ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
Научная статья
DOI: 10.24412/2541-8734-2024-3-18-28 УДК 159.9.075
АГРЕССИЯ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕВЕНЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Виктор Михайлович Смирнов4, Арсентий Юрьевич Бабичев2*
1 Гжельский государственный университет, Московская обл., Раменский р-он., п. Электроизолятор, Россия, [email protected]
2 Гжельский государственный университет, Московская обл., Раменский р-он., п. Электроизолятор, Россия, [email protected]
* Автор, ответственный за переписку
Аннотация:
Введение.В статье рассматривается скулшутинг как новая форма девиантного поведения с достаточно распространённой поведенческой особенностью -агрессией. Феномен скулшутинга изучался достаточно хорошо социологами, правоведами и педагогами. Исследователи изучали проблему скулшутинга в российской науке, делая акцент на особенности проявления агрессивности у подростков и возможности ее профилактики. Психологическая составляющая этих исследований носила прикладной характер.
Актуальность изучения скулшутинга как проблемы определяется свойством перерастать в криминальное явление, связанное с терроризмом. Важнейшей задачей является построение модели выявления потенциального скулшутера. Решение этой задачи позволит определить своевременную диагностику склонности обучающихся к девиантному поведению, разработать программу профилактики и, тем самым, устранить причину нападения на образовательные организации.
Научная новизна заключается в смещении вектора исследования в направлении определения предпосылок агрессивного поведения подростков и реализации психолого-педагогических условий превенции девиантного поведения в форме скулшутинга.
© В.М. Смирнов, А.Ю. Бабичев, 2024
В исследовании применялись методы:
Анализ, синтез, обобщение содержания психологической, научной, методической литературы по проблеме исследования; анкетирование; тестирование; математико-статистические методы обработки полученных данных. Основной конкретный научный метод исследования - анкетирование на начальной и заключительной стадиях эксперимента.
Для исследования выбрана методика Давыдова, которая выявляет склонность подростков к экстремистскому поведению, проведён сравнительный анализ обобщённых результатов, уточнены личностные особенности предрасположенности к экстремизму. В работе приводятся результаты исследования в образовательной организации по выявлению предпосылок агрессии подростков, и её дальнейшей профилактике. Показана эффективность профилактики агрессии при выявлении и реализации психолого-педагогического условия - раннее выявление факторов, которые приводят к антисоциальному поведению. Контрольный психолого-педагогический эксперимент доказал возможность снижения агрессивности как базы девиантного поведения, являющегося предпосылкой формирования делинквентного поведения подростков.
Ключевые слова: учащиеся, педагоги, жестокое обращение, девиантное поведение, скулшутинг, профилактика, психолого-педагогические условия профилактики, эффективность профилактики.
Для цитирования: Смирнов В.М., Бабичев А.Ю. Агрессия как фактор реализации психолого-педагогических условий превенции девиантного поведения подростков // Гуманизация образования. 2024. № 3. С. 18-28. DOI:https://doi. org/10.24412/2541-8734-2024-3-18-28
Original article
AGGRESSION AS IMPLEMENTATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS
Viktor M. Smirnov1, Arsentiy Yu. Babichev2*
1 Gzhel State University, Moscow Region, Ramensky District, Elektroizolyator settlement, Russia, [email protected]
2 Gzhel State University, Moscow Region, Ramensky District, Elektroizolyator settlement, Russia, [email protected]
* Corresponding author
Abstract:
The article examines school shooting as a new form of deviant behavior with a fairly common behavioral feature - aggression. The phenomenon of school shooting has been studied quite well by sociologists, legal scholars and educators. Researchers studied the problem of school shooting in Russian science, focusing on the peculiarities
of aggressiveness in adolescents and the possibility of its prevention. The psychological component of these studies was of an applied nature.
The relevance of studying school shooting as a problem is determined by its ability to develop into a criminal phenomenon associated with terrorism. The most important task is to build a model for identifying a potential school shooter. Solving this problem will make it possible to determine timely diagnosis of students' tendency to deviant behavior, develop a prevention program and, thereby, eliminate the cause of attacks on educational organizations.
