МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
бюджетным процессом, не всегда они желают вникать в его сущность. Это становится причиной недостаточно обоснованных изменений в показателях бюджетного плана.
6. На стадии исполнения бюджета возникает незавершенность реформирования механизма учета и отчетности в бюджетной сфере.
Постоянные изменения в системе учета как доходов и расходов, так и источников финансирования дефицита бюджетов приводят к недостоверности данных о системе государственных и региональных финансов, не позволяют осуществлять мониторинг государственных средств в режиме реального времени.
7. Кратковременное отсутствие контроля может привести к невосполнимым бюджетным потерям. В бюджетной сфере особое место должно быть отведено предварительному контролю, поскольку проще не допустить нецелевого использования средств, чем предпринимать попытки вернуть их.
Пути решения данных проблем бюджетного процесса:
- необходим комплексный подход как к этапам бюджетного процесса, так и к его процедурам;
- нельзя игнорировать состояние финансовой грамотности населения;
- наличие общественного контроля за движением государственных и региональных средств позволит повысить ответственность и обеспечить заинтересованность органов управления в рациональном использовании ограниченных региональных доходов;
- необходимо формирование единого информационного поля, объединяющего базы данных налоговых, финансовых и регистрирующих органов;
- комплексный подход к планированию с применением максимального количества методов, в этом случае недостатки того или иного метода будут сглаживаться, но одновременно с этим будут усиливаться их достоинства;
- повысить меры по укреплению доходной базы региональных бюджетов и оптимизации их расходов;
- следует более широко привлекать население к участию в бюджетном процессе. Список использованной литературы:
1. Игонина Н.А. Пути совершенствования механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований /Н.А. Игонина // Право и экономика. - 2015. - №7. - С. 51 - 56.
2. Яруллин Р. Р., Мусин В. Ш. Реформирование бюджетного процесса: основные направления, проблемы и пути их решения// Современные проблемы финансово-кредитной системы: сборник научных трудов/ под общ. ред. проф. Р.Р. Яруллина - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - с.51-58.
3. Яруллин Р. Р., Кучкин А. С. Направления совершенствования местных и региональных бюджетов. //Финансово-кредитная система Российской Федерации в условиях экономических санкций: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции/ отв. ред. Р. Р. Яруллин. -Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 77 - 79.
4. Яруллин Р. Р., Гирфанова Н. И. Уровень исполнения расходных обязательств на примере Республики Башкортостан. // Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №8. Ч. 1. С. 47 - 49.
© Гарифуллина К. В., 2016
УДК 332.2.021
Т.П. Гафиятова
к.э.н., доцент кафедры техники и физики низких температур (механический факультет) Нижнекамского химико-технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «КНИТУ»
АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
В преобразовании земельных отношений в переходный период главное место занимала аграрная реформа. Ее проведение в РФ до последнего времени происходило без какой-либо четкой научной концепции и сопровождалось завышенными экономическими издержками, а также социальным напряжением,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
формальным изменением во владении, использовании, а также распоряжении землей. Не была до конца сформирована правовая база изменения земельных отношений, которая бы была адекватна принципам рынка, о чем говорит затянувшаяся разработка земельного кодекса РФ.
Исходя из мирового опыта, существует две формы земельной собственности - это государственная собственность и частная. В 1990 году было отдано преимущество формированию концепции частной собственности в преобразованиях земельных отношений. Именно эта концепция была стержнем аграрной политики России в последующие годы. В процессе реформы значительное число граждан РФ стали частными собственниками, и это является очень важным результатом земельной реформы в переходных условиях.
В 1990-1991 годах в России было принято несколько законодательных актов, подтвердивших право частной собственности на земельные участки и определивших важнейшие правовые отношения в сфере создания земельных отношений.
До начала реформы (до 1990-х годов) земельные отношения представляли собой государственную монополию на землю с бесплатным землепользованием - но были земельные налоги. Земли распределялись лишь по решениям соответствующих государственных органов.
