Научная статья на тему 'АГРЕССИЯ, САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЛИЗНЕЦОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ'

АГРЕССИЯ, САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЛИЗНЕЦОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛО-БОЛГАРСКИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ТЕРМИНОЕДИНИЦЫ / ДЕНТАЛЬНАЯ И ЧЕРЕПНО-ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Анна Сергеевна, Прайзендорф Екатерина Сергеевна

В статье представлены результаты теоретического осмысления и эмпирического исследования роли близнецовой ситуации в психологическом здоровье близнецовдошкольного возраста. Психологическое здоровье связано с гармоничным развитием личности, которое затруднено в рамках близнецовой ситуации ввиду частого соперничествамежду близнецами. Целью научной работы стало выявление взаимосвязей между уровнемсамооценки, уровнем притязаний и агрессией в контексте психологического здоровья близнецов дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 50 пар близнецов. В качестве диагностического инструментария для реализации цели исследования использован комплекскачественных и количественных методов оценки, среди которых наблюдение за игровой деятельностью, оценка уровня притязаний, применение методики «Какой Я» О.С. Богдановой.Для математико-статистической обработки данных использованы: однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ Спирмена. В результате проведенного исследованиядоказано, что вследствие особой социальной ситуации развития, связанной с уникальнымивнутрипарными взаимодействиями, близнецы дошкольного возраста часто имеют отношения соперничества, в которых проявляется агрессивное поведение. Выявлены различия уровня притязаний и самооценки у близнецов с низким, средним и высоким уровнем проявления агрессии. Доказано, что агрессивное поведение близнецов дошкольного возрастасвязано с высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой дошкольников. Низкая самооценка повышает вероятность агрессивного поведения близнецов-дошкольников. Вследствиевысокого уровня притязаний близнецы часто имеют низкие результаты собственной деятельности, что приводит к появлению агрессивных форм поведения. Авторы подчеркивают, чтопсихологическое здоровье близнецов дошкольного возраста должно находиться в областипристального внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений ввиду их особой социальной ситуации развития, создающей условия для соперничества. ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмина Анна Сергеевна, Прайзендорф Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSION, SELF-ESTEEM AND LEVEL OF ASPIRATIONS IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF PRESCHOOL TWINS

The article presents the results of theoretical understanding and empirical researchof the role of the twin situation in the psychological health of preschool twins. Psychological healthis associated with the harmonious development of the personality, which is difficult in the twinsituation due to the frequent rivalry between twins. The aim of the scientific work was to identifythe relationship between the level of self-esteem, the level of claims and aggression in the contextof the psychological health of preschool twins. The study involved 50 pairs of preschool twins.A complex of qualitative and quantitative assessment methods was used as a diagnostic tool for theimplementation of the research goal, including observation of play activities, assessment of the levelof aspirations, the use of the “What I am” methodology. Bogdanova. For mathematical and statisticaldata processing, we used: one-way analysis of variance, Spearman’s correlation analysis. As a resultof the study, it was proved that as a result of a special social developmental situation associated with unique intra-pair interactions, preschool twins often have a competitive relationship in whichaggressive behavior is manifested. Differences in the level of claims and self-esteem in twins in low,medium and high levels of aggression were revealed. It has been proven that aggressive behaviorof preschool twins is associated with a high level of claims and low self-esteem of preschoolers. Lowself-esteem increases the likelihood of aggressive behavior in preschool twins. As a result of the highlevel of aspiration, twins often have low results in their own activities, which leads to the appearanceof aggressive forms of behavior. The authors emphasize that the psychological health of preschooltwins should be in the area of close attention of teachers of preschool educational institutions in viewof their special social developmental situation, which creates conditions for competition.

Текст научной работы на тему «АГРЕССИЯ, САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЛИЗНЕЦОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ»

Раздел 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 159.99

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh (2021)1.01

АГРЕССИЯ, САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЛИЗНЕЦОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ

Кузьмина Анна Сергеевна ABCD

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). E-mail: annakuz87@yandex.ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0001-5864-7120.

