УДК 332 ББК 65.32-18
Темиров Комронбек Очилдиевич, ассистент кафедры финансов и кредита ТГУПБП; Шокиров Равшан Сиддикович, к. э. н., доцент кафедры финансов и кредита ТГГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Темиров Комронбек Очилдиевич, ассистенти кафедраи молия ва царзи ДДХ,БСТ; Шокиров Равшан Сиддикович, н.и.и., дотсенти кафедраи молия ва царзи ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Temirov Komronbek Ochildiyevich, assistant of the department of finances and credit under TSULBP; Shokirov Ravshan Siddikovich, candidate of the sciences of economics, Associate Professor of the department of finance and credit under TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: аграрная политика, аграрный сектор, государственное регулирование, продовольственная безопасность, сельскохозяйственное производство, продовольственная политика, регулирование АПК
Рассмотрены особенности государственного регулирования аграрного сектора экономики в современных условиях Республики Таджикистан. На основе изучения основных черт и направлений реализации аграрной политики обоснованы главные направления её осуществления в условиях Таджикистана на ближайшую перспективу. Высказано мнение, что регулирование аграрного сектора экономики остаётся одним из важных направлений экономической политики государства не только в Таджикистане, но и в других странах мира. Изучаются интерпретации сущности аграрной политики различными учёными. Выдвигается авторская трактовка категории «аграрная политика», более специфичная для условий Республики Таджикистан. Сформулировано предположение, что усиление индустриализации аграрного сектора должно стать ключевым компонентом аграрной политики государства, который можно успешно реализовать в условиях кластеризации аграрного производства в республике.
Калидвожа^о: сиёсати аграрй, бахши аграрй, танзими давлатй, амнияти озуцаворй, истеусолоти кишоварзй, сиёсати озуцаворй, танзими КАС
Хусусиятуои танзими давлатии бахши аграрии ицтисодиёт дар шароити муосир мавриди мууокима ва омузиш царор дода шудааст. Дар асоси омузиши хусусиятуои асосй ва самтуои татбици сиёсати аграрй, самтуои марказии амалисозии он дар
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: НА УЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
СИЁСАТИ АГРАРИИ ДАВЛАТ: ШАРХ,И ИЛМИ ВА ХУСУСИЯТХОИ ТАТБИЦИ ОН ДАР ШАРОИТИ МУОСИР
AGRARIAN POLICY OF STATE: SCIENTIFIC INTERPRETATION AND SPECIFITŒS OF REALIZATION UNDER CONTEMPORARY CONDITIONS
дурнамои царибулвуцуи Цумуурии Тоцикистон асоснок карда шудаанд. Изгори ацида шудааст, ки танзими соуаи аграрии ицтисодиёт чун яке аз самтуои мууими сиёсати ицтисодии давлат, на тануо дар Чумуурии Тоцикистон, балки дар дигар мамлакатуои дунё низ боци мемонад.
Шаруу тавзеуоти моуияти сиёсати аграри, ки олимон ва мууаццицон пешниуод кардаанд, мавриди таулил царор гирифтааст. Нуцтаи назари муаллиф дар бобати категорияи «сиёсати аграри» баён гардидааст, ки ба шароити Чумуурии Тоцикистон хос мебошад. Ба андешаи муаллифон тацвият ёфтани саноатикунонии соуаи аграри бояд цузъи калидии сиёсати аграрии давлат гардад, ки татбици бомуваффацияти он дар шароити кластеризатсияи истеусолоти аграри дар цумуури имконпазир мебошад.
Key words: agrarian policy, agrarian sector, state regulation, food security, agricultural production, food policy, regulation of AIC.
