Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
949
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / АУТИЗМ / ЛОГОПЕД / МЕТОД ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ / АВА-ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимченко Екатерина Сергеевна, Слепцова Людмила Валерьевна

В статье представлены основные приемы коррекционной логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра с упором на методику прикладного анализа поведения (ABA-терапии). Методика АВА-терапии положена в основу большинства программ, направленных на психолого-педагогическую коррекцию расстройств аутистического спектра. В статье дается обобщенная характеристика данной терапии, описываются принципы ее действия, анализируются основные эффекты, которые достигаются в процессе использования на практике, а также раскрываются особенности использования данной методики в логопедической работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимченко Екатерина Сергеевна, Слепцова Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF APPLIED BEHAVIOURAL ANALYSIS IN SPEECH THERAPY FOR AUTISTIC CHILDREN

The article discusses basic methods of corrective speech therapy for children with autism spectrum disorder, which is being focused on applied behavioural analysis (ABA-therapy). ABA-therapy methods are the basis for most programs aimed at psychological and special educational support for those with autism spectrum disorders. The article provides general description of this therapy, its principles are explained; main effects, which are achieved in the process of implementation, are analyzed, and also special features of using this technique in speech therapy for autistic children are explored.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ»

13. Методические, программно-алгоритмические и технологические основы Internet-based системы дистанционного обучения [Текст] / О.Я. Кравец, А.А. Неприков, М.А. Глеков, И.В. Зубарев // Вестн. Воронеж. техн. ун-та. Сер. Проблемы качества подгот. специалистов. - 2018. - Вып. 6.2. - С. 67-74.

14. Суртаева, Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии. Пирацентрическая технология [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Суртаева. - М. - Омск, 1974. - 22 с.

15. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя [Текст] / А.В. Хуторской. - М., 2016. - 320 с.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Тимченко Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Слепцова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С АУТИЧНЫМИ

ДЕТЬМИ

Аннотация. В статье представлены основные приемы коррекционной логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра с упором на методику прикладного анализа поведения (ABA-терапии). Методика АВА-терапии положена в основу большинства программ, направленных на психолого-педагогическую коррекцию расстройств аутистического спектра. В статье дается обобщенная характеристика данной терапии, описываются принципы ее действия, анализируются основные эффекты, которые достигаются в процессе использования на практике, а также раскрываются особенности использования данной методики в логопедической работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, логопед, метод прикладной анализ поведения, АВА-терапия.

Annotation. The article discusses basic methods of corrective speech therapy for children with autism spectrum disorder, which is being focused on applied behavioural analysis (ABA-therapy). ABA-therapy methods are the basis for most programs aimed at psychological and special educational support for those with autism spectrum disorders. The article provides general description of this therapy, its principles are explained; main effects, which are achieved in the process of implementation, are analyzed, and also special features of using this technique in speech therapy for autistic children are explored.

Keywords: autism spectrum disorder, autism, speech therapist, applied behavioural analysis method, ABA-therapy

Введение. На сегодняшний день одной из важнейших проблем специального и инклюзивного образования продолжает оставаться организация комплексного и системного сопровождения детей с аутистического расстройствами, а также разработка и внедрение новых эффективных форм коррекционно-логопедического воздействия. Данное обстоятельство обусловлено постоянным увеличением диагностирования этого нарушения в детской популяции, с одной стороны, и расширением возможностей по обучению и интеграции таких детей в общество, с другой.

Расстройства аутистического спектра (РАС) - это определенные нарушения в развитии, нередко вызывающие значительные социальные, коммуникативные и поведенческие проблемы. Термин «спектр» относится к широкому набору симптоматики, навыков и уровней нарушений, присущих людям с аутистическими расстройствами.

Одним из важных признаков расстройства аутистического спектра, отличающих данную патологию от других вариантов нарушения психофизического развития и являющихся ведущей причиной первичного обращения родителей таких детей к специалистам, является нарушение речи. Поэтому неслучайно то, что именно логопед становится тем специалистом, на которого возлагается первичная диагностика развития ребенка, а также дальнейшая консультация и скоординированность семьи относительно дальнейших действий [11, C. 50].

Целью нашего исследования является рассмотрение возможностей методов прикладного анализа поведения, как одной из самых популярных и эффективных практик работы с детьми, имеющими аутистические расстройства, в работе логопеда.

Изложение основного материала статьи. Проектирование и организация коррекционно-логопедической работы с аутичными детьми отличается своей спецификой, что выражается в особенных задачах, которые стоят перед специалистом. Важнейшей задачей логопеда при работе с ребенком, имеющим аутистическое расстройство, является установление контакта, побуждение к коммуникации, работа над собственно речью [10, С. 47].

