Научная статья на тему 'Глобализация методологии разработки программных бизнес-инструментов Беларуси и России'

Глобализация методологии разработки программных бизнес-инструментов Беларуси и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. К. Жудро, Н. В. Жудро

В статье на основе собственного авторского опыта, а также выполненных сравнительных аналитических, экспериментальных и экспертных композитных страновых исследований современной экономической практики применения компьютерных программ разработки бизнес-плана перспективного развития экономики организации с целью принятия инвесторами, менеджерами, специалистами эффективных управленческих решений в условиях глобализации мировой экономики обоснована необходимость активизации интеграции страновой методологии подготовки соответствующих программных комплексов для субъектов бизнеса Беларуси и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization of methodology of development of programme business- instruments of Belarus and Russia

The article bases the necessity of activization of integration of country methodology of preparation of corresponding programme complexes for business subjects of Belarus and Russia. We have examined our own experience and conducted comparative analytical, experimental and expert composite country research of modern economic practice of application of computer programmes of the development of business-plan of prospective development of organization economy with the aim of making efficient managerial decisions by investors, managers and specialists, in the conditions of world economy globalization.

Текст научной работы на тему «Глобализация методологии разработки программных бизнес-инструментов Беларуси и России»

5. Жалнин, Э. В. Расчет основных параметров зерноуборочных комбайнов / Э. В. Жалнин. - М.: ВИМ, 2001. - 146 с.

6. Жалнин, Э. А. Стратегия перспективного развития механизации уборки зерновых культурт / Э. А. Жалнин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2004. - № 9. - С. 3-16.

7. Клочков, А. В. Зерноуборочные комбайны: возможности энергоресурсосбережения / А. В. Клочков // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 1995. - № 6. - С. 12-21.

8. Клочков, А. В. Перспективы совершенствования парка зерноуборочных комбайнов в Республике Беларусь / А. В. Клочков, П.-Л. Штотц // Вестник БГСХА. - 2007. - № 3. - С. 101-105.

9. Клочков, А. В. Сравнительная оценка зерноуборочных комбайнов по удельным энергетическим показателям / А. В. Клочков // Вестник БГСХА. - 2006. - № 2. - С. 112-115.

10. Клочков, А. В. Результаты работы лучших комбайнеров-победителей «Дажынак-2007/2008» / А. В. Клочков // Белорусское сельское хозяйство. -2009. - № 2. - С. 60-63.

11. Клочков А. В. Результаты работы зерноуборочных комбайнов в 2009 г. / А. В. Клочков // Белорусское сельское хозяйство. -2010. - №3. - С. 35-36.

12. Клочков, А. В. Показатели использования зерноуборочных комбайнов в 2010 г. / А. В. Клочков // Белорусское сельское хозяйство. - 2010. - №11. - С. 34-36.

13. Клочков А.В. Анализ парка зерноуборочных комбайнов в хозяйствах Гродненского района / А. В. Клочков, Н. П. Филиппова // Наше сельское хозяйство - 2010. - № 11. - С. 82-87.

14. Клочков А. В. Рейтинговая оценка работы зерноуборочных комбайнов в условиях Республики Беларусь / А. В. Клочков, Б. М. Шундалов // Вестник БГСХА. - 2011. -№1. - С.15-20.

15. Шундалов Б. М. Парк зерноуборочных комбайнов Беларуси: состояние и перспективы / Б. М. Шундалов, А. В. Клочков // Экономический бюллетень. - 2011. - №9. - С. 44-50.

16. Клочков, А. В. Стратегия регионального формирования парка зерноуборочных комбайнов / А. В. Клочков, Б. М. Шундалов // Вестник БГСХА. - 2011. - №4. - С. 119-125.

17. Клочков, А. В. Комбайны любят счет / А. В. Клочков, Б. М. Шундалов // Белорусское сельское хозяйство. - 2012. - №3. - С. 78-81.

