Научная статья на тему 'Немотивированная агрессия в различных социальных группах - угроза социальной стабильности и безопасности современного мегаполиса'

Немотивированная агрессия в различных социальных группах - угроза социальной стабильности и безопасности современного мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1027
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Родионова О. М., Глебов В. В.

Рост агрессии и насилия в подростковой среде является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом, представляя угрозу для стабильного существования и безопасности современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unmotivated aggression in various social groups - threat of social stability and safety of the modem megacity

Growth of aggression and violence over the teenage environment is one of the most acute problems not only for doctors, teachers and psychologists, but also for a society as a whole, representing threat for stable existence and safety of a modern society.

Текст научной работы на тему «Немотивированная агрессия в различных социальных группах - угроза социальной стабильности и безопасности современного мегаполиса»

НЕМОТИВИРОВАННАЯ АГРЕССИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ - УГРОЗА СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА

О.М. Родионова, В.В. Глебов

Экологический факультет, Российский университет дружбы народов, Подольское шоссе, 8/5, 113093, Москва, Россия

Рост агрессии и насилия в подростковой среде является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом, представляя угрозу для стабильного существования и безопасности современного общества.

В научной литературе существует множество определений агрессии. В контексте данного сообщения мы используем следующее определение этого термина: «Агрессия — это всегда мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [1]. С позиций такого определения «немотивированная» афессия все же мотивирована. Однако мотивация здесь не столь явна, она имеет внутреннюю природу и также может провоцироваться различными факторами внешней среды. Нами неслучайно взята в качестве объекта исследования «немотивированная афессия», которая, по сути, является генетически детерминированной, личностной характеристикой человека и «освобождена» от социальных установок. Немотивированная афессия может проявляться в самых разных социальных слоях населения. Нами в настоящей работе рассматривается немотивированная афессия, возникающая в одной из самых важных для формирования общества связей — «ученик-учитель».

Повышенная афессивность современных детей и подростков является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом [2]. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано сумма-цией целого ряда неблагоприятных факторов:

- кризисом семейного воспитания;

- невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

- ухудшением социальных условий жизни детей;

- увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Рост афессии и насилия в подростковой среде проявляется в новых формах молодежных преступлений, которых раньше не было. Прежде мы в основном сталкивались с кражами и хулиганством у мальчиков, кражами и проституцией у девочек. Теперь же несовершеннолетние все чаще оказываются замешанными в торговле наркотиками и оружием, немотивированной жестокости, убийствах, сутенерстве, нападениях на бизнесменов и иностран-

цев, мошенничестве, захвате детей в заложники и других столь же тяжких преступлениях [3].

Так, по данным МВД Российской Федерации, ежегодно в России более миллиона несовершеннолетних доставляются в милицию за различные преступления и правонарушения. Из этого числа более 1200 составляют убийства и 18 тысяч разбойных нападений. Рост криминальных проявлений в молодежной среде отмечается в 53 регионах. Удельный вес детской преступности от общей по стране в 2005 году составил почти 12 процентов. Министром МВД РФ Рашидом Нургалиевым было отмечено, что «преступления, совершаемые несовершеннолетними, зачастую отличаются повышенной жестокостью». В 2005 году к уголовной ответственности было привлечено 175 тысяч несовершеннолетних, что на 55% больше, чем в 2004 году.

В Подмосковье число преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе беспризорными и безнадзорными детьми в прошлом году увеличилось на 14 процентов по сравнению в 2004 году.

Если обратиться к этой тревожной статистике по Москве, то в столице за ночь детьми совершается в среднем 1 000 регистрируемых правонарушений, начиная от незначительных административных правонарушений и заканчивая уголовными, включая те, что относятся к категории особо тяжких. Действительно, цифра впечатляющая, но главное — продолжается тенденция к ее росту. Так, за 2002-2004 годы, количество преступлений, совершенных подростками в Москве увеличилось на 17,7 процента. По словам замначальника ГУВД Москвы по работе с несовершеннолетними Антонины Рябовой, за восемь месяцев 2005 года детской преступности в Москве стало больше на 10,2%. При этом, по данным ГУВД, молодежная преступность молодеет: на 12,4% увеличилась криминальная активность подростков возрастной группы 14-16 лет. Здесь также следует учесть, что потенциал нарастания агрессии беспризорных и бездомных подростков по разным источникам в Москве составляет от 300 000 до 700 000, а в целом по России — около 4 миллионов бездомных детей, которым скоро будет принадлежать будущее нашей страны.

