Научная статья на тему 'Агрогородок "Артемовский" как пример проектного развития сельских территорий на основе массового кооперированного фермерства'

Агрогородок "Артемовский" как пример проектного развития сельских территорий на основе массового кооперированного фермерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / АГРОГОРОДОК / СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ / РROJECT DEVELOPMENT / RURAL AREA / AGRICULTURAL TOWN / RURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беличе О. М., Карпов В. К.

В настоящее время стратегия ускоренного и инновационного развития сельских территорий регионов страны практически отсутствует. Предлагается проектный метод развития сельских территорий на основе агрогородков и сельских городков. В качестве пилотного предложен проект агрогородка «Артемовский» в муниципальном Артемовском городском округе Свердловской области. Проект основан на малом сельском кооперированном бизнесе. Проект может быть тиражирован в области и на сельских территориях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGROTOWN “ARTYOMOVSKY” AS AN EXAMPLE OF PROJECT DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES BASED ON MASS COOPERATED FARMERSHIP

At present, the strategy of accelerated and innovative development of rural areas of the country’s regions is practically absent. The project method of development of rural areas on the basis of agrotowns and rural towns is proposed. As a pilot project proposed agrotown “Artemovsky” in the municipal Artemovsk city district of Sverdlovsk region. The project is based on a small rural cooperative business. The project can be replicated in the region and in rural areas of Russia.

Текст научной работы на тему «Агрогородок "Артемовский" как пример проектного развития сельских территорий на основе массового кооперированного фермерства»

АГРОГОРОДОК

«АРТЕМОВСКИЙ» КАК ПРИМЕР ПРОЕКТНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ МАССОВОГО КООПЕРИРОВАННОГО ФЕРМЕРСТВА AGROTOWN "ARTYOMOVSKY" AS AN EXAMPLE OF PROJECT DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES BASED ON MASS COOPERATED FARMERSHIP

246

о.м. беличев

Студент 4 курса факультета мировой экономики и бизнеса института мировой экономики Уральского государственного горного университета

o.m. belichev

4th year student of the faculty of world economy and business of the Institute of world economy Ural state mining University

Научный руководитель: В.К. Карпов - доцент кафедры «Стратегический и производственный менеджмент» института мировой экономики Уральского государственного горного университета, к.т.н., доц. Research supervisor: V.K. Karpov - associate Professor of the Institute of world economy Ural state mining University.

В настоящее время стратегия ускоренного и инновационного развития сельских территорий регионов страны практически отсутствует. Предлагается проектный метод развития сельских территорий на основе агрогородков и сельских городков. В качестве пилотного предложен проект агрогородка «Артемовский» в муниципальном Артемовском городском округе Свердловской области. Проект основан на малом сельском кооперированном бизнесе. Проект может быть тиражирован в области и на сельских территориях России.

At present, the strategy of accelerated and innovative development of rural areas of the country's regions is practically absent. The project method of development of rural areas on the basis of agro-towns and rural towns is proposed. As a pilot project proposed agrotown "Artemovsky" in the municipal Artemovsk city district of Sverdlovsk region. The project is

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

based on a small rural cooperative business. The project can be replicated in the region and in rural areas of Russia.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Проектное развитие, сельская территория, агрогородок, сельское

развитие.

KEYWORDS

Р^^^ development, rural area, agricultural town, rural development.

ВАртемовском городском округе (АГО) ранее использовали около 100 тыс. га сельхозугодий. С 90-х годов сельхозпроизводство практически полностью упало, а население мигрирует в город. Селения перестают существовать, земля вокруг них зарастает лесом. Сейчас только двумя сельхозпредприятиями и немногочисленными крестьянскими фермерскими хозяйствами используется менее 10 тыс. га земли и угодий.

При этом вся сельская территория (СТ) нынешнего АГО транспортно доступна, имеет централизованное электроснабжение, а местами и газ. Попытка восстановить сельское хозяйство в с. Покровское в «нулевые годы» закончилась неудачей, несмотря на то, что крупный инвестор вместе с администрацией АГО создал совместную агрофирму, с производством, переработкой и сетью собственных магазинов для реализации продукции.

Подобное состояние СТ характерно для многих сельских районов области. Программа комплексного развития ее СТ, известная с 2007 г. как «Уральская деревня», не привела к заметным положительным изменениям на селе и в АПК. Принятая ныне в ее продолжение Программа развития СТ Свердловской области [1] ничего нового не предлагает,

248

а только сохраняет несостоятельную ее практику и законодательно действует и сегодня.

