAL SPACE OF ARTS UNIVERSITIES. The paper examines problems associated with intercultural communications in the framework of the theme "East-West", a dialogue of cultures in the educational space of creative universities. The problem of methodological and ethical character is indicated. The problem of developing the concept of the intercultural educational space is emphasized. The article analyzes historical, cultural, scientific-pedagogical, educational and methodological sources (works on musical pedagogy and psychology, historical research, educational materials, curricula of the corresponding educational institutions of Russia and China), the results of pedagogical observation, pedagogical experiments, conversations, polls, questioning of foreign and Russian students, as well as the teaching staff of creative universities of Russia and China with the purpose of revealing the main problems in the field of mastering professional musical disciplines in a Russian university by foreign students, developing rational approaches and methods of working with foreign students, revealing the peculiarities of the Chinese students' learning of the academic musical culture of the European heritage in a Russian university.
Key words: intercultural communications, educational space, creative high school, academic musical culture, music education.
С.В. Мезенцева, канд. искусств., доц., зав. каф.искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства, Хабаровский государственный институт культуры, Член Союза композиторов России, г. Хабаровск, E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru
ВОСТОК-ЗАПАД: МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ
В работе рассматривается круг проблем, связанных с межкультурными коммуникациями в рамках темы «Восток - Запад», диалогом культур в образовательном пространстве творческих вузов. Обозначаются проблемы методологического, учебно-методического, этического характера. Акцентируется задача разработки концепции межкультурного образовательного пространства. В статье анализируется корпус историко-культурных, научно-педагогических, учебно-методических источников (труды по музыкальной педагогике и психологии, исторические исследования, учебно-методические материалы, учебные планы соответствующих образовательных учреждений России и Китая), результаты педагогического наблюдения, педагогических экспериментов, бесед, опросов, анкетирования иностранных и российских студентов, а также профессорско-преподавательского состава творческих вузов России и КНР с целью выявления основных проблем в области освоения профессиональных музыкальных дисциплин в российскомвузе иностранными студентами, разработки рациональных подходов и методов работы с иностранными студентами, раскрытия особенностей освоения китайскими студентами академической музыкальной культуры европейского наследия в российском вузе.
Ключевые слова: межкультурные коммуникации, образовательное пространство, творческий вуз, академическая музыкальная культура, музыкальное образование.
В настоящее время все больше исследователей включаются в круг проблем, касающихся межнациональных музыкальных связей, интеграции европейских традиций в восточную культуру. Одним из актуальных вопросов в рамках диалога культур является тема «Восток - Запад». Проблемы расширения межнационального пространства в сфере высшего музыкального образования в настоящее время все больше входит в круг научных интересов ученых различных областей науки. Отечественные работы освещают проблемы менталитета и социальной адаптации китайских студентов в условиях российского вуза (А.Л. Арефьев, Н.В. Варламова, Л.А. Исаева), диалога культур (П.В. Гайдай), вопросы исполнительских школ стран Дальневосточного региона (С.А. Айзенштадт) и другие.
Важно отметить активное пополнение рядов исследователей представителями КНР В круг их научных интересов входят различные ракурсы музыкального образования в Китае и России: система музыкального образования в Китае (Хуан Сяньюй, Лю Цинн, Ян Бо), интеграция европейских традиций пения в вокальную школу Китая (Сунн Яньин), вопросы музыкального образования в дошкольных учреждениях России и Китая (Цзян Цохун), вопросы школьного музыкального воспитания Китая (Ян Бохуа), проблемы высшего профессионального музыкального образования в Китае (ЯоВэй, Мэн Го), вопросы мировоззренческих особенностей музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России (Хуан Сяньюй), вклад советских специалистов в становление музыкального искусства Китая (Хуан Пин, ЛюСюе-цин), профессиональное музыкальное исполнительство в Китае (ХоуЮэ, СюйБо, Ван Ин). Особое место в научных исследованиях занимают вопросы адаптации китайских студентов к профессиональному обучению за рубежом (Линьли Фань, Ли Сюеань, Ли Минь).
В наши дни прослеживается тенденция возрастания российско-китайских контактов в политико-экономической, образовательной и культурной сферах. Отмечается, в том числе, тенденция увеличения в российской высшей школе численности
иностранных студентов. По данным исследований, в последнее десятилетие число граждан КНР, обучающихся в российских вузах, возросло почти в три раза [1]. Увеличение численности иностранных студентов из Китая в российских вузах способствует расширению информационного и культурного обмена, возрастает интерес к двустороннему изучению художественно-творческого, в том числе и музыкального, наследия стран АТР.
Мировая система высшего образования в настоящее время все больше тяготеет к открытой социальной системе. Постепенно происходит интеграция высшего образования, представляющая собой сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость. Формируется новая образовательная система со множеством элементов: вузы-партнеры разных стран, организации по разработке стратегии развития образования под эгидой ЮНЕСКО и ООН и другие ассоциации, способствующие объединению мирового высшего образования в единую систему. «В мировом высшем образовании появляются признаки целостности, автономности по отношению к экономическим, политическим и другим мировым социальным системам. Базой для этих процессов становится наличие универсальных норм академической свободы и демократии, традиционно регулирующих деятельность классических университетов, и приобретающие все большее нормативное значение для национальных образовательных систем международные конвенции, всемирные декларации, принимаемые на международных форумах, определяющие перспективы развития высшего образования и добровольно принимаемые к исполнению всеми присоединившимися странами» [5, с. 52].
Проблемы межнационального согласия, многонационального единства и межэтнической толерантности являются важнейшими ориентирами образовательного процесса в России. В процессе работы с иностранными студентами в вузе возникают вопросы методического, этического, воспитательного и учебно-организационного характера, проблемы учебно-методического обеспечения. Они требуют скорейшего разрешения в