О ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ
АГРАРНЫЙ СЕКТОР СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
В.В. ХОЖЕМПО1
Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия
В статье рассматривается состояние аграрного сектора экономики России в 90-е годы. Анализируются причины и глубина кризиса в некоторых сферах агропромышленного комплекса. Обсуждаются проблемы реформирования социально-экономической струкгуры сельского хозяйства. Высказывается авторское видение путей преодоления кризиса и повышения роли агропромышленного комплекса в возрождении России.
«Только тот народ заслуживает уважения, который способен себя прокормить.»
Эти слова актуально звучат для современной России. Как могло случиться, что народ, победивший фашизм, оказался не способен обеспечить себя продуктами питания спустя 55 лет после Великой Победы.
Россия в 90-е годы
На протяжении 90-х годов, правящая элита страны настойчиво пыталась внедрить в сознание граждан России, что в стране осуществляются широкомасштабные реформы, связанные с переходом от командно-административной экономики к рыночной. Такой же точки зрения придерживаются и официальные круги некоторых зарубежных стран. Так ли это? Действительно ли реформы потрясают российское общество или нечто более фундаментальное?
Реформа,_от латинского, reformo - означает преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений) не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Таким образом, реформа - это не путь, а механизм осуществления преобразований. А вот путей развития общества и природы существует только два - это эволюция и революция.
Эволюция представляет собой процесс более или менее длительных изменений предшествующего состояния явления или системы. Именно этим путем развивалось и развивается большинство стран мира.
Революция (или поворот, переворот) - это глубокие качественные изменения в развитии, переворот во всей социально-экономической структуре общества, как правило, совершающийся в сжатые сроки.
Так по какому же пути развивалась Россия в последнее десятилетие? Какие позитивные сдвиги произошли? Да и есть ли они?
Далеко не каждый гражданин нашей страны решится дать однозначный утвердительный ответ. На фоне резко преобразившихся центральных улиц крупнейших городов России, утопающих в свете неоновых огней рекламы, ощущается духовная пустота и разруха. Любой здравомыслящий человек видит полное уничтожение прежних порядков, институтов и учреждений, катастрофический по своим масштабам вывоз капитала, в том числе и полученного из-за рубежа на проведение активно пропагандируемых реформ, развал экономики, и как следствие, резкое падение качества жизни подавляющей массы населения страны, его деградацию и т.д.
Агропромышленный комплекс оказался отброшенным на 35 лет назад по уровню производства. Все, что произошло в России за первые семь лет «мирных реформ», не укладывается в рамки разумной деятельности. Снижение объемов производства продукции в аграрном секторе за семь лет реформаторской деятельности демократов-либералов
1 Хожемпо Валерий Владимирович - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга экономического факультета РУДН.
составило - 45 %, в то время как за годы Великой отечественной войны - 40 %. По уровню потребления продуктов питания Россия отброшена в пятый десяток стран мира, несмотря на потрясающее изобилие импортного «продовольственного вторсырья».
Россия быстро превратилась из страны индустриально-аграрной, обеспечивавшей себя основными материальными ценностями, в сырьевой придаток развитых стран Запада.
Во всем цивилизованном мире давно признано, что рыночная экономика не может функционировать, исходя лишь из частных, узкокорыстных интересов, без достижения определенного уровня общественного доверия и гражданских норм взаимодействия. Эти социальные нормы опираются на механизм права, который сам по себе не является элементом рынка.
Наши «реформаторы» не могли и не хотели понять, что «создание рыночной экономики важно не само по себе, а как фактор повышения жизненного уровня населения и обеспечения основы для устойчивого и демократического развития, отвечающего принципам справедливости».2 Для них переход к рынку, скорее всего, был поводом и средством для личного обогащения, для передачи общественной собственности своим друзьям. Это привело к разрушению общественного порядка.
Как всегда бывало в нашей стране трудно найти ответ на вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». В свое время Е.Гайдар и его команда обещали наполнить наши полки продуктами питания. Правда, они не сказали, что сделают это руками американских, канадских, голландских и прочих иностранных фермеров, а своих задушат на корню, предварительно разогнав и разрушив крупные государственные предприятия и колхозы.
В середине 40-х годов Аллен Даллес будущий директор ЦРУ США заявлял: «Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить... Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России... Мы будем всячески поддерживать, и поднимать так называемых творцов, которые будут насаждать, и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.