При обнаружении подозрений о возможном РАС у обследуемого ребенка, логопеду не рекомендуется делать диагностический вывод и сообщать его родителям, как зафиксированный факт. Он лишь делает диагностическое предположение и мотивирует родителей к дальнейшему комплексному обследованию ребенка.

Для определения степени выраженности симптомов, мониторинга их динамики, логопед может воспользоваться опросам и шкалами, созданными зарубежными специалистами. Наиболее распространенными диагностическими шкалами наблюдения симптомов аутизма является Autism Diagnostic Observation Scale (ADOS) и Childhood Autism Rating Scale (CARS). Эти методики позволяют тщательно проверить и оценить выраженность симптомов аутизма в баллах. Желательно, чтобы этап заполнения данных шкал происходил совместно с психологом и специальным педагогом [4, С. 49].

Разработка методик диагностики и коррекции является сложной задачей, что требует глубоких знаний и умение определять и учитывать определенные закономерности, тенденции, последовательность и этапы развития изучаемого явления.

Удачно разработанная диагностическая методика позволяет проследить состояние сформированности определенного процесса, функции, операции и т.д. на различных стадиях их развития и в различных условиях. Более того, качественно разработанная методика не только выявляет нарушения, но и помогает выяснить его причину, поврежденный психологический механизм, который к нарушению и установить место выявленного нарушения в структуре дефекта психофизического развития.

Именно такая диагностика позволяет направить дальнейшую коррекционную или восстановительную работу с детьми с расстройствами аутистического спектра в наиболее оптимальное и эффективное русло, нацелить ее не только на минимизацию проявлений симптомов, но и на устранение причин выявленных нарушений, приближению

функционирования речевой системы к показателям возрастной нормы, предупреждению возникновения вторичных дефектов на последующих этапах развития личности [13, C. 56].

В случае, если диагностическая методика имеет комплексный характер и направлена на последовательное изучение различных составляющих речевой деятельности с учетом последовательности их развития в онтогенезе и их взаимозависимости и взаимообусловленности, она не только позволяет определить актуальный уровень сформированности исследуемого процесса или функции, но и выявить место нарушения в общей последовательной схеме развития и наметить путь для дальнейшей коррекции и развития речевой деятельности с учетом предупреждения возможных вторичных отклонений.

Логопедическая работа с каждым ребенком с расстройством аутистического спектра проводится поэтапно, и может быть организована как индивидуально, так и в группах.

Ранняя логопедическая диагностика позволяет спланировать соответствующую индивидуализированную учебно-воспитательную коррекционную программу. По мнению М.В. Рождественской и С.Ю. Конопляста, к ней должны относиться следующие разделы: «развитие перцептивных, лингвистических, моторных, социальных знаний, умений и навыков, а также коррекция социально неблагоприятных форм поведения каждого ребенка, в частности. Все методики и этапы коррекции аутизма максимально эффективны, когда они индивидуально приспособлены, проводятся непрерывно, длительно и систематически» [9, C. 33].

С этой целью большинство учреждений для детей с расстройствами аутистического спецтра используют комплексные методики - логопедическую работу, обучение навыкам коммуникации (как вербальной, так и невербальной), игротерапию, методики коррекции поведения, сенсорную и музыкальную терапию и т.д. [2, C. 201].

Учитывая, что аутичный ребенок имеет сквозные нарушения, коррекционное (или терапевтическое) влияние не может быть однонаправленным (например, только логопедическая помощь, или психотерапия). Коррекционная логопедическая терапия, направленная на создание способностей речевой коммуникации у детей с аутистическими расстройствами, базируется на принципе комплексности и включает следующие направления:

1) стимулирование у ребенка навыков просьбы и требования;

2) стимулирование проявления социально приемлемой ответной реакции;

3) формирование способности к комментированию и изложению информации;

4) формирование и развитие навыков привлечения внимания и способности задавать соответствующие вопросы по теме беседы;

5) формирование способности выражать свои эмоции, чувства, своевременно сообщать о них;

6) развитие готовности к формированию навыков диалога [1, C. 41].

Традиционная логопедическая работа, при которой выполняется постановка звуков, распространение словарного запаса, развитие способности к составлению предложений не является первостепенно важной для детей с расстройствами аутистического спектра в начале коррекционной работы. Многие из таких детей могут говорить, но не понимают, зачем. Стоит помнить, что одно из их главных нарушений состоит не в отсутствии речи как таковой, а в дефиците или отсутствии потребности в коммуникации. И только при развитии способности к общению, понимании его смысла происходит настоящий прогресс в становлении всех социальных функций, в том числе, и речи. Кроме этого, известны случаи, когда после логопедического массажа языка специальными зондами аутичные дети повторяли различными предметами (или рукой) подобные ощущение во рту, что, похоже, выполняло для них функцию аутостимуляции.

