Научная статья на тему 'Аграрный строй в экономической системе общества: тенденции развития'

Аграрный строй в экономической системе общества: тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрный строй в экономической системе общества: тенденции развития»

АГРАРНАЯ РЕФОРМА

АГРАРНЫЙ СТРОЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

И. Б. ПОЛЮБИНА, доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

Анализ современных аграрных отношений имеет первостепенное значение для выявления основных закономерностей общественного развития. Нынешнее состояние экономической теории характеризуется отставанием фундаментальных исследований в этой области, которые должны вбирать в себя современные достижения мировой науки и методологические обобщения глобального характера, учитывая в то же время российскую действительность, ее экономическую и национально-психологическую специфику.

Проведение аграрной реформы, обоснование ее стратегии и тактики предполагает необходимость глубокого и всестороннего исследования теоретических основ аграрных отношений, что позволит в дальнейшем выработать принципы и механизмы их эффективной реализации.

Необходимость исследования тенденций развития аграрного строя обусловлена рядом моментов. Сегодня значительная часть населения земного шара живет в странах, в экономике которых преобладает аграрный сектор. Кроме того, для многих стран, в том числе и России, продолжает оставаться актуальной проблема продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Примерно 70% предметов потребления производится из продукции сельского хозяйства, поэтому от эффективности этой отрасли прямо зависит жизненный уровень населения. Продовольственная безопасность страны, являясь составной частью ее национальной безопасности, выступает как гарантия стабильного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.

Проблема национальной продовольственной безопасности непосредственно затрагивает судьбу 6,7 млн человек, занятых в сельском хозяйстве, 1,5 млн - в пищевой промышленности и почти 40 млн человек, проживающих в сельской местности России.

Не следует забывать и о роли сельского хозяйства в создании валового национального продукта, национального дохода.

Вклад сельского хозяйства в экономический рост может быть оценен по трем направлениям:

• по участию аграрного сектора в создании валового внутреннего продукта;

• по доле товарной продукции и участию в товарообороте;

• по факториальному вкладу сельского хозяйства в экономический рост.

Участие сельского хозяйства в создании валового внутреннего продукта можно оценить по ряду показателей:

• по абсолютному объему произведенной продукции и изменению ее структуры;

• по объемам производства агропродуктов в расчете на одного жителя или на одного занятого в сельхозпроизводстве.

При этом просматриваются следующие зависимости:

чем больше доля агропроизводства в валовом внутреннем продукте, тем выше степень участия аграрного сектора в экономическом росте;

чем выше темпы роста агропродукции по сравнению с темпами роста производства в других отраслях экономики, тем больше вклад сельского хозяйства в экономический рост. Вклад аграрного сектора в экономический рост по участию в рынке связан с его двоякой ролью. Во-первых, как поставщика продукции на внутренний и внешний рынки, а во-вторых, как потребителя ресурсов, произведенных в других отраслях экономики. Интенсификация обусловливает быстрый рост потребления в сельском хозяйстве продукции отраслей промышленности, что влияет на темпы роста отечественной индустрии.

Так, до 1990 года такие народно-хозяйствен-ные комплексы, как топливно-энергетический, машиностроительный, химико-лесной, поставля-

ли селу от 28 до 37 % своей продукции (Экономист. - 1999. - № 1. - С. 12).

Факгориальный вклад аграрного сектора в экономический рост определяется прежде всего тем, что деревня выступает донором поступления трудовых ресурсов в другие отрасли экономики, а также источником пополнения земельного фонда несельскохозяйственных отраслей для целей промышленного, гражданского строительства и т.п. В значительной мере темпы таких процессов зависят от повышения производительности труда в аграрном секторе, что способствует высвобождению рабочей силы, росту уровня доходов и налогообложения сельского населения, появлению рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях производства.

Отличие сельского хозяйства как отрасли материального производства от других отраслей проявляется прежде всего в том, что здесь в качестве главного средства производства выступает земля.