УДК 339.137:631.3:330.143

М. К. ЖУДРО, Н. В. ЖУДРО ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ БИЗНЕС-ИНСТРУМЕНТОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

(Поступила в редакцию 14.06.14)

В статье на основе собственного авторского опыта, а The article bases the necessity of activization of integration

также выполненных сравнительных аналитических, экспе- of country methodology of preparation of corresponding pro-

риментальных и экспертных композитных страновых ис- gramme complexes for business subjects of Belarus and Russia.

следований современной экономической практики примене- We have examined our own experience and conducted compara-

ния компьютерных программ разработки бизнес-плана tive analytical, experimental and expert composite country re-

перспективного развития экономики организации с целью search of modern economic practice of application of computer

принятия инвесторами, менеджерами, специалистами эф- programmes of the development of business-plan of prospective

фективных управленческих решений в условиях глобализа- development of organization economy with the aim of making

ции мировой экономики обоснована необходимость активи- efficient managerial decisions by investors, managers and spe-

зации интеграции страновой методологии подготовки со- cialists, in the conditions of world economy globalization. ответствующих программных комплексов для субъектов бизнеса Беларуси и России.

Введение

Анализ научной литературы свидетельствует о преимущественном применении специалистами планово-экономических отделов организаций АПК при разработке бизнес-планов традиционных технических средств и программных продуктов: калькулятор, компьютер и офисное приложение Excel. Такая технология составления бизнес-плана коммерческих организаций АПК не обеспечивает оперативную многовариантную его разработку и перманентную коррекцию его параметров с целью оценки последствий потенциальных изменений в агробизнесе для предприятия, обусловленных не только факторами внутренней его среды, конъюнктуры рынка продовольственных товаров, но и возможными рисками стагнации, рецессии, турбулентности в мировой экономике.

Поэтому в настоящее время наиболее востребованными на практике среди инвесторов, менеджеров, специалистов предприятий стран СНГ являются те программные продукты, которые позволяют обосновывать и принимать эффективные инвестиционные, производственные и финансовые экономические решения по развитию агробизнеса в условиях активизации создания Евразийского экономического пространства.

Анализ источников

Теоретическими основами исследования послужили работы экономистов - аграрников, опубликованные как в белорусских, так и в иностранных научных изданиях, а также материалы конференций, электронные ресурсы, статистические данные.

Методы исследования

При проведении исследования использовались общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, аналогия, индукция, дедукция), метод сравнения и др.

Основная часть

В ходе исследований современной практики подготовки специалистов экономического профиля в высших учебных заведениях Республики Беларусь установлено, что более квалифицированные из них (то есть более конкурентоспособные) получают преимущественно распределение и успешно работают в качестве главных, ведущих экономистов, менеджеров в различных сферах экономической деятельности субъектов бизнеса:

- на крупных государственных и частных предприятиях: а) 1-ой сферы АПК (инвестирование, производство, финансирование, маркетинг, логистика и реализация агротехнических ресурсов, агро-технологий и др.); б) И-ой сферы АПК (сельскохозяйственное производство) и в) Ш-ей сферы АПК (переработка, хранение, логистика, маркетинг и реализация продовольственных товаров, технический и технологический сервис, организаций АПК и учреждения научного и информационного обеспечения, социальной инфраструктуры на селе, агротуризм и др.);

- в планово-экономических, финансово-экономических, инвестиционных организационно-административных подразделениях государственных местных и республиканских органов управления, а также различных бизнес-структур на рынках продовольственных товаров, агротехнических ресурсов, аг-ротехнологий, агроинвестиций, агрокредитов, агросервиса, агроинжиниринга (агроконсультирования), агротуризма и др. ;

- в государственных и частных учреждениях высшего и среднего образования и науки экономического профиля.

Характеризуя «географию» профессиональной деятельности специалистов экономического профиля, следует констатировать возрастание ответственности белорусских вузов за качественную подготовку студентов.

