Научная статья на тему 'Маркетинговая концепция формирования производственных предпочтений инвесторов и работников организаций АПК в процессе использования сельскохозяйственной техники'

Маркетинговая концепция формирования производственных предпочтений инвесторов и работников организаций АПК в процессе использования сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. М. Жудро

В статье на основе сравнительной оценки современных тенденций и формирования рынка аграрной техники установлено, что в последние годы имеет место доминирование маркетинговых подходов к формированию парка сельскохозяйственной техники и ее использования в АПК. Автором статьи обосновано, что в условиях усиления международной конкуренции на мировом рынке аграрной техники и продовольствия необходимо идентифицировать и учитывать институциональный и экономический статус участников бизнеспроцессов в АПК: собственников (государственных и частных) и наемных работников коллектива хозяйства (руководителей, инженерно-технических специалистов, механизаторов и др.), который позволяет разрабатывать и применять эффективные рыночные системы мотивации их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing conception of formation of production preferences of investors and workers of agro-industrial complex organizations in the process of the use of agricultural machinery

The article establishes, on the basis of comparative estimation of modern trends and formation of agricultural machinery market, that recently there is domination of marketing approaches to the formation of the fleet of agricultural machinery and its use in agro-industrial complex. We have based that in the conditions of tough international competition at the world market of agricultural machinery and foodstuffs it is necessary to identify and take into account institutional and economic status of participants of business-processes in agro-industrial complex: owners (state and private) and employees of the working collective (managers, engineeringtechnical specialists, mechanization engineers etc), which helps to work out and apply efficient market systems of motivation of their professional activity. The article suggests marketing conception of the formation of market personal and corporative (general) production aims of owners (state and private) and personnel (managers, engineering-technical specialists, mechanization engineers) in the process of the use of agricultural machinery.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая концепция формирования производственных предпочтений инвесторов и работников организаций АПК в процессе использования сельскохозяйственной техники»

7. Бизнес-план развития организации: методические рекомендации по освоению автоматизированного составления бизнес-планов годового развития сельскохозяйственной организации с применением типового программного комплекса «НИ-ВА-СХП: Бизнес-план» / М.К. Жудро и [др.]. : М-во сел. хоз-ва и продовольствия Респ. Беларусь; - Минск: ГИВЦ Минсельхозпрода; 2013. - 176 с.

8. Программный продукт «АгроХолдинг» на платформе «1С: Предприятие 8»: - Белгород: ЦПС ООО «ЦентрПро-граммСистем»; 2012. - 336 с.

УДК 339.137:631.3 (043.3/.5)

М. М. ЖУДРО

МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ИНВЕСТОРОВ И РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

(Поступила в редакцию 15.06.14)

В статье на основе сравнительной оценки современных The article establishes, on the basis of comparative estimation

тенденций и формирования рынка аграрной техники установ- of modern trends and formation of agricultural machinery market, лено, что в последние годы имеет место доминирование мар- that recently there is domination of marketing approaches to the кетинговых подходов к формированию парка сельскохозяй- formation of the fleet of agricultural machinery and its use in ственной техники и ее использования в АПК. Автором статьи agro-industrial complex. We have based that in the conditions of обосновано, что в условиях усиления международной конку- tough international competition at the world market of agricultur-ренции на мировом рынке аграрной техники и продовольствия al machinery and foodstuffs it is necessary to identify and take необходимо идентифицировать и учитывать институцио- into account institutional and economic status of participants of нальный и экономический статус участников бизнес- business-processes in agro-industrial complex: owners (state and процессов в АПК: собственников (государственных и част- private) and employees of the working collective (managers, engi-ных) и наемных работников коллектива хозяйства (руководи- neering-technical specialists, mechanization engineers etc), which телей, инженерно-технических специалистов, механизаторов helps to work out and apply efficient market .systems of motivation и др.), который позволяет разрабатывать и применять эф- of their professional activity. The article suggests marketing con-фективные рыночные системы мотивации их профессиональ- ception of the formation of market personal and corporative (gen-ной деятельности. eral) production aims of owners (state and private) and personnel

(managers, engineering-technical specialists, mechanization engineers) in the process of the use of agricultural machinery.

Введение

В современной научной литературе по актуальным проблемам формирования рынка аграрной техники и эффективного его использования в последние годы имеет место увеличение научных публикаций.

Особое место ученые уделяют разработке управленческих решений, направленных на эффективность использования сельскохозяйственной техники, исходя из ресурсной теории предприятия и отдельных элементов институциональной теории рыночной его стоимости, которые не позволяют учитывать маркетинговые требования функционирования организаций АПК. Возникает острая необходимость в экономической науке республики обоснования и развития вариантов их моделей в рыночной экономике на основе комплексного учета требований существующих теорий предприятия: неоклассической; институциональной; эволюционной; предпринимательской и агентской (антиэволюционной) и предлагаемой автором статьи маркетинговой теории.

Анализ источников

Исследования показали, что в анализируемых научных публикациях по данной проблематике недостаточно полно учитываются современные тенденции и проблемы эффективности использования сельскохозяйственной техники в Республики Беларусь и странах мира с высоким уровнем развития сельского хозяйства.

Методы исследования

В процессе исследования использовались абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, методы описательной статистики, экспертных оценок и маркетинговых исследований.

