Научная статья на тему 'Аграрное образование как эффективный механизм формирования человеческого капитала сельского хозяйства в условиях цифровой экономики'

Аграрное образование как эффективный механизм формирования человеческого капитала сельского хозяйства в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аграрное образование / агроспециальности / информационные технологии / кадры / сельское хозяйство / цифровая экономика / цифровое сельское хозяйство / человеческий капитал / human capital / agriculture / agricultural education / digital economy / agricultural specialties / personnel / digital agriculture / information technology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саидов А. М., Субаева А. К.

Введение. В условиях цифровой экономики перед аграрным образованием стоят большие вызовы и возможности. Предполагается, что в будущем аграрное образование станет синонимом инновационного образования, отражая трансформацию сельского хозяйства в высокотехнологичный сектор. Однако потенциал цифровых технологий в значительной степени зависит от квалифицированных кадров, что требует комплексного подхода к совершенствованию аграрного образования и его адаптации к требованиям цифровой экономики. Материалы и методы. Материалами исследования являлись работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам аграрного образования и развитию человеческого капитала. Для изучения состояния аграрного образования и его роли в цифровой экономике применялись методы экономического анализа, синтеза и системной оценки. Результаты. Установлено, что существует высокий спрос на квалифицированные кадры, нехватка квалифицированных специалистов и низкий престиж профессии приводят к проблемам с привлечением молодежи. Тенденции набора студентов на различные факультеты показывают колебания интереса к сельскохозяйственным специальностям. Современные требования к сельскому хозяйству требуют цифровых компетенций. Обсуждение. Стратегические направления, такие как создание сквозного аграрного образования и информационные кампании для улучшения имиджа аграрных профессий, позволяют повысить привлекательность сельского хозяйства для молодежи. Реализация принципов интегрированного аграрного образования и внедрение цифровых технологий в образовательные программы играют важную роль для адаптации к современным требованиям сельского хозяйства. Заключение. Для формирования качественного человеческого капитала в сельском хозяйстве необходимо создать систему интегрированного аграрного образования, охватывающую все этапы профессионального развития, включающего в себя: формирование позитивного имиджа аграрных профессий, улучшение условий обучения и повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural education as an effective mechanism for the formation of human capital in agriculture in the digital economy

Introduction. In the digital economy, agricultural education faces great challenges and opportunities. It is expected that in the future, agricultural education will become synonymous with innovative education, reflecting the transformation of agriculture into a high-tech sector. However, the potential of digital technologies largely depends on qualified personnel, which requires an integrated approach to improving agricultural education and adapting it to the requirements of the digital economy. Materials and Methods. The research materials were the works of domestic and foreign scientists on issues of agricultural education and human capital development. To study the state of agricultural education and its role in the digital economy, methods of economic analysis, synthesis and systemic assessment were used. Results. It has been established that there is a high demand for qualified personnel, a shortage of qualified specialists and low prestige of the profession lead to problems with attracting young people. Trends in student recruitment at various faculties show fluctuations in interest in agricultural specialties. Modern requirements for agriculture require digital competencies. Discussion. Strategic directions such as the creation of cross-cutting agricultural education and information campaigns to improve the image of agricultural professions help to increase the attractiveness of agriculture for young people. The implementation of the principles of integrated agricultural education and the introduction of digital technologies into educational programs play an important role in adapting to the modern requirements of agriculture. Conclusion. In order to form high-quality human capital in agriculture, it is necessary to create a system of integrated agricultural education that covers all stages of professional development, including: forming a positive image of agricultural professions, improving the conditions of training and advanced training.

Текст научной работы на тему «Аграрное образование как эффективный механизм формирования человеческого капитала сельского хозяйства в условиях цифровой экономики»

Bulletin NGIEI. 2024. № 8 (159). P. 108-119. ISSN 2227-9407 (Print)

ЛТ7Г1ПМ Л I ДМП ССТТ/Ш/11 ГГ/lAf/lMfrC

, REGlOlNAL H.l\U JCLl UnHL CLUnUMMLj________________________________

Научная статья УДК 338

DOI: 10.24412/2227-9407-2024-8-108-119 EDN: AQDVXV

Аграрное образование как эффективный механизм формирования человеческого капитала сельского хозяйства в условиях цифровой экономики

Анзор Мусаевич Саидов1^, Асия Камильевна Субаева2

1 Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтурсынулы, Костанай, Республика Казахстан

2 Чистопольский филиал «Восток» Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева - КАИ, Татарстан, Россия

1 muslim727@bk.ruв, https://orcid.org/0000-0002-6937-4663

2 subaeva.ak@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6237-8074

Аннотация

Введение. В условиях цифровой экономики перед аграрным образованием стоят большие вызовы и возможности. Предполагается, что в будущем аграрное образование станет синонимом инновационного образования, отражая трансформацию сельского хозяйства в высокотехнологичный сектор. Однако потенциал цифровых технологий в значительной степени зависит от квалифицированных кадров, что требует комплексного подхода к совершенствованию аграрного образования и его адаптации к требованиям цифровой экономики. Материалы и методы. Материалами исследования являлись работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам аграрного образования и развитию человеческого капитала. Для изучения состояния аграрного образования и его роли в цифровой экономике применялись методы экономического анализа, синтеза и системной оценки.