В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого... И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества».
Почти полвека спустя (1992 г.) в программе мероприятий на переходный период «Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторе экономики бывшего СССР», разработанной Всемирным банком уже даются практические «рекомендации» по конкретным областям и сферам деятельности. Например, «Привести внутренние цены в соответствие с мировыми ценами, ликвидировать традиционную монополию государства на торговлю. Принять законы в целях обеспечения широких прав на владение, приобретение и заклад земли без всяких ограничений. Резко сократить, а в последующем отменить государственные заказы и закупочные квоты на сельскохозяйственное сырье ... и т.д.
Таким образом, можно утверждать, что в России в 1991-1993 гг. произошла очередная революция, а если быть более точным, то контрреволюция. И термин реформы применяется для того, чтобы завуалировать антинародный характер осуществленных действий.
Прошу не воспринимать эти резкие авторские оценки как признак того, что многие в России являются противниками преобразований. Отнюдь нет! Реформы назрели, и они были необходимы! Проблема заключается в том, что методы их проведения не отвечают интересам большей части общества, и плата за них оказалась слишком тяжелым, непосильным бременем для страны и ее населения. Во многом это связано с недооценкой и непониманием условий и средств решения назревших проблем и продажностью высших чиновников.
2 Интерфакс ВРЕМЯ, политико-экономический еженедельник. №43(225), 21-27 октября 1999 г.
http://www.hse.ru/pressa/intrf_vrl.htm
Реформаторская инициатива, как чаще всего и бывало в нашей истории, исходила сверху. Да и самой четкой программы у реформаторов не было и нет. В этой связи следует особо подчеркнуть, что в тех случаях, когда народу были понятны предпринимаемые реформаторские действия, то и результат был совершенно другой.
Достаточно напомнить организационно-хозяйственные мероприятия Новой экономической политики, когда весьма успешно сочетались элементы рынка и активного государственного управления экономикой. Руководство осуществлялось через государственный сектор, включавший все крупные промышленные предприятия, совхозы и денежно-кредитную систему. Частный и кооперативный был представлен и охватывал практически все сельское хозяйство и мелкие предприятия промышленности и торговли. Такая структура собственности наряду с государственным контролем позволяла концентрировать и перераспределять значительные средства, поддерживать необходимые соотношения между ценами на промышленные и сельскохозяйственные товары, успешно развиваться сельскохозяйственным и промышленным предприятиям, обслуживающим потребительский рынок. В результате реформ в финансовой и налоговой сферах, замены продразверстки продовольственным налогом существенно изменились отношения между экономическими укладами и отраслями народного хозяйства.
Затем были годы внедрения хозяйственного расчета и различных форм подряда -коллективного, семейного, индивидуального и арендного. Эти исторические периоды свидетельствуют о том, что достижение состояния самоокупаемости, а в ряде случаев и самофинансирования в сельском хозяйстве России не было несбыточной мечтой.
Однако каждый раз, как только инициатива и хозяйственная жилка трудящихся раскрывалась и начинала приносить свои плоды, а именно: возрастали объемы производства продукции, увеличивалась производительность труда, оптимизировалось использование производственных ресурсов, а на этой основе улучшалось материальное положение населения и крестьянства как его части, так происходил отказ от начатых экономических реформ.
Именно непоследовательная, а порой, предательская политика руководства страны по отношению к крестьянству чаще всего являлась главным препятствием на пути укрепления и развития аграрного сектора.
Проблема становления среднего класса в России, особенно в сельских районах, это трагедия миллионов граждан страны и целых поколений. "Кулак" в Советской России и фермер в современной «демократической» России - это, прежде всего, жертвы амбициозных, непродуманных и неподготовленных решений политических лидеров разных лет.
Развал крупного государственно-кооперативного сектора, составлявшего основу сельского хозяйства России, привел практически к полному уничтожению потенциала этой отрасли, поставил страну в зависимость от импорта иностранного продовольствия. В то время как общемировой тенденцией развития является укрупнение и концентрация производства, в России в очередной раз пошли другим путем.
Так, еще в 50-е годы в ЕЭС был принят известный «план Мансхолта» или «зеленый план Европы», который предусматривал ускоренную концентрацию производства в сельском хозяйстве путем оказания финансовой помощи крупным фермерам, способным достичь минимального уровня «рационального предприятия». В США, на чей опыт постоянно ссылаются наши реформаторы, идет интенсивный процесс замены индивидуального (семейного) предпринимательства на ассоциированные формы крупного производства.
