Научная статья на тему 'Роль дисциплины «Тропические болезни» в подготовке врача'

Роль дисциплины «Тропические болезни» в подготовке врача Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тропические болезни / диагностика / коммуникативные навыки. / tropical diseases / diagnostics / communicative skills.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л.Б.Сейдулаева, А.К.Дуйсенова, Г.А.Шопаева,, К.Т.Байекеева, Р.А.Егембердиева

В рамках глобализации медицины и образования подготовка современного врача в медицинских вузах не представляется без преподавания тропических болезней, знания их нозоареала, своевременной диагностики и проведения противоэпидемических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.Б.Сейдулаева, А.К.Дуйсенова, Г.А.Шопаева,, К.Т.Байекеева, Р.А.Егембердиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DISCIPLINE "TROPICAL DISEASES" IN THE TRAINING OF DOCTOR.

As part of the globalization of medicine and medical education the training of modern physicians at medical schools is not imagined without teaching of tropical diseases, knowledge of their nosological area, prompt diagnosis and conducting control activities.

Текст научной работы на тему «Роль дисциплины «Тропические болезни» в подготовке врача»

Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013

УДК: 616.928.936: 616-07.616.24-002-078: 621.391.

Л.Б.СЕЙДУЛАЕВА, А.К.ДУЙСЕНОВА, Г.А.ШОПАЕВА, К.Т.БАЙЕКЕЕВА, Р.А.ЕГЕМБЕРДИЕВА, А.М.САДЫКОВА

Казахский Национальный Медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова Кафедра инфекционных и тропических болезней Городская клиническая инфекционная больница им.И.С.Жекеновой

Алматы

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ТРОПИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ» В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА

В рамках глобализации медицины и образования подготовка современного врача в медицинских вузах не представляется без преподавания тропических болезней, знания их нозоареала, своевременной диагностики и проведения противоэпидемических мероприятий.

Ключевые слова: тропические болезни, диагностика, коммуникативные навыки.

В Казахском национальном медицинском университете им. С.Д. Асфендиярова ориентация образовательного процесса направлена на подготовку

высококвалифицированного, конкурентно способного специалиста, востребованного на международном рынке труда [1].

На кафедре инфекционных и тропических болезней преподавание тропических болезней ведется с 1989 г., когда был организован курс для иностранных студентов на 163 часа. Организовала данный курс и заведовала им до 1996г. доц. Сейдулаева Л.Б. Были подготовлены рабочие программы для студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета, 5 курса стоматологического факультета. Двое сотрудников кафедры (ассистент Туркпенбаева Г.Ж. и доцент Сейдулаева Л.Б.) в 1984-85 гг были направлены на обучение на кафедру «Болезни жарких стран» при Центральном Ордена Ленина институте усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) г. Москва. В 1996 г. организована кафедра тропических болезней и преподавание дисциплины «Тропические болезни» введена в ГОСО РК (зав.кафедрой доц. Ермуханова Н.Т.). В 2002 г. кафедры тропических и инфекционных болезней были объединены в одну кафедру инфекционных и тропических болезней. До 2012 г. дисциплина «Тропические болезни» являлась базовым компонентом, с этого учебного года -компонентом по выбору.

С 2000 г. преподавание дисциплины «Тропические болезни» ввели в тематические планы обучения дисциплины «Инфекционные болезни» для отечественных студентов только по отдельным темам: малярия, геморрагические лихорадки, шистосомозы и филяриидозы, выделив для них всего 30 ч., что недостаточно для полного их изучения. В связи с этим, в 2012 г. на кафедре разработан электив «Завозные тропические инфекции, актуальные для РК» на 54 ч. для резидентов. В тематический план вошли нозоареал тропических болезней, малярия, лейшманиозы, тропические риккетсиозы, арбовирусные инфекции, тропические гельминтозы. Применен компетентностный подход обучения, включая когнитивный, операциональный аксиологический, правовой компоненты и саморазвитие.

В условиях глобализации медицины и образования назрела необходимость более широкого изучения болезней жарких стран в связи с тем, что наши

соотечественники после пребывания в странах тропического пояса заражались экзотическими болезнями, по которым специалисты Республики Казахстан не имеют настороженности, и как следствие, затрудняются в их распознавании [2]. Об этом свидетельствует перечень заболеваний,

диагностированных сотрудниками кафедры

инфекционных и тропических болезней в г Алматы за 2010-2013 гг. (токсакароз - 3 случая, зуд купальщика - 4 (личиночная стадия шистостоматид водоплавающих птиц), дракункулез - 1, фрамбезия - 1, шистосомоз -1, дирофиляриоз - 1, глубокие микозы (гистоплазмоз, аспергиллёз), амебиаз кишечный - 12 случаев, амебный энцефалит-1, завозные случаи малярии -3). Только с начала 2013 г. 7 больным, обратившимся за медицинской помощью после приезда из Таиланда выставлен диагноз «Геморрагическая лихорадка Денге», который подтвержден лабораторно в НЦКЗИ имени М.Айкимбаева [3].