Результаты. Установлено, что существует высокий спрос на квалифицированные кадры, нехватка квалифицированных специалистов и низкий престиж профессии приводят к проблемам с привлечением молодежи. Тенденции набора студентов на различные факультеты показывают колебания интереса к сельскохозяйственным специальностям. Современные требования к сельскому хозяйству требуют цифровых компетенций. Обсуждение. Стратегические направления, такие как создание сквозного аграрного образования и информационные кампании для улучшения имиджа аграрных профессий, позволяют повысить привлекательность сельского хозяйства для молодежи. Реализация принципов интегрированного аграрного образования и внедрение цифровых технологий в образовательные программы играют важную роль для адаптации к современным требованиям сельского хозяйства.

Заключение. Для формирования качественного человеческого капитала в сельском хозяйстве необходимо создать систему интегрированного аграрного образования, охватывающую все этапы профессионального развития, включающего в себя: формирование позитивного имиджа аграрных профессий, улучшение условий обучения и повышения квалификации.

Ключевые слова: аграрное образование, агроспециальности, информационные технологии, кадры, сельское хозяйство, цифровая экономика, цифровое сельское хозяйство, человеческий капитал

Для цитирования: Саидов А. М., Субаева А. К. Аграрное образование как эффективный механизм формирования человеческого капитала сельского хозяйства в условиях цифровой экономики // Вестник НГИЭИ. 2024. № 8 (159). С. 108-119. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-8-108-119. EDN: AQDVXV

© Саидов А. М., Субаева А. К., 2024

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Вестник НГИЭИ. 2024. № 8 (159). C. 108-119. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 8 (159). P. 108-119. ISSN 2227-9407 (Print)

рргипнд пкидя иптрдгtifraя зкпнпмнкд

лЕМ ИОНА/1ЬНАЯ И °1 гЭК°ПОМИКА

Agricultural education as an effective mechanism for the formation of human capital in agriculture in the digital economy

Anzor M. SaidovlB, Asiya K. Subaeva2

1 Kostanay Regional University named after Akhmet Baitursynuly, Kostanay, Republic of Kazakhstan

2 Chistopol branch «Vostok» of the Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI, Tatarstan, Russia

1 muslim727@bk.ruB, https://orcid.org/0000-0002-6937-4663 2subaeva.ak@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6237-8074

Abstract

Introduction. In the digital economy, agricultural education faces great challenges and opportunities. It is expected that in the future, agricultural education will become synonymous with innovative education, reflecting the transformation of agriculture into a high-tech sector. However, the potential of digital technologies largely depends on qualified personnel, which requires an integrated approach to improving agricultural education and adapting it to the requirements of the digital economy.

Materials and Methods. The research materials were the works of domestic and foreign scientists on issues of agricultural education and human capital development. To study the state of agricultural education and its role in the digital economy, methods of economic analysis, synthesis and systemic assessment were used.

Results. It has been established that there is a high demand for qualified personnel, a shortage of qualified specialists and low prestige of the profession lead to problems with attracting young people. Trends in student recruitment at various faculties show fluctuations in interest in agricultural specialties. Modern requirements for agriculture require digital competencies.

Discussion. Strategic directions such as the creation of cross-cutting agricultural education and information campaigns to improve the image of agricultural professions help to increase the attractiveness of agriculture for young people. The implementation of the principles of integrated agricultural education and the introduction of digital technologies into educational programs play an important role in adapting to the modern requirements of agriculture.

Conclusion. In order to form high-quality human capital in agriculture, it is necessary to create a system of integrated agricultural education that covers all stages of professional development, including: forming a positive image of agricultural professions, improving the conditions of training and advanced training.

Keywords: human capital, agriculture, agricultural education, digital economy, agricultural specialties, personnel, digital agriculture, information technology

For citation: Saidov A. M., Subaeva A. K. Agricultural education as an effective mechanism for the formation of human capital in agriculture in the digital economy // Bulletin NGIEI. 2024. № 8 (159). P. 108-119. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-8-108-119. EDN: AQDVXV

Введение

Человеческий капитал в сельском хозяйстве имеет решающее значение для перехода России к инновационной экономике и экономике знаний. Краеугольным камнем человеческого капитала является аграрное образование, находящееся на пересечении традиций и технологического прогресса.

В перспективе термин «аграрное образование» может превратиться в синоним «инновационного образования», что отражает стремительное превращение сельского хозяйства в высокотехнологичную отрасль. Передовые достижения в области

цифровых технологий обещают значительное повышение производительности труда и эффективности производства. Однако преобразующий потенциал цифровых технологий в решающей степени зависит от квалифицированных кадров.

В связи с быстрым развитием цифровых технологий современное сельское хозяйство претерпевает значительные изменения. Это создает новые возможности для роста производительности, оптимизации процессов и устойчивого развития, но в то же время ставит перед сельскохозяйственным сектором новые задачи, в том числе в области развития

Bulletin NGIEI. 2024. № 8 (159). P. 108-119. ISSN 2227-9407 (Print)

ЛТ7Г1ПМ Л I ДМП ССТТ/Ш/11 Т7ГПМПМ1ГС

, REGlONAL H.l\U JCLl UnHL CLUnUMMLj__________________________

человеческого капитала. Формирование и развитие человеческого капитала в сельском хозяйстве является ключевым фактором успеха в цифровой экономике. Для достижения этой цели аграрное образование должно быть всесторонне улучшено и отвечать требованиям новой цифровой реальности.

Влияние аграрного образования на формирование и развитие человеческого капитала в аграрном секторе активно изучается И. П. Чупиной, О. В. Шумаковой, Т. А. Непалько, М. Н. Чертовой, И. Н. Ким, В. Б. Лофкисом, Н. И. Гротовой, Э. Э. Мамедовой, С. В. Гончаровым, Е. В. Булаевой и другими исследователями. Их работы подчеркивают важность интеграции цифровых технологий в образовательные программы и развития компетенций, необходимых для эффективной работы в условиях «умного» сельского хозяйства.

