Научная статья на тему 'Аграрная политика региона: проблемы и перспективы совершенствования'

Аграрная политика региона: проблемы и перспективы совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ЖИВОТНОВОДСТВО / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ / РАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ / GOVERNMENT SUPPORT / SUBSIDIES / CROP PRODUCTION / LIVESTOCK / FARM POLICY / THE REGION / FOOD CONSUMPTION / RATIONAL NORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайруллина О. И.

Рассмотрены основные направления аграрной политики региона. Сгруппированы получатели бюджетных средств по организационно-правовым формам. Определена динамика и структура государственной поддержки. Дана оценка результатов государственной поддержки сельского хозяйства. Проведен анализ основных экономических, производственных и социальных показателей развития агроэкономики региона. Представлено состояние отрасли растениеводства и животноводства. Выявлены преимущества и недостатки существующей политики. Представлены рациональные нормы питания. Выявлен фактический объем производства на душу населения. Предложены рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL POLICY IN THE REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR IMPROVING

The main direction of agricultural policy in the region. Grouped recipients of budget funds for organizational and legal forms. Determined by the dynamics and structure of state support. The estimation results of the state support for agriculture. The analysis of the major economic, industrial and social development indicators of agroeconomics region. Presented by the state branch of plant growing and animall husbandry. Identified strengths and weaknesses of existing policies. Represented by rational nutritional standards. Detected actual output per capita. Recommendations to improve the mechanism of state support.

Текст научной работы на тему «Аграрная политика региона: проблемы и перспективы совершенствования»

Экономика

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

О. И. ХАЙРУЛЛИНА,

кандидат экономических наук, доцент, Пермская ГСХА 614990, г. Пермь, ул. Коммунистическая, д. 23

Ключевые слова: государственная поддержка, субсидии, растениеводство, животноводство, аграрная политика, регион, потребление продуктов питания, рациональные нормы.

Keywords: government support, subsidies, crop production, livestock, farm policy, the region, food consumption, rational norms.

Цель и методика исследований.

Государственная поддержка является частью аграрной политики, поэтому во многом определяется курсом проводимых экономических реформ. Последние годы сопровождаются постоянным реформированием существующей системы нормативного регулирования. Проблемы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей находятся в центре внимания следующих ученых-экономистов: А. И. Алтухова, Г. В. Беспахотного, А. Н. Сёмина, Н. А. Борхунова, В. В. Милосердова, И. Г. Ушачева и многих других. Важность и необходимость государственного регулирования отрасли признает каждый из них.

Поэтому целью исследования является изучение основных результатов аграрной политики региона в рамках государственной поддержки и определение возможных направлений совершенствования. Для проведения исследования были использованы официальные статистические данные Госкомстата и информация Минсельхоза Пермского края.

Результаты исследований.

В целом за период 2000-2010 гг. государственная поддержка сельского хозяйства имеет положительную динамику. В 2010 г. объем освоенных средств составил 1,7 млрд руб. Несмотря на данный факт, Пермский край как территория индустриального развития продолжает сокращать долю сельского хозяйства в валовом региональном продукте с 5,4 % в 2004 г. до 2,9 % в 2009 г. [3].

Удельный вес Пермского края в валовом производстве продукции сельского хозяйства составляет в 2010 г. 1,1 % (табл. 1).

В сельскохозяйственных организациях Пермского края сконцентрировано 49,8 %, в крестьянских (фермерских хозяйствах) 1,6 %, в хозяйствах населения — 48,6 % общего объема производства сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время основные направления государственной поддержки определены Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.06 г. № 264-ФЗ.

В рамках реализации Государственной программы 2008-2012 гг. государственная поддержка

агропромышленного комплекса осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации по следующим направлениям: на поддержку племенного животноводства, на приобретение средств химизации, на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства, а также на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации. Законом от 10.12.2008 г. на базе Государственной программы была разработана и утверждена КЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 гг.» [1]. Группировка и систематизация информации о региональной поддержке позволила выявить основные направления инвестирования сельского хозяйства из бюджета (табл. 2).

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что в основном поддержка предоставляется субъектам хозяйственной деятельности в виде субсидий, т. е. преимущественно носит монетарный характер. По существу данные направления дублируют федеральные приоритеты.

