3. Угольников О.Д., Петров А.П. Инновационная эко- 4. URL: www.expert.ru
номика: региональные кластерные инициативы: моногра- 5. URL: www.cedipt.spb.ru
фия. - СПб.: Изд-во СпбГУСЭ, 2010. - 191 с. 6. По данным аналитического агентства “Автостат”.
Дашимолонов Чингис Викторович, ст. преподаватель Государственной полярной академии, г. Санкт-Петербург. Тел.: +7(911) 2274078. E-mail: dchingis@yandex.ru
Dashimolonov Chingis Victorovich, Senior lecturer at State Polar Academy. St. Petersburg. Tel.: +7(911)2274078. E-mail: dchingis@yandex.ru
УДК 338 © В.С. Потаев
АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ:
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
В статье представлен анализ хода реализации и последствий аграрных реформ в Республике Бурятия.
Ключевые слова: аграрные реформы, фермерские хозяйства.
V.S. Potaev
AGRARIAN REFORM IN THE REPUBLIC OF BURYATIA:
CHARACTERISTICS AND CHALLENGES
The article provides an analysis of agrarian reform progress implementation and its after-effect in the Republic of Buryatia. Keywords: agrarian reform, farm enterprise.
Началом становления рыночных отношений в целом по стране, как известно, считается конец 80-х - начало 90-х гг. В сельском хозяйстве либерализация цен без соответствующей государственной поддержки агробизнеса привела к резкому диспаритету цен между промышленным и аграрным секторами. Это, в свою очередь, обусловило высокую себестоимость производимой продукции сельского хозяйства, что при низкой платежеспособности сделало отрасль нерентабельной. Неэффективность отрасли обусловили также коллективные формы агробизнеса. В сложившейся обстановке одним из путей повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции являлось проведение адекватных аграрных реформ. В основе осуществляемых реформ в России были приватизация земли, имущества колхозов и совхозов, их реорганизация; развитие малых форм хозяйствования на селе; реструктуризация производства по видам продукции; создание рыночной инфраструктуры и многое другое.
Нормативно-правовой базой проведения аграрных реформ явились федеральные законы, принятые в конце 80-х гг. и в последующем несколько откорректированные: «О земельной реформе», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве» и др.; кодексы законов: Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и др. Во исполнение законов в конце декабря 1991 г. был
издан указ президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», согласно которому колхозы и совхозы были обязаны в 1992 г. провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах. При этом, согласно рекомендациям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, реорганизация колхозов и совхозов осуществлялась по трем направлениям:
• раздел на крестьянские хозяйства и малые кооперативы с последующим объединением в ассоциацию или кооперативы;
• реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типов;
• реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив.
За 1992-1993 гг. в стране было перерегистрировано 24 344 колхоза и совхоза, или 95% от общего количества, при этом из числа перерегистрированных хозяйств сохранили свой статус 6 373 колхоза и совхоза, или 34%. В процессе реорганизации было создано 272 акционерных общества открытого типа, 11 493 товарищества с ограниченной ответственностью и смешанных товариществ, 1 861 сельскохозяйственный кооператив, 936 ассоциаций крестьянских хозяйств и 4 273 прочих формирований. Сельскохозяйст-
венные земли, используемые перечисленными предприятиями согласно закону «О земельной реформе» и Земельному кодексу, стали их собственностью.
Аграрные преобразования, проводимые в Республике Бурятия, в целом не отличались от общероссийских аграрных реформ. К началу 1994 г. процесс массовой реорганизации и перерегистрации колхозов и совхозов в республике был практически завершен. Из имевшихся 206 хозяйств (137 совхозов и 63 колхоза) первоначальный статус сохранили 60 колхозов и 49 совхозов, или 53 от общего их количества, а 6 сов-
хозов поменяли свой статус на колхозы. Остальные 97 хозяйств были преобразованы в акционерные общества открытого типа (5 ед.), товарищества с ограниченной ответственностью (20 ед.), в сельскохозяйственные кооперативы (4 ед.), в подсобные хозяйства предприятий (8 ед.) и в прочие хозяйства с коллективно-долевой формой собственности. В последующем реорганизация коллективных форм хозяйствования на селе и процесс создания крестьянских (фермерских) хозяйств в республике протекали довольно «вяло», что видно из таблицы 1.