С другой стороны, число случаев немотивированной агрессии растет и в педагогической среде. По данным социологического обследования, проводимого по заданию Российского профсоюза учителей, почти 60% педагогов страдают различными формами неврозов [4]. Такой учитель не может адекватно реагировать на бесконечный поток непредвиденных ситуаций, которые в течение дня неоднократно возникают в школьной жизни. В лучшем случае педагог подавляет свои непосредственные негативные реакции или «срывается на крик», в худшем же дело доходит до применения физической силы в отношении детей. И та и другая ситуация не могут считаться конструктивными, они приводят к растущему напряжению между учениками и их наставниками. А поскольку дети проводят в стенах школы полный рабочий день, получается, что этот день и для педагогов и для учеников в значительной степени состоит из различных конфликтных ситуаций, которые не разрешаются полностью и превращаются в затяжные, хронические негативные отношения в связке «ученик-учитель».

Таким образом, можно сделать следующий вывод: немотивированная подростковая агрессия, часто выливающаяся в акты вандализма, насилия и тяжкие преступления, может быть косвенным образом спровоцирована непрояв-ленной агрессией со стороны учителей и представляет серьезнейшую угрозу для стабильности и общественной безопасности Москвы.

Встает вопрос, почему же общество в лице образовательных учреждений, медико-социальных и психологических коррекционных центров, правоохра-

нительных органов, общественно-политических организаций не могут остановить этот угрожающий процесс? Каковы же причины и механизмы возникновения агрессии и, в частности немотивированной, в школьной среде? Есть ли что-то особое в той форме агрессии, которую мы называем немотивированной? На наш взгляд, тому несколько причин.

Во-первых, агрессия, и в частности немотивированная, является деструктивным поведением, которое заложено в человеке. На ее уровень часто одновременно могут воздействовать разные экологические, социальные, психологические, психофизиологические, биохимические и генетические факторы [5]. Однако эти факторы являются вторичными, способствующими. Реальных причин мы, к сожалению, пока не знаем. Мы можем лишь фиксировать акт агрессии. Отсюда и возникает необходимость системного комплексного подхода в разработке методов для ранней диагностики, профилактики и своевременной коррекции агрессии.

Во-вторых, с изменением общественного строя старые методы по коррекции детской и подростковой агрессии, которые были действенны в Советском обществе, в настоящее время не работают. Поэтому мы видим бессилие школ и вузов, медико-социальных и психологических коррекционных центров, милиции, общественно-политических организаций по коррекции агрессии, имеющейся в молодежной среде.

В-третьих, цензура на радио, телевидении и в печати в СССР, в прошлом, в значительной степени предохраняла общество от фактов насилия и агрессии. Снятие этих барьеров и пропаганда агрессивного поведения, особенно на телевидении, стали дополнительным фактором для резкого роста агрессивных противоправных действий и скачка детско-подростковых преступлений в современной России.

В-четвертых, существующие современные методики по диагностике и коррекции детской агрессии взяты в основном из развитых зарубежных стран — США, Великобритании, Германии. Эти страны имеют свои социально-культурные особенности, и поэтому их методики плохо работают у нас.

В-пятых, в настоящее время в России нет до сих пор осознания необходимости проведения новых исследований, разработки комплексного плана по изучению агрессии, а предпринимаемые попытки изучить агрессию в разных регионах страны имеют локальный, случайный, не системный характер, который привязан к местным экологическим, социально-экономическим, культурным условиям. Поэтому назрела крайняя необходимость создания Единой российской комплексной программы по изучению механизмов агрессии, по выявлению деструктивных факторов, провоцирующих агрессию, ее ранней профилактике и коррекции в школьной среде.

С возникновением и развитием общественно-социальных отношений вида Homo Sapience на человека стали действовать многие социальные условности и факторы, которые могли либо сдерживать, либо способствовать агрессивным проявлениям. Например, воздействие таких социальных факторов, как девальвация ценности семейных отношений и отсюда как следствие неполные семьи, и ущербное воспитание, а также подмена человеческих ценностей: любви, доброты, патриотизма, уважения к старшим, почитания родителей — личностной свободой (анархией), пропагандой секса, порнографии, эгоизма и карьеризма, пренебрежение и ненависть к старшим и своей семье, вседозволенность и обесценивание человеческой жизни привели к беспрецедентному росту насилия и агрессии в России.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

- недостаточное развитие интеллекта;

- сниженная самооценка;

- низкий уровень самоконтроля;

- неразвитость коммуникативных навыков;

- повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Анализ развития общества показывает, что другими системными факторами, оказывающими отрицательное влияние на российское общество, явились распад СССР, перестройка, длительный переходный период, который вызвал у людей состояние неопределенности, нестабильности и высокую тревожность за свое будущее. При этом особую роль сыграли средства массовой информации, муссируя негативную информацию, распространяя слухи, усиливая разрушающее действие на сознание людей, и особенно, на подрастающее поколение.

