Научная статья на тему 'Проблемы импортозамещения продовольствия в Краснодарском крае'

Проблемы импортозамещения продовольствия в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
1106
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОДОВОДЬСТВИЕ / ЖИВОТНОВОДСТВО / РАСТЕНИВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / FOOD SECURITY / IMPORT SUBSTITION / FOOD / ANIMAL HUSBANDRY / HORTICULTURE / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Мельников Александр Борисович, Скоморощенко Анна Александровна, Саидов Ахмед Асланбекович

В статье рассматриваются проблемы обеспечения продовольственной безопасности, анализируется обеспеченность населения Краснодарского края основными продуктами питания. Представлены меры государственной поддержки животноводства и растениеводства, направленные на обеспечение импортозамещения. Выявлены факторы, сдерживающие развитие сельскогохяйственного производства, определены перспективы развития импортозамещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF FOOD IMPORT SUBSTITUTION IN THE KRASNODAR REGION

The article discusses the problems of ensuring food security and analyzes the level of the Krasnodar region’s population provision with food products. State support measures on import substitution in animal husbandry and horticulture are presented. The article also identifies the factors constraining agricultural production development and defines the prospects for import substitution

Текст научной работы на тему «Проблемы импортозамещения продовольствия в Краснодарском крае»

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

1

УДК 338.439.62(470.620)

ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Мельников Александр Борисович

д.э.н., профессор

Скоморощенко Анна Александровна к.э.н., доцент

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Саидов Ахмед Асланбекович

адъюнкт

Краснодарский университета МВД РФ,

Краснодар, Россия

В статье рассматриваются проблемы обеспечения продовольственной безопасности, анализируется обеспеченность населения Краснодарского края основными продуктами питания. Представлены меры государственной поддержки животноводства и растениеводства, направленные на обеспечение импортозамещения. Выявлены факторы, сдерживающие развитие сельскогохяйственного производства, определены перспективы развития импортозамещения

Ключевые слова: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ, ЖИВОТНОВОДСТВО, РАСТЕНИВОДСТВО, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА.

UDC 338.439.62(470.620)

THE ISSUES OF FOOD IMPORT SUBSTITUTION IN THE KRASNODAR REGION

Melnikov Alexander Borisovich,

Doct.Sci.Econ., professor

Skomoroshchenko Anna Alexandrovna Cand.Econ.Sci., associate professor

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Saidov Ahmed Aslanbeckovich postgraduate student

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar, Russia

The article discusses the problems of ensuring food security and analyzes the level of the Krasnodar region’s population provision with food products. State support measures on import substitution in animal husbandry and horticulture are presented. The article also identifies the factors constraining agricultural production development and defines the prospects for import substitution

Keywords: FOOD SECURITY, IMPORT SUBSTITION, FOOD, ANIMAL HUSBANDRY, HORTICULTURE, GOVERNMENT SUPPORT

Россия входит в пятерку крупнейших импортеров продовольствия на мировом рынке. В условиях действия запрета на ввоз продуктов питания из Европейских стран, США, Канады, Японии и Австралии агропромышленный комплекс должен обеспечить продовольственную безопасность России. В данной ситуации ослаблена конкуренция со стороны иностранных производителей продовольствия, что дает возможность наращивать объемы производства отечественным сельскохозяйственным организациям и переработчикам сельхозсырья.

В Доктрине продовольственной безопасности РФ определены критерии ее обеспечения и установлены пороговые значения по основным видам продовольствия. Удельный вес отечественной

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

2

сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка должен составлять: зерна - не менее 95%; сахара - не менее 80%; растительного масла - не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90%; рыбной продукции - не менее 80%; картофеля -не менее 95%; соли пищевой - не менее 85% [1].

Продовольственная независимость - это состояние экономики, при котором, в случае прекращения ввоза в страну импортного продовольствия, Россия способна обеспечить потребности населения продуктами питания на 85%. При этом страна не входит в состояния продовольственного кризиса. Резко обострило проблему продовольственной независимости сложившаяся внешнеполитическая ситуация. За последние 15 лет отмечена тенденция роста доли импорта продовольственных товаров из стран ЕС, США. Фактически демпинговая экспансия иностранных сельхозтоваропризводителей ослабила позиции на российском внутреннем рынке отечественных сельскохозяйственных организаций. Главной причиной продовольственной экспансии против России со стороны стран Запада, безусловно, является наш просторный потребительский рынок и огромный сельскохозяйственный потенциал, способный при наличии необходимых условий качественно решить проблему обеспечения продовольствием не только своего населения. Российский продовольственный рынок оказался абсолютно не защищенным от чужих посягательств во многом из-за отсутствия законодательной базы, адекватной сложившимся в мире отношениям.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасным продовольствием. Для реализации поставленной цели определены задачи, которые сведены к формированию стратегических запасов пищевых продуктов, обеспечению