СТ в области, как и повсеместно, стали сейчас местом концентрации наиболее бедного населения страны с минимальными доходами и средней зарплатой ниже городского уровня почти в 2 раза. Число крестьянских фермерских хозяйств (КФХ), многократно снизившееся с 90-х годов, установилось сейчас на уровне 700. Рост личных подсобных хозяйств (ЛПХ) граждан в последние годы не поддается надежному учету, хотя, по статистике, постоянно растет, а по производству сельхозпродукции они даже превысили крупные агрофирмы и их холдинги, валовой продукт которых в АПК упал уже к 2013 г. до 43% с прежних 75% [2]. На селе в области проживает свыше 700 тыс. человек (или 16% ее населения) и имеется до 1800 поселений — в основном, малонаселенных и мелких. Их состояние остается большой проблемой для руководства области и страны в целом.

Строительство в области ряда крупных сельскохозяйственных предприятий в виде животноводческих комплексов крупными инвесторами существенно изменить негативную ситуацию не может, и они уступают свои позиции, как и по всей стране, ЛПХ и КФХ. Они производят уже до 60% прибавочной стоимости валового сельхозпродукта страны, и доля их продолжает расти [2]. Но на крупные фирмы приходится более 90% госпомощи и его финансовой поддержки, а малому сельскому бизнесу достаются ее «крохи». Но именно для крупных фирм характерны наиболее низкие зарплаты работающих там и, как следствие, непопулярность сельского труда вообще, отъезда в город населения, особенно молодежи. Неуклонно растет при этом себестоимость производимой на комплексах продукции,

особенно молочной, а качество ее неуклонно падает [1]. Область не может выйти на уровень даже 50% нормативного обеспечения молочной продукцией собственного производства и не планирует это на ближайшие годы. Не растет и спрос на нее населения.

Утвержденная в 2013 г. «Программа развития АПК и потребительского рынка Свердловской области до 2020 г.» [1], по нашему мнению, не предлагает привлекательного для сельского населения и горожан решения проблем и задач обеспечения всех доступным по цене и качественным продовольствием, а селян — высокими доходами и качеством жизни.

Только развитая сельская экономика может быть единственной реальной основой социального благополучия села [3]. Не может такое большое количество сельского населения, как у нас, жить только на содержании государства и за счет его поддержки. Выход один — труд и экономика СТ должны быть более эффективными, чем сейчас. Но установленные Программой минимальные планы ее роста не оставляют на это никаких надежд. Так, рост валовой продукции составляет всего 16%, а доля областной продукции вырастет с 65% до 67%, или всего на 2%. Рост средней зарплаты до 59% к 2020 г. является совершенно недостаточным, а сама она представляется малоэффективной. И это происходит в реальности. Например, анализ планов работы Совета по развитию АПК Артемовского ГО за последние годы и на 2018 г. свидетельствует об их крайне низкой эффективности и отсутствии задач реального инновационного и ускоренного развития села, в частности, на основе проектного метода и реализации конкретных бизнес-проектов. В АГО есть филиал областного Центра поддержки малого предпринимательства,

однако активного появления сельских бизнесменов и существенного роста их числа там не наблюдается.

Предлагаемый нами проект агрогородка «Артемовский» имеет целью динамичное развитие сельского предпринимательства и семейного фермерства в АГО, имеющего для этого большой природный потенциал, основные инфраструктурные возможности и свободные трудовые ресурсы.

Следует прямо сказать, что село и даже агрогородки не смогут обеспечить одинаковые с городом социально-бытовые услуги, удобства и сервис, определяющие высокий уровень жизни там населения. Ни по качеству образования, ни по качеству здравоохранения, ни по качеству и возможностям культуры, досуга, отдыха, а главное — по возможностям самореализации человека и возможностей его трудоустройства. Можно иметь одинаково хорошее жилье и высокую зарплату в городе и деревне, но молодежь всегда предпочтет город селу. И это — общемировая тенденция. Городское население США и Европы не хочет жить в деревне! Сокращение сельского населения в мире идет повсеместно, и доля его падает [3]. Объективную основу этого составляет опережающий рост производительности сельского труда, его механизация и массовая роботизация. И это — нормальное и объективное явление. Наоборот, снижение доли сельского населения — свидетельство объективно правильного инновационного развития современной экономики. Мэр Москвы С. Собянин вполне оправданно, по нашему мнению, считает, что на СТ России «сейчас проживает около 15 млн человек лишних россиян». Там нет и не будет, по его мнению, для них экономики, способной дать им работу и достойный доход, — ее можно найти для них только в современных бурно развивающихся «городских агломерациях» типа Москвы и ряда других в России [4].

