Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования оборота земельных долей'

Проблемы правового регулирования оборота земельных долей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
979
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / ЗЕМЕЛЬНАЯ ДОЛЯ / СОБСТВЕННОСТЬ / ПРАВО / ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачкова Юлия Леонидовна

Статья посвящена анализу проблем, существующих в правовом регулировании отношении, связанных с применением земель сельскохозяйственного назначения. Автор анализирует и исследует подходы для определения термина «земельная доля», которые применяются в законодательстве РФ и юридической науке. Автор предлагает способы решения проблемы, связанной с определением понятия «земельная доля». В статье большое внимание уделяется исследованию проблем, связанных с оборотом земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of turnover of land shares

The article covers the study of the problems in the field of the agricultural land use legal regulation. Basic principles of the definition of the “land share” term, existing in the legal science and the Law of the Russian Federation, are being investigated and analyzed in the article. The author of the article suggests issues to solve the problem of the definition of “land share” term. The main feature of the article is the analysis of the problems in agricultural land turnover regulation.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования оборота земельных долей»

7. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06)

7.1. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ

Грачкова Юлия Леонидовна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Московский государственный юридический университет им.О.Е.Кутафина. Подразделение: кафедра экологического и природоресурсного права. E-mail: Julia_snow@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем, существующих в правовом регулировании отношении, связанных с применением земель сельскохозяйственного назначения. Автор анализирует и исследует подходы для определения термина «земельная доля», которые применяются в законодательстве РФ и юридической науке. Автор предлагает способы решения проблемы, связанной с определением понятия «земельная доля». В статье большое внимание уделяется исследованию проблем, связанных с оборотом земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Ключевые слова: юридическая наука, земельная доля, собственность, право, отношения, земли сельскохозяйственного назначения, федеральный закон.

THE PROBLEMS OF TURNOVER OF LAND SHARES

Grachkova Yuliya Leonidovna, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: Moscow State Law University named after O.E.Kutafin. Department: environmental and natural-resource law chair. E-mail: Julia_snow@mail.ru

Annotation: The article covers the study of the problems in the field of the agricultural land use legal regulation. Basic principles of the definition of the "land share" term, existing in the legal science and the Law of the Russian Federation, are being investigated and analyzed in the article. The author of the article suggests issues to solve the problem of the definition of "land share" term. The main feature of the article is the analysis of the problems in agricultural land turnover regulation.

Keywords: land share; legal science; legislation; title; property; relations; federal law; agricultural lands.

Сельское хозяйство является именно той сферой экономики государства, которая формирует агропро-довольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность государства, а также тесным образом связана с землей.

Недостаток продовольствия собственного производства до сих пор остается одной из основных причин затянувшегося процесса реализации реформы. Вследствие этого основной целью Государственной программы развития сельского хозяйства является обеспечение продовольственной независимости государства. 9% продуктивной пашни в мире находится в Российской Федерации. Более того, 50% мировых черноземов расположены в России. Несмотря на это, Российская Федерация обеспечивает себя собственным продовольствием только на 67%. По данным Рос-реестра, по состоянию на 1 января 2016 года земельный фонд РФ имеет площадь в 1709,9 миллионов гек-

тар, причем 22,5% земель (385,5 миллионов гектар) имеют сельскохозяйственное назначение. По величине пашни на одного человека РФ является одним из мировых лидеров (является устойчивым членом первой пятерки государств по данному показателю). Однако по показателям, характеризующим эффективность землепользования, Россия значительно отстает от мировых лидеров.

Сельскохозяйственные угодья, которые не используются, составляют более 30 миллионов гектар. Те земли, которые являются продуктивными, используются с низкой степенью эффективности. Нерешенным остается вопрос о земельных долях. В соответствии с данными Росреестра, в структуре земель сельскохозяйственного назначения значительную часть занимают земли, находящиеся в частной собственности граждан, причем 88,6 млн. га этих земель находятся в общей долевой собственности.

Вопрос о судьбе земельных долей остается нерешенным. Доли в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного играли положительную роль в приватизации земель сельскохозяйственного назначения, однако сегодня не позволяют эффективно развить оборот сельскохозяйственных земель. Зачастую у граждан, которые владеют свидетельствами о праве

собственности на земельные доли, отсутствует пони-

1

мание о правовой сущности понятия.