За период с 1996 г. по 2011 г. в Городской клинической инфекционной больнице г. Алматы пролечены 118 случаев малярии, из них 114 - завозного характера, в 4 -х случаях эпидемиология не выяснена. За этот период также зарегистрирован 1 случай висцерального и 2 случая кожного лейшманиоза.

Таким образом диагностика тропических болезней, их лечение и профилактика должны быть налажены на любом уровне оказания медицинской помощи. Поэтому, целесообразно включение дисциплины «Тропические болезни» в базовый или вузовский компоненты учебных программ для врачей общей пра ктики. Кафедра инфекционных и тропических болезней имеет подготовленный кадровый состав, учебно -методическую базу для преподавания дисциплины «Тропические болезни». В рамках программы приглашения визитинг-профессоров в КазНМУ в 2011 г. проведен мастер-класс профессором Козловым С.С.- руководителем курса тропических болезней Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова (г.Санкт-Петербург, Россия), по результатам которого все сотрудники кафедры получили удостоверение о прохождении цикла повышения квалификации по тропическим болезням. Сотрудниками кафедры подготовлены и изданы учебное пособие «Тропические инфекции и инвазии» на русском и государственном языках (2007), «Тестовые задания и ситуационные задачи» на государственном и русском

Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013

языках в 2008г. На кафедре имеются авторские методические пособия по малярии, Конго-Крымской геморра гической лихорадке.

При разборе тем на практических занятиях активно используются различные формы инновационных методов обучения (кейс-метод, деловые игры, клинические задачи, «мозговой штурм» и другие). При отсутствии больных с изучаемой патологией разбор темы ведется по копиям историй болезни пролеченных в городской клинической инфекционной больнице пациентов.

Учитывая актуальность, повсеместное распространение тропических заболеваний в условиях активной миграции населения знание особенностей течения данной патологии особенно важно для профессорско -

преподавательского состава высших и средних медицинских учебных заведений. В этом плане кафедра инфекционных и тропических болезней КазНМУ имеет достаточный образовательный и клинический потенциал. КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова -единственный университет в РК, где проводится обучение по дисциплине «Тропические болезни». Кроме того, кафедра инфекционных и тропических болезней ежегодно проводит День открытых дверей для оказания консультативной помощи населению. Перспективными задачами кафедры является подготовка дистанционного курса с целью трансляции знаний и навыков на до - и постдипломном уровне в регионы Республики Казахстан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Шувалова Е.П. «Тропические болезни». - М.: 2005.

2 Амиреев С.А. Муминов Т.А., Сергиев., Оспанов К.С. «Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях». - А.: 2008.

3 Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А. «Тропические болезни». - А.: 2010.

Л.Б.СЕЙДУЛАЕВА, А.К.ДУЙСЕНОВА, Г.А.ШОПАЕВА, К.Т.БАЙЕКЕЕВА, Р.А.ЕГЕМБЕРДИЕВА, А.М.САДЫКОВА

ДЭР1ГЕРД1 ДАЙЫНДАУДА «ТРОПИКАЛЫ^ АУРУЛАР» ПЭН1И1Н АЛАТЫН Р9Л1.

ty^h: Медицинаныц галамдык; аясында заманга сай дэр^рд дайындау тропикалы; аурулар пэыаз, оныц нозореалыныц 6rniMid3, дэр кездеп диагностикасыз жэне эпидемияга карсы шараларды етшзуаз мумкш емес. ТYйiндi сездер: тропикалы; аурулар, диагностика, коммуникативты дащылар.

L.B. SEIDULAEVA, A.K. DUISENOVA, G.A. SHOPAEVA, K.T. BAYEKEEVA, R.A. EGEMBERDIEVA, A.M. SADYKOVA

TH E ROLE OF DISCI PLINE "TROPICAL DISEASES" IN THE TRAINING OF DOCTOR.

Resume: As part of the globalization of medicine and medical education the training of modern physiaans at medical schools is not imagined without teaching of tropical diseases, knowledge of their nosological area, prompt diagnosis and conducting con trol activities.

Keywords: tropical diseases, diagnostics, communicative skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.