Научная статья на тему 'АГРОШКОЛА: НОВЫЙ ФОРМАТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ'

АГРОШКОЛА: НОВЫЙ ФОРМАТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / АГРОКЛАССЫ / АГРОШКОЛЫ / ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозгачева Оксана Викторовна, Чеченихина Ольга Сергеевна, Соколовская Ирина Ренадовна, Палкина Светлана Александровна, Обожина Наталья Степановна

Проект «Агрошкола: новый формат социальной экосистемы» направлен на успешную реализацию Национального проекта РФ «Образование», отвечает приоритетам Стратегии научно-технологического развития нашей страны, коррелирует с целями Государственной программы нашей страны «Комплексное развитие сельских территорий» по сохранению доли людей, проживающих в сельской местности, и формированию кадрового потенциала села. Актуальность проекта обусловлена еще и тем, что создаются условия для приобретения знаний, умений, навыков и формирования компетенций, необходимых для осознанного выбора профессии и получения профессионального образования, что отвечает принципам программы развития системы образования и реализации молодежной политики в Свердловской области исоответствуетСтратегическому плану развития города Екатеринбурга. Цель проекта - создание и развитие Агрошколы как нового формата равновесной социальной экосистемы с разнообразием элементов, способных к эффективной коммуникации. Методология. На первом этапе проведена аналитическая (подготовительная) работа. На втором этапе разработана и описана модель Агрошколы. Третий этап посвящен апробации модели, комплектованию оборудованием, формированию каталога методического и материально-технического обеспечения Агрошколы и пр. Результаты реализации проекта: основой достижения социально-экономического эффекта от реализации проекта является созданный новый формат социальной экосистемы. Продуцентами экосистемы являются Агрошкола и органы местного самоуправления, а также региональные органы государственной исполнительной власти. Консументами данной экосистемы являются дети, родители, местное население села Горный щит и поселка Шабровский Чкаловского района. Кроме того, к благополучателям в данном случае относятся и другие образовательные организации, где внедрены элементы или целые программы Агрошколы. Редуценты в созданной экосистеме - это социальные партнеры и выпускники Агрошколы, которые помогают реализовывать задачи проекта и способствуют вторичному использованию генерируемых ресурсов. Научная новизна состоит в том, что это первый проект, решающий целый комплекс задач, направленных как на повышение эффективности образовательной и научной деятельности школьников, на увеличение возможностей выявления талантливой молодежи, так и на укрепление успешного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Практическая значимость основывается на том, что созданные на территории Агрошколы и пришкольных участках тематические рекреационные зоны используются в качестве «экологической тропы» при организации экскурсий не только для учеников, но и для местного населения и гостей района. Появилась возможность проведения на базе Агрошколы культурных, экологических, профориентационных мероприятий районного, муниципального и всероссийского уровней. Данные, полученные участниками проекта в результате научно-исследовательской работы, используются педагогами для повышения образовательного уровня учащихся. Реализация проекта способствовала созданию методического пространства Агрошколы, положительный опыт которого успешно распространяется среди других образовательных учреждений. Заключение. Агрошкола как новый формат социальной экосистемы - это своеобразная инфраструктура синергетического взаимодействия власти, бизнеса, технологических лидеров и социо-экономических объектов для обеспечения ее технологического развития. Такое взаимодействие позволило зафиксировать социально-экономический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лозгачева Оксана Викторовна, Чеченихина Ольга Сергеевна, Соколовская Ирина Ренадовна, Палкина Светлана Александровна, Обожина Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL SCHOOL: A NEW FORMAT OF THE SOCIAL ECOSYSTEM

The project “Agricultural school: a new format of the social ecosystem” is aimed at the successful implementation of the National Project of the Russian Federation “Education”, meets the priorities of the Strategy of scientific and technological development of our country, correlates with the goals of the State Program of our country “Integrated development of rural areas” to preserve the proportion of people living in rural areas and the formation of the human potential of the village. The relevance of the project is also due to the fact that conditions are being created for the acquisition of knowledge, skills, and the formation of competencies necessary for an informed choice of profession and obtaining vocational education, which meets the principles of the program for the development of the education system and the implementation of youth policy in the Sverdlovsk region and corresponds to the Strategic Development Plan of the city of Yekaterinburg. The aim of the project is to create and develop an Agricultural School as a new format of an equilibrium social ecosystem with a variety of elements capable of effective communication. Methodology. At the first stage, analytical (preparatory) work was carried out. At the second stage, an Agricultural School model was developed and described. The third stage is devoted to the testing of the model, equipment acquisition, the formation of a catalog of methodological and logistical support of agricultural schools, etc. The results of the project: the basis for achieving the socio-economic effect of the project is the created new format of the social ecosystem. The producers of the ecosystem are the Agricultural School and local self-government bodies, as well as regional state executive authorities. The consults of this ecosystem are children, parents, the local population of the village of Gorny Shield and the village of Shabrovsky in the Chkalovsky district. In addition, the beneficiaries in this case include other educational organizations where elements or entire Agricultural School programs have been implemented. The reducers in the created ecosystem are social partners and graduates of the Agricultural School, who help to implement the tasks of the project and contribute to the secondary use of the generated resources. The scientific novelty lies in the fact that this is the first project that solves a whole range of tasks aimed both at improving the effectiveness of educational and scientific activities of schoolchildren, at increasing the opportunities for identifying talented youth, and at strengthening successful cooperation of all participants in the educational process. The practical significance is based on the fact that thematic recreational zones created on the territory of the Agricultural School and school sites are used as an “ecological trail” when organizing excursions not only for students, but also for the local population and guests of the district. There is an opportunity to hold cultural, environmental, career guidance events at the district, municipal and All-Russian levels on the basis of the Agricultural School. The data obtained by the project participants as a result of research work is used by teachers to improve the educational level of students. The implementation of the project contributed to the creation of the methodological space of the Agricultural School, the positive experience of which is successfully distributed among other educational institutions. Conclusion. The agricultural school as a new format of the social ecosystem is a kind of infrastructure of synergetic interaction between government, business, technological leaders and socio-economic objects to ensure its technological development. Such interaction made it possible to fix the socio-economic effect.

