4. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Формирование системы глубокой переработки отходов промыш-ленно-производственных подсистем АПК // Агротехника и энергообеспечение. 2015. № 3. С. 185.
5. Смольянинова И.В., Ахмедова О.И., Мамедов Ф.М. Формирование и развитие агропродоволь-
ственного рынка // Территория науки. 2013. № 4. С. 83-89
6. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Механизм управления бытовыми отходами в рамках системы экологически безопасных технологий утилизации // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2015. № 3 (12). С. 181.
7.2. Республика Беларусь
АГРАРНАЯ НАУКА И ПОДГОТОВКА КАДРОВ КАК ПЕРВИЧНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА
Сайганов А.С., д.э.н., проф., зам. дир., Запрудская Т.А., к.э.н., доц., зав. сектором Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
Формирование и развитее кадрового потенциала аграрной науки, ориентированного на систему государственных научно-технических приоритетов, является важнейшей задачей в современных условиях. В настоящее время отделение аграрных наук Национальной академии наук Беларуси представлено 36 различными организациями, в том числе 5 научно-производственными центрами (по продовольствию, земледелию, животноводству, картофелеводству и плодоводству, механизации сельского хозяйства), а также их дочерними и унитарными предприятиями, зональными институтами, областными опытными сельскохозяйственными станциями и др.
Так, по состоянию на 31.12.2015 г. в отделении аграрных наук списочная численность персонала занятого научными исследованиями и разработками составляла 2400 чел., в том числе исследователей - 1269 (52,9%), среди которых - 61 доктор наук (4,8 %) и 429 кандидатов наук (33,1%). Сконцентрированный в отделении научный потенциал осуществляет научные исследования по актуальным проблемам в соответствии с Государственной программой научных исследований «Качество и эффективность агропромышленного производства» подпрограмма 1 «Экономика АПК на 2016-2018 гг.» и Государственной научно-технической программой «Агропромкомплекс на 2016-2020 гг.» подпрограмма «Агропромком-плекс - эффективность и качество». Кроме того, изыскания также проводятся по различным отраслевым научным программам и отдельным проектам.
Необходимо отметить, что исследования как по фундаментальной, так и по прикладной тематике организациями отделения аграрных наук выполняются на достаточно высоком уровне. Только в Институте системных исследований в АПК создан ряд экономических раз-
работок, результаты которых используются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Межправительственным советом по вопросам АПК СНГ, Евразийской экономической комиссией ТС и ЕЭП, что подтверждено соответствующими справками и актами. Практическая реализация научных разработок данного Института способствует сбалансированности функционирования национального рынка продукции АПК, рациональному использованию экспортного потенциала, что позволяет увеличить объемы экспорта продукции на 20-25%, положительное внешнеторговое сальдо на 30-35%. К примеру, внедрены рекомендации по эффективному формированию и устойчивому функционированию региональных продуктовых рынков с учетом задач целевого роста объемов производства и сбыта продукции, использование которых позволяет стабилизировать продовольственный рынок, повысить обеспеченность продовольствием за счет собственного производства до 85% от общей потребности, снизить уровень импорта продовольствия и сырья до 17%, а также увеличить объемы экспорта до уровня 30% во внутреннем продовольственном обороте. В совокупности это способствует достаточному уровню высококачественного и сбалансированного питания населения, а также проведению активной внешней политики на мировом аграрном рынке.
Следует подчеркнуть, что в целом дальнейшее развитие отраслевой аграрной науки осуществляется в контексте проекта Программы совершенствования научной сферы Республики Беларусь, которая была разработана во исполнение пункта 1 протокола поручений Президента Республики Беларусь, данных 5 августа 2013 г. на совещании по вопросам развития научной сферы в Республике Беларусь, от 4 сентября 2013 г. № 16 и распоряжения
Премьер-министра Республики Беларусь от 18 сентября 2013 г. № 252р.
Вместе с тем в соответствии с разработанной Государственной программой «Развитие аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы» [1], перед белорусской аграрной наукой поставлены следующие важнейшие задачи:
- перевести на новый качественный уровень селекцию растений. Сорта сельскохозяйственных культур должны быть нового уровня и обеспечивать урожайность в условиях соблюдения комплекса агротехнических требований по их возделыванию: зерновых - около 100 ц/га, картофеля - 500 ц/га, сахарной свеклы - более 800 ц/га и адекватную продуктивность других культур. При этом каждый сорт по качественным параметрам должен соответствовать своему целевому назначению;
- разработать новые формы минеральных удобрений с высоким коэффициентом усвоения элементов питания растениями, усовершенствовать методы их внесения в целях повышения уровня окупаемости;
- создать улучшенную белорусскую породу молочного скота, используя лучший зарубежный генофонд, корова которой должна давать на 100 кг живого веса 1500 кг молока при затратах на 1 л 0,8-0,9 корм. единиц. Более активно следует развивать исследовательские работы по мясному скотоводству. Новая отечественная порода свиней должна быть как минимум в 1,5 раза продуктивнее нынешней и на 1 кг привеса требовать не более 3 полноценных кормовых единиц;
- совершенствовать систему племенной работы. В каждом хозяйстве необходимо сформировать высокопродуктивные породные стада для полного удовлетворения внутренних потребностей страны. Значительную перспективу должен представлять экспорт племенной продукции, поскольку спрос на молодняк КРС белорусских племпредприятий достаточно высок и экономически выгоден;
- создать и внедрить высокоэффективные машины и агрегаты, позволяющие реализовать новые ресурсосберегающие технологии.
