ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 37
Гагарина Е.Е.
студент кафедры специального и инклюзивного образования Карагандинский университет имени Е.А. Букетова (Казахстан, г. Караганда)
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особенности эмоционально- волевой сферы младших школьников с расстройством аутистического спектра. Причины и своеобразие агрессивного поведения младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова: агрессивное поведение, эмоционально-волевая сфера, аутизм, расстройство аутистического спектра, младший школьный возраст.
В Конвенции ООН о правах ребенка постулируется право каждого ребенка с инвалидностью на максимально достойную жизнь в обществе. Правительства должны устранить все препятствия, способные помешать детям с различными формами инвалидности стать независимыми и активно участвовать в жизни сообщества [2].
По мнению Всемирной организации здравоохранения, аутизмом страдает на самом деле каждый 160-й ребенок планеты. Некоторые страны же имеют более устрашающие данные. Однако, эти данные не могут считаться объективными, имеют погрешность, в связи отсутствие ведения официальной статистики в некоторых стран [4].
В Казахстане за последнее пять лет количество зарегистрированных
случаев детей с аутизмом повысилось в 1,8 раза. В целом распространённость в стране составляет 2,6 на 100 тысяч детского населения. Это официальные данные Минздрава Республики Казахстан, и они не отражают истинной картины, так как это учтенные, выявленные случаи. Кроме того, наблюдается проблема с диагностикой данной категории детей. Имеет место как гипердиагностика (диагноз РАС ошибочно ставится детям с задержкой психического развития, минимально-мозговой дисфункцией) и гиподиагностика (отсутствие мультидисциплинарного подхода к диагнозу) [5].
По мнению Ениколопова С. Н. [1]- аутизм предстаёт всё более значимой социальной проблемой, касающейся самых разных детей. В связи с этим в настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра.
Агрессивное поведение - одна из самых тяжелых проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги и воспитатели детей с расстройством аутистического спектра.
Агрессивные проявления у аутичных детей также неоднозначны в плане их оценки. Агрессивное поведение часто носит функцию защиты от непереносимых воздействий окружающей среды или изменений привычного стереотипа, а также может свидетельствовать о росте активности ребенка. существует ряд взглядов на соотношение эмоциональной и волевой регуляции у детей с РАС, но в любом случае признается их тесная взаимосвязь.
Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с РАС представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с РАС.
Резюмируя особенности эмоционально- волевой сферы у младших школьников с РАС, мы пришли к выводу, что особенности ЭВС могут проявляться как в стереотипном поведение (раскачивание туловища, размахивание руками, щелканье пальцами или другое повторяющееся поведение), либо в чрезмерной ранимости и эмоциональной незрелости (испытывают затруднения в понимании эмоционального состояния окружающих людей, при этом сами особым образом выражают собственные эмоции, сопротивление переменам, необычные интересы).
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра.
Фурманов И.А. [6] утверждает, что у детей с РАС агрессия настолько распространена, что 56% детей этого спектра регулярно совершают агрессивные действия. Это довольно высокий показатель по сравнению с уровнем агрессии при других неврологических состояниях 7-11%, таких как ДЦП, ЗПР и др.
Минутко В.Л. [3] указывает, что агрессия затрагивает несколько различных областей мозга. Миндалевидное тело, гипоталамус и периакведуктальное серое участвуют в распознавании острой угрозы и формировании эмоциональной реакции, в то время как префронтальная кора играет роль в том, действуем ли мы на основе этих эмоций или нет.
Так как дети с РАС имеют больший объем и массу мозга, что влияет как
на серое, так и на белое вещество. Из этого следует повышенное количество серого вещества в передних височных и дорсолатеральных префронтальных областях, но уменьшенный объем серого вещества в затылочной и медиальной теменных областях. Как известно лобно-височные области и миндалины связаны с аномалиями в социально-эмоциональной обработке информации, что влияет на нарушение реакций поведения.
Заметим, что у детей младшего школьного возраста с РАС проявляются все виды агрессии: косвенная и прямая вербальная, косвенная и прямая физическая, агрессивные фантазии. Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерны высокая частота агрессивных действий, их направленность на физическую боль или страдание сверстников, преобладание прямой физической агрессии.
Основные причины возникновения агрессии у младших школьников с РАС представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные причины возникновения агрессии у младших школьников с РАС.
Одна и та же реакция детей с РАС, вызывающая беспокойство и значительно осложняющая их взаимодействие с ним, может являться и негативным приобретением, но может отражать и позитивную динамику его аффективного развития.
Возможно, отсутствие понимания окружающих и дискомфорт, вызванный
нарушением привычного положения вещей, способствуют развитию агрессивного реагирования у детей с РАС.
Агрессивное поведение не только доставляет дискомфорт всем членам семьи, но и может быть опасным для ребенка и окружающих, а именно на данный момент в школе. Именно поэтому важно помочь аутисту в этой ситуации: установить приводящие причины, научить правильному реагированию и в дальнейшем стараться не допускать возникновения стрессовых для ребенка ситуаций. Признайте важность чувств аутичного ребенка, если его что-то сильно расстроило.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С.
Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. -87 с.
Конвенция ООН о правах ребенка. ( [email protected]).
Минутко В.Л. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. -
СПб.: 2014. - 288с.
Статистика Всемирной организация здравоохранения от 1 июня 2021 года (www.who.int).
Статистика заболеваний по видам, регионам и годам в РК //https://dsm.gov.kz (дата обращения: 25.03.2020)
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. [Текст]: - Минск.: Ильин В.П., 2011. - 199 с.
Gagarina E.E.
student of the Department of Special and Inclusive Education Karaganda University named after E.A. Buketov (Kazakhstan, Karaganda)
AGGRESSIVE BEHAVIOR IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER
Abstract: this article discusses the features of aggressive behavior in younger schoolchildren with autism spectrum disorder. Features of the emotional and volitional sphere of younger schoolchildren with autism spectrum disorder. Causes and peculiarities of aggressive behavior of younger schoolchildren with autism spectrum disorder.
Keywords: aggressive behavior, emotional-volitional sphere, autism, autism spectrum disorder, primary school age.