Научная статья на тему 'Ферганская долина: проблемы обеспечения экономической стабильности'

Ферганская долина: проблемы обеспечения экономической стабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5052
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА / УЗБЕКИСТАНА / КЫРГЫЗСТАНА / ТАДЖИКИСТАН / ФЕРГАНА / ПРОБЛЕМЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данков Артем

Центральная Азия, расположенная "в сердце" огромного евразийского континента, на стыке четырех крупнейших цивилизаций (российской, китайской, индийской и исламской), по праву считается регионом с богатой историей, насыщенной трудностями и конфликтами. А Ферганская долина — территория, на которой все проблемы ЦА (государственные границы между ее республиками, бедность, дефицит плодородных земель и водных ресурсов, безработица, межэтнические противоречия и т.д.) представлены в концентрированном виде и сплетены в клубок противоречий. Поэтому анализ основных, в первую очередь экономических, проблем долины весьма важен для понимания общей обстановки в Центральной Азии и вокруг нее. Эта долина — межгорная впадина в предгорьях Тянь-Шаня протяженностью до 300 км с запада на восток и до 170 км с севера на юг — один из главных сельскохозяйственных районов ЦА. С внешним миром долину связывают лишь четыре автомобильные дороги (Фергана — Ташкент, Фергана — Худжанд, Ош — Бишкек и Ош — Хорог) и одна железная (Фергана — Худжанд). В советское время в регионе, в том числе в Ферганской долине, национально-государственное размежевание было проведено на основе произвольного представления об этнических границах. Долину, всегда представлявшую собой единую территорию, рассекли административные границы Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, а после распада СССР они обрели статус государственных рубежей, что вызвало многочисленные проблемы. Границы прервали исторически сложившиеся экономические, культурные и политические связи. Одна равнинная часть долины входит в Узбекистан и составляет его Андижанскую, Наманганскую и Ферганскую области. Вторая, восточная часть равнины, а также окружающие долину с севера, востока и юга горы и предгорья принадлежат Кыргызстану и относятся к Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областям. Западная часть долины — территория Согдийской (бывшей Ленинабадской) области Таджикистана. Все эти части долины имеют большое значение для своих государств, так как играют важную роль в их социально-экономической жизни. В Андижанской, Наманганской и Ферганской областях, занимающих 4,3% территории Узбекистана, проживает 27,2% его населения. В Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областях (40,4% территории) — 51,9% населения Кыргызстана, в Согдийской области (17,6% территории) — 29,9% населения Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ферганская долина: проблемы обеспечения экономической стабильности»

№ 2(50), 2007 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Г" X

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

ФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА: ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Артем ДАНКОВ

сотрудник кафедры мировой политики исторического факультета Томского государственного университета, член группы по проблемам международной безопасности и конфликтов Молодежного отделения Российской ассоциации политической науки (Томск, Россия)

Центральная Азия, расположенная «в сердце» огромного евразийского континента, на стыке четырех крупнейших цивилизаций (российской, китайской, индийской и исламской), по праву считается регионом с богатой историей, насыщенной трудностями и конфликтами. А Ферганская долина — территория, на которой все проблемы ЦА (государственные границы между ее республиками, бедность, дефицит плодородных земель и водных ресурсов, безработица, межэтнические противоречия и т.д.) представлены в концентрированном виде и сплетены в клубок противоречий. Поэтому анализ основных, в первую очередь экономических, проблем долины весьма важен для понимания общей обстановки в Центральной Азии и вокруг нее.

Эта долина — межгорная впадина в предгорьях Тянь-Шаня протяженностью до 300 км с запада на восток и до 170 км с севера на юг — один из главных сельскохозяйственных районов ЦА. С внешним миром долину связывают лишь четыре автомобильные дороги (Фергана — Ташкент, Фергана — Худжанд, Ош — Бишкек и Ош — Хорог) и одна железная (Фергана — Худжанд).

В советское время в регионе, в том числе в Ферганской долине, национально-государственное размежевание было проведено на основе произвольного представления об этнических границах. Долину, всегда представлявшую собой единую территорию, рас-

секли административные границы Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, а после распада СССР они обрели статус государственных рубежей, что вызвало многочисленные проблемы. Границы прервали исторически сложившиеся экономические, культурные и политические связи. Одна равнинная часть долины входит в Узбекистан и составляет его Андижанскую, Наманганскую и Ферганскую области. Вторая, восточная часть равнины, а также окружающие долину с севера, востока и юга горы и предгорья принадлежат Кыргызстану и относятся к Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областям. Западная часть долины — территория Согдийской (бывшей Ленинабадской) области Таджикистана.

Все эти части долины имеют большое значение для своих государств, так как играют важную роль в их социально-экономической жизни. В Андижанской, Наманганской и Ферганской областях, занимающих 4,3% территории Узбекистана, проживает 27,2% его населения. В Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областях (40,4% территории) — 51,9% населения Кыргызстана, в Согдийской области (17,6% территории) — 29,9% населения Т аджикистана1.