Кстати, проведенное НИИЭО АПК Центральной черноземной зоны России исследование показало, что именно крупное производство и в современных трудных условиях остается наименее убыточным (табл.1).
Таблица 1.
Эффективность производства в сельскохозяйственных предприятиях различных ________________форм хозяйствования Воронежской обл. (1997 г.)_________________
Формы сельскохозяйственных предприятий Число хозяйств Уровень рентабельности (убыточности) в %
Колхозы 172 -32,8
Совхозы 45 -9,1
Межхозяйственные предприятия 10 + 7,4
Товарищества с ограниченной ответственностью 328 -35,5
Акционерные общества 98 -24,5
Ассоциации крестьянских хозяйств 10 -44,7
Государственные и муниципальные предприятия 35 -8,1
Сельскохозяйственные кооперативы 21 -26,2
В среднем по всем предприятиям 717 -28,1
(По расчетам НИИЭО АПК ЦЧР)
Кризис государственной власти и ослабление ее прямого вмешательства в экономическую жизнь не привели, как ожидали реформаторы, к новым экономическим формам хозяйствования, а стимулировали расширение криминальной экономики.
Последствия кризиса для аграрного сектора и экономики и страны в целом Реформа отношений собственности, наряду с непродуманной либерализацией цен, начатой с промышленных товаров и услуг, привели к разрушению структуры экономики и
резкому спаду производства (табл.2.).
_________________________________________________________________________________Таблица 2.
Валовая продукция сельского хозяйства (в сопоставимых ценах)Показатель В среднем за 1986-1990 гг. 1991 г. 1995 г. 1998 г.
Хозяйства всех категорий (млрд. руб.) 100,3 97,5 68,3 63,6
В т.ч. сельхозпредприятия (%) 77,4 72,2 55,0 51,9
Хозяйства населения 22,6 27,6 43,0 46,0
Крестьянские (фермерские) хозяйства - 0,2 2,0 2,1
Составлено по: Достижения науки и техники АПК. №2, 1998 г. С. 14.
За последние семь лет цены на энергоносители выросли почти в 22 тыс. раз, а на сельскохозяйственную продукцию - примерно в 3 тыс. В итоге продукция отечественных производителей продовольствия становилась неконкурентоспособной с беспрепятственно ввозимыми товарами из-за рубежа. Если бы средства, затраченные на закупку импортного продовольствия, выросшие за последние десять лет на 20 млрд. долл., были направлены на развитие агропромышленного комплекса, то это могло бы увеличить собственное производство продовольствия в три раза.
По оценкам экспертов, состояние материально-технической базы в сельском хозяйстве близко к критическому. Ввод основных видов техники покрывает выбытие лишь на 10 -15%. Большинство предприятий не имеют финансовых ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства, а часть - даже оборотных средств для ведения процесса производства. В стране ощущается острая нехватка высокопроизводительной техники, приспособленной для работы на небольших участках. Об уровне цен на потребляемые сельскими товаропроизводителями промышленную продукцию можно судить по данным табл. 3.
Парадоксальная картина складывается и с минеральными удобрениями. Их экспорт, в 1998 г. составил 8 млн. т., что в 5,3 раза больше, чем было потреблено внутри страны. Причем экспортные цены были в 1,8-2 раза ниже, чем для российских товаропроизводителей.
Таблица 3.
Количество зерна, эквивалентное по цене единице промышленной продукции (в т)
1991 г. 1995 г. 1998 г.
Комбайн зерновой, за единицу. 85 291 561
В том числе: СК-5М 48 221 320
"Нива" 182 468 628
Трактор, за единицу 37 106 206
В том числе: ДТ-75Н. 38 122 236
Т-150 52 146 198
МЗТ-80/82 26 80 166
Грузовой автомобиль, за единицу 39 96 124
Комбикорма, за тонну 0,96 1,51 1,98
Топливо дизельное, за тонну 0,40 2,81 2,86
Бензин автомобильный, за тонну. 0,57 3,72 3,56
Уголь, за тонну 0,10 0,35 0,38
Минеральные удобрения, за тонну 0,45 1,43 2,06
Такова российская политическая экономия конца XX века, таков печальный итог преобразований на селе.