Особенности земли как главного средства производства в сельском хозяйстве, с одной стороны, обусловливают своеобразие технологического процесса в земледелии, с другой - являются естественными предпосылками определенных экономических отношений.

Сельское хозяйство различных стран характеризуется неодинаковым уровнем развития производительных сил, различным плодородием земель, различными формами собственности и типами сельскохозяйственных предприятий, различной эффективностью производства.

Аграрные отношения как составная часть всей системы экономических и социальных отношений представляют собой отношения между людьми, занятыми в аграрной сфере по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Основное ядро социально-экономической структуры аграрных отношений образует система землевладения и землепользования, точ-нее - отношения собственности на землю.

В мире существует сложное переплетение форм собственности. Наиболее типичными формами собственности являются частная и государственная. Частная собственность на землю имеет многочисленные формы проявления, начиная от собственности крестьян и фермеров и кончая собственностью крупных землевладельцев и помещиков.

Характер государственной собственности также неодинаков. Формы земельной собственности определяют различные типы сельскохозяйственных предприятий, которые различаются как по форме собственности, так и по форме организации и размерам. Среди них можно выделить акционерные общества, плантаторские хозяйства, крестьянские и

фермерские хозяйства, кооперативы, совхозы, колхозы, личные подсобные хозяйства.

Спецификой сельского хозяйства является и то, что размеры сельскохозяйственных предприятий характеризуются не размерами земельной площади и численностью скота, а выходом продукции на единицу площади. Небольшие по земельной площади, но высоко интенсивные хозяйства по размерам дохода относятся к крупным хозяйствам. Следовательно, по размерам земельной площади можно судить о размерах хозяйств лишь относительно, и тем менее точно, чем выше процесс интенсификации.

Наряду с хозяйствами, основанными на собственной земле, в мире широко распространены отношения аренды и субаренды. Арендатор не является собственником земли, он является ее владельцем и использует по своему усмотрению, происходит отделение собственности на землю от ее фактического использования. Арендованную землю арендатор может обрабатывать собственным трудом или привлечь наемных рабочих.

Отождествлять всю сложную систему аграрных отношений с земельными отношениями, то есть с теми, что складываются по поводу землевладения, землеустройства и землепользования, не следует.

Аграрные отношения выражают собой всю совокупность производственных, социальных, культурно-нравственных отношений между людьми, базируются на системе их естественных интересов, на общечеловеческих ценностях и гражданских правах труженика-земледельца.

Аграрные отношения обусловлены наличием в структуре производительных сил их особого типа, связанного с непосредственным использованием и воспроизводством ресурсов и сил живой природы и земли в качестве предметов, средств и орудий труда. Они развиваются в соответствии с естественными законами природы и умением их использовать. Последнее предполагает наличие прямой производственной связи работников с землей, осуществляемой в тех формах и теми способами, которые оказываются более эффективными с точки зрения использования земли, производства продукции и обеспечения ею народного хозяйства и населения, улучшения условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения самих работников земледелия и сельских жителей в целом.

В современной экономической литературе в качестве фундаментальных основ аграрных отношений рассматриваются две:

♦ крестьянин как субъект аграрных отношений;

♦ право собственности на землю и на другие

средства производства.

У крестьянина, как у всякого производителя, человеческий интерес (иметь выгоду от своего

труда), как начало всей системы аграрных отношений, тесно связан со второй их основой - правом собственности крестьянина на средства производства, прежде всего на землю.

Важно вычленить аграрные отношения в узком и широком значении: первое ограничено только сельским хозяйством, второе распространяется на всю систему экономических отношений, складывающихся в обществе по поводу присвоения и использования земли и других средств сельскохозяйственного производства в агропромышленном комплексе (АПК), включающем три сферы:

• производство средств производства для сельского хозяйства;

• собственно сельское хозяйство;

• переработка и реализация готовой продукции. Другими словами, аграрные отношения, понимаемые в их широком значении, приобретают черты агропромышленных отношений. Аграрные отношения охватывают весь процесс расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве в его взаимосвязях с другими сферами АПК.