Однако не все сельскозпроизводители могут рассчитывать на помощь со стороны государства. Организация агробизнеса от руководителей требует более тщательного анализа при выборе организационно-правовой формы. Так, например, федеральное финансирование рассчитано исключительно на крупные организации, имеющие юридический статус ООО, ОАО, ЗАО. В то время как нагрузка регионального бюджета по финансированию предполагает дополнительно поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. В 2010 г. большая часть мероприятий — 70 % финансировалась из бюджета Пермского края. Рассмотрим государственную поддержку по структуре получателей средств в зависимости от организационно- правовой формы (табл. 3).

Таблица 1

Продукция сельского хозяйства в 2010 г., млн руб.

Субъекты Хозяйства всех категорий в том числе Удельный вес, %

Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения Крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели

РФ 2618469,3 1165195,0 1266438,7 186835,6 100,0

Приволжский федеральный округ 595203,2 231766,5 336962,1 26474,6 22,7

Пермский край 30055,8 14959,3 14603,2 493,3 1,1

Экономика

Таблица 2

Направления поддержки сельского хозяйства из регионального бюджета

Направления поддержки Подразделы

1. Поддержка инвестиционных проектов в отраслях специализации -

2. Поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию молока

субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию картофеля

субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию мяса крупного рогатого скота мясных пород

субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию овощей открытого грунта

субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию зерна

3. Конкурс муниципальных образований Пермского края по достижению наиболее результативных значений показателей развития сельского хозяйства -

4. Софинансирование отдельных мероприятий муниципальных программ -

5. Поддержка племенного животноводства на содержание маточного поголовья

приобретение племенного поголовья

6. Государственная поддержка элитного семеноводства -

7. Возмещение части затрат на уплату процентов по банковским кредитам и займам включенных лизинговыми компаниями в стоимость основных средств, поставляемых на условиях лизинга

по инвестиционным кредитам на срок от 2 до 10 лет

по краткосрочным банковским кредитам и займам, полученным на срок до 1 года

субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным банковским кредитам и займам (за исключением полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями)

8. Поддержка сохранения плодородия почв -

9. Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам на развитие малых форм хозяйствования -

10. Компенсация части затрат на страхование КРС -

11. Поддержка развития малых форм хозяйствования в АПК субсидии на возмещение части затрат, связанных с созданием, приобретением, внедрением технологий мелкотоварного производства

субсидии на возмещение части затрат, связанных с реализацией проектной деятельности

12. Поддержка развития кадрового потенциала -

13. Поддержка мероприятий по развитию системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства -

Таблица 3

Распределение получателей бюджетных средств по организационно-правовой форме

Организационно-правовая форма 2009 г. 2010 г. 2011 г. Изменение 2011/2009 гг.

абсол. (+, -) относит., %

ООО 130 142 171 41 131,54

ОАО 17 38 13 -4 76,47

КФХ 52 163 116 64 223,08

ИП 67 92 116 49 173,13

СПК 126 96 78 -48 61,90

Колхоз 19 18 12 -7 63,16

ЗАО 3 5 1 -2 33,33

Другие 11 9 9 -2 81,82

Итого получателей, согласно реестру 425 563 516 91 121,41

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что наиболее актуальными формами собственности среди получателей средств являются ООО (33 %), КФХ (22,5 %), ИП (28,4 %) и СПК (15 %). Акционерные общества составляют незначительный удельный вес — 3 % и представлены в основном птицефабриками.

Сложившаяся структура свидетельствует о том, что в основном сельхозпроизводители ориентированы на краевую поддержку. При этом существующую ситуацию нельзя назвать благоприятной с точки зрения принимаемой ответственности предпринимателей. Образование крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных

Экономика *

предпринимателей, с одной стороны, способствует развитию малых форм хозяйствования, но, с другой стороны, остается бесконтрольным процесс освоения бюджетных средств физическими лицами и создаются предпосылки для нерационального их использования.

Выводы. Рекомендации.

Производством сельскохозяйственной продукции в 2011 г. в крае занимаются 335 сельскохозяйственных организаций разных форм собственности и организационно-правовых форм, 555 крестьянских (фермерских) хозяйств, 314 тыс. личных подсобных хозяйств.

Для сельского хозяйства края в целом характерно животноводческое направление. В структуре товарной продукции доля продукции животноводства составляет более 80 %.

В 2010 г. произведено валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сумме 27 млрд руб. [2]. Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах к предыдущему году) составил 89,3 %, в том числе продукции животноводства — 101,8 %, продукции растениевод-ства — 71,8 %.

