• организацию мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов «немузыкальных» специальностей с целью овладения ими знаниями о возможностях организации звукового пространства образования, умениями и навыками по осуществлению этого процесса;
• создание адекватной звуковой среды в образовательной организации, располагающей к творческой инновационной деятельности (а не мешающей ей);
Библиографический список
• методическое руководство педагога-музыканта процессом организации звукового пространства образования школы, дошкольной образовательной организации, организации дополнительного образования.
Таков подход к формированию музыкально-педагогической компетентности в контексте реализации концепции организации звукового пространства образования, разработке которой мы посвящаем свои исследования.
1. Космовская М.Л. Реформы образования и музыкальное воспитание. Электронное научное издание «Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета». 2014; 2 (30). Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/ 035-020.pdf
2. Лаптева В.А. Организация звукового пространства в современной начальной школе. Начальное образование. 2015; Т. 3; № 2: 7 - 24.
3. Лаптева В.А. Роль социокультурных практик в музыкальном образовании и повышении квалификации педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 333 - 334.
4. Саранин В.П. Музыка как смыслообразующая константа жизнедеятельности человека. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Тамбов, 2003.
5. Нарбеков И.Д. Воспитание и образование у Древних Греков. Казань: Центральная типография, 1912.
6. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
References
1. Kosmovskaya M.L. Reformy obrazovaniya i muzykal'noe vospitanie. 'Elektronnoe nauchnoe izdanie «Uchenye zapiski: 'Elektronnyjnauchnyj zhurnalKurskogo gosudarstvennogo universiteta». 2014; 2 (30). Available at: http://www.scientific-notes.ru/pdf/035-020.pdf
2. Lapteva V.A. Organizaciya zvukovogo prostranstva v sovremennoj nachal'noj shkole. Nachal'noe obrazovanie. 2015; T. 3; № 2: 17 - 24.
3. Lapteva V.A. Rol' sociokul'turnyh praktik v muzykal'nom obrazovanii i povyshenii kvalifikacii pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 333 - 334.
4. Saranin V.P. Muzyka kak smysloobrazuyuschaya konstanta zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Tambov, 2003.
5. Narbekov I.D. Vospitanie i obrazovanie u Drevnih Grekov. Kazan': Central'naya tipografiya, 1912.
6. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
Статья поступила в редакцию 16.01.18
УДК 378
Mezentseva S.V., Cand. Of Sciences (Art Critisism), senior lecturer, Head of Department of Art, Musical-Instrumental and Vocal
Art, Khabarovsk State Institute of Culture (Khabarovsk, Russia), E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru
ON-LINE TUTORIAL AS A NEW MEANS OF TRANSFERRING KNOWLEDGE (FROM THE EXPERIENCE OF A UNIVERSITY WITH FOREIGN STUDENTS FROM CHINA). The paper describes the experience of creation and introduction in educational practice of the creative university network electronic textbook. The work examines concepts of "electronic textbook", "on-line tutorial". The researcher describes a network electronic textbook on music theory for foreign students from China on Google Website and Google Form as a tool for on-line testing, Google table as a tool for analysis of learning outcomes. The objective of the study is to highlight the opportunities of Google services in a modern educational environment and to identify ways scientific understanding of the phenomenon of information educational space with using music computer technologies. The materials of the paper have been tested in the practical work of the author in a higher education school with foreign students.
Key words: electronic textbook, on-line textbook, information and educational space, educational environment, foreign students, higher education, music computer technologies, Google software.
С.В. Мезенцева, канд. искусств., доц., зав. каф. искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального
искусства, ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры», г. Хабаровск,
E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru
СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК
КАК НОВОЕ СРЕДСТВО ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАНИЙ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ВУЗЕ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ ИЗ КНР)
В настоящей работе описывается опыт создания и внедрения в образовательную практику творческого вуза сетевого электронного учебника. Рассматриваются понятия «электронный учебник», «сетевой электронный учебник». Описывается сетевой электронный учебник по теории музыки для иностранных студентов из Китая на базе Google Сайт, а также Google Форма как инструмент online-тестирования, Google Таблица как инструмент анализа результатов обучения. Автором статьи представлены результаты проведённого культурологического исследования, направленного на изучение возможностей применения Google-сервисов в современной информационной образовательной среде становления и развития музыканта с использованием музыкально-компьютерных технологий. Содержащиеся в работе материалы апробированы в практической работе автора в вузе с иностранными студентами.
