Научная статья на тему 'Агрогородки как фактор повышения привлекательности сельской территории'

Агрогородки как фактор повышения привлекательности сельской территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельская территория / агрогородок / сельское население / миграция / рабочие места / социальные программы / программно-целевое управление / минимальные социальные стандарты / механизм формирования и развития / rural territory / agro-town / rural population / migration / jobs / social programs / program-target management / minimum social standards / mechanism of formation and development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семин Александр Николаевич

В статье рассмотрены проблемы сельских территорий, связанные с решением задач по повышению их привлекательности для квалифицированных кадров, молодежи, предпринимателей и инвесторов. Особое внимание уделено формированию и развитию поселений инновационного типа — агрогородкам. Именно им отводится роль обеспечения повышенного спроса на проживание в сельской местности. Проанализированы различные подходы при обосновании размеров сельских населенных пунктов, выделена роль минимальных социальных стандартов и социальных нормативов при формировании социальных кластеров агрогородков, агротехнополисов, агроэкопоселений. Проведено обобщение опыта формирования и развития агрогородков в Республике Беларусь и на территории Российской Федерации (Ленинградская, Белгородская, Свердловская области). Даны конкретные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRO-TOWNS AS A FACTOR OF INCREASING THE ATTRACTIVENESS OF RURAL AREAS

The article deals with the problems of rural areas associated with solving problems to increase their attractiveness for qualified personnel, young people, entrepreneurs and investors. Special attention is paid to the formation and development of innovative settlements – agro-towns. It is they who are assigned the role of ensuring an increased demand for living in rural areas. Various approaches to substantiating the size of rural settlements are analyzed, the role of minimum social standards and social norms in the formation of social clusters of agro-towns, agrotechnopolises, agro-settlements is highlighted. The experience of the formation and development of agro-towns in the Republic of Belarus and on the territory of the Russian Federation (Leningrad, Belgorod, Sverdlovsk regions) is summarized. Specific recommendations are given.

Текст научной работы на тему «Агрогородки как фактор повышения привлекательности сельской территории»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

А. Н. Семин

УДК: 338.431.2 Б01: 10.24412/2071-6435-2021-4-60-72

Агрогородки как фактор повышения привлекательности сельской территории

В статье рассмотрены проблемы сельских территорий, связанные с решением задач по повышению их привлекательности для квалифицированных кадров, молодежи, предпринимателей и инвесторов. Особое внимание уделено формированию и развитию поселений инновационного типа — агрогородкам. Именно им отводится роль обеспечения повышенного спроса на проживание в сельской местности. Проанализированы различные подходы при обосновании размеров сельских населенных пунктов, выделена роль минимальных социальных стандартов и социальных нормативов при формировании социальных кластеров агрогородков, агротехнополисов, агроэкопоселений. Проведено обобщение опыта формирования и развития агрогородков в Республике Беларусь и на территории Российской Федерации (Ленинградская, Белгородская, Свердловская области). Даны конкретные рекомендации.

Ключевые слова: сельская территория, агрогородок, сельское население, миграция, рабочие места, социальные программы, программно-целевое управление, минимальные социальные стандарты, механизм формирования и развития.

Введение

Развитие сельских территорий для современной России по-прежнему остается большой проблемой. Численность сельского населения из года в год сокращается. Так, только с 1 января 2019 года по 1 января 2020 года (по данным Росстата) число сельских жителей сократилось на 141 067 человек, а миграционный прирост составил лишь 10 090 человек, что безусловно не восполняет естественную убыль сельского населения. Замещение естественной убыли миграционным приростом составляет 7,7%.

Многочисленные исследования причин оттока сельского населения в города свидетельствуют о том, что основными из них являются нехватка рабочих мест, низкая оплата труда, ограниченные возможности профессионального и карьерного роста, отсутствие комфортабельного жилья, неразвитость коммунальной и инженерной инфраструктуры, низкое качество социальных услуг [5; 14; 15; 20; 21].

Вместе с тем спрос на проживание в сельской местности не ослабевает. Горожан привлекает благоприятная экологическая среда, сельские просторы, натуральные

© А. Н. Семин, 2021

продукты, размеренный ритм сельской жизни, отсутствие информационного шума и другие блага сельской (внегородской) территории [6].

