Научная статья на тему 'Формирование парка технических средств в сельхозпредприятиях Республики Дагестан'

Формирование парка технических средств в сельхозпредприятиях Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / AGRICULTURAL POLICY / AGRICULTURE / AGRICULTURAL ENGINEERING / AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев А. Р.

В статье рассматривается влияние новых технологий в области сельского хозяйства как средства повышения производительности в соответствующей отрасли. В данном аспекте автором анализируется эффективность государственной программы развития сельского хозяйства Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование парка технических средств в сельхозпредприятиях Республики Дагестан»

ФОРМИРОВАНИЕ ПАРКА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

А.Р. АЛИЕВ,

кандидат экономических наук

Аннотация. В статье рассматривается влияние новых технологий в области сельского хозяйства как средства повышения производительности в соответствующей отрасли. В данном аспекте автором анализируется эффективность государственной программы развития сельского хозяйства Республики Дагестан.

Ключевые слова: аграрная политика, сельское хозяйство, сельскохозяйственная техника, сельскохозяйственное производство.

The Summary. the article examines the impact of new technologies in agriculture as a means of improving productivity in the industry. In this aspect, the author examines the effectiveness of the state Agriculture Development Program republic of Dagestan.

Key words: agricultural policy, agriculture, agricultural engineering, agricultural production.

Представляя программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. на девятой внеочередной сессии Народного Собрания Республики Дагестан, председатель комитета по аграрной политике А. Хазриев обратил внимание на снижение темпов развития сельского хозяйства республики. По его словам, это обусловлено низкой производительностью из-за применения неэффективных технологий с высокой долей традиционно менее продуктивных личных подсобных хозяйств (ЛПХ). А. Хазриев обратил внимание на источни-

ки и деградацию земель сельскохозяйственного назначения; особо остановился на снижении уровня технической оснащенности сельскохозяйственного производства, указав на то, что сохранившийся машинно-тракторный парк укомплектован физически и морально устаревшей техникой (доля техники с истекшими сроками амортизации достигает 90—95%, средний возраст тракторов превышает 15 лет).

Решение вопроса технического обеспечения сельскохозяйственного производства в основном зависит от наличия средств на оплату технических средств; наличия машин на рынке технических средств; их це-

Таблица 1

Затраты средств на приобретение сельхозтехники, выделяемой по программе развития сельского хозяйства Дагестана

Виды сельскохозяйственных машин 2008 2009 2010 2011 2012 ВСЕГО

Ед. Млн руб. Ед. Млн руб. Ед. Млн руб. Ед. Млн руб. Ед. Млн руб. Ед. Млн руб.

Тракторы 100 90,4 200 204,0 300 319,8 350 388,2 410 472,7 1360 1475,1

Комбайны зерновые 25 41,6 40 73,3 80 161,3 100 221,7 110 268,3 355 766,2

Комбайны кормоуборочные 3 7,5 7 17,5 15 37,5 20 50,0 25 62,5 70 175,0

ИТОГО - 139,5 - 294,8 - 518,6 - 659,9 - 803,5 - 2416,3

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, млн руб. 10,0 12,0 15,0 16,0 17,0 70,0

новой доступности для сельскохозяйственных предприятий.

Техническая модернизация изношенной физически и морально устаревшей техники потребует много средств, так как сельскохозяйственные машины, совершенствуясь, становясь производительнее и удобнее для работающих на них людей, одновременно повышаются в цене.

По расчетам (табл. 1) для оплаты тракторов и комбайнов, выделенных для сельского хозяйства в программе развития отрасли, потребуется свыше 2,4 млрд руб. При расширении площади посевов за счет возвращения в производственное использование заброшенных пашен потребуется дополнительно (в средних ценах, используемых для расчета суммы средств на оплату в 2008—2012 гг.) примерно 4,2 млрд руб. по первому варианту и 1,2 млрд руб. по второму варианту.