Субъектами аграрно-экономических отношений выступают:

а) сельские товаропроизводители (независимо от формы собственности, на базе которой они функционируют);

б) работники, занятые на предприятиях производственной и социальной инфраструктуры села;

в) работники отраслей, выпускающих средства сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию.

Аграрные капиталистические отношения возникли и развивались двумя путями: прусским (Германия, Россия, Италия, Япония и др.) и американским (США, Франция). Прусский путь - «долгий и мучительный», при сохранении в течение длительного периода преобладания феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма в сельском хозяйстве. Американский путь - радикальная, революционная ломка феодальных отношений и освобождение крестьян от крепостнических пут, что создавало возможность для быстрого развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

Как первый, так и второй путь развития капитализма в сельском хозяйстве предполагает преобразование феодальной формы собственности в частную земельную собственность и овладение капиталом сельского хозяйства. В условиях феодализма земля, находящаяся в собственности феодала, делится на две части: на одной помещик ведет свое хозяйство на основе использования труда крепостных крестьян, другая часть делится на участки и передается в пользование крестьянам.

Закономерности развития производительных сил в сельском хозяйстве и формы аграрных отношений в современных условиях

1. Превращение сельского хозяйства в отрасль индустриальной экономики. Это относится прежде всего к странам с развитой рыночной экономикой, где осуществлена комплексная механизация, а где возможно - автоматизация производства. В результате создано высокоинтенсивное сельскохозяйственное производство при резком сокращении численности занятых в этой отрасли. Процесс индустриализации осуществлен в основном в крупных хозяйствах, мелкие крестьянские хозяйства не в состоянии использовать все достижения науки и техники. Роль высокомеханизированных семейных ферм идеализировать не следует.

Крупные хозяйства имеют ряд преимуществ перед мелкими как в применении техники, затратах труда и средств, так и в их эффективности. В качестве примера можно привести эффективность производства на автоматизированной птицефабрике и мелкой птицеферме при одной и той же форме собственности, одинаковой инициативе и ответственности. Но преимущества крупного производства нельзя абсолютизировать даже в промышленности, не говоря уже о сельском хозяйстве. В данном случае речь вдет об оптимальных размерах крупных предприятий, позволяющих наиболее эффективно использовать землю и технику.

Современная научно-техническая революция проникла в сельское хозяйство, радикально изменив характер и роль этой отрасли в общественном производстве. С одной стороны, НТР создала благоприятные условия для завершения перехода сельского хозяйства к крупному машинному производству, его превращения в типично индустриальную отрасль производства, поскольку появилась возможность создать высокопроизводительные сельскохозяйственные машины и специализированные хозяйства на основе расширения и углубления общественного разделения труда в сельском хозяйстве. С другой стороны, НТР объективно требовала крутой и ускоренной ломки старой социально-экономической структуры в деревне, поскольку без этого нельзя было широко внедрить достижения науки и техники в сельскохозяйственное производство, сделать эту отрасль одной из наиболее прибыльных и этим гарантировать массовый приток в нее капитала.

Индустриальные формы аграрного производства создают его новые особенности, в частности возможности на базе современных достижений техники, технологии и науки вести крупное производство небольшим числом людей, на семейной основе или с использованием наемного тру-

да в небольших размерах и т.п.; полнее учитывать особенности земли, необходимость восстановления ее плодородия.

Распространение научно-технической революции на сельское хозяйство сопровождалось сравнительно высокими темпами роста производства сельскохозяйственной продукции, органического строения капитала и производительности труда. В ряде стран эти темпы не только приблизились к соответствующим показателям в промышленности, но и превзошли их.

2. Закономерностью экономики промышленно развитых стран является сращивание промышленных, торговых, банковских и других компаний с земельной собственностью. Сельское хозяйство все более теряет свое самостоятельное значение. Какие же формы приобретает этот процесс сращивания?