Так как глобальные процессы: а) активизации внедрения инновационных и информационных технологий в процессы производства, хранения, переработки и реализации конкурентоспособных агро-продовольственных товаров на высоконасыщенных сегментах мирового рынка продовольственных товаров; б) углубления интеграционных процессов в странах СНГ, в мировой экономике; в) создания глобальных и региональных кластерных и холдинговых агроформирований; г) диверсификации экспорта продовольствия в условиях роста факторов инвестиционной и финансовой нестабильности в мировой экономике требуют совершенствования системы подготовки руководителей и специалистов для АПК Республики Беларусь, и в первую очередь экономистов.

В этих условиях подготовка экономистов-аграрников в соответствии с современными требованиями развития АПК Республики требует разработки нового поколения учебных планов, программ, учебных пособий, позволяющих успешно реализовывать на практике конкурентоспособной национальной аграрной политики, базирующейся на концепции многофункциональной роли аграрного производства в национальной экономике, целью которой является обеспечение продовольственной безопасности, создание привлекательных высокодоходных рабочих мест в агрогородках и других сельских населенных пунктах; обеспечение мотивированного (не менее среднереспубликанского) уровня доходов и степени занятости сельского населения при устойчивом росте национальной экономики, положительного баланса во внешней торговле продовольствием и агроуслугами; гармоничное и устойчивое развитие агробизнеса и сельских территорий; сохранение и улучшение национального природного ландшафта; создание условий для относительно равномерного размещения сельских населенных пунктов в республике.

Приведенные выше обстоятельства позволяют констатировать, что подготовка экономистов-аграрников в учреждениях высшего образования по призвана концентрировать учебный процесс на получении выпускниками профессиональных знаний и компетенций квалифицированно решать новые следующие экономико-управленческие задачи: обосновывать и проводить в жизнь маркетинговую стратегию и тактику конкурентоспособного функционирования организации АПК не только на национальном, но и мировом рынках агропродовольственных товаров; осуществлять эффективное бизнес-планирование и управление перспективными и текущими планами организаций АПК в условиях роста международной конкуренции, интеграции и глобализации мирового аграрного рынка; формировать привлекательный микроэкономический глобальный инвестиционный, социально-экономический и агроэкологический климат организации; формировать и реализовывать не эффективный, как принято в настоящее время, а конкурентоспособный агроменеджмент организаций АПК; разрабатывать и применять эффективные инструменты привлечения и использования профессионального потенциала, не высококвалифицированных в рамках национальной экономики, а высококонкурентоспособных специалистов с позиции требований международной конкуренции на мировом

рынке труда; разрабатывать и осуществлять эффективную маркетинговую деятельность организации на национальном и зарубежном рынках продовольственных товаров; организовывать и проводить квалифицированную актуальную экономическую экспертизу конкурентоспособности инвестиционной, производственной, финансовой и маркетинговой и др. деятельности организаций АПК.

При этом важно также отметить, что успешное решений сформулированных выше задач в сфере подготовки специалистов для АПК, предполагает учет процессов углубления интеграции национальных экономик Беларуси и России. В частности, исследования мировой практики эффективной страно-вой интеграции свидетельствуют о необходимости ускорения процессов формирования глобальной (единой) информационной инфраструктуры для субъектов бизнеса, которая способствует углублению и повышению эффективности институционального, рыночного, социально-экономического взаимодействия двух государств. Только в этих условиях реализация фундаментальных инструментов межгосударственного микроэкономического регулирования формирования и развития единого информационного пространства позволяет субъектам бизнеса обосновывать и принимать более взаимовыгодные инвестиционные, финансовые, маркетинговые управленческие решения. В этой связи особое значение для инвесторов, предпринимателей, менеджеров компаний приобретает информатизация бизнес-процессов, связанных с ключевыми факторами ее рыночного успеха в условиях усиления динамики изменчивости внешней среды. Это обусловлено в большей мере усилением неопределенности экономической составляющей макросреды, определяющей общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конкуренции - экономических условий, в которых работает компания. В настоящее время наиболее нестабильные следующие ее параметры: темпы инфляции, размер процентной ставки, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, волатильность цен и заработной платы и др. Изменения этих макроэкономических показателей влияют на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, определяют инвестиционную политику, уровень цен, и как следствие, на прибыльность и жизнеспособность компаний.