Таблица 1

Основные демографические показатели

Страна Область Численность населения (млн чел.) Доля сельского населения (%) Доля Доля городского населения (%)

Кыргызстан* Ошская 1,05 76,8 23,2

Джалал- Абадская 0,97 76,9 23,1

Баткенская 0,42 80,8 19,2

Таджикистан** Согдийская 2,03 74,2 25,8

Узбекистан*** Ферганская 2,75 71,0 29,0

Андижанская 2,30 70,1 29,9

Наманганская 2,05 62,3 37,7

П р и м е ч а н и я:

* показатели численности населения даны на 1 мая 2006 года, сельского и городского — на конец 1999-го.

** показатели численности населения даны на 1 января 2005 года, сельского и городского — на конец 2001-го.

*** показатели численности населения даны на 1 января 2003 года, сельского и городского — на конец 2003-го.

Л

И с т о ч н и к: Материалы Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан [www.stat.uz], Национального статистического комитета Республики Кыргызстан [ww.stat.kg] и Государственного комитета статистики Республики Таджикистан [www.stat.tj].

1 Рассчитано автором по данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан [www.stat.uz], Национального статистического комитета Республики Кыргызстан [www.stat.kg] и Государственного комитета статистики Республики Таджикистан [www.stat.tj].

В регионе сложилась интересная геополитическая ситуация. Узбекистан контролирует равнину и большую часть населения, Кыргызстан — нагорье и основные источники водных ресурсов, Т аджикистан — единственную железную дорогу, связывающую долину с внешним миром. Дополнительные осложнения в межгосударственные отношения в регионе привносят анклавы: узбекские (Сох, Шахимардан) на территории Кыргызстана, таджикские на территории Узбекистана (Сарвак) и Кыргызстана (Ворух).

Для стран ЦА характерен очень высокий прирост численности населения, прежде всего в сельских районах. Ферганская долина является преимущественно аграрным регионом (60—80% населения), поэтому для нее также характерен высокий естественный прирост количества жителей.

Всего же сегодня в Ферганской долине, составляющей 1% территории региона, проживает около 12 млн чел., то есть свыше 20% его населения (см. табл. 1). Средняя плотность населения в целом приближается к 100 чел./кв. км, а в равнинной части долины составляет более 350 чел./кв. км (в Андижанской области превышает 500 чел./кв. км)2. Отчетливо просматривается аграрная перенаселенность, когда в наиболее плодородных районах на 1 чел. приходится лишь 0,6 га земли3. При этом следует учитывать продолжающийся быстрый рост численности населения. Преобладание молодежи и детей в его структуре (каждый второй житель долины моложе 18 лет) обеспечивает сохранение высокой рождаемости и в перспективе. По экспертным оценкам, в 2010 году население Ферганской долины достигнет 14—15 млн чел4.

Таким образом, ситуация в долине — классический пример социальной напряженности в условиях перенаселенности, дефицита земель и переизбытка трудовых ресурсов, в первую очередь в сельском хозяйстве. Эти проблемы усугубляются сложной этнической ситуацией в регионе, где, несмотря на абсолютное численное доминирование узбеков, сталкиваются интересы представителей нескольких этносов (узбеков, кыргызов, таджиков и т.д.). Все это происходит на фоне высокой активности подпольных исламистских групп, как действующих на свой страх и риск, так и связанных с радикальными зарубежными исламскими организациями (например, «Хизб ут-Тахрир»).

Конфликтный потенциал Ферганской долины начал реализовываться еще в последние годы существования Советского Союза. Открытую форму это приобрело в конфликте между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане, в столкновениях таджиков и кыргызов на границе двух республик в 1989 году, в Ошской трагедии (1990 г.) и волнениях в Намангане в 1991-м.

Экономическую ситуацию в регионе характеризуют острый дефицит ресурсов (земли, воды), неэффективность экономических реформ, слабое развитие малого и среднего предпринимательства, неблагоприятный инвестиционный климат, развал локального рынка из-за изоляционистских мер правительств и ужесточения пограничных режимов. Высок удельный вес теневой экономики, широко распространена коррупция, снижаются показатели удельного веса ВРП областей, расположенных в долине, в ВВП своих государств. Например, если в 1991 году вклад Согдийской области в производство валовой промышленной продукции Таджикистана был равен 20,8%, то к 2000-му он упал до 15,1%5. За последние годы эта тенденция становится заметна и в Узбекистане (см. табл. 2).

2 Рассчитано автором по данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан [www.stat.uz], Национального статистического комитета Республики Кыргызстан [www.stat.kg] и Государственного комитета статистики Республики Таджикистан [www.stat.tj].

3 См.: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Узбекистан. Ташкент, 1999. С. 48.

4 См.: Олимова С., Олимов М. Влияние антитеррористической кампании в Афганистане на соседние страны Центральной Азии [http://www.eawarn.ru/pub/AnnualReport/AnnualReportWebHome2001/2001anrep 05.htm], 17 января 2007.

5 См.: Данные Государственного комитета статистики Республики Таджикистан [www.stat.tj] .