Здесь необходимо подчеркнуть, что постоянные и длительные стрессовые воздействия в условиях высокой плотности проживания населения в больших городах и сильного информационного давления вызывают у одних людей депрессию и апатию, политическое и социальное безразличие, алкоголизацию, а у других — агрессию, социальный и политический экстремизм, озлобленность и, как следствие, обострение криминогенной обстановки. Повсеместное распространение асоциальных форм индивидуальной и групповой агрессивности обусловлено резким увеличением стрессогенности среды обитания современного индивида. При этом ни один человек не застрахован от того, чтобы превратиться либо в объект агрессии и насилия, либо в соучастника агрессивных актов.

Еще одним из важных моментов изучения данного феномена является важность выделения первичных системных факторов, которые снимают барьеры для запуска механизмов агрессии. Так, часто в печати и на телевидении приводятся доводы, что основной причиной агрессии и молодежной преступности в стране является бедность граждан, неблагополучие в семьях, миграция и столкновение разных этнических, религиозных групп, глобализация и даже научный прогресс и т.д. Действительно эти факторы влияют на уровень подростковой агрессии, но не являются основными.

Например, проблема бедности, называемая социологами и политиками ведущим фактором подростковой агрессии, (недавние молодежные волнения во Франции), может быть оспорена примером мирного, безопасного проживания кубинского народа и низким уровнем агрессии в молодежной среде, где уровень заработной платы в среднем составляет 5 долларов в месяц при до сих пор существующей талонной системе.

Так же не всегда подростковая преступность развита лишь в неблагополучных семьях. Бывает, что семья и бедная, а ребенок вырастает «назло» всей своей родне хорошим, нормальным, воспитанным человеком. И наоборот, молодые преступники все чаще встречаются в экономически благополучных семьях. Наверное, виноваты в этом родители и общество, люди, которые окружают ребенка. Ведь ребенок, это губка. Он впитывает в себя не только то, что окружает его в семье, но также все то, что вокруг него в школе, во дворе и т.д., а там порой встречаются довольно жестокие дети, которые, насмотревшись фильмов подоб-

ным «Бригаде», начинают подражать главным героям. Это ли не учебное пособие для малолетнего бандита.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что природа агрессии:

- имеет сложную социально-психолого-биологическую основу;

- неясна из-за многообразия точек зрения на феномен немотивированной подростковой агрессии;

- по-новому проявляется из-за качественных изменений, произошедших в российском обществе, в связи с изменением общественного строя;

- неадекватно реагирует на бурное развитие науки и техники из-за деструктивного поведения человека;

- плохо изучена в свете процесса глобализации, увеличения миграции и столкновения разных культур и религиозных конфессий.

Таким образом, назрела острая необходимость заново пересмотреть наши взгляды на проблему агрессии, выявить и отделить главные факторы от вторичных, вызывающих немотивированную агрессию в молодежной среде. Для этого и нужен комплексный системный подход в изучении немотивированной агрессии.

Однако в целом мы знаем, что в основе стихийного роста агрессивных проявлений в детско-подростковой среде лежит отсутствие широкой пропаганды морально-нравственных ценностей человека. При этом нестабильность экономической и психологической устойчивости молодежи, неверие в завтрашний день, в свое будущее, телевизионные, радио и газетные передачи, нагнетающие обстановку и разрушающие культурно-моральные установки подростка, являются одним из самых мощных системных факторов (стрессоров), воздействующих на психику человека. И их негативное воздействие на сознание ребенка усиливается на фоне разрушения моральных и нравственных ценностей. Первыми шагами на этом пути должна стать активная пропаганда государством и научным сообществом таких базовых ценностей как: семья — основа стабильного общества, здоровый образ жизни, право на образование, медицинское обслуживание, бесценность каждой человеческой жизни, гражданские свободы.

Такая пропаганда и образование молодежи должны осуществляться авторитетными специалистами с помощью телевидения, печати и радио. Неискренность, несовпадение слова и дела, отсутствие и противоречивость поступающей информации к подростку, вызывают длительные стрессовые состояния и агрессию. Необходимо также на государственном уровне вернуть уважение к тяжелейшей профессии учителя, поощрять его самоотверженность и не допускать обесценивания учительского труда. Чиновники от образования должны прекрасно понимать, что у современного учителя нет практически никаких рычагов давления: он не может поставить два в четверти, не может оставить неуспевающего на второй год, не может выставить юного нахала из класса, поскольку несет ответственность за его жизнь. Кроме того, увеличивающаяся с каждым годом дельта между тем, что преподают в старших классах и тем, что требуется при поступлении в вуз, приводит к тому, что дети из 10-11 классов в школе уже не учатся, бросая все силы и немалые деньги на всевозможные курсы подготовки в институт и репетиторов. Такая, во многом искусственно созданная ситуация не могла не привести к тому, что мы сегодня имеем: толпы неуправляемых подростков и огромное количество учителей с неврозами и общей психосоматической заболеваемостью.