С этим можно согласиться, и действовать при этом надо соответственно. Следует всемерно расширять непосредственно сельскую экономику на местах, а ее валовые объемы производства ускоренно поднимать многократно. Только это создаст здоровую экономическую основу роста АПК, всей сельской экономики, самих СТ и этим единственно обеспечит высокий уровень доходов населения, качество жизни там и социальной сферы.

Так, наиболее развита она в самом Артемовском и рабочих поселках Буланаш и Красногвардейский. Основная идея нашего проекта заключается в том, что социально-экономическое развитие СТ может сосредотачиваться вокруг достаточно крупных населенных пунктов (сел, поселков, городков), в которых может быть создана соответствующая минимально необходимая для полноценной жизни там социальная сфера. Она в них в основном имеется и требует модернизации и развития. На вновь осваиваемых и заселяемых СТ это будут уже новые сельские городки достаточной численности населения с полноценной средней школой, дошкольными и внешкольными учреждениями и больницей как началом эффективной и цифровой централизованной телемедицины.

В проекте его социальной основой выступает г. Артемов-ский, имеющий ее в развитом виде. Компактное расположение СТ вокруг и наличие дорог позволяет иметь недалеко от него (до 20 км) только чисто производственные фермы и малые предприятия, обслуживаемые приезжающим сюда персоналом. Семьи их в основном должны проживать в городе в социально комфортной его среде. Природный потенциал прилегающей СТ в процессе самого сельхозпроизводства и глубокая переработка его сырья в готовую, конечную

252

и пригодную для продажи продукцию создаст развитую сельскую экономику — основу высоких доходов сельского и городского населения АГО.

На первом этапе здесь может быть создано до 1 тысячи семейных ферм с общим их населением до 5 тысяч человек. При среднем душевом ВРП, равном 50 тысяч $/чел.-год, общий ВРП составит 250 млн $/год или до 15 млрд руб./год с последующим удвоением его на 2-м этапе. На СТ АГО может быть реализовано 3 таких проекта развития с общим ВРП до 80-90 млрд руб. Заложенный в показатель проекта ожидаемый среднедушевой доход фермерской семьи в 50 тыс. $/чел.-год сделает его привлекательным на ближайшие 5-10 лет и обеспечит активное участие в его реализации. Сейчас он в области — менее 10 тыс. $/чел.-год, и рост его планируется самый умеренный. СТ и их население должны иметь семейный доход от экономической деятельности, превосходящий средний доход городского населения до 2 раз. Это следует из опыта развитых стран [3]. Иначе смысла жить на селе нет, что и подтверждает практика этих стран. Население там снизилось уже до 3% и ниже. И только реально превосходящий доход селян поможет задержать на них экономически и минимально необходимое по численности население.

Молодежь и активное население будет оставаться на селе, в основном, только в случае, если будет иметь возможность завести там «собственное дело», т.е. свой успешный бизнес и свою землю, и получать высокий доход. Работа по найму ввиду традиционно низкой оплаты сельского труда мало кого привлекает из коренного населения. Именно такие люди — мелкие собственники — прочно привязаны к земле, селу как к своей родине, и они единственно могут составлять основу

постоянного ее сельского населения, его средний и обеспеченный класс, как и еще во времена реформ П.А. Столыпина, главную основу сельской экономики и самоуправления сельских территорий [5]. При этом агрогородок — не только приемлемый уровень решения на селе социальных и бытовых нужд населения, но, главное, он должен быть местом постоянного и устойчивого проживания сельских мелких «собственников» — хозяев (арендаторов) земли, воды, угодий, перерабатывающих сырье производств, сервисных и других предприятий [6]. Чем более развитым и разнообразным будет мелкий бизнес на селе и в ее центре — агро-городке (или сельском городке), тем более привлекательную силу он будет иметь, в первую очередь, для молодого поколения страны в целом.