Таблица 2

Удельный вес ВРП областей Ферганской долины в ВВП республики Узбекистан (%)

Г Область 2001 2002 I 2003 ^

Ферганская 9,4 9,2 8,5

Андижанская 8,4 7,5 6,9

Наманганская 5,0 4,7 4,3

Г Л И с т о ч н и к: Регионы Узбекистана в 2003 году. Ташкент, 2004, . расчеты автора. ,

Несмотря на различия между государствами в выборе моделей экономических и политических реформ, а также их темпов, во всех трех частях долины власти сталкиваются с рядом угроз региональной безопасности: бедностью, безработицей, неэффективностью аграрного сектора экономики, диспропорциями регионального развития, сворачиванием приграничного сотрудничества, экологическими проблемами, ростом социальной напряженности, обострением межнациональных противоречий, активизацией деятельности радикальных исламистских организаций, криминализацией общества, увеличением объемов наркотрафика.

Экологические проблемы во многом обусловлены тем, что в связи с дефицитом финансовых средств политика правительств стран Центральной Азии в сельском хозяйстве ныне нацелена на сокращение субсидий, необходимых для содержания ирригационных сооружений. Рост социальной напряженности, обострение межнациональных противоречий и активизация деятельности радикальных исламистских организаций в значительной степени вызваны экономическими причинами, так как высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни основной массы населения приводят к возникновению замкнутых молодежных групп безработных, лишенных доступа к ресурсам, образованию, здравоохранению, а также возможностей изменить свою жизнь к лучшему. Именно в этой среде активизируются экстремистские группы и радикальные исламистские организации. Общая криминализация общества (рост преступности, увеличение объемов контрабанды и наркотрафика, коррупция) также связана с проблемами экономики региона. Отсутствие официальных источников заработка способствует тому, что жители Ферганской долины вынуждены искать нелегальные источники дохода. Несовершенство законодательства, в первую очередь в экономической сфере, создает благоприятную почву для коррупции.

Поэтому можно сказать, что главными угрозами безопасности в регионе являются экономические факторы: бедность, безработица, неэффективность аграрного сектора экономики, сворачивание приграничного сотрудничества, которые и лежат в основе негативных процессов, ныне характерных для Ферганской долины.

Бедность и безработица. Южный Кыргызстан и ферганские области Узбекистана — наиболее бедные районы в своих странах. В советский период область, ныне именуемая Согдийской, была самой богатой частью Таджикистана, однако в последние годы уровень жизни в области падает более высокими темпами, чем в целом по стране. Согласно исследованиям Всемирного банка и Государственного комитета статистики Республики Таджикистан, в 2003 году 64% жителей области находились за чертой бедности (что со-

ставляет 32% беднейших людей страны)6, а в 2001-м был отмечен наихудший показатель хронически недоедающих детей в возрасте до пяти лет (более 33%)7.

В 2004 году среднемесячная заработная плата в кыргызской части долины составляла 15 долл., в узбекской — 11—12 долл., в Согдийской области Таджикистана — 20 долл. (одна из самых низких в стране, ниже зарплата только в Хатлонской области — 19 долл.)8.

В целом ситуацию с бедностью в Ферганской долине прекрасно иллюстрируют результаты исследований, проведенных экспертами Института европейского университета/ Университета Эссекса и Всемирного банка в 1995 и 2003 годах (см. табл. 3).

Таблица 3

Уровень бедности в Ферганской долине

Ферганская

долина

Г

Уровень бедности (% местного населения)

1995 I 2003 I 1995 I 2003

Доля бедных (% всех бедных)

28

11

25 47

1995 I 2003

12

88

П р и м е ч а н и е: * Нет данных.

И с т о ч н и к: расчеты сотрудников Института европейского университета/ Университета Эссекса и Всемирного банка.

у)

Эти показатели свидетельствуют, что, несмотря на усилия, предпринимаемые властями и международным сообществом, бедность в сельских районах долины не только не сокращается, но и достигла поистине катастрофического уровня, то есть практически каждый второй житель является бедняком. Именно в сельской местности сейчас проживают 9 из 10 человек, оказавшихся за чертой бедности. Однако главное то, что низкими остаются не только доходы, но и (что гораздо хуже) уровень возможностей. Жители долины лишены доступа к ресурсам, образованию, здравоохранению, полноценному питанию. Нищета разрушает человеческий капитал, приводит к насилию, стимулирует нестабильность, ухудшает социальные и межнациональные отношения.

Одна из наиболее важных проблем, характеризующих ситуацию в социальной сфере всех трех частей долины, — безработица. Она вызвана резким снижением занятости в государственных структурах и медленным развитием частного сектора, остановкой производств, углублением диспропорций между увеличивающейся численностью рабочей силы и потребностью в ней. Так, 27% населения таджикской части долины старше 18 лет — безработные9. Несколько ниже уровень безработицы в кыргызс-

6 См.: Данные Государственного комитета статистики Республики Таджикистан [www.stat.tj] .

7 См.: Стратегия на 2002—2006 гг. и Индикативная программа ТАСИС на 2002—2004 гг. для стран Центральной Азии, 2002. С. 10 [ftp.pca-eu.kg/doc/idea/rus/strategy.doc], 11 января 2007.