The article dwells on the specifities of state regulation of the agrarian sector of economy under contemporary conditions in the Republic of Tajikistan. Having studied the basic features and streamlines of agrarian policy effectuation the authors substantiated principle directions of its implementation in the nearest perspective under the conditions of Tajikistan. In the authors' opinion, regulation of agrarian market remains to have been one of the important tendencies of the economy policy of the state not only in Tajikistan, but in other world countries either. Interpretation of different scientists and researchers dealing with the essence of agrarian policy is presented in the article. Proceeding from the approaches of other scholars, the authors move their own treatment of the category of "agrarian policy" being more specific under the conditions of Tajikistan Republic. According to the authors' suppositions, the efforts aimed at industrialization of the agrarian sector must become a key component of agrarian policy of the state which can be successfully carried out under the conditions of clusterization of agrarian production in the republic.
В современных условиях в Республике Таджикистан возникла острая необходимость в разработке и внедрении адекватной аграрной политики, соответствующей сложившимся в аграрной отрасли условиям. В случае реализации этой политики нельзя забывать, что аграрный сектор страны выступает потенциально мощной отраслью национальной экономики. Сейчас более 73,6 % населения РТ проживают на сельских территориях, почти 61% занятости приходится именно на этот сектор и свыше 21% ВВП страны производится в этом секторе [12, с. 25, 81, 205]. Поэтому развитие аграрного сектора республики должно иметь надлежащее теоретическое обоснование с целью использования имеющегося потенциала (превосходства) и обеспечения продовольственной безопасности.
В связи с этим Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своих посланиях парламенту неоднократно подчеркивал значение аграрного сектора и его роль в развитии национальной экономики, определяя при этом последующие направления и стратегию аграрной политики республики. Так, например, в Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22 декабря 2016 года подчеркивается: «... ответственным лицам, с учетом климатических условий и производственных возможностей каждого региона страны, необходимо принять дополнительные меры для постепенного увеличения посевных площадей хлопка, повышения урожайности и, таким образом, для увеличения
объема производства хлопка, а также улучшения стимулирования аграриев на увеличение производства хлопка и обеспечения предприятий легкой промышленности сырьем» [9].
Этим обусловлена необходимость проведения теоретических и прикладных исследований, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии развития аграрного сектора страны. В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются многочисленные исследования, посвященные данной проблематике. Вопросы развития аграрного сектора и выбора адекватной политики в рамках стран СНГ были исследованы в работах академика И.Н. Буздалова, Л. Абалкина, В.И. Назаренко и др [1; 3; 4;7].
В отечественной науке вопросами обоснования адекватной аграрной политики занимались исследователи Х.Г. Гафуров, Л.Х. Сайидмуродов, Дж.С. Пириев, И.А. Асроров, Х.Б. Рахматов, Р.Р. Кудратов и др. [5;8;11].
Оценка эффективности и результативности аграрной политики предполагает, прежде всего, понимание сущности самого понятия «аграрная политика». Исходя из поставленной задачи, необходим обзор экономической литературы по научному обоснованию исследуемой категории, что, с одной стороны, даст возможность для обоснования авторской трактовки рассматриваемой категории, а с другой, - для раскрытия механизма действующей аграрной политики в республике. Именно это определено в качестве главной задачи настоящей статьи.
В экономической литературе до сих пор нет единого подхода к пониманию сущности аграрной политики. Одни рассматривают её как составную часть общей экономической политики государства, функционально связанную с другими её составляющими: внешнеторговой, промышленной, экологической, социальной и т.д. Другие следуют концепции, согласно которой аграрная политика выступает в качестве политики развития аграрной сферы и стратегии макроэкономического управления. В рамках этой концепции аграрная политика смешивается с продовольственной политикой, ориентированной на социально-экономические вопросы в части потребления продуктов питания; агропромышленной политикой, которая решает совокупность проблем по функциональному взаимодействию сельского хозяйства с торговлей, переработкой, производством средств производства, финансами и кредитом; внешнеторговой аграрной политикой, которая предполагает использование аграрного протекционизма, и др.
Синтез двух рассмотренных концепций выявил, что аграрная политика представляет собой реализацию государством различных принципов, мер и действий в целях обеспечения условий для нормального функционирования аграрного сектора экономики.