В настоящее время у сельхозпредприятий существует несколько источников финансирования затрат на формирование основных фондов: собственные средства; целевые средства государства через бюджетное (федеральное или регионов) финансирование работ или приобретение объектов основных средств; денежные кредиты коммерческих банков; средства других хозяйствующих субъектов; аренда объектов основных средств с последующим выкупом или возвратом арендуемого объекта.

Собственными источниками финансирования основных средств в сельскохозяйственных предприятиях в случае возведения или приобретения объектов выступают прибыль, средства амортизационных отчислений, а также средства, поступающие от реализации отдельных объектов основных средств.

В настоящее время большинство сельскохозяйственных организаций могут использовать эти источ-

ники на техническую модернизацию производства в отраслях растениеводства, наиболее техникоемких, использующих мобильные виды основных средств. При этом существует острейшая потребность в дальнейшем наращивании объема средств, выделяемых на приобретение техники на условиях лизинга, а также внедрении в практику специального банковского механизма получения субсидируемых кредитов под залог приобретаемой техники.

Министр сельского хозяйства Республики Дагестан считает, что рассчитывать на узкий круг участников национальных проектов в повышении эффективности аграрного сектора ошибочно. Вызывает крайнюю озабоченность состояние коллективного сектора, т.е. сельхозпредприятий: «Ежегодно десятки из них в республике приостанавливают свою деятельность. Многие из них не отчитываются в статорганах, тем самым реальная картина состояния дел в отрасли искажается. И самое тревожное, что все это нередко остается незамеченным местными органами управления: главам муниципальных районов необходимо проанализировать деятельность каждого сельхозпредприятия и попытаться выработать меры по нормализации их состояния и деятельности».

В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются значительные средства на возмещение 40% затрат сельхозтоваропроизводителей по страхованию. Этот механизм поддержки получил развитие в целом по стране, и в 2007 г. было застраховано около 35% хозяйств. Но в республике ни одно хозяйство не сумело воспользоваться этой возможностью; посевы яровых культур в условиях засухи остались вне страхования.

Ценой совместных усилий муниципальных органов и налоговых служб 520 сельхозпредприятий ре-

Таблица 2

Оплата техники продукцией в сельскохозяйственных предприятиях Республики Дагестан

Показатели Годы Площадь посева, необходимая для производства указанного объема продукции, га

2001 2007

1. Средняя закупочная цена, руб./ц:

- зерна 190 301 -

- молока 320 561 -

2. Количество зерна (ц) для приобретения:

- гусеничного трактора 410 11329 619

- колесного трактора 237 3804 208

- зерноуборочного комбайна 395 9528 521

3. Количество молока (ц) для приобретения:

- колесного трактора 150 2040 годовой удой 198 коров

- кормоуборочного комбайна 234 4456 годовой удой 433 коров

спублики были включены в программу финансового оздоровления, по которой реструктурированы задолженности на сумму более 830 млн руб. Но 320 хозяйств из этого списка не осуществляют текущих налоговых платежей, и их участие в программе приостановлено, несмотря на то что за этим последует объявление большинства из них банкротами и это приведет к ухудшению общей социально-экономической ситуации на селе.

Цены на продукцию индустриальных отраслей растут. Новые машины повышенной производительности приходится оплачивать возрастающими объемами сельскохозяйственной продукции (табл. 2).

Финансовое положение сельскохозяйственных предприятий не позволяет им приобретать технику по таким ценам: предприятия не в состоянии накопить достаточное количество средств на возмещение изнашивающихся основных средств. В советский период существовал запрет на расходование средств амортизационных фондов на цели, не связанные с заменой изношенных орудий труда. В первые годы перестройки отсутствие средств в сельхозпредприятиях заставило разрешить расходовать на текущие нужды средства амортизационного фонда. Сейчас сумма начисленной амортизации не имеет реальной денежной основы, стала учетной категорией, отражающей величину износа основных средств.

Таблица 3

Экономика сельскохозяйственных предприятий МСХ Дагестана в 2006 г.

№ п/п Группы по уровню рентабельности (убыточности -), % Число хозяйств, ед. Средняя рентабельность (убыточность -), % Собственные оборотные средства, тыс. руб. Долг по отношению к выручке, % Минеральные удобрения на 100 га почвы, тыс. руб.