Что необходимо сделать для выхода из кризиса?
Решение задачи выхода из глубочайшего экономического, политического, социального и нравственного кризиса невозможно осуществить в рамках мероприятий внутри какого-либо сектора экономики или слоя общества. Прежде всего, необходимо очищение власти от коррумпированных элементов и возвращение ей авторитета и уважения всех граждан. Сегодня население страны связывает свои надежды на восстановление и укрепление авторитета Росси с новым Президентом. Ситуация сегодня такова, что национальное возрождение и обновление должно начинаться с общенациональной идеи и конкретизироваться в частных задачах.
Укрепление государственной власти, а значит и государства должно начинаться не с того, что субъекты Федерации берут на себя столько полномочий, сколько они смогут переварить, а с того, что должна укрепляться системообразующая Федеральная власть. И в этом смысле Конституция России, разработанная наспех в 1993 г. и не отвечающая интересам укрепления государства, не может рассматриваться «как священная корова», на которую следует молиться, как к этому призывают некоторые реформаторы. Снова хочется напомнить один из эпизодов истории их американских учителей, а именно, что когда американские штаты в своем стремлении к самостоятельности зашли слишком далеко, Б. Франклин и Дж. Вашингтон созвали в Филадельфии совет 55 «мудрецов» и написали новую Конституцию, укрепившую центральную власть.
Еще один американский президент, Ф. Рузвельт, решительно «вмешался в законы рыночной экономики», свято чтимые нашими «демократами», когда в годы великой депрессии воспрепятствовал вывозу капиталов из страны. Подобные действия осуществили в аналогичных условиях Франция, Великобритания и другие «цивилизованные» сегодня страны. Наши же банки, несмотря на проводимую ими антинациональную политику, по-прежнему остаются «кастой неприкасаемых». Воистину нет пророка в своем отечестве, который прекратил бы эту вакханалию. При всей полезности банковской системы для общества с точки зрения накопления капитала, обслуживания юридических и физических лиц, наша банковская система представляет собой «нарыв на теле общества», который необходимо срочно вскрыть.
Несомненно, и это признают сегодня многие экономисты не только в России, но за рубежом, одной из причин нынешней экономической катастрофы стало разрушение государственно-хозяйственных структур, осуществлявших контроль и координацию деятельности предприятий (Госплан, в частности). В тех бывших республиках СССР, где эти структуры подверглись наименьшему разрушению, где государственное вмешательство в хозяйственную деятельность не прекращалось полностью, спад производства был не столь
разрушителен, как в России. В Туркменистане и Беларуси он составил менее 20%, а в Узбекистане отмечен рост на 10%. Основные факторы, обеспечившие минимальные потери в этих странах:
• высокая роль государства в управлении экономикой (регулирование цен на ключевые товары, бюджетная поддержка ведущих отраслей, защита науки, культуры, образования, здравоохранения);
• приоритет интересов производства и благосостояния населения, а не финансового сектора, защита отечественных товаропроизводителей;
• сохранение положительных элементов из прошлого опыта и технологий управления;
• в большей мере соблюдение принципа постепенности.
Интересно сопоставление результатов реформ в соседних и близких по объективным параметрам областях - Нижегородской и Ульяновской. Известная Программа "Нижегородский пролог", разработанная Г. Явлинским, была направлена на построение "народного капитализма". В Ульяновской области проводилась политика, и использовались элементы НЭПа. Сегодня спад промышленного производства в Нижегородской области практически такой же, как и по стране в целом, в Ульяновской области он вдвое ниже. Долгое время потребительская корзина населения Ульяновской области была самой дешевой в России. И это притом, что область получила кредитов в несколько раз меньше, чем ее соседка - плацдарм для построения "народного капитализма". Более того, и инвестиции в социальную сферу здесь были в 2-3 раза выше. Ульяновская область стала регионом активной иммиграции (въезд населения для постоянного проживания был в 2 раза интенсивнее).
Возможно, в советское время у части населения сформировалось недоверие к пятилетним планам, разрабатывавшимся в стране из-за их заидеологизированности, нереальности. Может быть и это послужило первым реформаторам поводом для ликвидации Госплана и отказа от какого бы то ни было планирования в стране. Но ведь в планах иногда не экономические параметры важны. Может быть не менее важное значение плана заключается в том, что способен служить нравственной опорой, как для всего народа, так и его экономически активной части. Не отказывались и не отказываются от разработки и реализации годовых и среднесрочных планов Япония, страны Восточной Азии и Латинской Америки, Франция и другие западноевропейские государства, имеющие богатый опыт общенационального и регионального планирования в условиях господства рыночных отношений и частной собственности.