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

3

их безопасности, физической и экономической доступности. При этом необходимо обеспечить достижение устойчивого развития отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Проблеме продовольственной безопасности придается исключительно важное значение в части обеспечения экономической и физической доступности продуктов питания для населения. Экономическая доступность оценивается размером денежных доходов населения, величиной прожиточного минимума, среднедушевыми денежными доходами, среднемесячной начисленной заработной платой, средним размером назначенных пенсий. Доходы населения должны обеспечить возможность приобретения продуктов питания по сложившимся ценам в объеме и ассортименте не ниже установленных рациональных норм потребления. Физическую доступность продовольствия обеспечивают агропродовольственные рынки, а также входящие в них торговые организации, расположенные на территории сельских и городских поселений.

Рациональные нормы потребления пищевых продуктов определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Рациональные нормы соответствуют «Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», и представляют собой усредненную величину (расчеты произведены на душу населения) необходимого поступления пищевых и биологически активных веществ, обеспечивающих оптимальную реализацию физиолого-биохимических процессов в организме человека [1].

В Краснодарском крае не обеспечен необходимый объем производства в соответствии с годовой потребностью фруктов и ягод, молока, мяса говядины, баранины и свинины, хлебобулочных и

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

4

макаронных изделий в пересчете на муку (табл. 1). По остальным видам продовольствия край является самодостаточным.

Таблица 1 - Производство основных видов продовольствия в

Краснодарском крае в сравнении с рациональным размером

потребления, 2013 г.

Показатель Рекомендуемые объемы потребления на душу населения, кг/год/чел. Г одовая потребность всего населения края, тыс. тонн Произведено в 2013 году, тыс. тонн (яйца млн. штук) Отклонение объемов производства от максимально рекомендуемого размера потребления, %

Хлебобулочные и макаронные изделия в пересчете на муку 95-105 567,5 448,0 78,9

Картофель 95-100 540,4 562,0 104,0

Овощи и бахчевые 120-140 756,6 803,0 106,1

Фрукты и ягоды 90-100 540,4 389,0 72,0

Мясо и мясопродукты, всего 70-75 405,3 336,3 83,0

в том числе:

говядина 25 135,1 68,3 50,6

баранина 1 5,4 1,3 24,1

свинина 14 75,7 42,2 55,7

птица 30 162,1 222,8 137,4

Молоко 320-340 1837,4 1319 71,0

Яйца, штук 260 1405,1 1485 105,7

Сахар 24-28 151,3 1076,2 711,3

Масло растительное 10-12 64,9 815,4 в 125 раз

Объем производства мяса и мясопродуктов составляет 83% от годовой потребности населения. В Доктрине продовольственной безопасности определено, что данное значение должно находиться на

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

5

уровне 85% от товарного производства. Производство мяса птицы в Краснодарском крае превышает годовую потребность на 37,4%.

За 10 месяцев 2014 года сельхозтоваропроизводителями Краснодарского края произведено 359,1 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе), это на 2,2% ниже показателя соответствующего периода 2013 года. В 2014 году произведено на 1,6% молока меньше, чем за 10 месяцев 2013 года. Производство яиц снизилось на 7%. Дефицит мяса и мясопродуктов отмечается в производстве говядины, баранины и свинины. Такое положение в животноводстве будет сохраняться, так как поголовье скота, а в 2013 году и птицы снижается (табл. 2).

Таблица 2 - Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий

Краснодарского края (на конец года, тысяч голов)

Наименование 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Крупный рогатый скот 921 683 649 634 592 563

в том числе коровы 390 270 259 255 241 225

Свиньи 1532 1299 1001 835 311 289

Овцы и козы 117 100 152 154 156 180

Птица, млн. голов 18 19 22 24 26 24

Продовольственная безопасность Российской Федерации утрачена из-за разрушения производственного потенциала агропромышленного комплекса. Массированный импорт мясной продукции, составляющий конкуренцию отечественному производству, привел к разрушению отраслей мясного и молочного скотоводства. Это отразилось на развитии животноводства Краснодарского края. Поголовье крупного рогатого скота в 2013 году составило 563 тыс. голов, что ниже показателя 2009 года на 358 тыс. голов. Молочное стадо также имеет тенденцию к снижению, ее поголовье сократилось на 42,3%. Выращивание крупного рогатого скота на

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

6

мясо в большинстве сельскохозяйственных организаций убыточно. Около 40% от общего поголовья приходится на молочное животноводство.