Указанное выше не умаляет роль участия логопеда в помощи ребенку с нарушениями аутистического спектра, а дает основания полагать, что речевую работу надо выполнять особенно тщательно. В таком случае логопед становится речевым терапевтом, больше дефектологом и психологом, чем логопедом, так как направленность работы - формирование способности к общению, что невозможно сделать с опорой только на языковые функции, а требует комплексной обработки психических структур ребенка.

Существует множество методик, используемых при работе с «особыми детьми». ABA-терапия (Applied Behavior Analysis), или прикладной анализ поведения, является на сегодняшний день одной из наиболее эффективных и доказательных методик коррекции поведения детей с расстройствами аутистического спектра. Методологической основой прикладного анализа поведения является бихевиористическая теория, базирующаяся на «принципе контроля значимых для пациента стимулов в окружающей среде» [7, C. 64] и дающая возможность определить фактор и последствия поведения, обусловливающие, контролирующие, закрепляющие, и, главное - изменяющие конечное поведение.

При использовании АВА в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, можно выделить несколько этапов.

На первом этапе происходит контакт ребенка с новыми условиями, постепенная адаптация, налаживается эмоциональный контакт, что способствует созданию положительного эмоционального настроя. Основные правила этого этапа: учет эмоционального уровня и речевых возможностей ребенка; уютная, сенсорно благоприятная атмосфера, тихий и спокойный голос, плавные неторопливые движения логопеда.

Второй этап ориентирован на решение задач по формированию предпосылок речевого развития, стимулированию речевого подражания, предусматривающих работу со звукоподражанием, произвольным вниманием, навыками подражания в целом, речевым дыханием, пониманием обращенной речи, активизацией артикуляции, мышлением, инициативой и интересом к общению. На этом этапе необходимо создать такие условия, при которых у ребенка будет формироваться устойчивая связь «символ-предмет», что будет стимулировать потребность использовать экспрессивное вещание для взаимодействия с окружающими.

Основной целевой ориентир третьего этапа - формирование базового словарного запаса. При этом сосредотачивают усилия на развитии слоговой структуры слов, наращивании возможностей артикуляционного аппарата, развития звукопроизношения. В работе применяют предметные, двигательные (спортивные) и, по возможности, сюжетные игры с использованием глаголов повелительного наклонения. Можно создать индивидуальный для каждого ребенка логопедический альбом: с графическими символами звуков, с артикуляционными профилями, визуальными диалогами.

Четвертый этап направлен на формирование навыков диалогового общения в быту, а также организацию работы по улучшению качества звукопроизношения. Основная задача этого этапа - формирование и развитие спонтанного речи в игровой деятельности с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Эффективное вмешательство ABA - это не «одинаковый для всех» подход, и он не должен рассматриваться, как неизменный набор программ и отработок. Напротив, опытный терапевт подбирает задачи соответственно навыкам, потребностям, интересам, преимуществам ученика с учетом ситуации в семье. Поэтому программа ABA для одного ученика может отличаться от программы для другого. Программа ABA меняется, когда меняются потребности и функционирования ученика [5, C. 36].

В своей книге «Речевое (вербальное) поведение» Б. Скиннер классифицировал вещания по типам, или «речевыми/вербальными оперантами». Каждый из них выполняет свою функцию.

Поведенческая логопедическая терапия начинается по обучению манд-реакциям, или просьбой. Например, ребенок с расстройством аутистического спектра учится тому, что произношение слова «печенье» приводит к получению печенья. Как только ученик выразит данную просьбу, необходимо подкрепить упражнение, вновь повторив слово «печенье» и предоставив ученику желаемый объект. Затем продолжается отработка слова с использованием его в идентичном или аналогичном контексте [15]. При этом важно учитывать возможности ребенка, которому необязательно произносить само слово «печенье», он может выразить просьбу с помощью альтернативных сигналов. В некоторых случаях механическое указание на желаемый объект - уже большое достижение. Благодаря таким упражнениям, ребенок понимает, что коммуникация приводит положительным последствиям. Логопед, использующий АВА-терапию, выстраивает это понимание, чтобы помочь ученику сформировать коммуникацию для произношения слова или демонстрации просьба жестами.