ВидимоЮ проблема не в наличии или отсутствии планов, а в характере и подходах к планированию и реализации разработанных планов. План (программа) - это маяк, к которому надо стремиться. Такого маяка в нашем обществе в последнее десятилетие не было, и поэтому происходила идейная и моральная дезориентация людей, дополнявшаяся потерей жизненной перспективы из-за неопределенности, непредсказуемости социально-экономической обстановки.
Необходимым элементом оздоровления социальной и экономической ситуации в стране сегодня является разработка, широкое обсуждение и реализация плана преодоления кризиса и экономического развития страны. При этом речь не идет о возвращении к директивному планированию. Это вряд ли возможно, да и не нужно. Индикативный план как база для заключения конкретных соглашений между конкретными субъектами хозяйственной деятельности, финансовыми и промышленными структурами, ассоциациями, профсоюзами, при участии правительства в случае необходимости, позволит восстановить технологические и воспроизводственные связи между ними, восстановить управляемость в экономике и обществе.
Возможно, следует пересмотреть результаты приватизации в тех случаях, когда она проводилась с нарушением нормативных актов. При необходимости провести национализацию незаконно полученных и нерационально используемых объектов, как это происходит в цивилизованном мире, обеспечить государству права назначения и смены руководителей крупнейших предприятий.
Сегодня в ряду важнейших задач одной из первых должна стоять разработка концепции продовольственной безопасности страны, в которой решающую роль играет агропромышленный комплекс страны. Агробизнес отличается повышенным риском от
всех других видов предпринимательской деятельности уже из-за самой специфики сельскохозяйственного производства. В этой связи необходимо ответить на вопрос: «Каким должно быть вмешательство государства в процессы воспроизводства в агробизнесе? Что из зарубежного опыта можно было бы использовать?»
Аграрная политика, должна ставить своей целью: уменьшение влияния негативных социально-экономических тенденций на аграрный сектор; адаптацию сельского хозяйства к динамично меняющимся условиям и создание механизма для решения задач, объективно возникающих вследствие диспропорций при хозяйствовании на земле и при производстве продовольствия. При этом существенное значение имеют экономические диспропорции, вытекающие из различий в природных и производственных условиях в рамках государства; экономические диспропорции между сельскохозяйственным производством и поставщиками ресурсов, пищевой промышленностью и торговлей; диспропорции между физиологическим оптимумом потребления продовольствия и покупательной способностью населения.
Необходимо прекратить разрушение крупных хозяйств и навязывание крестьянству фермерского типа ведения хозяйства, без учета национальных особенностей русского крестьянства, исторического опыта сельскохозяйственного производства и уклада жизни деревни. Политику в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо строить, ориентируясь не столько на увеличение их численности, сколько на повышение жизнеспособности и эффективности. Невозможно организовать и вести эффективное высокотоварное производство на современном техническом уровне на земельном участке площадью 44 га, в том числе 41 га сельхозугодий, из них 30 га пашни (средние размеры фермерского хозяйства в России) и помощь направлять, прежде всего, на совершенствование структуры производства, повышение качества продукции и углубление переработки сельскохозяйственного сырья, организацию ветеринарного контроля и фитоконтроля, повышение почвенного плодородия, решение водохозяйственных проблем, на профессиональное обучение, диверсификацию хозяйственной деятельности, охрану окружающей среды и т.д.
Необходимо стимулирование развития всех форм кооперации, сбытовой, потребительской, кредитной, снабженческой, а не только производственной. Это особенно актуально для сформировавшегося слоя фермеров и в таких направлениях как переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, ремонт и обслуживание техники, проведение почво - и природоохранных мероприятий, развитие социальной инфраструктуры села. В этой области опыт зарубежных стран может оказаться весьма полезным, как впрочем, и деятельность служб Сельского развития и распространения знаний (Rural Development and Extension Service).