Прежде всего финансовые олигархи сами становятся собственниками земельных угодий, а их прежние владельцы приобретают акции и другие ценные бумаги каких-нибудь промышленных или банковских компаний. Финансовые воротилы прекрасно понимают, что в условиях быстро меняющейся хозяйственной конъюнктуры неизменную ценность представляет только земля. Поэтому как только появляется шанс вложить свои капиталы в приобретение земельного имущества, финансовые магнаты никогда не упускают такой возможности. В результате возникает своеобразный альянс, который включает в себя представителей финансовой олигархии и землевладельцев.

Другая форма трансформации современного крупнейшего землевладения происходит в результате так называемых ипотечных операций. Дело в том, что землевладелец может заложить свою землю в банке и под ее стоимость получить кредит, который называется ипотечным. Если определенное юридическое или физическое лицо зарегистрировано в качестве собственника какого-то земельного участка, то ему в любом банке под эту землю предоставят кредит. В случае невозвращения к нужному сроку взятого кредита земельный участок может быть продан с торгов. Естественно, что в первую очередь приобретать такие земли могут страховые компании, банковские монополии.

Иными словами, ипотечные операции порождают определенные отношения между представителями финансового мира и землевладельцами. Нередко ипотечный кредит постепенно ведет к тому, что в числе землевладельцев оказываются представители финансового капитала.

И, наконец, третий вид трансформации, который по существу означает уничтожение прежнего класса землевладельцев, - это процесс их разорения и прямая скупка земель крупными промыш-

ленными компаниями. В последние годы этот процесс приобрел значительные масштабы. Следует отметить, что всякое землевладение не располагает достаточно большими возможностями для того, чтобы гибко маневрировать какими-то финансовыми средствами.

Агропромышленная интеграция - это процесс воздействия технического прогресса на развитие сельского хозяйства, выражающийся в форме орга-низационно-технологической интеграции промышленного производства с сельскохозяйственным.

Конкретные мотивы, вынуждающие сельскохозяйственных предпринимателей искать более тесные связи с промышленными фирмами и вырабатывать политику координации совместных действий, планирования и организации производства, как правило, следующие:

заинтересованность в лучшем использовании новой технологии, энергетических средств и инженерных сооружений; необходимость преодоления временного разрыва между уборкой урожая и началом периода его переработки в целях повышения качества продукции;

необходимость улучшения свойств малотранспортабельной продукции; необходимость ускоренной переработки ско ропортящегося сырья; необходимость доработки продукции для закладки на хранение;

необходимость организации более полной загрузки рабочей силы в межсезонье. Достаточно частым в мировой практике является формирование мощных агропромышленных комбинатов, объединяющих в одной организационной структуре не только крупные фермерские хозяйства, но и подразделения по производству сельскохозяйственной техники и оборудования, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.

Как отмечалось выше, АПК представляет собой вертикально интегрированную и координированную совокупность отраслей и предприятий, участвующих в производстве и распределении конечной продукции из сельскохозяйственного сырья. Чем больше развита межотраслевая кооперация, тем меньше доля сельского хозяйства в стоимости конечного продукта АПК. Наиболее мощный АПК сформирован в США, конечная продукция которого составляет 12% от ВНП. В то же время доля продукции собственно сельского хозяйства США в ВНП составляет лишь 1,5%.

Какова роль мелких товаропроизводителей в системе АПК? Они превращаются, по сути, в поставщиков полуфабрикатов. Крестьяне и ферме-

ры не только экономически зависимы от интегрированных в комплекс монополий, но и технологически включены в систему производственного процесса под контролем последних.

3. В развивающихся странах сельское хозяйство остается одной из отсталых отраслей, базируется в основном на ручном труде и примитивной технике, что не дает возможности решить продовольственную проблему. В большинстве этих стран много плодородных земель, благоприятные климатические условия, значительные ресурсы рабочей силы. Вроде бы есть все, необходимое и достаточное для процветания сельского хозяйства. Между тем оно не обеспечивает большую часть населения необходимым минимальным объемом продовольствия. В то же время развивающиеся страны производят для реализации на мировом рынке сельскохозяйственную продукцию и продают ее по относительно низким ценам, продовольствие же и технику покупают по высоким ценам.