Существует множеств актуальных вопросов в сфере правового регулирования оборота земельных долей.

Из-за того, что данное понятие отличается высокой степенью неопределенности, медленными темпами развивается оборот земель сельскохозяйственного назначения. Собственники, которые владеют земельными долями, либо не реализуются вообще свои права, либо реализуются с ошибками правового характера .

Законодателем сделана попытка разрешить вопрос с неопределенностью понятия «земельная доля» путем установления предельного срока, в течение которого возможен выдел земельных участков в счет долей .

В соответствии с действующим законодательством если до 1.07.2012 участниками долевой собственности не было принято решение утвердить проект межевания или если они не зарегистрировали свои права собственности на землю, то органы местного самоуправления ГО или сельского поселения в срок до 1.07.2013 были обязаны организовать процессы по со-

1Зиновьева О.А. Реализация прав на земельные доли и оформление прав на образуемые вновь земельные участки, выделенные в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения // Правовые проблемы развития сельского хозяйства (Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 26 сентября 2007 г.). М.: ИД «Юриспруденция», 2007. С. 153.

2Грачкова Ю.Л. Проблемы определения доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения («земельные доли») в законодательстве Российской Федерации и юридической науке//Пробелы в Российском законодательст-ве.2011.№5.

3 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено завершить оформление земельных участков в счет земельных долей в срок до 1 июля 2013 г.

зыву общего собрания, по подготовке проектов межевания участков, обеспечить осуществление работ по

4

определению границ земельных участков .

Однако тот факт, что для выдела участков в счет земельных долей устанавливается предельный срок, не свидетельствует о том, что владельцы долей или органы местного самоуправления сразу же начнут процесс выдела. Таким образом, проблема выдела земельных участков в счет земельных долей остается нерешенной.

На практике существуют проблемы реализации требований пункта 3 статьи 19.1 Федерального закона №101 - Фз, основными из которых являются: -недостаточное количество средств, выделяемых из бюджета на создание проектов межевания, осуществление работ по определению границ участков; недостаточное количество средств, выделяемых из бюджета на публикации списков дольщиков в средствах массовой информации; - отсутствие структурных подразделений, занимающихся земельными отношениями, в органах местного самоуправления5.

Учитывая изложенное представляется целесообразным закрепить в законе положения, определяющие правовые последствия, наступающие в случае отсутствия деятельности со стороны органов местного самоуправления по выделу земельных участков. Кроме того, целесообразно развивать механизм предоставления финансовой помощи физическими лицами (собственникам земельных долей), органам местного самоуправления для выполнения работ по определению границ земельных участков, выделяемых в счет долей.

Важнейшая проблема, существующая в области правового регулирования оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения - определение собственника доли в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Указанная проблема связана с тем, что законодательство, действовавшее в этой сфере в 1990-е годы, было крайне несовершенным.

Вследствие аграрной реформы 1991 г. совхозы и колхозы лишились всех сельскохозяйственных угодий. 10% данных угодий попали в фонд распределения земель, оставшиеся земли перешли в коллективно-долевую собственность тех лиц, которые в прошлом работали в совхозах и колхозах. Указанные лица стали обладателями условных земельных долей, границы которых определены не были. Имущество, принадлежавшее совхозам и колхозам, было поделено на земельные паи, после чего перешло к бывшим работникам. Правила передачи в собственность земельных паев для бывших работников колхозов регламентировались целым рядом нормативных правовых актов. Среди них - Указ Президента РФ № 323 от 27.12.1991, Постановления Правительства РФ № 86 от 29.12.1991, № 708 от 4.09.1992, Указ Президента РФ № 1767 от 27.10.1993, Постановление Правительства РФ № 9 от 1.02.1995, Указ Президента РФ № 337 от 7.03.1996.

Данные акты закрепляли, что корреспондирующей с правом владения земельными долями является обязанность граждан по распоряжению земельными долями. Так, они должны были выделить участок земли в

4Ю.Л. Грачкова . Деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. - 2011. - № 5.

5 Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйст-

венного назначения за 2013 год.

