Научная статья на тему 'Аграрная реформа в Беларуси важная составляющая созидательного развития страны'

Аграрная реформа в Беларуси важная составляющая созидательного развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрная реформа в Беларуси важная составляющая созидательного развития страны»

18.2. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

АГРАРНАЯ РЕФОРМА В БЕЛАРУСИ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЗИДАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

А.П. Шпак, д.э.н., проф., дир., А. А. Андриевич, соискатель Белорусского НИ внедрения новых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе

Начало 90-х гг. минувшего столетия ознаменовалось не только крушением СССР, но и глубоким кризисом, который поразил все отрасли экономики бывших союзных республик, в том числе и агропромышленный комплекс. К сожалению, не избежала этой участи и Республика Беларусь. Тогдашнее руководство молодого независимого государства стремилось отойти от всего, что было сделано ранее. При определении пути развития страны не обошлось без крупных просчетов, политических амбиций, подхлестываемых наивной верой в возможность немедленного улучшения условий жизни.

И лишь в середине 90-х гг., с приходом нового руководства к власти, ситуация в стране стала постепенно меняться к лучшему. Именно в тот период был принят ряд принципиально важных решений, которые, без преувеличения, спасли страну от экономического краха.

Новое руководство страны понимало, что в условиях охватившего страну системного кризиса труднее всех приходилось тем, у кого основным источником дохода была заработная плата, а это, в основном, городские жители. Назревавшее банкротство промышленных предприятий, особенно крупных, грозило серьезной экономической и политической дестабилизацией. К тому же для восстановления их нормальной работы понадобились бы в дальнейшем весьма значительные затраты времени и средств. Крестьяне же могли не только прокормить себя за счет личного подворья, но и компенсировать в определенной степени падение производства в коллективных сельскохозяйственных организациях. Труженики села, доверявшие новой власти, готовы были потерпеть, рассчитывая на то, что придет время возвращать им долги сполна.

Но на пределе было терпение у подавляющего большинства городского населения. Чтобы избежать дестабилизации в обществе, приоритет в развитии был отдан промышленности. Хотя на первый взгляд казалось, что предпочтение надо было отдать сельскому хозяйству, учитывая сложившееся положение в отрасли и ее значение в обеспечении продовольственной безопасности государства.

В результате принятых действенных решений руководством страны стабилизировалась ситуация в промышленности, хотя мало кто верил, что в относительно короткое время можно будет «запустить заводы». Хотя и медленно, но все же начался подъем отрасли, чему способствовало также принятие ряда законодательных актов.

Но не забывалось при этом и село. В стране был организован ряд республиканских совещаний с

аграрниками, состоявшихся в городах Горки, Гродно, Минск, сыгравших положительную роль в укреплении трудовой и технологической дисциплины, предотвращении разбазаривания имущественного комплекса коллективных сельскохозяйственных предприятий, мобилизации усилий по недопущению дальнейшей деградации села и придании уверенности его труженикам в неизбежности выхода из кризисной ситуации.

6 февраля 1995 г. был издан Указ Президента Республики Беларусь № 51 «О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства», и в контексте его положений была разработана и одобрена Коллегией Кабинета Министров Республики Беларусь 6 августа 1996 г. Государственная программа реформирования АПК Республики Беларусь. Эти документы послужили основой практической работы по реформированию аграрной отрасли. Была определена главная цель аграрной реформы - постепенный переход агропромышленного комплекса от командно-административной к регулируемой рыночной экономике, способной обеспечить стабильное и эффективное развитие агропромышленного производства.

Однако намеченные мероприятия не в полной мере были выполнены, в основном, из-за недостаточного инвестирования отрасли. Кризис продолжался. Да и не мог он вмиг исчезнуть. Ведь из исторического опыта известно, что для преодоления глобального спада в экономике, достижения в ней стабилизации и начала подъема требуются десятилетия.

На преодоление негативных явлений в аграрной экономике и ускорение проведения реформы на селе были нацелены Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг., одобренная Указом Президента Республики Беларусь от 14. 05. 2001 г. № 256, а также Указы Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» и от 14 июля этого же года № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций».

Оценивая итоги последних пяти лет, следует отметить, что сельское хозяйство перешло к этапу выздоровления и экономической стабилизации. Прирост продукции в сопоставимых ценах за 20012004 гг. составил 23%. Численность убыточных сельскохозяйственных организаций сократилась с 1 639 в 2001 г. до 314 в 2004 г., а к концу 2005 г. та-

ковых уже почти не стало. Вместе с тем оставались и продолжают иметь место проблемы, требующие неотложных решений. Это все еще высокие затраты на единицу продукции, недостаточное материальнотехническое обеспечение хозяйств, сложная демографическая ситуация на селе, существенные различия в уровне жизни сельского и городского населения.

