НЕМОТИВИРОВАННАЯ АГРЕССИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ - УГРОЗА СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА
О.М. Родионова, В.В. Глебов
Экологический факультет, Российский университет дружбы народов, Подольское шоссе, 8/5, 113093, Москва, Россия
Рост агрессии и насилия в подростковой среде является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом, представляя угрозу для стабильного существования и безопасности современного общества.
В научной литературе существует множество определений агрессии. В контексте данного сообщения мы используем следующее определение этого термина: «Агрессия — это всегда мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [1]. С позиций такого определения «немотивированная» афессия все же мотивирована. Однако мотивация здесь не столь явна, она имеет внутреннюю природу и также может провоцироваться различными факторами внешней среды. Нами неслучайно взята в качестве объекта исследования «немотивированная афессия», которая, по сути, является генетически детерминированной, личностной характеристикой человека и «освобождена» от социальных установок. Немотивированная афессия может проявляться в самых разных социальных слоях населения. Нами в настоящей работе рассматривается немотивированная афессия, возникающая в одной из самых важных для формирования общества связей — «ученик-учитель».
Повышенная афессивность современных детей и подростков является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом [2]. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано сумма-цией целого ряда неблагоприятных факторов:
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
- ухудшением социальных условий жизни детей;
- увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
Рост афессии и насилия в подростковой среде проявляется в новых формах молодежных преступлений, которых раньше не было. Прежде мы в основном сталкивались с кражами и хулиганством у мальчиков, кражами и проституцией у девочек. Теперь же несовершеннолетние все чаще оказываются замешанными в торговле наркотиками и оружием, немотивированной жестокости, убийствах, сутенерстве, нападениях на бизнесменов и иностран-
цев, мошенничестве, захвате детей в заложники и других столь же тяжких преступлениях [3].
Так, по данным МВД Российской Федерации, ежегодно в России более миллиона несовершеннолетних доставляются в милицию за различные преступления и правонарушения. Из этого числа более 1200 составляют убийства и 18 тысяч разбойных нападений. Рост криминальных проявлений в молодежной среде отмечается в 53 регионах. Удельный вес детской преступности от общей по стране в 2005 году составил почти 12 процентов. Министром МВД РФ Рашидом Нургалиевым было отмечено, что «преступления, совершаемые несовершеннолетними, зачастую отличаются повышенной жестокостью». В 2005 году к уголовной ответственности было привлечено 175 тысяч несовершеннолетних, что на 55% больше, чем в 2004 году.
В Подмосковье число преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе беспризорными и безнадзорными детьми в прошлом году увеличилось на 14 процентов по сравнению в 2004 году.
Если обратиться к этой тревожной статистике по Москве, то в столице за ночь детьми совершается в среднем 1 000 регистрируемых правонарушений, начиная от незначительных административных правонарушений и заканчивая уголовными, включая те, что относятся к категории особо тяжких. Действительно, цифра впечатляющая, но главное — продолжается тенденция к ее росту. Так, за 2002-2004 годы, количество преступлений, совершенных подростками в Москве увеличилось на 17,7 процента. По словам замначальника ГУВД Москвы по работе с несовершеннолетними Антонины Рябовой, за восемь месяцев 2005 года детской преступности в Москве стало больше на 10,2%. При этом, по данным ГУВД, молодежная преступность молодеет: на 12,4% увеличилась криминальная активность подростков возрастной группы 14-16 лет. Здесь также следует учесть, что потенциал нарастания агрессии беспризорных и бездомных подростков по разным источникам в Москве составляет от 300 000 до 700 000, а в целом по России — около 4 миллионов бездомных детей, которым скоро будет принадлежать будущее нашей страны.
С другой стороны, число случаев немотивированной агрессии растет и в педагогической среде. По данным социологического обследования, проводимого по заданию Российского профсоюза учителей, почти 60% педагогов страдают различными формами неврозов [4]. Такой учитель не может адекватно реагировать на бесконечный поток непредвиденных ситуаций, которые в течение дня неоднократно возникают в школьной жизни. В лучшем случае педагог подавляет свои непосредственные негативные реакции или «срывается на крик», в худшем же дело доходит до применения физической силы в отношении детей. И та и другая ситуация не могут считаться конструктивными, они приводят к растущему напряжению между учениками и их наставниками. А поскольку дети проводят в стенах школы полный рабочий день, получается, что этот день и для педагогов и для учеников в значительной степени состоит из различных конфликтных ситуаций, которые не разрешаются полностью и превращаются в затяжные, хронические негативные отношения в связке «ученик-учитель».