8 См.: Самая высокая зарплата в Таджикистане у работников сферы связи [http://news.mail.ru/ news.html?940626], 11 января 2007.

9 См.: Лунев С. Ферганская долина как одна из моделей регионального развития // Центральная Азия, 1997, № 9 [http://www.ca-c.org/journal/09-1997/st_04_lunev.shtml], 22 января 2007.

кой и узбекской частях долины. Наиболее остра эта проблема среди женщин и молодежи. Например, согласно официальной статистике, на 1 марта 2006 года в Согдийской области женщины составляли 60,0% всех безработных, а молодежь в возрасте 15—29 лет — 57,9%10.

Точные данные о численности безработных неизвестны, так как официальная статистика занижает эти показатели. Однако можно говорить, что в долине, особенно в ее узбекской части, данную проблему пытаются разрешить в основном лишь с помощью избыточного резервирования неквалифицированной рабочей силы, в первую очередь в сельском хозяйстве, путем предоставления вынужденных отпусков, сокращения рабочего времени, внедрения системы надомного труда. Таким образом, складывается ситуация, когда человек формально не считается безработным, но фактически постоянной работы не имеет.

При сложившихся тенденциях относительно рабочей силы, ее общей численности и половозрастной структуры в ближайшей перспективе в этой сфере не произойдет существенных изменений. Темпы пополнения рабочей силы за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, также останутся высокими. Поэтому перед властями областей, расположенных в Ферганской долине, стоит сложная задача — с максимальной эффективностью использовать не только потенциал молодых людей, но и потенциал тех, кто в ближайшие годы пополнит ряды трудовых ресурсов. Главным фактором, смягчающим противоречия между спросом и предложением рабочей силы в сельском хозяйстве, на данный момент является возделывание хлопчатника, так как оно требует затрат труда на порядок выше, чем фруктовых, овощных и зерновых культур.

Однако из-за неразвитости производственной и социальной инфраструктуры, а также сферы приложения труда вне аграрного сектора сельское хозяйство Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана перенасыщено рабочей силой и ежегодно пополняется выпускниками сельских школ. По официальным данным, этот «резерв» только в Узбекистане составляет 500—530 тыс. чел., из них 29% приходится на Ферганскую долину11. К тому же, по оценкам экспертов, эти показатели занижены в 3—3,5 раза.

В сложившихся условиях ощущается острая потребность в рабочих местах, не связанных с сельским хозяйством, в первую очередь в трудоемких отраслях (например, в текстильной промышленности), в создании мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья, с последующим предложением готовой продукции на внутренний и внешний рынок.

Реформирование аграрного сектора экономики. В экономике Ферганской долины ведущую роль играет сельское хозяйство. Оно дает 30—40% ВРП, в нем занято до 50% трудоспособного населения, заметную роль играет торговля и сфера услуг (20—30% ВРП), значение добывающей и обрабатывающей промышленности намного ниже (16— 19% ВРП)12. Согласно прогнозным расчетам, и в перспективе аграрный сектор сохранит свою ведущую роль в экономике региона. Поэтому особого внимания заслуживают меры, принимаемые властями для реформирования и повышения эффективности сельского хозяйства.

Аграрная реформа в разных частях долины идет разными темпами. В Узбекистане и Таджикистане сохранена государственная собственность на землю, в Кыргызстане ее

10 См.: В Согдийской области зарегистрировано 14 тыс. безработных / Информационное агентство АKИpress, 27 апреля 2006.

11 См.: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Узбекистан. С. 48.

12 Рассчитано автором по данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан [www.stat.uz], Национального статистического комитета Республики Кыргызстан [www.stat.kg] и Государственного комитета статистики Республики Таджикистан [www.stat.tj].

передали в частные руки, и в настоящий момент около 90% всех хозяйств, расположенных на этой территории, приватизированы13. Однако, несмотря на отмеченные различия, везде сельскохозяйственные производители сталкиваются с многочисленными проблемами.

Статья 16 Земельного кодекса Узбекистана гласит «Земля является государственной собственностью...»14. Первоначально правительство сделало упор на поддержку развития крупных сельскохозяйственных кооперативов (ширкатов). Однако в настоящее время в республике, в том числе в ее части Ферганской долины, реализуется программа по преобразованию ширкатов в личные фермерские хозяйства. Сменив колхозы и совхозы советской эпохи, эти структуры должны были воплотить в жизнь элементы рыночных отношений, однако также оказались нежизнеспособными, несмотря на экономию от укрупнения. По закону ширкат — кооперативное предприятие, члены которого управляют его деятельностью через свои паи (своего рода акции)15. Однако ширка-ты лишь поменяли название формы собственности, а суть ее осталась прежней. Отношения между председателями ширкатов и руководителями районов не изменились. Нереальные планы по сдаче государству сельхозпродукции и устаревшая техническая база привели к тому, что в областях долины уже несколько лет подряд не выполняют обязательства по сдаче хлопка и зерна государству. (Исключением стал 2005 г., когда рекордный урожай и мобилизационные меры — на уборку отправляли не только сотрудников предприятий, студентов и учащихся старших классов, но и учеников младших классов, а также должников по квартплате — позволили выполнить план по хлопку.) Члены ширкатов, не выполняющие план, не получают зарплату, однако ширкат не может выйти из государственной системы хозяйствования и самостоятельно распоряжаться своей продукцией.