В Концепции аграрной политики Республики Таджикистан определено, что аграрная политика - это деятельность государства, направленная на создание хозяйственно-финансовых и политических рамочных условий в аграрном секторе. Она реализуется путем воздействия на происходящие в нём экономические процессы через формы и методы, наиболее действенные в области аграрной экономики [6].
Данное определение аграрной политики дополняет рассмотренные выше, так как здесь определены направления реализуемых государством мер, что выражается в создании хозяйственно-финансовых и политических рамочных условий. Однако данный инструментарий не представлен в плане государственных мер воздействия и невозможно определить его методы и формы.
Более того, в том же программном документе декларируется, что аграрная политика
предусматривает повышение эффективности использования ресурсов, рациональное размещение сельскохозяйственного производства, улучшение обеспечения населения продовольствием, а промышленности - сырьем, стабилизацию рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поддержку и защиту товаропроизводителей агропромышленного комплекса, повышение жизненного уровня сельского населения [6].
Несомненно, концепция аграрной политики направлена на осуществление приведенных мер, являющихся направлениями аграрной политики республики. Однако в рамках этого документа конкретно не установлены способы и механизмы реализации предлагаемых мер. Следовательно, стоит задача по пересмотру логики данной концепции с внесением изменений в формы и методы реализации конкретных мер с учетом сложившейся конъюнктуры в национальной и мировой экономике.
Анализ современной аграрной политики, которая является основополагающим сегментом общей экономической политики, показывает наличие специфической парадигмы между уровнем социально-экономического развития республики и реалиями современного экономического состояния Республики Таджикистан, что затрудняет реализацию основных направлений аграрной политики и ещё раз доказывает необходимость совершенствования её прагматических элементов.
В этих условиях, при осуществлении аграрной политики государства, необходимо выделить следующие основные направления (рис. 1).
Рис. 1. Основные задачи регулирования АПК (разработаны авторами)
Данные подходы, являясь наиболее признанными, не раскрывают конкретных
направлений, мер и задач государства в осуществлении аграрной политики. Более того, не выработаны критерии государственного вмешательства в развитие аграрной отрасли, которые могут быть самыми разными из-за различия в исходных условиях социально-экономического развития.
Сказанное подразумевает общую взаимосвязь с сущностью и содержанием аграрной политики в современных условиях. На наш взгляд, аграрная политика государства в современных условиях должна включать данные элементы, которые связаны с её организацией и реализацией. Более полное понимание сущности аграрной политики требует систематизации этой категории в трактовках некоторых авторов. В данном контексте, исследуя современные публикации, можно выявить следующие дефиниции сущности понятия «аграрная политика» (таблица 1).
Таблица 1. Различные подходы к интерпретации понятия «аграрная политика»
№ ФИО Определение сущности аграрной политики (трактовка) Годы Источник
1. Гайдуцкий П.И. 1. Аграрная политика представляется как «последовательная реализация системы мер для перехода агропромышленного производства из одного состояния в другое. 2. Аграрная политика как совокупность идей, целей, средств и методов формирования и регулирования отношений между городом и деревней и в самой деревне, а главное - решение продовольственного вопроса. 3. Аграрная политика как определение соответствующих целей и ресурсное обеспечение их достижения, установление стратегических приоритетов, дополненных механизмом их обоснованного тактического корректирования». 1999 Доповщна Президентовi Украни Л. Д. Кучмi «Про сощально-полггичш наслвдки зволжання аграрних реформ» / П.1. Гайдуцький
2. Ушачёв И.Г. Аграрная политика - рациональная организация сельского расселения с одновременным формированием конкурентоспособного агропромышленного производства, восстановление производства на всех пригодных для этого угодьях, поддержка формирования материально-технической базы агропромышлен-ного производства, обеспечение условий для значительного повышения доходности сельского хозяйства, формирование условий для создания высокопрофессионального и образованного кадрового потенциала отрасли 2006 Нужны новые подходы к аграрной политике [Текст] / И.Г. Ушачев // АПК: экономика, управление. - №1. - С. 4-12.