Для того чтобы такого рода проблемы компании можно было оперативно предупредить или устранить сразу после их появления в современных условиях неопределенности внешней среды, необходимы адекватные программные бизнес-инструменты обоснования, количественного определения и перспективного планирования системы актуальных и достоверных показателей, которые позволят тотально и перманентно оценивать уровень эффективности и конкурентоспособность ее функционирования. Например, к таким бизнес-инструментам можно отнести сбалансированную систему показателей эффективности (Balanced Scorecard - BSC), которая является самым масштабным и наиболее эффективным инструментом стратегического планирования в области информационных технологий.

Balanced Scorecard (BSC) - это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ключевых показателей, учитывающих все существенные аспекты ее деятельности (финансовые, производственные, маркетинговые и т. д.). Концепция Balanced Scorecard была разработана американскими экономистами - директором исследовательского центра Norlan Norton Institute Дэвидом Нортоном (David Norton) и профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Robert Kaplan) - и представлена широкой публике в 1992 г.

По результатам опроса двухсот успешных компаний в более чем 20 странах мира, проведенного в 2001 г. английской компанией Business Intelligence, 57 % опрошенных фирм используют при управлении Balanced Scorecard. А по данным компании Balanced Scorecard Collaborative (основанной Д. Нортоном и Р. Капланом), на конец 2002 г. более половины фирм, входящих в список пятисот крупнейших фирм мира, который составляется авторитетным журналом «Fortune» (в частности, компании AT & T, Dell, Compaq, Motorola, Siemens), внедрили у себя эту систему. В основе BSC лежат так называемые «ключевые показатели эффективности», или KPI (Key Performance Indicator). Ключевое отличие сбалансированной системы показателей эффективности от произвольного набора показателей заключается в том, что все KPI, входящие в сбалансированную систему, во-первых, ориентированы на стратегические цели предприятия и, во-вторых, взаимосвязаны и сгруппированы по определенным признакам.

В нашей стране статистики использования предприятиями BSC нет, но многие конкурентоспособные предприятия уже внедряют либо отдельные элементы или в целом эту систему.

Позитивно характеризуя практику внедрения белорусскими предприятиями программных бизнес-инструментов обоснования, количественного определения и перспективного планирования системы актуальных и достоверных показателей, которые позволят наиболее полно оценить уровень эффективности и конкурентоспособность ее функционирования, следует отметить наличие страновых как технических, так и методологических их различий.

Эти различия выступают существенными ограничениями реальной интеграции бизнес-деятельности белорусских предприятий стран СНГ. В этой связи особую значимость приобретает

оценка тенденций существующей практики гармонизации разработки и использования предприятиями Беларуси и России бизнес-инструментов в своей экономической деятельности.

Результаты исследований реальных процессов в экономике АПК стран ЕС, США, Китая и др. свидетельствуют, что генерирование инициативы и разработка инновации в современном высокотехнологическом, высококонкурентоспособном бизнесе в условиях глобализации мировой экономики возможно исключительно на активном использовании современных информационных технологий, т. к. любая инициатива в области инноваций практически невозможна в современном бизнесе без использования адекватных информационных технологий.

В этой связи следует отметить, что наиболее востребованными на практике среди инвесторов, менеджеров, специалистов предприятий стран СНГ являются программные продукты обоснования целесообразности и эффективности принятия ими инвестиционных, производственных и финансовых решений.

Такого рода инструменты, как компьютерные программы автоматизации составления бизнес-плана развития организации являются в настоящее время очень актуальными и востребованными. Это обусловлено тем, что любое управленческое решение, принимаемое инвесторами, менеджерами. специалистами предприятий на основе данных бизнес-плана, обеспечивает получение определенных преимуществ в конкурентной среде ведения агробизнеса. При грамотном внедрении и использовании автоматизированных систем планирования, у предприятия повышается управляемость, снижается влияние человеческого фактора, повышается оперативность и достоверность информации, важной для принятия ключевых решений.