Убыточные

1. Меньше или = -50 75 -109,5 -1152 420,2 3,8

2. Свыше -50 по -25 41 -38,8 -1681 284,4 3,1

3. Свыше -25 по -10 42 -17,7 -397 245,5 8,2

4. Свыше -10 по 0 105 -4,8 -172 183,7 4,4

Прибыльные

1. Свыше 0 по 10 166 4,5 -1274 116,9 33,7

2. Свыше 10 по 25 82 15,8 967 59,2 32,3

3. Свыше 25 по 50 39 30,8 557 59,8 15,7

4. Свыше 50 37 72,3 461 137,6 16,2

Не имеют в нужном объеме сельскохозяйственные предприятия и второго источника собственных средств на техническую модернизацию — прибыли.

В 2007 г. 73% сельскохозяйственных предприятий не имели собственных оборотных средств. Только 21% имели долг, который мог быть выплачен за счет половины суммы годовой выручки, остальные 79% имели долг, превышающий сумму годовой выручки в 1,7—4,2 раза (табл. 3).

Поэтому роль амортизационных отчислений в целом в инвестициях незначительна и их доля в финансировании ежегодно снижается. Снижение рентабельности производства усиливает тенденцию к уменьшению доли прибыли как источника финансирования воспроизводства основного капитала.

Сейчас основная часть выделяемых через субсидирование из бюджета финансовых ресурсов используется на обеспечение неотложных потребностей, а не на замену и модернизацию фондов и техническое перевооружение производства.

Это можно подтвердить примером разрыва между величиной износа основного капитала и капитальными вложениями в сельском хозяйстве Республики Дагестан: если в целом в промышленности амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов превышали объем инвестиций в основной капитал в 2,2 раза, то в сельском хозяйстве — в 4,1 раза (в 2006 г. — в 4,8 раза).

Проблема финансирования и кредитования инвестиционных вложений — в преодолении практики нецелевого использования финансовых источников, предназначенных для прямых инвестиций в формирование основных производственных фондов.

Ш. Шарипов, говоря о Программе экономического и социального развития Республики Дагестан, которая предусматривает обеспечение конкурентоспособности региональной экономики на основе ускорения структурной перестройки и модернизации производственной базы, обратил внимание на острую нехватку финансовых средств на развитие АПК. Он сказал,

что отрасль остро нуждается в инвестициях. Перевод бюджетной поддержки сельского хозяйства на региональный уровень противоречит общемировой практике: в развитых странах в пересчете на валюту России на один рубль поддержки из регионального бюджета приходится 7—8 руб., выделяемых за счет средств федерального.

На протяжении всего исследуемого периода скудные собственные средства предприятий сельского хозяйства оставались основным источником малых вложений. Если в целом по республике внебюджетные средства в составе капитальных вложений достигли в среднем 68%, то в агропромышленном комплексе инвестиции практически полностью финансировались из внебюджетных средств.

Резкое сокращение объемов федеральной поддержки сельскому хозяйству позволяло финансировать лишь те меры, которые были абсолютно необходимы для проведения сезонных работ и поддержания сельского хозяйства в состоянии выживания.

Сейчас в массе своей сельскохозяйственные предприятия Дагестана в финансовом отношении неустойчивы и низкорентабельны. Рентабельность в среднем по группе хозяйств, закончивших 2006 г. без убытка, составила 11% с колебанием от 5% (166 хозяйств) до 30% (76 хозяйств). Сумма чистой прибыли в целом составила по группе прибыльных хозяйств 118 млн руб. На эти деньги можно было купить по ценам 2008 г. 47 кормоуборочных комбайнов «Поле-сье-600» или 103 трактора «Беларусь».