После проведения аграрных реформ значительная часть земельных площадей остается в собственности крупных землевладельцев, большинство же крестьян по-прежнему либо совсем не имеют земли, либо владеют крошечными участками, не позволяющими использовать их в качестве источника средств существования. Крупное хозяйство современного типа, базирующееся на применении сельскохозяйственной техники и наемного труда, занимает небольшое место в развивающихся государствах. Большую часть своих земель помещики сдают в мелкую кабальную аренду безземельным и малоземельным крестьянам. При громадной концентрации земельной собственности преобладает мелкое арендаторское хозяйство. Помещичье землевладение продолжает служить основой для полуфеодальной эксплуатации крестьян.

Огромные доходы, извлекаемые помещиками, лишь в незначительной степени используются для улучшения методов сельскохозяйственного производства, а обращаются на скупку земли и тор-шво-ростовщические операции.

Аграрные отношения, сложившиеся в развивающихся странах, задерживают развитие производительных сил в сельском хозяйстве, не создают стимулов для улучшения методов производства и повышения производительности труда.

4. В России аграрные отношения базировались в основном на государственной форме собственности на землю. В результате аграрной реформы 1990-х годов возникла и распространяется частная собственность на землю. Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев

личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т.д.). Реформирование аграрной сферы привело к усилению диспаритета цен, к росту убыточности сельскохозяйственного производства. Если накануне реформирования убыточных сельских хозяйств было 20 - 25%, то сейчас их число увеличилось до 75 - 85% от их общего количества. Большинство колхозов и совхозов были реорганизованы в акционерные общества (АО). Эта организационная форма, искусственно перенесенная из промышленности, не оправдала себя. Ошибочным оказалось также представление, что фермерство может стать преобладающей формой хозяйствования.

Общее количество сельскохозяйственных предприятий выросло в 13 раз. Раздел крупных предприятий в большинстве случаев произошел без учета технологических условий производства, без соответствующего контроля за сохранностью производственных средств.

Анализ социально-экономических отношений в аграрной сфере должен осуществляться с позиций экономической теории и исторических прецедентов. Прежде всего важно понимание характера нынешнего общеэкономического кризиса, так как аграрная проблема не является локальной, а может решаться либо обостряться именно в рамках и в зависимости от развития этого кризиса. Решение аграрных проблем требует времени, активной экономической и социальной политики.

Сложная структура аграрных отношений исключает упрощенный подход к их саморегулированию на основе законов и принципов рыночной экономики. Анализ современных аграрных отношений будет неполон без рассмотрения модификаций, связанных с усилением государственного регулирования сельского хозяйства, без анализа его конкретных направлений, форм и методов. За рубежом накоплен в этой области обширный опыт.

Государство проводит комплексную поддержку сельскохозяйственных производителей, экспортеров и потребителей продовольствия.

По данным ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), аграрная поддержка в Японии составляет 66% от стоимости сельхозпродукции, в Канаде - 45%, в США - 30%, а в ЕС - 49%.

Основными видами государственного содействия развитию сельского хозяйства в странах ОЭСР являются:

• прямые выплаты фермерам из бюджета;

• субсидирование цен на фермерскую продукцию;

• различные вспомогательные расходы на льготные продажи средств производства, возведение объектов инфраструктуры, кредитование, образование.

Причем в западноевропейских странах основная часть государственной помощи фермерам (80-90%) выделяется посредством субсидирования цен (возмещение разницы между рыночными и гарантированными правительством ценами на оптовом уровне). В ряде стран большое место в государственных программах помощи фермерам занимают прямые дотации (в Норвегии - около 50%, в США и Канаде - более 20%). И только в Австралии и Новой Зеландии ведущими направлениями государственной поддержки сельского хозяйства являются различные непрямые субсидии и услуги (65 - 70% всего объема помощи). В США и Канаде они также составляют более четверти (27 - 30%) всех расходов государства, выделяемых на сельскохозяйственное развитие.