Программные комплексы разработки бизнес-плана развития организации предназначены для автоматизированного создания производственных программ развития ее экономики, учитывая все условия хозяйствования, сложившиеся в определенной внешней среде. Для формирования этих программ используется нормативно-справочная информация, которая находится в справочниках: справочник товарно-материальных ценностей, прейскуранты, справочники (данные) и справочники (простые) и необходима для обоснования и расчета всех плановых параметров, индикаторов, показателей ключевых разделов бизнес-плана. Также предоставлена возможность автоматического формирования некоторых справочников, используя механизм импорта из учетных программ.

Современная практика составления бизнес-плана свидетельствует о существенном их усилении. Это обусловлено тем, что современный бизнес-план представляет собой сложную разработанную и обоснованную инвесторами, руководителями и специалистами организаций программу развития своего бизнеса на перспективу и представленную в виде системы технических, технологических, экономических и финансовых параметров, характеристик, критериев и содержащую необходимый правовой и организационно-экономический сценарий и механизм ее реализации.

Разработка бизнес-плана в современных условиях обусловлена его востребованностью в следующих случаях: для обязательной презентации руководителями, специалистами организаций развития своей экономики на перспективу при получении как традиционных коммерческих, так и новых овердрафтных кредитов, заключении с партнерами по бизнесу масштабных, долгосрочных взаимовыгодных контрактов, создании совместных предприятий и т. д.; для аргументации руководителями, специалистами организаций эффективного использования средств государственной поддержки и презентации развития своей экономики на перспективу государственным органам управления при получении субсидий, дотаций в рамках отраслевых программ и участия в реализации Государственных программ частно-государственного партнерства; для аргументации и презентации руководителями, специалистами организаций развития своей экономики на перспективу при инициировании и разработке предложений по привлечению отечественных и иностранных инвестиции в экономику своей организации.

При этом алгоритм составления бизнес-плана коммерческих организаций должен учитывать современные тенденции в развитии национальной и мировой экономике: рост производительности и стоимости ресурсов, вовлекаемых в процесс производства продукции с целью определения более точного их расхода на единицу продукции, оптимального их соотношения, повышения репрезентативности расчетных данных; потенциальную возможность альтернативного использования инвестиционных, производственных, финансовых ресурсов в процессе производства и реализации продукции, предполагающую оптимальное обоснование значений всех плановых параметров бизнес-плана коммерческой организации в процессе его практической реализации; рост предпринимательской, финансовой, технической, технологической, социально-экономической неопределенности в развитии национальной и мировой экономике, которая предполагает перманентную адекватную коррекцию всех плановых параметров бизнес-плана коммерческой организации в процессе его практической реализации; усиление воздействия как глобальных, так и региональных интеграционных процессов на эффективность функционирования бизнеса, экономику предприятия. Удовлетворение приведенных выше возрастающих требований к ведению бизнеса возможно только на основе гармонизации страновых методологий разработки и применении единых современных продуктов информационных технологий.

Сформулированные выше условия в полном объеме относиться и к эффективному развитию интеграционных процессов в агропромышленном комплексе Беларуси и России.

Констатируя необходимость глобализации методологии бизнес-планирования, следует заметить, что результаты анализа методического инструментария составления бизнес-планов в АПК исследуемых двух стран позволили выявить наличие как идентичности, так различий в реальной практике обоснования и составления экономически обоснованного, добротного бизнес-плана коммерческих организаций АПК:

Общим в процессе составления бизнес-планов предприятиями Беларуси, России можно считать преимущественное использование в настоящее время специалистами планово-экономических отделов хозяйства традиционных технических средств и программных продуктов: калькулятор, компьютер и офисное приложение Excel [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Такая технология составления бизнес-плана коммерческих организаций АПК не обеспечивает оперативную многовариантную разработку бизнес-плана и перманентную коррекцию принимаемых экономических решений с целью оценки последствий потенциальных изменений в бизнесе для предприятия на основе оценки соотношения издержек и потенциальных результатов указанной коррекции и возможных рисков стагнации, рецессии доходов предприятия. Организации АПК заключают договоры на составление бизнес-плана с коммерческими фирмам (аутсор-тинг), используя традиционные технические средства и программные продукты: калькулятор, компьютер и офисное приложение Excel. Такой технологии составления бизнес-плана коммерческих организаций АПК присущи вышеназванные недостатки и плюс хозяйство несет дополнительные затраты на аутсорсинговые услуги. Наряду с идентичными подходами к составлению бизнес-планов в Беларуси и России имеют место и различия, которые заключаются в том, что в этих странах разработаны самостоятельные программные продукты для автоматизированного их обоснования.

