Научная статья на тему 'Агрессивное поведение людей в современном обществе и в учебной аудитории'

Агрессивное поведение людей в современном обществе и в учебной аудитории Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
280
47
Поделиться
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / КОНФЛИКТНАЯ КОМИССИЯ / НАРКОТИКИ / ТИПОВАЯ КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Раменский Святослав Ефимович, Раменская Галина Павловна, Раменская Виктория Святославовна

Величение агрессивности россиян негативно влияет на учебный процесс, на здоровье, иногда даже на жизнь педагогов. Предлагается создавать «конфликтные комиссии»; выявлять типовые кризисные ситуации, находить конструктивные способы их решения, обучать этому педагогов, вырабатывая у них необходимые навыки.

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PEOPLE IN CONTEMPORARY SOCIETY AND at SCHOOL

Increasing aggressiveness of Russians negatively affects the education process, health, and sometimes even the lives of teachers. It is proposed to create "conflict committees", bring out typical crises, find constructive ways to solutions, and train teachers, developing their necessary skills.

Текст научной работы на тему «Агрессивное поведение людей в современном обществе и в учебной аудитории»

УДК 616.89-008.444.9:37.015

ББК Ю962.2+Ю954.4 ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 19.00.07

Раменский Святослав Ефимович,

кандидат биологических наук, г. Екатеринбург; e-mail: ramenskie2012@mail.ru. Раменская Галина Павловна,

кандидат экономических наук, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, и; e-mail: ramenskie2012@mail.ru.

Раменская Виктория Святославовна,

кандидат юридических наук, доцент, Уральская государственная юридическая академия; 620137, г- Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21; e-mail: viva-ra@mail.ru.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И В УЧЕБНОЙ АУДИТОРИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агрессивность; конфликтная комиссия; наркотики; типовая кризисная ситуация.

АННОТАЦИЯ. Увеличение агрессивности россиян негативно влияет на учебный процесс, на здоровье, иногда даже на жизнь педагогов. Предлагается создавать «конфликтные комиссии»; выявлять типовые кризисные ситуации, находить конструктивные способы их решения, обучать этому педагогов, вырабатывая у них необходимые навыки.

Ramensky Svyatoslav Efimovich,

Candidate of Biology, Ekaterinburg, Russia.

Ramenskaya Galina Pavlovna,

Candidate of Economy, Professor, Russian State Professional Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Ramenskaya Victoria Svyatoslavovna,

Candidate of Jurisdiction, Associate Professor, Ural State Law Academy, Ekaterinburg, Russia.

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PEOPLE IN CONTEMPORARY SOCIETY AND AT SCHOOL

KEY WORDS: aggression; conflict commission; drugs; typical crisis.

ABSTRACT. Increasing aggressiveness of Russians negatively affects the education process, health, and sometimes even the lives of teachers. It is proposed to create "conflict committees", bring out typical crises, find constructive ways to solutions, and train teachers, developing their necessary skills.

илип Зимбардо большую часть ентиры, недостижимость которых вызывает

своей профессиональной дея- у них фрустрацию, порождающую агрессию,

тельности посвятил изучению способностей Сведения об уровне агрессивности на-

человека совершать «злые поступки» и ме- селения дают специальные социологиче-

ханизмы, которые позволяют сделать это. ские и социально-психологические иссле-

Согласно полученным им выводам, злые дования. Этим оценкам должен соответст-

поступки могут быть вызваны внешними вовать наш бытовой опыт (результаты на-

факторами (системными, ситуационными, блюдений за поведением автомобилистов

уникальными переменными), личными ка- на дорогах, россиян на улице, в магазинах),

чествами человека. При этом влияние си- Хронологический или пространственный

туационных факторов может оказаться анализ случаев тяжких преступлений агрес-

сильнее воли индивида, подавить его со- сивного характера также способен привести