В настоящее время сельскохозяйственный сектор испытывает острую потребность в профессионалах, способных умело применять современные цифровые технологии. Такие специалисты играют ключевую роль в повышении эффективности сельскохозяйственного производства и укреплении общей конкурентоспособности аграрного сектора. Низкий престиж сельскохозяйственных профессий приводит к низкому качеству абитуриентов, поступающих на сельскохозяйственные специальности. В большинстве случаев такие студенты либо не заканчивают обучение, либо выбирают карьеру вне сельского хозяйства [1].

Сельскохозяйственные организации сталкиваются с серьезной проблемой недостаточного развития человеческих ресурсов и низкого уровня квалификации сотрудников, работающих в сельскохозяйственных организациях, из-за того, что руководство не вкладывает средства в обучение, а сотрудники считают, что это не влияет на их условия жизни и карьерный рост [2].

Несмотря на значительные усилия государства по улучшению кадровой ситуации в агропромышленном комплексе, дефицит квалифицированных кадров остается нерешенным. Кадровая проблема сохраняется во всех сельскохозяйственных организациях и затрагивает все сельскохозяйственные специальности [3; 4].

Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми к выпускникам аграрных вузов. Выпускники должны обладать общими, профессиональными компетенциями в области цифровой экономики. Этому способствует проект «Цифровое сельское хозяйство», направленный на

непрерывное обучение специалистов аграрных предприятий навыкам цифровой экономики.

Учитывая, что аграрное образование играет ключевую роль в формировании качественного человеческого капитала, для его эффективного функционирования необходимы дальнейшие исследования и практические рекомендации.

Научная и практическая значимость обеспечения дальнейшего развития аграрного образования подчеркивает необходимость проведения дополнительных исследований в этом направлении и разработки мер по формированию человеческого капитала, обладающего широким спектром цифровых компетенций.

Гипотеза исследования заключается в том, что интеграция цифровых технологий в аграрное образование значительно повысит качество человеческого капитала в сельском хозяйстве. В частности, предполагается, что создание единой системы аграрного образования, включающей непрерывное обучение и развитие цифровых компетенций, позволит улучшить квалификацию кадров, повысить их конкурентоспособность и способствовать инновационному развитию сельскохозяйственного сектора.

Цель исследования - разработать рекомендации по формированию сельскохозяйственного человеческого капитала на основе совершенствования аграрного образования в условиях цифровой экономики.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи исследования:

- проанализировать текущее состояние аграрного образования РФ;

- оценить влияние аграрного образования на формирование и развитие человеческого капитала;

- разработать рекомендации по интеграции цифровых компетенций в систему аграрного образования.

Материалы и методы

В основу исследования положены отечественные и зарубежные работы по аграрному образованию и развитию человеческого капитала в условиях цифровой экономики, анализируются факторы, влияющие на качество и направления государственной поддержки.

Практическая значимость результатов исследования заключается в оценке влияние аграрного образования на человеческий капитал в сельском хозяйстве. Полученные результаты могут улучшить образовательные программы и послужить основой

рргипнд пкн&я иптрдгtifraя зкпнпмнкд

РЕГ ИОНАЛЬНАЯ И От рАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

для государственной и региональной политики в области аграрного образования.

Объектом исследования является состояние аграрного образования и его роль в формировании и развитии человеческого капитала в сельском хозяйстве в условиях цифровой экономики.

В исследовании использованы методы экономического анализа, синтеза и системной комплексной оценки. Информационная база включает данные Росстата, а также личные наблюдения и опросы. Аграрное образование рассматривается как эффективный механизм развития человеческого капитала, способствующий повышению конкурентоспособности сельского хозяйства в условиях цифровой экономики.

Результаты

Одной из ключевых тенденций трансформации мирового агропромышленного комплекса является разработка новой модели аграрного образования. Аграрное образование является неотъемлемой частью экономического развития сельских территорий и способствует решению различных социально -экономических задач, таких как повышение производительности труда [5].

В настоящее время в России 54 аграрных вуза, ежегодно выпускающих около 15 000 молодых специалистов. Тем не менее это не решает проблему дефицита кадров. Для того чтобы увеличить количество работников АПК, Министерство сельского хозяйства РФ планирует провести масштабную реформу системы аграрного образования.

Согласно планам Министерства, костяк будущего человеческого капитала сельского хозяйства должны составить студенты, обучающиеся по целевым договорам. Число таких студентов должно значительно увеличиться. Увеличение числа работающих в отрасли необходимо для ее дальнейшего развития. Минсельхоз ориентируется на указ президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», где говорится, что «... к 2030 году объем производства продукции АПК должен вырасти не менее чем на 25 % по сравнению с уровнем 2021 года, а экспорт продукции АПК - не менее чем в 1,5 раза к уровню 2021 года.»

Как отметила глава Министерства сельского хозяйства России Оксана Лут, к 2030 году в отечественном АПК должны работать не менее 6,2 млн человек. По словам Лут, невозможно наращивать производство и завоевывать внешние рынки в усло-

виях, когда количество работников сокращается. Одним из способов достижения поставленных целей является повышение интереса молодежи к аграрному образованию путем целевого обучения и обеспечения гарантий занятости.

Следует также иметь в виду, что «.в сельском хозяйстве в основном трудятся работники с невысоким уровнем квалификации, часто получившие навыки и умения на рабочем месте, не имеющие основ научных знаний по профессии. Одной из причин такого положения является нежелание молодежи, получившей профессиональное образование, возвращаться в село, жить и работать в сельской местности» [6].