Прайзендорф Екатерина Сергеевна ABCD

Старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). E-mail: catherinears@list.ru;ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9014-8927.

AGGRESSION, SELF-ESTEEM AND LEVEL OF ASPIRATIONS IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF PRESCHOOL TWINS

Kuzmina Anna Sergeevna ABCD

Candidate of Science (Psychology), Senior Lecturer of the Department of Clinical Psychology,

Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail: annakuz87@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-

0001-5864-7120.

Praizendorf Ekaterina Sergeevna ABCD

Senior Lecturer of the Department of General and Applied Psychology, Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail: catherinears@list.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9014-8927.

Следует цитировать / Citation:

Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С. Агрессия, самооценка и уровень притязаний в контексте психологического здоровья близнецов-дошкольников // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2021. — 21 (1). — С. 4-12. URL: http://journal.asu.ru/index. php/zosh. D01:https://doi.org/10.14258/zosh(2021)1.01.

Kuzmina A.S., Praizendorf E.S. (2021). Aggression, self-esteem and level of aspirations in the context of psychological health of preschool twins. Health, Physical Culture and Sports, 21 (1), рр. 4-12 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2021)1.01.

Поступило в редакцию / Submitted 16.10.2020

Принято к публикации / Accepted 08.12.2020

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического осмысления и эмпирического исследования роли близнецовой ситуации в психологическом здоровье близнецов дошкольного возраста. Психологическое здоровье связано с гармоничным развитием личности, которое затруднено в рамках близнецовой ситуации ввиду частого соперничества между близнецами. Целью научной работы стало выявление взаимосвязей между уровнем самооценки, уровнем притязаний и агрессией в контексте психологического здоровья близнецов дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 50 пар близнецов. В качестве диагностического инструментария для реализации цели исследования использован комплекс качественных и количественных методов оценки, среди которых наблюдение за игровой деятельностью, оценка уровня притязаний, применение методики «Какой Я» О.С. Богдановой. Для математико-статистической обработки данных использованы: однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ Спирмена. В результате проведенного исследования доказано, что вследствие особой социальной ситуации развития, связанной с уникальными внутрипарными взаимодействиями, близнецы дошкольного возраста часто имеют отношения соперничества, в которых проявляется агрессивное поведение. Выявлены различия уровня притязаний и самооценки у близнецов с низким, средним и высоким уровнем проявления агрессии. Доказано, что агрессивное поведение близнецов дошкольного возраста связано с высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой дошкольников. Низкая самооценка повышает вероятность агрессивного поведения близнецов-дошкольников. Вследствие высокого уровня притязаний близнецы часто имеют низкие результаты собственной деятельности, что приводит к появлению агрессивных форм поведения. Авторы подчеркивают, что психологическое здоровье близнецов дошкольного возраста должно находиться в области пристального внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений ввиду их особой социальной ситуации развития, создающей условия для соперничества.

Ключевые слова: близнецы, самооценка, дошкольники, психологическое здоровье, агрессия.

Аbstract. The article presents the results of theoretical understanding and empirical research of the role of the twin situation in the psychological health of preschool twins. Psychological health is associated with the harmonious development of the personality, which is difficult in the twin situation due to the frequent rivalry between twins. The aim of the scientific work was to identify the relationship between the level of self-esteem, the level of claims and aggression in the context of the psychological health of preschool twins. The study involved 50 pairs of preschool twins. A complex of qualitative and quantitative assessment methods was used as a diagnostic tool for the implementation of the research goal, including observation of play activities, assessment of the level of aspirations, the use of the "What I am" methodology. Bogdanova. For mathematical and statistical data processing, we used: one-way analysis of variance, Spearman's correlation analysis. As a result of the study, it was proved that as a result of a special social developmental situation associated