В первой половине 90-х годов доля субсидий в цене сельскохозяйственных продуктов в странах ОЭСР несколько сократилась. В 1989 - 1992 годах она сохранялась еще на высоком уровне и оценивалась в среднем во всех государствах Запада в размере 46% в отношении пшеницы, 37% - грубого зерна, 57% - сахара, 64% - молока, но составляла только 7% в цене куриных яиц, 11% - говядины, 12% - свинины. В большей степени среди государств-членов ОЭСР остаются заинтересованными в сохранении аграрных субсидий прежде всего такие страны, как Япония, Норвегия, Швейцария.

Проводя политику так называемого аграрного протекционизма, государства устанавливают квоты на ввоз тех или иных товаров, а также охранительные пошлины в целях защиты товаропроизводителей своей страны от внешней конкуренции и поддержания на высоком уровне цен на сельскохозяйственные продукты на внутреннем рынке. Вводя гарантированные цены, государство ориентируется на издержки производства основной массы хозяйств, обеспечивая им условия рентабельного ведения производства.

До последнего времени среди крупных стран наиболее высоким аграрный протекционизм был в Японии. Эта страна полностью запрещала импорт риса как базового и традиционного продукта питания японского населения. Из-за этого на Японию сильное давление оказывали США, которые являются крупным экспортером риса. Достижение договоренностей по Уругвайскому раунду (переговоры в рамках ГАТТ), длившемуся семь лет и завершившемуся 15 декабря 1993 года, стало возможным во многом благодаря согласию Японии частично либерализовать внутренний рынок риса.

Таким образом, при прочих равных условиях на отечественном рынке финансовые возможности российских производителей противостоят объединенным возможностям непосредственных произ-

водителей и государств-экспортеров, то есть первые находятся в заведомо худших условиях в отношении реализации своей продукции.

Одним из факторов, способствовавших неадекватному росту цен на отечественное продовольствие, явилось обвальное нарастание ценового диспаритета в результате одномоментной либерализации цен. В принципе диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью -явление, присущее рыночной экономике (вполне логичное объяснение ему дает теория земельной ренты Рикардо-Маркса). Однако обвальный характер этого явления в первые годы экономических реформ на фоне резкого сокращения государственной поддержки аграрного сектора лишил последний возможности использования каких-либо механизмов постепенной, плавной адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования. Если в 1991 году паритетное соотношение составляло 0,83, то в 1992 году - лишь 0,53 и только в 1996 году приблизилось к дореформенному уровню (0,80). Потери сельского хозяйства от диспаритета цен в последние годы составили огромную величину, по некоторым оценкам, 240 млрд рублей.

В то же время, по имеющимся расчетам, доля доходов посреднических звеньев в ценах на продовольствие достигает 40 - 80%, в том числе на мясные продукты 50 - 70%, на молочные - 40 -80% (тогда как в Японии и США доля посредников на продовольственных рынках не превышает, как правило, 15%). Таким образом, основные причины относительно более высоких цен на отечественное продовольствие лежат за пределами отрасли, в сфере макроэкономических процессов и макроэкономического регулирования.

Действие ряда факторов препятствует динамичному восстановлению равновесия и улучшению конъюнктуры (повышению цены) на рынке сельскохозяйственной продукции. Эти факторы можно подразделить на группы спроса и предложения. Расширение спроса на продукты питания имеет весьма жесткие пределы, обусловленные физиологическими границами.

Замедление роста спроса при увеличении предложения продукции ведет к ухудшению конъюнктуры на аграрном рынке, усугубляет диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В аграрной сфере рыночный механизм саморегулирования не в состоянии обеспечить равновесие спроса и предложения при ценах и доходах, паритетных с промышленными. Поэтому применительно к данной сфере необходимо государственное регулирование конъюнктуры: при не-

достаточном уровне удовлетворения потребностей населения - нацеливаемое на расширение спроса, при насыщении спроса на уровне потребностей - на сдерживание роста предложения.

