26
Аграрный вестник Урала
№ 6 (48), 2008 г.
Экономика
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ГОВЯДИНЫ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
В.П. ЧЕРДАНЦЕВ, кандидат экономических наук, доцент И.И. ДАВЛЕТОВ, старший преподаватель,
Пермская ГСХА им. акад. Д.Н. Прянишникова, г. Пермь
Ключевые слова: повышение эффективности производства говядины, Уральский регион, бизнес-процесс, производственный процесс.
В условиях рыночных отношений целью деятельности сельскохозяйственных организаций всех форм собственности является получение максимально возможной прибыли при наименьших материальных затратах -путём удовлетворения потребностей населения в различных продуктах питания и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья.
В общем объеме потребления продуктов питания на территории Пермского края доля мяса и мясопродуктов составляет 8,5% для городского населения и 5,9% - для сельского. Среди ассортимента мясной продукции потребление говядины составляет 30,9%, свинины - 32,1%, мяса птицы - 33,4%, прочее потребление - 3,6%. При этом собственное производство мяса составляет 56,71% от фактического потребления населением, а производство мяса от медицинской нормы потребления - всего 36,08 %.
Мировой опыт показывает, что основное производство высококачественной говядины приходится на крупный рогатый скот мясных пород, от которых получают «мраморное» мясо. На территории края специалистами различных служб активно ведется процесс повышения эффективности производства такого мяса. Несмотря на это полностью удовлетворить потребность населения в этой продукции до сих пор не удается.
Цель и методика исследований
Для оценки сложившейся ситуации на рынке мясопродуктов нами было проведено анкетирование, результаты которого позволили определить дальнейшее направление развития производства говядины в Пермском крае. Исследования показали, что к производству говядины необходимо подходить с учетом потребительских свойств мяса, сегментирования рынков сбыта с учетом доходов населения территории, пересмотра организационно экономических механизмов в производстве говядины. Для удовлетворения нарастающей потребности населения в качественных продуктах
питания необходимо наращивать объемы производства «мраморного» мяса. Поэтому деятельность сельскохозяйственной организации, занимающаяся производством «мраморного» мяса, необходимо рассматривать как бизнес-процесс (рисунок 1).
Бизнес-процесс «мраморного» мяса представляет собой комплексный подход к организационно-экономической взаимосвязи процессов производства и реализации продукции. В силу сложившейся конъюнктуры на рынке мяса и мясопродуктов в Пермском крае существует дефицит на высококачественную парную говядину. Именно поэтому ведущее значение в бизнес-процессе «мраморного» мяса уделяется производственному процессу.
Производственный процесс состоит из полного (завершенного) и незавершенного циклов. При полном цикле производства «мраморного» мяса бизнес-процесс завершается продажей сельскохозяйственными организациями откормленного скота мясоперерабатывающим предприятиям или реализацией готового сырья - «мраморного» мяса, полуфабрикатов из него - населению через систему оптово-розничной сети.
Бизнес-процесс с неполным циклом производственного процесса представляет собой завершение производства говядины на любой стадии технологической цепочки, продажей мясного скота различных возрастов и производственного назначения, при условии, что это экономически выгодно для сельскохозяйственной организации.
В целях получения от бизнес-процесса «мраморного» мяса наибольшего экономического эффекта производственный процесс в сельскохозяйственных организациях должен протекать с полным циклом - при условии применения ресурсосберегающих технологий. В результате конечной продукцией будет скот, откормленный до высоких убойных кондиций.
В сельскохозяйственных организациях, занимающихся разведением племенного мясного скота (в племенных репродукторах) производственный про-
цесс может быть законченным и на начальных стадиях, где цена конечной продукции (племенной молодняк) будет зависеть от племенных качеств животного. В сельскохозяйственных организациях производственный процесс «мраморного» мяса с полным циклом в зависимости от направления деятельности и сезона года подразделяется на стадии: корова-теленок, доращивание, нагул и откорм.
Завершающей стадией бизнес-процесса «мраморного» мяса является его эффективная реализация (таблица 1). Поэтому необходимо комплексно проводить анализ рынка мясной продукции, внутренней среды предприятия и на этой основе разработать варианты стратегий эффективного производственного процесса.
Проведённые расчёты свидетельствуют, что при сложившихся закупочных ценах на мясо крупного рогатого скота реализация его на ранних стадиях для предприятия не желательна. Производственный процесс начинает приносить прибыль, когда живой вес молодняка составляет 240 кг в восемь месяцев, а рентабельность достигает 8,4%.