Социологические опросы горожан — тому свидетельства. Если в России пока только 20% от числа опрошенных исследовательской группой «Циркон» городских жителей готовы рассматривать в той или иной степени возможность переселения в сельскую местность, то в Германии (по опросам института Кантар — КаШаг-ешшё) желающих переехать в деревню оказалось 34%, а в пригород — 26% (там было опрошено более 2500 респондентов-горожан).

Внутренняя миграция «город — село» могла бы иметь более выраженный характер, если бы в сельских населенных пунктах были бы решены проблемы здравоохранения, образования, бытового обслуживания, торговли. Что касается рабочих мест, то в условиях информационных и цифровых технологий наблюдается стирание границ между городской и сельской местностью по целому ряду видов деятельности (в современных условиях профессиональную деятельность можно осуществлять вне городского офиса).

Методы исследования

Исследование является продолжением серии работ, опубликованных по результатам полевых исследований сельских территорий России, Беларуси, Польши, проводимых в период 2019—2020 годов.

Основой методологии исследования стал метод включенного наблюдения, позволивший определить экономические и социологические аспекты функционирования различных организационных моделей жизнедеятельности сельского населения и сельских территорий.

При подготовке исследования применялись общенаучные методы: абстрактно-логический, монографический, метод классификации и другие; частнонаучные методы: нормирование; социально-экономический анализ; метод комплексной оценки социально-экономических явлений и процессов, основанный на применении множества научных подходов, и другие.

Результаты исследования

Принимаемые в стране меры, связанные с программно-целевым управлением развитием сельских территорий, к сожалению, пока недостаточны для решения проблемы повышения привлекательности сельской местности. Речь идет об известных документах: Государственной программе комплексного развития сельских территорий и Программе «Дальневосточный гектар». Первая закреплена лишь за одним ведомством — Минсельхозом России, а вторая обречена на провал из-за отсутствия транспортной и инженерной инфраструктур.

Опыт других стран, в частности Республики Беларусь—члена ЕАЭС, в которой было развернуто массовое строительство агрогородков, вполне может быть реализован и в Российской Федерации [1; 2; 4; 5; 11; 16; 17; 23].

Наиболее широкую известность агрогородки получили после начала их распространения на территории Республики Беларусь. Это стало возможным

благодаря принятию «Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы» [1]. Документ был направлен на решение задач по полному преобразованию большинства сел и деревень, чтобы сделать их местом притяжения молодых и квалифицированных кадров.

Такое решение со стороны властей Республики Беларусь, в первую очередь, было связано, как и в других развивающихся государствах, с проблемами ускоренной урбанизации. Молодежь покидала сельскую местность в основном по пяти известным причинам: низкие заработки и отсутствие комфортабельного жилья, невысокий уровень образовательных услуг, несоответствие разнообразия и качества услуг для проведения досуга и занятиями спортом запросам сельского населения. Такое положение дел в сельских территориях привело к уменьшению численности населения, снижению производительности труда, уменьшению объемов сельскохозяйственного производства. Произошел отток квалифицированных кадров в города, где легче обустроить быт и найти работу с более достойной заработной платой. И это все в свою очередь привело к разрушению ранее существовавшей инфраструктуры (постепенно закрывались школы и детские сады, почтовые отделения и торговые точки и другие значимые объекты).

Выход был найден — создание и реализация специальной программы по возрождению и развитию сельских территорий. Программа позволила заметно преобразить сельские поселения и изменить условия жизни в лучшую сторону. Ее реализация обеспечила укрепление аграрной экономики, рациональное использование государственных ассигнований и инвестиционных ресурсов, повышение доходов селян, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских поселений. Программа задала особый эффективно-перспективный вектор и для науки, а с ее помощью стало возможным дальнейшее формирование высокотехнологичного, конкурентоспособного аграрного производства, создание и развитие поселений инновационного типа — агрогородков.

