Научная статья на тему 'От безвозмездной бюджетной поддержки предприятий АПК к субсидированию на возвратной основе'

От безвозмездной бюджетной поддержки предприятий АПК к субсидированию на возвратной основе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельскохозяйственные организации / прибыль / рентабельность / агропромышленное производство / субсидии / бюджетные ссуды / кредит / налоговая нагрузка / государственная финансовая поддержка

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.А. Казакевич, А.В. Васюк

Эффективность функционирования сельского хозяйства Республики Беларусь во многом зависит от государственного регулирования, которое должно сочетаться в рациональных пропорциях с рыночными методами и механизмами. В статье проведен анализ финансового состояния сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь, изучен уровень государственной поддержки сельских товаропроизводителей, предложены мероприятия по снижению налоговой нагрузки, обосновано предложение по переходу на бюджетное субсидирование на возвратной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM GRATUITOUS BUDGETARY SUPPORT OF AGRICULTURAL ENTERPRISES TO SUBSIDIZING ON THE RETURNABLE BASIS

The efficiency of agriculture of the Republic of Belarus strongly depends on the state regulation which should be combined in rational proportions with market methods and mechanisms. The financial analysis of agricultural organizations in Belarus is carried out in the article, the level of the state support of agricultural producers is studied, ways of decreasing of the taxation level are offered, and the transition to budgetary subsidizing on a returnable basis is proved.

Текст научной работы на тему «От безвозмездной бюджетной поддержки предприятий АПК к субсидированию на возвратной основе»

УДК 338.242.4:631.155.6 ОТ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК К СУБСИДИРОВАНИЮ НА ВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ

И. А. КАЗАКЕВИЧ, кандидат экономических наук А.В. ВАСЮК, аспирантка Центр аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси

FROM GRATUITOUS BUDGETARY SUPPORT OF AGRICULTURAL ENTERPRISES TO SUBSIDIZING ON THE RETURNABLE BASIS

I.A. KAZAKEWITSCH, , the candidate of economic science

A.W. WASYUK, the post-graduate student The Centre of agrarian economy of the Institute of Economics of the National Academy of sciences of Belarus

Эффективность функционирования сельского хозяйства Республики Беларусь во многом зависит от государственного регулирования, которое должно сочетаться в рациональных пропорциях с рыночными методами и механизмами. В статье проведен анализ финансового состояния сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь, изучен уровень государственной поддержки сельских товаропроизводителей, предложены мероприятия по снижению налоговой нагрузки, обосновано предложение по переходу на бюджетное субсидирование на возвратной основе.

The efficiency of agriculture of the Republic of Belarus strongly depends on the state regulation which should be combined in rational proportions with market methods and mechanisms. The financial analysis of agricultural organizations in Belarus is carried out in the article, the level of the state support of agricultural producers is studied, ways ofdecreasing of the taxation level are offered, and the transition to budgetary subsidizing on a returnable basis is proved.

Ключевые слова: сельскохозяйственные организации, прибыль, рентабельность, агропромышленное производство, субсидии, бюджетные ссуды, кредит, налоговая нагрузка, государственная финансовая поддержка.

Введение. Во всех экономически развитых странах сельское хозяйство и другие отрасли функционируют в условиях рынка. Однако в связи с особенностями аграрного сектора, деятельность организаций которого подвержена влиянию природных факторов, а также неэластичным

спросом на продукты питания, возникает проблема нестабильности доходов сельских товаропроизводителей. При этом рыночные механизмы не всегда оказываются действенными.

Эффективность функционирования сельского хозяйства Республики Беларусь во многом зависит от государственного регулирования, которое должно сочетаться в рациональных пропорциях с рыночными методами и механизмами, главная цель которого в сфере агропромышленного производства - создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих стабильное развитие сельского хозяйства, устойчивость аграрного рынка, продовольственную безопасность, поддержку и защиту сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этой связи требуется совершенствование механизма финансирования отрасли и государственной поддержки, обеспечивающего нормальное функционирование сельскохозяйственных предприятий.