В Беларуси разработан специалистами УП «ГИВЦ Минсельхозпрода» и в 2010 г. с участием авторов статьи была проведена опытная апробация эксплуатации Программного комплекса автоматизации разработки бизнес плана развития сельскохозяйственной организации «Нива-БЦ» в организациях АПК. В настоящее время осуществляется дальнейшая работа с сельскохозяйственными организациями по его распространению [7].

Применение в практике разработки бизнес-планов коммерческих организаций АПК Программного комплекса автоматизации разработки бизнес плана сельскохозяйственной организации «Нива-БП» (Типовой программный комплекс «НИВА» в дальнейшем ТПК «Нива-БП») позволяет руководителям и специалистам хозяйств самостоятельно без дополнительных затрат разрабатывать оптимальную стратегию ее развития, выполнять коррекцию всех без исключения входных и выходных параметров процессов производства, реализации продукции и оперативно, перманентно использовать его в процессе обоснования и принятия управленческих решений.

Во многом схожая практика самостоятельной разработки фермерами США бизнес-плана производства сельскохозяйственной продукции, используя специальные информационные технологии. Так, в процессе управления сельскохозяйственной фермой для определения целей (как производственных, так и финансовых) и оценки, насколько существующая практика производства соответствует этим целям, используют так называемые программные продукты «Рабочие Тетради». Они позволяют производителям изучить правильное направление производства для успешного достижения намеченных целей.

Следовательно, можно утверждать, что современный менеджер, специалист это тот, кто может профессионально работать на компьютере, владеет как стандартными, так и специальными компьютерными программными продуктами и постоянно усиливает свою профессиональную компьютерную грамотность.

На практике же это аксиомное требование в настоящее время в полном объеме не выполняется в процессе подготовки специалистов в белорусских вузах. При этом эта проблема касается не только менеджеров, специалистов предприятий, но, к большому сожалению, и преподавателей средних, высших учебных учреждений. И, как следствие, в процессе проведения учебных занятий имеет место низкий процент выполнения профессиональных расчетов с помощью использования тех или иных специализированных компьютерных программ. Вместо этого студенты чаще всего выполняют разрозненные расчеты, используя архаичные технологии. Особо остро эта проблема стоит перед преподавателями, которые преподают специальные дисциплины: производственные технологии, статистика, анализ хозяйственной деятельности, экономика предприятия, организация производства, менеджмент, организация и оплата труда, внешнеэкономическая деятельность, планирование, инвестиционное проектирование и т.д. И как результат не всем менеджерам, специалистам организаций АПК удается осуществлять рентабельное хозяйствование. Так, в и 2013 г. рентабельность остается самой низкой в народном хозяйстве Беларуси, а отдельные сельхозорганизации завершают производственный год с убытками. В России также осуществляется практика разработки и внедрения аналогичных программных продуктов по составлению бизнес-плана организаций АПК. В качестве примера может служить разработанный учеными и специалистами г. Белгорода Программный продукт «АгроХол-динг» на платформе «1С: Предприятие 8» [8].

Этот Программный продукт «АгроХолдинг» представляет собой глобальное решение для ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета на предприятиях сельскохозяйственного направления. Программный продукт разработан на платформе «1С: Предприятие 8» и является дополнением к типовой конфигурации фирмы «1С» «Управление производственным предприятием» с сохранением всех типовых механизмов и возможностей данной конфигурации.