3. Шутьков А.А. Научно обоснованная аграрная политика должна быть направлена на разностороннее развитие отраслей АПК, увеличение объемов производства продовольственных товаров, повышение эффективности инноваций и инвестиций 2011 Аграрная политика: социально-экономические проблемы / А.А. Шутьков // АПК: экономика, управление. - № 5. - С. 3-9.
4. Назаренко В.И. 1. Содержание аграрной политики - в экономическом курсе государства при проведении реформ, в системе мер по государственной поддержке и регулированию сельского хозяйства, в том числе с внешнеэкономических позиций, а также в том, в чьих интересах она проводится и должна проводиться. 2. Проблема теории аграрной политики является, с одной стороны, чисто научной с определением основных базовых принципов такой политики (причем на разных ступенях исторического развития и при разных национальных традициях), а с другой стороны, - служит отправной точкой и основой для проведения соответствующей аграрной политики. Причем эта аграрная политика при всей ее специфичности составляет часть общей экономической политики и, плохо это или хорошо, часто - и политической идеологии. 1993 Назаренко В.И. Проблемы развития АПК экономики переходного периода/ НИИТЭИагропро м. — М., — 110 с.
5. Милосер-дов В.В. Аграрная политика как составная часть социально-экономической политики государства, как самостоятельный раздел его общеполитического курса, исходя из огромной роли аграрной сферы экономики в жизни общества, особенностей ее социально-экономической структуры, специфики регулирования экономи-ческих отношений и др. 2002 Аграрная политика России -XX век [Текст] / В.В. Милосердов, К.В. Милосердов. -М. - 544 с.
6. Бруцкус Б.Д. 1. Аграрная политика - система государственных мероприятий, имеющих цель регулировать экономические отношения сельского хозяйства. 2. Аграрная политика - меры по содействию наивысшему развитию производительных сил в сельском хозяйстве и росту экономического благосостояния наиболее широких кругов сельского населения. 1922 Бруцкус, Б. Д. Аграрный вопрос и аграрная политика [Текст] / Б. Д. Бруцкус. - СПб.: Право. - 235 с.
Рассмотренные интерпретации учёных показывают, что на современном этапе аграрная политика, являясь частью экономической политики, направлена на регулирование процессов развития социально-экономических отношений в аграрном секторе экономики.
По мнению украинского исследователя П.И. Гайдуцкого, аграрную политику следует рассматривать исходя из трёх ключевых задач государства. Во-первых, аграрная политика предполагает разработку и реализацию конкретных мер, обеспечивающих стабильность и последовательность развития агропромышленного производства в стране. Во-вторых, аграрная политика должна осуществляться в рамках чётко обозначенных целей, сопутствующих идей, которые способствовали бы обеспечению не только стабильности экономических отношений в контексте продовольственной безопасности, но и на основе территориального разделения труда и высокого уровня концентрации агропромышленного производства. В-третьих, необходима адекватная стратегия, направленная на реализацию идей и достижение поставленных государством целей в части регулирования аграрного сектора экономики.
Полагаем, что данное трёхвариантное обоснование сущности аграрной политики П. И. Гайдуцкого наиболее актуально, так как соответствует условиям осуществления экономических реформ. Однако автором не определяются дальнейшие контуры аграрной политики в условиях постпереходного периода и продолжительных реформ в аграрной сфере, свидетельствующие об отсутствии её стратегических направлений. Однако мы согласны с основополагающей задачей обеспечения продовольственной безопасности.
Тем не менее, возникает ряд проблем, на которые данная концепция не даёт определенного ответа, к которым относятся:
1. Каким образом должна выражаться и из каких элементов состоять система мер государства по регулированию аграрного сектора.
2. Финансовый механизм реализации аграрной политики.
3. Содержание целей, задач и основных идей регулирования.