Иностранные инвестиции в сельское хозяйство Республики Дагестан незначительны; в первую очередь они направляются в предприятия пищевой промышленности. В 2000 г. такие инвестиции составили 101,7 млн руб. и 21,8 тыс. долл. США. В 2001 г. вливаний иностранного капитала в сельскохозяйственные предприятия за анализируемый период больше не было, хотя иностранные инвестиции — это не только источник денежных средств; вместе с ними поступают новые технологии и техника.

Для подавляющего большинства сельхозорганиза-ций в этих условиях остается один источник — заемные средства, поскольку республиканская программа предусматривает расходы в сельское хозяйство на 2008—2012 гг. только в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентных ставок. Однако недостаток собственных финансовых средств на инвестирование привлечением заемных средств не компенсируется: доля кредитов банка в структуре инвестиций в реальный сектор в 2006 г. не превышала 0,1%. Коммерческие банки кредитуют хозяйства, способные в срок и в полном объеме возвращать взятые у них ссуды. Убыточные хозяйства, обремененные долгами, рассчитывать на кредит не могут, а значит, не могут приобретать технику и получать субсидии.

Отсутствие нужных соотношений между основными и собственными оборотными фондами тоже слу-

жит одной из причин невозможности организации эффективного сельскохозяйственного производства, определяет потребность необходимых для производительного функционирования оборотных средств. Численность молочного скота определенной продуктивности требует соответствующего количества и структуры кормов. Если хозяйство применяет удобрения, то ему необходимы соответствующие машины для внесения их в почву, если есть машины, но нет удобрений — продукции будет меньше и она будет дороже. Существует прямая зависимость между тракторным парком и расходом запасных частей, между объемами запасов семян, кормов и горючего и емкостями для их хранения. Наличие оборотных средств определяет финансовое состояние товаропроизводителей, и, наоборот, от наличия денежных средств зависит баланс основных и оборотных фондов.

Убыточные сельхозпредприятия Дагестана расходуют финансовые средства на приобретение удобрений в расчете на гектар посева в сравнении с прибыльными хозяйствами почти в семь раз меньше, хотя и они минеральных удобрений вносят мало. При средней цене одной тонны на уровне примерно 12 тыс. руб. на гектар угодий прибыльные сельхозпредприятия вносили в среднем 25 кг минеральных удобрений (в физическом весе) на гектар засеянной пашни, убыточные, следовательно, — меньше четырех килограммов. Аналогичное положение складывается с другими программными мерами, поддерживаемыми субсидиями (приобретение племенного скота, например).

Существующая система банковского кредитования ориентирована на доходность в отраслях с высокой оборачиваемостью капитала, к числу которых сельское хозяйство не относится. Процентные ставки коммерческих банков и условия кредитования не позволяют сельхозтоваропроизводителям полноправно участвовать на рынке кредитных ресурсов, так как они не в состоянии обеспечивать возврат заемных средств, выдаваемых на более короткий, чем для них необходимо, срок.

В своем интервью в марте 2007 г. корреспонденту ГТРК «Дагестан» Президент Республики Дагестан М. Алиев обратил внимание на малые суммы кредитов, получаемых сельскохозяйственными кооперативами. Президент определил это направление работы как главное, поскольку путем поддержки одних личных подсобных хозяйств республика свое сельское хозяйство не поднимет. По его словам, ЛПХ — это не завтрашний день. «Завтрашний день, — сказал М. Алиев, — это кооперативы, крупные хозяйства. Не будет их, будет ручной труд, не будет той отдачи, которая необходима».

Экономическое значение лизинга снижает недоработки законодательной и нормативно-правовой базы, определяющей благоприятность налоговых и амортизационных условий. Но главное — не обе-

спечивается полный возврат лизинговых сумм из-за финансовой несостоятельности значительного числа сельскохозяйственных предприятий. Решение этой проблемы — условие повышения их инвестиционной активности как одного из видов инвестиционной деятельности.

В условиях лизинга на средства федерального бюджета уполномоченный орган закупает сельскохозяйственную технику и предоставляет ее сельскохозяйственным производителям на условиях оплаты в рассрочку. На первый взгляд, подобная программа может стать существенной поддержкой технического перевооружения сельскохозяйственного производства, но принятая схема ее реализации привела к тому, что в результате в выигрыше оказались не сельхозтоваропроизводители, а машиностроительные заводы.