Основными производителями животноводческой продукции являются сельскохозяйственные предприятия, ими произведено 72 % от общекраевых объемов мяса, 67 % — молока, 96 % — яиц.

На 1 января 2011 г. во всех категориях хозяйств имелось 263,4 тыс. голов крупного рогатого скота, в т. ч. в сельскохозяйственных организациях края — 174,3 тыс. голов. Поголовье животных уменьшилось во всех категориях хозяйств. Например, в сельхозорганизациях сокращение составило: по крупному рогатому скоту — 7,6 % (14,3 тыс. голов), по коровам — 5,4 % (4,01 тыс. голов) и по свиньям — 5,0 % (8,4 тыс. голов). В 2010 г. всеми категориями хозяйств произведено 474,3 тыс. т молока, что на 1 % меньше, чем в прошлом году. В сельскохозяйственных организациях произведено 319,1 тыс. т молока, или 103,8 %. Рост валового надоя в сельхозор-ганизациях обусловлен увеличением продуктивности коров. Надой на одну корову в сельскохозяйственных организациях возрос за год на 205 кг и составил 4357 кг.

В 2010 г. сохраняются положительные тенденции в развитии мясного животноводства. Реализовано на убой хозяйствами всех категорий 121 тыс. т всех видов скота и птицы, против 117,5 тыс. т в 2009 г. В сельскохозяйственных организациях рост объемов производства мяса обусловлен развитием птицеводства.

Поголовье птицы в 2010 г. в сельхозорганизациях увеличилось на 12,3 %. Реализовано мяса птицы 42,2 тыс. т, или 116,4 % к уровню 2009 г. ОАО «Птицефабрика Пермская» — лидер по производству мяса птицы (78,5 % от общего объема производства мяса птицы в крае). За 2010 г. на предприятии произведено 33,1 тыс. т мяса птицы, что составило 115 % к уровню прошлого года.

В хозяйствах всех категорий отрасли растениеводства произведено 330,8 тыс. т зерна в весе после доработки, или 73,3 % к уровню 2009 г.

Валовой сбор овощей остается стабильным — 177 тыс. тонн исключительно за счет увеличения их посевов в личных хозяйствах населения, которые являются основными производителями картофеля

-нормативы потребления на душу населения

Молоко

Зерно

400

Яйцо, шт.

-производство продукции на душу населения

Картофель

Овощи и бахчевые

Скот и птица

___на убой_____

Рисунок 1

Производство и потребление продуктов питания и овощей в крае. Посевные площади продолжают сокращаться по сравнению с 2009 г. на 8,4 % (72,5 тыс. га), что, безусловно, является негативным фактором в развитии отрасли.

За 2010 г. индексы цен приобретения промышленной продукции и услуг сельскохозяйственными организациями были ниже индексов потребительских цен на продовольственные товары на 5,1 %, что позволяет говорить о том, что проблемы диспаритета цен не существует.

Покупательская способность населения имеет тенденцию роста, за исключением таких продовольственных товаров, как говядина и свинина. Уменьшение составило 11,5 кг и 5,3 кг соответственно. Вместе с тем, собственного производства по-прежнему недостаточно для обеспечения рациональных норм питания на душу населения (рис. 1).

Изучение нормативного и фактического потребления продуктов питания позволяет сделать вывод о том, что существует проблема потребления со стороны населения по молоку, мясу и яйцу.

Поэтому необходимо повышать экономическую доступность пищевых продуктов для всех групп населения.

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве по Пермскому краю составила 7579,3 руб., что ниже среднего показателя по экономике региона практически в 2 раза. Низкий уровень оплаты труда приводит к ежегодному сокращению среднегодовой численности трудящихся. В 2010 г. сокращение составило 4,7 тыс. чел (4 %). Удельный вес работников, приходящихся на сельское хозяйство, составил 8,2 % от общего числа занятых в экономике.

Вышеизложенное позволяет дать следующие рекомендации:

— требуется дальнейшее совершенствование механизма государственной поддержки сельского хозяйства;

— необходимо усилить контроль за освоением бюджетных средств;

— требуется дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

— повысить покупательскую способность населения и стимулировать спрос на отечественные продукты питания.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Официальный сайт Минсельхоза Пермского края. URL: http://www.agro.perm.ru/.

2. Сельское хозяйство 2010 : официальный сайт Госкомстата РФ. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.