Как справедливо отмечает академик И.Н. Буздалов по данной проблематике: «К сожалению, в специальной литературе по данной проблеме эта задача пока не находит своего конструктивного и однозначного решения, о чем свидетельствуют расплывчатые, противоречивые определения самого понятия «аграрная политика» [3, с. 12].
Исследуя данный вопрос, российский ученый И.Г. Ушачев конкретно затрагивает меры, осуществляемые в аграрном секторе экономики, и считает, что аграрная политика должна отражать стимулирующие компоненты, к которым относятся: обеспечение конкурентоспособности и поддержка интенсификации сельскохозяйственного производства, создание условий, обеспечивающих повышение доходов аграриев, повышение качества кадрового потенциала.
Безусловно, решение всех этих вопросов являются крайне необходимым и в условиях Республики Таджикистан, так как весь спектр перечисленных проблем сопровождается факторами сдерживания, минимизация которых пока становится невозможной в связи с ограничением финансовых ресурсов республики.
Аналогичной концепции придерживается другой видный учёный, В.И. Назаренко, и, по его мнению, аграрная политика должна иметь стимулирующий характер регулирования сельского хозяйства. При этом он не забывает о необходимости введения протекционистской политики по отношению к сельскохозяйственному производству.
Такой же позиции придерживается и отечественный исследователь Д.С. Юсупов, который отмечает, что аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма [13, с. 41].
Разумеется, применение аграрного протекционизма является одним из главных инструментов аграрной политики. Однако не следует забывать о принципах ВТО и об условиях членства Республики Таджикистан в этой организации (Таджикистан с 2013 года является равноправным членом этой организации). Исходя из этого, аграрный протекционизм имеет свои особенности, которые верно отмечает академик И.Н. Буздалов. Он считает, что «при осуществлении аграрного протекционизма следует обратить особое внимание на две стороны вопроса: во-первых, на ресурсное обеспечение механизма аграрного протекционизма и, во-вторых, с учетом закономерностей рыночной экономики, предопределяющей реальную хозяйственную самостоятельность товаропроизводителей, и их прямой ответственности за результаты своей деятельности, доминирующее значение,
стимулирующее эффективное хозяйствование и исключающее социальное иждивенчество, имеют государственные экономические регуляторы и конкретные протекционистские меры, ориентирующие субъектов рынка на реализацию принципа самофинансирования. Рынок не может, а государство не обязано покрывать убытки, связанные с бесхозяйственностью субъектов рыночных отношений» [4].
Несколько другой позиции придерживается российский ученый В.В. Милосердов, считающий, что аграрная политика выступает одним из основных элементов социально-экономической политики государства. Следует особо выделить концепцию автора в части специфического характера регулирования экономических отношений в аграрном секторе, что имеет свои основы в связи с несколькими обстоятельствами:
- во-первых, аграрному сектору отводится ключевая роль в национальной экономике, так как от его успешного функционирования зависит продовольственная безопасность страны;
- во-вторых, характер производства и его условия имеют специфические особенности, которые и выделяют данный сектор из других секторов экономики.
Исходя из этого, справедливым является мнение ученого Б.Д. Бруцкуса, согласно которому аграрная политика должна содержать в себе меры, обеспечивающие рост производительных сил в сельском хозяйстве. По нашему мнению, именно эффективное функционирование агропромышленного комплекса выступает основной целью аграрной политики современного Таджикистана.
Весьма важным компонентом современной аграрной политики во всех странах мира, в том числе в Республике Таджикистан, является обеспечение продовольственной безопасности страны. Исследуя вопросы устойчивого развития аграрного сектора Республики Таджикистан, видные отечественные ученые Ф.Х. Азизов и Х.У. Умаров отмечают, что продовольственной безопасности в Республике Таджикистан можно достичь двумя путями: либо благодаря полному отказу от импорта продовольствия и реализации курса, направленного на полное продовольственное обеспечение за счет отечественного производства, либо через преимущественное обеспечение населения продовольствием за счет внутренних ресурсов, и некоторую часть продуктов питания, которые менее эффективно производятся внутри страны, обеспечивать за счет импорта [2, с. 181].