Для перехода на устойчивое развитие требовалась комплексная разработка, направленная не только на повышение эффективности агропромышленного комплекса, но и на развитие социальной сферы села. В этом плане знаковым оказался 2003 г. После серии рабочих поездок Президента страны по сельскохозяйственным регионам и по его инициативе было принято решение разработать Программу возрождения и развития села. Основными ее разработчиками стали администрация Президента, Национальная академия наук Беларуси, Научноисследовательский экономический институт при Министерстве экономики и, по существу, все министерства и ведомства страны при координирующей роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Активное участие в разработке программы приняли областные и районные исполнительные комитеты, руководители и специалисты многих организаций и предприятий АПК. Это говорит о том, что данному документу придавалось общегосударственное значение, а возрождение села рассматривалось как общенациональная задача.

После двухлетней работы Государственная программа возрождения и развития села на 20052010 гг. была утверждена Указом Президента Республики Беларусь № 150 от 25 марта 2005 г., и с этого времени началась ее реализация.

Не станем подробно рассматривать основные положения данной программы. Попытаемся оценить лишь некоторые последствия принятых решений, имеющих глобальное значение не только для АПК, но и для всего народного хозяйства страны.

Прежде всего, о социальной сфере села. Ориентир взят на строительство агрогородков, которые представляют собой образцовые во всех отношениях поселения, создаваемые на базе административных центров сельских советов или центральных усадеб сельскохозяйственных организаций. При таком подходе достигаются экономия средств путем их концентрации и улучшение социального обслуживания всего сельского населения. Следует принимать во внимание намечаемое строительство дорог с асфальтным покрытием, которые свяжут агрогородки с другими населенными пунктами. Не надо также сбрасывать со счетов, что по мере переустройства белорусской деревни в значительной степени повышается уровень жизни тружеников села, что позволяет им приобретать легковые автомобили. Здесь уместно напомнить, что в развитых странах размещение социальных объектов в сельской местности находится в поселках городского типа, и посещение их фермерами и членами их семей не представляет особых трудностей. К этому надо добавить, что в силу объективных причин численность сельского населения в нашей стране будет сокращаться, и рациональное использование социальных объектов, в случае их размещения в каждой сельскохозяйственной организации, стало бы проблематичным.

Что же касается проблемы обеспечения жильем сельских жителей, то в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села она решается комплексно, чему способствует мобилизация усилий всех государственных и хозяйственных структур, трудовых коллективов и индивидуальных застройщиков. Применяются различные формы и методы государственной поддержки жилищного строительства на селе в сочетании с системой коммерческого инвестирования и активным использованием средств сельскохозяйственных организаций и сельских жителей. Строящееся на селе жилье по комфортности не должно уступать городскому, что позволит привлечь в сельское хозяйство молодые кадры и улучшить демографическую ситуацию на селе.

В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села в производственной сфере идет активное техническое перевооружение отраслей АПК с внедрением ресурсосберегающих технологий. Это позволит нашему сельскому хозяйству достичь эффективности производства не ниже, чем в развитых странах, чему в немалой степени будет способствовать взятый в Беларуси курс на сохранение и дальнейшее развитие крупнотоварного агропромышленного производства, имеющего организационно-производственные, технологические и финансово-экономические преимущества по сравнению с мелким фермерским. Да и многие наши фермерские хозяйства, образованные на базе бывших убыточных колхозов, переданных предпринимателям, также являются крупнотоварными. Следует также принимать во внимание, что в нашем сельском хозяйстве продолжаются процессы реформирования коллективных сельскохозяйственных организаций, направленные на повышение мотивации труда их работников.

Не забываются в нашей стране и личные подворья. Несмотря на то, что личные подсобные хозяйства не находят широкого распространения в западных странах, развитию данной формы хозяйствования руководство Беларуси намерено уделять большое внимание и в дальнейшем. Достаточно сказать, что в настоящее время готовится проект указа Президента о регулировании и государственной поддержке рассматриваемого вида деятельности. И это не случайно, если учесть, что самая высокая эффективность сельскохозяйственного производства достигается не только в интенсивных крупных предприятиях, но и, как ни парадоксально, - в мелких личных подсобных хозяйствах, производство в которых ведется без значительных капитальных затрат. Однако не этот фактор является определяющим в развитии личных подворий, садоводства и огородничества, которыми занимается наше сельское и городское население. При переходе на рыночную систему хозяйствования в Республике Беларусь максимально принимается во внимание сложившийся менталитет белорусского народа-тру-женика. Ведь при нынешнем изобилии продовольствия и крестьяне, и городской люд стараются сами выращивать сельскохозяйственную продукцию. Это у нас в крови, что и объяснимо, если учесть привязанность нашего человека к земле. Так что у нашей страны свой путь развития - создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики.