Основные проблемы современного состояния и дальнейшего развития АПК и СТ в целом Свердловской области в настоящее время можно свести к следующим:

• отрицание большого потенциала СТ и сельской экономики и представление области в основном как промышленного региона, не имеющего перспектив сельского развития;

• полная концентрация в настоящее время на господдержке в основном крупных сельхозфирм в ущерб опережающему развитию малого сельского предпринимательства, семейного фермерства и их полноценной и массовой кооперации;

• игнорирование инновационных технологий и путей развития АПК, сельской экономики и отдельных их отраслей даже из числа имеющихся в области реальных достижений и эффективных технологий непосредственно в аграрной сфере;

254

• отсутствие проектов инновационного и ускоренного развития конкретных сельских муниципальных образований области, отвечающих в полной мере стратегическим целям и задачам современного развития их местной экономики и социальной сферы;

• низкая эффективность и результативность практики существующего планирования развития АПК и СТ области, увлечение Программами и Стратегиями, не отвечающими принципам их стратегического развития и реальным потребностям их населения и в целом всей области [7]. Необходим переход на инновационный путь проектного развития и реальное преобразование сельской экономики в современную конкурентную среду, способную на постоянный рост экспорта продовольствия и сельской продукции.

Отсюда главной целью предлагаемого проекта является решение этих практических задач и отработка при этом в целом методологии и практики проектирования эффективного развития СТ области на примере АГО и последующее его распространение в регионе. Он рассчитан на широкое участие в нем выпускников аграрных и других учебных заведений, молодежи и желающих граждан развивать свой бизнес и жить постоянно на СТ.

Инновационное развитие СТ страны неизбежно приведет к резкому сокращению их экономически активного населения до 4-7% общей его численности в стране, а также числа сельских поселений, которых сейчас свыше 150 тысяч. В области оно также избыточно (16% общего населения) и имеет значительный потенциал к сокращению и эффективному использованию в регионах с интенсивным развитием экономики. При этом важно, чтобы вся СТ страны была плотно

заселена семейными производственными фермами и другими малыми предприятиями числом до 2-3 млн единиц.

Но жить постоянно с семьей и в обществе своих коллег фермеры и предприниматели должны в полностью комфортабельных и социально оснащенных современных крупных агрогородках или специальных сельских городках, являющихся муниципальными центрами прилегающих к ним полей и лесов площадью до 80-100 тыс. га и более. Их население должно быть минимально — от 2,5 до 3 тыс. человек и более, а количество их в стране составлять до 2,7-3,3 тысяч. В области их может быть около 100. Это многократно меньше их числа в настоящее время, и у государства никогда не будет достаточно средств, чтобы привести их все в соответствие даже с минимальными стандартами социального обустройства. Для малого числа агро- и сельских городков у него будет такая возможность и средства. И сам малый сельский бизнес в силу своих высоких доходов станет основным средством их всестороннего и самостоятельного развития [8].

Сельское население России даже в 6 млн человек должно будет создавать в современных условиях годовой ВВП в 300 млрд долл., а у нас в области, соответственно, 300 тыс. человек произведут его до 15 млрд долл. в год. Только такие ориентиры проектируемого развития СТ России и ее регионов на ближайшую перспективу являются актуальными сейчас и смогут обеспечить в скорой перспективе эффективное их развитие и привлекательность для участия в нем населения.

Основу агрогородка составят комфортабельные дома (усадьбы) его жителей, предприятия переработки сельхозпродукции, сервиса, социальная и общественная структура, кооперативы, включая торговлю и экспорт их продукции.

2

Высокие доходы фермеров и предпринимателей, которые должны в среднем превышать доходы городских жителей, высокий уровень жизни и близкий к городскому комфорт аг-рогородка — единственный реальный шанс привлечь часть молодежи на сельские территории и сделать их привлекательными и конкурентными в выборе ею жизненного пути.

Проект агрогородока «Артемовский» должен стать пилотным для бизнес-проектов инновационного и ускоренного развития СТ области. Он должен развиваться сам и обеспечить своим примером подобный путь развития другим территориям, сельским муниципальным образованиям и малым городам области и других регионов. На 1-ом этапе в нем будет до 250 жилых домов и семейных хозяйств общей численностью около 1000 человек, располагаться он может на северной окраине Артемовского и пользоваться всей его социальной сферой. Производственные фермы будут находиться в 10-30 минутах езды. Рядом должен располагаться сельский технопарк с офисами кооперативов фермеров, производства по переработке сельхозсырья, складами продукции, сырья, оборудования, объектов инженерной инфраструктуры и т.п. Здесь же расположились, используя выгодное транспортное положение, оптово-продовольственный рынок и развитая структура розничной и оптовой торговли продукцией агро-городка, а также прилегающих СТ АГО и других районов области. Этот рынок является кооперативной собственностью фермеров. Покупателями на нем будут жители близлежащих городов области и Екатеринбурга.