with unique intra-pair interactions, preschool twins often have a competitive relationship in which aggressive behavior is manifested. Differences in the level of claims and self-esteem in twins in low, medium and high levels of aggression were revealed. It has been proven that aggressive behavior of preschool twins is associated with a high level of claims and low self-esteem of preschoolers. Low self-esteem increases the likelihood of aggressive behavior in preschool twins. As a result of the high level of aspiration, twins often have low results in their own activities, which leads to the appearance of aggressive forms of behavior. The authors emphasize that the psychological health of preschool twins should be in the area of close attention of teachers of preschool educational institutions in view of their special social developmental situation, which creates conditions for competition.

Keywords: twins, self-esteem, preschoolers, psychological health, aggression.

Введение. В настоящее время в отечественной психологии заметно вырос интерес к проблемам детства, в частности, к вопросам развития и образования близнецов-дошкольников, имеющим существенное значение для разработки теоретических и научно-практических основ становления личности и сохранения психологического здоровья близнецов в раннем онтогенезе. Близнецовая ситуация как особая социальная ситуация развития накладывает серьезный отпечаток на развитие самосознания и других психологических конструктов ребенка.

В дошкольном возрасте закладываются основы тех личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем определяют развитие и адаптацию личности на дальнейших этапах жизни человека. Также известно, что психологической основой развития личности, способной найти свое место в мире, является адекватная самооценка. Самооценка выступает важнейшим личностным образованием, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности личности. Она начинает формироваться в раннем возрасте. Особое значение для процесса формирования самооценки близнецов имеет период дошкольного возраста. Именно на этом возрастном этапе появляются психические новообразования, расширяются виды деятельности и социальные контакты, которые создают условия для того, чтобы самооценка в будущем стала дифференцированной, адекватной, обобщённой и самостоятельной.

Фундаментальные проблемы формирования самооценки личности исследовались в работах отечественных психологов и педагогов и позволили выявить некоторые особенности

самооценки детей школьного возраста и педагогические основы её формирования. Причём психологи выделяют дошкольный возраст как важный этап личностного развития и формирования самооценки как дифференцированного, внеситуативного и вместе с тем устойчивого отношения ребёнка к себе (Мухина, 1975; Смирнова,1996; Соколова, 1989).

Также имеются исследования, посвященные проблеме формирования самооценки детей, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности (Божович, 2001; Морозова, 2009).

Ввиду высокого уровня рождаемости близнецов особенно актуальным является изучение агрессивных проявлений в близнецовой паре. Близнецовая ситуация способствует различным особенностям и трудностям взаимодействия членов пары. Так, существование и развитие близнецов зачастую происходит в состоянии соперничества. Элемент соперничества между близнецами исключить достаточно сложно, а в случае неконструктивного сопровождения этих процессов взрослыми детское соперничество может принять различные формы агрессии (Карабанова, 2007).

Кроме того, важно изучение уровня притязаний близнецов-дошкольников как индикатора самоутверждения личности ребенка. Самоутверждение как процесс обретения своего статуса в системе социальных отношений представляет собой важный аспект личностного саморазвития, определяющий взаимодействие близнецов друг с другом и с социумом (Смирнова, 2003; Эльконин, 2007).

При этом в подавляющем числе работ, посвященных изучению личности детей, прослежи-

вается тенденция исследования отдельных личностных свойств без учета тех внутренних связей, которые имеют место между ними. Это делает особенно актуальной задачу комплексного инте-гративного личностного исследования близнецов дошкольного возраста. Деление личности на части без дальнейшего целостного рассмотрения лишено научного и практического смысла, так как личность близнецов-дошкольников всегда функционирует как единая система; как с единой системой с ней необходимо иметь дело на практике родителям, педагогам, психологам.

