Научная статья на тему 'Агропромышленное объединение как одна из форм ведения бизнеса в мясном скотоводстве'

Агропромышленное объединение как одна из форм ведения бизнеса в мясном скотоводстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСНОЕ СКОТОВОДСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОТРАСЛЕВОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / MEAT CATTLE BREEDING / AGRO-INDUSTRIAL ASSOCIATION / BRANCH ECONOMIC SOCIETY / AGRO-INDUSTRIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давлетов Ильдар Ильдусович

В статье рассматривается модель создания отраслевого хозяйственного общества и механизм организационно-экономических взаимоотношений между участниками агропромышленного формирования. Предложены два варианта распределения прибыли между участниками отраслевого хозяйственного общества. При первом варианте 65% прибыли принадлежит сельскохозяйственному товаропроизводителю, а при втором варианте до 10% прибыли остается в общем фонде отраслевого хозяйственного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the model of creation of industrial economic society and the mechanism of organizational and economic relations between the participants of agro-industrial formation. Two variants of distribution of profit between participants of branch economic society are offered. In the first case, 65% of the profit belongs to the agricultural producer, and in the second case up to 10% of the profit remains in the General Fund of the industrial economic society.

Текст научной работы на тему «Агропромышленное объединение как одна из форм ведения бизнеса в мясном скотоводстве»

Агропромышленное объединение как одна из форм ведения бизнеса в мясном

скотоводстве

Agroindustrial association as one of the forms of doing business in beef cattle

Ь А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Vl ЖУРНАЛ

УДК 631.1+338.3 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18079 Давлетов Ильдар Ильдусович,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Davletov I.I., davletov2005@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается модель создания отраслевого хозяйственного общества и механизм организационно-экономических взаимоотношений между участниками агропромышленного формирования. Предложены два варианта распределения прибыли между участниками отраслевого хозяйственного общества. При первом варианте 65% прибыли принадлежит сельскохозяйственному товаропроизводителю, а при втором варианте до 10% прибыли остается в общем фонде отраслевого хозяйственного общества.

Summary. The article deals with the model of creation of industrial economic society and the mechanism of organizational and economic relations between the participants of agro-industrial formation. Two variants of distribution of profit between participants of branch economic society are offered. In the first case, 65% of the profit belongs to the agricultural producer, and in the second case up to 10% of the profit remains in the General Fund of the industrial economic society. Ключевые слова: мясное скотоводство, агропромышленное объединение, отраслевое хозяйственное общество, агропромышленная интеграция.

Key words: meat cattle breeding, agro-industrial Association, branch economic society, agro-industrial integration.

Для повышения эффективности развития отрасли мясного скотоводства и производства мраморного мяса необходимо создать благоприятные условия и выбрать форму ведения бизнеса.

Результаты исследования. Предлагаем организовать на базе сельскохозяйственного предприятия с привлечением перерабатывающих и обслуживающих организаций агропромышленное объединение (отраслевое хозяйственное общество) на условиях вертикальной интеграции (агропромышленной интеграции). В этом случае, возможно, организовать юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью, отношения между предприятиями-участниками будут осуществляться на основе внутрихозяйственного коммерческого расчета (рис. 1). Оценка доходов и расходов предприятий-участников будет осуществляться с учетом их вклада в конечные результаты производства продукции.

Создание ООО отраслевого хозяйственного общества «Мраморное мясо» позволит: 1. Сельскохозяйственным организациям:

- проводить индустриализацию сельского хозяйства (в том числе трансплантацию эмбрионов); увеличить поголовье скота на выращивании и откорме;

- снизить налоговую нагрузку за счет того, что налог на прибыль и НДС будет уплачивать новое интеграционное формирование, а не каждое предприятие-участник;

- оказывать влияние на формирование цен на поставляемый скот и конечную продукцию; снизить себестоимость откорма скота за счет того, что организация отраслевых хозяйственных обществ будет производиться на базе сельскохозяйственной организации (предприятия - интегратора);

- иметь постоянные отлаженные каналы реализации скота, сырья и продукции; осуществлять рентабельную деятельность.