Ключевые слова: электронный учебник, сетевой электронный учебник, информационное образовательное пространство, образовательная среда, иностранные студенты, обучение в вузе, музыкально-компьютерные технологии, программные средства Google.
Электронные обучающие издания все более активно входят в образовательную среду всех ступеней обучения. Понятие «электронный учебник» в настоящее время ещё достаточной расплывчато и применяется, скорее, как собирательное, обоб-
щающее понятие электронных учебных материалов различного типа. Несомненно, что это новый жанр учебной литературы, новая технология подачи учебного материала. «Сетевой электронный учебник» - это электронный учебник, размещенный в
сети Internet в свободном или закрытом (ограниченном) доступе. Существуют специальные программные средства (программное обеспечение) для создания электронных учебников: eBooksWriter LITE, eBook Maestro, ChmBookCreator, TurboSite, Learning Content Development System и другие [1]. Внедрены также электронные учебники, на базе презентаций Power Point, «облачных» технологий [2; 3].
В настоящей работе описывается опыт создания и внедрения в образовательную практику творческого вуза сетевого образовательного учебника на базе Google Сайт [4]. Google Сайт -это не только возможность создания персонального сайта, организации удаленного общения, но и прекрасная платформа создания нового средства трансляции знаний - сетевого электронного учебника на бесплатной основе. В качестве эксперимента автором данной работы был создан электронный вариант своего вузовского учебного пособия по теории музыки для иностранных студентов из Китая. Сначала, в 2015 году, был написан и издан традиционный бумажный вариант учебного пособия [5]. Актуальность работы была обусловлена её практической значимостью для иностранных обучающихся и преподавателей. В Хабаровском государственном институте культуры подобная работа была написана впервые. Содержащиеся в работе материалы апробированы в практической работе автора в вузе с иностранными студентами; материал на русском языке изложен максимально просто и удобно для произношения обучающихся; заменены или исключены сложно произносимые слова и обороты речи. Предполагается, что весь материал на русском языке, изложенный в данном учебном пособии, должен быть освоен студентом - выучен и правильно произнесен. Материал учебного пособия выстроен в соответствии с учебной программой дисциплины и общепринятой в отечественной музыкальной педагогике структурой подачи материала по «Теории музыки». В Части I изложены следующие темы: «Звук», «Нотное письмо», «Ритм и метр», «Интервалы», «Лад и тональность». Каждая тема сопровождается нотными примерами и иллюстрациями. В конце каждого раздела содержатся контрольные вопросы и практические задания, акцентирующие внимание на основных проблемах дисциплины, позволяющие студенту проверить свои знания самостоятельно. В приложении даётся краткий словарь музыкально-исполнительских терминов.
Позднее это учебное пособие с некоторыми изменениями было переведено автором в электронный вид на базе Google Сайт [https://sites.google.com/site/muzykalnaateoria/]. Для работы с электронным учебником студенты потребуется выполнить вход в аккаунт Google и получить доступ, что в наше время уже не является проблемой для подавляющего большинства обучающихся. Владелец электронного учебника может открыть доступ любому участнику образовательного процесса в качестве соавторов, либо в качестве пользователя. Все авторизованные участники, по разрешению автора, могут редактировать страницы, оставлять комментарии, а также добавлять файлы как приложения к страницам. Работа с электронным учебником позволяет не только экономить время для передачи информации, но и служит своего рода хранилищем, из которого сами педагоги могут скопировать необходимую информацию.