Реформа земельных отношений в РФ началась в 1990 году после принятия закона № 374-1 РСФСР «О земельной реформе». Согласно данному закону земельная реформа проводится для перераспределения земель с целью создания наилучших условий для равноправия в развитии разных форм хозяйствования землей, для формирования многоукладной экономики, а также с целью охраны и рационального использования земли. Также данный закон определял передачу земли гражданам в частную собственность [2].
Всего в период с 1990 по 2001 год было принято несколько Федеральных законов, Указов Президента и Постановлений Правительства: закон РСФСР «О земельной реформе», закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», закон «О плате за землю». Однако, все эти документы регулировали лишь отдельные стороны земельных отношений: данные законы заложили правовую основу возникновения различных форм собственности: государственной, частной и муниципальной, а также закрепили приобретение земельных участков в частную собственность, а также право владения и бессрочного пользования земельными участками. Но, так как земля была исключена из гражданского оборота, то купля-продажа, дарение и иные сделки с земельными участками сроком на десять лет были невозможны, исключение составляли садовые, дачные и приусадебные участки. К 2001 году в целом земельное законодательство было неким конгломератом никак не систематизированных правовых актов разного уровня, часто противоречащих друг другу. Это означает, что не было единой целостной правовой базы для регулирования земельных отношений в переходном периоде, а это плохо отражается на всей аграрной реформе.
Главным регулятором прав в земельных отношениях, стал Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-Ф3, установивший основные принципы в земельном законодательстве, такие как учет значения земли в качестве основы жизнедеятельности человека; приоритет в охране земли, как наиболее важного средства производства и компонента окружающей среды; приоритет в охране здоровья и жизни человека, в процессе использования и охраны земель; участие граждан и общественных организаций в принятии решений по вопросам, связанным с их правами на землю; единство удела земельных участков с прочно связанными с ними объектами; приоритет в сохранении особенно ценных земель; платное использование земли; разделение земель на категории по их целевому назначению; разделение государственной земельной собственности на собственность РФ и собственность субъектов РФ; дифференцирование в установление правового режима земель; сочетание законных интересов граждан с интересами общества.
Итак, аграрная реформа 1990-х годов предоставила гражданам права на собственность на землю и право ей распоряжаться.
Однако, задачи реформирования, поставленные правительством, не были выполнены в полном объеме, так как существовало множество «подводных камней». Заметим, что аграрные реформы в период рыночных преобразований связаны с первым законом о приватизации, принятым в 1991 году: жители городов получили
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
Приватизационные ваучеры, а жители сельскохозяйственных поселений - свидетельства на земельный пай, который означал право требования крестьянина на долю из общей долевой собственности колхоза. Наличие такой собственности у жителей сельских населенных пунктов не привело к предполагаемым изменениям в системе земельных отношений, что существенно тормозило процесс приватизации в сельскохозяйственных поселениях. К такому положению привели следующие предпосылки:
- не было четкого представления у крестьян, как можно работать без наличия колхозов;
- отсутствие у крестьян предпринимательских качеств;
- недостаточное количество денежных средств, необходимых на оплату процедуры приватизации, а также налогов;
- политика власти, основанная на нежелании допускать скупку земли крупными инвесторами, способными спекулировать ею.
Данную ситуацию поправил закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который был принят в 2002 году: появились инвесторы, которые приобретали крупные и мелкие земельные участки с целью реализации в будущем времени, так как в начале 2000-х годов рынка земельных ресурсов не существовало, в тоже время наблюдалась нехватка предпринимателей, способных развивать агропромышленный сектор экономики.
Во второй половине 2000-х годов произошел существенный перелом на образовавшемся в итоге приватизации рынке земли сельскохозяйственного назначения, когда начала работать национальная программа по подъему сельского хозяйства. В результате реализации данной программы на продуктовый рынок вышли следующие предприятия: Русская картошка, Продимпекс, Терра Инвест, Агро Терра и т.п. Именно этот период охарактеризовался ростом цен на сельскохозяйственную продукцию. Также интерес к развитию агропромышленного сектора сопровождался мировым кризисом 2007 года и созданием действенной системы обеспечения продовольственной безопасности.