Проект агрогородка «Артемовский» является стратегическим по сути и рассчитан на длительный период реализации — до 4-6 лет. Он должен стать основной частью стратегии развития СТ региона. Важнейшей его характеристикой яв-

ляется стратегическая цель, которая состоит в кардинальном улучшении социально-экономического положения СТ, высоких доходах и уровне жизни ее населения [7, 9]. Основой его является достижение среднедушевого валового дохода селян на первом этапе в 50 тыс. $/чел.-год. Для этого потребуется большой и постоянно растущий экспорт. Эта цель будет привлекательна для жителей и максимально стимулировать их участие в проекте.

Цель проекта:

• обеспечить в срок до 4-5 лет достижение его фермерами и сельскими предпринимателями среднедушевого дохода в 50 тыс. долл./чел.-год, а на последующих этапах — и более, как основы успеха всего проекта в целом и привлекательности его для сельского населения и малых городов;

• создать социально комфортные условия жизни в агро-городке и в Артемовском и высокоэффективные рабочие места на фермах, малых предприятиях, в их кооперативах и в других организациях АГО с высокой оплатой труда;

• формировать полноценный местный бюджет, частно-государственное партнерство и самофинансирование развития СТ.

Основные задачи проекта:

• разработать сам проект инновационного стратегического развития СТ АГО, план его реализации и менеджмента им;

• обеспечить обучение фермеров инновационным и эффективным технологиям сельского бизнеса, АПК и их постоянное консультирование в дальнейшем;

258

• обеспечить организацию и бизнес-планирование фермерских и других хозяйств, малых предприятий и тор-гово-перерабатывающих кооперативов;

• обеспечить инновационное строительство агрогородка «Артемовский», помещений его технопарка, оптово-продовольственного рынка и других объектов его кооперативов, развитие его дорожной и энергетической инфраструктуры;

• создать современные коммерческие структуры сбыта готовой высокотехнологичной продукции и экспорта ее на мировом рынке;

• отработать эффективное взаимодействие сельского бизнеса с местной и региональной властью, государственными структурами и общественными организациями;

• обеспечить постоянный мониторинг и научное обеспечение проекта, подготовку и переподготовку необходимых для этого кадров бизнеса и специалистов сельской экономики;

• обеспечить реальное эффективное развитие и тиражирование подобных проектов на других СТ АГО и области в целом;

• обеспечить накопление и анализ научного и практического опыта разработки и реализации подобных проектов, их дальнейшее развитие и совершенствование, эффективное применение и на других сельских территориях, в других регионах и условиях.

Планируемые конечные результаты:

• создание в АГО социально-экономического агроком-плекса на основе 250 высокоэффективных фермерских

хозяйств (1-й этап) и их кооператива с годовым валовым продуктом до 2,5-3 млрд руб. в течение 4-6 лет и выход его на экспорт [10];

• достижение средних доходов на семейную ферму (и малое сельское предприятие) до 3-5 млн руб. в год и более.

Проект включает в себя несколько основных составляющих частей:

• строительство индивидуального жилья для фермеров в рамках одного жилого поселка — агрогородка на территории г. Артемовского на 250 и более домов (усадеб);

• строительство производственных ферм и малых предприятий на сельской территории и в сельских населенных пунктах, включая бывшие АГО;

• строительство помещений сельского технопарка и оп-тово-продовольственного рынка как объектов кооперативной собственности фермеров и предпринимателей;

• строительство сельских (и лесных) гравийно-грунто-вых дорог (улучшенной конструкции) для развития дорожной инфраструктуры сельской территории, обеспечения ее доступности и эффективного использования [12].

Ресурсы для реализации проекта

Финансовые ресурсы потребуются для строительства жилья, объектов предпринимательства и его инфраструктуры и других целей. С учетом расположения самого агрогородка фермеров в черте города, отпадает необходимость в создании собственных объектов его социальной инфраструктуры и их финансирования.