Текст научной работы на тему «АГРОШКОЛА: НОВЫЙ ФОРМАТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ»

УДК 37.048.45 DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_03

ББК Ч420.052.6 ГРНТИ 14.27.09 Код ВАК 5.8.2

Лозгачева Оксана Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: oksana.lozgacheva@yandex.ru

Чеченихина Ольга Сергеевна,

доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры биотехнологии и пищевых продуктов, Уральский государственный аграрный университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; e-mail: Olgachech@yandex.ru

Соколовская Ирина Ренадовна,

начальник, Управление образования Чкаловского района Департамента образования Администрации города Екатеринбурга; 620085, Россия, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 13А; e-mail: i.s0k0l0vskaja2016@yandex.ru

Палкина Светлана Александровна,

директор, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 137»; 620904, Россия, г. Екатеринбург, п. Шабровский, ул. Ленина, 45; e-mail: palkina-sa@mail.ru

Обожина Наталья Степановна,

директор, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 142»; 620902, Россия, г. Екатеринбург, с. Горный Щит, ул. Ленина, 15а; e-mail: s0ch142@eduekb.ru

АГРОШКОЛА: НОВЫЙ ФОРМАТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профориентация школьников; профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; профориентационная работа; выбор профессии; агроклассы; агрошколы; поддержка талантливых детей; развитие сельских территорий; социальная экосистема

АННОТАЦИЯ. Проект «Агрошкола: новый формат социальной экосистемы» направлен на успешную реализацию Национального проекта РФ «Образование», отвечает приоритетам Стратегии научно-технологического развития нашей страны, коррелирует с целями Государственной программы нашей страны «Комплексное развитие сельских территорий» по сохранению доли людей, проживающих в сельской местности, и формированию кадрового потенциала села. Актуальность проекта обусловлена еще и тем, что создаются условия для приобретения знаний, умений, навыков и формирования компетенций, необходимых для осознанного выбора профессии и получения профессионального образования, что отвечает принципам программы развития системы образования и реализации молодежной политики в Свердловской области и соответствует Стратегическому плану развития города Екатеринбурга. Цель проекта - создание и развитие Агрошколы как нового формата равновесной социальной экосистемы с разнообразием элементов, способных к эффективной коммуникации. Методология. На первом этапе проведена аналитическая (подготовительная) работа. На втором этапе разработана и описана модель Агрошколы. Третий этап посвящен апробации модели, комплектованию оборудованием, формированию каталога методического и материально-технического обеспечения Агрошколы и пр. Результаты реализации проекта: основой достижения социально-экономического эффекта от реализации проекта является созданный новый формат социальной экосистемы. Продуцентами экосистемы являются Агрошкола и органы местного самоуправления, а также региональные органы государственной исполнительной власти. Консу-ментами данной экосистемы являются дети, родители, местное население села Горный щит и поселка Шабровский Чкаловского района. Кроме того, к благополучателям в данном случае относятся и другие образовательные организации, где внедрены элементы или целые программы Агрошколы. Редуценты в созданной экосистеме - это социальные партнеры и выпускники Агрошколы, которые помогают реализовывать задачи проекта и способствуют вторичному использованию генерируемых ресурсов. Научная новизна состоит в том, что это первый проект, решающий целый комплекс задач, направленных как на повышение эффективности образовательной и научной деятельности школьников, на увеличение возможностей выявления талантливой молодежи, так и на укрепление успешного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Практическая значимость основывается на том, что созданные на территории Агрошколы и пришкольных участках тематические рекреационные зоны используются в качестве «экологической тропы» при организации экскурсий не только для учеников, но и для местного населения и гостей района. Появилась возможность проведения на базе Агрошколы культурных, экологических, профориентационных мероприятий районного, муниципального и всероссийского уровней. Данные, полученные участниками проекта в результате научно-исследовательской работы, используются педагогами для повышения образовательного уровня учащихся. Реализация проекта способствовала созданию методического пространства Агрошколы, положительный опыт которого успешно распространяется среди других образовательных учреждений. .Заключение. Агрошкола как новый формат социальной экосистемы - это своеобразная инфраструктура синергетического взаимодействия власти, бизнеса, технологических лидеров и социо-экономических объектов для обеспечения ее технологического развития. Такое взаимодействие позволило зафиксировать социально-экономический эффект.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лозгачева, О. В. Агрошкола: новый формат социальной экосистемы / О. В. Лозгачева, О. С. Чеченихина, И. Р. Соколовская, С. А. Палкина, Н. С. Обожина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. 26-38. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_03.

© Лозгачева О. В., Чеченихина О. С., Соколовская И. Р., Палкина С. А., Обожина Н. С., 2022

Lozgacheva Oksana Viktorovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Educational Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Chechenikhina Olga Sergeevna,

Doctor of Biology, .Associate Professor, Professor of Department of Biotechnology and Food Products, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia

Sokolovskaya Irina Renadovna,

Head, Department of Education of the Chkalovsky District of the Department of Education of the Administration of the Ekaterinburg, Ekaterinburg, Russia

Palkina Svetlana Alexandrovna,

Director, Municipal Autonomous Educational Institution "Secondary School No. 137", Ekaterinburg, Russia

Obozhina Natalia Stepanovna,

Director, Municipal Autonomous Educational Institution "Secondary School No. 142", Ekaterinburg, Russia

AGRICULTURAL SCHOOL: A NEW FORMAT OF THE SOCIAL ECOSYSTEM

KEYWORDS: vocational guidance for schoolchildren; professional orientation; professional self-determination; career guidance work; choice of profession; agroclasses; agricultural schools; support for talented children; development of rural areas; social ecosystem