натуре в счет земельной доли для организации фермерского или крестьянского хозяйства, внести долю земли как вступительный (учредительный) взнос в акционерное общество, товарищество или кооператив, сдать либо продать долю иным владельцам паев (долей). Нужно заметить, что правовых норм, которые прекращали бы право собственности на землю у гражданина в том случае, если бы он в установленные сроки не распорядился бы ею, не предусматривалось ни в одном из приведенных выше актов.

Сегодня вопросы, связанные с тем, кто является владельцем доли в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения, в судебных инстанциях решается различным образом. Кроме того, по-разному решается вопрос о том, обязанностью или правом является распоряжение земельной долей для бывших работников совхозов и колхозов (Постановления Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 11 апреля 2007 г. дело № А66-2295/2006/, от 17 марта 2009 г. дело № А56-47466/2004/; от 11 апреля 2007 г. дело № А66-2295/2006).

Целесообразным представляется рассмотреть проблему, связанную с определением субъекта права собственности на земли сельскохозяйственного назначения на нормативном правовом уровне.

На рабочем совещании у Советника Президента Российской Федерации Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека межведомственной рабочей группе по вопросам защиты прав собственников земельных долей в целях разрешения вышеуказанных проблем были поставлены следующие вопросы: дать определение понятию «пострадавший»; определить концепцию «земельного банка»; решить проблему компенсации пострадавшим.

Для того чтобы дать определение понятию «пострадавший» необходимо выделить признаки данного понятия.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Исходя из указанного определения понятия земельная доля, следует, что пострадавшим будет лицо, у которого возникло право на получение в собственность земли на основании нормативных правовых актов, однако лицо не было наделено правом собственности на земельную долю по независящим от данного лица причинам: - непринятие трудовыми коллективами решений о том, как за работником закрепляется земля; - бездействие местных администраций при принятии решений, связанных с передачей земель в общую собственность участникам сельскохозяйственных организаций.

К «пострадавшим» следует также отнести лиц, у которых все-таки возникло право собственности на земельную долю на основании правоустанавливающих документов (решения о наделении землей) и выданных свидетельств о праве собственности, однако их право было оспорено в судебном порядке юридическими лицами, считающими себя собственниками земли, при отсутствии оформленных надлежащим образом документов по внесению земельных долей в уставный капитал.

Кроме того, к «пострадавшим» можно условно отнести и тех граждан, у которых возникло право собственности на земельную долю и которые не распорядились этой долей по причине правовой неграмотности в силу отсутствия должного информационного обеспечения земельной реформы.

Земельную реформу определяют как кардинальную реформу исходных принципиальных позиций правового регулирования отношений6, как коренные изменения в земельном строе7. Однако правосознание граждан оставалось прежним, в связи с чем, процесс реализации земельной реформы должен был сопровождаться необходимым механизмом информационного обеспечения. Реформаторы рассчитывали на то, что граждане сами проявят инициативу по выделу участков в счет земельных долей.

В правовой терминологии понятие «земельная доля» появилось именно тогда, когда началась земельная реформа, этим обусловлен особый интерес к исследованию правовой сущности данного понятия. По справедливому мнению А.Л. Корнеева, понятие земельной доли, судя по той ситуации, которая сложилась в России, станет актуальным и будет требовать внимательного и бережного анализа с правовой точки зрения8.

Практически все первые нормативные правовые акты 1990- х годов, регулирующие земельные отношения, были посвящены определению порядка возникновения права собственности на земли сельскохозяйст-

9 ^

венного назначения . Однако, несмотря на это, граждане (владельцы земельных долей) так и не поняли собственниками чего они стали10. Меры информационного характера, которые предпринимались при реализации земельной реформы, оказались недостаточными - у граждан не было полного понимания правовой сущности понятия «земельная доля».

Из-за того, что понятие «земельная доля» является неопределенным, а цели его появления в законодательстве до сих пор до конца непонятны, на практике и в науке возникает множество споров. Как утверждает З.С. Беляева, основной целью, для которой в законо-

6 Фомина Л.П. Право собственности на землю в сельском хозяйстве. Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и решения. М.: Ин-т государства и права РАН, 1998. С. 120.

7 Земельное право: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. Ред. докт. юрид. наук, проф. С.А. Боголюбов. М., 1999.

8 Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006. С. 49.

9 Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»9, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1992 г. № 138 «О ходе развития аграрной реформы в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.