Материалы и методы. Информационной базой послужили данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, законодательные акты, регулирующие налогообложение и государственное субсидирование АПК Республики Беларусь, данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций. В процессе исследования были использованы такие методы как экономико-статистический, монографический, абстрактно логический, расчетно-конструктивный, статистических группировок, сравнительного анализа, аналитический.

Результаты и предложения. Сложное состояние сельскохозяйственного производства во многом обусловлено недостатком оборотных средств, необходимых сельскохозяйственным предприятиям для финансирования производственной деятельности, источниками формирования которых являются собственные ресурсы, заемные средства и привлеченные источники.

Основным источником увеличения размера собственных оборотных средств предприятий является прибыль. Однако в последние годы сельскохозяйственные организации получают незначительный размер прибыли от реализации своей продукции либо не получают ее вовсе. В 2006 г. рентабельность сельскохозяйственного производства составила 12,9 %, однако у большинства предприятий она значительно выше, чем рентабельность реализации продукции. Такое расхождение объясняется тем, что при определении рентабельности в расчет принимается прибыль отчетного периода. Этот показатель включает не только финансовые резуль-

таты по видам деятельности, но и прибыль (убыток) от операционных и внереализационных доходов и расходов, куда относятся субсидии, предоставленные на безвозмездной основе, и суммы переоценки активов. В 2006 году внереализационное сальдо составило 746 млрд руб. при прибыли от реализации продукции 13 млрд руб. Все эти показатели отражаются при составлении формы № 2 "Отчета о прибылях и убытках", на основании которой и проводится расчет рентабельности деятельности. В результате, согласно данным по сельскохозяйственным организациям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, в 2006 г. рентабельность реализации продукции растениеводства составила -4,2 %, животноводства - -1,1 (табл. 1).

При этом, по нашим расчетам, расхождение в уровне рентабельности в целом и по реализации продукции выше там, где ниже кадастровая оценка сельхозугодий. Влияние государственных субсидий на размер рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом кадастровой оценки представлено на рисунке 1. Из рисунка видно, что даже предприятия с низким баллом кадастровой оценки благодаря субсидиям имеют рентабельное производство.

Анализ показал, что большинство сельскохозяйственных организаций республики осуществляют процесс производства исключительно за счет заемных средств в виде кредитов банков и привлеченных источников, главным из которых является кредиторская задолженность. В 2006 г. просроченная кредиторская задолженность по предприятиям Министерства сельского хозяйства и продовольствия в 8,4 раза превысила просроченную дебиторскую (табл. 2).

Выход из создавшейся ситуации во многом зависит от состояния дел в самом сельском хозяйстве, проводимой работы по реструктуризации и интенсификации производства, поскольку только его эффективное ведение может обеспечить получение достаточной прибыли для веде-

Таблица 1 - Динамика показателей рентабельности по сельскохозяйственным организациям Министерства сельского

хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, %

Показатели Год

2004 2005 2006

Рентабельность реализации продукции растениеводства 19,7 6,8 -4,2

Рентабельность реализации продукции животноводства 0,9 3,6 1,1

Рентабельность реализации сельскохозяйственной продукции 4,3 3,9 0,3

Рентабельность деятельности 10,5 13 12,9

ния расширенного воспроизводства. Однако для достижения данной цели нужны крупные инвестиции, которые в сложившейся ситуации сельское хозяйство самостоятельно за счет собственных средств изыскать не может, и поэтому на данном этапе отказ от государственной поддержки усугубит состояние дел в отрасли.

В настоящее время государственная поддержка сельскохозяйственных организаций осуществляется путем предоставления прямого бюд-

Таблица 2 - Задолженность сельскохозяйственных организаций Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь на конец года, млрд руб._

Показатели Год

1995 2000 2003 2005 2006

Суммарная задолженность - всего 5656,3 718,0 3110,2 5424,0 7647,8

В том числе просроченная 1703,2 191,8 851,1 778,9 815,8

Из суммарной задолженности: кредиторская задолженность 4177,3 535,3 2264,1 3425,8 4364,0