Реализация поставленных задач предъявляет более высокие требования к профессиональному мастерству и квалификации работников. Поэтому ключевым фактором развития аграрной экономики должно являться обеспечение сельскохозяйственных организации высококвалифицированными руководителями и специалистами, кадрами механизаторов, операторами машинного доения. В этой связи стратегические направления кадровой политики в
АПК будут заключаться в обеспечении повышения качества подготовки специалистов АПК, способных работать в условиях инновационного производства; перехода учреждений образования на практико-ориентированный процесс обучения; модернизации трудового законодательства, направленного на расширение полномочий и личной материально ответственности руководителей за конечные результаты работы сельскохозяйственных организаций; формирования нового типа труженика села как с профессиональной, так и психологической позиции и др.
Качественные изменения в составе трудовых ресурсов диктуются развитием науки и техники, что приводит к изменениям в организации и управлении производством, росту требований к профессиональному мастерству и квалификации работников. Развитие технических средств в настоящее время осуществляется путем совершенствования традиционного автоматического оборудования, а также внедрения в производство и постоянного развития компьютеризированной техники. Изменения технико-организационного характера труда в результате его автоматизации и компьютеризации обусловливает использование труда высококвалифицированных рабочих, обладающих знаниями устройства машин и технологии производственного процесса, принимающие управленческие решения.
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций высококвалифицированными руководителями и специалистами, кадрами механизаторов - ключевой фактор развития сельской экономики. Эффективность работы аграрного сектора в основном зависит от работы кадров. Они сегодня обладают высоким уровнем общей культуры, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способны внедрять новые технологии и организационные структуры производства. Но они все еще находятся в сложных социально-трудовых отношениях. Учебными заведениями подготавливается достаточное количество специалистов и квалифицированных рабочих.
Решение проблемы повышения качества подготовки руководителей и специалистов, рост производительности труда должны стать составными частями процесса модернизации производственных отношений в экономики, повышения благосостояния сельского населения. В связи с этим подготовка кадров в АПК будет включать следующие меры:
- повышение качества подготовки специалистов АПК, способных работать в условиях модернизированного производства. Она возможна на основе конкурсного отбора аби-
туриентов, что будет способствовать повышению престижности сельскохозяйственного труда, более сознательному подходу к выбору профессии, отсеву лиц с низким образовательным и интеллектуальным потенциалом;
- переход учреждений образования на практико-ориентированнный процесс обучения, направленный на обеспечение соответствия всех сформированных компетенций молодых специалистов потребностям сельскохозяйственного производства путем более глубокого познания производственных процессов, как в отечественных организациях, так и в зарубежных странах;
- модернизация трудового законодательства, направленного на расширение полномочий и личной материальной ответственности руководителей, специалистов и работников массовых профессий за конечные результаты работы сельскохозяйственных организаций;
- руководящим принципом производственно-экономической деятельности трудового коллектива предприятия должно быть получение максимальной суммы добавленной стоимости и ее оптимальное распределение на
фонд накопления и фонд благосостояния трудового коллектива;
- формирование стабильных трудовых коллективов сельскохозяйственных организаций, способных к высокопроизводительному труду, обеспечивающих эффективность агропромышленного производства и его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, создание трудовым коллективом своего юридического лица;
- формирование нового типа труженика села как с профессиональной, так и с психологической позиции;
- снижение уровня безработицы на селе, в том числе скрытой, путем создания дополнительных рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, развития малого и среднего бизнеса.
Источник
1. Государственная программа «Развитие аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 196 от 11.03.2016 г., Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 23 марта 20165 г. № 5/41842.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ
Почтовая И.Г., к.э.н., доц., ведущий науч. сотр. Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
Важная роль при формировании эффективной методологической базы управления качеством продукции принадлежит принципам, как основополагающим правилам при построении действенного механизма организации производства продукции, отвечающей установленным требованиям качества и безопасности. Значимость данного аспекта в полной мере характерна и для отрасли сельского хозяйства, которое является базовым звеном в формировании качества и конкурентоспособности готовых продуктов питания. При этом управление качеством продукции в сельском хозяйстве носит опосредованный характер, так как объектом управления являются факторы и условия, влияющие на формирование тех или иных потребительских и технологических свойств, что усложняет данный процесс.
На основе проведенных исследований нами определены особенности методологии формирования принципов управления качеством продукции применительно к АПК, которые заключаются в следующем:
- процесс управления качеством продукции охватывает несколько уровней, и
принципы должны предусматривать создание такого механизма регулирования качества, который направлен на реализацию интересов всех субъектов продовольственной цепи;
- для эффективного влияния на определенные показатели качества продукции следует применять различные по характеру воздействия факторы, в связи с чем принципы управления качеством должны учитывать комплексный характер их влияния на процесс производства;
- динамичный характер требований к качеству продукции определяет необходимость формирования организационно-экономических условий производства и реализации продукции, обеспечивающих возможность быстрого реагирования на их изменения;
- постоянно изменяющиеся условия производства и реализации продукции обусловливают непрерывность совершенствования системы принципов управления качеством, направленного на их актуализацию с целью соответствия требованиям внешней и внутренней среды производства.
Важными принципами управления каче-