The scientific novelty lies in the shift in the research vector towards determining the prerequisites for aggressive behavior of adolescents and the implementation of psychological and pedagogical conditions for the prevention of deviant behavior in the form of school shooting. The following methods were used in the study: analysis, synthesis and generalization of data from psychological, scientific, methodological literature on the research problem; survey; testing; mathematical and statistical methods for processing the obtained data. The main specific scientific method of research is questioning at the initial and final stages of the experiment.
For the study, Davydov's methodology was chosen, which reveals the tendency of adolescents to extremist behavior, a comparative analysis of the generalized results was carried out, and the personal characteristics of a predisposition to extremism were clarified. The paper presents the results of a study in an educational organization to identify the preconditions for adolescent aggression and its further prevention.
The effectiveness of preventing aggression in identifying and implementing psychological and pedagogical conditions has been shown - early identification of factors that lead to antisocial behavior. A control psychological and pedagogical experiment proved the possibility of reducing aggressiveness as a basis for deviant behavior, which is a prerequisite for the formation of delinquent behavior in adolescents.
Key words: students, teachers, abuse, deviant behavior, school shooting, prevention, psychological and pedagogical conditions for prevention, effectiveness of prevention.
For citation: Smirnov V.M., Babichev A.Yu. Aggression as implementation of psychological and pedagogical conditions for prevention of deviant behavior in adolescents // Humanization of Education. 2024; 3: 18-28 (In Russ.). https://doi. org/lDOI: 10.24412/2541-8734-2024-3-18-28
Введение
В обществе в последние годы резко вырос уровень агрессии. Уже в школе насилие проявляется во всём многообразии: жестокость во взаимоотношениях между школьниками, агрессивное отношение к учителям и техническому персоналу, взаимное оскорбление, порча школьного имущества [11].
Общество становится агрессивным как из-за недостаточного уровня школьного воспитания, так и из-за инертности родителей, которые в основном заняты вопросами жизнеобеспечения, а не воспитания. Долю негатива добавля-
ет сетевое насилие с использованием электронных средств коммуникации.
Одной из крайней формы проявлений агрессии является скулшутинг[8]. Это новая форма поведения , несоответствующая общепринятым нормам морали, в основе которой заложена агрессия. Итак, скулшутинг - новая форма де-виантного поведения с достаточно распространённой поведенческой особенностью - агрессией [11].
Феномен скулшутинга изучался достаточно хорошо социологами, правоведами и педагогами. Исследователи, изучая проблему скулшутинга в российской науке, делали акцент на особенности проявления агрессивности у подростков и возможности ее профилактики. Психологическая составляющая этих исследований носила прикладной характер. В психологии анализ феномена скулшутинг обосновывает поведение стрелков как проявление крайней формы девиации [12].
Актуальность изучения скулшутинга как проблемы определяется свойством перерастать в криминальное явление, связанное с терроризмом. Поэтому важно акцентирование психолого-педагогических аспектов исследования агрессии в среде молодежи [3;5]. Важнейшей задачей является построение модели выявления потенциального скулшутера. Решение этой задачи позволит определить своевременную диагностику склонности обучающихся к девиантному поведению и разработать программу профилактики для устранения причины нападения на образовательные организации [10]. Для проведения исследования по указанной теме в соответствии с курсом «Методики и методологии научного исследования выбран методологический аппарат:
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий, способствующих эффективной профилактике девиантного поведения подростков в образовательной организации
Объект исследования - профилактика девиантного поведения подрост-
Предмет исследования - психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков.
Обзор литературы
За рубежом феномен скулшутинга изучали Лэгман П.(2008), Ньюман К. (2019), в России проблема скулшутинга анализировалась в работах Гриненко У Б. с точки зрения накопленного в зарубежной и отечественной литературе опыта осмысления вооруженного насилия в образовательной организации. Психологическое теоретико-аналитическое исследование направлено на пояснение и оценку моделей вооруженного насилия в образовательной организации. Давыдов Д. Г. обосновывает проектирование профилактики экстремистского поведения и оценку ее результатов . Хломов К. Д. исследует психологию школьного стрелка. Современные взгляды на проблему скулшутинга изложены Клейберг Ю. А.,(8), Леус Э.В.(9), Мальцевой, О. А(10), Плотниковым В. В. (11).
Многообразие теоретических подходов и наличие региональных особенностей исследования скулшутинга создают определённые трудности. Следует отметить, что всестороннего подхода к исследованию нет. Основные исследования
проводились социологами, поэтому выявление социальных причин скулшутинга и коррекция социальной среды стали главными первоочередными направлениями эффективной профилактики.