Источники финансирования индивидуального жилищного строительства в сельской местности достаточно многочисленны и состоят из собственных средств застройщиков, социальных выплат бюджетов разного уровня молодым и многодетным семьям (до 40% нормативной рыночной стоимости жилья в г. Артемовском), материнского капитала, средств областного бюджета на обустройство инфраструктуры территории массовой застройки (поселка) жилья и других, а также кредитов банков и специальных фондов.

Источниками финансирования объектов предпринимательства в сельской местности будут собственные средства фермеров и предпринимателей, кредиты, в том числе льготные, фонды министерства АПК и продовольствия Свердловской области, фонды поддержки малого сельского бизнеса, целевые программы на уровне регионов и федерации, а также различные гранты в сфере малого сельского предпринимательства.

Интеллектуальные ресурсы, необходимые для выполнения настоящего проекта:

• образование и обучение фермеров и сельских предпринимателей — до 250 человек в год — и консультирование их в процессе их дальнейшей практической деятельности;

• научно-исследовательское и методическое обеспечение проекта, его сопровождение, мониторинг реализации проектных мероприятий, разработка дополнительных программ и проектов для открытия различных коммерческих структур и предприятий, диверсификации деятельности сельских кооперативов и трансляции инноваций и опыта на другие сельские территории и муниципальные образования области и страны.

Этапы реализации проекта

Работу в рамках предлагаемого проекта целесообразно выполнить в несколько последовательных этапов.

Первый этап состоит в изучении территории и оформлении землеотводов для размещения на ней жилых и производственно-коммерческих объектов агрогородка фермеров «Артемовский» и самих фермерских и других малых хозяйств.

Второй этап — создание кооперативов фермеров и сельских предпринимателей. Земельные ресурсы выделяются на условиях передачи в собственность или в аренду. Членство в кооперативе предоставляется как владельцам фермерских хозяйств и малых предприятий в составе агрогородка из числа местных сельских и городских жителей, так и другим желающим вступить в кооператив.

Третий этап включает непосредственно строительство агрогородка и его производственно-коммерческих структур. Оно возможно на основе инновационных технологий и широком использовании местных материалов, обеспечивающих низкие затраты и высокие его эксплуатационные характеристики. Это может быть, например, каркасно-моно-литное строительство с широким использованием имеющегося местного торфа в качестве эффективных утеплителей по технологии «Геокар».

Четвертый этап состоит в формировании производственной структуры и конкретных бизнес-производств, включая фермерские хозяйства и ЛПХ граждан. Они должны быть основаны на инновационных технологиях и отличаться высокой товарностью и доходностью. Примером может быть технология молочного животноводства с низкой себестоимостью молока, например, известная технология Су-холожского совхоза Свердловской области, разработанная

под руководством Шилова А.А. Себестоимость молока в ней ниже средней по области в 3 раза. Себестоимость выращивания зерна по технологии безотвальной обработки почвы, разработанной под его же руководством, в 2 раза ниже средней по отрасли.

В АПК и в проекте следует использовать известные высокоэффективные фермерские технологии сельхозпроиз-водства: выращивание кроликов по технологии Миакро, вольерное разведение индоуток, выгульное мясное коневодство, выращивание диетической говядины без зернового прикорма скота на основе природных естественных и улучшенных травосмесей, прудового и озерного рыбоводства и другие. Требуется обучение этим технологиям начинающих фермеров и последующее консультирование по их развитию и совершенствованию в дальнейшем. Это позволит получить высококачественную экологическую продукцию, высококонкурентную на мировом рынке. Предусмотренные в проекте технологии должны быть максимально ориентированы на использование благоприятных природных ресурсов СТ, в первую очередь, обилие и высокое качество естественных трав — основы успеха большинства отраслей животноводства. Это способно обеспечить высокую эффективность малого сельского бизнеса и постоянно растущие объемы экспорта его продукции — основы его экономического процветания.

Пятый этап заключается в создании оптово-продоволь-ственного рынка, торгово-сбытовой структуры агрокоопе-ратива и в организации экспорта его продукции за рубеж. Это проверенный и эффективный путь развития кооперированного сельского фермерства со времен Сибирского союза маслодельных артелей начала прошлого века и до

современного финского молочного концерна фермеров «Валио».