Программный продукт «АгроХолдинг» включает следующие подсистемы и модули: технико-экономическое планирование деятельности растениеводства; оперативное планирование и учет сельскохозяйственных работ; учет затрат при выполнении механизированных и ручных работ в растениеводстве на основе документов «Учетный лист тракториста-машиниста», «Путевой лист автомобиля», «Учетный лист труда и выполненных работ»; модуль расширения типовых функций учета «Управление производственным предприятием» для применения в сельском хозяйстве; модуль обмена с географической системой «Панорама-Агро».

Бухгалтерский и налоговый учет ведется в соответствии с действующим законодательством. Программный продукт «АгроХолдинг» первоначально поставляется в виде с^файла поставки, предназначенного для обновления типовой конфигурации «Управление производственным предприятием». Обновление конфигурации пользователем производится по обычной схеме через механизм поддержки.

Программный продукт является защищенным и содержит фрагменты кода, не подлежащие изменению пользователем. Защищены общие модули подсистемы «Оперативный учет и планирование сельскохозяйственных работ». Данное руководство необходимо рассматривать как дополнение к руководству по конфигурации «Управление производственным предприятием».

В ходе синтетического анализа белорусского Программного комплекса автоматизации разработки бизнес плана сельскохозяйственной организации «Нива-БП» (Типовой программный комплекс «НИВА» в дальнейшем ТПК «Нива-БП») и российского (г. Белгорода - Россия) Программного продукта «АгроХолдинг» на платформе «1С: Предприятие 8» установлена большая идентичность методических и информационных алгоритмов разработки бизнес-плана организаций АПК. вместе с тем это важнейший бизнес-инструмент содержит различные методики и алгоритмы.

В частности, программный продукт России по сравнению с программным продуктом Беларуси имеет больше инструментальных менеджерских возможностей для специалистов АПК. Так, он позволяет рассчитывать и импортировать отдельные управленческие таблицы для удовлетворения запросов руководителей и специалистов не только в рамках бизнес-плана, но и в оперативном формате управлении экономической деятельностью хозяйств. Вместе с тем вкладка «Управление производственными процессами на предприятии» в российский программный продукт не содержит раздел «производство» (переработка), который имеется в программном продукте Беларуси. Плохо представлены в российском программном продукте информационные инструменты управления процессами в животноводстве.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что проведенная сравнительная экспертиза двух анализируемых программных бизнес-инструментов свидетельствует, во-первых, о необходимости учета глобализации страновых процессов гармонизации подготовки информационных технологий для субъектов бизнеса Беларуси и России.

Во-вторых, актуальная практика составления бизнес-плана, включая и опыт автора этой статьи, позволяет рекомендовать экономистам более активно внедрять во всех организации АПК интегрированных программных комплексов автоматизации разработки бизнес плана развития сельскохозяйственной организации Беларуси и России.

В-третьих, во всех высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов экономического профиля, необходимо в обязательном порядке обучать преподавателей и студентов навыкам использования интегрированных программных продуктов.

В-четвертых, в целях формирования мотивированной среды для активного внедрения интегрированных типовых программных комплексов в практику профессиональной деятельности руководителей и специалистов организаций АПК Беларуси России целесообразно учредить международную номинацию «Лучший бизнес-план коммерческой организации АПК Беларуси и России».

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлова, Е. Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е. Р. Орлова. - 2-е изд., испр. и доп. - Омега-Л, 2012. - 152 с.

2. Бизнес-планирование: учебник для вузов / Под ред. В. М Попова, С. И. Ляпунова, С. Г. Млодика. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 816 с.

3. Липсиц, И. А. Бизнес-план - основа успеха: практическое пособие / И.А. Липсиц - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2012. - 112 с.

4. Сборник бизнес-планов: практическое пособие / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. - М.: Омега-Л, 2012. - 310 с.

5. Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации. - М.: Книга сервис, 2012. - 346 с.

6. Уткин, Э. А. Бизнес-план компании / Э. А. Уткин.- М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. - 102 с.