Федеральное правительство в лице уполномоченного органа, назначаемого без конкурса, заказывает на машиностроительных заводах России сельскохозяйственную технику и распределяет ее по субъектам Российской Федерации. Видовой состав заказа устанавливается централизованно и не всегда отвечает потребностям сельскохозяйственных предприятий. В результате по существу частная фирма «Росагроли-зинг» получила монопольные права на рынке сельскохозяйственной техники, а торговая надбавка в ее региональных отделениях выросла до 30—40%. Заводы сельскохозяйственного машиностроения, учитывая дополнительный платежеспособный спрос на свою продукцию, увеличили цены на поставляемое оборудование на 20%, а централизованное распределение лизинговых поставок привело к росту коррупции.

Несмотря на потенциальные преимущества лизинга, говорить о его широком распространении в Республике Дагестан нельзя. Доля лизинга в 2007 г. здесь составила лишь 1,5% суммарных инвестиций, а механизм реализации его функций сохраняет много черт государственного распределения.

На территории Республики Дагестан единственный, кто имеет лицензию на операции по лизингу, — ОАО «Дагагроснаб».

Несмотря на то что возвратный лизинг имеет ряд преимуществ, на территории республики он не получил широкого распространения. «Дагагроснаб» работает только за счет республиканского фонда и не стимулирует предприятия на увеличение объемов лизинга за счет других источников.

На 2001—2007 гг. объем возвратных платежей по Республике Дагестан был установлен в сумме 837 млн руб. На каждый год устанавливается республиканская квота для приобретения продукции машиностроения, которая обычно выбирается на величину федеральной поддержки.

К сожалению, даже небольшие суммы возврата выплатить сельскохозяйственные предприятия Дагестана не могут. Задолженность по лизинговым программам растет. На предприятия, финансовое положение

которых не позволяет им вносить лизинговые платежи, «Дагагроснаб» передает дела в арбитражный суд. По заключенным с сельскохозяйственными предприятиями договорам оборудование им передается в аренду сроком от 2 до 5 лет: менее дорогое оборудование (культиваторы, агрегаты доильные) — на 2—3 года; более дорогое (тракторы, комбайны) — на 4—5 лет. В силу отсутствия финансовых средств предприятий задолженность по выплате взносов «Дага-гроснабу» и «Росагролизингу» гасят часто через отношения бартера.

Таким образом, в республике лизинг не стал выходом из трудного положения с обеспечением коллективного сектора сельского хозяйства техническими средствами. Большие размеры лизинговых платежей не позволяют многим из них вовремя оплатить приобретенную технику. В республике еще не сложились конкурентная среда и инфраструктура лизинговых услуг. Лизингодатель в лице «Дагагроснаба» не может обеспечить нужное техническое обслуживание машин, механизмов и оборудования.

В начале февраля 2008 г. корреспондент «Российской газеты» в беседе с председателем правления Россельхозбанка Ю. Трушиным спросила: что предпринимает Россельхозбанк для технического переоснащения отрасли? Ю. Трушин подтвердил остроту этого вопроса и сообщил, что поставка техники на условиях лизинга не превышает 15—20% от необходимой. И сообщил, что Россельхозбанк третий год реализует специальную программу по кредитованию под залог приобретаемой на эти кредиты техники. По этой программе заемщик сам платит пятую часть стоимости машины, остальное — за счет кредитов банка. Техника автоматически становится залогом. С 2008 г. Россельхозбанк приступил, по словам Ю. Трушина, к выдаче 10-летних кредитов на обновление парка сельхозмашин и техники.

Для основной части сельскохозяйственных предприятий Дагестана меры, намеченные республиканской программой развития сельского хозяйства, обновления и формирования парка необходимой для полного использования пахотных угодий техники не обеспечат. Но и предприятиям, работающим прибыльно, особенно с пониженной рентабельностью (4,5%) и составляющим среди прибыльных сельхозпредприятий наиболее многочисленную группу (51%), сделать это будет тоже трудно.

Общесоциальное и политическое значение проблемы продовольственного обеспечения определяет базовую роль в ее решении отрасли сельского хозяйства и необходимость в связи с этим вовлечения в продовольственный оборот всей находящейся в республике площади пашни. Это, в свою очередь, объективно ставит вопрос о приведении в соответствие площадей, вовлекаемых в обработку пашни, численности и видового состава, необходимых для этого машин.

Это заставляет искать нетрадиционные источники финансирования расходов на их приобретение. В числе таковых может быть уточнение направлений расходования средств, предусмотренных программой.

Очевидно, что регионы России вправе сами определять приоритетные и первоочередные направления, задачи и средства исходя из общей стратегии развития экономики, реальных условий и резервов их производств. Для Дагестана — это возвращение в хозяйственный оборот в полном объеме имеющихся земельных ресурсов сельскохозяйственного производства, дающего республике нужную продукцию и рабочие места активному населению сельских территорий.

В настоящее время в Дагестане насчитывается около 55 тысяч зарегистрированных безработных, в том числе непосредственно в сельской местности — около 22 тысяч. Это лишь на 12% меньше, чем на 01.01.2008 г. числилось работающих в сельскохозяйственных предприятиях системы МСХ РД. Вовлечение в оборот пашни, численный рост машинно-тракторного парка могут решать одновременно обе отмеченные выше задачи.

В Программе 53% средств (3642 млн руб.) направляются на развитие социальной инфраструктуры и инженерное обустройство сельских поселений; на техническую и технологическую модернизацию, как уже говорили, в виде субсидий по процентам за кредит — 70 млн руб. Между тем 88% суммы, направляемой в 2008—2012 гг. на формирование сельской инфраструктуры и инженерных коммуникаций, могут полностью обеспечить расходы на приобретение предусмотренных программой машин (табл. 1).

Механизм направления программных средств на действительно техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства может быть основан на централизованном обеспечении для сельскохозяйственных предприятий суммы первого взноса в размере 7% от стоимости комбайнов и тракторов, что составит по расчетам 226 млн руб. Можно также говорить о централизованной оплате первого взноса и удлинении срока лизинга, а также всех расходов, связанных с их приобретением.

В целом, на основе оценки финансовых возможностей сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан можно заключить, что развитие сельскохозяйственного производства, а следовательно, и сельских территорий, нуждается в коренном изменении отношений отрасли с государством. Сокращение за 16 лет численности машин технического парка, который в настоящее время является в подавляющем большинстве хозяйств условием восстановления и развития сельскохозяйственного производства по отношению к площади, нуждающейся в обработке пашни, достигло пределов, которые они самостоятельно преодолеть не могут. Обеспеченность техникой во многих хозяйствах составляет 50—60% от потребности, нагрузки по основным ее видам превышают нормативные в 2—2,6 раза. Материально-техническая база физически и морально устарела. В результате не выдерживаются оптимальные сроки проведения полевых работ, нарушаются технологии возделывания сельхозкультур, снижается их урожайность. Это одна из основных причин неиспользования земель.

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С.И. ГОРБАНЬ

Аннотация. В статье автором рассматриваются преимущества и недостатки существующих подходов (затратного, доходного и сравнительного) к оценке предприятий. Формулируются условия повышения эффективности применения конкретного подхода. Выявляются проблемы применения соответствующих зарубежных подходов в современных экономических условиях России.

Ключевые слова: оценочная деятельность, оценка, подходы оценки, методы оценки, затратный, доходный, сравнительный подходы к оценке, оценка бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Summary. In this article the author considers advantages and lacks of existing approaches (expansable, profitable and comparative) of an estimation of the enterprises. Conditions of increase of efficiency of application of the concrete approach are formulated. Problems of application of corresponding foreign approaches in modern economic conditions of Russia come to light.

Key words: estimated activity, an estimation, approaches of an estimation, methods of an estimation, expansable, profitable, comparative approaches to an estimation, an estimation of business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.