Выпускники аграрных вузов имеют существенные пробелы в области цифровизации. Сегодня на предприятиях применяется множество сервисов, но не все университеты обучают их использованию.

Эффективная реализация кадровой политики в сельском хозяйстве, особенно в эпоху его цифро-визации, несомненно, зависит от всестороннего изучения состава рабочей силы. Уровень образования является важнейшим показателем для оценки качества человеческого капитала [7; 8].

На сегодняшний день значительное количество производственных задач в различных секторах по-прежнему требует привлечения специалистов, имеющих не только высшее образование, но и профессионально-техническое [9]. Такие отрасли, как финансы и государственное управление, напротив, обладают более развитым человеческим капиталом. Такое несоответствие между материальными стимулами, растущими затратами и реальными доходами работников порождает апатию, инертность и тенденцию молодежи искать работу в других сферах или менять профессию. Кроме того, в настоящее время сельскохозяйственный труд по разным причинам не находит признания среди молодежи [10; 11].

Казанский государственный аграрный университет играет ключевую роль в национальной системе аграрного образования, обладая значительным потенциалом как для образовательной, так и для научной деятельности. Анализ динамики набора студентов на факультеты и дисциплины в Казанском государственном аграрном университете в период с 2017 по 2023 год показывает колебания, особенно среди студентов, получающих агрономическое образование (рисунок 1).

Вестник НГИЭИ. 2024. № 8 (159). C. 108-119. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2024. № 8 (159). P. 108-119. ISSN 2227-9407 (Print)

ЛТ7Г1ПМ Л I ДМП ССТТ/Ш/11 Т7ГПМПМ1ГС , REGlONAL H.l\U JCLl UnHL CLUnUMMLj

Землеустройство и кадастры / Land management and cadastres

Агрохимия и агропочвоведение / Agrochemistry and agro-soil science

Агрономия / Agronomy

Садоводство / Gardening

\D

Рис. 1. Динамика обучающихся в Институте агробиотехнологий и землепользований Fig. 1. Dynamics of students studying at the Institute of Agrobiotechnologies and Land Use

Источник: составлено автором

В связи с высоким спросом сельхозорганизаций ежегодно возрастает численность желающих получить образование по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение».

На факультете лесного хозяйства и экологии с 2017 по 2023 гг. можно наблюдать стабильную динамику роста студентов. Большинство абитуриен-

тов обучается на специальности «Ландшафтная архитектура». Гораздо меньше абитуриентов выбирают специальность «Экология и природопользование» (рисунок 2).

Количество обучающихся в институте механизации и технического сервиса с каждым годом снижается (рисунок 3).

Рис. 2. Динамика обучающихся на факультете лесного хозяйства и экологии Fig. 2. Dynamics of students at the Faculty of Forestry and Ecology Источник: составлено автором

рргмпнд пкцдя иптрдгпрядя яwnнпмшсд

,РЕГ ИОНАЛЬНАЯ И От рАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ^ 1

2021

2020

2019

2018

2017

205

93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

902

944

954

430

410

1051

1041

■ Профессиональное обучение / Vocational training

■ Агроинженерия / Agricultural engineering

■ Эксплуатация транспортнотехнологических машин и комплексов / Operation of transport and technological

machines and complexes .

■ Техносферная безопасность /

Technosphere safety

0 200 400 600 800 1000 1200

Рис. 3. Динамика обучающихся в Институте механизации и технического сервиса Fig. 3. Dynamics of students at the Institute of Mechanization and Technical Service

Источник: составлено автором

С 2017 по 2023 гг. количество студентов по специальности «Техносферная безопасность» сократилось почти вдвое с 93 человек до 48, по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» с 410 до 73 человек. Абсолютными лидерами по популярности среди молодежи является агроинженерия. Именно этому направлению отдают предпочтения будущие аграрные работники. Численность желающих получить агроинженерное образование намного выше в

сравнении с другими специальностями, однако также наблюдается тенденция к снижению, хоть и незначительная. Среди абитуриентов наименее востребована специальность «Профессиональное обучение», запущенная в 2018 году, и «Управление качеством», запущенная в 2023.

Стоит заметить, что немаловажную роль в аграрном образовании занимает подготовка специалистов экономического профиля (рисунок 4).

700

600

500

400

300

200

100

0

632

507

02

165

09

0

6

0

2017 2018

561

595

565

525

639

2019 2020 2021 2022 2023

■ Прикладная информатика / Applied Computer Science

■ Управление качеством / Quality Management

■ Экономика / Economy

■ Менеджмент / Management

■ Государственное и муниципальное управление / State and municipal administration

Рис. 4. Динамика обучающихся в Институте экономики Fig. 4. Dynamics of students studying at the Institute of Economics Источник: составлено автором

Bulletin NGIEI. 2024. № 8 (159). P. 108-119. ISSN 2227-9407 (Print)

ЛТ7Г1ПМ Л I ДМП ССТТ/Ш/11 Т7ГПМПМ1ГС

, REGIOlNAL H.l\U JCLl UnHL CLUnUMMLj____________________________

В Институте экономики растет количество абитуриентов, поступающих на специальность «Государственное и муниципальное управление» с 2017 по 2023 гг., количество поступающих увеличилось с 109 до 231. Количество студентов на специальности «экономика и менеджмент» имеет переменчивую тенденцию. Количество студентов на специальностях «прикладная информатика» и «управление качеством» довольно низкое.

Обсуждение

Молодежь, как правило, не рассматривает сельское хозяйство как перспективную область для реализации своих амбиций, а причина кроется в глубоком непонимании реальности работы в этой сфере. Чтобы привлечь молодежь в сельское хозяйство, необходимо использовать комплексный подход.