2. Перерабатывающим организациям:

- иметь постоянного поставщика сырья; полностью использовать производственные мощности перерабатывающих модулей;

- снизить себестоимость мяса и мясной продукции, повысить их конкурентоспособность; расширить ассортимент производимой мясной продукции; уменьшить наценки на мясо и мясопродукты на стадии переработки и реализации.

3. Обслуживающим организациям: иметь устойчивые заказы на работы и услуги сельскохозяйственным и перерабатывающим организациям.

4. Потребителям: приобретать мясо и мясную продукцию по более низким розничным ценам; иметь возможность выбора из предложенного ассортимента качественной продукции.

Предлагаемая модель отраслевого хозяйственного общества позволит всем предприятиям-участникам осуществлять взаимовыгодную рентабельную деятельность, удовлетворяя потребности населения в качественной мясной продукции.

Важное значение в условиях вертикальной интеграции имеет механизм движения сельскохозяйственной продукции и финансовых ресурсов. Каждый участник интеграционного формирования стремится к самостоятельности, как в юридическом отношении, так и в финансовом, при распределении прибыли. Функционирование интеграционного формирования должно быть направленно на обеспечение равновыгодного сотрудничества между партнерами в организационно-технологической цепочке, а также на обеспечение конкурентоспособной продукции на рынке.

Достижение паритета основано на том, что деятельность каждого участника направленно на снижение себестоимости продукции и увеличение собственной прибыли. Сельскохозяйственная организация может снизить себестоимость только за счет повышения оборачиваемости оборотных средств. Это достигается путем увеличения воспроизводства стада, среднесуточного прироста животных на откорме и снижения переменных затрат, а также путем внедрения прогрессивных технологий кормопроизводства и использования современных организационно-технологических

методов воспроизводства и содержания мясного скота. Максимальное рентабельное производство мясокомбинатов достигается при снижении закупочной цены на скот и полной загруженности производственных мощностей.

По опыту прошлых лет, очевидно, что регулярное снижение закупочных цен на скот и мясо привело к общему снижению количества поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Пермского края. Мясокомбинаты лишились источников свежей парной говядины, которая необходима при производстве деликатесов. Цены на мясо и мясную продукцию на мировом рынке нестабильны и сильно подвержены влиянию политических сил различных стран.

Стратегия развития мясоперерабатывающих организаций должна быть направлена на совершенствование взаимоотношений с сельскохозяйственными организациями как основными поставщиками сырья для переработки. В результате мясокомбинаты могут также влиять на качество поставляемого сырья, а сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо будет переориентироваться на международные стандарты качества с целью реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Мясокомбинаты успешно реализуют свою продукцию на внутреннем и внешнем рынках региона. Достигается это путем взаимодействия с сетью оптово-розничной торговли. Основные затраты, которые несут оптово-розничные торговые организации, это транспортировка и хранение продукции, привлечение и обслуживание клиентов, оплата аренды помещения и коммунальных услуг, заработная плата и предоставление социального пакета работникам.

Система обменных отношений между производителем, переработчиком и торговыми организациями должна обеспечивать распределение доходов в зависимости от вклада каждого из них в формирование конечной продукции. На сегодняшний день основная часть прибыли от реализации мяса и мясной продукции принадлежит мясоперерабатывающим предприятиям и розничной торговле. Учитывая все допустимые затраты и трудовое участие в образовании продукта, наиболее оптимальными являются два варианта перераспределения прибыли в вертикальном интеграционном формировании.