Еще Л.С. Выготский отмечал, что одним из основных направлений по совершенствованию научных представлений о развитии ребенка является динамическое объединение психических функций, вскрытие целостности личности ребенка, выяснение сложных структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности. На его взгляд, развитие ребенка представляет собой единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс (Выготский, 1982).

Однако приходится констатировать, что ни в отечественной, ни в зарубежной психологии нам не встретилось ни одного исследования, в котором бы изучались особенности взаимосвязи агрессивного поведения, самооценки и притязаний применительно к близнецам старшего дошкольного возраста. Кроме того, на восприятие себя и другого, личностную самооценку и притязания, способ эмоционального выражения Я, понимание смысла своего личностного бытия существенное влияние оказывает социальная ситуация развития.

Сохранение психологического здоровья близнецов-дошкольников является важной задачей современной педагогической психологии. Психологическое здоровье связано с гармоничным развитием личности, которое затруднено в рамках близнецовой ситуации в виду частого соперничества между близнецами. Анализ научной литературы по проблеме сохранения психологического здоровья дошкольников показывает, что в психолого-педагогических исследованиях изучаются категориальный статус понятия «психологическое здоровье ребенка», выделяются сущностные, структурные и функциональные характери-

стики данного понятия (Братусь, 1988); специфика сохранения психологического здоровья в дошкольном и младшем школьном возрасте и средства его укрепления (Дубровина, 2015); роль семьи в сохранении и укреплении психологического здоровья ребенка (Смирнова, 2003; Торохтий, 2006); содержание психолого-педагогической помощи родителям детей с низким уровнем психологического здоровья (Захаров, 1997); методы коррекции нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников (Хухлаева, 2001).

В контексте изучения психологического здоровья дети являются приоритетной социальной группой, так как сегодняшний уровень их здоровья определяет здоровье всей нации. Осознание и понимание данной закономерности позволяет сделать вывод о необходимости специального экспериментального исследования, где важнейшие личностные проявления близнецов дошкольного возраста, такие как самооценка, притязания и агрессия, изучались бы во взаимосвязи, так как это может иметь существенное значение в плане более глубокого понимания природы социальной активности близнецов дошкольного возраста, их индивидуальности, а также позволяет проследить специфику становления личностной активности в раннем онтогенезе, выявить факторы, влияющие на сохранение психологического здоровья детей.

Цель работы: выявление взаимосвязей между уровнем самооценки, уровнем притязаний и агрессией в контексте психологического здоровья близнецов дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие 50 пар близнецов дошкольного возраста, средний возраст испытуемых на момент участия в исследовании составил 6 лет и 3 месяца. Дошкольники участвовали в исследовании с согласия родителей на базе дошкольных образовательных учреждений.

Методы исследования. В качестве диагностического инструментария для реализации цели исследования использован комплекс качественных и количественных методов оценки, который позволил оценить психологическое здоровье близнецов дошкольного возраста. Среди них наблюдение за игровой деятельностью дошкольников, в результате которого были выявлены маркеры агрессивного поведе-

ния, включающие в себя ориентацию на соперничество, протесты в поведении, физическую агрессию, вербальную агрессию.

Обследование самооценки дошкольников проводилось с помощью методики «Какой Я» О.С. Богдановой. Методика представляет собой интервью, в ходе которого экспериментатор предлагает ребенку оценить себя по 10 положительным качествам, отвечая на вопрос «Какой я?».

Изучение уровня притязаний детей дошкольного возраста проводилось в игровой деятельности в группах по 4 ребенка. Экспериментатор предъявляет ребенку образцы узоров со словами: «Мы будем рисовать. У меня три вида заданий, легкое, средней сложности и трудной. Если вы выберите трудное задание и справитесь с ним, то получите 5 баллов, если выберете средней сложности — 4 балла, если легкое — 2 балла. Если вы выберете задание и не справитесь, то получите только один балл. Ваша задача — набрать побольше баллов. А теперь скажите, кто какое задание выбирает».