Преобразование ширкатов в частные фермерские хозяйства призвано расширить полномочия участников по их управлению. Однако в стране до сих пор действует система государственного заказа на основные сельхозкультуры: хлопок и зерно. Эта система не позволяет крестьянам (независимо от формы собственности, будь то сельскохозяйственный кооператив или фермерское хозяйство) распоряжаться выращенной продукцией. Сельские труженики обязаны сдавать продукцию монопольному государственному заготовительному предприятию по ценам, намного ниже рыночных.

И все же практика показала, что рентабельность фермерских хозяйств значительно выше, чем в ширкатах. С 1999 года, когда фермы лишь возникли как форма хозяйствования, они стали важной частью аграрного сектора экономики, обеспечив в 2004 году производство 51,6% хлопка и 46,9% зерновых, а в 2005-м и того больше — 66,3% и 56,4% соответственно16.

По идее, фермерские хозяйства — полностью самостоятельные частные предприятия, но они обязаны выполнять госзаказ. Фермеров заставляют выполнять план, а ответственность за невыполнение плана у фермеров даже намного выше, чем у председателей ширкатов. В худшем случае председателя ширката, не выполнившего план, уволят, фер-

13 См.: Данные Программы поддержки ассоциаций водопользователей в Кыргызстане, Таджикистане

и Узбекистане (совместный проект Агентства международного развития Соединенных Штатов (ЮСАИД), «Винрок интернэшнл», Академии развития через образование и Государственного университета Нью-Мексико) [http://www.wuasp.uz/mdex.php?module=ContentExpress&file=mdex&func=display&ceid=l2&meid=22],

11 января 2007.

14 См.: Земельный кодекс Республики Узбекистан [http://lawlib.freenet.uz/laws/uzbek/zemluz/4.html],

11 января 2007.

15 См.: Ст. 1 закона Республики Узбекистан «О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)» [http:// zakonuz.narod.ru/z89.htm], 11 января 2007.

16 По данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан [http://www.stat.uz/ STAT/index.php?%ru%&article=65], 11 января 2007.

мера же лишат права на аренду земли. Зачастую фермеров наказывают и тогда, когда они не выполняют план по не зависящим от них причинам, например в связи с неблагоприятными погодными условиями, если государство своевременно не обеспечило семенами, удобрениями, водой для полива. Последний фактор особенно важен для фермеров Ферганской долины, так как там из-за плохого состояния ирригационной системы постоянно возникают перебои с обеспечением водой поливных земель. По закону в первые два года фермеров освобождают от налога на землю, однако они должны погасить задолженность бывших ширкатов. Кроме того, в течение 10 лет они вынуждены выполнять план бывшего ширката по хлопку и зерну, исходя из норм, в свое время установленных ширкатам. Противоречия в законодательстве еще больше осложняют ситуацию. Так, в законе о фермерстве зафиксировано: «Фермерское хозяйство самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производств.»17. Однако эта норма тут же нарушается постановлением правительства, в котором прописан порядок реорганизации сельскохозяйственных предприятий в фермерские хозяйства: фермер не имеет права поменять выращиваемую культуру, допускать снижения урожайности и т.п.18 Нарушение этих установок считается грубым нарушением договора об аренде, и его следствием может быть утрата права на аренду земли.

На периферии крупных сельхозпроизводителей (ширкатов и фермерских хозяйств) действует еще одна форма сельского предпринимательства — дехканские хозяйства. Как правило, такое хозяйство — одна семья, обрабатывающая небольшой участок земли (до двух га)19. И все же дехканские хозяйства значительно опережают ширкаты по результатам своего труда. В 2004 году они обеспечили производство 89,7% картофеля, 77,3% других овощей и 61,4% бахчевых культур, в 2005-м эти показатели выросли до 92, 4%, 77,7% и 61,6% соответственно20.

По сходному сценарию развивается ситуация и в Таджикистане. Согласно статье 2 Земельного кодекса страны «земля в Республике Таджикистан является исключительной собственностью государства»21. Однако с 1997 года в Таджикистане активно расформировывают колхозы и делят земли. Правда, законодательство предусматривает передачу земли бывших колхозов и совхозов дехканам в пользование и создание дехканских (фермерских) хозяйств22. К 2003 году таковых было уже около половины от общего количества хозяйств, что, однако, не изменило сути экономических отношений в аграрном секторе. Земельная реформа идет очень медленно, почти все бывшие совхозы и колхозы изменили только свое название и печать, что противоречит регулируемым законодательством общественным отношениям в агропромышленном секторе. Дехкане по-прежнему работают по бригадному методу, никто из них не знает, где расположена его доля земли, а председатели дехканских хозяйств также сдают отчет в местные органы власти.