Принимаемые меры в рамках данной программы позволят обеспечить устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, решить проблему совмещения сельского уклада жизни и бытовых преимуществ города. Агрогородки становятся центрами не только высококачественного быта и сельской культуры, но и научно-технического прогресса, передовых технологий. Известно, что в рамках программы планировалось на первоначальном этапе создать 1481 агрогородок, но уже на январь 2014 года в Республике Беларусь было создано 1512 агрогородков. Они равномерно распределены по стране и в них построено около восьми тысяч жилых домов общей площадью 714,5 тыс. кв. м. С 2018 года работа продолжилась в рамках реализации проекта «Деревни будущего» [2; 18].

Что же следует понимать под белорусским агрогородком? Из каких объектов он состоит? Для ответов на эти вопросы следует заглянуть в так называемый типовой паспорт агрогородка. Он вбирает в себя как минимум 16 основных позиций, относящихся к социальной и инженерной инфраструктурам [1; 2].

1. Центральное и локальное водоснабжение (холодное и горячее), в том числе для пожаротушения.

2. Центральное газоснабжение (или развитие систем снабжения сжиженным газом коллективного пользования).

3. Улицы с твердым дорожным покрытием.

4. Сеть дорог, связывающих его с населенными пунктами в зоне обслуживания.

5. Пассажирское транспортное сообщение с районным и областным центрами.

6. Объекты телефонной связи на основе стационарных и мобильных систем связи.

7. Торгово-закупочные объекты потребительской кооперации.

8. Филиалы районных предприятий жилищно-коммунального обслуживания.

9. Структуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения;

10. Дошкольные учреждения и школы.

11. Спортивные объекты и сооружения, организации экологического туризма, охотничьи хозяйства.

12. Амбулатории врача общей практики.

13. Пожарные аварийно-спасательные депо и посты.

14. Объекты придорожного сервисного обслуживания (общественного питания, автомобильного сервиса, автозаправочные станции, гостиницы).

15. Учреждения культуры (дома культуры, клубы, библиотеки), центры традиционных народных промыслов и ремесел.

16. Юридические услуги населению, включая нотариальные.

Что касается категориально-понятийного аппарата, то дать единое, целостное определение такому типу поселения, каким является агрогородок, весьма сложно. Но исследователи едины в одном — это должно быть современное поселение XXI века, которое не уступает или весьма приближено к условиям, созданным для городских жителей в части коммунальных услуг, образования и здравоохранения, торгового обслуживания и досуга. Исследователи из Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, уделяющие много внимания проблеме развития сельских территорий, предложили свое видение. Они считают, что агрогородок может быть создан и по типу кластерного поселения, в котором функционируют не только сельскохозяйственные организации (в производственной зоне агрогородка), но и научные центры и лаборатории, развита производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживания населения агрогородка и жителей прилегающих территорий, причем не ниже стандартов проживания в городе [16].

В рамках программы «Деревни будущего» Республика Беларусь стала продвигаться дальше — от минимума социальных благ агрогородка к новым его чертам, к созданию разносторонней уютной среды (открытие бассейна, школы искусств, создание сети банкоматов). В агрогородках строятся новые объекты, рабочие места приобретают новое качество [2]. Республика таким образом приобретает новые

черты развитого сельского хозяйства. Возрастает производство агропродукции на душу населения.

В целом по Республике Беларусь рост производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) составил в 2018 году 104% (к уровню 2015 года), а в 2019 году — 107% к аналогичному уровню. В сравнении с 2015 годом рост производства картофеля на душу населения в 2019 году составил 103%; свеклы сахарной — 150%; овощей — 110,7%; скота и птицы (в убойном весе) — 109%; молока — 105,7% [19].

Нет сомнений в том, что такие темпы развития аграрного производства стали возможны благодаря, в первую очередь, принимаемым (на государственном уровне) решениям по развитию сельских территорий республики.

Исследования показывают, что формирование поселений такого типа, как агрогородок, безусловно, должно осуществляться с учетом значительной гаммы факторов экологического, географического, историко-культурного, социально-экономического и другого характера. В последнее время складывается некая социально-культурная типология сельских поселений. Они могут быть представлены в виде кластерных и агрокластерных поселений, эко поселений, поселений по типу «гелиополисов».

При разработке схем территориального планирования рекомендуется учитывать различные аспекты, включая природный ландшафт, народные традиции, историческую ценность существующей застройки и многое другое.