Необходимо кардинально менять сложившийся образ сельского хозяйства в глазах молодых лю-

дей. Традиционное представление о сельском труде как о тяжелой физической работе, не требующей образования и интеллектуальных усилий, устарело и не соответствует действительности. Современное сельское хозяйство - это высокотехнологичный сектор, где применяются инновационные технологии, специализированное оборудование и требуются квалифицированные специалисты. Эффективность отрасли в значительной степени зависит от привлечения на работу людей, обладающих новым мышлением, высоким профессионализмом, определенным культурным уровнем и стремлением к достижению результатов [12].

Необходимо внедрить принципы «сквозного аграрного образования». Ключевой принцип этой системы - сквозное аграрное образование, охватывающее все этапы профессионального становления: от дошкольного возраста до окончания карьеры (табл. 1).

Таблица 1. Структура сквозного аграрного образования Table 1. Model of human capital formation for agricultural workers

Уровень образования / Education level

Содержание / Content

1. Дошкольное и начальное образование / Pre-school and primary education

2. Средняя школа / High School

3. Среднее профессиональное образование /

Secondary vocational education

4. Высшее образование /

Higher education

5. Послевузовское образование и профессиональное развитие / Postgraduate education and professional development

Источник: составлено автором

Знакомство с сельским хозяйством с ранних лет, экскурсии на фермы, в поля, на перерабатывающие предприятия, участие детей в посильных работах на огородах и пришкольных участках, формирование положительного отношение к сельскому труду и аграрным профессиям / Familiarization with agriculture from an early age, excursions to farms, fields, processing plants, participation of children in feasible work in vegetable gardens and school plots, formation of a positive attitude towards agricultural work and agricultural professions

Профильное обучение по аграрным специальностям, обучение фундаментальным знаниям по растениеводству, животноводству и другим аграрным направлениям, лабораторные занятия в полях / Specialized training in agricultural specialties, training in fundamental knowledge in crop production, animal husbandry and other agricultural areas, laboratory classes in the fields

Получение квалификации по востребованным профессиям в сельском хозяйстве, занятия с использованием современных технологий и оборудования, практические стажировки на предприятиях АПК / Obtaining qualifications in sought-after professions in agriculture, classes using modern technologies and equipment, practical internships at agricultural enterprises

Углубленное изучение современных аграрных технологий и инноваций, обучение в ведущих аграрных университетах с мощной научной базой и современной инфраструктурой / In-depth study of modern agricultural technologies and innovations, training at leading agricultural universities with a strong scientific base and modern infrastructure Повышение квалификации, прохождения курсов по современным технологиям и методам работы, получение консультационных услуг в ходе их практической деятельности, платформы для обмена опытом между опытными специалистами и молодыми кадрами / Advanced training, courses on modern technologies and work methods, receiving consulting services in the course of their practical activities, platforms for exchanging experience between experienced specialists and young staff

рргипнд пкн&я иптрдгtifraя зкпнпмнкд

РЕГ ИОНАЛЬНАЯ И От рАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

В 2022 году Министерство науки и высшего образования РФ, Минсельхоз России и компания «Иннопрактика» объединили усилия для реализации этой концепции. Их цель - создать единую систему, которая позволит формировать профессионалов в агропромышленном комплексе с раннего возраста.

Современное аграрное образование должно быть нацелено на формирование высококвалифицированного человеческого капитала с набором цифровых компетенций, способного быстро адаптироваться к требованиям научно-технического прогресса, внедрять инновации и эффективно использовать передовые технологии. Другими словами, аграрное образование должно быть направлено на расширение кругозора, при этом особое внимание должно уделяться практическому и цифровому обучению [13].

Обучающиеся аграрных вузов сегодня в обязательном порядке должны владеть цифровыми компетенциями: от базовых навыков работы с компьютером до продвинутых навыков анализа данных и использования цифровых технологий. Все аграрные вузы должны обучать цифровым технологиям, причем новым этапом станет «АгроТех 4.0» с упором на «умные» решения, био- и нанотехнологии, а также робототехнику [14].

Студенты должны ознакомиться с существующим сельскохозяйственным программным обеспечением, технологиями и сервисами, которые позволяют использовать IoT, искусственный интеллект и цифровых двойников, современную сельскохозяйственную систему, моделирующую фермы с инструментами для прогнозирования погоды и управления производством [15; 16].

Сельскохозяйственные объекты обычно имеют географическую привязку, что позволяет управлять производством, отслеживать состояние посевов и планировать агротехнические операции [17].

Среди основных направлений, интеграции цифровых компетенций в систему аграрного образования можно отметить: пересмотр существующих программ АПК с учетом ИТ-навыков, заключение соглашений о сотрудничестве с компаниями, включение навыков работы с цифровыми технологиями в учебные планы, зарубежное сотрудничество через

использование онлайн-ресурсов для приглашения зарубежных преподавателей для чтения лекций, обмена студентами, создание информационных ресурсов о современном сельском хозяйстве (веб-сайты, блоги, видеоролики о новых технологиях, о достижениях в АПК, о перспективных направлениях развития сельского хозяйства) [18].

Важно также понимать, что привлекательность сельского хозяйства для молодежи - это не только финансовый вопрос, но и вопрос престижа, карьерных возможностей и социального статуса. Начиная со школьной скамьи, необходимо проводить качественную профориентационную работу, формируя у детей правильное понимание о современных аграрных профессиях [19].

Сформировать положительный образ профессии и повысить интерес молодых людей к этой отрасли может проведение информационных кампаний с использованием ресурсов массовой информации (телевидение, радио, Интернет) с целью пропаганды престижа профессии агрария, демонстрации возможностей и перспектив работы в сельском хозяйстве [20].