Проведение аграрной реформы является делом сложным и чрезвычайно ответственным и требует продолжительного времени. В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг., определившей стратегию развития агропромышленного комплекса на ближайшую перспективу, системные преобразования как в социальной, так и в производственной сфере села еще впереди. Однако, объективно оценивая начавшиеся, но еще далеко не завершившиеся процессы реформирования экономики в целом и

сельского хозяйства в частности за последние, переходные к рынку годы, а также полученные от этого результаты, можно утверждать, что в аграрной сфере выбран правильный путь. Сегодня уже очевидно, что Республика Беларусь уверенно встала на путь процветания. И это во многом благодаря тому, что при осуществлении рыночных преобразований на селе, как и в стране в целом, ее руководство твердо придерживается принципа «не разрушая созидать».

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ

И.А.Казакевич, к.э.н., зав. сектором, Р.В. Крапивин, асп., Центр аграрной экономики, Институт экономики НАН Беларуси

В настоящее время государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, включаемого в состав бюджета. Формирование целевых фондов поддержки сельскохозяйственного производства обусловлено сокращением возможностей бюджета по финансированию агропромышленного производства, ухудшением финансового состояния сельскохозяйственных предприятий и материально-технической базы, особенно активной части основных фондов. Средства фонда поддержки направляются на финансирование следующих статей: компенсация потерь банков в связи с выдачей льготных кредитов, надбавки к закупочным ценам, дотации на снижение цен на закупаемую технику и оборудование, капитальные вложения в основные фонды (на техническое перевооружение, капитальный ремонт техники, укрепление материально-технической базы), капитальные трансферты (на кредитование закупок тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства), предоставление кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных займов в соответствии с принятыми Правительством решениями.

Бюджетное финансирование АПК в Беларуси за последние годы (2002-2005) составляет в целом в эквиваленте от 70 до 120 долл. США на 1 га сельскохозяйственных угодий (в 2005 г. - 140), что является

самым высоким показателем среди стран СНГ. Учитывая опыт других стран, а также все еще сложное финансовое положение производителей сельскохозяйственной продукции, правительство республики в последние годы не ослабляет поддержки аграрного сектора. Эта поддержка осуществляется по достаточно широкому кругу направлений (табл. 1).

Централизованное финансирование за ряд последних лет выделяется сельскому хозяйству по более чем 20 направлениям. Наибольший удельный вес его приходится на удешевление минеральных удобрений и средств защиты растений, капитальные вложения, приобретение на условиях долгосрочной аренды и ремонт сельскохозяйственной техники, реализацию государственных программ.

В структуре расходов республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки большой удельный вес занимают затраты на приобретение тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для поставки их сельскохозяйственным предприятиям на условиях долгосрочной аренды (лизинга). Финансирование лизинговых операций позволяет во многом поправить обеспеченность сельскохозяйственных предприятий техникой, машинами и оборудованием. Так, в 2005 г. по лизингу поставлено было 11,5 тыс. различных материально-технических средств, в том числе 1,4 тыс. тракторов, 1,4 тыс. комбайнов, около 2 тыс. других сельскохозяйственных машин.

1. Состав и структура бюджетных ресурсов, направленных на развитие агропромышленного

производства в 2003—2005 гг., млрд р.

2003 г. 2004 г. 2005 г.

Всего 1 254,7 589,2 1 939,2 895,3 2 415,6 1 122,0

Республиканский бюджет 113,4 55,3 188,7 87,1 366,7 170,3

Местные бюджеты 286,0 139,4 571,0 263,6 571,8 265,6

Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки 562,3 274,1 1 179,5 544,6 1 477,1 686,0

Местные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия 293,0 251,7

Дотации на 1 га сельскохозяйственных угодий, долл. США 85,8 121,5 140

В 2005 г. на государственную поддержку агропромышленного производства направлено 1 122 млн долл., в том числе из средств республиканского

бюджета - 170 млн долл., местных бюджетов - 266 млн долл., республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.