Итак, во-первых, необходимо решить вопрос о выявлении факторов, вызывающих агрессию, и определить механизмы, способные предупредить или затор-

мозить ее развитие. Во-вторых, найти пути, по которым можно было бы направить подростковую агрессию в русло социально-допустимых действий, одобряемых обществом.

Поэтому встает задача о создании Комплексной программы, которая будет учитывать биологическую и социальную составляющие агрессии и механизмы ее запуска. Знание этих механизмов позволит целенаправленно предотвращать и управлять немотивированной агрессией среди молодежи.

Исходя из вышеизложенного, была разработана Комплексная программа для проведения широкомасштабного, глубокого исследования немотивированной агрессии в подростковой среде (13-18 лет) и у школьных педагогов.

Задачами исследования являются:

- выявление базовых факторов, провоцирующих агрессию, их взаимодействие между собой, как индивидуальное, так и на групповом уровне;

- разработка тренингов для работы в группах и индивидуально с учащимися и педагогами, создание доверительной атмосферы в отношениях ученик-учитель и снятие напряженности и внутренней, неявной агрессии.

Научное изучение данной проблематики планируется провести с использованием разнообразных подходов, что позволит изучить данный феномен на разных уровнях человека:

- психологическом и экопсихологическом;

- биохимическом;

- генетическом;

- с компьютерно-томографической визуализацией работы головного мозга.

Выполнение данной программы предполагает следующие практические

результаты:

- будут выработаны методические рекомендации по профилактике детско-подростковой агрессивности для персонала детских садов, детских домов, школ-интернатов, среднеобразовательных школ и вузов, которые занимаются воспитанием и обучением подрастающего поколения;

- разработаны тренинги, позволяющие управлять агрессией даже в тех случаях, когда эта агрессия объясняется влиянием политических, социальных, национальных, культурных факторов;

- создание Единой комплексной программы по профилактике и коррекции детской и подростковой агрессии (единые стандарты проведения мониторинга, профилактики и коррекции агрессии в молодежной среде) на уровне Министерства образования и науки, Министерства внутренних дел, Департамента образования;

- участие в конференциях, круглых столах и симпозиумах различного уровня, создание учебных программ и программ дополнительного образования для вузов различного профиля, написание учебников, учебно-методических пособий, создание электронных версий учебной литературы и т.д.;

Пилотные исследования по Комплексной программе для выявления базовых факторов, провоцирующих агрессию детей и подростков с девиантным поведением, ведутся в учебных заведениях Алтайского Края (г. Бийск, г. Барнаул, г. Новосибирск), Среднего Поволжья (г. Ульяновск, г. Чебоксары), г. Москвы.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Глебов В., Богатырева С. Насилие и агрессия в общеобразовательной школе в свете социально-психологических проблем. // Материалы Ш-го Международного

Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социальнопсихического здоровья». Казань 2006. - 209 с.

2. Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Исследование немотивированной агрессии в молодежной среде. // Материалы Ш-го Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психического здоровья». Казань 2006. - С. 130-135.

3. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Глебов В.В. Психосоциальная устойчивость. // Материалы Научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России». МГУ, 2005 года в Москве.

4. Родионова О.М., Романова С.А. Состояние здоровья педагогов как важный фактор здоровьесберегающих технологий. // Экологическое образование в школе, 2006. -№ 8. - С. 65-72.

5.Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Корреляционная связь между вегетативными показателями стр есса и личностными особенностями испытуемых, находящихся в зоне пограничных расстройств. // Материалы Н-ой Международный междисциплинарный конгресс «Нейронаука для медицины и психологии. Судак, 2006. - С. 47-50.

UNMOTIVATED AGGRESSION IN VARIOUS SOCIAL GROUPS -THREAT OF SOCIAL STABILITY AND SAFETY OF THE MODERN MEGACITY

O.M. Rodionova, V.V. Glebov

Ecological Faculty, Peoples ’ Friendship Russian University,

Podolskoye shosse, 8/5, 113093, Moscow, Russia

Growth of aggression and violence over the teenage environment is one of the most acute problems not only for doctors, teachers and psychologists, but also for a society as a whole, representing threat for stable existence and safety of a modem society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.