При установлении размеров агрогородка необходимо учитывать многие факторы, как производственные, так и социальные. Белорусский исследователь, занимающийся установлением оптимальных размеров агрогородков А. В. Колмы-ков, изучив различные точки зрения, пришел к выводу, что необходимо выделять два основных типа агрогородков: «агрогородок-центральная усадьба» и «агрого-родок-хозцентр» [10].

При обосновании размеров сельских населенных пунктов им указывается на два основных подхода, которые отстаивают отдельные авторы. Так, группа авторов (А. Владимиров [4], В. Кирсанов [8], А. Кондухов [9], И. Крячков [13]), отстаивающих первый подход, состоящий из определения размеров агрогородка в зависимости от системы его культурно-бытового обслуживания, считает, что такой агрогородок должен обеспечить для сельских жителей условия труда, быта и отдыха на уровне городского (при этом численность проживающих в таком городке должна быть не мене 2000 человек). Эта группа авторов стоит на позициях обязательного учета градостроительных и культурно-бытовых требований при создании поселений такого типа как — агрогородок.

Вторая группа авторов, на которую ссылается исследователь А. В. Колмыков [10], стоит на позициях учета размера сельскохозяйственной организации при проектировании агрогородка. Размеры агрогородка с его производственной и социальной инфраструктурами должны быть привязаны к оптимальным размерам сельскохозяйственных организаций.

Изучив позиции различных авторов, исследователь А. В. Колмыков разрабо-

тал экономико-математические модели, позволяющие определять оптимальные размеры агрогородков («агрогородок-центральная усадьба»; «агрогородок-хоз-центр»). Проведенные им расчеты свидетельствуют о том, что оптимальный размер агрогородоков-центральных усадеб по числу жителей находится в пределах от 500 до 970 человек, а агрогородков-хозцентров — 300-500, 500-1000 (при средней распаханности земель в республике — 56%).

В настоящее время, а точнее в последнее десятилетие, агрогородкам посвящено значительное количество публикаций, как в СМИ, так и в научной литературе. Особенное внимание приковано к агрогородкам Республики Беларусь, о чем уже говорилось ранее. Но это и понятно, так как они одни из первых среди стран ЕАЭС начали эту работу по укреплению и развитию социальной сферы сельских территорий. Следует напомнить, что понятие «агрогородок» получило более заметное распространение после принятия в Белоруссии «Государственной программы возрождения и развития села 2005-2010 годы».

Программно-целевой подход в развитии сельских территорий позволил в этой республике приостановить процессы ускоренной урбанизации, осуществить реорганизацию многих сел и деревень, развить аграрный сектор экономики, сделать сельскую территорию с ее агрогородками более привлекательной для молодежи и высококвалифицированных специалистов [21].

Процесс создания агрогородков направлен на улучшение условий для проживания сельских жителей, расширение социально-бытовых услуг, создание комфортной среды для развития творческих навыков и занятия спортом, а также сопряжен с открытием новых рабочих мест и перспективных производств в сельских территориях.

И хотя в каждом регионе, в каждой стране-партнере ЕАЭС агрогородки возводятся по-разному, все разработчики сходятся в одном, а именно, агрогородок должен быть комфортным поселением, экологически безопасным, с современной производственной и социальной инфраструктурами. Он должен отвечать нормам социальных стандартов для проживания его населения и жителей прилегающих территорий не ниже стандартов проживания в городе.

Во многих программах важнейшим критерием конечно же является численность проживающих в поселении. Вот и разработчики известной программы развития сельских территорий «Уральская деревня» (Свердловская область), придерживались минимальных социальных стандартов, связанных с числом проживающих в том, или ином населенном пункте [21].

По их версии если в населенном пункте число проживающих составляет от 100 до 200 человек, то создается малокомплектная школа, а свыше 200 человек, уже необходимо строить среднюю школу. Агрогородки, по их мнению, должны создаваться при численности более 200-х проживающих. В таком агрогородке (с населением 200-500 человек) как минимум должны быть следующие социальные объекты: детский сад, средняя школа, фельшерско-акушерский пункт (ФАП) с аптечным киоском, библиотека, дом культуры. Агрогородок с населе-

нием свыше 500 человек и до 1000 проживающих должен иметь полноценную социальную инфраструктуру.