противление [5, с. 12]. к получению важной информации по обсу-

В социальной психологии под агресси- ждаемой теме, ей понимают физическое или вербальное Т. Ахенбах, сотрудник университета поведение, целью которого является при- штата Вермонт, протестировал более трех чинение кому-либо вреда [ю, с. 673]. Чело- тысяч школьников в возрасте от семи до век обычно проявляет агрессию по трем шестнадцати лет, опросил большое количе-причинам: в силу недовольства собой и сво- ство родителей и учителей - то есть тех, кто ей жизнью; негативного отношения к дру- лучше других знает особенности подрастим людям или социальным группам; мне- тающего поколения. Период наблюдения ния, что именно они препятствуют дости- составил приблизительно тридцать лет - на-жению поставленных им целей, виноваты в чало семидесятых годов прошлого столетия, его неудачах. В нашей стране большая роль 1985 год, конец девяностых годов. По срав-в формировании агрессивного отношения нению с началом семидесятых годов, в се-людей принадлежит СМИ (в основном те- редине восьмидесятых американские дети, левидению) и криминалу. Демонстрация подростки стали более нервными, склон-роскошного образа жизни звезд шоу- ными к деликвентному поведению, то есть к бизнеса создает у остальной молодежи ори- антиобщественным, противоправным фор-

Ф

© Раменский С. Е., Раменская Г. П., Раменская В. С., 2015

мам поступков. У них увеличилась импульсивность и агрессивность.

Экстраполируя на другие территории полученные результаты, Т. Ахенбах предположил, что у вступающих в жизнь в разных странах также нарастают отчаяние, отчужденность, наркомания, склонность к жестокости, хулиганству, количество случаев исключений из школы [3, с. 29-30].

Гипотезу Т. Ахенбаха подтверждают результаты изучения типового облика россиян с 1981 по 2011 год, полученные экспертами Института психологии РАН. Заместитель директора этого Института, член-корреспондент РАН А. В. Юревич в интервью «Российской газете» сообщил, что согласно оценкам его институтских коллег, за последние тридцать лет наши соотечественники стали в три раза агрессивнее, во столько же раз грубее, наглее, во многом потеряли способность к самоконтролю. Количество убийств в России почти в четыре раза превышает этот показатель в США и примерно в десять раз - показатель в большинстве стран Западной Европы. Показательно, что спонтанная агрессивность россиян является причиной около 8о% убийств. Речь идет о бытовых убийствах, не обусловленных соображениями корысти, злого умысла и т. п. В каждой четвертой семье наблюдается бытовое насилие. Убивают друг друга супруги, соседи. Как правило, это люди из малообеспеченных семей, с низким уровнем образования, культуры, злоупотребляющие спиртными напитками [2; 7].

Б. С. Положий, руководитель отдела социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, считает: «Детская агрессия действительно сегодня выросла до критических отметок. Но нужно помнить, что происходящее с детьми - это зеркальное отражение процессов, происходящих в обществе» [13, с. 47].

Представляет интерес однонаправленность изменений параметров, характеризующих агрессивность в США и в России, хотя в отличие от американцев, наши соотечественники пережили распад СССР, смену общественно-экономической формации. Можно предположить, что эти события нашли свое отражение в скоростях нарастания агрессии.

Общество можно рассматривать как систему, которая в данное время имеет определенное состояние, «память» (описываемую при помощи набора функций, возникших в результате предшествующей обработки информации), механизмы регуляции своих параметров (например, численность населения, здоровье людей на опре-

деленной территории). Эти характеристики определяют реакцию системы на поступающие извне сигналы, например, на усилия руководства страны модернизировать экономику России.

Проектировщики считают, что система при переходе от одного устойчивого состояния функционирования к другому стабильному состоянию теряет управляемость [6]. Наверное, каждый согласится, что система общественно-экономических отношений в России была достаточно устойчивой около 70 лет при социализме. Хочется надеяться, что стабильными будут рыночные отношения в нашей стране. Но переход от одного состояния к другому оказался очень болезненным как для населения, так и для производства, экономики.

Можно принять, что для существования системы особую опасность представляет ее неустойчивое состояние - бифуркация, для которого характерны конкуренция элементов системы, хаос. При прохождении системы через состояние бифуркации небольшое изменение, казалось бы, несущественного параметра через резонансный эффект может оказать значительное влияние на внутреннее состояние системы и на траекторию ее развития. Это приводит к тому, что аналитику, управленцу катастрофически будет не хватать сведений для управления системой, например, макроэкономической. Прохождение развития системы состояния бифуркации должно сопровождаться отрицательными эмоциональными переживаниями людей - элементов системы, в том числе, их агрессией.