ABSTRACT. The project "Agricultural school: a new format of the social ecosystem" is aimed at the successful implementation of the National Project of the Russian Federation "Education", meets the priorities of the Strategy of scientific and technological development of our country, correlates with the goals of the State Program of our country "Integrated development of rural areas" to preserve the proportion of people living in rural areas and the formation of the human potential of the village. The relevance of the project is also due to the fact that conditions are being created for the acquisition of knowledge, skills, and the formation of competencies necessary for an informed choice of profession and obtaining vocational education, which meets the principles of the program for the development of the education system and the implementation of youth policy in the Sverdlovsk region and corresponds to the Strategic Development Plan of the city of Yekaterinburg. The aim of the project is to create and develop an Agricultural School as a new format of an equilibrium social ecosystem with a variety of elements capable of effective communication. Methodology. At the first stage, analytical (preparatory) work was carried out. At the second stage, an Agricultural School model was developed and described. The third stage is devoted to the testing of the model, equipment acquisition, the formation of a catalog of methodological and logistical support of agricultural schools, etc. The results of the project: the basis for achieving the socio-economic effect of the project is the created new format of the social ecosystem. The producers of the ecosystem are the Agricultural School and local self-government bodies, as well as regional state executive authorities. The consults of this ecosystem are children, parents, the local population of the village of Gorny Shield and the village of Shabrovsky in the Chkalovsky district. In addition, the beneficiaries in this case include other educational organizations where elements or entire Agricultural School programs have been implemented. The reducers in the created ecosystem are social partners and graduates of the Agricultural School, who help to implement the tasks of the project and contribute to the secondary use of the generated resources. The scientific novelty lies in the fact that this is the first project that solves a whole range of tasks aimed both at improving the effectiveness of educational and scientific activities of schoolchildren, at increasing the opportunities for identifying talented youth, and at strengthening successful cooperation of all participants in the educational process. The practical significance is based on the fact that thematic recreational zones created on the territory of the Agricultural School and school sites are used as an "ecological trail" when organizing excursions not only for students, but also for the local population and guests of the district. There is an opportunity to hold cultural, environmental, career guidance events at the district, municipal and All-Russian levels on the basis of the Agricultural School. The data obtained by the project participants as a result of research work is used by teachers to improve the educational level of students. The implementation of the project contributed to the creation of the methodological space of the Agricultural School, the positive experience of which is successfully distributed among other educational institutions. Conclusion. The agricultural school as a new format of the social ecosystem is a kind of infrastructure of synergetic interaction between government, business, technological leaders and socio-economic objects to ensure its technological development. Such interaction made it possible to fix the socio-economic effect.

FOR CITATION: Lozgacheva, O. V., Chechenikhina, O. S., Sokolovskaya, I. R., Palkina, S. A., Obozhi-na, N. S. (2022). Agricultural School: A New Format of the Social Ecosystem. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 26-38. DOI: 10.2б170/2079-8717_2022_05_03.

Проблема и актуальность. Про- цию школьников. Кроме того, в проекте

ект «Агрошкола: новый формат предусмотрена деятельность по развитию

социальной экосистемы» способствует со- воспитательной работы и проведению ме-

зданию возможности детям получать каче- роприятий патриотической направленно-

ственное общее образование в условиях, от- сти. Таким образом, проект направлен на

вечающих современным требованиям, а успешную реализацию Национального про-

также обеспечивает раннюю профориента- екта РФ «Образование», в том числе ряда

Федеральных проектов - «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Патриотическое воспитание»1.

Реализация проекта «Агрошкола: новый формат социальной экосистемы» направлена также на повышение эффективности научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся всех возрастов. Данное направление отвечает приоритетам Стратегии научно-технологического развития нашей страны, в частности обогащает детей знаниями относительно высокопродуктивного и экологически чистого агрохозяйства, работы систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранения и эффективной переработки сельскохозяйственной продукции, создания безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания [11].

Мероприятия проекта (просветительские, конкурсные, экскурсионные, научно-практические и др.) направлены на формирование позитивного имиджа сельской школы как центра социальной экосистемы, что коррелирует с целями Государственной программы нашей страны «Комплексное развитие сельских территорий» по сохранению доли людей, проживающих в сельской местности, и формированию кадрового потенциала села2.

Актуальность проекта «Агрошкола: новый формат социальной экосистемы» для развития нашего региона обусловлена тем, что в рамках проекта создаются условия для приобретения знаний, умений, навыков и формирования компетенций, необходимых для осознанного выбора профессии и получения профессионального образования, что отвечает принципам государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»з.

1 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). URL: http://www. c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_319308/ (дата обращения: 05.09.2022).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 22 июня 2022 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/ 554801411 (дата обращения: 05.09.2022).

3 Постановление Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 года № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация

молодежной политики в Свердловской области до 2025 года" (с изменениями на 21 июля 2022 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/5616488667marker

В соответствии со Стратегическим планом развития города Екатеринбурга проект «Агрошкола: новый формат социальной экосистемы» позволяет добиться устойчивого социально-экономического развития на основе комплексного использования экономических, социальных, культурных, научно-технических, территориальных и других факторов4.

Цель проекта - создание и развитие Агрошколы как нового формата равновесной социальной экосистемы с разнообразием элементов, способных к эффективной коммуникации.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1) обоснование и внедрение в образовательную деятельность школы, отвечающую требованиям ФГОС общего образования, дополнительных образовательных программ, программ сетевого взаимодействия и внеурочной деятельности агротехнологи-ческой направленности с профориентаци-онным компонентом;

2) создание и укрепление опытно-экспериментальных площадок на территории школы и пришкольном участке, расширение лабораторной базы, приборного парка с привлечением социальных партнеров для реализации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в области агро- и биотехнологий;

3) совершенствование воспитательной деятельности школы, направленной на развитие экологического волонтерства, системы наставничества, укрепление семейных ценностей, чувства патриотизма и культуры землепользования;

4) формирование позитивного имиджа Агрошколы как центра социальной экосистемы, аккумулирующей методические, образовательные, социальные и технологические ресурсы для достижения социально-экономического развития города и области.

Основная идея проекта - это создание нового формата социальной экосистемы за счет организации деятельности аграрных профильных классов на базе Агрошколы при внедрении в образовательную деятельность программ агротехнологиче-ской направленности с профориентацион-ным компонентом, при привлечении социальных партнеров для укрепления опытно-экспериментальных площадок научного творчества учащихся, а также при развитии системы наставничества и экологического волонтерства.

(дата обращения: 05.09.2022).

4 Решение Екатеринбургской Городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга» (с изменениями на 25 мая 2018 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/802003648 (дата обращения: 05.09.2022).