Таблица 1
Динамика развития организационно-правовых форм хозяйствования
Формы хозяйствования Годы
1992 1994 2001 2005 2008
Колхозы 63 53 24 - -
Совхозы 137 46 10 - -
Учебные хозяйства и межхозы 6 5 - - -
Подсобные хозяйства - 12 5 - -
Акционерные общества - 8 8 13 4
Сельскохозяйственные производственные кооперативы - 8 157 53 11
Товарищества на вере - - 5 2 -
Унитарные предприятия - - 6 6 4
Общества с ограниченной ответственностью - - 2 13 6
Прочие коллективные хозяйства - 94 21 8 -
Итого коллективных хозяйств 206 226 238 95 25
Крестьянские (фермерские) хозяйства 230 2770 2681 2551 2479
Личные подсобные хозяйства, тыс. 152 147 150 146 153
Как видно из таблицы 1, процесс приведения юридического статуса колхозов и совхозов в соответствие с новым законодательством слишком затянулся, и даже после принятия Гражданского кодекса (1995 г.) их число в 2001 г. составляло 34 единицы (24 колхоза и 10 совхозов). Большое количество сельскохозяйственных кооперативов объясняется принятием в стране закона «О сельскохозяйственной кооперации» в конце 1995 г. и усиленной пропагандой данной формы хозяйствования со стороны работников Министерства сельского хозяйства и продоволь-
ствия Республики Бурятия. К общим закономерностям динамики развития коллективных сельскохозяйственных организаций можно отнести вначале увеличение их числа за счет раздела и дробления крупных сельскохозяйственных предприятий на мелкие, а в последующем - их сокращение.
Насколько повлияли рыночные отношения на объемы производства продукции сельского хозяйства можно показать, используя данные таблицы 2 и рисунка 1.
Таблица 2
Производство сельскохозяйственной продукции (в хозяйствах всех категорий), тыс. т
Годы Зерно Карто- фель Овощи Мясо (в убойном весе) Молоко Шерсть (в физ. весе), т Яйца (млн шт.)
1991 454,5 200,5 58,4 70,1 261,4 4479 271,3
1995 262,6 204,8 34,8 48,3 164,2 1404 126,4
2000 178,1 167,9 78,2 36,2 231,3 596 68,4
2005 83,0 223,23 104,3 307 225,9 564 62,7
2007 81,6 224,5 109,1 28,2 246,8 553 62,8
2010 72,4 164,7 46,5 28,0 229,5 528 64,9
Рис. 1. Динамика производства сельскохозяйственной продукции, тыс. т
Как видно из приведенных данных, за период экономических реформ производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции в Республике Бурятия резко снизилось. Наиболее неадаптированными к условиям рынка оказались отрасли производства шерсти, зерна, яиц и мяса. В Сибирском федеральном округе по объемам производства зерна Республика Бурятия занимает одно из последних мест наряду с республиками Тыва и Алтай. С овощами примерно такая же картина [2]. Низкие объемы производства зерна и овощей объясняются в первую очередь суровыми природно-климатическими условиями юга Восточной Сибири, которые выражены врезкой континентальности и аридности климата, недостатке плодородных земель для производства зерна и овощей
открытого грунта. Слаборазвитое зерновое хозяйство, в свою очередь тормозит развитие производства мяса, в особенности свинины и птицы. Переход на рыночные отношения в сельском хозяйстве еще более ярко подчеркнул данную проблему.
Так, производство зерна в 2010 г. по сравнению с 1991 г. снизилось на 382,1 тыс. т, или в
6,3 раза, мяса - на 42,1 тыс. т (в 2,5 раза), шерсти - на 3951 т (в 8,5 раза) и яиц - на 206,4 млн шт. (в 4,2 раза).
Снижение объемов производства продукции сельского хозяйства произошло главным образом за счет сокращения посевов и численности сельскохозяйственных животных (таблицы 3 и 4).