Более крупные агрогородки (1000—5000 человек проживающих) в своей структуре должны содержать по четыре детских сада, по две средних школы, по три учреждения дополнительного образования, больницу, отделение врачебной практики (ОВП), аптеку, по два Дома культуры и по две библиотеки, музей и куль-турно-досуговый центр. Такие агрогородки имеют центральное водоснабжение и газоснабжение, улицы с твердым покрытием, пассажирское транспортное сообщение с районным и областным центрами, объекты телефонной связи, торгово-закупочные объекты потребительской кооперации, структуры по обслуживанию личных приусадебных хозяйств (ЛПХ) [20].

В Белгородской области, решая проблемы развития сельских территорий, стали применять социальные нормативы, также учитывающие число проживающих при создании (реконструкции) поселения по типу агрогородка или агрокластерного поселения (таблицы 1, 2).

Таблица 1

Социальные нормативы, используемые при формировании сельского социального кластера (агрогородка) в Белгородской области*

Наименование Норматив на 1000 чел.

I. Досуговые учреждения:

- клуб 250 мест

- библиотека 5 читательских мест

- игровые помещения 80 кв. м

II. Образовательные учреждения:

- дошкольные учреждения 50 чел.

- школа 110 чел.

- спортивный зал 270 кв. м

III. Лечебные учреждения

- амбулатории с аптекой 60 кв. м

- помещение для врача 18 кв. м

IV. Учреждения охраны порядка 24 кв. м

V-VI. Учреждения административно-коммунального назначения:

- помещение администрации 40 кв. м

- коммунально-технический центр 45 кв. м

- баня 7 мест

- пожарное депо 1 (определяется МЧС РФ)

VII. Культовые сооружения (храм) 7,5 чел.

VIII. Благоустроенное кладбище 0, 24 га

*Источник: [17].

Применяемые нормативы разработаны таким образом, чтобы житель инновационного поселения (агрогородка, агроэкопоселения, агротехнополиса) не чувствовал себя ущемленным в социальном плане в сравнении с горожанином.

Таблица 2

Порядок формирования социального кластера на основе социальных нормативов («+» — предусмотрено нормативом; «-» — не предусмотрено

нормативом) *

Кол-во населения, чел. Количество населенных пунктов Дороги Водопровод ДК, библиотека Дошкол. учреждения Школа Центр оказания быт и соц. услуг ЛПУ Кабинет участков. инспектора Баня Храм Благоустроенное кладбище

Без населения 37 + - - - +

1-10 131 + - - - - + - - - - +

11-20 92 + - - - - + - - - - +

21-100 421 + - - - - + - - + - +

101-500 563 + + - - - + - - + - +

501-1000 209 + + + - - + - - + - +

1001-2000 88 + + + + + + + + + + +

2001-3000 19 + + + + + + + + + + +

3001-5000 8 + + + + + + + + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5001-10000 1 + + + + + + + + + + +

Всего н.п. 1573

*Источник: [17].

Из приведенных таблиц легко заключить, что агрогородки с населением от тысячи и более проживающих наделены всей необходимой социальной и коммунальной инфраструктурами (централизованным электро-, газо- и водоснабжением; объектами здравоохранения и соцкультбыта; школьными и дошкольными учреждениями; магазинами; имеют современную жилищную застройку).

Варианты, как уже отмечалось, могут быть различными и зависеть от многих факторов. К примеру, в Свердловской области заслуживает внимания, предложенный организационно-экономический механизм создания агрогородка фермеров с оптово-продовольственным рынком — «Артемовский». Проект был разработан группой ученых и специалистов в рамках областной целевой программы «Уральская деревня». При формировании механизма создания того или иного агрогородка, безусловно, требуется учет природных, территориальных, экономических, социальных, экологических, технико-технологических, политических и других всевозможных факторов [3; 7; 13; 22].

Проект вбирает в себя целую серию инновационных решений: использование фермерами, специализирующимися на растениеводстве, приемов органиче-

ского земледелия, беспахотного способа подготовки почвы при выращивании картофеля, установки преобразователя жидкости Дьякова (ПЖД) 1, подвижных укрывных устройств; в животноводстве — широкое применение инновационных площадок для выгула и отдыха скота; возведение «умных» и купольных жилых домов и производственных сооружений; строительство гравийно-грунтовых дорог — «межфермерских трасс», внедрение других высокоэффективных инноваций и изобретений.