Созданная экосистема обладает высоким уровнем разнообразия элементов, которые способны к эффективной коммуникации. К ним относятся дети и их родители, местное население, педагоги, образовательные, некоммерческие и общественные организации, производственные предприятия. При этом высокий уровень открытости, способность к эволюции, постоянное развитие всех участников проекта стали важнейшими элементами организации социальной экосистемы.

В результате реализации проекта сформировалась своеобразная инфраструктура синергетического взаимодействия власти, бизнеса, технологических лидеров и социо-экономических объектов для обеспечения ее технологического развития. Получен социально-экономический эффект, который выражается в увеличении количества рабочих мест для жителей села, в повышении уровня и качества жизни местного населения, в развитии человеческого потенциала, в повышении образовательного и квалификационного уровня людей, в возможности получения дополнительных доходов, в обеспечении социальной стабильности и улучшении экологического состояния. Сегодня Агрошкола стала центром социально-экономического ландшафта Чка-ловского района города Екатеринбурга [6, с. 81; 13, с. 9; 14, с. 10; 15, с. 56; 16, с. 10; 17, с. 519; 18, с. 929; 19, с. 16; 20, с. 14; 21, с. 472].

Сравнение с аналогичными работами, реализованными на территории Российской Федерации. В других регионах Российской Федерации также существуют образовательные проекты агропромышленной направленности, создаются аг-роклассы, центры агробизнес-образования и т. д. [4, с. 39; 7, с. 396; 11, с. 244; 12, с. 80]. Например, в Тамбовской области реализуется Региональный ресурсный центр агробизнес-образования «Школа агробизнеса -Тамбов», цель которого информационная и научно-методическая поддержка агробизне-собразования региона. Основные задачи: внедрение инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в управление и образовательный процесс; ведение научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности; выявление образовательных потребностей педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих агробизнес-образование; консультирование педагогических и руководящих работников образовательных организаций, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам агробизнес-образования; организация обучения различных категорий педа-

гогических работников по использованию в практике работы новейших достижений в области агробизнес-образования, оперативному овладению передовым педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания, навыками управления и др. [10, с. 114].

В Оренбургской области агроклассы призваны изменить сознание сельской молодежи, показать старшеклассникам, как можно стать успешным на родной земле. Особенность обучения в агроклассах состоит в том, что наряду с освоением основной образовательной программы учащиеся осваивают программу «Введение в аграрный бизнес». Программу разработали преподаватели Оренбургского аграрного университета. Школьники изучают основы агрономии, ветеринарии, экологии, юриспруденции, экономики, механизации, предпринимательской деятельности и др. Ряд занятий проводится дистанционно в форме вебинаров с использованием сети Интернет, где лекторами выступают профессоры, доценты и преподаватели аграрного университета. Есть и выездные занятия сотрудников вуза-партнера, экскурсии по кафедрам и лабораториям аграрного университета [5, с. 85].

В Курганской области ученики изучают агрономию, биологию, получают навыки растениеводства, животноводства, ветеринарного дела. Еще одна цель проекта -профессиональная ориентация и вовлечение учащихся средней школы с. Мальцево и школ соседних сел в процесс ведения сельскохозяйственной деятельности, формирования у выпускников средней школы базы знаний о сельском хозяйстве.

Работа агрошкол Якутии направлена на совершенствование системы агропрофили-рованного образования в Якутии; внедрение агрокомпонентного принципа обучения учащихся агрошкол; организацию ежегодных школьных, улусных и республиканских конференций, методических семинаров; становление новой модели образования, нацеленной на возрождение лучших традиций трудового воспитания обучающихся, способствующих получению полезных профессиональных навыков со школьной парты [8, с. 24; 9, с. 18; 22, с. 37].

Организаторы аналогичных проектов основной целью обозначают профессиональную ориентацию и вовлечение учащихся Агрошколы в процесс ведения сельскохозяйственной деятельности [1, с. 3; 2, с. 154; 3, с. 99]. При этом ряд из них уделяют основное внимание лишь агробизнес- профилю, не учитывая и другие направления агропромышленных и биотехнологий. Деятельность других привязана к определенной территории (школа в своем селе или в

ближайших населенных пунктах), что ограничивает возможность распространения успешных практик Агрошколы.

Не во всех аналогичных проектах предусмотрена научно-исследовательская деятельность школьников с использованием школьной лабораторной базы, территории пришкольных участков и пр. Основной акцент сделан на то, чтобы осуществлять проектную деятельность на площадках социальных партнеров. Это не может привести к желаемому расширению опытно-экспериментальных площадок на территории школы и пришкольном участке, укреплению лабораторной базы и приборного парка.

Уникальность проекта. В проекте «Агрошкола: новый формат социальной экосистемы» привлечению родителей школьников уделяется особое внимание, что способствует развитию созидательного сообщества детей и взрослых.

Создание тематических рекреационных парковых зон на территории Агрошколы успешно решает задачу по созданию практической площадки для учебного процесса и научных экспериментов учащихся всех возрастов. Привлечение социальных партнеров для реализации задач именно на территории школы позволяет увеличивать темпы образовательного процесса, воспитательной деятельности и имеет более высокий охват участников.

Охват участников проекта составляет более 2 000 человек ежегодно, не считая внедрения проекта в других муниципальных образованиях. Большое количество участников дает возможность получать более достоверные результаты при реализа-

Сроки и этапы

ции аналитической деятельности.

Разнообразие направлений образовательных модулей Агрошколы, связанных с сити-фермерством, ландшафтным дизайном, садоводством, биотехнологиями, инженерными технологиями, «интернетом вещей», бизнес-планированием и др., позволяет участникам проекта осваивать большое количество компетенций, в процессе обучения сделать более осознанный выбор будущей образовательной траектории.

Проект по развитию агроклассов включен в цепочку непрерывного образования «Детский сад - Школа - Университет», что позволяет системно готовить и обновлять кадры для агропромышленного комплекса Свердловской области. Одним из основных направлений проекта является создание и реализация учебно-просветительских мероприятий в целях формирования позитивного имиджа Агрошколы как центра инновационной образовательной и социокультурной среды. Данное направление призвано решать проблему оттока кадров из сельской местности при огромном дефиците квалифицированных работников, заинтересованных в развитии Уральского региона.