Заключение

Для повышения качества человеческого капитала российского сельского хозяйства необходимо формировать квалифицированные кадры, обладающие новым экономическим мышлением, профессионализмом и фундаментальными правовыми знаниями. Реализовать принципы «сквозного аграрного образования», начиная с дошкольного возраста, для создания благоприятного имиджа сельскохозяйственного труда и условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Предлагаемые принципы и методологические положения позволят улучшить аграрное образование, обеспечить сельское хозяйство высококвалифицированными специалистами и стимулировать инновации. Подготовка специалистов, обладающих цифровыми компетенциями, будет способствовать формированию человеческого капитала сельского хозяйства, повысит производительность труда и выведет его на качественно новый уровень. Важно отметить, что успех реализации этих мер зависит от координации усилий различных участников процесса - государства, образовательных учреждений, сельскохозяйственных организаций и бизнеса.

ЛТ7Г1ПМ Л I ДМП ССТТ/Ш/11 Т7ГПМПМ1ГС , REGIOlNAL H.l\U JCLl UnHL CLUnUMMLj

Примечания:

1 Указ президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», подписанный 7 мая 2024 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?index=2 (дата обращения 10 июня 2024 г.)

2 Оксана Лут рассказала о приоритетах развития отечественного АПК. Агроэксперт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nsss-russia.ru/2024/06/07/prioritety-razvitiya-otechestvennogo-apk (дата обращения 15 июня 2024 г.).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Kusakina O. N., Sokolov S. V. Human Capital Development in Rural Areas from the Standpoint of the Sustainable Development Goals (SDGs) // Advances in Management. Business and Technological Systems : Road Towards Sustainable Development. Stavropol. 23-24 марта 2022 года. Stavropol: Springer Cham. 2022. P. 171-179. DOI 10.1007/978-3-031-20803-4_18. EDN CECYVK.

2. Гусева М. Н., Анциферова О. Ю. Современное состояние и тенденции развития человеческого капитала АПК и сельских территорий России // Региональная экономика. Юг России. 2023. Т. 11. № 3. С. 14-22. DOI 10.15688/re.volsu.2023.3.2. EDN JWNAJD.

3. Бураева Е. В. Подготовка кадров для цифровой аграрной экономики: проблемы и перспективы // Вестник аграрной науки. 2021. № 3 (90). С. 112-118. DOI 10.17238/issn2587-666X.2021.3.112. EDN HTPMPL.

4. Башкатова П. В. Роль кадрового потенциала в цифровой трансформации сельского хозяйства // Научный журнал молодых ученых. 2021. № 3 (24). С. 61-64. EDN XINFNS.

5. Гончаров С. В., Шевченко В. Е. Аграрное образование - фактор национальной безопасности страны // Высшая школа: научные исследования. Москва : Инфинити. 2020. С. 149-162. EDN RZGAIY.

6. Деревянко Ю. О. Проблемы устойчивого развития сельских территорий и пути их решения // Социально-экономическое и культурное развитие сельских территорий. 2022. С. 22-24. EDN BNWMJX.

7. Ефимова Л. А. Образование - драйвер развития человеческого капитала в сфере труда аграрного сектора экономики // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 4 (86). С. 121-130. DOI 10.33938/224-121. EDN XGHGYZ.

8. Gekht I., Philippov D., Saidov A. The dual system efficiency of human capital formation of the Republic of Kazakhstan agroindustrial complex // Ecological Agriculture and Sustainable Development, Chelyabinsk. 21-23 ноября 2018 года / Editors: Prof. Dr Litovchenko Viktor Grigorievich, rector of South Ural State Agrarian University. Prof. Dr Mirjana Radovic Markovic. South Ural State University. Chelyabinsk: Research Development Center-FBEE. Belgrade.Serbia Proceedings Filodiritto. Bologna. Italy. 2019. P. 149-156. EDN QHEHLB.

9. Захарова Е. А., Саидов А. М. Оценка эффективности формирования человеческого капитала в организациях АПК на основе дуальной системы обучения в Республике Казахстан // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 7. С. 73-77. EDN GPMTIO.

10. Погонышев В. А., Погонышева Д. А. Вопросы подготовки будущих специалистов для цифрового сельского хозяйства // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. 2022. С. 212-217. EDN UETCPM.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Авдуевская Е. А. Воспроизводство человеческого капитала в целях обеспечения экономической безопасности региона в контексте цифровой трансформации // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 4 (48). С. 18-21. EDN UCYLXA.

12. Кузьмич Н. П. Изменение условий труда в аграрной сфере в результате цифровой трансформации сельского хозяйства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2023. № 3 (97). С. 201-207. DOI 10.33938/233-201. EDN LDOZCK.

13. Коваленко Е. Г., Марабаева Л.В., Терентьев К.С. Интегрированная система воспроизводства человеческого капитала аграрной сферы экономики региона // Вестник НГИЭИ. 2023. № 8 (147). С. 130-142. DOI 10.24412/2227-9407-2023-8-130-142. EDN OAMXNT.

14. Саидов А. М., Субаева А. К. Человеческий капитал в сельском хозяйстве: особенности и цифровая трансформация // Вестник НГИЭИ. 2024. № 6 (157). С. 101-114. DOI 10.24412/2227-9407-2024-6-101-114. EDN AYKJFX.

рргипнд пкн&я иптрдгtifraя зкпнпмнкд

лЕМ ИОНА/1ЬНАЯ И °1 гЭК°ПОМИКА

15. Ловкие В. Б., Непарко Т. А. Аграрное образование в условиях цифровизации АПК // Приоритеты развития АПК в условиях цифровизации и структурных изменений национальной экономики. 2023. С. 145-148. EDN QKHBLL.