Заключение

Следует особо подчеркнуть, что даже такой краткий аналитический обзор и оценка опыта Республики Беларусь, ряда регионов Российской Федерации (Ленинградская, Свердловская, Белгородская области) свидетельствуют о том, что активное строительство в сельской местности нового типа поселений, какими являются агрогородки — это важнейший механизм решения задач по повышению привлекательности сельских территорий для квалифицированных кадров, молодежи, предпринимателей и инвесторов.

Литература

1. Агрогородки Белоруссии: описание, инфраструктура, отзывы. URL: https://fb.ru/article/475690/agrogorodki-v-belorussii-opisanie-infrastruktu-ra-otzyivyi. (дата обращения: 23 августа 2021 года).

2. Агрогородки Белоруссии. Деревни будущего: шесть адресов для старта. URL: https://www.sb.by/articles/derevni-budushchego-shest-adresov-dlya-starta.html (дата обращения: 23 августа 2021 года).

3. Беличев О. М., Карпов В. К. Агрогородок «Артемовский» как пример проектного развития сельских территорий на основе массового кооперированного фермерства // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 212. № 4. С. 245-268.

4. Владимиров А. Определение величины сельских населенных пунктов в зависимости от системы обслуживания / А. Владимиров // Архитектура СССР. 1967. № 1. С. 46-48.

5. В пригороде Казани появится агрогородок. URL: https://kazan.bez-formata.com/listnews/prigorode-kazani-poyavitsya-agrogorodok/820165/ (дата обращения: 23 августа 2021 года).

6. Иванов О. Б., БухвальдЕ. М. «Перспективная экономическая специализация» как новация политики регионального развития. ЭТАП: Эконо-

1 Изобретение состоит в том, что вода, проходя через специальный преобразователь, приобретает новые уникальные свойства. Прибор влияет на любые жидкости, включая воду, бензин, навозную жижу. Воздействие обусловлено известными физическими явлениями, такими как гидроудар, кавитация, ультразвуковые колебания, вихревое движение жидкости. Данный прибор позволяет осуществить их синергию для получения новых свойств у исходного вещества. Применение воды, прошедшей через этот прибор, повышает всхожесть семян, положительно влияет на рост растений, а у животных — на иммунитет, улучшает обмен веществ.

мическая Теория, анализ, Практика. 2019. № 6. С. 49-65.

7. Карпов В. К., Усманов А. И. Сельский городок как основа развития сельской экономики и заселения сельских территорий // Агропродовольст-венная политика России. 2016. № 7 (55). С. 97-103.

8. Кирсанов В. А. Социально-экономические основы сельскохозяйственного расселения: на примере Украинской ССР: автореф. дис. ...д-ра. экон. наук: 08.00.05 / В. А. Кирсанов; Харьковский с.-х. ин-т им. Докучаева. Харьков, 1964.43 с.

9. КондуховА. Н. Планировка и застройка сельских поселков / А. Н. Кон-духов, А. Б. Михайлов. М.: Стройиздат, 1966. 172 с.

10. КолмыковА. В. Методика установления оптимальных размеров агрого-родков сельскохозяйственных организаций // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 3. С. 18-24.

11. Ковалева Т. Н, Муравьева М. В. Землеустроительное обеспечение социально-экономического развития сельских территорий на основе реализации проектов агрогородков // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 1 (17). С. 315-322.

12. Крячков И. Обоснование оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий / И. Крячков, И. Шарова // Международный сельскохозяйственный журнал. 2005. № 4 С. 30-34.

13. ЛыловА. С. Развитие сельских территорий: региональный агрогородок фермеров // Агропродовольственная политика России. 2013. № 5 (17). С. 37-41.

14. Муравьева М. В., Ковалева Т. Н. Экономические предпосылки и землеустроительное обеспечение развития сельских территорий на основе государственного финансирования реализации проектов агрогородков // Агропродовольственная политика России. 2014. № 12 (36). С. 60-65.