Исходя из приведённых выше утверждений, мы предполагаем, что аграрная политика государства должна быть направлена на развитие устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего обеспечению продовольственной безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения. Этого можно достичь в условиях эффективного функционирования аграрного сектора республики.
Таким образом, исследование сущности и содержания аграрной политики показывает, что в современных условиях её рассматривают в контексте общей социально-экономической политики, направленной на регулирование социально-экономических отношений в аграрном секторе национальной экономики. Исследованные констатации дают возможность для формирования авторской трактовки понятия «аграрная политика». По нашему мнению, в условиях Республики Таджикистан аграрная политика представляет собой технологическую систему осуществления государством мер не только с применением прямых инструментов, но и косвенных, направленных на регулирование
агропромышленного комплекса республики, главной целью которого является повышение эффективности функционирования аграрного сектора экономики.
В заключение можно констатировать, что наше авторское определение аграрной политики имеет отличительные особенности, которые заключаются в следующих моментах.
Во-первых, аграрная политика в современных условиях представляет собой технологическую систему мер, направленных на регулирование аграрного сектора экономики. Суть технологической системы заключается в том, что сегодня на уровне аграрного сектора пока полностью не сформированы рыночные отношения. Поэтому в ряде случаев на первый план выдвигаются организационные вопросы. Весомым доказательством данной констатации служит отсутствие элементов и институтов рынка в республике (нет земельного рынка, аграрный рынок деформирован, нет товарных бирж, отсутствуют рентные отношения). В этих условиях технологическая система мер предполагает организационное совершенствование механизма осуществления аграрной политики.
Во-вторых, в современных условиях республики имеет большое значение применение косвенных инструментов. В качестве косвенных инструментов аграрной политики предполагается стимулирование предпринимательской среды. Данные проблемы были подняты в официальном обращении Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли от 25.12.2018, в котором он отмечает: «Своими стратегическими целями мы наметили обеспечение энергетической независимости и эффективное использование электроэнергии, выход страны из коммуникационного тупика и превращение её в транзитную, обеспечение продовольственной безопасности и доступ населения страны к качественному питанию, расширение продуктивной занятости, и в этом направлении осуществляем план перевода экономики страны из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную» [10]. Такой курс экономической политики во многом способствует ускорению процесса индустриализации экономики РТ, в том числе и аграрного сектора.
Ускорение процесса индустриализации предполагает реализацию в агропромышленном комплексе кардинальных мер, среди которых особое место занимает политика кластеризации аграрного сектора. Именно через механизм кластеризации осуществляется косвенное воздействие государства на аграрный сектор, образуя при этом высокую интеграцию и концентрацию сельского хозяйства и промышленности. В аграрном секторе формируется двухуровневая кооперация, которая является важнейшим условием повышения эффективности функционирования аграрного сектора - главной цели аграрной политики республики - и способствует трансформации республики из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную.
Список использованной литературы:
1. Аграрная реформа в России: концепции, опыт, перспективы / Н.И. Кресникова и др. — М. : Энцикл. рос. деревень, 2000. — 431 с. (Науч. тр. / Всерос. ин-т аграр. пробл. и информатики; вып. 4).
2. Азизов Ф.Х., Умаров Х.У. Устойчивое развитие аграрного сектора экономики: монография. - М. : Экономическое образование, 2018. - 212 с.
3. Буздалов, И.Н. Стратегия аграрной политики в переходный период: концепция и основные направления [Текст] / И.Н. Буздалов / Социально-экономические проблемы аграрной политики и развитие агропродовольственных рынков. - М.: Энцикл. рос. деревень, 2002. - 336 с.
4. Буздалов И.Н. Аграрный протекционизм как инструмент государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях / httpfwww.viapi.rudownload/2015/9009.pdf. (Дата обращения: 29.12.2018).