Для математико-статистической обработки данных использованы: однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ Спирмена. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 23.00.

Результаты и их обсуждение

На первом этапе исследования были проанализированы качественные результаты наблюдения за игровой деятельностью близнецов в группе детского сада. Близнецы часто играют вместе. Совместная деятельность близнецов может носить различный характер, имея

преимущественно стратегию сотрудничества или соперничества. Сотрудничество внутри пары близнецов часто оказывается связано с их замыканием друг на друге, в этом случае они никого не принимают в свою игру, играя только вдвоем. Противоположной стратегией внутрипарного взаимодействия близнецов является стратегия соперничества. Соперничество предполагает конфликтный характер общения близнецов, выделение в паре доминирующего и ведомого. Близнец, занимающий в паре доминирующую позицию, часто делает второму близнецу замечания, критикует его, давая оценки его действиям. Второй близнец при этом пытается отстаивать свои права, что приводит к появлению агрессии во взаимоотношениях.

В результате наблюдения близнецы были разделены на три группы:

Первая группа — близнецы-дошкольники, имеющие низкий уровень проявления агрессивного поведения. В поведении таких дошкольников агрессия носит единичный характер или не проявляется вовсе;

Вторая группа — близнецы-дошкольники, имеющие средний уровень агрессии. В поведении таких дошкольников агрессия проявляется в значимых ситуация и носит инструментальный характер.

Третья группа — близнецы-дошкольники, имеющие высокий уровень агрессии. В поведении таких дошкольников агрессия проявляется часто и имеет различные формы выражения.

Представим в виде диаграммы общую характеристику выборки (рис. 1).

Рис. 1. Проявление агрессии в поведении близнецов-дошкольников

Анализ рисунка 1 показал, что 36% дошкольников имеют низкий уровень агрессии, 45% проявляют агрессию в значимых ситуациях в инструментальных целях, 19% имеют высокий уровень агрессии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что близнецы дошкольного возраста достаточно часто проявляют агрессивное поведение.

Понимание причин агрессивного поведения связано, на наш взгляд, с особенностями самооценки и уровня притязаний близнецов

дошкольного возраста. Для проверки гипотезы применим однофакторный дисперсионный анализ для выявления особенностей самооценки и уровня притязаний у близнецов с различным уровнем агрессии в поведении.

В результате применения однофакторно-го ANOVA выявлены достоверные различия по показателю самооценки по методике «Какой Я» О.С. Богдановой (F = 4,16 при p<0,01) в трех группах испытуемых (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ показателя самооценки в трех группах испытуемых по методике «Какой Я» О.С. Богдановой

В результате множественных попарных сравнений с использованием критерия Шеф-фе (табл. 1) установлено, что между группой

близнецов-дошкольников с высоким и низким уровнем агрессии существуют достоверные различия (р<0,05).

Таблица 1

Результаты применения критерия Шеффе по показателю самооценки «Какой Я»

О.С. Богдановой

Группа Критерий Шеффе Р

С низким уровнем агрессии Высоким уровнем агрессии 0,86 0,05

Для близнецов дошкольного возраста с высоким уровнем агрессии характерна заниженная самооценка. Они затрудняются при выделении у себя положительных качеств личности. В беседе по методике «Какой Я» О.С. Богдановой они относятся к себе достаточно критично, часто просто мотают головой, отмечая, что таких качеств у них

нет. Реже всего близнецы с высоким уровнем агрессии выделяют такие качества, как послушный, аккуратный.

В результате применения однофактор-ного АКОУА выявлены достоверные различия по показателю уровня притязаний (Б=2,89 при р<0,05) в трех группах испытуемых (см. рис. 3).

Рис. 3. Сравнительный анализ показателя уровня притязаний в трех группах испытуемых

В результате множественных попарных сравнений с использованием критерия Шеф-фе (табл. 2) установлено, что между группой

близнецов дошкольников с высоким и низким уровнем агрессии существуют достоверные различия (р<0,05).