Таким образом, можно сделать следующий вывод: немотивированная подростковая агрессия, часто выливающаяся в акты вандализма, насилия и тяжкие преступления, может быть косвенным образом спровоцирована непрояв-ленной агрессией со стороны учителей и представляет серьезнейшую угрозу для стабильности и общественной безопасности Москвы.
Встает вопрос, почему же общество в лице образовательных учреждений, медико-социальных и психологических коррекционных центров, правоохра-
нительных органов, общественно-политических организаций не могут остановить этот угрожающий процесс? Каковы же причины и механизмы возникновения агрессии и, в частности немотивированной, в школьной среде? Есть ли что-то особое в той форме агрессии, которую мы называем немотивированной? На наш взгляд, тому несколько причин.
Во-первых, агрессия, и в частности немотивированная, является деструктивным поведением, которое заложено в человеке. На ее уровень часто одновременно могут воздействовать разные экологические, социальные, психологические, психофизиологические, биохимические и генетические факторы [5]. Однако эти факторы являются вторичными, способствующими. Реальных причин мы, к сожалению, пока не знаем. Мы можем лишь фиксировать акт агрессии. Отсюда и возникает необходимость системного комплексного подхода в разработке методов для ранней диагностики, профилактики и своевременной коррекции агрессии.
Во-вторых, с изменением общественного строя старые методы по коррекции детской и подростковой агрессии, которые были действенны в Советском обществе, в настоящее время не работают. Поэтому мы видим бессилие школ и вузов, медико-социальных и психологических коррекционных центров, милиции, общественно-политических организаций по коррекции агрессии, имеющейся в молодежной среде.
В-третьих, цензура на радио, телевидении и в печати в СССР, в прошлом, в значительной степени предохраняла общество от фактов насилия и агрессии. Снятие этих барьеров и пропаганда агрессивного поведения, особенно на телевидении, стали дополнительным фактором для резкого роста агрессивных противоправных действий и скачка детско-подростковых преступлений в современной России.
В-четвертых, существующие современные методики по диагностике и коррекции детской агрессии взяты в основном из развитых зарубежных стран — США, Великобритании, Германии. Эти страны имеют свои социально-культурные особенности, и поэтому их методики плохо работают у нас.
В-пятых, в настоящее время в России нет до сих пор осознания необходимости проведения новых исследований, разработки комплексного плана по изучению агрессии, а предпринимаемые попытки изучить агрессию в разных регионах страны имеют локальный, случайный, не системный характер, который привязан к местным экологическим, социально-экономическим, культурным условиям. Поэтому назрела крайняя необходимость создания Единой российской комплексной программы по изучению механизмов агрессии, по выявлению деструктивных факторов, провоцирующих агрессию, ее ранней профилактике и коррекции в школьной среде.
С возникновением и развитием общественно-социальных отношений вида Homo Sapience на человека стали действовать многие социальные условности и факторы, которые могли либо сдерживать, либо способствовать агрессивным проявлениям. Например, воздействие таких социальных факторов, как девальвация ценности семейных отношений и отсюда как следствие неполные семьи, и ущербное воспитание, а также подмена человеческих ценностей: любви, доброты, патриотизма, уважения к старшим, почитания родителей — личностной свободой (анархией), пропагандой секса, порнографии, эгоизма и карьеризма, пренебрежение и ненависть к старшим и своей семье, вседозволенность и обесценивание человеческой жизни привели к беспрецедентному росту насилия и агрессии в России.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:
- недостаточное развитие интеллекта;
- сниженная самооценка;
- низкий уровень самоконтроля;
- неразвитость коммуникативных навыков;
- повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).
Анализ развития общества показывает, что другими системными факторами, оказывающими отрицательное влияние на российское общество, явились распад СССР, перестройка, длительный переходный период, который вызвал у людей состояние неопределенности, нестабильности и высокую тревожность за свое будущее. При этом особую роль сыграли средства массовой информации, муссируя негативную информацию, распространяя слухи, усиливая разрушающее действие на сознание людей, и особенно, на подрастающее поколение.