Следует отметить, что в АВА изучаются принципы и законы поведения, то есть процессы, лежащие в основе воздействия на поведение, а также происходит практическое применение этих принципов. Этот метод эффективно применяется в реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра, а также с расстройствами речи и поведения, с целью формирования необходимых социально-бытовых навыков и социально значимого поведения [13, С. 24].

Терапия выполняет двойную задачу: с одной стороны, минимизирует избытки поведенческой реакции, с другой, формирует у ребенка необходимые навыки, которых нет [14]. В итоге использование данного двойного подхода позволяет достичь основной цели модификации поведения детей с расстройствами аутистического спектра: помочь быстрее адаптироваться к социальным условиям, стать более самостоятельными, улучшить способность к обучению. Это дает возможность ребенку посещать дошкольные и общеобразовательные инклюзивные учреждения, успешно взаимодействовать с другими людьми, интегрироваться в общество в целом.

Как уже было отмечено выше, основное направление работы логопеда, использующего АВА-терапию -функциональный анализ поведения, позволяющий определить причины и последствия поведения, которые обусловливают, контролируют и закрепляют это поведение. Проанализировав эти причинно-следственные связи, логопед может использовать их, чтобы изменить поведение.

Единицы анализа специалиста: предпосылки поведения (внешние стимулы, которые делают возможным возникновение поведения), непосредственно поведенческие проявления (конкретные действия субъекта, которые можно наблюдать) и последствия этих проявлений. Речь идет о том, что особенности "последствий" (то есть, того, что происходит после поведенческих проявлений) могут влиять на увеличение или уменьшение вероятности появления определенного поведения в будущем [12, С. 382].

Почему АВА-терапия эффективна в логопедии именно для работы с детьми с аутизмом и другими расстройствами психического спектра?

1. АВА принимает во внимание специфические характеристики ребенка с аутизмом. При этом обеспечивается максимальная индивидуализация, учет социальной истории развития ребенка, опыта семейной жизни и взаимодействия в школе и т.п. Поведенческий план всегда разрабатывается с учетом уникальной жизненной ситуации каждого ребенка.

2. Работа ведется над функциональными целями для обучения с помощью эффективных методик.

3. Происходит постоянный мониторинг эффективности применяемых методов и своевременная коррекция учебной программы.

В комплексе с АВА-терапией прекрасно зарекомендовал себя в работе с детьми с ранним синдромом аутизма Монтессори-материал. Упражнения предлагаются по материалам международного курса Монтессори-педагогики [6].

Стоит отметить, что коррекционная работа логопеда с детьми, которым поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра», включает, помимо речевых упражнений, массу других методик. Так, дает позитивные результаты массаж по методике О.М. Новиковой. Цель такой логопедической процедуры - корректировка подвижности артикуляционного аппарата, формирование навыков звукопроизношения. Благодаря использованию методики Л.Г. Нуриевой [8], направленной на развитие активного и пассивного словарей ребенка, удается добиться высоких результатов. Активное внедрение методики на практике в логопедии стимулирует и развивает звуковое вещание у детей.

Нарушение речи и вообще восприятия информации обусловливает сложности в дальнейшем обучении ребенка с расстройством аутистического спектра. Однако используемая коррекционной группой, состоящей из воспитателей, логопедов, психологов, методика «глобального чтения», созданная Б.Д. Корсунской [3], и адаптированная к личным психофизическим и психоэмоциональным особенностям детей с аутистическими расстройствами, дает возможность обучить детей чтению и письму.

Выводы. Таким образом, организация коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, обусловливает потребность в поиске эффективных методов работы в разных условиях, в том числе с детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма. Особенности ребенка, возможности семьи, ожидания родителей, позиция специалиста являются теми факторами, которые определяют выбор основного метода коррекционной работы.

Поведенческая терапия, как основной коррекционный подход, положительно влияет на формирование навыков, необходимых для социальной адаптации, и развитие коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра. Четкость построения и возможность своевременной актуализации коррекционной программы определяет эффективность поведенческой терапии при работе с детьми, имеющими аутистические расстройства.

Проблема организации коррекционно-логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является актуальной и далекой от своего окончательного разрешения. Сложность и разнообразие проявлений этого феномена в целом и непосредственно речевых нарушений у каждого конкретного ребенка вызывает необходимость взвешенного, строго индивидуального подхода к организации логопедической работы. Раннее начало логопедической работы в комплексе с другими необходимыми мерами медикаментозного, коррекционного и реабилитационного направлений выступает важной предпосылкой и залогом развития коммуникативной функции таких детей и возможности приемлемого функционирования в обществе.

Литература:

1. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. - М.: Лотос, 2004. - 154 с.