Для всех форм хозяйств (фермерских, коллективных и государственных) важнейшим фактором их эффективности является сближение в пространстве и во времени производства - переработки - потребления земледельческого продукта, увеличения глубины переработки исходного сырья. Важно восстановить, а где необходимо создать вновь, разорванные связи горизонтальной и вертикальной интеграции с привлечением всех субъектов различных сфер: сельскохозяйственных производителей, переработчиков сельскохозяйственного сырья, оптовую и розничную торговлю, финансовые учреждения. В такого рода мероприятиях заложен огромный потенциал повышения занятости; создания новых рабочих мест; новых источников получения доходов сельским населением; развития и возрождения сельских населенных пунктов.
Поскольку сельское хозяйство не в состоянии полностью финансировать свое развитие, то неизбежно встает вопрос о необходимости внешнего финансирования. Хронические бюджетные перекосы и плохо функционирующая налоговая система — ключевые среди текущих российских проблем. Российская налоговая система имеет чрезмерное число налогов, большое количество специальных налоговых освобождений и быстроменяющиеся, часто противоречивые нормы.
К предпосылкам устойчивого финансирования и кредитования в аграрном секторе относятся: прибыльные фермы; рациональная государственная политика; адекватное обеспечение средствами производства; эффективное применение факторов производства; система хранения и транспортировки продукции; наличие спроса на рынке.
Сельскохозяйственное кредитование в странах с переходной экономикой на первых порах, по всей видимости, характеризуется преобладанием связанных кредитов, где в роли кредиторов выступают поставщики вводимых ресурсов, покупатели сельскохозяйственной продукции или землевладельцы.
Требуется внести серьезные коррективы в налоговую и таможенную политику. Нельзя через налоги забирать у крестьян более 90 % прибыли. В развитых странах у крестьян остается 35% прибыли и более. Это обеспечивает условия и возможности для расширенного воспроизводства. Необходима защита таможенными пошлинами тех отраслей сельского хозяйства, которые обеспечивают население основными продуктами питания, как во всех развитых странах.
Стране необходима эффективная система поддержания цен сельскохозяйственных товаров, способная обеспечивать условия для накопления капитала и технического перевооружения производства. В этой области как раз то и нужно применить опыт таких стран, как Канада, Германия, Франция, США. В США система поддержания цен осуществляется государственной организацией, созданной при министерстве сельского хозяйства — товарно-кредитной корпорацией (ТКК). Она проводит:
закупки сельскохозяйственной продукции у фермеров по средним для данного периода ценам в порядке прямых закупок;
закупки основных сельскохозяйственных культур в порядке соглашения фермеров с правительством;
получение от фермеров сельскохозяйственной продукции под залог.
В Германии Импортно-заготовительные комитеты (ИЗК) регулируют импортные, экспортные и внутренние цены. Поддержание цен внутри страны осуществляется посредством скупки продуктов в государственные запасы и перепродажи их на рынке по установленным ценам.
Во Франции поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию осуществляется министерством сельского хозяйства, Фондом экономического и социального развития, Фондом ориентации и регулирования, сельскохозяйственных рынков—ФОРМА и семью отраслевыми обществами. В стране введена сложная система гарантированных цен.
И подобные примеры можно продолжать. Только в России упорно проводится в жизнь политика невмешательства в ценообразование сельскохозяйственных товаров и невозвращение производителям средств за поставленную продукцию. Еще одна наша проблема заключается в том, что в установлении цен на сельскохозяйственную продукцию участвуют только чиновники Минфина, Минсельхоза, местных администраций, но никто не интересуется мнением производителей. Во многих странах мира - развитых и развивающихся, существуют продуктовые объединения фермеров - Marketing Boards, которые являются активными участниками процесса регулирования сельскохозяйственного производства в своих странах. Но и этот положительный опыт остается без внимания в нашей стране.
Важное значение приобретает налаживание интегрированного функционирования крупных предприятий как сельскохозяйственных, так и перерабатывающих, и личных подсобных хозяйств сельского населения. Это сотрудничество может выражаться в обработке земельных участков, ремонте техники и инвентаря, переработке продукции с личных подсобных хозяйств и т.д. Целесообразно восстановить и систему обслуживания сельских товаропроизводителей в виде известных машинно-тракторных станций. Сегодня можно говорить о машинно-технологических станциях, способных оказывать фермерам услуги в рамках полного цикла производства продукции.
Высокая стоимость факторов производства со всей остротой ставят проблему внедрения ресурсосберегающих технологий. Особую актуальность приобретает размещение производства с учетом биоклиматического потенциала и форм хозяйствования. Эта область могла бы стать весьма важным элементом сотрудничества России и Канады, имеющих аналогичные природно-климатические регионы.