16. Чертова М. Н. Аграрное образование в условиях цифровизации сельского хозяйства // Актуальные проблемы науки в области АПК. Великие Луки : Великолукская государственная сельскохозяйственная академия. 2021. С. 111-113. EDN FKOJYK.

17. Alexandrova N., Chelnokova S., Subaeva A. Ways to increase grain production efficiency // International Scientific-Practical Conference «Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources» (FIES 2021): Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources. Kazan. 28-29 мая 2021 года. Vol. 37. Kazan: EDP Sciences. 2021. P. 00004. EDN ECSNCF.

18. Водянников В. Т., Субаева А. К., Александрова Н. Р. Модернизация технического ресурса аграрного сектора экономики России в условиях санкционных ограничений // Экономика сельского хозяйства России. 2024. № 2. С. 29-36. DOI: 10.32651/242-29. EDN OHZCLU.

19. Якимович М. Ф., Кузьмич Н. П. Инструменты повышения эффективности кадровой политики организации // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 1. С. 189-193. EDN NULNUN.

20. Субаева А. К., Низамутдинов М. М., Желнина А. В., Мусалов Н. Р. Подготовка цифровых кадров сельского хозяйства Республики Татарстан // Развитие бухгалтерского учета и аудита в условиях цифровой экономики. 2023. С. 531-538. EDN KMQKSP.

Дата поступления статьи в редакцию 06.06.2024; одобрена после рецензирования 03.07.2024;

принята к публикации 04.07.2024.

Информация об авторах:

А. М. Саидов - старший преподаватель кафедры, Spin-код: 1751-2487;

А. К. Субаева - д.э.н., доцент кафедры, Spin-код: 9620-3509.

Заявленный вклад авторов:

Саидов А. М. - сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Субаева А. К. - общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Kusakina O. N., Sokolov S. V. Human Capital Development in Rural Areas from the Standpoint of the Sustainable Development Goals (SDGs) [Human Capital Development in Rural Areas from the Standpoint of the Sustainable Development Goals (SDGs)], Advances in Management. Business and Technological Systems : Road Towards Sustainable Development. Stavropol. March 23-24, 2022. Stavropol: Springer Cham, 2022. pp. 171-179, DOI 10.1007/978-3-031-20803-4_18, EDN CECYVK.

2. Guseva M. N., Antsiferova O. Yu. Sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya chelovecheskogo kapitala APK i sel'skih territorij Rossii [Current state and trends in the development of human capital in the agro-industrial complex and rural areas of Russia], Regional'naya ekonomika. YUg Rossii [Regional Economy. South of Russia], 2023, Vol. 11, No. 3. pp. 14-22, DOI 10.15688/re.volsu.2023.3.2, EDN JWNAJD.

3. Buraeva E. V. Podgotovka kadrov dlya cifrovoj agrarnoj ekonomiki: problemy i perspektivy [Training of personnel for the digital agricultural economy: problems and prospects], Vestnik agrarnoj nauki [Bulletin of agricultural science], No. 3 (90), pp. 112-118, DOI 10.17238/issn2587-666X.2021.3.112, EDN HTPMPL.

4. Bashkatova P. V. Rol' kadrovogo potenciala v cifrovoj transformacii sel'skogo hozyajstva [The role of human resources in the digital transformation of agriculture], Nauchnyj zhurnal molodyh uchenyh [Scientific journal of young scientists], 2021, No. 3 (24), pp. 61-64, EDN XINFNS.

5. Goncharov S. V., Shevchenko V. E. Agrarnoe obrazovanie - faktor nacional'noj bezopasnosti strany [Agrarian education - a factor in the country's national security], Vysshaya shkola: nauchnye issledovaniya [Higher school: scientific research], 2020, pp. 149-162, EDN RZGAIY.

ЛТ7Г1ПМ Л I ДМП ССТТ/Ш/11 Т7ГПМПМ1ГС , REGIOlNAL H.l\U JCLl UnHL CLUnUMMLj

6. Derevyanko Yu. O. Problemy ustojchivogo razvitiya sel'skih territory i puti ih resheniya [Problems of sustainable development of rural areas and ways to solve them], Social'no-ekonomicheskoe i kul'turnoe razvitie sel'skih territorij [Socio-economic and cultural development of rural areas], 2022, pp. 22-24, EDN BNWMJX.

7. Efimova L. A. Obrazovanie - drajver razvitiya chelovecheskogo kapitala v sfere truda agrarnogo sektora ekonomiki [Education is a driver for the development of human capital in the labor sphere of the agricultural sector of the economy], Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve [Economy, labor, management in agriculture], 2022, No. 4 (86), pp. 121-130. DOI 10.33938 / 224-121, EDN XGHGYZ.

8. Gekht I., Philippov D., Saidov A. The dual system efficiency of human capital formation of the Republic of Kazakhstan agroindustrial complex [The dual system efficiency of human capital formation of the Republic of Kazakhstan agroindustrial complex], Ecological Agriculture and Sustainable Development, Chelyabinsk. November 2123, 2018, Editors: Prof. Dr Litovchenko Viktor Grigorievich, rector of South Ural State Agrarian University. Prof. Dr Mirjana Radovic Markovic. South Ural State University. Chelyabinsk: Research Development Center-FBEE. Bel-grade.Serbia Proceedings Filodiritto. Bologna. Italy], 2019. pp. 149-156, EDN QHEHLB.