На стадии доращивания при использовании нагула, сокращаются производственные затраты, связанные с кормлением и содержанием скота, в результате рентабельность может составить 28,5%. Дальнейший откорм необходим для получения тяжеловесного скота живой массой не менее 559 кг и уровня производственной рентабельности до 38,3%.
В целом, для эффективного ведения бизнес-процесса «мраморного» мяса в сельскохозяйственных организациях Пермского края сложились определенные условия.
Во-первых, в результате сокращения посевных площадей в структуре сельскохозяйственных угодий происходит высвобождение кормовых ресурсов, в том числе пастбищных угодий.
Во-вторых, в крае ведётся активная селекционно-племенная работа в молочном и мясном скотоводстве, в рамках которой осуществляется зоотехнический отбор и подбор коров с наивысшей продуктивностью.
В-третьих, необходимость развития и расширения мясного скотоводства связана с проблемой обеспечения мя-
Increase of a production efficiency of a beef, the Ural region, business-process, production.
№ 6 (48), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
27
Экономика
соперерабатывающих предприятий и населения края парной говядиной с высокими диетическими показателями.
В-четвертых, организация мясного скотоводства не требует значительных капиталовложений на новое строительство и реконструкцию животноводческих помещений, транспортных расходов и трудовых затрат, по сравнению с производством говядины в молочном животноводстве.
В-пятых, в крае сформирован высококвалифицированный кадровый потенциал, который можно привлечь для реализации проекта бизнес-процесса «мраморного» мяса (говядины).
Выводы
Таким образом, в условиях рыночных отношений одним из основных резервов повышения эффективности производства говядины является использование нестандартных подходов ведения бизнес-процесса мраморного мяса, призванных обеспечить рациональное использование всех ресурсов: трудовых, энергетических, материальных, финансовых в расчете на единицу производимой и реализуемой продукции. Это позволит повысить конкурентоспособность отечественной мясной продукции.
Литература
1. Шарипов И. Производство говядины требует поддержки // Экономика сельского хозяйства. - 2000. - №1. -С.226.
2. Становление и развитие откормочного комплекса - ОАО «Агрофирма «Мценская» [Экономическая эффективность производства говядины в Орловской области] // Экономика сельского хозяйства. - 2004. - №4. - С. 981.
Бизнес - процесс мраморного мяса
Производственный процесс «мраморного» мяса
. А , -
Торговля мраморным мясом
Рисунок 1. Модель бизнес-процесса «мраморного» мяса с основными стадиями производственного процесса в сельскохозяйственных организациях
Таблица 1
Экономическая эффективность реализации мясного скота в зависимости от стадии производственного
процесса мраморного мяса (в ценах 2006 года)
Показатель Стадии производственного процесса
стадия «корова-теленок» стадия доращивания и нагула стадия интенси вного откорма
раннии отъем телят в возрасте 20 дней для дальнейшей продажи отъем телят в возрасте 6 мес. для последующей продажи отъем в возрасте 8 мес. для последующей продажи продажа молодняка в возрасте 15 мес. продажа откормленного скота в возрасте 18 мес.
Хозяйства, применяющие данный вид бизнес процесса Хозяйства, поставляющие молодняк на крупные откормочные предприятиями Хозяйства, занимающиеся разведением племенного скота Хозяйства, занимающиеся поставкой молодняка на откормочные площадки Хозяйства, занимающиеся поставкой молодняка на откормочные площадки Хозяйства, с замкнутым циклом производства «мраморного» мяса
Живая масса скота при реализации, кг 47,5 188 240 460 559
Прирост живой массы за периоды цикла нарастающим итогом, кг 17,5 158 210 430 529
Среднесуточный прирост, г 875 875 875 1043 1100
Затраты корма на 1 ц прироста живой массы, за весь период, ц.корм.ед. 2,8 3,7 4,7 7,28 9,8
Себестоимость 1 теленка, руб. 5360 - - - -
Себестоимость 1 ц прироста живой массы, руб- - 3350 3233 2724 2530
Средняя цена реализации 1 теленка, руб. 3500 - - - -
Средняя цена реализации, р уб ../ц живой массы - 3500 3500 3500 3500
Прибыль (убыток) от реализации, р уб./ц живой массы -1860 150 268 776 970
Уровень рентабельности, % -34,7 4,5 8,4 28,5 38,3