Психологический подход основан на исследовании индивидуальных психологических особенностей, обеспечивающих саморегуляцию, но ему отводится скромная роль обеспечения коррекции выявленного девиантного поведения.
Научная новизна заключается в смещении вектора исследования в направлении определения предпосылок агрессивного поведения и их своевременной коррекции.
Материалы и методы.
Для исследования использовались методы анализа, синтеза , обобщения содержания психологической, педагогической, научной, методической литературы по проблеме исследования; анкетирование; тестирование; математико-ста-тистические методы обработки полученных данных.
Исследование проводилось на базе образовательной организации с участием 51 учащегося: 34-из девятых классов, 17 - из восьмого класса.
Эмпирическое исследование проведено с целью изучения склонности подростков к экстремизму. Основной метод исследования - анкетирование на начальной и заключительной стадиях.
Основное психолого-педагогическое условие профилактики девиаций -раннее выявление факторов, которые приводят к антисоциальному поведению. Диагностика должна выявить, как личность удовлетворяет свои потребности в конкретной социальной ситуации. Склонность к агрессии выявляется субъективной интерпретацией предпочитаемых способов.
В основу выделения диагностических признаков склонности к экстремизму были положены представления современной науки о психологических особенностях подросткового возраста, способствующих проявлению экстремистского поведения.
Формирование криминогенной направленности личности возможно предупредить, если воздействовать своевременно и эфективно на психологические факторы, которые определяют склонность к проявлению девиантного поведения. [4].
Такие подходы как анкеты, карты наблюдений, беседы с родителями, анализ личных дел, классных журналов использовались для выявления девиантного поведении стали уже классикой. Однако они не идеальны, так как все процедуры длительны по времени и требуют вовлечения многих людей, порой вовсе не компетентных и в вопросах профилактики, и в оценке. Нужна более простая процедура сбора первичной информации в проведении мониторинга и массовых обследований.
Методическое руководство по применению теста склонности к девиант-ному поведению, разработанное Леус Э.В., этим требованиям соответствует. [9].
Эта методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению выявляет предрасположенность к девиациям в поведении подростков и содержит
семь шкал. Однако эта методика более предпочтительна для социологических исследований, чем психолого-педагогических.
Для изучения начального состояния эксперимента выбрана методика Давыдова Д.Г., которая представляет собой анкетный опрос с дальнейшей интерпретацией данных . Эта методика позволяет выявить тех, кто обладает повышенной склонностью к агрессивно-экстремистскому поведению, уточнить их личностные особенности предрасположенности к экстремизму для последующей коррекционной работы, оценить групповой уровень склонности к экстремизму в среде подростков, оценить эффективность профилактики экстремизма в среде подростков образовательной организации.
Исходя из принципов ситуационного подхода, можно утверждать, что результатом взаимодействия личности и ситуации является субъективная интерпретация. Важные различия особенностей восприятия и установки в отношении конкретной ситуации назвали диспозицией [6;7]. Диспозиции указывают на изменяемые качества личности, которые являются более прогностическими. Они отражают враждебные, относительно устойчивые, установки, направленные на определённые объекты. Психологические особенности подросткового возраста, с точки зрения современной науки, способствуют проявлению агрессивного поведения [7]. Основной диагностический инструментарий - анкетирование на начальной и заключительной стадиях с использованием понятия диспозиций (методика Давыдова Д. Г., Хломова К. Д.).
Опросник состоит из 11 шкал, которые в сумме указывают на предрасположенность к экстремистскому поведению. Всего в нём 66 вопросов о различных аспектах отношения к людям и социальным явлениям ,на которые надо дать ответ по пятибалльной шкале Лейкера. Ответы испытуемых интерпретируются согласно диагностическим критериям и шкалам диспозиций насильственного экстремизма. [4]
В методике указано 11 шкал:
1. Культ сил связан с восприятием насилия как предпочитаемого способа достижения своих целей и разрешения противоречий. Этой диспозиции свойственно выставление напоказ своей силы.
2. Допустимость агрессии предполагает не только осуществление насилия, но и личную готовность совершить её.
3. Интолерантность выражается неприятием инакомыслия и стремлением навязать всем свои взгляды любой ценой.