Потенциал развития проекта:

• развитие агрогородка «Артемовский» в качестве пилотного проекта и поэтапный его дальнейший рост, совершенствование эффективности его деятельности;

• создание других подобных агрогородков в Артемов-ском городском округе: р.п. Красногвардейский и село Лебедкино;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание агрогородков и новых сельских городков на пустеющих сельских территориях в Свердловской области и в других регионах страны, включая Дальний Восток.

Механизм реализации и схема управления проектом

Разработка проекта и авторское сопровождение его реализации на договорных условиях с администрацией Ар-темовского ГО может осуществляться Центром развития территорий института мировой экономики (ИМЭ) УГГУ и его инжиниринговыми фирмами. В их работе должны активно участвовать студенты ИМЭ как исполнители проектирования новых агро- и сельских городков и позже — как участники их реализации, в виде фермеров и кооператоров. К разработке и реализации проекта могут быть привлечены любые другие необходимые организации и специалисты. Данная схема проектирования и методического руководства им представляется эффективной и гибкой и создает одновременно эффективную основу современного обучения и подготовки специалистов высшей квалификации. Проект необходимо включить в действующие федеральные и региональные программы развития.

264

Заключение

Актуальность проекта очевидна, т.к. развитие АПК и СТ страны и Свердловской области на основе ранее утвержденных и действующих ныне Программ и Стратегий не дает даже ожидаемого скромного результата (и контрольных показателей), и социально-экономическое положение на них продолжает ухудшаться или остается без заметных изменений и улучшений. Заложенные в них экономические принципы и механизмы оказались реально малоэффективными, ошибочными по ожидаемым результатам и не прошли практическую проверку. Они все больше становятся местом концентрации бедности и социального неблагополучия.

Документы развития АПК и СТ носят сейчас в основном декларативный и призывный характер и не формируют необходимых целей и задач их развития. Это ставит под сомнение их научную состоятельность и объективность и только подтверждает их в целом волюнтаристский характер, что и стало причиной принятия ФЗ-№ 172 «О стратегическом планировании в РФ» в 2014 г. Но его реализация осложнена многими проблемами, и фактически он еще не работает, а провозглашенные им стратегии и методики их разработки только ожидаются.

Так, например, вопреки малоэффективным экономическим результатам и негативным социальным последствиям государство по-прежнему продолжает практику преимущественной поддержки крупных сельскохозяйственных фирм, усиленно призывает в страну крупных зарубежных инвесторов, практически игнорируя собственный малый сельский бизнес и семейное фермерство сельского населения и его человеческий капитал.

Предлагаемый проектный метод развития сельских территорий и их муниципальных образований не нов, но хо-

рошо и давно зарекомендовал себя на практике во многих странах и ранее в России [10], [11].

Проект показывает, что Свердловская область может в короткий период стать значительным по размерам производителем и экспортером сельской продукции и АПК, используя свои природные, территориальные ресурсы в размере 190 тыс. кв. км и человеческий потенциал своего населения.

Библиографический список

1. Программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 г.» от 23 октября 2013 года № 1285-ПП — [Электронный ресурс]. URL: [file:///C:/Users/876/Downloads/PP_SO_231013_N1285_v_ red._PP_S0_290715_N681.pdf].

2. Сарайкин В.А. Малый бизнес в сельском хозяйстве России, его роль и перспективы развития. — Автореферат докт. дисс. М.: — 2013. 37 с.

3. Черняков Б.А. Конкурентоспособность аграрного сектора США: полезный опыт для России // Аграрный вестник Урала. — 2009. — № 6. — стр. 6-12.

4. Собянин С.С. 15 млн лишних россиян. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/2017/11/26/11007992.shtml

5. Сидоровнин Г.П. П.А. Столыпин. Жизнь за Отечество. Жизнеописание (1862-1911). Изд. 4-е, доп. М.: Общество сохранения литературного наследия, 2014. 640 с.

6. Башмачников В.Ф. Особенности развития фермерского движения в Западной Европе // Агропродовольственная политика России. — 2012. — № 6. — С. 76-80. 528 с.

7. Современный стратегический анализ: учебное пособие / Е.Ю. Кузнецова [и др.]; под общей ред. проф., д-ра экон. наук Е.Ю. Кузнецова — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та — 2016 — 131 с.

2

8. Карпов В.К. Инновационный сценарий развития АПК и сельских территорий России в условиях экономической нестабильности. Наука и образование: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». — 2015. 377-403 с.

