Научная статья на тему 'Академическая мобильность резидентов как инструмент повышения качества образования'

Академическая мобильность резидентов как инструмент повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
резидентура / академическая мобильность / качество образования / residency / academic mobility / quality of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В.Балмуханова, А.К.Дуйсенова,, Г.А.Шопаева,, Ф.Г. Оразаева

В рамках интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство в КазНМУ созданы условия для академической мобильности обучающихся. Академическая мобильность ориентирована на повышение качества профессиональной подготовки резидентов в соответствии с общепризнанными требованиями Болонской декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В.Балмуханова, А.К.Дуйсенова,, Г.А.Шопаева,, Ф.Г. Оразаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC MOBILITY OF RESIDENTS AS TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION

As part of integration of the national education system in the world educational space in KazNMU created the conditions for academic mobility of students. Academic mobility is focused on improving the quality of training of residents in accordance with the generally recognized requirements of the Bologna Declaration.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность резидентов как инструмент повышения качества образования»

Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013

УДК: 61.1:37:378.1:616-022(378)

А.В.БАЛМУХАНОВА, А.К.ДУИСЕНОВА, Г.А.ШОПАЕВА, Ф.Г. ОРАЗАЕВА

КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова Высшая Медицинская Школа кафедра инфекционных и тропических болезней

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ РЕЗИДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство в КазНМУ созданы условия для академической мобильности обучающихся. Академическая мобильность ориентирована на повышение качества профессиональной подготовки резидентов в соответствии с общепризнанными требованиями Болонской декларации.

Ключевые слова: резидентура, академическая мобильность, качество образования

Повышение уровня образованности как фактор конкурентоспособности нации определен Главой Государства Н.А.Назарбаевым в качестве одного из основных государственных приоритетов. Национальная система образования сегодня должна соответствовать современным требованиям и мировым стандартам. В условиях глобализации разработка общих стратегий и принципов развития высшего образования способствует повышению адаптационного потенциала вузов и программ подготовки.

Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования принимает во внимание доминирующие современные тенденции. 11-12 марта 2010 года на II Болонском Форуме Министров образования стран-участниц Болонского процесса Казахстан присоединился к Болонской декларации и стал 47 страной-членом Болонского процесса. Присоединение в Болонской декларации подразумевает принятие обязательств по вхождению в единое образовательное пространство. Осуществление реформ в ведущих странах мира стимулировало международное сотрудничество в сфере образования и его универсализацию. В соответствии с Болонской Декларацией ключевым вопросом создания единого образовательного пространства выступает качество как фундаментальная основа формирования доверия. Предполагается создание взаимопризнанных критериев качества образования, учитывающих многообразие стран и особенности национальных систем высшего образования.

Академическая мобильность - один из основных принципов Болонского процесса, направленный на гармонизацию образовательных систем. Этому способствует введение совместных программ обучения и научных исследований, создание интегрированных учебных курсов и совершенствование учебных планов. Современная система высшего постдипломного медицинского образования предполагает обучение в резидентуре. Данный уровень образования ориентирован на развитие специальных профессиональных компетенций у обучающихся. Прикладная направленность, специализация обучения в резидентуре обеспечивают высокую востребованность выпускников на рынке труда.

Особенностью программ резидентуры является обеспечение оптимального баланса между обучением и

практической деятельностью; обеспечение

академической мобильности; подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, способного адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и технологий.

В 2012 году в рамках академической мобильности и расширения международных связей с зарубежными университетами трое резидентов 1-го года обучения кафедры инфекционных и тропических болезней КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова прошли обучение в Университете ЕгауеБ г.Кайсери, Турция в течение 3-х месяцев. Программа курса обучения «Инфекционный контроль в отделениях интенсивной терапии» включала изучение различных аспектов наиболее часто встречающихся инфекционных болезней и внутрибольничных инфекций. Учебная программа была рассчитана на 417 часов, реализация ее проводилась в форме семинарских и практических занятий по воздушно-капельным, особо опасным инфекциям, инфекциям кожи и мягких тканей, мочевыводящей, центральной нервной систем, внутрибольничным инфекциям дыхательных путей, рациональному использованию антибиотиков. Программа инфекционного контроля освещала вопросы эпидемиологии и контроля за внутрибольничными инфекциями, инфекционного контроля в отделениях (интенсивной терапии, ожоговой, неотложной помощи, операционных залах, эндоскопии, трансплантации костного мозга, диализа), организации вентиляционной системы в стационаре, вопросы контроля за здоровьем медперсонала и основы дезинфекции и стерилизации. Наши резиденты работали в клинике - участвовали в обходах и консилиумах профессоров и доцентов клиники, курировали больных с различной инфекционной патологией, участвовали в научных конференциях (в т.ч. с собственной презентацией), семинарах; приобрели дополнительные практические навыки врача-клинициста, а также навыки в области инфекционного контроля в стационаре. Таким образом, первый опыт академической мобильности резидентов кафедры инфекционных и тропических болезней КазНМУ показал, что международное сотрудничество вузов в рамках образовательных программ является одним из инструментов повышения качества образования, мотивируя обучающихся к более углубленному освоению специальности, а преподавателей - к

Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013

разработке образовательных программ интегрированных учебных курсов.

А.В.БАЛМ¥ЦАНОВА, АВДУЙСЕНОВА, Г.А.ШОПАЕВА, Ф.Г.ОРАЗАЕВА

РЕЗИДЕНТТЕРДЩ АКАДЕМИЯЛЫК УТКЫРЛЫЕЫ Б1Л1М САПАСЫН ЖЕТ1ЛД РУ К¥РАЛЫ РЕТ1НДЕ

ТYйiн: ¥лттык б^м берi жуйеанц элемдiк кецспкке интеграциялану саласында Каз¥МУ-да окытылушылардыц академиялык мобильдiлiri ушiн жагдай жасалынган. Академиялык мобильдiлiк Болон декларациясыныц жалпы кабылданган талаптарына сай резиденттердi ц кэаби дайындыгыныц сапасын жетiлдiруге ба гытталган. ТYйiндiсездер: резидентура, академиялык мобильд^к, бiлiм сапасы

A.V.BALMUKHANOVA, A.K.DUISENOVA, G.A.SHOPAYEVA, F.G.ORAZAEVA

ACADEMIC MOBILITY OF RESIDENTS AS TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION

Resume: As part of integration of the national education system in the world educational space in KazNMU created the conditions for academic mobility of students. Academic mobility is focused on improving the quality of training of residents in accordan ce with the generally recognized requirements of the Bologna Declaration. Keywords: residency, academic mobility, quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.