Государственное воздействие на спрос может осуществляться не только через доходы потребителей. Государство в состоянии проводить соответствующую политику бюджетного субсидирования и регулирования розничных цен на продовольствие. Совокупный спрос на аграрную продукцию способен существенно возрасти, если государство будет придерживаться линии бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения, у которых спрос на продукты питания эластичен по цене и по дохода. Эта политика может включать в себя такие меры, как выдача талонов на продукты питания с пониженными ценами или даже бесплатно, дотации на школьные и больничные обеды, на питание в детских садах и в столовых для малоимущих и т.д.

В странах, где самообеспеченность продовольствием достигла уровня рациональных потребностей, причиной низкой конъюнктуры является неэластичность спроса по ценовым и неценовым детерминантам. Он не может вырасти до уровня растущего предложения. Однако, как показывает практика развитых стран, рыночный механизм не в состоянии сбалансировать конъюнктуру рынка сельскохозяйственной продукции и путем сдерживания роста или сокращения предложения. Агропроизводство продолжает быстро и устойчиво расти даже тогда, когда оно уже превышает спрос, насыщенный на уровне потребностей. Причины сопряжены со спецификой самого сельхозпро-изводства. Условия в нем наиболее близки к совершенной конкуренции, вследствие чего товаропроизводители не в состоянии согласовывать друг с другом свои действия по сдерживанию роста производства в целях повышения конъюнктуры рынка и ликвидации диспаритета цен.

Следующая группа причин роста сельхозпро-изводства в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры связана со сравнительно малой свободой использования специфических сельскохозяйственных ресурсов для производства других видов продукции. Это резко ограничивает участие аграрной сферы в межотраслевой конкуренции. Невозможность мобильного переключения ресурсов на другие виды производств вынуждает товаропроизводителей (особенно мелких и средних) продолжать производство в сельском хозяйстве в прежних или даже возрастающих масштабах и в условиях относительно низких цен (в стремлении компенсировать ценовые потери увеличением объема продаж).

Преодоление кризиса агропромышленного производства мыслимо на основе перелома ситуации, связанной с падением спроса на продовольствие. Необходимо стабилизировать спрос и создать условия для его роста. Это можно сделать путем, во-первых, стабилизации и повышения реальных доходов населения, во-вторых, расширения спроса на сельскохозяйственную продукцию со стороны государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый путь осуществим при преодолении спада производства в масштабе всего народного хозяйства и росте на этой базе реальных доходов населения. Второй предусматривает расширение государственных закупок сельскохозяйственной продукции и проведение политики поддерживаемых цен.

Импортоориентированная продовольственная политика может лишь усилить кризис сельского хозяйства, подорвать продовольственную безопасность страны. Отвечающая интересам общества аграрная политика должна быть нацелена на достижение полного самообеспечения важнейшими видами продовольствия. На эту цель необходимо сориентировать и основные направления государственного регулирования аграрного рынка. Особое внимание при этом следует уделить разработке мер по поддержке собственного сельского хозяйства и его защите от внешней конкуренции.

Проблемы аграрных отношений, повышения эффективности сельскохозяйственного производства затрагивают интересы всего населения, поскольку от этого зависит жизненный уровень каждого человека. В странах с развитой рыночной экономикой эти проблемы решены, но в развивающихся странах эта проблема остра до сих пор.

Нами рассмотрены лишь некоторые положения аграрных отношений. Они многообразны, со своими формами проявления, но всегда будут являться важнейшей составной частью производственных отношений. Они в значительной степени влияют на темпы экономического развития и уровень благосостояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития /Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Никонов A.A. и др. - М.: Наука, 1993. - 270 с.

2. Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. - М., 1998. - 263 с.

3. Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы. - Материалы Никоновских чтений -2001. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001.

4. Руднев В.Д., Боробов В.Н. Государственное и рыночное регулирование форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. - М.: Гном и Д, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.