9. Семин А.Н. Основы стратегического планирования в сельском хозяйстве. — Екатеринбург: УрГСХА, 2011. — 272 с.

10. Решения 27 Съезда АККОР «О корректировке Позиции АККОР по актуальным вопросам аграрной политики и развитию семейных фермерских хозяйств на 2016 год» [Электронный ресурс]. URL: http://www.akkor.ru/sites/default/files/o_korrektirovke_ pozicii_akkor.pdf.

11. Союз сибирских маслодельных артелей (Курган, 1907 г.) [Электронный ресурс]. 2015. [Электронный ресурс]. URL: — http:// www.tartaria.ru/0bshestvo/Ekonomiks/Kooperativ/0peracia%20 Kooperacia.aspx.

12. Карпов В.К. Автодорога. Патент на полезную модель. № 61297 от 09/2006 г.

Bibliographical list

1. Programma Sverdlovskoj oblasti «Razvitie agropromyshlennogo kom-pleksa i potrebitel>skogo rynka Sverdlovskoj oblasti do 2020g» ot 23 oktjabrja 2013 goda # 1285-PP — [Jelektronnyj resurs]. URL:[file:///C:/ Users/876/Downloads/PP_S0_231013_N1285_v_red._PP_S0_290715_ N681.pdf]

2. Sarajkin V.A. Malyj biznes v sel'skom hozjajstve Rossii, ego rol' i pers-pektivy razvitija. — Avtoreferat dokt. diss. M.: — 2013. 37 s.

3. Chernjakov B. A. Konkurentosposobnost' agrarnogo sektora SShA: pole-znyj opyt dlja Rossii // Agrarnyj vesnik Urala. — 2009. — № 6. — str. 6-12.

4. Sobjanin S.S. 15 mln. lishnih rossijan. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.gazeta.ru/social/2017/11/26/11007992.shtml

5. Sidorovnin G.P.P.A. Stolypin. Zhizn' za Otechestvo. Zhizneopisanie (1862-1911). Izd. 4-e, dop. M.: Obshhestvo sohranenija literaturnogo nasledija, 2014. 640 s.

6. Bashmachnikov V.F. Osobennosti razvitija fermerskogo dvizheni-ja v Zapadnoj Evrope // Agroprodovol'stvennaja politika Rossii. — 2012. — № 6. — S. 76-80. 528 s.

7. Sovremennyj strategicheskij analiz: uchebnoe posobie / E.Ju. Kuzne-cova [i dr.]; pod obshhej red. prof., d-ra jekon. nauk E.Ju. Kuznecova — Ekaterinburg: Izd-vo Ural. Un-ta — 2016 — 131 s.

8. Karpov V.K. Innovacionnyj scenarij razvitija APK i sel>skih ter-ritorij Rossii v uslovijah jekonomicheskoj nestabil>nosti. Nauka i obrazovanie: sovremennye trendy: kollektivnaja monografija / gl. red. O.N. Shirokov. — Cheboksary: CNS «Interaktiv pljus». — 2015. 377-403 s.

9. Sjomin A.N. Osnovy strategicheskogo planirovanija v sel'skom hozja-jstve. — Ekaterinburg: UrGSHA, 2011. — 272 s.

10. Reshenija 27 S"ezda AKKOR «O korrektirovke Pozicii AKKOR po ak-tual'nym voprosam agrarnoj politiki i razvitiju semejnyh fermerskih hozjajstv na 2016 god» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.akkor. ru/sites/default/files/o_korrektirovke_pozicii_akkor.pdf.

11. Sojuz sibirskih maslodel'nyh artelej (Kurgan, 1907g.) [Jelektronnyj resurs]. 2015. [Jelektronnyj resurs]. URL: — http://www.tartaria.ru/ Obshestvo/Ekonomiks/Kooperativ/Operacia%20Kooperacia.aspx.

12. Karpov V.K. Avtodoroga. Patent na poleznuju model'. № 61297 ot 09/2006g.

Контактная информация:

Уральский Государственный Горный Университет.

620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30.

Тел.: 8-912-254-38-85

E-mail: stein.96@mail.ru

268

Contact links:

Ural State Mining University. 620144, Ekaterinburg, Kuibysheva Str., 30. Tel. 8-912-254-38-85 E-mail: stein.96@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.