Здесь необходимо подчеркнуть, что постоянные и длительные стрессовые воздействия в условиях высокой плотности проживания населения в больших городах и сильного информационного давления вызывают у одних людей депрессию и апатию, политическое и социальное безразличие, алкоголизацию, а у других — агрессию, социальный и политический экстремизм, озлобленность и, как следствие, обострение криминогенной обстановки. Повсеместное распространение асоциальных форм индивидуальной и групповой агрессивности обусловлено резким увеличением стрессогенности среды обитания современного индивида. При этом ни один человек не застрахован от того, чтобы превратиться либо в объект агрессии и насилия, либо в соучастника агрессивных актов.
Еще одним из важных моментов изучения данного феномена является важность выделения первичных системных факторов, которые снимают барьеры для запуска механизмов агрессии. Так, часто в печати и на телевидении приводятся доводы, что основной причиной агрессии и молодежной преступности в стране является бедность граждан, неблагополучие в семьях, миграция и столкновение разных этнических, религиозных групп, глобализация и даже научный прогресс и т.д. Действительно эти факторы влияют на уровень подростковой агрессии, но не являются основными.
Например, проблема бедности, называемая социологами и политиками ведущим фактором подростковой агрессии, (недавние молодежные волнения во Франции), может быть оспорена примером мирного, безопасного проживания кубинского народа и низким уровнем агрессии в молодежной среде, где уровень заработной платы в среднем составляет 5 долларов в месяц при до сих пор существующей талонной системе.
Так же не всегда подростковая преступность развита лишь в неблагополучных семьях. Бывает, что семья и бедная, а ребенок вырастает «назло» всей своей родне хорошим, нормальным, воспитанным человеком. И наоборот, молодые преступники все чаще встречаются в экономически благополучных семьях. Наверное, виноваты в этом родители и общество, люди, которые окружают ребенка. Ведь ребенок, это губка. Он впитывает в себя не только то, что окружает его в семье, но также все то, что вокруг него в школе, во дворе и т.д., а там порой встречаются довольно жестокие дети, которые, насмотревшись фильмов подоб-
ным «Бригаде», начинают подражать главным героям. Это ли не учебное пособие для малолетнего бандита.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что природа агрессии:
- имеет сложную социально-психолого-биологическую основу;
- неясна из-за многообразия точек зрения на феномен немотивированной подростковой агрессии;
- по-новому проявляется из-за качественных изменений, произошедших в российском обществе, в связи с изменением общественного строя;
- неадекватно реагирует на бурное развитие науки и техники из-за деструктивного поведения человека;
- плохо изучена в свете процесса глобализации, увеличения миграции и столкновения разных культур и религиозных конфессий.
Таким образом, назрела острая необходимость заново пересмотреть наши взгляды на проблему агрессии, выявить и отделить главные факторы от вторичных, вызывающих немотивированную агрессию в молодежной среде. Для этого и нужен комплексный системный подход в изучении немотивированной агрессии.
Однако в целом мы знаем, что в основе стихийного роста агрессивных проявлений в детско-подростковой среде лежит отсутствие широкой пропаганды морально-нравственных ценностей человека. При этом нестабильность экономической и психологической устойчивости молодежи, неверие в завтрашний день, в свое будущее, телевизионные, радио и газетные передачи, нагнетающие обстановку и разрушающие культурно-моральные установки подростка, являются одним из самых мощных системных факторов (стрессоров), воздействующих на психику человека. И их негативное воздействие на сознание ребенка усиливается на фоне разрушения моральных и нравственных ценностей. Первыми шагами на этом пути должна стать активная пропаганда государством и научным сообществом таких базовых ценностей как: семья — основа стабильного общества, здоровый образ жизни, право на образование, медицинское обслуживание, бесценность каждой человеческой жизни, гражданские свободы.
Такая пропаганда и образование молодежи должны осуществляться авторитетными специалистами с помощью телевидения, печати и радио. Неискренность, несовпадение слова и дела, отсутствие и противоречивость поступающей информации к подростку, вызывают длительные стрессовые состояния и агрессию. Необходимо также на государственном уровне вернуть уважение к тяжелейшей профессии учителя, поощрять его самоотверженность и не допускать обесценивания учительского труда. Чиновники от образования должны прекрасно понимать, что у современного учителя нет практически никаких рычагов давления: он не может поставить два в четверти, не может оставить неуспевающего на второй год, не может выставить юного нахала из класса, поскольку несет ответственность за его жизнь. Кроме того, увеличивающаяся с каждым годом дельта между тем, что преподают в старших классах и тем, что требуется при поступлении в вуз, приводит к тому, что дети из 10-11 классов в школе уже не учатся, бросая все силы и немалые деньги на всевозможные курсы подготовки в институт и репетиторов. Такая, во многом искусственно созданная ситуация не могла не привести к тому, что мы сегодня имеем: толпы неуправляемых подростков и огромное количество учителей с неврозами и общей психосоматической заболеваемостью.