4. Конвенциальное принуждение - это тенденция находить тех, кто не уважает общие ценности, и наказать. Отличается завышенными требованиями к себе и другим, допускает введение цензуры.
5. Социальный пессимизм отличается негативизмом во всех проявлениях.
6. Мистичность. В основе этой диспозиции - уход от ответственности и потребность в защите от страха перед реальностью.
7. Деструктивность и цинизм проявляются в очернении проявлений друж-бы,любви.
8. Протестная активность-стремление к риску и героическим действиям.
9. Нормативный нигилизм -игнорирование законов и моральных норм
10. Антиинтрацепция выражается в неприятии субъективных проявлений.
11. Конформизм проявляется подверженностью влиянию группы совершить правонарушение. Основой является потребность в принадлежности к «своей» социальной группе.
Результаты исследования
В процессе исследования выявлена склонность подростков к экстремистскому поведению с результатами по всем 11 шкалам. Превышения показателей выявлены по трём: культ силы, допустимость агрессии и конвенциальное принуждение.
Анализ обобщённых результатов изучения склонности подростков к экстремистскому поведению показал в 9 классах на завышенном уровне показатели шкалы «Культ силы» (85%), на допустимом уровне показатели шкал «Конвенциональное принуждение» (75%) и «Допустимость агрессии» (75%). Показатели шкал «Протестная активность» - (54%) и «Конформизм» - (52%) .
Тем не менее, поскольку «Протестная активность» (54%) - это стремление к героическим действиям, к приключениям и преобразованиям, готовность к риску, а диспозиция «Конформизм» отражает подверженность давлению группы сверстников, слабость внутренних регуляторов поведения, готовность совершить правонарушение «за компанию», профилактика должна вестись и в этих направлениях.
В 8 классе самый высокий показатель по шкале «Конвенциональное принуждение» (75%), показатели шкалы «Культ силы» (70%) и «Допустимость агрессии» (67%). Самые низкие показатели по шкалам «Протестная активность»(55%) и «Нормативный нигилизм» (55%). В 9 классе 5 респондентов показали превышение показателя по 2 шкалам и 14 респондентов по одной. Это составило 15% и 41% общего числа испытуемых. Эти 19 респондентов составили 55% общего числа учащихся. В 8 классе 2 респондента имеют повышенные показатели по двум шкалам и 5 респондентов по одной. Соответственно, это составило 12% и 29% общего числа испытуемых. Эти 7 респондентов составили 42% общего числа учащихся 8 класса.
Из выявленных 26 респондентов ни один не имел превышения показателей одновременно по трём шкалам. Такая ситуация служит основанием сделать вывод об отсутствии группы риска в среде учащихся восьмого и девятых классов. Тем не менее, всем 26 учащимся показаны профилактические занятия по снижению выявленных показателей.
Согласно дисциплине «Психопрофилактики в деятельности педагога-психолога» профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательной организации должна быть первичной (раннее предупреждение), подразумевающей работу с условно «здоровой» массовой аудиторией, нацеленной на недопущение формирования убеждений и опыта девиантного поведения [10]. Базовые процессы первичной профилактики - это: диагностика, позволяющая
выделить группу, потенциально подверженную влиянию экстремистской идеологии; коррекционно-развивающая работа на основе моделирования искусственных ситуаций, приводящих к осмыслению вопросов, связанных с экстремизмом.
Коррекционно-развивающая работа на основе моделирования ситуаций для осмысления вопросов, связанных с экстремизмом, была проведена с 26 участниками контрольного эксперимента. Проведено 12 занятий в форме группового психологического тренинга с элементами резистентости, ассертивности, формирования жизненных навыков.
Мониторинг контрольного эксперимента показал, что существующие психические особенности и уровень развития соответствующих качеств изменились. Динамика по всем показателям имеет положительный характер. Эффективность профилактики экстремизма в контрольной группе 5,1%.
Заключение
Результаты контрольного психолого-педагогического эксперимента доказывают возможность снижения агрессивности как базы девиантного (отклоняющегося) поведения, являющегося предпосылкой формирования делинквентного (противоправного) поведения подростков. Эксперимент дал благоприятные результаты при реализации психолого-педагогических условий профилактики де-виантного поведения подростков с опорой на раннюю диагностику неспецифической склонности к экстремистскому поведению и своевременной коррекцией.
