Научная статья на тему 'Государственная поддержка сельского хозяйства Еврейской автономной области'

Государственная поддержка сельского хозяйства Еврейской автономной области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАСТЕНИЕВОДСТВО / ЖИВОТНОВОДСТВО / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ВАЛОВОЙ СБОР / ФИНАНСИРОВАНИЕ / AGRICULTURE / PLANT / CULTIVATION / CATTLE / BREEDING / PRODUCTIVITY / TOTAL YIELD / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кодякова Т. Е.

В работе представлены направления государственной поддержки Агропромышленного комплекса Еврейской автономной области из федерального и регионального бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State support of agriculture in the Jewish Autonomous Region

The paper considers the directions of state support of the JAR agro-industrial complex by the federal and regional budgets.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка сельского хозяйства Еврейской автономной области»

Региональные проблемы. 2013. Том 16, № 2. С. 109-111

УДК632 (571.61.62)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Т.Е. Кодякова

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, ул. Шолом-Алейхема 4, г. Биробиджан, 679016, e-mail: [email protected]

В работе представлены направления государственной поддержки Агропромышленного комплекса Еврейской автономной области из федерального и регионального бюджетов.

Ключевые слова: сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, продуктивность, валовой сбор, финансирование.

В современных условиях развития экономики усиливается роль государства, как принципиально важного фактора в достижении экономического роста и повышения социальной стабильности в стране. Сельское хозяйство, как одно из отраслей экономики, ввиду специфики его функционирования и развития ещё больше нуждается в регулировании и поддержке со стороны государства, что способствовало бы повышению конкурентоспособности, устойчивости и стабильности развития отрасли. Аграрный сектор Еврейской автономной области (ЕАО) также может стабильно и прибыльно функционировать при значительной поддержке государства. В сельском хозяйстве области к 2005 г. резко сократились посевные площади, снизилось поголовье крупного рогатого скота (КРС), свиней, а также производство продукции растениеводства и животноводства. Например: зерна в 1990 г. было произведено 63,8 тыс. т, к 2005 г. произведено 28 тыс. т, мяса соответственно 1 б,б и 4,8 тыс. т; молока 105,0-23,1 тыс. т; яиц 49-21,6 млн шт. [4].

Основные приоритетные направления поддержки и развития отрасли были заложены в 2006 г. в концепции национального проекта «Развитие АПК», в дальнейшем согласно государственной программе «Развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». Названная программа предусматривала не только формы и источники финансирования, но и ожидаемые результаты от её реализации. В результате выполнения мероприятий по национальному проекту производство мяса за 2006-2007 гг. увеличилось на 5,3% и молока на 8% к 2005 г. Поголовье КРС увеличилось на 1283 головы, свиней на 1 тыс. голов. Построено и реконструировано 7 животноводческих ферм и строится 3 современных животноводческих комплекса на 2100 мест. За счёт льготных кредитов и лизинга приобретено 79 тракторов и 49 комбайнов [4].

На выполнение мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК» израсходовано за 2006-2007 гг. всего 532,4 млн руб., в том числе субсидий на 37,6 млн руб. В результате государственной поддержки увеличилось поголовье КРС, свиней, закуплено технических средств на сумму 77,1 млн руб. Увеличились

также среднесуточные привесы КРС с 262 до 396 г, молочная продуктивность коров увеличилась с 3396 до 3640 кг, яйценоскость кур-несушек с 237 до 265 шт. в год [1 ].

Цель работы - изучить основные подходы государственного регулирования экономики в аграрном секторе области. Основными социально-экономическими показателями развития сельского хозяйства являются: достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства; решение продовольственной проблемы; улучшение использования ресурсного потенциала и повышения конкурентоспособности продукции.

Основой работы послужили данные управления сельского хозяйства Правительства ЕАО и информация статистического управления по ЕАО.