Итак, во-первых, необходимо решить вопрос о выявлении факторов, вызывающих агрессию, и определить механизмы, способные предупредить или затор-
мозить ее развитие. Во-вторых, найти пути, по которым можно было бы направить подростковую агрессию в русло социально-допустимых действий, одобряемых обществом.
Поэтому встает задача о создании Комплексной программы, которая будет учитывать биологическую и социальную составляющие агрессии и механизмы ее запуска. Знание этих механизмов позволит целенаправленно предотвращать и управлять немотивированной агрессией среди молодежи.
Исходя из вышеизложенного, была разработана Комплексная программа для проведения широкомасштабного, глубокого исследования немотивированной агрессии в подростковой среде (13-18 лет) и у школьных педагогов.
Задачами исследования являются:
- выявление базовых факторов, провоцирующих агрессию, их взаимодействие между собой, как индивидуальное, так и на групповом уровне;
- разработка тренингов для работы в группах и индивидуально с учащимися и педагогами, создание доверительной атмосферы в отношениях ученик-учитель и снятие напряженности и внутренней, неявной агрессии.
Научное изучение данной проблематики планируется провести с использованием разнообразных подходов, что позволит изучить данный феномен на разных уровнях человека:
- психологическом и экопсихологическом;
- биохимическом;
- генетическом;
- с компьютерно-томографической визуализацией работы головного мозга.
Выполнение данной программы предполагает следующие практические
результаты:
- будут выработаны методические рекомендации по профилактике детско-подростковой агрессивности для персонала детских садов, детских домов, школ-интернатов, среднеобразовательных школ и вузов, которые занимаются воспитанием и обучением подрастающего поколения;
- разработаны тренинги, позволяющие управлять агрессией даже в тех случаях, когда эта агрессия объясняется влиянием политических, социальных, национальных, культурных факторов;
- создание Единой комплексной программы по профилактике и коррекции детской и подростковой агрессии (единые стандарты проведения мониторинга, профилактики и коррекции агрессии в молодежной среде) на уровне Министерства образования и науки, Министерства внутренних дел, Департамента образования;
- участие в конференциях, круглых столах и симпозиумах различного уровня, создание учебных программ и программ дополнительного образования для вузов различного профиля, написание учебников, учебно-методических пособий, создание электронных версий учебной литературы и т.д.;
Пилотные исследования по Комплексной программе для выявления базовых факторов, провоцирующих агрессию детей и подростков с девиантным поведением, ведутся в учебных заведениях Алтайского Края (г. Бийск, г. Барнаул, г. Новосибирск), Среднего Поволжья (г. Ульяновск, г. Чебоксары), г. Москвы.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Глебов В., Богатырева С. Насилие и агрессия в общеобразовательной школе в свете социально-психологических проблем. // Материалы Ш-го Международного
Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социальнопсихического здоровья». Казань 2006. - 209 с.
2. Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Исследование немотивированной агрессии в молодежной среде. // Материалы Ш-го Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психического здоровья». Казань 2006. - С. 130-135.
3. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Глебов В.В. Психосоциальная устойчивость. // Материалы Научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России». МГУ, 2005 года в Москве.
4. Родионова О.М., Романова С.А. Состояние здоровья педагогов как важный фактор здоровьесберегающих технологий. // Экологическое образование в школе, 2006. -№ 8. - С. 65-72.
5.Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Корреляционная связь между вегетативными показателями стр есса и личностными особенностями испытуемых, находящихся в зоне пограничных расстройств. // Материалы Н-ой Международный междисциплинарный конгресс «Нейронаука для медицины и психологии. Судак, 2006. - С. 47-50.
UNMOTIVATED AGGRESSION IN VARIOUS SOCIAL GROUPS -THREAT OF SOCIAL STABILITY AND SAFETY OF THE MODERN MEGACITY
O.M. Rodionova, V.V. Glebov
Ecological Faculty, Peoples ’ Friendship Russian University,
Podolskoye shosse, 8/5, 113093, Moscow, Russia
Growth of aggression and violence over the teenage environment is one of the most acute problems not only for doctors, teachers and psychologists, but also for a society as a whole, representing threat for stable existence and safety of a modem society.