Литература
1. Алгоритм выявления среди учащихся сторонников идеологии насилия в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства [Электронный ресурс] : сайт. -URL: http://www.pl9.rU/images/doc/Kkotip/Documents/Meropr/PP/1.pdf (дата обращения: 15.05.2021). - Загл. с экрана. - Яз рус.
2. Ахмедшин Р.Л., Ахмедшина Н.В., Енгалычев В.Ф. Разработка и анализ модели агрессивного поведения и.р. галявиева Вестник Калужского университета, 2022 Серия «Психологические науки. Педагогические науки». Том 5. Выпуск 2
3. Бабичев, А. Ю. Скулшутинг: причины, профилактика / А. Ю. Бабичев // Актуальные проблемы безопасности детей и подростков : материалы Всероссийской научно-практической конференции 29 марта 2021 г., г. Балашов / под общ. ред. О. В. Бессчетновой, Л. В. Кашицыной. - Саратов : Саратовский источник, 2021. - С. 51.
4. Гриненко УБ. Диспозиции к экстремизму в подростковом возрасте // Международный опыт профилактики социальных рисков в сфере детства: политика, наука, практика. Сборник тезисов Конференции с международным участием. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. - 163 с. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/authors/8115 [Гриненко Ульяна Богдановна — Публикации]
5. Гриненко У Б. Проблема скулшутинга в образовательной среде // Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 80. С. 3. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2021v14n80/1952-grinenko80.html
6.Давыдов, Д. Г. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика [Электронный ресурс] / Д. Г. Давыдов, К. Д. Хломов // Национальный психологический журнал [Электронный ресурс].
- 2018. - № 4 (32). - С. 62-76. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-ubiystva-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-mehanizmy-prichiny-profilaktika/viewer (дата обращения: 09.04.2021). - Загл. с экрана. - Яз. рус.
7. Давыдов, Д.Г. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма / Д.Г. Давыдов, К.Д. Хломов // Психологическая диагностика. - 2017.
- №1. - С. 78-97
8. Клейберг Ю.А. Шуттинг как психолого-девиантологический феномен // Вестник экспериментального образования. - 2020. - № 1. - С. 42-49
9. Леус Э.В. , Соловьев А.Г. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению) СГМУ г. Архангельск) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2022.
- № 1;
10. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] : сайт. - URL: https://nsportal.ru/2011/09/ metodicheskoe-posobie-profilaktika-zhestokosti-i-agressivnosti-v-shkolnoy-srede-i-sposoby-ee (дата обращения: 05.10.2020). - Загл. с экрана. - Яз. рус.
11. Плотников, В. В. Дифференциация проявлений крайних форм агрессии в образовательной среде / В. В. Плотников, С. Ф. Самойлов // Общество и право. - 2021. - № 1(75). - С. 149-153.
12. Хломов, К. Д. Психология школьного стрелка [Электронный ресурс] / К. Д. Хломов // ПостНаука [Электронный ресурс]: сайт. - URL: https://postnauka. ru/faq/156576 (дата обращения: 30.03.2022). - Загл. с экрана. - Яз. рус.
References
1. Algoritm vyyavleniya sredi uchashchikhsya storonnikov ideologii nasiliya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Algorithm for identifying supporters of the ideology of violence in educational institutions among students]. Krasnoyarsk College of Industry Technologies and Entrepreneurship [Electronic resource]: website. URL: http://www.pl9.ru/images/doc/Kkotip/Documents/Meropr/PP/1.pdf (date of application: 05/15/2021). Cover from the screen. Yaz rus.
2. Akhmedshin, R.L., Akhmedshina, N.V., Engalychev, V.F.. Razrabotka i analiz modeli agressivnogo povedeniya I.R. Galyavieva [Development and analysis of a model of aggressive behavior by I.R. Galyaviev] Bulletin of Kaluga University, 2022. Series «Psychological sciences. Pedagogical sciences». Volume 5. Issue 2
3. Babichev, A. Yu. Skulshuting: prichiny, profilaktika [Schoolshooting: causes,
prevention]. Actual problems of safety of children and adolescents : materials of the All-Russian scientific and practical conference on March 29, 2021, Balashov / under the general editorship of O. V. Besschetnova, L. V. Kashitsyna. Saratov : Saratov source, 2021. p. 51.