15. Нежданов В. А. Аналитические подходы к разработке концепции развития системы агрогородков Республики Мордовия / Studium. 2011. № 3-4. 5 с. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/ (дата обращения: 23 августа 2021 года).

16. Проведение научных исследований и разработка моделей сельских поселений XXI века. Государственный контракт № 1269-13 от 15 июня 2009 года: Отчет о научно-исследовательской работе / Руков. темы М. В. Москалев, д.э.н.; В. И. Фролов, к.э.н. СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2009. 522 с. URL: https://userdocs.ru/pravo/66143/index.html (дата обращения: 23 августа 2021 года).

17. Приложение к Постановлению Правительства Белгородской области от 27 июля 2007 года № 176-пп «О системе подготовки и реализации областного проекта «Социальное обустройство сельских территорий Белгородской области»» / Формирование агрогородков в Республике Мордовия (методология, методика и мониторинг): аналит. докл. / отв.

ред. А. И. Сухарев; Науч. центр соц.-экон. мониторинга Республики Мордовия. Саранск, 2010. С. 57.

18. РадченкоГ. И., Уткина Е. В., ОхрименкоЛ. Д. О реализации профилактического проекта «Здоровый поселок» в агрогородке Вистычи Брестского района // Донозология и здоровый образ жизни. 2019. № 2(25). С. 160-163.

19. Сельское хозяйство Республики Беларусь / Статистический сборник. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. С. 30.

20. Семин А. Н. Развитие внегородских территорий: перспективные типы поселений. М.: Изд-во «КОЛ ЛОК», 2021. 230 с.

21. Семин А. Н, Михайлюк О. Н. Эффективное развитие сельских территорий: программно-целевой подход // Символ науки: международный научный журнал. 2015. № 8. С. 135-142.

22. Семин А. Н, Карпов В. К., Лылов А. С. Агрогородок фермеров «Артемов-ский» с оптово-продовольственным рынком. Екатеринбург: Уральское издательство,— 2013. 12 с.

23. Тарасов А. А., Жуткина Т. П., Прокина М. Е. Опыт социального преобразования села Мордовии последнего пятидесятилетия // Финно-Угорский мир. 2016. № 2. С. 51-61.

References

1. Agro-towns in Belarus: description, infrastructure, reviews. Available at: https://fb.ru/article/475690/agrogorodki-v-belorussii-opisanie-infrastruktu-ra-otzyivyi (accessed: 23August, 2021) (in Russian).

2. Agro-towns of Belarus. Villages of the future: six addresses to start with. Available at: https://www.sb.by/articles/derevni-budushchego-shest-adresov-dlya-starta.html (accessed: 23August, 2021) (in Russian).

3. Belichev O. M., Karpov V. K. Agro-town "Artemovsky" as an example of project development of rural territories on the basis of mass cooperative farming. Nauchnyye trudy Volnogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific works of the Free Economic Society of Russia], 2018, vol. 212, no. 4, pp. 245-268 (in Russian).

4. Vladimirov A. Determining the size of rural settlements depending on the service system. Arkhitektura SSSR [Architecture of the USSR], 1967. no. 1, pp. 46-48 (in Russian).

5. An agro-town will appear in the suburbs of Kazan. Available at: https://kazan.bezformata.com/listnews/prigorode-kazani-poyavitsya-agro-gorodok/820165/ (accessed: 23August, 2021) (in Russian).

6. 6. Ivanov O. B., Buchwald E. M. "Perspective economic specialization" as an innovation of regional development policy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, analysis, Practice], 2019, no. 6, pp. 49-65 (in Russian).

7. Karpov V. K., Usmanov A. I. Rural town as a basis for the development of rural economy and settlement of rural territories. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii [Agro-food policy of Russia]. 2016, no. 7 (55), pp. 97-103 (in Russian).

8. Kirsanov V. A. Sotsial'no-ekonomicheskiye osnovy sel'skokhozyaystvennogo rasseleniya: na primere Ukrainskoy SSR [Socio-economic foundations of agricultural settlement: on the example of the Ukrainian SSR]: abstract. dis. ... Dr. Economics: 08.00.05, V. A. Kirsanov; Kharkiv Agricultural Institute named after him. Dokuchaeva. Kharkiv, 1964, 43 p. (in Russian).