9. Zaharova E. A., Saidov A. M. Ocenka effektivnosti formirovaniya chelovecheskogo kapitala v organizaciyah APK na osnove dual'noj sistemy obucheniya v Respublike Kazahstan [Assessing the effectiveness of human capital formation in agricultural organizations based on a dual training system in the Republic of Kazakhstan], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2019, No. 7, pp. 73-77, EDN GPMTIO.

10. Pogonyshev V. A., Pogonysheva D. A. Voprosy podgotovki budushchih specialistov dlya cifrovogo sel'skogo hozyajstva [Issues of training future specialists for digital agriculture], Strategiya i taktika podgotovki sov-remennogo pedagoga v usloviyah dialogovogo prostranstva obrazovaniya [Strategy and tactics of training a modern teacher in the context of the dialogue space of education], 2022. pp. 212-217, EDN UETCPM.

11. Avduevskaya E. A. Vosproizvodstvo chelovecheskogo kapitala v celyah obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti regiona v kontekste cifrovoj transformacii [Reproduction of human capital in order to ensure the economic security of the region in the context of digital transformation], Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya [Science and Humanities Studies], 2023, No. 4 (48), pp. 18-21, EDN UCYLXA.

12. Kuzmich N. P. Izmenenie uslovij truda v agrarnoj sfere v rezul'tate cifrovoj transformacii sel'skogo hozyajstva [Changing working conditions in the agricultural sector as a result of the digital transformation of agriculture], Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve [Economy, labor, management in agriculture], 2023, No. 3 (97), pp. 201-207. DOI 10.33938/233-201, EDN LDOZCK.

13. Kovalenko E. G., Marabaeva L.V., Terent'ev K.S. Integrirovannaya sistema vosproizvodstva chelovecheskogo kapitala agrarnoj sfery ekonomiki regiona [Integrated system for the reproduction of human capital in the agricultural sector of the regional economy], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2023, No. 8 (147), pp. 130-142, DOI 10.24412/2227-9407-2023-8-130-142, EDN OAMXNT.

14. Saidov A. M., Subaeva A. K. CHelovecheskij kapital v sel'skom hozyajstve: osobennosti i cifrovaya trans-formaciya [Human capital in agriculture: features and digital transformation], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2024. No. 6 (157), pp. 101-114, DOI 10.24412/2227-9407-2024-6-101-114, EDN AYKJFX.

15. Lovkis V. B., Neparko T. A. Agrarnoe obrazovanie v usloviyah cifrovizacii AP [Agricultural education in the context of digitalization of the agro-industrial complex], Prioritety razvitiya APK v usloviyah cifrovizacii i strukturnyh izmenenij nacional'noj ekonomiki [Priorities for the development of the agro-industrial complex in the context of digitalization and structural changes in the national economy], 2023. pp. 145-148, EDN QKHBLL.

16. Chertova M. N. Agrarnoe obrazovanie v usloviyah cifrovizacii sel'skogo hozyajstva [Agricultural education in the context of digitalization of agriculture], Aktual'nye problemy nauki v oblasti APK [Actual problems of science in the field of the agro-industrial complex], 2021, pp. 111-113, EDN FKOJYK.

17. Alexandrova N., Chelnokova S., Subaeva A. Ways to increase grain production efficiency [Ways to increase grain production efficiency], International Scientific-Practical Conference @Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources@ (FIES 2021): Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources [International Scientific-Practical Conference «Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources» (FIES 2021): Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources], Kazan. 28-29 maya 2021 goda. Vol. 37. Kazan: EDP Sciences, 2021, p. 00004, EDN ECSNCF.

Вестник НГИЭИ. 2024. № 8 (159). C. 108-119. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 8 (159). P. 108-119. ISSN 2227-9407 (Print)

рргипнд пкн&я иптрдгtifraя зкпнпмнкд

лЕМ ИОНА/1ЬНАЯ И °1 гЭК°ПОМИКА

18. Vodyannikov V. T., Subaeva A. K., Aleksandrova N. R. Modemizaciya tekhnicheskogo resursa agramogo sektora ekonomiki Rossii v usloviyah sankcionnyh ogranichenij [Modernization of technical resources of the agricultural sector of the Russian economy under sanctions restrictions], Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii [Agricultural Economics of Russia], 2024, No. 2, pp. 29-36, DOI: 10.32651/242-29, EDN OHZCLU.

19. Yakimovich M. F., Kuz'mich N.P. Instrumenty povysheniya effektivnosti kadrovoj politiki organizacii [Tools for increasing the efficiency of an organization's personnel policy], Rossijskij ekonomicheskij byullyuten [Russian Economic Bulletin], 2022, Vol. 5, No. 1. pp. 189-193, EDN NULNUN.

20. Subaeva A. K., Nizamutdinov M. M., Zhelnina A. V., Musalov N. R. Podgotovka cifrovyh kadrov sel'skogo hozyajstva Respubliki Tatarstan Razvitie buhgalterskogo ucheta i audita v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Training of digital personnel in agriculture of the Republic of Tatarstan Development of accounting and auditing in the digital economy], Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii posvyash-chennoj 100-letiyu Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 100th anniversary of the Kazan State Agrarian University], 2023. pp. 531-538, EDN KMQKSP.

The article was submitted 06.06.2024; approved after reviewing 03.07.2024; accepted for publication 04.07.2024.

Information about the authors:

A. M. Saidov - senior lecturer of the department, Spin code: 1751-2487;

A. K. Subaeva - Dr. Sci. (Economy), Associate Professor of the Department, Spin code: 9620-3509.

Authors' stated contribution:

Saidov A. M. - collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

Subaeva A. K. - general project management, analysis and addition of the article text.

The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.