Агрошкола стала «центром притяжения» детей, молодых семей, людей старшего поколения, а также квалифицированных педагогов и специалистов агропрофиля.

Сроки и этапы реализации проекта. Подготовка к реализации проекта «Агрошкола: новый формат социальной экосистемы» началась в 2018 году (табл. 1). В период с сентября по октябрь 2018 года успешно реализован аналитический этап.

Таблица 1

зации проекта

№ п/п Этап Срок реализации

1. Аналитический (подготовительный) этап

1. Изучение готовности педагогов и ресурсов Заявителя к разработке и реализации инновационной программы сентябрь - октябрь 2018

2. Изучение потребностей целевой аудитории (анализ статистических данных, анкетирование, проведение круглых столов)

3- Формирование команды программы

4- Проектирование территории под возможные размещения сада, огорода, зимних и летних теплиц, цветников и клумб, альпинариев

5. Создание плана взаимодействия с социальными партнерами

2. Проектный этап

6. Разработка и описание модели Агрошколы октябрь - ноябрь 2018

7. Разработка механизмов реализации проекта: определение структуры и содержания, категорий участников, способов организации процесса, сроков и технологий ноябрь - декабрь 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 5 31

Продолжение таблицы 1

№ п/п Этап Срок реализации

8. Подготовка нормативных оснований проекта (формы договоров об участии, о сотрудничестве)

9- Подготовка ресурсной базы для реализации проекта, в том числе разработка образовательных и методических ресурсов для деятельности Агрошколы

3. Внедренческий (этап реализации)

10. Комплектование оборудованием Агрошколы январь 2019 - июль 2022

11. Формирование каталога методического и материально-технического обеспе-че ния Агрошколы

12. Проведение информационной и РИ-кампании на территории области и региона о деятельности Агрошколы

13- Реализация (отработка) образовательных программ для обучающихся во внеурочной деятельности на базе Агрошколы, консультирование педагогов январь 2019 - июнь 2020

14. Проведение презентационных методических и образовательных мероприятий. Проведение образовательных мероприятий для педагогов: КПК, лекции, се минары, мастер-классы, творческие мастерские, методические конференции январь 2019 - июль 2022

15. Подготовка отчетных финансовых и аналитических документов по итогам ре ализации проекта ежегодно, в конце учебного года

16. Проведение экспертизы деятельности Агрошколы январь 2019 - июль 2022

17. Подготовка и тиражирование методических рекомендаций по итогам реализации программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка модели Агрошколы как социальной экосистемы, механизмов реализации проекта и подготовка ресурсной базы проведены в период проектного этапа с октября по декабрь 2018 года. Этап реализации проекта начат с января 2019 и продолжается по настоящее время: комплектование оборудованием, проведение информационной кампании, реализация и презентация образовательных программ и пр. Проект постоянно развивается, дополняется педагогическими и научными инноваци-

ями, тиражируется для внедрения в других образовательных организациях.

Результаты реализации проекта.

Мониторинг результатов реализации проекта проводится ежегодно для создания целостной картины и динамических изменений. Так, в период реализации проекта благоустроено 100% школьной территории силами обучающихся, педагогов, родителей, выпускников агрошколы и социальных партнеров (рис. 1).

«

о и

Л

ч о

СЗ ч? « о^

н ,

о Я

о £1

° н

<и н

ьн

ю

£

120 100 80 60 40 20 0

2018-2019 уч.г. 2019-2020 уч.г. 2020-2021 уч.г. 2021-2022 уч.г.

■учебно-опытный участок

■парковые рекреационные зоны

Рис. 1. Динамика уровня благоустройства школьной территории за период реализации проекта, %

Охват участников Агрошколы также является одним из главных показателей результативности работы. Количество агро-

классников увеличилось с момента начала реализации внедренческого проекта на 65% (рис. 2).

Рис. 2. Динамика охвата участников проекта за период его реализации,

% от общего числа обучающихся

Деятельность проекта направлена не только на увеличение количественных показателей, но и на качественные изменения. Например, прослеживается эффективность мероприятий по выявлению и поддержке талантливой молодежи, по повышению качества проектной деятельности

школьников. На рисунке 3 представлена динамика числа победителей и призеров Всероссийских конкурсных мероприятий. В 2021-2022 учебном году количество детей, проявивших выдающиеся способности, увеличилось на 78 человек (на 98%) от начального этапа реализации проекта.

Рис. 3. Динамика количества призеров и победителей Всероссийских конкурсных мероприятий за период реализации проекта, чел.

2021-2022 уч.г.

2020-2021 уч.г.

2019-2020 уч.г.

2018-2019 уч.г.

79

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Получить высокие результаты по количеству призеров и победителей Всероссийских конкурсных мероприятий стало возможным, в том числе, благодаря обеспече-

Высокий уровень укомплектованности штата квалифицированными специалистами, привлечение социальных партнеров и грамотные программы с профориентаци-онной компонентой поспособствовали популяризации аграрных профессий и повы-

нию 100-процентной укомплектованности штата сотрудников школы квалифицированными педагогическими кадрами (рис. 4).

шению их престижа, успешной реализации предпрофессиональной подготовки учащихся и повышению количества заинтересованных абитуриентов, поступающих в образовательные организации аграрного профиля, на 66 % (рис. 5).

Рис. 4. Уровень укомплектованности штата сотрудников Агрошколы, %

Рис. 5. Количество абитуриентов, поступающих в образовательные организации аграрного профиля, % от общего числа участников проекта

Эти достижения, несомненно, способствуют созданию социальных лифтов для сельской молодежи и ориентации молодых людей на занятие фермерством в своем родном крае.

Не менее значимыми результатами проекта являются создание и укрепление созидательного сообщества детей и взрослых, развитие института наставничества. Индикатором контроля качества этих показателей является количество родителей

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

■ Количетво социальных партнеров, организаций

Количество вовлеченных родителей, %

школьников, а также партнеров, вовлеченных в деятельность проекта (рис. 6).