Таблица 2

Результаты применения критерия Шеффе по показателю уровня притязаний

Группа Критерий Шеффе p

С низким уровнем агрессии Высоким уровнем агрессии 0,83 0,05

Близнецы дошкольного возраста с высоким уровнем агрессии часто имеют завышенный уровень притязаний, они склонны выбирать более трудные задания. Высокий уровень притязаний, связанный с недостаточно точной оценкой собственных действий, плохим прогнозом успешности деятельности, часто бывает причиной негативных эмоциональных переживаний. Неуспешность в деятельности вследствие завышенного уровня притязаний приводит к агрессивным формам поведения дошкольников.

Для выявления взаимосвязей между самооценкой и уровнем притязаний применен корреляционный анализ Спирмена, в результате которого получена достоверная отрицательная корреляционная взаимосвязь показателя самооценки и уровня притязаний (г = -0.68; р=0.03).

Высокий уровень притязаний взаимосвязан с низким показателем самооценки. Близнецы дошкольного возраста, имеющие вы-

сокий уровень притязаний, ставящие перед собой трудные задачи, часто имеют низкие результаты в деятельности, что связано со снижением их самооценки.

Выводы. Полученные результаты позволили сформулировать ряд положений, которые стали выводами настоящей работы:

1. Вследствие особой социальной ситуации развития, связанной с уникальными вну-трипарными взаимодействиями, близнецы дошкольного возраста часто имеют отношения соперничества, в которых проявляется агрессивное поведение.

2. Агрессивное поведение близнецов дошкольного возраста связано с высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой дошкольников. Низкая самооценка повышает вероятность агрессивного поведения близнецов-дошкольников. Вследствие высокого уровня притязаний близнецы часто имеют

низкие результаты собственной деятельности, что приводит к появлению агрессивных форм поведения. Высокий уровень притязаний близнецов может быть также связан с постоянным характером соперничества внутри пары. Выбирая более трудные задания, близнецы стараются обойти друг друга, получив внимание родителей и окружающих. Для близнецов часто характерно стремление быть лучше своего близнеца, в процессе игры они часто интересуются успехами друг друга, сравнивая результаты деятельности.

3. Высокий уровень притязаний близнецов дошкольного возраста связан со снижением показателя самооценки. Низкая эффективность деятельности вследствие высокого уровня притязаний близнецов-дошкольников снижает показатель самооценки.

4. Взаимосвязь таких показателей, как агрессия, уровень притязаний и самооценка в дошкольном возрасте определяет психологическое здоровье дошкольника. Понятие

«психологическое здоровье» ориентирует на создание гармоничных условий для развития личностной индивидуальности ребенка.

Психологическое здоровье близнецов дошкольного возраста должно находиться в области пристального внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений ввиду их особой социальной ситуации развития, создающей условия для соперничества.

Полученные результаты свидетельствуют о важности формирования адекватного уровня притязаний и положительной самооценки у близнецов дошкольного возраста в целях снижения вероятности агрессивного поведения и укрепления психологического здоровья.

Результаты исследования могут быть полезны педагогам-психологам образовательных учреждений в целях психолого-педагогического сопровождения близнецов дошкольного возраста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. / под ред. Д.И. Фельд-штейна. 3-е изд. М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2001. 349 с.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 301 с.

Выготский Л. С. Проблема возраста // Психология. М. : ЭКСМО пресс, 2000. 1008 с.

Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырёва. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1982. 187 с.

Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч. : в 6 т. М., 1983. Т. 3. 369 с.

Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. №2. С. 67-95

Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб. : Питер, 1997. 116 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1984. 335 с.

Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 4. С. 40-47.

Морозова Т.Б. Особенности работы с детьми-близнецами // Народное образование. 2009. № 1. С. 10-18.

Мухина B.C. Психология дошкольника. М. : Апрель, 1975. 352 с.

Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 71-76.

Смирнова Е. О. Детская психология. М. : Владос, 2003. 368 с.

Смирнова Е. О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М. : Владос, 2005. 158 с.

Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1989. 215 с.

Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1983. 284 с.

Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. М.: МГПУУ 2006. 100 с.

Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Академия, 2007. 384 с.

Cassell S. Examining the twin bond: A look at the psychological development of twins and the differences in individuality and identity differentiation between fraternal and identical same-sex twins. Unpublished manuscript, Washington, DC: American University 2011. 18 p.

REFERENCES

Bozhovich L. I. (2001). Problemy formirovaniya lichnosti: Izbr. psihol. tr. / Pod red. D. I. Feldshtejna; Mosk. psihol.-soc. in-t. 3-e izd. M.: MPSI, 2001 (in Russian).

Bozhovich L. I. (1968). Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie, 1968 (in Russian).

Bratus' B.S. (1988) Anomalii lichnosti. M.: Mysl', 1988 (in Russian).

Vygotskij L. S. (2000). Problema vozrasta // Psihologiya. M.: EKSMO press, 2000 (in Russian).

Vygotskij L. S. (1982). Razvitie lichnosti i mirovozzrenie rebyonka // Psihologiya lichnosti / Pod red. YU. B. Gippenrejter, A. A. Puzyryova. M.: izd-vo Moskovskogo gos. Un-ta, 1982 (in Russian).

Vygotskij L. S. (1983). Problemy razvitiya psihiki // Sobr. soch. v 6-ti t. M., 1983. T. 3 (in Russian).

Dubrovina I. V. (2015) Psihologicheskoe zdorov'e lichnosti v kontekste vozrastnogo razvitiya // Razvitie lichnosti. 2015. №2. pp. 67-95 (in Russian).

Zaharov A.I. (1997) Preduprezhdenie otklonenij v povedenii rebenka. SPb. : Piter, 1997 (in Russian).

Kon I. S. (1984). V poiskah sebya: Lichnost' i ee samosoznanie. M.: Politizdat, 1984 (in Russian).

Karabanova O. A. (2007). Ponyatie «social'naya situaciya razvitiya» v sovremennoj psihologii // Metodologiya i istoriya psihologii. 2007. Tom 2. Vypusk 4. pp. 40-47 (in Russian).

Morozova T. B. (2009). Osobennosti raboty s det'mi bliznecami // Narodnoe obrazovanie. 2009. №1. pp. 10-18 (in Russian).

Muhina B. C. (1975). Psihologiya doshkol'nika. M. : Aprel', 1975 (in Russian).

Smirnova E. O. (1996). Problema obshcheniya rebenka i vzroslogo v rabotah L. S. Vygotskogo i M. I. Lisinoj // Voprosy psihologii. 1996. №6. pp. 71-76 (in Russian).

Smirnova E. O. (2003). Detskaya psihologiya. M. : Vlados (in Russian).

Smirnova E. O., Holmogorova V.M. (2005) Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol'nikov: diagnostika, problemy, korrekciya M. : Vlados, 2005 (in Russian).

Sokolova E.T. (1989). Samosoznanie i samoocenka pri anomaliyah lichnosti. M.: Izd-vo Moskovskogo gos. un-ta, 1989 (in Russian).

Stolin V. V. (1983). Samosoznanie lichnosti. M.: Izd-vo Moskovskogo gos. un-ta,1983 (in Russian).

Torohtij V.S. (2006) Metodika diagnostiki psihologicheskogo zdorov'ya sem'i. M.: MGPU, 2006. 100 s. (in Russian).

El'konin D. B. (2007). Detskaya psihologiya. M. : Akademiya, 2007 (in Russian).

Cassell S. (2011). Examining the twin bond: A look at the psychological development of twins and the differences in individuality and identity differentiation between fraternal and identical same-sex twins. Unpublished manuscript, Washington, DC: American University. 18 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.