9. Kondukhov A. N. Planirovka i zastroyka sel'skikh poselkov [Planning and building of rural settlements], A. N. Kondukhov, A. B. Mikhailov, Moscow: Stroyizdat, 1966, 172 p. (in Russian).

10. Kolmykov A. V. Methodology for establishing optimal sizes of agro-towns of agricultural organizations. Vestnik Belorusskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of the Belarusian State Agricultural Academy], 2019, no. 3, pp. 18-24 (in Russian).

11. Kovaleva T. N., Muravyeva M. V. Land management support of socio-economic development of rural territories on the basis of the implementation of projects of agro-towns. Vestnik APK Stavropolya [Bulletin of the agro-industrial complex of Stavropol], 2015, no. 1 (17), pp. 315-322 (in Russian).

12. Kryachkov I. Justification of optimal sizes of agricultural enterprises. I. Kry-achkov, I. Sharova. Mezhdunarodnyy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal [International Agricultural Journal], 2005, no. 4, pp. 30-34 (in Russian).

13. Lylov A. S. Development of rural territories: a regional agro-town of farmers. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii [Agro-food policy of Russia], 2013, no. 5 (17), pp. 37-41 (in Russian).

14. Muravyeva M. V., Kovaleva T. N. Economic prerequisites and land management support for the development of rural territories on the basis of state financing for the implementation of agro-town projects. Agroprodovol stvennaya politika Rossii [Agro-food policy of Russia], 2014, no. 12 (36), pp. 60-65 (in Russian).

15. Nezhdanov V. A. Analytical approaches to the development of the concept of the development of the system of agro-towns of the Republic of Mordovia. Studium, 2011, no. 3-4, 5 p. Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/ (accessed: 23August, 2021) (in Russian).

16. Conducting scientific research and developing models of rural settlements of the XXI century. State Contract No. 1269-13 of June 15, 2009: Report on research work. Head ofthe topic M. V. Moskalev, Doctor ofEconomics; V. I. Fro-lov, Candidate of Economics St. Petersburg: St. Petersburg State Agrarian University, 2009, 522 p. Available at: https://userdocs.ru/pravo/66143/index. html (accessed: 23 August, 2021) (in Russian).

17. Appendix to the Decree of the Government of the Belgorod region of July 27, 2007 No. 176-pp "On the system of preparation and implementation of the regional project" Social arrangement of rural territories of the Belgorod

region". Formation of agro-towns in the Republic of Mordovia (methodology, methodology and monitoring): analit. report., ed. by A. I. Sukharev; Scientific Center of Social-economy. monitoring of the Republic of Mordovia. Saransk, 2010, p. 57 (in Russian)

18. Radchenko G. I., Utkina E. V., Okhrimenko L. D. On the implementation of the preventive project "Healthy village" in the agro-town of Vistychy, Brest district. Donozologiya i zdorovyy obraz zhizni [Donozology and healthy lifestyle], 2019, no. 2(25), pp. 160-163 (in Russian).

19. Agriculture of the Republic of Belarus. Statistical collection. Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus, 2020, p. 30 (in Russian).

20. Semin A. N. Razvitiye vnegorodskikh territory: perspektivnyye tipy poseleniy [Development of extra-urban territories: promising types of settlements], Moscow: Publishing house "KOL LOK", 2021, 230 p. (in Russian).

21. Semin A. N., Mikhailyuk O. N. Effective development of rural territories: a program-target approach. Simvol nauki: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal [Symbol of science: international scientific journal], 2015, no. 8, pp. 135-142 (in Russian).

22. Semin A. N., Karpov V. K., Lylov A. S. Agrogorodok fermerov "Artemovskiy" optovo-prodovol'stvennym rynkom [Agro-town of farmers "Artemovsky" with a wholesale food market], Yekaterinburg: Ural Publishing House, 2013, 12 p. (in Russian).

23. Tarasov A. A., Speshkina T. P., Prokina M. E. The experience of social transformation of the village of Mordovia of the last fifty years. Finno-Ugorskiy mir [Finno-Ugric world], 2016, no. 2, pp. 51-61 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.