17 Ст. 22 закона Республики Узбекистан о фермерском хозяйстве [http://www.wuasp.uz/modules. php?name=UpDownload&req=getit&lid=l5G], 21 января 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 См.: Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан о мерах по реорганизации сельскохозяйственных предприятий в фермерские хозяйства (05.01.2002 г., № 8) [http://www.wuasp.uz/modules. php?name=UpDownload&req=getit&lid=l56], 21 января 2007.

19 См.: закон Республики Узбекистан о дехканском хозяйстве (№ 837-XII) [http://www.wuasp.uz/modules. php?name=UpDownload&req=getit&lid=l49], 21 января 2007.

20 По данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан [http://www.stat.uz/ STAT/index.php?%ru%&article=65], 21 января 2007.

21 Земельный кодекс Республики Таджикистан [http://www.kishovarz.tj/documents/ru/qonunho/ zemelniy.doc], 21 января 2007.

22 См.: Там же; закон Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве» [http:// zakon.tj/index.cgi?lid=3629], 21 января 2007; постановление правительства Республики Таджикистан «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций на период 2002—2005 гг.» [http://zakon.tj/ index.cgi?lid=3769], 21 января 2007.

Выделение земли сопровождается взятками и другими дополнительными выплатами. Дехкане не знакомы с законами, регулирующими ход реформы. Поэтому в отношении земель бывшие председатели колхозов и совхозов злоупотребляют своими властными полномочиями: распределяют землю по своему усмотрению или вообще не хотят распределять ее. Почти во всех регионах республики выявлены факты регламентирования отношений в этой сфере договорами аренды, что противоречит действующим законам и нарушает право граждан на землю.

В результате различных манипуляций с землей лишь небольшая часть дехкан становится держателями земли, около трети — арендаторами, а остальные вообще лишаются доступа к ней, сохраняя только приусадебные участки. Порой при распределении земли дехканам бывшие руководители колхозов и совхозов устанавливают определенные ставки (в деньгах или берут имуществом). Например, в хозяйстве «Бободархон» (Аштский район Согдийской области), чтобы получить свою долю земли, дехканин должен был сдать по два барана за каждый гектар. При разделе колхозов и совхозов основные фонды переходят в руки крупных держателей земли, а председатели хукума-тов районов пытаются объединить дехканские хозяйства. В погоне за планами они заставляют больше сеять хлопок (в ущерб другим культурам), сами определяют, с каким инвестором заключать договора, на каком заводе обрабатывать сырье, в результате чего дехкане залезают в долги и разоряются, то есть значительно увеличивается количество безземельных крестьян и ухудшается положение мелких крестьянских хозяйств. Это вызывает масштабную миграцию сельских жителей в города и поддерживает высокий уровень внешней трудовой миграции.

В отличие от соседних республик в Кыргызстане проведена радикальная аграрная реформа. Законодательство страны предусматривает различные формы собственности на землю, в том числе частную (ст. 4 Земельного кодекса)23. Однако и здесь крестьяне сталкиваются с многочисленными проблемами.

Раздробленность земельных участков, техники и прочего сельхозинвентаря, попавшего в многочисленные фермерские хозяйства, созданные в ходе аграрно-земельной реформы, не позволяют внедрять научно обоснованные севообороты, накапливать необходимые средства на закупку и использование современной техники. Возникают проблемы и в реализации произведенной продукции.

Более 85% сельхозтехники используется свыше 15—20 лет, то есть в 2—3 раза больше нормативных сроков, и подлежит списанию24. Высокие цены на горюче-смазочные материалы, запчасти, минеральные удобрения, ядохимикаты, технические и сервисные услуги делают производство сельхозпродукции нерентабельным. Многие фермеры сетуют на дефицит собственных финансовых ресурсов и кредитов, а также на несоответствие последних (по срокам и по процентным ставкам), выдаваемых по линии кредитных учреждений.

Дороговизна электроэнергии, потребляемой для насосных станций, обеспечивающих поливную воду для сельхозкультур, засоренность значительной части внутри- и межхозяйственных каналов делают поливные и условно-поливные земли малопродуктивными.

Проблемы приграничного сотрудничества. Из-за различий в направлениях и темпах экономических реформ цены на ряд товаров, в том числе на сельхозсырье (в первую очередь на хлопок) в узбекской части долины значительно ниже, чем в кыргызской и (не-

23 См.: Земельный кодекс Республики Кыргызстан [http://lawlib.freenet.uz/laws/kyrgyz/zemkg/1.html], 27 января 2007.

24 См.: Сельское хозяйство Ошской области. Аналитический отчет [http://www.osh.gov.kg/agr/agr.htm],

27 января 2007.