Сельское хозяйство не может функционировать без достаточно развитой инфраструктуры. При выделении государственных средств на развитие транспортной инфраструктуры и охрану окружающей среды следует отбирать для инвестирования лишь те проекты, которые путем привлечения кредитов, в том числе и из частного сектора, могут
дать мультипликационный эффект. При этом, возможно следует дифференцированно подходить к различным проектам, в частности, средства, выделяемые из бюджета, не должны превышать определенного предела общей суммы затрат, необходимых для финансирования конкретного мероприятия. Для проектов, предусматривающих получение прибыли, бюджетные дотации не должны превышать, например, 50% общего объема вложений.
В процессе приватизации и создания многоукладной экономики в сельском хозяйстве появились многочисленные формы землепользования: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные общества, товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, государственные и муниципальные предприятия и т.д. Это привело к обострению межличностных отношений. В некоторых формах хозяйств в составе работников структурных подразделений состоят как работающие, так и неработающие собственники земельных и имущественных паев, а также лица, не имеющие паевых взносов. Возникает внутренняя напряженность в коллективе, преодоление которой не только разрядит обстановку, но повысит производительность труда.
Одним из наиболее дискутируемых сегодня вопросов является вопрос о земле, о частной собственности на землю, о превращении земли в объект купли-продажи. Некоторые «рыночники» считают невозможным развитие аграрного сектора без введения института частной собственности на землю. Однако вопрос о земле не является по-настоящему злободневным и неотложным, как это может показаться на первый взгляд. И в западных странах существует движение экономистов - «джорджистов», выступающих против частной собственности на землю. Еще в 1988 г. они предостерегали М. Горбачева от введения частной собственности на землю.
В современной России есть много других проблем, искажающих рыночную среду в значительно большей степени, чем отсутствие частной собственности на землю. Нельзя отрицать, что рыночные механизмы распределения земли необходимы, однако связывать их создание исключительно с введением института частной собственности на землю неправомерно, тем более в таком форсированном темпе, как это пытаются навязать обществу. В тех странах, где существует частная собственность на землю, действуют создававшиеся десятилетиями системы ограничений на использование земли. Их невозможно создать в авральном порядке.
В этом смысле будет уместным привести такой пример. В Московском аукционном доме участок земли площадью в 100 га сельхозугодий под Саратовом был продан за 28 800 рублей или 288 рублей за гектар (примерно 10 бутылок водки, причем далеко не лучшего качества). Этот участок расположен в регионе, областная Дума которой приняла вопреки Конституции России местный закон о купле-продаже земли. Вряд ли здесь необходимы какие-либо дополнительные комментарии.
Известно, что цена земли — это капитализированная рента. Следовательно, основой формирования рыночных механизмов распределения земли может служить аренда земли. Преимущество аренды заключается в том, что на основе этого механизма можно создать систему налогообложения, позволяющую, с одной стороны, избежать искажений в размещении ресурсов по отраслям экономики, а с другой - существенно снизить налоговое бремя на производственную деятельность. Аренда выгодна и землепользователям, поскольку позволяет снижать налоги за счет арендной платы.
Представляется некорректным и аргумент, в соответствии с которым введение свободной купли-продажи земли является необходимым условием привлечения в сельское хозяйство кредитов под залог земли. Ведь для того чтобы заложить землю, ее нужно сначала приобрести. Однако перспектива приобретения земли для того, чтобы взять кредит в размере 50—60% от потраченных средств, представляется не реальной. Что же касается бесплатной раздачи земли, то, как показали и ваучерная приватизация, и передача коллективных земель желающим вести индивидуальное фермерское хозяйство, они создают массу неразрешимых пока проблем. А рынок на основе аренды все эти проблемы снимает.
AGRARIAN SECTOR OF MODERN RUSSIA: POLITICS AND ECONOMICS
V.V. KHOZHEMPO, PH.D (ECONOMICS),
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia
The article is considered to the problems of the situation in the agrarian sector of economy of Russia in 1990-es., It analyses main reasons and the depth of the crisis in some spheres of agribusiness and problems of reforming the socioeconomic structure of an agriculture. The article expresses, the author's vision of ways of overcoming of the crisis and streanthening agroindustrial complex role in the revival of Russia.