Поголовье свиней резко сократилось в 2011 году, что вызвано эпидемией африканской чумы. Свиньи личными подсобными хозяйствами почти не выращиваются, их поголовье в 2013 году составило около 1 тыс. голов. В сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах остались свинофермы только закрытого содержания. На фоне снижения поголовья синей в хозяйствах края отмечено незначительно увеличение поголовья овец.

В 2014 году поголовье крупного рогатого скота продолжает снижаться и к октябрю составляет 547,3 тыс. голов. В свиноводстве Краснодарского края наметилась положительная динамика, так по состоянию на 1 ноября 2014 года численность поголовья в хозяйствах всех категорий составила 330,1 тыс. голов, что на 10,7% больше, чем на 1 ноября 2013 года. Поголовье овец имеет устойчивую тенденцию к росту. На 1 ноября 2014 года оно составило 197 тыс. голов, что превышает соответствующее значение прошлого года на 7%. Но увеличение поголовья пока не способно удовлетворить население края в данном виде мяса.

С целью достижения продовольственной безопасности на национальном и региональном уровнях необходимо стремиться к обеспечению адаптивности национальной экономики к изменениям, происходящим на мировом продовольственном рынке. В 2014 году в результате ответных санкций России на ряд санкций европейских стран остро возникла проблема импортозамещения.

По нашему мнению, под продовольственным импортозамещением следует понимать процесс наращивания производства продовольствия национальными товаропроизводителями в условиях ограничения импорта. Реализация стратегии импортозамещения в Краснодарском крае должна

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

7

быть направлена на поддержку как сельскохозяйственных организаций, так и мелкотоварных производителей. Данная стратегия должна стать приоритетной политикой для государства.

В рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» предусмотрено финансирование в 2014 году подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» в размере 3556,8 млн. руб., в том числе из средств краевого бюджета - 903,2 млн. руб. С целью поддержки овощеводства в защищенном и открытом грунтах проводится возмещение затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта. Получателями данной субсидии являются крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства [2].

В рамках поддержки животноводства на территории края реализуется подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» объем финансирования составляет 1585,3 млн. руб., в том числе из краевого бюджета - 312,4 млн. руб. В Краснодарском крае проводятся мероприятия по созданию культурных пастбищ.

В животноводстве сельхозтоваропроизводителям оказываются следующие меры поддержки:

- возмещение части затрат на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных (коров, нетелей, овцематок, ремонтных телок, ярок, коз, кроликоматок), предназначенных для воспроизводства;

- возмещение части затрат на приобретение и содержание маточного поголовья племенных овец пород мясного направления: «южная мясная», «романовская», «эдильбаевская»;

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

8

- возмещение части затрат на приобретение молодняка кроликов, гусей и индейки;

- возмещение части затрат на производство реализуемой продукции животноводства: мяса крупного рогатого скота, молока;

- возмещение части затрат по искусственному осеменению крупного рогатого скота, овец и коз.

Развитие импортозамещения при поддержке государственных органов власти и реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» должно обеспечить:

- продовольственную независимость России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 [3];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на национальном и международном рынках;

- финансовую устойчивость сельскохозяйственных организаций;

- повышение эффективности использования ресурсов в сельскохозяйственном производстве.

Вместе с тем развитие аграрного производства зависит от доступа производителей Краснодарского края к финансовым ресурсам. Реализация импортозамещающих проектов нуждается в инвестиционных ресурсах. С целью решения данной проблемы осуществляется поддержка

кредитования малых форм хозяйствования. Субсидируется процентная ставка по кредитам. Полномочия по оказанию мер господдержки по субсидированию личных подсобных хозяйств и крестьянских

(фермерских) хозяйств части затрат на субсидирование процентной ставки по кредитам переданы на муниципальный уровень. Объём финансирования

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

9

мероприятия в 2014 году составляет 42,0 млн. рублей из федерального и

8,9 млн. рублей из краевого бюджетов.