4. Grinenko, U.B. Dispozitsii k ekstremizmu v podrostkovom vozraste [Dispositions to extremism in adolescence].International experience in the prevention of social risks in the field of childhood: politics, science, practice. Collection of abstracts of the Conference with international participation. Moscow: FGBOU V MGPPU, 2019. 163 p. Portal of psychological publications PsyJournals.ru https:// psyjournals.ru/authors/8115 [Grinenko Ulyana Bogdanovna — Publications]
5. Grinenko, U.B. Problema skulshutinga v obrazovatel'noy srede [The problem of schoolshooting in the educational environment]. Psychological research. 2021. Vol. 14, No. 80. p. 3. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n80/1952-grinenko80.html
6. Davydov, D. G. Massovye ubiystva v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: mekhanizmy, prichiny, profilaktika [Mass murders in educational institutions: mechanisms, causes, prevention]. D. G. Davydov, K. D. Khlomov. National Psychological Journal [Electronic resource]. 2018. № 4 (32). Pp. 62-76. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/massovye-ubiystva-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-mehanizmy-prichiny-profilaktika/viewer (date of application: 04/09/2021). Cover from the screen. Yaz. rus.
7. Davydov, D.G. Metodika diagnostiki dispozitsiy nasil'stvennogo ekstremizma [Methods of diagnosing dispositions of violent extremism]. D.G. Davydov, K.D. Khlomov. Psychological diagnostics. 2017. No.1. pp. 78-97.
8. Kleiberg, Yu.A. Metodika diagnostiki dispozitsiy nasil'stvennogo ekstremizma [Shutting as a psychological and deviantological phenomenon]. Bulletin of experimental education. 2020. No. 1. pp. 42-49.
9. Leus, E.V., Soloviev A.G.. Metodika diagnostiki deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh (test SDP - sklonnosti k deviantnomu povedeniyu ) SGMU g. Arkhangel'sk) [Methodology for diagnosing deviant behavior of minors (SDP test -propensity to deviant behavior) of the Arkhangelsk State Medical University)]. Bulletin on Pedagogy and psychology of Southern Siberia. 2022. № 1.
10. Maltseva, O.A. Profilaktika zhestokosti i agressivnosti v shkol'noy srede i sposoby ee preodoleniya [Prevention of cruelty and aggressiveness in the school environment and ways to overcome it]. Educational social network [Electronic resource]: website. URL: https://nsportal.ru/2011/09/metodicheskoe-posobie-profilaktika-zhestokosti-i-agressivnosti-v-shkolnoy-srede-i-sposoby-ee (date of application: 05.10.2020). Cover from the screen. Yaz. rus.
11. Plotnikov, V. V. Differentsiatsiya proyavleniy kraynikh form agressii v obrazovatel'noy srede [Differentiation of manifestations of extreme forms of aggression in the educational environment] . V. V. Plotnikov, S. F. Samoilov. Society and law. 2021. № 1(75). Pp. 149-153.
12. Khlomov, K. D. Psikhologiya shkol'nogo strelka [Psychology of a school
shooter]. K. D. Khlomov. PostNauka [Electronic resource]: website. URL: https:// postnauka.ru/faq/156576 (date of access: 30.03.2022). Cover from the screen. Yaz.
Информация об авторах
Смирнов Виктор Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, Гжельский государственный университет, Московская область, Раменский р-он, п. Электроизолятор, Российская Федерация, [email protected]
Бабичев Арсентий Юрьевич, магистрант Гжельского государственного университета, Московская область, Раменский р-он, п. Электроизолятор, Российская Федерация, [email protected]
Information about the authors
Smirnov Viktor Mikhailovich, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Gzhel State University, Moscow Region, Ramensky District, Elektroizolyator settlement, Russian Federation, [email protected]
Babichev Arsenty Yuryevich, Master's student, Gzhel State University, Moscow Region, Ramensky District, Elektroizolyator settlement, Russian Federation, [email protected]
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Information about competitive interests:
The authors declare that they have no conflict of interest
Статья поступила в редакцию: 1.07.2024, одобрена после рецензирования: 7.07.2024, принята к публикации: 18.07.2024
The article was submitted: 1.07.2024; approved after reviewing: 7.07.2024; accepted for publication: 18.07.2024