В первом варианте ведущее звено занимает сельскохозяйственный товаропроизводитель, которому принадлежит 65% прибыли, мясоперерабатывающие организации - 25%, и торговые организации, включая оптовую и розничную сеть - по 15%. В результате это даст возможность расширенному сельскохозяйственному воспроизводству, модернизации сельскохозяйственной техники и технологии. Переработчики мяса и торговые организации получат бесперебойный канал

высококачественной говядины по ценам ниже рыночных в связи со снижением себестоимости производства мяса за счет использования ресурсосберегающих технологий (табл.1)

Таблица! — Механизм распределения прибыли между участниками

ООО отраслевое хозяйственное общество «Мраморное мясо»

Организация Количество сырья/о оьем производства, Ц Общие затраты участника Вариант 1 Вариант 2

тыс. руб. % прибыль, тыс. руб. рентабе льносгь. % прибыль, тыс. руб. рентабе льность. %

Сельскохозяйствен^ ая организация по производству мраморного >яяса 1118 33 15,4 74.9 3 520,3 65% 3304,1 61%

Мясокомбинат 614.9 799,3 18.1 1354,2 25% 1191,7 22%

Предприятия розничной торговли 614,9 307,1 7,0 541,6 10% 3 79,2 7%

Всего - 4421,8 100 5416,6 - 4875 -

Высвобождаемая прибыль - - - - - 541,6 -

Удельная цена реализации, руб./кг — - - - - 160,0 -

Второй вариант распределения прибыли связан с тем, что часть прибыли, без существенного ущерба для организаций, остается в общем фонде отраслевого хозяйственного общества. Основная часть этих средств будет направлена на внедрение современных ресурсосберегающих технологий в производство и переработку мраморного мяса, на рекламные акции для создания бренда мраморного мяса, совершенствование культуры и технологии продаж, развитие инфраструктуры, социальной защиты работников. В случае демпинга цен со стороны иностранных импортеров или региональных дилеров мраморного мяса, благодаря наличию фонда будет возможность предпринять попытки регулирования цен.

Важную роль в конкурентоспособности мясной продукции занимает ее качество. Среди производителей говядины вопрос качества продукции наиболее актуален для сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, так как остро стоит вопрос о рынках и канала сбыта на выгодных условиях. В личных подсобных хозяйствах вопрос качества производимой продукции менее актуален, так как производится она в основном для собственных нужд.

Выводы. Формирование и функционирование отраслевых хозяйственных обществ на региональном уровне позволит создать производственно-технологическую и экономическую систему производства мраморного мяса для получения синергетического эффекта и удовлетворения потребностей населения в качественной и недорогой говядине.

Использование ресурсосберегающих и инновационных технологий позволит к 2024 г. получить в Пермском крае дополнительно 10,81 тыс.т. говядины, в том числе 1,24 тыс.т. мраморного мяса на общую сумму 1751,22 млн. руб., рентабельность производства говядины в сельскохозяйственных организациях составит 38,3%.

Список литературы

1. Загоруйко, И.Ю. Современное экономическое развитие производства в Пермском крае / И.Ю. Зогоруйко, Д.А. Новокшонов // Экономика и предпринимательство. - 2016. №2-2. -С.268-273. (Л§П8)

2. Мичурина, Ф.З. Современные тенденции производственных изменений в отраслях сельского хозяйства региона / Ф.З. Мичурина, Т.Н. Захарченко, Е.А. Чагина // Аграрный вестник Урала. - 2016. - №9 (151). -С.111-114.

3. Черданцев, В.П. Инновационное предпринимательство - основа экономического развития региона / В.П. Черданцев, А.В. Плотников // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 821-823.

4. Черданцев, В.П. Факторы, влияющие на эффективность управления АПК региона / В.П. Черданцев, М.х. Заглядова // Фундаментальные исследования. - 2015. - №7 (часть 2). - С. 436.439.

5. Черникова, С.А. Трудовые ресурсы как фактор производства / С.А. Черникова, Ю.А. Исаков // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5 (251). - С. 55-62.

6. Яркова, Т.М. Эффективность инвестиций в АПК региона / Т.М. Яркова // Экономика АПК Предуралья. - 2018. - №1. - С. 113-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.