Проводимые мероприятия позволили увеличить количество родителей, вовлеченных в реализацию проекта, на 21 % от начала реализации проекта по настоящее время. Грамотная работа по привлечению социальных партнеров различного уровня за три года реализации проекта дала возможность привлечь 13 организаций.

20192020 уч.г. 20202021 уч.г. 20212022 уч.г.

3 9 13

9 25 30

Рис. 6. Динамика уровня вовлеченности родителей и социальных партнеров

в реализацию проекта

Мониторинг результативности проекта наглядно демонстрирует высокую положительную динамику во все периоды реализации проекта: от подготовки до внедрения.

Основой достижения социально-экономического эффекта от реализации проекта «Агрошкола: новый формат социальной экосистемы» является созданный новый

формат социальной экосистемы (рис. 7).

Продуцентами экосистемы являются Агрошкола и органы местного самоуправления, а также региональные органы государственной исполнительной власти. Это фундамент созданной экосистемы, направленный на реализацию основных задач проекта. Консументами данной экосистемы

являются дети, родители, местное население села Горный щит и поселка Шабров-ский Чкаловского района. Кроме того, к благополучателям в данном случае относятся и другие образовательные организации, где внедрены элементы или целые про-

граммы Агрошколы. Редуценты в созданной экосистеме - это социальные партнеры и выпускники Агрошколы, которые помогают реализовывать задачи проекта и способствуют вторичному использованию генерируемых ресурсов.

Рис. 7. Новый формат

Данный формат социальной экосистемы обладает рядом характеристик, к числу которых относится высокий уровень разнообразия элементов, способных к эффективной коммуникации: дети и их родители, местное население, педагоги, образовательные, некоммерческие и общественные организации, производственные предприятия. К особенностям социальной экосистемы относятся также высокий уровень открытости элементов и их способность к эволюции. Постоянное развитие и симбиоз всех участников проекта стали важнейшими элементами организации социальной экосистемы.

Заключение. Агрошкола как новый формат социальной экосистемы - это своеобразная инфраструктура синергетического взаимодействия власти, бизнеса, технологических лидеров и социо-экономических объектов для обеспечения ее технологического развития. Такое взаимодействие позволило зафиксировать социально-экономический эффект, который выражается в следующем:

1) увеличение количества рабочих мест для жителей села за счет введения ставок педагогов дополнительного образования в Агрошколе, а также появления возможности развития малого бизнеса;

2) повышение уровня и качества жизни местного населения за счет благоустройства территории и получения участниками про-

социальной экосистемы

екта новых навыков землепользования;

3) развитие человеческого потенциала, достигнутое вследствие роста качества жизни населения, что является одним из факторов обеспечения экономического роста и конкурентоспособности экономики города Екатеринбурга;

4) повышение образовательного и квалификационного уровня педагогов, а также местного населения позволило удовлетворить потребности экономики в квалифицированной рабочей силе, обладающей востребованными знаниями;

5) предоставление населению сельскохозяйственной продукции и услуг образовательного агротуризма, производимых в Агрошколе, дает возможность получения дополнительных доходов, что снижает ее зависимость от муниципального бюджета;

6) реализация проекта Агрошколы обеспечивает социальную стабильность, уверенность общества в будущем за счет успешной организации образовательной траектории, возможности трудоустройства и развития малого бизнеса;

7) улучшение экологического состояния сельской местности путем приобретения участниками проекта опыта активного включения в жизнедеятельность общества, а также путем создания сельского сообщества с высоким уровнем экологической осознанности, чувством патриотизма и ощущением

неразрывности с окружающим миром.

Таким образом, Агрошкола в настоящее время стала центральным элементом социально-экономического ландшафта Чкалов-ского района города Екатеринбурга.

В качестве перспектив проекта можно выделить:

1) создание муниципальных ресурсных центров и бизнес-инкубаторов, играющих роль «точек роста» для местного производства и образования;

2) разработка и апробация моделей «Агрошколы» как основы для развития школ сельской местности и малых территорий, инициации новых образовательных и предпринимательских проектов, интеграции образовательной и трудовой деятельности школьников, подготовки будущих кадров для освоения и применения новых производственных технологий в агрохозяй-ственной деятельности.

3) увеличение количества вновь созданных ИП и КФХ в сфере агробизнеса в муниципальных районах Свердловской области;

4) увеличение доли абитуриентов, поступающих в вузы и ссузы агропромышленного профиля;

5) увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в сфере АПК;

6) рост укомплектованности сельскохозяйственных предприятий высококвалифи-

цированными кадрами;

7) повышение доли квалифицированных кадров с инновационным мышлением и бизнес-подходом к сельскохозяйственному производству.

В перспективе Агрошколы Чкаловского района (МАОУ СОШ № 137 и № 142) готовы стать ресурсным центром города Екатеринбурга и Свердловской области для обучения других образовательных организаций, вести дистанционные курсы и семинары, совместно разрабатывать проекты по ландшафтному дизайну, расширять зону и охват уже созданного Консультационного пункта «Общественная грядка».

В планах у проекта заключение договора о сотрудничестве с Музеем истории города Екатеринбурга для развития агротуриз-ма на территории города Екатеринбурга.

Проект «Агрошкола. Новый формат социальной экосистемы» имеет безусловные перспективы развития и тиражирования на территории города Екатеринбурга и Свердловской области, заслуживает дальнейшего стимулирования и признания, так как является примером эффективного использования потенциала сельских территорий, где обеспечивается устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, С.И. Современные тенденции развития непрерывного аграрного образования / С. И. Бондаренко // Педагогическое образование на Алтае. - 2020. - № 1. - С. 3-6.

2. Великанов, В. В. Агроклассы как новая реальность (по результатам социологического опроса) / В. В. Великанов, Е. В. Дубежинский, Н. Г. Трапянок // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. - № 1. - С. 154-157.

3. Гайворонская, Н. И. Агроклассы: механизм профориентации / Н. И. Гайворонская // Директор школы. - 2019. - № 5 (238). - С. 99-107.

4. Гоношилова, О. В. Организация практической деятельности агрокласса в условиях сельской школы / О. В. Гоношилова // Вестник ТОГИРРО. - 2020. - № 1 (44). - С. 39-40.