Агрессивность подрастающего поколения характеризуется количеством криминальных случаев в средней школе, в вузе. При неблагоприятном стечении обстоятельств во время учебного процесса могут возникать отрицательные эмоции с положительной (усиливающей) обратной связью. В случае крайних проявлений это может привести к вспышкам неконтролируемой ярости, агрессии, к оскорблению педагога студентами, в предельных случаях - к его избиению, даже к убийству. Уже по состоянию на 2011 год (за 12 лет сбора материала) были убиты 48 работников высшей школы, из которых только за 2009-2011 годы - 2 ректора, 8 профессоров [14]. В качестве причины можно назвать противоречия между претензией студента на более высокую оценку его знаний и настойчивым мнением педагога, что обучающийся заслуживает именно такой отметки. Студенты первых курсов демонстрируют агрессивное, жесткое поведение для самоутверждения, стараясь повысить авторитет в новой среде.

Ни у кого не вызывает возражения мнение, что педагоги российской высшей школы получают небольшую заработную плату как в абсолютном, так и в относительном выражении. К сожалению, не часто встречаются педагоги, которые нашли в своей работе в учебном заведении «призвание». Заметим, что этот термин старообрядцы расшифровывали как «дело, для которого тебя призвали» [9, с. 38]. Для обеспечения приемлемого существования себя и своей семьи педагог вынужден работать в двух - трех вузах, возрастает его физическая и психическая нагрузка. Студенты обычно недовольны высокой платой за обучение, часть из них логично требуют взамен качественного преподавания. Оплачивая коммерческую услугу, в качестве которой некоторые обучающиеся рассматривают получение знаний в высшей школе, студенты, их родители рассчитывают на почти гарантированное получение диплома и могут проявлять недовольство, если этого не происходит. Чтобы заработать деньги, многие обучающиеся вынуждены работать больше 20 часов в неделю. Названные обстоятельства могут вызвать противостояние «преподаватель - студенты», продолжением которого могут быть криминальные случаи - нанесение «серьезных физических повреждений», даже убийства преподавателей, руководителей высшего учебного заведения.

Директор Департамента по информационной и региональной политике Министерства образования и науки А. Усачева сообщает, что согласно проекту приказа, который сейчас готовится в ведомстве, для ученика средней школы, не прошедшего аттестацию (в том числе, по уважительной причине), предусмотрено три варианта. Его можно оставить на второй год для повторного обучения либо заставить учиться по индивидуальной программе. В случае необходимости, подтвержденной психологами либо медиками, для такого школьника может быть предусмотрен адаптированный план обучения [4].

Преподаватель Нина Седых считает: «Перевод образования в сферу услуг сопровождается введением новых критериев - критериев сферы услуг... Клиент должен быть доволен услугой, получать ее в том объеме, в каком ему угодно, от приятно улыбающихся людей, по определенному стандарту - и не перетруждаться. Дополнительные услуги тоже можно получить, но за отдельную плату. Вплоть до последнего времени именно этим курсом и шло российское образование. Если мы хотим научить людей думать, мы обязаны уходить от этой системы. Никакой стандарт не может заменить личность педагога. Некоторая доля

строгости, принуждения обязательна - без нее невозможно организовать процесс обучения. Критерий оценки учителя не должен зависеть от того, сколько двоек он ставит. Образование - процесс, в котором участвуют две стороны: учитель и ученик. И третья: родители ученика. Сегодня за этот процесс отвечает только учитель» [1]. По мнению педагога Н. Седых, «Бесправие учителя в школе», когда он не может просто отругать нерадивого ученика, «вызывает глубокую печаль. Получается, что учителю запрещено обрисовывать границы поведения, выходить за которые ученику нельзя... Ученик тоже что-то должен учителю. Учиться должен!» [1].