сколько меньше) в таджикской частях. Это является важной предпосылкой для контрабандной торговли. Многие крестьяне, живущие в приграничных районах, предпочитают рисковать и вывозят хлопок в соседний Кыргызстан, даже Казахстан, на что власти Узбекистана реагируют весьма жестко. Однако борьба с экономическим интересом силовыми методами заранее обречена на провал. Яркий тому пример — ситуация с торговлей на базаре в Кара-Суу, городке, расположенном в Кыргызстане, в 20 километрах от города Ош и у границы с Узбекистаном. Цены здесь низкие, поскольку товары в основном доставляют из Китая (из Урумчи и Кашгара) через горные перевалы. Когда Ташкент волевым решением ограничил торговлю на базарах страны (в 2002 г.), твердая валюта хлынула из Узбекистана на рынок Кара-Суу. Вместо того чтобы ослабить торговые ограничения и оживить бизнес на своей территории, правительство республики использовало иные меры: в декабре того же года был разобран мост, соединяющий Кара-Суу с Ильичевском, расположенном на узбекском берегу, что одним ударом положило конец всей легальной трансграничной торговле. Но сама торговля не прекратилась, только перешла под контроль организованных преступных группировок. Кстати, Ильичевск стал (наряду с Андижаном) одним из центров массовых волнений в Узбекистане в мае 2005 года.

Угроза со стороны исламских экстремистов заставляет Узбекистан постоянно ужесточать пограничный, таможенный и миграционный режимы, что весьма негативно сказывается на интересах жителей долины в целом. Инциденты на границах долины, связанные с гибелью людей, подорвавшихся на минах, установленных по указанию властей Узбекистана на границе с Таджикистаном и Кыргызстаном, а также обстрелы узбекскими пограничниками мирных граждан сопредельных государств вызывают волну возмущения общественности. (Минирование государственных рубежей с Таджикистаном Узбекистан начал в августе 2000 г. Главная цель — не допустить прорыва на свою территорию боевиков Исламского движения Узбекистана. По данным Комитета по охране госграницы при правительстве Таджикистана, за это время на противопехотных минах в районе таджикско-узбекской границы погибли 60 мирных граждан РТ и 70 были ранены25.)

Межгосударственные противоречия — причина многих бытовых проблем жителей Ферганской долины. Для них стали нормой трудности со снабжением водой и газом. Узбекистан периодически ограничивает подачу голубого топлива в приграничные районы Кыргызстана и Таджикистана, что мотивирует ростом их задолженности за уже поставленный газ. Так, в апреле 2006 года компания «Узбектрансгаз» ограничила его поставки в Согдийскую область, что вызвало острый топливный кризис в Худжанде и прилегающих к нему районах26. В ответ Таджикистан периодически создает сложности с транзитом товаров в узбекскую часть Ферганской долины. (От других районов Узбекистана она отделена Кураминским хребтом высотой до 3 768 м, а единственная железная дорога проходит через Согдийскую область.) Изношенность ирригационной системы ведет к росту дефицита воды для орошения, что, в свою очередь, влечет за собой периодические ограничения поставок воды из Кыргызстана для сельского хозяйства Узбекистана и бытовых нужд его жителей.

Изоляционистские меры, принимаемые всеми странами, а также несогласованность законодательства Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана сдерживают движение капитала, труда и товаров, разрушают традиционные трансграничные локальные рынки,

25 См.: Таксанов А. Разминирование — путь к миру и процветанию. Взгляд из Узбекистана // Вароруд,

22 сентября 2004, № 36 (124).

26 См.: В Худжанде ограничена подача газа горожанам до 1 часа в сутки / Информационное агентство АKИpress, 14 апреля 2006.

подрывают общий рынок труда, затрудняют развитие частного предпринимательства в рамках всего региона, тем самым усугубляя неравномерность социально-экономического развития, увеличивая бедность и нестабильность в долине. Большая часть товарооборота находится в тени, основной поток трудовой и торговой миграции стал нелегальным. Ферганская долина превратилась в зону действия теневого капитала, который стимулирует распространение коррупции. Чиновники всех частей долины быстро сращиваются с полукриминальными и криминальными структурами.

Учитывая все изложенное выше, можно говорить о необходимости принять срочные меры по улучшению социально-экономической ситуации в регионе, в том числе направленные на развитие аграрного сектора, привлечение иностранных инвестиций и формирование системы экспорта рабочей силы.

Развитие аграрного сектора. Для выхода из ситуации, сложившейся в этой сфере экономики Ферганской долины, необходимо принять следующие меры, учитывающие специфику процессов, происходящих в каждой республике.

1. Усовершенствовать законодательную базу всех республик, принять нормативные акты, направленные на экономическое стимулирование приоритетных отраслей сельского хозяйства.

2. Отменить НДС на сельхозпроизводство в целом, включая его техническое и сервисное обслуживание.

3. Создать государственные фонды поддержки сельхозкооперативов и фермерских хозяйств, где должны сосредоточиться финансовые средства для централизованной закупки новой техники, запчастей, минеральных удобрений, высокоурожайных сортов семян, ядохимикатов и т.д., предназначенные для стимулирования и поддержки этих структур на условиях возвратности средств, в денежном выражении, через определенный промежуток времени (лизинговая схема).

4. В Узбекистане и Таджикистане необходимо отменить нынешнюю систему обязательных госзакупок хлопка и зерна.

5. Для содействия формированию рыночных механизмов в аграрном секторе ввести систему открытых аукционов по закупке сельскохозяйственной продукции.

6. Во всех республиках снизить тарифы на электроэнергию для насосных станций и насосов, обеспечивающих доставку поливной и питьевой воды.

7. Развивать, в том числе при помощи иностранных инвесторов, предприятия по глубокой переработке сельскохозсырья.