В том числе просроченная 1648,6 189,4 832,7 705,5 708,8

задолженность по кредитам банков и займам 1479 182,7 846,1 1998,2 3283,8

В том числе просроченная 54,6 2,4 18,4 73,4 107,0

Дебиторская задолженность 1618,6 83,2 221,8 397,7 521,4

В том числе просроченная 499,2 16,8 53,1 75,6 84,3

жетного финансирования, различного рода льгот, гарантий, а также бюджетных ссуд на возвратной основе. В 2006 г. из бюджета в АПК направлено 3369,5 млрд руб., в том числе из средств республиканского бюджета - 422,5 млрд руб., местных бюджетов - 1010,2 млрд руб., республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - 1936,8 млрд руб. С учетом льгот по налогам, по нашим расчетам, сумма поддержки АПК составляет 4292,1 млрд руб. или 310 долл. на 1 га сельхозугодий.

Несмотря на значительный размер бюджетной поддержки, еще остро стоит проблема долгов. К настоящему времени финансовые обязательства сельскохозяйственных организаций республики превысили 9 трлн руб. Учитывая большой размер долгов, переход от безвозмездной бюджетной поддержки предприятий АПК на бюджетное субсидирование на возвратной основе приведет к еще большему росту различного рода финансовых обязательств. В данной ситуации усилия целесообразно направить на финансовое оздоровление самих сельских товаропроизводителей.

По результатам расчетов, проведенных на основании фактических данных за 2006 г., из 1449 выбранных организаций 1074 (71,4%) были неплатежеспособны на конец года, 375 имели удовлетворительную структуру баланса.

В финансовом оздоровлении сельского хозяйства немаловажна роль системы налогообложения, так как в Республике Беларусь средний уровень налоговой нагрузки в выручке сельхозпроизводителей, уплачивающих единый налог, составляет около 14 %, что является высоким даже для развитых стран, и оказывает отрицательное влияние на инвестиционный климат АПК.

Поэтому на первоначальном этапе для повышения эффективности деятельности самих товаропроизводителей целесообразно провести следующие мероприятия:

1. Изменить срок уплаты единого сельскохозяйственного налога с месяца до полугода, что позволит сельхозпроизводителям увеличить обеспеченность оборотными средствами. Чистая экономия от смещения выплаты налогов во времени в целом по республике составит около 1,2 млрд руб.

2. Снизить норматив отчислений в фонд социальной защиты населения с 31 % (30+1) до 12 %, что будет соответствовать максимальной ставке отчислений единого социального налога Российской Федерации и способствовать унификации налогового законодательства и развитию справедливой конкуренции производителей Беларуси и России.

3 По НДС установить ставку 9 %, которая позволит свести к нулю исходящий налог.

При снижении налоговой нагрузки произойдет увеличение количества платежеспособных организаций (табл. 3).

Как видно из таблицы 3, при уменьшении налогов количество платежеспособных организаций увеличится на 79 (5,4 п.п.) и составит 31,3 % всех хозяйств. Улучшение финансового состояния посредством снижения налоговой нагрузки, и при условии дальнейшего сохранения предлагаемой системы взимания налогов в сельском хозяйстве дает возможность поэтапного перехода на возвратное бюджетное финансирование.

Кроме того, расчеты показали, что проведение данных мероприятий приведет к снижению уровня налоговой нагрузки до 5 % и дополнительному высвобождению около 550 млрд руб. средств сельских товаропроизводителей (по перспективным расчетам на 2008 г.) (табл. 4), которые они смогут направить на пополнение собственных оборотных средств, формирование фондов предприятия и погашение текущей задолженности.

Следует отметить, что финансовое оздоровление невозможно без роста экономических показателей. В своих расчетах в таблице 4 исходили из того, что согласно Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы для оптимизации структуры растениеводства необходимо: расширить в структуре посевных площадей зерновых культур посевы озимой и яровой пшеницы до 400 тыс. га, озимого и ярового тритикале - до 420 тыс. га, зернобобовых культур - до 350 тыс. га;

увеличить посевную площадь рапса до 150 тыс. га, довести объемы производства маслосемян до 175 тыс. т;

обеспечить посевную площадь сахарной свеклы 80-85 тыс. га и довести валовой сбор корнеплодов до 3,8 млн т;

сохранить посевную площадь льна 75 тыс. га, обеспечить производство льнотресты, гарантирующее получение не менее 60 тыс. т льноволокна и др.