Проблема повышения статуса учителя российской средней школы реально существует, более того - носит серьезный характер. Как сообщила газета «Известия» 27 июня 2014 года, в Госдуме было предложено установить запрет на оскорбления и насмешки в адрес школьных учителей. Заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию В. Шу-дегов («Справедливая Россия») готовит законопроект о введении уголовной ответственности за «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей...». За неудачное прозвище, данное педагогу, может наступить уголовная ответственность. Взрослых предлагают заключать в тюрьму, а детей исключать из школы за оскорбление педагогов. Учителей предлагают перевести в госслужащие, оскорбление учителя приравнять к оскорблению представителя власти (статья Уголовного кодекса РФ «Оскорбление представителя власти»), что должно повысить качество образования. После подготовки текст законопроекта будет представлен в Государственную Думу для внесения изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» [и]

Министерство образования и науки реализует аналогичные установки как в средней школе, так и в вузе. Поступая в высшее учебное заведение, вчерашний выпускник школы сразу не может стать другим человеком, поэтому сказанное во многом применимо к положению не только школьного, но и вузовского педагога. Для доказательства спросите у любого педагога, когда легче работать с аудиторией - в начале занятий или в конце, когда известна дата экзамена (зачета) ... Почти наверняка получите ответ - конечно, накануне контрольного мероприятия.

4 февраля 2014 года ученик десятого класса московской школы № 263, отличник и призер юридических олимпиад Сергей Гордеев выстрелами из двух ружей, хранившихся дома, убил на уроке двух чело-

век - учителя географии и полицейского, ранил еще одного сотрудника правоохранительных органов. После взятия «школьного стрелка из Отрадного» под стражу врачи отмечали, что он «излишне возбужден, мало ест, фактически не спит, ни с кем не общается». В начале мая этого же года эксперты Судебно-медицинского научного центра имени Сербского признали С. Гордеева невменяемым. Специалисты поставили диагноз: прогрессирующая параноидальная шизофрения.

За год до выстрелов Гордеева, возможность таких событий была предсказана Кириллом Хломовым, руководителем столичного центра по работе с подростками «Перекресток». Он писал: «После всплеска экстремистских движений среди подростков в 2012-м году, детских суицидов в 2012-м следующей волной станет агрессия школьников против учителей». Это произойдет потому, что «Основной инструмент, который используется педагогами, - это давление» [8, с.48].

Рассмотренные доводы могут оцениваться как аргументы в пользу того, что случай со «школьным стрелком» имеет в значительной степени системный характер. Патологические особенности психики выпускника школы являются необходимым условием обсуждаемых событий.

По мнению эксперта-психолога Леонида Катаева-Смык, большинство наших сограждан готовы отвечать на мнимые противостояния агрессией, когда для этого даже нет оснований. Проявление этой установки может усиливаться наличием у человека оружия. Для такого поведения психологи используют даже специальный термин «ковбойский синдром». Наличие огнестрельного оружия превратилось в символ состоятельности, успешности его владельца, повышает его самооценку [15].

Конечно, в быту каждый из нас может стать жертвой случайного, немотивированного нападения. Корпоративная культура вуза, которая возникает и поддерживается, в том числе благодаря усилиям педагога, может уменьшить вероятность возникновения таких «форс-мажорных» событий, но всегда остается возможность появления с непредсказуемыми последствиями студента в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения на лекции, практическом занятии.

Эффект от приема психотропных препаратов имеет непредсказуемый характер. Согласно сведениям, собранным на интернет-портале Бетти Хендерсон «Истории об антидепрессантах», подростки в большинстве случаев принимали психоактивные препараты перед совершением школьного насилия. Согласно результатам исследова-

ния, антидепрессанты вызывают периодические приступы агрессии у 14% молодых людей [по материалам paranormal-news.ru; 12].

Можно предполагать, что при изучении фактов появления и способов проявления случаев жесткого противостояния «преподаватель - группа (поток) студентов» может проявиться эффект «голого короля» (по сказке Г.Х.Андерсена). Педагог не будет склонен обсуждать с исследователем такие события, опасаясь прослыть непрофессионалом, некомпетентным человеком, который не способен руководить учащимися во время занятия. Рассматриваемые негативные события действительно могут быть названы «маргинальными» (слово, которое произошло от польского «маргинэс» - «на полях общественного сознания»).