8. Принять срочные комплексные меры по противодействию коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

Предложение некоторых экспертов об обязательном введении частной собственности на землю в Узбекистане и Таджикистане нецелесообразно, так как сама по себе частная собственность на землю не является панацеей от трудностей, связанных с развитием сельского хозяйства, что наглядно иллюстрирует пример Кыргызстана. Поэтому следует считать вполне приемлемой систему долгосрочной аренды земли (на 20—50 лет).

Иностранные инвестиции. Они — важный фактор развития экономики Ферганской долины. К приоритетным направлениям в этой сфере относятся развитие инфраструктуры (в первую очередь ирригационной системы), легкой и пищевой промышленности.

Дефицит финансовых средств для обеспечения должной эксплуатации и техобслуживания ирригационной инфраструктуры привел к существенному ухудшению иррига-

ционно-дренажной системы, снижению пропускной способности каналов, значительным потерям воды, засолению воды и почвы, снижению урожайности сельскохозяйственных культур. Программы привлечения иностранных инвестиций должны быть ориентированы на улучшение эксплуатации ирригационно-дренажной инфраструктуры, развитие технически апробированных приемов составления планов водопользования и улучшение техники орошения. Это будет способствовать повышению урожайности и эффективности сельскохозяйственного производства.

При огромном спросе на готовую продукцию значительную часть сырьевых ресурсов вывозят из долины без углубленной переработки (например, 85% хлопка-волокна, сотни тысяч тонн овощей и фруктов)27. И это при том, что для производственной инфраструктуры села характерны относительно стабильное состояние дорожно-транспортного и энергетического хозяйства, газоснабжения и наличие резервных мощностей строительных организаций. Для решения этой проблемы необходимо развивать легкую (в первую очередь текстильную) и пищевую (переработка овощей и фруктов, консервирование и т.д.) отрасли промышленности.

В сельском хозяйстве в перспективе, как и прежде, важное место будет занимать производство хлопка. Поэтому особое внимание необходимо обратить на развитие производств по глубокой переработке хлопка-сырца и хлопка-волокна, а также текстильной и швейной промышленности. Важным фактом, определяющим необходимость привлечения иностранных инвестиций именно в легкую промышленность региона, является то, что предприятия данной отрасли предусматривают использование большого количества трудовых ресурсов, благодаря чему можно создать новые рабочие места при относительно малых объемах инвестиций (что в первую очередь касается создания швейных производств). При высоком уровне безработицы, особенно среди женщин, это будет иметь огромное значение для снижения уровня социальной напряженности.

Кроме того, необходимо улучшить инвестиционный климат путем предоставления иностранным инвесторам налоговых и прочих льгот, ликвидации административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса.

Система экспорта рабочей силы. Как уже отмечалось выше, рынок труда в Ферганской долине находится под достаточно большим демографическим давлением. В этих условиях власти Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана объективно заинтересованы в расширении экспорта рабочей силы в другие страны. По оценкам, сделанным Институтом макроэкономических и социальных исследований совместно с Минтруда Республики Узбекистан, в настоящее время трудовой миграцией в Узбекистане охвачено не менее 600—700 тыс. чел.28 Что касается Таджикистана, то, по официальным данным, около 350 тыс. трудоспособного населения республики ныне находится за ее пределами (большая его часть — жители Согдийской области). Схожая ситуация отмечается и в Кыргызстане. Основной поток трудовых мигрантов, в основном молодежь в возрасте до 30 лет, преимущественно мужчины самого разного уровня образования, направляется в Россию.

Однако есть факторы, сдерживающие этот процесс. Например, в Узбекистане установлена государственная монополия на вывоз рабочей силы за границу, в связи с чем не используются возможности для расширения как потенциальных партнеров по трудовой миграции, так и квот на вывоз рабочей силы по контрактам, хотя потребность населения в этих услугах высока. Поэтому основная часть трудовых мигрантов выезжает из Ферганской долины нелегально и в опосредованных формах: через гостевые визы, туризм, челночным методом и т.д.

27 См.: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Узбекистан. С. 48.

28 См.: Максакова Л.П. Экспорт рабочей силы из Узбекистана // Трудовая миграция в СНГ, 2002, № 7.

Масштабы такой миграции определить трудно, так как она не проходит через какие-либо формы учета. Можно делать лишь косвенные оценки, но ясно, что фактические объемы зарегистрированной трудовой миграции — лишь небольшая часть основного потока.

Исходя из этого, местным властям необходимо разрабатывать государственные программы по экспорту рабочей силы, способствовать развитию частных посреднических организаций по трудоустройству своих граждан за границей, заключать соответствующие международные соглашения со странами-импортерами рабочей силы (в первую очередь с Россией).

Итак, трудовая миграция населения Ферганской долины экономически выгодна не только региону, но и самим ее участникам. С помощью трудовых мигрантов обеспечивается приток твердой валюты, в определенной мере уменьшается напряженность на рынке труда, особенно в наиболее густонаселенных регионах. Поэтому поддержка экспорта рабочей силы должна стать одним из наиболее важных направлений государственной политики в сфере занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.