В целях повышения продуктивности и конкурентоспособности отрасли животноводства намечается ряд мероприятий, позволяющих обеспечить к 2010 году производство 320 тыс. т свинины (85-90 % от валового производства), до 150 тыс. т говядины (25- 30 %), 200 тыс. т мяса птицы (100 %).

Таблица 3 - Изменение платежеспособности сельскохозяйственных

организаций за 2006 г. при уменьшении налоговой нагрузки

Варианты налоговой нагрузки Сельскохозяйственные организации

платежеспособные доля, % неплатежеспособные доля,%

Фактическая 375 25,9 1074 74,1

Расчетная 454 31,3 995 68,7

Таблица 4 - Прогноз денежных потоков по организациям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь при переходе на частичное бюджетное финансирование на возвратной основе

Показатели Год

2008 2009 2010 2011 2012

Финансовые обязательства на начало года 8950,0 7976,8 6818,1 5534,0 4096,1

Доходы (денежные потоки, поступающие на предприятие) 11405,2 12549,8 13722,3 15012,7 16434,1

Выручка от реализации продукции 8705,2 9749,8 10822,3 12012,7 13334,1

Возвратные ассигнования из бюджета на материально-техническое перевооружение 1350,0 1400,0 1450,0 1500,0 1550,0

Безвозвратные ассигнования из бюджета 1350,0 1400,0 1450,0 1500,0 1550,0

Высвобождение средств за счет сокращения налоговой нагрузки 566,6 625,0 683,7 727,6 772,8

Расходы (денежные потоки, исходящие из предприятия) 9082,0 9991,1 10988,3 12074,9 13268,5

Затраты на ведение производства 8798,7 9678,5 10646,4 11711,0 12882,1

Формирование фонда накопления 73,7 81,3 88,9 94,6 100,5

Формирование резервного фонда 68,0 75,0 82,0 87,3 92,7

Отчисления на пополнение собственных оборотных средств 141,7 156,3 170,9 181,9 193,2

На погашение задолженности - всего 2323,3 2558,7 2734,1 2937,9 3165,6

В том числе: на погашение бюджетных ссуд на погашение текущей задолженности из средств, высвободившихся за счет сокращения налогов на погашение текущей задолженности 0 270,2 550,0 840,0 1140

283,3 312,5 341,9 363,8 386,4

2039,9 1976,2 1842,2 1734,1 1639,2

Финансовые обязательства на конец года 7976,8 6818,1 5534,0 4096,1 2480,5

Таким образом, исходя из прогнозных показателей Программы возрождения и развития села на 2005-2010 годЫ, был определен предполагаемый объем производимой продукции в натуральном выражении. Взяв фактически сложившиеся цены на 01.10.2007 г. и предположив их прирост на уровне 6-7 % в год, получили объем реализации продукции в денежном выражении.

Кроме того, в своих расчетах по предоставлению бюджетных ссуд соблюдали следующие условия:

- ссуды предоставлять сроком на 5 лет с погашением равными долями, начиная с года, следующего за годом получения ссуды;

- выдачу бюджетных ссуд проводить без начисления процентов за пользование.

В результате расчетов получили сумму средств, которые высвободятся на самих предприятиях за счет сокращения налоговой нагрузки. Половину этих средств предполагаем направить на погашение текущей задолженности, а половину - на формирование фондов предприятий (фонда накопления, резервного фонда и отчислений на пополнение собственных оборотных средств). Кроме того, предусмотрено ежегодное погашение текущей задолженности в сумме около 2 трлн руб.