2. Казаева Е.А., Токарева Ю.А., Саванникова Н.С. Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивного образования // Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. - С. 203-208.

3. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 168 с.

4. Литвинова А.В. К вопросу систематизации речевых нарушений при аутизме // Логопедия. - 2013. - № 3. - С. 48-51.

5. Мелешкевич О.В., Эрц Ю.М. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. - М.: Бахрах-М, 2015. - 208 с.

6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. - 272 с.

7. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 176 с.

8. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М.: Теревинф, 2007. - 112 с.

9. Рождественская М.В., Конопляста С.Ю. Ранний детский аутизм: учеб. пособие. - М.: НПУ им. М.П. Драгоманова, 2004. - 69 с.

10. Рождественская, М.В. Синдром органического аутизма у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 46-49.

11. Романова А.А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами // Дефектология. - 2011. - № 2. -С. 44-51.

12. Ситникова Е.А., Абакумова Е.А. Метод АВА-терапии в социализации детей с РАС // Воспитание как стратегический национальный приоритет: материалы конференции. Екатеринбург, 15-16 апреля 2021 года. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2021. - С. 381-387.

13. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. - Екатеринбург: Рима Паблишинг, 2013. - 208 с.

14. Cooper J.O., Heron T.E., Heward W.L. Applied Behavior Analysis. 2nd edition. - Columbus: The Ohio State University, 2007. - 759 p.

15. Skinner B. F. The Behavior of Organisms: An Experimental Analysis. - New York: Appleton-Century-Crofts, 1938. - 457 р.

Педагогика

УДК 37.047; 376

кандидат педагогических наук, доцент Тимченко Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Плевако Ирина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ В УСЛОВИЯХ

ДЕТСКИХ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию специфики профессиональной ориентации лиц с расстройствами аутистического спектра. Авторы рассматривают формирование способности к профессиональному и личностному самоопределению в качестве основного условия для успешной социализации лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС). В статье актуализирована идея жизненного и профессионального успеха личности, констатирована необходимость профессиональной ориентации и профессионального самоопределения в условиях вспомогательных образовательных организаций, что позволяет определить профессиональные намерения лиц с РАС, повысить их инициативность, самостоятельность и ответственность.

Ключевые слова: лица с расстройствами аутистического спектра, профессиональная ориентация, адаптация, коррекционно-развивающая работа, подростки, социализация.

Annotation. The article is dedicated to studying specificity of vocational guidance of persons with autism spectrum disorders. The authors examine capabilities for professional and personal self-identification as an essential condition for persons with autism spectrum disorder being successfully socialized. In the article the idea of personal and professional success in life takes on increasing importance, the necessity of vocational guidance and professional self-identification within subsidiary educational organizations is stated, thus helping to identify professional aims of people with autism spectrum disorders, improving their motivation, independence and responsibility.

Keywords: persons with autism spectrum disorder, vocational guidance, correction-and-development training, teenagers, socialization.

Введение. На сегодняшний день вопрос организация обучения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательном пространстве современной школы звучит чрезвычайно остро. Сложности внедрения образования для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в нашей стране связаны с разноплановыми проблемами обучения и воспитания. Среди них, в том числе, отсутствие системной ранней помощи в профориентации как первичного и необходимого звена образовательного процесса, что не позволяет определить направления развития на раннем этапе и начать необходимую работу по исправлению личностных отклонений и восстановлению нарушенных функций. Системная ранняя помощь в профессиональной ориентации должна предоставляться в соответствии с международными стандартами требований к деятельности служб ранней коррекции, что предусматривает грамотную и последовательную помощь ребенку, которая согласована между участниками педагогической междисциплинарной команды. Глобальными ошибками в этом контексте являются:

1) отсутствие учета приоритетной важности взаимодействия педагогов с детьми с аутистическими расстройствами и обстоятельств их жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений;

2) занятия с ребенком преимущественно в индивидуальном режиме, что препятствует его социализации;

3) отсутствие системности коррекционно-развивающих мероприятий, которые применяют вне контекста профориентации лиц с расстройствами аутистического спектра;

4) отсутствие централизованной и соответствующей подготовки специалистов психолого-педагогического профиля, способных осознанно и эффективно осуществлять образовательную деятельность в отношении профориентационной работы с лицами с расстройствами аутистического спектра;

5) отсутствие преемственности образовательного процесса для детей с аутистическими расстройствами, а именно четкого маршрута по схеме «ранняя помощь - целенаправленная подготовка ребенка к самостоятельной жизни в дошкольном и общеобразовательном учреждении - налаживание последовательного перехода ребенка с расстройством аутистического спектра организации среднего профессионального и высшего образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.