5. Мажарова, Н. А. Проблемы формирования высококвалифицированных кадров для экономики региона в условиях цифровизации (на примере Оренбургской области) / Н. А. Мажарова, Н. В. Спешилова, Д. А. Андриенко / / Труд и социальные отношения. - 2020. - Т. 31, № 1. - С. 84-100.

6. Обожина, Н. С. Профильное обучение: от слов к делу / Н. С. Обожина, О. А. Данилова, М. Ю. Чернова // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 77. - С. 81-84.

7. Польшакова, Н. В. Аграрное образование: вчера и сегодня / Н. В. Польшакова, Е. В. Александрова // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 11-2. - С. 396-401.

8. Роднина, Н. В. Доктрина продовольственной безопасности: региональный аспект / Н. В. Родни-на // Арктика и Север. - 2021. - № 45. - С. 23-35.

9. Роднина, Н. В. О повышении эффективности аграрного сектора Якутии / Н. В. Роднина // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2020. - № 2 (59). - С. 18-22.

10. Рожкова, Е. Б. Агробизнес-образование Тамбовской области в контексте регионального проекта «Успех каждого ребенка» / Е. Б. Рожкова // Электронный научный журнал. - 2019. - № 8 (928). - С. 113-117.

11. Сорокин, С. С. Школьное агроинженерное образование в Чувашской Республике / С. С. Сорокин, Т. В. Митрофанова // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2022. - № 14 (22). - С. 244246.

12. Фатеева, Н. Б. Особенности подготовки кадров для АПК Свердловской области / Н. Б. Фатеева // Аграрный вестник Урала. - 2020. - № 8 (199). - С. 80-89.

13. Чеченихина, О. С. Инновационный образовательный проект «Агрошкола» как часть системы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи / О. С. Чеченихина // Аграрное образование и наука. - 2021. - № 4. - С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Чеченихина, О. С. Обеспечение качества процесса профориентации детей и молодежи при дистанционном формате обучения / О. С. Чеченихина // Современные тенденции развития образовательных технологий в аграрном вузе : материалы Всероссийской учебно-методической конференции (Екатерин-

бург, 26 ноября 2021 года) / под общ. ред. О. П. Неверовой, А. В. Ручкина. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ГАУ, 2021. - С. 10-12.

15. Чеченихина, О. С. Образовательный проект «Агрошкола» - региональная инновационная площадка по выявлению талантливой молодежи Свердловской области / О. С. Чеченихина // ИРО-ЭКСПРЕСС: Формирование региональной системы выявления, поддержки и развития способностей талантливых детей и молодежи в Свердловской области / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». - Екатеринбург, 2021. - С. 56-60.

16. Чеченихина, О. С. Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета / О. С. Чеченихина // Аграрное образование и наука. -2021. - № 3. - С. 10.

17. Чеченихина, О. С. Профориентационная работа со школьниками в рамках подготовки кадров для АПК / О. С. Чеченихина // Сборник статей Всероссийской национальной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное образование в XXI веке» 7 апреля 2022 года / под общ. ред. Л. А. Журавлевой. - Екатеринбург : Уральский государственный аграрный университет, 2022. - С. 519-528.

18. Чеченихина, О. С. Некоторые аспекты организации профориентации школьников в Уральском ГАУ / О. С. Чеченихина, В. Н. Синько // Приоритетные направления регионального развития : материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. - Курган, 2020. - С. 929-932.

19. Чеченихина, О. С. Перспективы развития агроклассов в системе непрерывного образования Уральского ГАУ / О. С. Чеченихина, В. Н. Синько / / Аграрное образование и наука. - 2019. - № 2. - С. 16.

20. Чеченихина, О. С. Развитие профессионального становления молодежи / О. С. Чеченихина, В. Н. Синько / / Аграрное образование и наука. - 2020. - № 2. - С. 14.

21. Чеченихина, О. С. Инновационный образовательный проект «Агрошкола»: перспективы развития / О. С. Чеченихина, В. Н. Синько, Е. С. Смирнова // Материалы Международной научно-практической конференции «От инерции к развитию: научно-инновационное обеспечение сельского хозяйства», посвященной 80-летию Уральского государственного аграрного университета. - Екатеринбург, 2020. - С. 472-480.

22. Юдин, А. А. Мероприятия по совершенствованию инструментов управления в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Коми / А. А. Юдин, Т. В. Тарабукина // Московский экономический журнал. - 2021. - № 3. - С. 37.

REFERENCES

1. Bondarenko, S. I. (2020). Sovremennye tendentsii razvitiya nepreryvnogo agrarnogo obrazovaniya [Modern Trends in the Development of Continuous Agricultural Education]. In Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. No. 1, pp. 3-6.

2. Velikanov, V. V., Dubezhinsky, E. V., Trapyanok, N. G. (2020). Agroklassy kak novaya real'nost' (po re-zul'tatam sotsiologicheskogo oprosa) [Agroclasses as a New Reality (Based on the Results of a Sociological Survey)]. In Vestnik Belorusskoi gosudarstvennoi sel'skokho-zyaistvennoi akademii. No. 1, pp. 154-157.

3. Gaivoronskaya, N. I. (2019). Agroklassy: mekhanizm proforientatsii [Agroclasses: The Mechanism of Career Guidance]. In Direktor shkoly. No. 5 (238), pp. 99-107.

4. Gonoshilova, O. V. (2020). Organizatsiya prakticheskoi deyatel'nosti agroklassa v usloviyakh sel'skoi shkoly [Organization of Practical Activities of the Agroclass in the Conditions of a Rural School]. In Vestnik TO-GIRRO. No. 1 (44), pp. 39-40.

5. Mazharova, N. A., Speshilova, N. V., Andrienko, D. A. (2020). Problemy formirovaniya vysokokvalifitsi-rovannykh kadrov dlya ekonomiki regiona v usloviyakh tsifrovizatsii (na primere Orenburgskoi oblasti) [Problems of Formation of Highly Qualified Personnel for the Economy of the Region in the Conditions of Digitalization (on the Example of the Orenburg Region)]. In Trud i sotsial'nye otnosheniya. Vol. 31. No. 1, pp. 84-100.