Проведенный расчет прогноза денежных потоков на перспективу до 2012 г. по предлагаемой схеме бюджетного финансирования показал, что к концу 2012 г. организации Министерства сельского хозяйства и продовольствия смогут погасить имеющиеся финансовые обязательства. Поэтому считаем возможным, начиная с 2008 г., безвозвратное финансирование проводить в размере 50 % от планируемой суммы только при условии снижения налоговой нагрузки, а также при достижении сельскими товаропроизводителями производственных показателей, заложенных в Государственной программе возрождения и развития села. Оставшаяся часть будет финансироваться из бюджета на возвратной основе.

При этом нельзя оставить без внимания то, как отразятся предлагаемые мероприятия на возможностях бюджета. Нами были проанализированы изменения размера финансовых потоков при сокращении налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации (рис. 2).

Как видно, до 2010 г. бюджет будет нести потери, а, начиная с 2011 г., появятся дополнительные доходы бюджета за счет возврата бюджетных ссуд.

Выводы. Приведенные расчеты показали, что при условии достижения сельскохозяйственными организациями республики прогнозных показателей, предусмотренных Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, а также при проведении пред-

Год

—♦—Потери бюджета —и—Дополнительные доходы бюджета

Рисунок 2 - Динамика изменения размера финансовых потоков при

сокращении налоговой нагрузки на сельскохозяйственные организации

лагаемых мероприятий по снижению налоговой нагрузки, к концу 2012 г. организации Министерства сельского хозяйства смогут погасить имеющиеся финансовые обязательства. В противном случае, как показали расчеты, в существующих условиях отказ от безвозмездной поддержки сельскохозяйственного производства резко снизит возможности товаропроизводителей по финансированию текущей деятельности и осуществлению процесса производства.

Литература

1. Барышников, Н.Г. Направления перестройки системы субсидирования сельского хозяйства / Н.Г. Барышников, В.Г. Беспахотный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. -№ 12. - С. 1-4.

2. Боговиз, А. Система государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства: основные направления развития / А. Боговиз // Международный сельскохозяйственный журнал. -2006. - №> 4. - С. 3-6.

3. Государственная программа возрождения и развития села на 20052010 годы. - Минск: Беларусь, 2005. - 96 с.

4. Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. - Москва: ВИАПИ им.А.А.Никонова, " Энциклопедия российских деревень". - 2005. - С. 50-117.

5. Гусаков, В.Г. Научное обеспечение реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. / В .Г. Гусаков // Весщ НАН Беларуси - 2007. - №> 1. - С. 5-13.

6. Мозоль, А. К вопросу распределения средств государственной поддержки предприятий аграрного сектора / А. Мозоль // Аграрная экономика. - 2006. - № 7. - С. 17-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шаляпина, И.П. Формирование эффективного механизма субсидирования и дотирования в сельском хозяйстве / И.П. Шаляпина, А.В. Здаш-ник // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 3. - С. 39-41.

8. Шпак, А.П. Экономический механизм рационального использования средств государственной поддержки сельского хозяйства / А.П. Шпак, Н.Н. Котковец, Д. А. Шпак // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2006. - N° 1. - С. 4-14.

Информация об авторах

Казакевич Ирина Александровна - кандидат экономических наук, заведующая сектором финансов и кредита Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-11-03. E-mail: Ко zakevich@mail.ru.

Васюк Алеся Викторовна - аспирантка Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-11-03. E-mail: Alisalondon@mail.ru.

Дата поступления статьи - 14 декабря 2007 г. УДК631.115.1:330.567.2

CONSUMPTION FUNCTIONS OF FARMER FAMILIE

G. KARMOWSKA, the рrofessor University of Agriculture in Szczecin, Poland

Optimization of the households activities of farmerfamilies demands various decisions regarding among others the consumption optimization, the choice of the current consumption structure and also the choice of the amount ofwork and leisure time, ofthe farmerfamilies in the Western Pomerania Region.

Key words: consumption functions, households introduction

Introduction. Households constitute one of the main subjects of the market economy model. The farmers' households are the units functioning not only in the area of the consumption but also in the production. Their economic functions are the consumption and the production functions. The inclination of the consumers toward consumption is determined by the ratio of the consumption expenditures to the income. Their ultimate inclination toward consumption is also investigated as a relative increase of the consumption expenditures to a relative increase of the income [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.