Таблица 3
Посевная площадь сельскохозяйственных культур, тыс. га
" ■——— Годы Культуры —— 1991 1995 2000 2005 2010
Зерновые 383,8 327,6 252,1 113,2 107,0
Картофель 20,3 21,0 19,1 19,5 13,4
Овощи 2,5 2,5 4,1 4,6 1,9
Кормовые культуры 348,5 198,4 80,5 75,1 69,6
Итого 765,5 551,7 361,6 213,6 192,8
Как видно из таблицы 3 и рисунка 2, вся посевная площадь с 1991 по 2010 г. сократилась в 4,0 раза, в том числе под посевы зерновых культур в 3,6 раза, картофеля - в 1,5 раза, овощей - в
1,3 раза и посевы под кормовые культуры сократились в 5,0 раз. Больше всего сократились посевы зерновых и кормовых культур (в 3,6 и 5,0
раза соответственно). Это объясняется тем, что производство зерна и кормов во многих хозяйствах республики стало высокозатратным и нерентабельным.
Изменения поголовья скота в хозяйствах всех категорий за годы реформ представлены в таблице 4.
Таблица 4
Численность сельскохозяйственных животных (на начало года), тыс. гол.
Годы Крупный рогатый скот в том числе
коровы свиньи овцы и козы лошади
1992 549,6 190,1 264,3 1262,7 75,7
1996 392,7 162,3 147,2 455,1 68,3
2001 339,0 143,6 116,8 217,2 49,7
2006 312,4 128,6 73,1 219,4 47,3
2008 348,5 143,4 75,4 236,2 56,8
2011 363,1 148,5 74,9 262,9 63,8
Рис. 3. Изменение численности сельскохозяйственных животных, тыс. гол
Из данных таблицы 4 и рисунка 3 видно, насколько ощутимо сократилось поголовье скота за рассматриваемые годы.
Так, всего крупного рогатого скота за период с начала 1992 г. по 2011 г. сократилось на 186,5 тыс. гол., или в 1,5 раза, в т.ч. коров - на 41,6 (в
1,3 раза), свиней - на 189,4 (в 3,5 раза), овец и коз - на 999,8 (в 4,8 раз), и лошадей - на 11,5 (в 1,9 раза). Наибольшее сокращение отмечено
среди овец (4,8 раза) и свиней (в 3,5 раза). Некоторое увеличение численности крупного рогатого скота объясняется ростом поголовья скота мясного направления, рост числа овец произошел за счет роста численности грубошерстных и полугрубошерстных мясных овец, поголовье лошадей пополнилось табунными лошадьми.
Распределение скота в зависимости от категории хозяйств представлено в таблице 5.
Таблица 5
Поголовье скота по категориям хозяйств (в % от хозяйств всех категорий)
Годы Крупный рогатый скот В том числе Свиньи Овцы и козы Лошади
коровы
Сельскохозяйственные предприятия
1992 62 55 43 87 93
1995 44 39 31 77 79
2001 21 19 24 64 43
2006 14 14 38 51 32
2011 15 15 44 39 19
Хозяйства населения
1992 37 44 57 10 6
1995 50 55 66 17 16
2001 73 75 73 32 49
2005 78 78 65 39 56
2006 79 79 59 40 57
2011 75 75 47 45 68
Крестьянские (фермерские) хозяйства
1992 1 1 0,4 3 1
1995 6 6 3 6 5
2001 6 6 3 4 8
2006 7 7 3 9 11
2011 10 10 9 16 13
Из представленных данных видно, что за годы реформ произошло смещение поголовья скота из общественного сектора производства (сельскохозяйственные предприятия) в частный сектор (хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства). Рост доли поголовья сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах произошел вследствие того, что были сняты с данной формы хозяйствования все ограничения по лимиту численности содержания скота в личных подворьях. (В дореформенный период в одном ЛПХ разрешалось содержать не более 1 коровы с теленком, 2 свиньи и 10 овец или коз). Однако в последние годы удельный вес сельхозживотных, содержащихся в личных подсобных хозяйствах, перестал расти и даже начал сокращаться. Это связано с проблемами увеличения поголовья скота в подворь-
ях в силу ограниченности земельных ресурсов, граждан проживающих в крупных сельских населенных пунктах.
Динамично происходит рост численности сельскохозяйственных животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Так, доля крупного рогатого скота КФХ в 2011 г. от общего поголовья достигла 10%, свиней - 9%, овец и коз -16%, лошадей - 13%.
Структурные изменения, произошедшие в сельском хозяйстве республики за период аграрных реформ, в последующем отразились на отраслевой структуре производства продукции по категориям хозяйств. Структура производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств приведена в таблице 6 и рисунках 4 и 5.