10Зиновьева О.А. Реализация прав на земельные доли и оформление прав на образуемые вновь земельные участки, выделенные в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения // Правовые проблемы развития сельского хозяйства (Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 26 сентября 2007 г.). М.: ИД «Юриспруденция», 2007. С. 153.

дательстве появилось правило разделять земли колхозов на доли, было облегчение выхода из колхоза для его работников и получения ими земельных участков для реализации сельскохозяйственной деятельности11. По мнению Е.А. Галиновской, появление понятия «земельная доля» имело целью перераспределить земельное имущество и обеспечить формирование индивидуальных хозяйств посредством выхода работников из организаций, получая при этом часть земли, т.е. «земельные доли» являются реформенным и временным понятием12. Н.О. Ведышева считает, что получение бывшими работниками сельскохозяйственных предприятий долей в праве общей собственности на участок сельскохозяйственного назначения является

оригинальным приемом для реформирования отноше-ний13.

Процесс реализации земельной реформы начался 28 лет назад, однако проблема, связанная с определением термина «земельная доля», до сих пор является актуальной. В 2010 году действующее законодательство претерпело изменения, которые затронули также и определение самого понятия «земельная до-

14

ля» .

Таким образом, к пострадавшим следует отнести граждан, у которых возникло право на получение в собственность земли на основании нормативных правовых актов15, и которые: - не были наделены правом собственности на земельную долю по независящим от данного лица причинам; - были наделены правом собственности на земельную долю на основании правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, но право собственности оспорено в судебном порядке юридическими лицами при отсутствии доказательной базы относительно внесения земельных долей в уставный капитал; - были наделены правом собственности на земельную долю, однако земельная доля признана невостребованной на основании того, что эти лица не распорядились ей, однако граждане («пострадавшие») не распоряжались ей по причине правовой неграмотности в силу отсутствия должного информационного обеспечения земельной реформы.

По вопросам определения концепции «земельного банка» и компенсации пострадавшим следует отметить следующее.

Фонд земельного банка могут составлять невостребованные свободные земельные доли. По состоянию

11 Беляева З.С. Организационно-правовые формы организации колхозов // Сельскохозяйственная кооперация и право. М., 1993. С. 40-41.

12 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ЗАО ЮД «Юстицинформ», 2002. С. 401.

13 Ведышева Н.О. Право граждан на земельную долю в праве общей собственности участников (членов) сельскохозяйственных коммерческих организаций: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 55.С. 4.

14Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 47.

15 Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»; Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и др.

на 01.01.2016 количество невостребованных земельных долей, которые были внесены в списки на основе уточнения сведений, в целом по Российской Федерации составило 1 806 351, площадью 18,15 млн. га. Наибольшее увеличение количества и площади земельных долей, включенных в списки невостребованных, отмечено в Новосибирской (1572.908 тысяч гектар), Оренбургской (1294.439 тысяч гектар) областях, Забайкальском крае (1012,017 тысяч гектар), а также Курганской области (901,503 тысяч гектар).

Таким образом, на основании статистических данных для компенсации «пострадавшим» представляется целесообразным использовать земельные доли, включенные в списки невостребованных земельных долей, по тем субъектам Российской Федерации, где невостребованные земельные доли занимают большую площадь.

Учитывая изложенное, в целях компенсации «пострадавшим» можно предложить выбывшие сельскохозяйственных угодья при условии возмещения государством понесенных затрат на восстановление земель.

Суммируя вышесказанное, нужно заметить, что профессиональное землеустройство является обязательным условием для формирования и развития оборота земель сельскохозяйственного назначения. Для того чтобы определить какие земли будут составлять фонд земельного банка необходимо иметь актуальную землеустроительную документацию. Основа зонирования территорий на селе - информация по оценке качества, выделению классов по пригодности земель для применения для нужд сельского хозяйства. Отнесение земель к тому или иному классу базируется на агрохимических, почвенных, геоботанических, почвенно-эрозионных, землеустроительных, а также иных обследованиях.