В этот период на рынок земли выходят предприниматели, которые скупали земельные участки в нестабильный период рыночных преобразований и вносят существенный вклад в развитие сельскохозяйственного производства: продажа приватизированной земли крупным сельхозпроизводителям возвратила в сельскохозяйственный оборот сотни тысяч гектаров земли. В свою очередь, сельхозпроизводители могли получать кредиты на развитие бизнеса под залог земли. Кроме того, приватизированные земельные участки стало возможным сдавать в аренду с целью получения ренты.
По данным Росстат, земли, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством, с 1992 года по 2001 год имели тенденцию к уменьшению: в 1992 году количество земли в данном показателе составляло 210,6 млн гектаров, к 1999 году снизилось до 197,6 млн гектаров, а к 2001 году до 195,9 млн гектаров. В том числе количество земли, сосредоточенной в руках сельскохозяйственных организаций в 1992 году составляло 180,1 млн гектаров, к 1999 году уменьшилось до 161,8, а в 2001 году этот показатель составил 154,1 млн гектаров.
Следует отметить, что данные аспекты сказались на производстве сельскохозяйственной продукции, которое оказалось в неудовлетворительном состоянии. Во многом, на это оказало влияние развитие экономики России в целом (появление частной собственности в результате приватизации и т.д.). Как показывает практика, агропромышленное производство будет только тогда признано эффективным, когда результат производства продукции агропромышленного сектора будет во многом опережать затраты на производственный процесс (например, выращивание пшеницы). Однако, в условиях реформируемой экономики, потребность страны в продуктах питания не была полностью удовлетворена, что выливалось в массовые очереди и талоны на питание; многоукладность в аграрной сфере не проявилась в полном объеме; трансформация прав собственности на землю агропромышленных предприятий происходила в условиях уничтожения старого уклада, основанного на колхозах, и общего для сельских населенных пунктов способа хозяйствования.
Данные факты свидетельствуют о существенном изменении в структуре сельскохозяйственного производства в период перестройки экономики, так как уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий в руках предприятий агропромышленного сектора привело, в итоге, к риску необеспечения населения
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
продукцией агропромышленного сектора собственной продукцией, что, в последствии, привело к заполнению дынного рынка товарами иностранных поставщиков.
Таким образом, переходная экономика породила множество противоречий в области земельных отношений: противопоставление интересов всех участников экономики, а также продовольственной проблемы в стране.
В системе рыночной экономики земельные отношения играют важную роль в формировании и развитии любого сектора экономики любого государства. Отношения собственности на основное средство производства - землю способствуют оптимизации всех процессов экономического развития. Земельные отношения играют преобладающую роль в эволюционных процессах развития общества в целом, имея многовековую историю совершенствования механизма формирования земельных отношений и видоизменяясь под влиянием внешних и внутренних факторов. Список использованной литературы
1. Рязанцев И.И. Земельные отношения в России / И.И. Рязанцев // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2011. - № 4. - С. 256.
2. Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 «О земельной реформе».
3. О некоторых особенностях развития агропромышленного комплекса в российской экономике / Гафиятова Т.П., Лебедева О.И. // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 309-312.
4. Земельные ресурсы - природный капитал страны / Гафиятова Т.П., Лебедева О.И. // Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18. № 2. С. 430-432.
© Гафиятова Т.П., 2016
УДК 330.1
M.N. Grigoriev
PhD of technical sciences, Professor Baltic State Technical University «VOENMECH» named after D. F. Ustinov St. Petersburg, Russian Federation S.A. Uvarov
Doctor of economic Sciences, Professor Saint-Petersburg state University of Economics St. Petersburg, Russian Federation N. A. Braila Student
Baltic State Technical University «VOENMECH» named after D. F. Ustinov St. Petersburg, Russian Federation
THE CONCEPT OF FIRM'S LOGISTICS IN THE EARLY 21st CENTURY
Annotation
Article from the modern point of view examines the development of the concept for firm's logistics. Special attention is paid to logistics engineering.
Keywords
Logistics, efficiency of economy, factors of logistics' efficiency, logistical strategy, marketing, target parameters. The firm, being the fundamental part of market economy, differs the certain duality: it is both the consumer,