В настоящее время в области функционируют 27 сельскохозяйственных организаций, 299 крестьянских (фермерских) хозяйств, 15,7 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Большинству из них необходима государственная поддержка для стабильного развития и полного удовлетворения населения продукцией собственного производства. Посевные площади на сегодняшний день в ЕАО составляют 108,4 тыс. га, из них: зерновые - 14,6; соя -72,1; картофель и овощи - 8,4; и кормовые - 13,4 тыс. га. Сенокосы и пастбища расположены на 98,0 тыс. га [4].

Следует также отметить, что аграрии в последние годы потеряли до 80% урожая в наводнении 2009 г., при засухе в 2010 г., при граде - 2011 г. и наводнении 2013 г.

За последние четыре года товаропроизводители области приобрели 207 тракторов (обновление парка составило 22%), 50 зерновых комбайнов (обновление - 18%), 19 единиц кормозаготовительной техники (обновление - 50%) [1].

Фхшансово-экономическое положение животноводческой отрасли пока остаётся сложным. На 01.01.2012 г. поголовье крупного рогатого скота (КРС) составило 15,8 тыс. гол., из них коров - 7,2 тыс. гол. (в 2005 г. - 15,3 тыс. гол.) поголовье свиней -19,0 тыс. гол. (в 2005 г. - 11,8 тыс. гол.), птицы - 112,9 тыс. гол. (в 2005 г. -137 тыс. гол.). При выполнении мероприятий областной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Еврейской автономной области на 2013-2015 годы» будет увеличено производство мяса до 613 т, поголовье скота мясного на-

правления до 3600 гол. Объём финансирования программы составляет 23955,4 тыс. руб. Однако следует отметить, что большую часть продукции сельского хозяйства производят в личных подсобных хозяйствах (ЛИХ). В ЛПХ выращивают картофеля 80-86%, овощей - 72-75%, скота- 71%, получают молока 66,5% от общего валового сбора по области.

Одним из основных критериев выполнения производственных показателей в животноводстве является создание прочной кормовой базы, приобретение высокотехнологичной кормозаготовительной техники, совершенствование структуры посевных площацей, предусматривающих увеличение посевов однолетних и многолетних трав для заготовки сенажа и организации зелёного конвейера. Кроме того, необходимо продолжить строительство животноводческих комплексов, приобретение племенного молодняка для всех форм собственности, оказание государственной помощи молокоперерабатываю-щим предприятиям, поддержка отечественного птицеводства и т. д. В целях дальнейшего развития агропромышленного комплекса в области принято ряд дополнительных целевых программ: «Развитие мясного скотоводства на базе герефордской породы на 2011-2013 гг.», «Развитие производства сои», «Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ на 2013-2020 гг.» и др. При достаточном уровне государственной поддержки сельское хозяйство в состоянии прокормить население области и часть продукции реализовать в соседних регионах.

Одной из форм государственной поддержки является новая Программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., основной целью которой является обеспечение продовольственной безопасности. В программе предусмотрено ежегодное увеличение производства продукции животноводства на 5%, увеличение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее 10-15% (с учётом субсидий) [3].

Программы «Развитие сельского хозяйства» также обеспечат доступность кредитных ресурсов для сельских товаропроизводителей, производящих сельскохозяй-

ственную продукцию и осуществляющих его переработку, развитие системы страховых рисков, племенного скотоводства, элитного семеноводства, обновления основных фондов и других направлений. Плановый уровень государственной поддержки сельского хозяйства отражает предполагаемую потребность сельскохозяйственных предприятий в средствах. Но, к сожалению, их выделяются недостаточно.

За 2008-2012 гг. государственная поддержка развития сельского хозяйства составила 903,9 млн руб., в том числе из федерального бюджета 401,9 млн руб. и областного - 502 млн руб. [2]. Господдержка за 2008-2012 гг. представлена на рис. 1.

Государственная поддержка по основным направлениям развития агропромышленного комплекса за пять лет представлена на рис. 2.