Краснодарский край призван решить важнейшие проблемы обеспечения продовольствием не только населения края, но и других регионов России. В настоящее время существует серьезная проблема с которой сталкиваются сельхозтоваропроизводители - это нехватка перерабатывающих мощностей и оборудованных помещений по длительному хранению сельхозпродукции.

Сельскохозяйственному производству традиционно свойственна сезонность, обусловленная особенностями агропроизводства. Период сбора урожая сельскохозяйственной продукции приходится на летнеосенний период. Для поддержания объемов потребления в зимний период необходимо длительное хранение запасов в специализированных помещениях с целью реализации, переработки, потребления продукции в зимний и весенний период. Современные хранилища должны быть предназначены для длительного хранения сельскохозяйственной продукции в свежем виде при соблюдении определенных температурновлажностных режимов или переработки продукции, при условии, что продукты переработки имеют длительный период хранения. Подавляющая часть имеющихся в Краснодарском крае овощехранилищ построена в советский период. Значительная часть овощехранилищ требует капитального ремонта из-за изношенности, часть хранилищ не действует или используется не по прямому назначению. Потери продукции при хранении в неспециализированных хранилищах могут достигать 50% от заготовленной продукции. Оптовые и розничные цены на большинство наименований сельскохозяйственной продукции также подвержены значительным изменениям в течение года. Основная ценовая тенденция -снижение цен в период массового сбора урожая и повышение в зимневесенний период.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

10

Импортозамещение продовольствия - это меры, проводимые в рамках экономической стратегии развития государства, направленные на защиту отечественных сельхозтоваропроизводителей путем замещения импорта продовольствием национального производства. Импортозамещение является политикой государства, результатом которой должно стать повышение конкурентоспособности отечественной

продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, внедрения инноваций, повышения качества продукции, эффективности производства и освоения производства новых видов продукции.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход к производству продуктов питания с использованием высокотехнологичного оборудования и инновационных технологий производства. При этом не должна снижаться экономическая и физическая доступность

продовольствия. Должны соблюдаться условия безопасности производства продуктов питания. Стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, применяемых технологий, развитие инноваций. Реализация стратегии именно по такому сценарию актуально для России.

Поэтапно развивающееся импортозамещение должно привести на территории Краснодарского края к:

- росту занятости населения сельского населения, снижению безработицы и повышению уровня жизни;

- повышению качества жизни населения;

- укреплению продовольственной безопасности на региональном и национальном уровне;

- росту спроса на товары отечественного производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны;

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

11

- увеличению производственных мощностей перерабатывающих организаций.

Сложившаяся ситуация должна помочь нарастить собственные объемы производства сельскохозяйственной продукции в связи с ослаблением конкуренции со стороны иностранных производителей. Обеспечение физической доступности продовольствия также является проблемой, которую предстоит решить. Ситуация на рынке продовольствия способна изменить существующее положение дел с доступом продукции небольших отечественных сельхозпроизводителей в крупные торговые сети, на что, собственно, и рассчитывают аграрии Краснодарского края. Кубанские оптовые и розничные сети перешли на продукцию местных производителей. Они поставляют фрукты, овощи, мясо птицы, молочные продукты и колбасу. Одним из приоритетных направлений станет и создание в крае в 2015 году сети современных придорожных продуктовых ярмарок в едином формате.

Список литературы

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утв.

Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120. [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ: - Режим доступа:

http://base.garant.ru/12172719/#ixzz3LliHlwcd.

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2

августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ: - Режим доступа:

http://base.garant.ru/12179471/#ixzz3KYSXKYNu.

3. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70110644/#ixzz3LlfQYVQ9.

References

1. Doktrina prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: utv. Ukazom

Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30.01.2010 g. № 120. [Jelektronnyj resurs]. Sistema GARANT: - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/12172719/#ixzz3LliHlwcd.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

Научный журнал КубГАУ, № 104(10), 2014 года

12

2. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija RF ot 2 avgusta 2010 g.

№ 593n «Ob utverzhdenii rekomendacij po racional'nym normam potreblenija pishhevyh produktov, otvechajushhim sovremennym trebovanijam zdorovogo pitanija» [Jelektronnyj resurs]. Sistema GARANT: - Rezhim dostupa:

http://base.garant.ru/12179471/#ixzz3KYSXKYNu.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 ijulja 2012 g. № 717 «O Gosudarstvennoj

programme razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gody» [Jelektronnyj resurs] Sistema GARANT. - Rezhim dostupa:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70110644/#ixzz3Llf0YVQ9.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/085.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.