Как считают специалисты, достоверные данные сегодня имеются не более чем по 20% территорий на селе. Инвентаризации, которые проводились на землях сельскохозяйственного назначения, проводились в 1987 году. Геоботанические и почвенные исследования в последний раз проводились в 1989 году, к этому же времени относится и массовая экономическая оценка земель, используемых совхозами и колхозами. Данные, полученные при тех исследованиях, не были актуализированы. В соответствии с позицией Государственного университета по землеустройству, для реализации работ землеустроительного характера по зонированию территорий во всех российских муниципальных образованиях (при этом не учитываются затраты на почвенные обследования, оценку качества земель, корректировку планово-картографических материалов), потребуется выделить 54 миллиарда рублей. При этом в случае бесперебойного поступления финансирования и правильной организации ведения работ на их реализацию потребуется от 4 до 5 лет.

Список литературы:

1. Боголюбов С.А.Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. - М, 1998.

2. Веденин Н.Н. Земельное право: Вопросы и ответы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2001

3. Ведышева Н.О. Право граждан на земельную долю в праве общей собственности участников (членов) сельскохозяйственных коммерческих организаций: Ав-тореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.

4. Волков Г.А. О проекте федерального закона «Об упорядочении отношений собственности, возникших

при приватизации земель сельскохозяйственного на-значения»//Экологическое право.- М.: Юрист, 2007.№1.

5. Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Проблемы отмены деления земель на категории в условиях реформирования земельного и градостроительного законодательства // Аграрное и земельное право. 2014. № 11 (119).

6. Грачкова Ю.Л. Деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) / Ю. Л. Грачкова // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. - 2011. - № 5.

7. Грачкова Ю.Л. Проблемы определения доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения («земельной доли») в законодательстве Российской Федерации и юридичесой науке//Пробелы в законодательстве.2011.№5.

8. Жаркова О.А. Правовой режим земельных долей // Арбитражные споры. 2009. №4.

9. Жиругов Р.Т. Земельная собственность в КБР: частная или государственная? Нальчик: Из-во М. и В. Котляровых, 2007. С. 230.

10. Зиновьева О.А. Реализация прав на земельные доли и оформление прав на образуемые вновь земельные участки, выделенные в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения // Правовые проблемы развития сельского хозяйства (Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 26 сентября 2007 г.). М.: ИД «Юриспруденция», 2007.

11. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). - М: Спартак,1995.

12. Козырь М.И. Правовые проблемы развития агропромышленного комплекса России//Журнал российского права.2010.№4.

13. Романова О.А. Актуальные проблемы правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации на современном этапе // Аграрное и земельное право. 2013. № 9. С. С. 61-66.

14. Кресникова Н. Регулирование землепользования в Дании и Норвегии // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. №1.

15. Фирсова Н.В. Особенности приобретения земельных долей//Право и политика. 2009. №12. С.5. Савенко Г.В. Современные проблемы оборота земельных долей и участков сельскохозяйственного на-значения//Центр публичных- правовых исследова-ний.2009.

16. Фомина Л.П. Право собственности на землю в сельском хозяйстве. Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и решения. М.: Ин-т государства и права РАН, 1998

17. Пандаков К.Г., Черноморец А.Е. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика. Саратов, 2003.

Рецензия

На статью «Проблемы правового регулирования оборота земельных долей» Грачковой Юлии Леонидовны

Статья посвящена исследованию проблем правового регулирования оборота земельных долей. рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на актуальную тему.

Земли сельскохозяйственного назначения выступают как основное средство производства в сельском хо-

зяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране.

Потребность в научном исследовании правового режима земель сельскохозяйственного назначения объективно обусловлена наметившейся тенденцией кардинального изменения нормативного правового регулирования земельных отношений. Исключение из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории определяется распоряжением Правительства РФ от 03 марта 2012 г. №297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы» (далее - распоряжение Правительства РФ №297-р) как одно из основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом. С 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года №171 -Фз «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит существенные изменения в нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления земельных участков в собственность или в аренду, в том числе и из земель сельскохозяйственного назначения. Все это обуславливает особую актуальность выбранной темы исследования.

В статье анализируются особые подходы к определению понятия «земельная доля», существующие в юридической науке. Автором статьи предлагаются пути решения проблем правового регулирования оборота земельных долей. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Все содержание стать логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников. Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.

Научная статья Грачковой Ю.Л. «Проблемы правового регулирования оборота земельных долей» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доктор юридических наук, доцент, преподаватель кафедры экологического и природоресурсного права ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. О.Е.Кутафина (МГЮА)» Агафонов Вячеслав Борисович

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 76,8%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.