5. Гафуров X., Тагаев И. Таджикистан: проблемы формирования нового сельского хозяйства. - Душанбе, 2001. - 142 с.
6. Концепция аграрной политики Республики Таджикистан. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 года за № 658.
7. Назаренко В.И. Проблемы развития АПК экономики переходного периода / НИИТЭ «Иагропром». — М., 1993. — 110 с.
8. Пириев Дж.С. Региональные проблемы сельскохозяйственного развития Таджикистана /Пириев Д.С. - М. : МАКС Пресс, 2004. - 54 с.
9. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26.12.2018, г. Душанбе. / Режим доступа http://www.president.tj/.
10. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22.12.2016, г. Душанбе / (Режим доступа http://www.president.tj).
11. Рахматов Х.Б. Аграрная реформа и становление рыночных отношений в сельском хозяйстве Республики Таджикистан: дис...д-ра экон. наук: 08.00.05 /Х.Б. Рахматов.-Душанбе, 2009. - 285 с.
12. Статистический ежегодник Республики Таджикистан, 2018. - 482 с.
13. Юсупов Д.С. Социально-экономическая природа личных и подсобных хозяйств и их роль в обеспечении продовольственной безопасности Республики Таджикистан: дис... канд. экон. наук: 08.00.01 /Д.С. Юсупов. -Худжанд, 2012. - 149 с.
Reference Literature
1. Agrarian Reform in Russia: Conceptions, Experience, Prospects // N. I. Kresnikova et alia. -M.: Encyclopedia of Russian Villages, 2000. - 431 pp. - (Scientific Works of the all-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics; issue 4)
2. Azizov F. Kh., Umarov Kh. U. Sustainable Development of Agrarian Sector of Economy: monograph. - M. : Economics Education, 2018. - 212 pp.
3. Buzdalov I. N. The Strategy of Agrarian Policy in Transitional Period: Conception and Principal Streamlines //1. N. Buzdalov. Social-Economic Problems of Agrarian Policy and Development of Agrofood Stuffs Market. - M. : Encyclopedia of Russian Villages, 2002. -336 pp.
4. Buzdalov I. N. Agrarian Protectionism as a Tool of State Regulation of Agriculture under Market Conditions hhtp:/fwww.viapi.rudownload/2015/9009.pdf. (Date of request: 29.12.2018)
5. Gafurov Kh., Tagayev I. Tajikistan: Problems of New Agriculture Formation. Dushanbe, 2011. -142 pp.
6. Conception of Agrarian Policy in Tajikistan Republic. Validated with the Enactment of Tajikistan Republic Government from December 31, 2008, N658.
7. Nazarenko V. I. The Problems of AIC Development Referring to the Economy of Transitional Period // Scientific-Research Institute of Tajik Economy and Agroindustry. -M., 1993. - 110pp.
8. Piriyev Dj. S. Regional Problems of Agricultural Development of Tajikistan / Dj. S. Piriyev. - M.: MAX-Press, 2004. - 54 pp.
9. The Message of Tajikistan Republic President, Leader of Nation Emomali Rakhmon to Majlisi Oli of Tajikistan from 26.12.2018. Dushanbe // Regime of access http:www. president tj.
10. The Message of Tajikistan Republic President, Leader of Nation Emomali Rakhmon to Majlisi Oli of Tajikistan from 26.12.2016. Dushanbe // Regime of access http:www. president tj.
11. Rakhmatov Kh. B. Agrarian Reform and Formation of Market Relations in Agriculture of Tajikistan Republic. Doctoral dissertation in economics: 08.00.05 / Kh. B. Rakhmatov. Dushanbe, 2009. - 285 pp.
12. Statistical Annual of Tajikistan Republic. 2018. - 482 pp.
13. Yusupov D. S. Social-Economic Nature of Personal Subsidiary Households and their Role in Insurance of Food Security in Tajikistan Republic: candidate dissertation in economics: 08.00.01 //D. S. Yusupov. Khujand, 2012. - 149pp.