6. Obozhina, N. S., Danilova, O. A., Chernova, M. Yu. (2021). Profil'noe obuchenie: ot slov k delu [Profile Training: From Words to Deeds]. In Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. No. 77, pp. 81-84.

7. Polshakova, N. V., Aleksandrova, E. V. (2021). Agrarnoe obrazovanie: vchera i segodnya [Agricultural Education: Yesterday and Today]. In Sovremennye naukoemkie tekhnologii. No. 11-2, pp. 396-401.

8. Rodnina, N. V. (2021). Doktrina prodovol'stvennoi bezopasnosti: regional'nyi aspekt [Food Security Doctrine: Regional Aspect]. In Arktika i Sever. No. 45, pp. 23-35.

9. Rodnina, N. V. (2020). O povyshenii effektivnosti agrarnogo sektora Yakutii [On Improving the Efficiency of the Agricultural Sector of Yakutia]. In Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom khozyaistve. No. 2 (59), pp. 18-22.

10. Rozhkova, E. B. (2019). Agrobiznes-obrazovanie Tambovskoi oblasti v kontekste regional'nogo proekta «Uspekh kazhdogo rebenka» [Agribusiness Education of the Tambov Region in the Context of the Regional Project "Success of Every Child"]. In Elektronnyi nauchnyi zhurnal. No. 8 (928), pp. 113-117.

11. Sorokin, S. S., Mitrofanova, T. V. (2022). Shkol'noe agroinzhenernoe obrazovanie v Chuvashskoi Respu-blike [School Agroengineering Education in the Chuvash Republic]. In Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsii. No. 14 (22), pp. 244-246.

12. Fateeva, N. B. (2020). Osobennosti podgotovki kadrov dlya APK Sverdlovskoi oblasti [Features of Personnel Training for the Agro-Industrial Complex of the Sverdlovsk Region]. In Agrarnyi vestnik Urala. No. 8 (199), pp. 80-89. ... .

13. Chechenikhina, O. S. (2021). Innovatsionnyi obrazovatel'nyi proekt «Agroshkola» kak chast' sistemy po vyyavleniyu i podderzhke odarennykh detei i molodezhi [Innovative Educational Project "Agroschool" as Part of the System for Identifying and Supporting Gifted Children and Youth]. In Agrarnoe obrazovanie i nauka. No. 4, p. 9.

14. Chechenikhina, O. S. (2021). Obespechenie kachestva protsessa proforientatsii detei i molodezhi pri di-stantsionnom formate obucheniya [Ensuring the Quality of the Process of Vocational Guidance for Children and Youth in the Distance Learning Format]. In Neverova, O. P., Ruchkina, A. V. (Eds.). Sovremennye tendentsii razvitiya obrazovatel'nykh tekhnologii v agrarnom vuze: materialy Vserossiiskoi uchebno-metodicheskoi kon-ferentsii (Ekaterinburg, 26 noyabrya 2021 goda). Ekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo GAU, pp. 10-12.

15. Chechenikhina, O. S. (2021). Obrazovatel'nyi proekt «Agroshkola» - regional'naya innovatsionnaya plo-shchadka po vyyavleniyu talantlivoi molodezhi Sverdlovskoi oblasti [The Educational Project "Agroschool" is a Regional Innovative Platform for Identifying Talented Youth of the Sverdlovsk Region]. In IRO-EKSPRESS: Formirovanie regional'noi sistemy vyyavleniya, podderzhki i razvitiya sposobnostei talantlivykh detei i molodezhi v Sverdlovskoi oblasti. Ekaterinburg, pp. 56-60.

16. Chechenikhina, O. S. (2021). Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov v sisteme dovuzovskoi podgotovki Ural'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Project Activity of Schoolchildren in the System of Pre-university Training of the Ural State Agrarian University]. In Agrarnoe obrazovanie i nauka. No. 3, p. 10.

17. Chechenikhina, O. S. (2022). Proforientatsionnaya rabota so shkol'nikami v ramkakh podgotovki kadrov dlya APK [Career Guidance Work with Schoolchildren in the Framework of Personnel Training for the Agro-industrial Complex]. In Zhuravleva, L. A. (Ed.). Sbornik statei Vserossiiskoi natsional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Sotsial'no-gumanitarnoe obrazovanie v XXI veke» 7 aprelya 2022 goda. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi agrarnyi universitet, pp. 519-528.

18. Chechenikhina, O. S., Sinko, V. N. (2020). Nekotorye aspekty organizatsii proforientatsii shkol'nikov v Ural'skom GAU [Some Aspects of the Organization of Vocational Guidance of Schoolchildren in the Ural State University]. In Prioritetnye napravleniya regional'nogo razvitiya: materialy Vserossiiskoi (natsional'noi) nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Kurgan, pp. 929-932.

19. Chechenikhina, O. S., Sinko, V. N. (2019). Perspektivy razvitiya agroklassov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya Ural'skogo GAU [Prospects for the Development of Agroclasses in the System of Continuing Education of the Ural State Agrarian University]. In Agrarnoe obrazovanie i nauka. No. 2, p. 16.

20. Chechenikhina, O. S., Sinko, V. N. (2020). Razvitie professional'nogo stanovleniya molodezhi [Development of Professional Formation of Youth]. In Agrarnoe obrazovanie i nauka. No. 2, p. 14.

21. Chechenikhina, O. S., Sinko, V. N., Smirnova, E. S. (2020). Innovatsionnyi obrazovatel'nyi proekt «Agroshkola»: perspektivy razvitiya [Innovative Educational Project "Agroschool": Development Prospects]. In Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Ot inertsii k razvitiyu: nauchno-innovatsionnoe obespechenie sel'skogo khozyaistva», posvyashchennoi 80-letiyu Ural'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Ekaterinburg, pp. 472-480.

22. Yudin, A. A., Tarabukina, T. V. (2021). Meropriyatiya po sovershenstvovaniyu instrumentov upravleniya v sfere proizvodstva i pererabotki sel'skokhozyaistvennoi produktsii v Respublike Komi [Measures to Improve Management Tools in the Field of Production and Processing of Agricultural Products in the Komi Republic]. In Moskovskii ekonomicheskii zhurnal. No. 3, p. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.