Таблица 6
Структура валовой продукции сельского хозяйства (в % от объема в хозяйствах всех категорий)
Годы
1991 1995 2000 2005 2006 2007 2010
Сельхозпредприятия
Валовая продукция, всего 65 43 37 13 14 13 13
В т.ч. растениеводства 73 50 37 14 15 14 15
Животноводства 64 40 36 13 13 12 12
Хозяйства населения
Валовая продукция, всего 35 54 59 84 83 84 82
В т.ч. растениеводства 27 47 59 84 83 83 81
животноводства 36 57 60 83 83 84 83
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Валовая продукция, всего 0,2 3 3 3 3 4 5
В т.ч. растениеводства 0,1 3 3 2 2 3 4
животноводства 0,3 3 4 4 4 4 5
□ Ряді ЛПХ 35% 35%
□ Ряді
К(Ф)Х 0,20% ^Г)%
Ряд 1 СХП 65%
Рис. 4. Структура валовой продукции по категориям хозяйствования (1991 г.)
Рис 5. Структура валовой продукции по категориям хозяйствования (2010 г.)
Относительные цифры показывают, что если в начале реформ продукция сельского хозяйства производилась главным образом в сельскохозяйственных предприятиях (65%), то к 2000 г. она составила 37%, а в 2010 г. - лишь 13%. В
хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах за период 1991-2010 гг., наоборот, их доля выросла соответственно с 35% до 82% и с 0,2% до 5%. Это объясняется развитием хозяйств населения и увеличением числа кре-
стьянских (фермерских) хозяйств с соответствующим вовлечением в этот сектор земельных и других ресурсов. Кроме того, в отношении личных подсобных хозяйств населения следует отметить, что здесь первоначальное увеличение объемов производства произошло за счет расширения производственных ресурсов лишь при незначительном увеличении их количества. В крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах доля продукции растениеводства выросла с 27% до 85%, а животноводства - с 36 до 88%. Это, естественно, связано с концентрацией производства продукции растениеводства (в особенности картофеля и овощей) в хозяйствах населения и со смещением поголовья сельскохозяйственных животных из сельхозпредприятий в частный сектор.
Анализ экономической эффективности сельскохозяйственных предприятий за последние годы показал, что число сельхозпредприятий сокращается (с 238 в 2001 г. до 25 в 2008 г.). При этом прибыльных хозяйств в 2001 г. было 76 единиц (46%), а в 2008 г. - 21 (84%). Среднегодовая численность работников по последним данным составляет 112 чел. Однако большинство сельскохозяйственных организаций относится к малым предприятиям с числом работников не более 60 человек. В среднем на 1 сельскохозяйственное предприятие приходится 2,2 га посевной площади, 568 гол.крупного рогатого скота, в т.ч. 216 коров, 632 свиньи, овец и коз -1 144 гол. На наш взгляд, количество сельскохозяйственных организаций (на уровне 20-25 единиц) и их размеры в целом стабилизировались. Возможно, чуть более двух десятков руководителей, способных управлять крупными сельскохозяйственными предприятиями, осталось в республике, и данное число, наверное, будет неизменным. Основной специализацией сельскохозяйственных организаций будут оставаться зерновое хозяйство, производство и реализация свинины, мяса птицы и яиц.
Число крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) за последнее десятилетие остается практически неизменным. С начала 2000 г. количество зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств составляет около 2500 единиц. Доля производимой сельскохозяйственной продукции зарегистрированными фермерами остается еще малой (5%). Многие имеющиеся крестьянские (фермерские) хозяйства предпочитают не регистрироваться и оставаться личными подсобными хозяйствами. Средний размер земельного участка составляет 44 га. На одно хо-
зяйство приходится в среднем 11,4 голов крупного рогатого скота, в т.ч. 4,7 коров; 1,8 свиней; 3,2 лошадей; 11,5 голов овец и коз.
Однако на первое января 2011 г. в Республике Бурятия уже насчитывалось 4368 К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей, осуществлявших свою деятельность в сфере сельского хозяйства. Рост числа фермерских хозяйств только за 2010 г. составил 1793 ед.,т.е. вырос в 1,7 раза. Примерно такой же рост произошел и в целом по Сибирскому федеральному округу. По данным сравнительного анализа Росстата, численность КФХ и ИП [3] увеличилась в 1,7 раза, в том числе по Забайкальскому краю - в 1,6 и Иркутской области - в 1,4 раза. Это объясняется принятием (и соответственно финансированием) в последние годы ряда федеральных целевых программ по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств [4; 5; 6; 7] .
Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) согласно российскому законодательству не являются коммерческими организациями. Их численность в последнее время составляет порядка 137 тыс., за ними закреплено 89,2 тыс. га, или в среднем на одну семью приходится 0,58 га. Крупного рогатого скота в среднем на одно ЛПХ приходится 2,0 гол., в т.ч. 0,8 коровы, свиней - 0,3 гол., овец и коз - 0,8 гол.
При сравнении производственных ресурсов КФХ и ЛПХ видно, что по поголовью крупного рогатого скота, приходящегося на одно хозяйство, личные подсобные хозяйства меньше крестьянских (фермерских) хозяйств в 5,7 раз, в том числе по числу коров - в 5,8 раз, свиней - в 6,0 раз, овец и коз - в 14 раз.
Владелец ЛПХ, в отличие от фермера, поставляющего товар на рынок для получения прибыли, организует свое производство в основном для удовлетворения потребностей семьи в продуктах питания. При высоком уровне товарности владелец подворья переходит в разряд фермеров и обязан зарегистрировать личное подворье как крестьянское (фермерское) хозяйство.
Перспективы развития сельского хозяйства по стране отражены в первую очередь в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и других федеральных целевых и отраслевых программах, а по Республике Бурятия в республиканских целевых программах «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия на
2011-2017 гг. и на период до 2020 года», «Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы» и др.
Таким образом, на основании анализа аграрных реформ, проводимых в республике с начала 90-х гг., можно выделить следующие их особенности и проблемы.
Особенности:
1. Наиболее устойчивыми в Республике Бурятия в условиях рыночной экономики были отрасли производства картофеля, овощей и молока. Неадаптированными к условиям рынка оказались сферы производства шерсти, зерна, яиц и мяса.
2. Основными причинами снижения производства сельскохозяйственной продукции являются вывод и сокращение используемых ресурсов производства. Наибольшее сокращение посевных площадей отмечено по посевам зерновых и кормовых культур, в стаде сельхозживот-ных сильное сокращение произошло среди овец и свиней.
3. Число и значение сельхозпредприятий снизилось, основными производителями продукции сельского хозяйства в настоящее время стали КФХ и ЛПХ. Доля личных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств за период 1991-2010 гг. выросла с 35% до 87%. При этом последние развиваются наиболее динамично.
Проблемы:
1. Основные проблемы развития сельского хозяйства связаны с развитием КФХ и ЛПХ предпринимательского типа. Кроме льготного кредитования и налогообложения им необходима помощь в выделении земельных участков, электрификации и телефонизации, обустройстве
и улучшении дорог, консультационном и информационном обеспечении.
2. В отношении крупных сельскохозяйственных предприятий решение проблем должно быть сконцентрировано на сохранении имеющегося их числа, обеспечении их качественным менеджментом и повышении экономической эффективности. Последнее возможно при специализации их на зерновом хозяйстве, на промышленном производстве мяса свиней, птицы и яиц.
3. Решение других проблем должно быть связано с эффективным выполнением Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и других федеральных и республиканских целевых и отраслевых программ развития отрасли и социальной сферы сельских территорий.
Литература
1. Бурятия в цифрах: ст. сб. / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2011. - С. 61.
2. Сельское хозяйство России. - М.: Изд-во МСХ, 2010. -54 с.
3. Сравнительный анализ численности КФХ и ИП. - М.: Росстат, 2012.
4. Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы». ЦКЬ: http://www.mcx.ru
5. Отраслевая целевая программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы». ЦРЬ: http://www.mcx.ru
6. Отраслевая целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг.». ЦРЬ: http://www.mcx.ru
7. Республиканская целевая программа «Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012-2015 гг.». ЦРЬ: http://www.mcx.ru
Потаев Виктор Сергеевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой организации производства, коммерции и предпринимательства Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова. E-mail: potaev@rambler.ru
Potaev Victor Sergeevich, Doctor of Economic Sciences, professor, Head of Industrial Management, Commerce and Entrepreneurship Chair, V.R. Philippov Buryat State Academy of Agriculture. E-mail: potaev@rambler.ru