Из данных рис. 1, 2 видно, сколько и на какие основные направления развития сельского хозяйства были направлены средства областного и федерального бюджетов. Наряду с безвозмездной помощью, часть средств выделяется на возвратной основе.

Другими направлениями государственной поддержки являются: возмещение части затрат на уплату процентной ставки за кредит; дотации на развитие отдельных отраслей: сохранение плодородия почв; развитие села; компенсация затрат на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней; на приобретение элитных семян сельскохозяйственных и кормовых культур; приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и прочие затраты.

Всего же господдержка осуществлялась по шести целевым программам. Эти мероприятия сказались положительно на увеличении продукции растениеводства, в том числе по зерновым культурам почти в 6 раз, также увеличилось производство семян сои. Наблюдается рост поголовья свиней и птицы.

В настоящее время (2013 г.) приняты новые правила государственной поддержки АПК. Вместо субсидий на

200

1 50 - —

1 00 - —

НВ ы делено всего ■ федеральный бюджет □ областной бюджет

Рис. 1. Средства, выделенные из федерального и областного бюджетов на развитие сельского хозяйства в Еврейской автономной области

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

ш

j

И

I

2008 2009 2010

2011

2012

□ развитие мясного скотоводства

□ развитие молочного скотоводства

□ развитие с/х и регул, рынков

□ Сохранение и улучшение плодородия

■ социальное развитие села

□ увеличение уставного фонда

г другие виды поддержки

Рис. 2. Основные направления господдержки агропромышленного комплекса

приобретение ГСМ, минеральных удобрений и средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней и процентным ставкам, аграрии будут получать субсидии на 1 га посевной площади (от 200 до 1000 руб.). Также будут увеличены субсидии на развитие птицеводства, свиноводства, расширится поддержка производств, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. В 2013 г. государственные вложения в развитие сельского хозяйства в ЕАО составят 166 млн руб. На 2013 г. предусмотрены следующие виды государственной поддержки [2]:

- субсидии на увеличение поголовья скота молочного и мясного направления;

- субсидии на 1 л реализованного товарного молока;

- субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур;

- на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям АПК на уплату процентов по кредитам и займам;

- возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов мелиорации, находящихся в собственности товаропроизводителей;

- субсидии на поддержку племенного животноводства;

- возмещение части затрат на выращивание кормовых культур на орошении;

- субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз и т.д.

Кроме того, будет возможность получить по грантам средства на развитие семейных ферм, на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.

К 2020 г. государственная поддержка только на развитие мясного животноводства в ЕАО планируется на 413 млн руб.

Необходимо отметить, что рыночная система хозяйствования не может функционировать без использова-

ния информационно-аналитического ресурса, что также сдерживает развитие АПК. Создание и поддержка системы государственного информационного обеспечения в сфере АПК на основе формирования государственных информационных ресурсов и представления на их основе государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения будет способствовать ускорению темпов роста и повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

Выводы

Как видно из вышесказанного, господдержка способствовала увеличению поголовья крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству продукции растениеводства и животноводства. При регулярной помощи государства динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно обеспечить успешное решение большинства производственных, финансовых, социальных проблем отрасли и реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития сельских территорий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кодякова Т.Е. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта - основа устойчивого функционирования агропромышленного комплекса Еврейской автономной области // Современные проблемы регионального развития: мат-лы П междунар. науч. конф. Биробиджан, 2008. С. 21-23.

2. «Информация о государственной поддержки сельского хозяйства ЕАО за 2008-2012 гг.». Правительство Еврейской автономной области, управление сельского хозяйства.

3. Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия Еврейской автономной области на 2009-2012 гг.».

4. Статистический ежегодник Еврейской автономной области )1991, 1996, 2006-2011 гг.). Ч. П. Центр ин-форм.-стат. услуг. Евростат, г. Биробиджан.

The paper considers the directions of state support of the JAR agro-industrial complex by the federal and regional budgets. Keywords: agriculture, plant, cultivation, cattle, breeding, productivity, total yield, financing.

Ill

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.