Предлагается осознать на уровне администрации существование риска причинения вреда физическому и моральному здоровью педагога средней и высшей школы со стороны школьников и студентов. Это важная научная проблема; выводы, полученные при ее решении, влекут за собой ряд организационных мер.

Создается впечатление, что по крайней мере, в известных нам случаях, администрация высшего учебного заведения просто не знает, как поступать при возникновении жестких противостояний «ученик (ученики) - преподаватель». В качестве организационной меры целесообразно создание своего рода «конфликтных комиссий» (своего рода «клапан безопасности») из опытных, уважаемых в вузе людей, работа которых должна быть достойно оплачена в силу особой важности. Правила обращения в такие подразделения должны быть подробно написаны, носить конструктивный, деловой характер, быть хорошо известны всем участникам образовательного процесса.

Актуально выявление, формальное описание типовых кризисных ситуаций, нахождение, проверка на практике способов их решения, обучение этому педагогов высшей и средней школы, выработка у них навыков путем тренингов, проводимых с нужной частотой (подобную подготовку проходят специальные работники торговых залов магазинов, готовясь к встрече с агрессивно настроенными покупателями).

В обществе и учебном заведении между количеством агрессивных поступков и их тяжестью по последствиям для здоровья педагога существует линейная, положительная статистическая связь. Рассмотренное выше увеличение агрессивности в социуме неизбежно отразится на росте криминала в средней и высшей школе. Отмеченное

обстоятельство приведет к увеличению актуальности предлагаемого исследования.

Для сравнения: до наступления деструктивных изменений организма пожилые люди часто могут и хотят учиться, приобретать как общие, так и профессионально значимые знания, применять последние на практике, особенно в условиях переживае-

мого страной экономического кризиса и снижения жизненного уровня россиян. Представители «третьего возраста» обычно стремятся эффективно использовать имеющиеся ресурсы - как собственные, так и окружающей среды. Проявление ими агрессии, тем более убийство работающих с ними преподавателей, как правило, немыслимо.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтайская Е. Три пишем, два в уме. По приказу Минобрнауки из школ исчезнут второгодники // Аргументы недель 2014. 22 мая. № 18(410). С. 11.

2. Владыкина Т. Сейчас взорвусь // Российская газета. 2013.10 декабря. № 278 (6254). С. 11.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

4. Двоечников перестанут оставлять на второй год. URL: http://www.examen.ru/main2 / news_and_articles / news/18131.

5. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. М.: Альпина нон-фикшн, 2013.

6. Ильин Н. И., Лукманова И. Г. и др. Управление проектами. СПб.: Два - Три, 1996.

7. Институт психологии РАН: Россияне стали злее и агрессивнее. 10.12.2013 г. URL: http://kprf-pskov.m/index.php/20l3l2l02l07/poslednie_novosti/institut_psihologiiran_rossiyane_stali_zlee_i_agressivne e.html.

8. Костенко-Попова О. В школу как на войну? Педагоги перестали быть воспитателями, родители зациклены на оценках, а до детей никому нет дела // Аргументы и факты - Урал. 2014. 12-18 февраля. №7(1736). С. 48-49.

9. Краснова В. Свадьба дела с идеалом // Эксперт, 2009. №26 (664). С. 37-48.

10. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.

11. Оскорбление учителей станет уголовным преступлением. URL: http://lenta.ru/news/20i4 /об/27/school.

12. Пейпиныш В. Американцы сходят с ума от антидепрессантов. URL: http://ukrday.com-/zdorove/novosti.php?id=l3l096.

13. Положий Б. Убить - это круто? // Аргументы и факты - Урал. 2014. №33 (1762). С. 47.

14. Попова Н. Гантели вместо пистолета. В России продолжают гибнуть ученые. По горячим следам раскрыто несколько преступлений // Аргументы недель 2011.10 марта.

15. Россию захлестнул «ковбойский синдром». URL: liLLp://news.mail.ru/incidcnL/16876509/?! rommail = I.

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук.