Научная статья на тему 'Аграрная реформа и становление рыночных отношений в сельском хозяйстве Республики Таджикистан'

Аграрная реформа и становление рыночных отношений в сельском хозяйстве Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К. Хонали

В статье рассмотрены проблемы перехода к новой системе аграрных отношений, основанной на объективных экономических законах, реальных интересах производителя и гражданских прав личности в выборе видов и форм своей деятельности и осуществления ее на принципах свободного предпринимательства, здоровой конкуренции. В работе даются развернутые обоснования и обобщения с использованием для этого исторического и зарубежного опыта. При этом автор прежде всего исходит из реалий и условий таджикской действительности, из необходимости обеспечить баланс между объективной необходимостью и действительными возможностями осуществления перемен в социально-экономическом развитии аграрного строя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agrarian reform and formation of market relations in agriculture of the Republic of Tajikistan

The article examines the problems of transition to new system of agrarian relations, based on objective economic laws, real interests of producer and civil rights of individual in the choice of kinds and forms of one’s activity on the principles of free entrepreneurship and healthy competition. The article presents detailed justification and generalization with the use of historical and foreign experience. We proceed first of all from the reality and conditions of Tajikistan, from the necessity to provide a balance between objective necessity and real possibilities of making changes in social-economic development of agrarian formation.

Текст научной работы на тему «Аграрная реформа и становление рыночных отношений в сельском хозяйстве Республики Таджикистан»

УДК 338.43.02:339.9.012.23(575.3)

К. ХОНАЛИ

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

(Поступила в редакцию 15.01.2014)

В статье рассмотрены проблемы перехода к новой си- The article examines the problems of transition to new sys-

стеме аграрных отношений, основанной на объективных tem of agrarian relations, based on objective economic laws,

экономических законах, реальных интересах производителя и real interests of producer and civil rights of individual in the

гражданских прав личности в выборе видов и форм своей choice of kinds and forms of one's activity on the principles of

деятельности и осуществления ее на принципах свободного free entrepreneurship and healthy competition. The article pre-

предпринимательства, здоровой конкуренции. В работе да- sents detailed justification and generalization with the use of

ются развернутые обоснования и обобщения с использовани- historical and foreign experience. We proceed first of all from

ем для этого исторического и зарубежного опыта. При the reality and conditions of Tajikistan, from the necessity to

этом автор прежде всего исходит из реалий и условий та- provide a balance between objective necessity and real possibil-

джикской ^жттжлшжти rn необходимости обеспечить ities of making changes in social-economic development of

баланс между объективной необходимостью и действи- agrarian formation. тельными возможностями осуществления перемен в соци-ально-экономическомразвитии аграрного строя.

Введение

Масштабные социально-экономические преобразования, происходящие на всем постсоветском пространстве с начала 90-х гг. ХХ в. и неоднозначность достигнутых результатов, требуют от аграрной науки глубокого осмысления проистекающих процессов, более точного методологического обоснования и адекватной оценки осуществляемых мероприятий.

Постсоветская экономическая наука Республики Таджикистан пока еще далека от решения поставленных задач, что обусловливает актуальность работ, содержащих комплексное теоретико-методологическое обобщение накопленного опыта реформирования аграрного сектора, имеющего вследствие этого высокую практическую ценность.

Сельское хозяйство является ключевой отраслью экономики любой страны, напрямую влияющей на жизненно важные сферы общества и государства. В этой связи реформирование сельского хозяйства - дело чрезвычайно важное и социально ответственное.

Таким образом, актуальность проблемы предопределила направление настоящего исследования.

Анализ источников

В последние годы возрос интерес исследователей к изучению реформ, проводимых в постсоветских республиках. Это в полной мере относится и к Республике Таджикистан. Некоторые результаты осуществления аграрной реформы раскрыты в трудах А. А. Абдугаффарова, А. И. Аверкиева, В. Бое-ва, В. В. Вахидова, И. М. Гулова.

Методы исследования

В качестве методов исследования использовались абстрактно-логические приемы, обобщения, метод исторического анализа, аналогии, монографический и другие.

Основная часть

После распада СССР обеспеченность аграрного комплекса Таджикистана техническими ресурсами посредством централизованного снабжения практически была остановлена. Существовавшая экономическая и организационно-технологическая система управления сельскохозяйственным производством к этому оказалась не готова.

Сельскохозяйственные земли, особенно орошаемые, в Таджикистане являются дефицитным ресурсом. Сельскохозяйственные угодья, включая пастбища, составляют 4,57 млн. гектаров, в том числе пашни - всего 0,7 млн. гектаров, или 0,11 га на душу населения. Поэтому главной проблемой является доступ крестьян к земле и ее справедливое распределение. Реорганизация колхозов, совхозов в дехканские (фермерские) хозяйства и дополнительное выделение земель по указу президента для нужд личных подсобных хозяйств граждан значительно расширяют индивидуальное землепользование, но этот процесс идет медленно. Земельная реформа началась в 1995 г., когда первые 75 тыс. гектаров земли раздали крестьянам в аренду и бывшие колхозы стали реорганизовываться в фермерские хозяйства.

Для ускорения процесса земельной реформы и обеспечения независимости новых хозяйств в Государственном комитете по землеустройству был создан специальный отдел для предоставления фермерам консультативных услуг, в том числе юридического характера, и услуг по обучению. Однако из-за сложности процесса и ограниченных институциональных возможностей этого комитета, справедливому доступу к земле, в частности сельской бедноте, мешают высокие издержки и сложные процедуры по получению удостоверения на право пользования землей; многочисленные нарушения в

распределении земли из-за несовершенства законодательства; неосведомленность по процедурам, незнание и непонимание прав землепользования; передача долгов реорганизуемых колхозов и совхозов вновь создающим дехканским (фермерским) хозяйствам.

И все же в результате реформирования колхозов в ассоциации дехкан происходят изменения в принятии решений. Однако де-факто решения по управлению хозяйством, в частности, относительно структуры размещения посевных площадей сельскохозяйственных культур и ассортимента продукции, принимаются отдельными руководителями и государством. Также все еще имеются факты вмешательства в процесс ценообразования, закупок и торговли.

Сельское хозяйство Таджикистана в значительной мере подвержено влиянию неблагоприятных погодных условий. Частые засухи приводят к сокращению производства зерновых и особенно пшеницы. В связи с засушливым климатом основным условием развития сельского хозяйства Таджикистана является необходимость искусственного орошения. Это предопределяет создание в стране современного водохозяйственного комплекса, состоящего из системы сложнейших и уникальных сооружений. Однако существующая ирригационная система была построена в прошедшие годы. Для поддержания ее в нормальном эксплуатационном режиме требуются огромные ежегодные затраты. В условиях перехода страны на рыночные отношения с поливного сезона 1996 г. была введена плата за услуги по подаче воды потребителям. Однако хозяйства водопользователи смогли покрыть лишь незначительную часть всех расходов. Обветшание комплекса ирригационных сооружений и водоснабжения привело к снижению эффективности систем, значительно ухудшило мелиоративное состояние орошаемых земель и привело к обводнению пастбищ.

Несмотря на либерализацию цен и рынков, вызвавших сокращение площади земли для выращивания хлопка, в хлопковом секторе остается недостаточной конкуренция, имеют место вмешательство государства, задержки платежей и неоправданно низкие цены на хлопок-сырец, предлагаемые финансовыми посредниками. Дефицит качественных семян, удобрений и средств защиты растений привел к резкому снижению урожайности хлопка-сырца (почти вдвое). Положение производителей хлопка в последнее время усугубилось.

Значительно сократились посевы кормовых культур, что, наряду с прекращением завоза фуражного зерна и комбикормов, явилось одной из причин падения объемов производства животноводческой продукции. Высок уровень падежа скота, связанный с различными инфекционными заболеваниям, не хватает средств для приобретения различных препаратов. На практике частный сектор не обслуживается ветеринарными службами. Хотя основное поголовье скота в настоящее время сосредоточено в частном секторе, кроме этого пастбища, остаются в распоряжении государственных органов (хукума-тов). Это создает серьезные проблемы в обеспечении частного скота кормами.

Нехватка кредитных ресурсов для сельского хозяйства и прочей деятельности является также серьезным барьером в развитии рыночных отношений. Финансовая инфраструктура и финансовые учреждения слабо развиты, а конкуренция между посредническими организациями слабая. Соответствующая деятельность НПО по предоставлению микро-кредитов не получила широкого распространения. Программами микрофинансирования охвачены чуть более 8 % фермерских хозяйств. По мнению селян, процентные ставки по кредитам коммерческих банков высоки, даже с учетом инфляции. Землю нельзя продать, хотя возможно в определенном порядке использовать право аренды на нее. Кроме того, банки выдают только краткосрочные кредиты из-за имевшей место в прошлом высокой инфляции. Многим селянам нужен малый кредит, а такой кредит банки не выдают.

За годы реформы пришла в упадок торгово-заготовительная система, что привело к проблемам реализации выращенной сельхозпроизводителями продукции. Неразвитость инфраструктуры, несогласованность действий в рамках СНГ, отсутствие информации и плохие коммуникации осложнили выход сельхозпроизводителей на межрегиональные и мировые рынки. Внутриреспубликанские поставки на рынки страны осложняются высокой стоимостью перевозок грузов, чему также способствуют нерыночные факторы. Предложение со стороны частного сектора ограничено низким спросом потребителей, проживающих в округе.

Из-за недостаточного финансирования научный потенциал в аграрной сфере сократился. Запущены семеноводство, селекция и защита растений. Информационно-консультативная служба, необходимая новым формам хозяйствования, только зарождается. Отсутствуют независимые организации фермеров, представляющие интересы своих членов, образованные на добровольной и демократической основе. Исторически отрасль переработки сельскохозяйственной продукции в Таджикистане была развита слабо. Большая часть сельскохозяйственной продукции перерабатывалась за пределами

Таджикистана. В настоящее время из-за отсутствия оборотных средств, устаревшего оборудования перерабатывающая промышленность работает лишь на 20-30 % своих мощностей.

Многочисленные виды налогов обременительны для небольших фермерских хозяйств. Они облагаются 12 видами республиканских налогов и рядом налогов местного уровня. Предлагается заменить их на единый земельный налог. Каждый третий работник сельского хозяйства несвоевременно получает заработную плату. К тому же заработная плата нас селе и без того крайне низкая, что еще больше усугубляет финансовые трудности крестьянских хозяйств.

В январе 2014 г. Американское агентство по международному развитию (USAID) запустило проект по земельной реформе и реструктуризации фермерских хозяйств. Посредством данного проекта USAID правительство намеревается поддержать реорганизацию фермерских хозяйств и закрепить право собственности.

Этот трехлетний проект на общую сумму 5,5 миллионов долларов США является частью инициативы США «Продовольствие во имя будущего». Данный проект предусматривает поддержку осуществления земельной реформы. В рамках поддержки USAID в двенадцати целевых районах, охваченных инциативой США «Продовольствие во имя будущего» в западной части Хатлонской области, предусмотрено следующее:

- создание сети из местных центров правовой помощи (ЦПП) и общественников - борцов за права землепользования для информирования фермеров об их правах;

- повышение осведомленности представителей местной власти о новых законах и правилах по вопросам земельных ресурсов;

- урегулирование споров путем медиации и представления интересов фермеров в судах.

Для предоставления доступа к информации фермерам, не охваченным упомянутой сетью, проектом предусматривается издание газеты и статей о фермерах, защищающих свои права, а также подготовка серии программ на радио и телевидении, освещающих новости, связанные с земельными вопросами.

В феврале 2014 г. нижняя палата парламента страны приняла поправки к Закону Республики Таджикистан «Об ипотеке», согласно которым владельцы земли, имеющие право пользования землей с правом отчуждения, могут оставлять ее в залог в банке и получать взамен кредиты.

Намерение передать землю дехканам у правительства появилось в 2007 г. Однако для начала нужно было разобраться с долгами, которые появились у дехканских хозяйств перед фьючерскими фирмами.

Согласно аудиторской проверке, независимой британской аудиторской компании Ernst and Young, выяснилось, что большая их часть возникла перед компаниями, принадлежащими высокопоставленным чиновникам, курирующим аграрную отрасль. Это в свою очередь бросило тень на щедрость правительства, которое тогда говорило, что рассчитается за дехкан, но многие видели в этом сокрытие деяний чиновников, которые перекладывали вверенные им деньги из государственного кармана в «собственный»...

Полагаем, что данный проект поможет фермерам стать конкурентоспособными на местном и международном рынках. Проект также направлен на снижение уровня бедности в Таджикистане.

С 1993 г. через свои проекты USAID предоставил около 300 миллионов долларов США на развитие экономики, системы здравоохранения, образования и демократических реформ в Таджикистане.

Первые итоги земельной реформы в Таджикистане нуждаются в серьезном пересмотре, так как усугубилось социальное разделение крестьян, считают эксперты. Земли сдаются в аренду на срок до 99 лет всем фермерам, но из-за коррупции самые влиятельные дехкане со связями получили больше земель. В малоземельных странах наделы на одно фермерское хозяйство должны иметь предельные границы, чтобы не возрождать латифундию, или крупное землевладение, чего не было соблюдено в Таджикистане.

20 февраля 2014 г. в городе Худжанде на севере Таджикистана состоялась двухдневная региональная конференция Центров правовой поддержки (ЦПП), проводимая при поддержке Министерства международного развития Великобритании и Chemonics International, на которой обсуждались результаты земельной реформы в Таджикистане. Одним из поводов для такого обсуждения стали многочисленные обращения в третейские суды сельских жителей, выражающих недовольство земельными конфликтами, возникшими в ходе реорганизации колхозов в фермерские хозяйства.

Кроме этого, необходимо пересмотреть промежуточные итоги реформы, поскольку большинство людей, получивших в ходе реформы землю, не имеют отношения к сельскому хозяйству. С тем, что реформа проходит не гладко, согласен и главный специалист Агентства по землеустройству, геодезии и картографии при правительстве Таджикистана Латиф Исмоилов. Но он считает, что эти ошибки своевременно устраняются.

Заключение

Важный обобщающий вывод из анализа развития аграрных отношений последовательно рыночной ориентации сводится к тому, что при всей очевидности и настоятельной необходимости осуществления радикальной земельной и агропромышленной реформы в целом дальнейший ход ее должен быть переориентирован на эволюционный путь преобразований. Есть мировой опыт проведения таких реформ, общие основополагающие принципы перехода на рыночную систему экономических отношений. Эти принципы, бесспорно, должны быть использованы в стратегии, да и в тактике реформирования. Но есть и специфика Таджикистана с его историческими традициями, экономическими, социальными, региональными и другими особенностями, которые необходимо всесторонне учитывать в процессе осуществления аграрной реформы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная стратегия развития Таджикистана до 2015 г. и стратегия снижения бедности на 2006-2015 гг. - Душанбе, 2005. - 115 с.

2. Абдугаффаров, А. А. Собственность, предпринимательство и проблемы перехода экономики Республики Таджикистан к рыночному хозяйству / А. А. Абдугаффаров. - Худжанд, 1997. - С. 165.

3. Аверкиев, А. И. Методические основы развития и использования технического потенциала сельскохозяйственного производства / А. И. Аверкиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - №1. -С. 17-21.

4. Боев, В. Проблемы развития реформы в АПК / В. Боев // Экономист. - 1993. - №1. - С. 11-19.

5. Вахидов, В. В. Хлопководство прошлое, настоящее и будущее / В. В. Вахидов, Х. Гафуров Х. У. Умаров // Экономика Таджикистана: Стратегия развития. - 2013. - №1. - С. 41-66.

6. Гулов, И. М. Формирование конкурентоспособного АПК в структуре национальной экономики Таджикистана / И. М. Гулов. - М.: ООО НИПКЦ Восход-А. - 2009. - 300 с.

7. Ильина, З. М. Конкурентоспособность продукции и продовольственная безопасность. Теоретические и практические аспекты / З. М. Ильина, Н. Н. Батова. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 120 с.

8. Priskin, J. Assessment of natural resources for nature-based tourism: the case of the Central Coast Region of Western Australia / J. Priskin // Tourism Management. 2001. - Vol. 22, Issue 6. - P. 637-648.

УДК 339.13:637.5

А. В. ГРИБОВ

РОЛЬ И МЕСТО ГОВЯДИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ

(Поступила в редакцию 15.01.2015)

В данной статье проанализировано фактическое и ра- The article analyzes real and rational consumption of meat

циональное потребление в республике мяса и мясопродук- and meat products in the republic. We have compared different

тов. Проведено сравнение различных видов мяса по потре- kinds of meat according to consumer qualities, generalized the-

бительским свойствам, при обобщении теоретического oretical material and specified the notion 'meat market', exam-

материала конкретизировано понятие «рынок мяса», рас- ined the state of export and import of beef in the Republic of

смотрено состояние экспорта и импорта говядины в Рес- Belarus at present. публике Беларусь на современном этапе.

Введение

Рост общественных потребностей, прогресс производительных сил, углубление общественного разделения труда обусловили формирование особой народно-хозяйственной системы - продовольственного комплекса, т. е. группы взаимосвязанных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих население продовольствием. Наибольший удельный вес затрат на производство продовольствия приходится на долю мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, муки, круп, макаронных и кондитерских изделий.

Главная задача мясного подкомплекса - удовлетворение потребности внутреннего продовольственного рынка в мясе и мясопродуктах и увеличение экспорта конкурентоспособной мясной продукции на внешний рынок.

Рынок мяса представляет собой совокупность нескольких рынков, различные виды мяса являются товарами-субститутами и это определяет конкуренцию между их производителями, а также взаимозависимость тенденций, характеризующих состояние отдельных рынков. Например, после вспышек эпидемии «свиного гриппа» в 2009 г. на мировом рынке отмечалось падение спроса на свинину, что отрицательно повлияло на производство и торговлю указанным видом мяса. Сокращение предложения свинины непосредственным образом отразилось на увеличении объемов торговли мясом птицы и КРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.