7. Бизнес-план развития организации: методические рекомендации по освоению автоматизированного составления бизнес-планов годового развития сельскохозяйственной организации с применением типового программного комплекса «НИ-ВА-СХП: Бизнес-план» / М.К. Жудро и [др.]. : М-во сел. хоз-ва и продовольствия Респ. Беларусь; - Минск: ГИВЦ Минсельхозпрода; 2013. - 176 с.

8. Программный продукт «АгроХолдинг» на платформе «1С: Предприятие 8»: - Белгород: ЦПС ООО «ЦентрПро-граммСистем»; 2012. - 336 с.

УДК 339.137:631.3 (043.3/.5)

М. М. ЖУДРО

МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ИНВЕСТОРОВ И РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

(Поступила в редакцию 15.06.14)

В статье на основе сравнительной оценки современных The article establishes, on the basis of comparative estimation

тенденций и формирования рынка аграрной техники установ- of modern trends and formation of agricultural machinery market, лено, что в последние годы имеет место доминирование мар- that recently there is domination of marketing approaches to the кетинговых подходов к формированию парка сельскохозяй- formation of the fleet of agricultural machinery and its use in ственной техники и ее использования в АПК. Автором статьи agro-industrial complex. We have based that in the conditions of обосновано, что в условиях усиления международной конку- tough international competition at the world market of agricultur-ренции на мировом рынке аграрной техники и продовольствия al machinery and foodstuffs it is necessary to identify and take необходимо идентифицировать и учитывать институцио- into account institutional and economic status of participants of нальный и экономический статус участников бизнес- business-processes in agro-industrial complex: owners (state and процессов в АПК: собственников (государственных и част- private) and employees of the working collective (managers, engi-ных) и наемных работников коллектива хозяйства (руководи- neering-technical specialists, mechanization engineers etc), which телей, инженерно-технических специалистов, механизаторов helps to work out and apply efficient market .systems of motivation и др.), который позволяет разрабатывать и применять эф- of their professional activity. The article suggests marketing con-фективные рыночные системы мотивации их профессиональ- ception of the formation of market personal and corporative (gen-ной деятельности. eral) production aims of owners (state and private) and personnel

(managers, engineering-technical specialists, mechanization engineers) in the process of the use of agricultural machinery.

Введение

В современной научной литературе по актуальным проблемам формирования рынка аграрной техники и эффективного его использования в последние годы имеет место увеличение научных публикаций.

Особое место ученые уделяют разработке управленческих решений, направленных на эффективность использования сельскохозяйственной техники, исходя из ресурсной теории предприятия и отдельных элементов институциональной теории рыночной его стоимости, которые не позволяют учитывать маркетинговые требования функционирования организаций АПК. Возникает острая необходимость в экономической науке республики обоснования и развития вариантов их моделей в рыночной экономике на основе комплексного учета требований существующих теорий предприятия: неоклассической; институциональной; эволюционной; предпринимательской и агентской (антиэволюционной) и предлагаемой автором статьи маркетинговой теории.

Анализ источников

Исследования показали, что в анализируемых научных публикациях по данной проблематике недостаточно полно учитываются современные тенденции и проблемы эффективности использования сельскохозяйственной техники в Республики Беларусь и странах мира с высоким уровнем развития сельского хозяйства.

Методы исследования

В процессе исследования использовались абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, методы описательной статистики, экспертных оценок и маркетинговых исследований.

Основная часть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования современной практики организации использования сельскохозяйственной техники в АПК республики свидетельствуют о доминировании принятия управленческих решений руководителями и специалистами хозяйств на основе применения механизмов оплаты труда за выполненный объем и качество механизированных работ с минимальными эксплуатационными затратами исходя из ресурсной теории функционирования предприятия [1, 2, 3, 4, 5]. Согласно указанной теории, предприятие представляет собой имущественный комплекс, включающий, наряду с материальными, нематериальными, и трудовые ресурсы, которым присущи социально-экономические особенности.

В условиях рыночной экономики такой подход не позволяет учесть потенциальные рыночные персональные и корпоративные (общие) производственные цели всех участников бизнес-процессов в АПК: соб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.