Материал изложен на русском языке с параллельным переводом на китайский язык. Электронный вариант учебного пособия состоит из нескольких частей (модулей): обложка (пре-зентативный модуль), введение (организационно-методический модуль), теоретический материал (информационный модуль),
контрольные вопросы и задания (online-тесты, проверочно-тренировочный модуль). Помимо очевидного удобства доступа к теоретическому материалу, его можно использовать для проверки теоретических знаний, размещая на нём тестовые задания, в виде викторин, кроссвордов, таблиц. Наличие контролирующих заданий по главам является обязательным в жанре учебного пособия или учебника, так как это улучшает усвоение учебного материала. С помощью Google Формы для рассматриваемого электронного учебника были созданы тестовые online-опросники к каждой главе, которые, для удобства и доступности, размещены в электронном учебнике в разделе «Контрольные вопросы и задания» [https://sites.google.com/site/muzykalnaateoria/glava-1-zvuk/kontrolnye-voprosy-i-zadania].
Иностранные студенты в режиме реального времени могут задавать вопросы, писать комментарии, отвечать на задания, добавлять свои материалы и предложения и получать обратную связь. В процессе работы респондентам смогут изменять ответы после отправки формы на проверку, посмотреть другие ответы и сводные диаграммы. Преподаватель (автор учебника) может видеть ход выполнения заданий, может перемешать вопросы для разных студентов, назначать количество баллов за ответы и включить автоматическое оценивание.
На наш взгляд данный ресурс имеет интересные педагогические перспективы: можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. В Google Таблице накапливаются и автоматически анализируются результаты выполнения заданий в Google Форме (в нашем случае проверочных тестов к главам учебника). Google Таблица предоставляет удобные возможности хранения и обработки собранных данных. Преподаватель может отследить не только количество верных ответов, но и дату, и время присланных ответов. Потенциал включения различных типов мультимедиа, аудиоиллюстраций, анимации, видеофрагментов и прочих мультимедийных элементов, скорость передачи материалов, возможность работы в удаленном доступе открывают большие перспективы.
Важно отметить, что электронный учебник не может и не должен заменять книгу в традиционном понимании и воплощении. Он призван несколько облегчить и ускорить процесс доступа к знаниям, повысить уровень интерактивности, обеспечить более индивидуальный подход к обучающемуся, что не замещает таких процессов, как размышление, понимание, запоминание. Кроме того, давая задание по электронному учебнику, необходимо учитывать время контакта глаз с монитором, не подвергая риску здоровье читателя. Необходимо не допустить и момента дискредитации в отношении студентов, не имеющих возможности обратиться к сетевому электронному учебнику. Сетевой электронный учебник обеспечивает возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел в on-line и off-line режимах и проверить свои знания. В работе с иностранными обучающимися из КНР эта возможность является особо ценной, т.к. способствует адаптации в иноязычной среде. Учебное пособие будет полезно не только иностранным студентам, но также и педагогам, работающим с иностранными студентами.
Учитывая положительные результаты опыта внедрения сетевого электронного учебника в вузе при работе с иностранными студентами из КНР, представляется, что уже в ближайшем будущем подобные учебники станут неотъемлемой составляющей частью информационного образовательного пространства [7; 8; 9], новым видом трансляции знаний (см., например, работы [10; 11]).
Библиографический список
1. Бужинская Н.В., Макаров И.Б. Обзор программных средств создания электронных учебников. Международный журнал экспериментального образования. 2016; 4-1: 29 - 32.
2. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиаму-зыка. 2016; 6: С. 3.
3. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования. Научное мнение. 2015; 3-2: 68 - 82.
4. Мезенцева С.В. Теория музыки. Электронное учебное пособие для иностранных студентов вуза на базе Google-сайт. Available at:https://sites.google.com/site/muzykalnaateoria/
5. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.
6. Мезенцева С.В. Теория музыки: учебное пособие для иностранных студентов. Ч. I. «Звук. Нотное письмо. Ритм и метр. Интервалы. Лад и тональность». Переводчик Сон А.В. Хабаровск: Издательство Хабаровского гос. ин-та искусств и культуры, 2015.
7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
8. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 128 - 131.