Основная часть

Исследования современной практики организации использования сельскохозяйственной техники в АПК республики свидетельствуют о доминировании принятия управленческих решений руководителями и специалистами хозяйств на основе применения механизмов оплаты труда за выполненный объем и качество механизированных работ с минимальными эксплуатационными затратами исходя из ресурсной теории функционирования предприятия [1, 2, 3, 4, 5]. Согласно указанной теории, предприятие представляет собой имущественный комплекс, включающий, наряду с материальными, нематериальными, и трудовые ресурсы, которым присущи социально-экономические особенности.

В условиях рыночной экономики такой подход не позволяет учесть потенциальные рыночные персональные и корпоративные (общие) производственные цели всех участников бизнес-процессов в АПК: соб-

ственников (государственных и частных) и наемных работников коллектива хозяйства (руководителей, инженерно-технических специалистов, механизаторов) в процессе эксплуатации сельскохозяйственной техники исходя из их экономического статуса на предприятии, который формирует их профессиональную активность, инновационную, инвестиционную инициативу, предпринимательскую предприимчивость.

В связи с этим следует заметить, что для достижения задач в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. определен магистральный путь развития национальной экономики, включая и аграрный сектор, - новые знания и технологии. Реализация на практике новых знаний и технологий по оценке специалистов должна базироваться на мнемоническом списке «3И»: 1) инновации; 2) инвестиции; 3) инициатива».

При этом нельзя не согласиться с американским инвестором, предпринимателем, преподавателем Робертом Кийосаки, который считает, что инновационные предпринимательская и инвестиционная составляющие в деятельности человека не являются неотъемлемым его атрибутом и величиной постоянной [6]. Именно этим обстоятельством он объясняет, почему некоторые люди работают меньше, зарабатывают больше, платят меньше налогов и чувствуют большую финансовую безопасность, чем другие («Квадрант денежного потока»).

Следовательно, в процессе принятия управленческих решений, направленных на эффективность использования конкурентоспособной сельскохозяйственной техники, необходимо не ограничиваться рассмотрением организации АПК только исходя из ресурсной теории предприятия и отдельных элементов институциональной теории рыночной его стоимости, которые доминируют в экономической науке республики, а исходить из теоретико-методологических основ обоснования и развития вариантов их моделей в рыночной экономике на основе комплексного учета требований существующих теорий предприятия: неоклассической - фирма рассматривается как объект, осуществляющий преобразование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в продукцию; институциональной - фирма рассматривается как совокупность индивидуальных и групповых участников производства (работников, управляющих, собственников) и множества явных и неявных контрактов между ними; эволюционной - фирма рассматривается как взаимоотношения между ее членами, которые определяются устоявшимися правилами принятия решений; предпринимательской - сфера приложения предпринимательской инициативы и агентской (антиэволюционной) - фирма рассматривается как взаимоотношения между ее управляющими и работниками на основе взаимосвязи между оплатой труда и результатами их труда).

Согласно изложенным выше теоретическим положениям применительно к анализу экономических процессов эффективного использования техники, организацию АПК следует рассматривать как субъект агробизнеса, осуществляющий преобразование природных, технических, трудовых, инвестиционных и финансовых ресурсов в сельскохозяйственную продукцию на основе заключенных явных и неявных контрактов и формирующий взаимоотношения между участниками аграрного производства: собственниками (государственными и частными) и наемными работниками коллектива (руководителями, инженерно-техническими специалистами, механизаторами) на основе эффективных инструментов обеспечения взаимосвязи между оплатой труда и результатами их труда и принятия управленческих решений, стимулирующих развитие у них профессиональной активности, инновационной, инвестиционной инициативы, предпринимательской предприимчивости.

Из приведенного выше теоретического положения вытекает, что ключевым фактором эффективного использования сельскохозяйственной техники является строгая идентификация, учет и реализация рыночных персональных и корпоративных (общих) производственных целей собственников (государственных и частных) и работников коллектива (руководителей, инженерно-технических специалистов, механизаторов) в процессе ее эксплуатации. Поэтому в процессе разработки инструментов повышения эффективности эксплуатации сельскохозяйственной техники необходимо проводить ценностно-ориентированные маркетинговые исследования рыночных персональных и корпоративных производственных предпочтений работников хозяйств к результатам ее использования, основываясь на методологии конкурентных преимуществ, позволяющей разрабатывать эффективные стратегии и инструменты повышения конкурентоспособности функционирования организаций АПК. Необходимость проведения предлагаемых ценностно-ориентированных маркетинговых исследований в условиях рыночной экономики обусловлена переходом к маркетинговой концепции управления аграрным производством, которое базируется не на доминировании той или иной сельхозмашины как побудительного мотива, а на безусловном доминировании мотивации, реализации рыночных персональных и корпоративных (общих) производственных целей собственников (государственных и частных) и работников коллектива: руководителей, инженерно-технических специалистов, механизаторов в процессе ее эксплуатации.

Анализируя литературу по маркетингу и маркетинговым исследованиям, следует признать, что научные положения исследователей стран СНГ, ЕС, США включают теоретические, методологические рекомендации по проведению маркетинговых исследований конкурентоспособности товаров и услуг на соответствующих сегментах мирового рынка на основе изучения покупательских предпо-

чтений [7-13], которые не позволяют исследовать и учитывать ценностно-ориентированные особенности формирования и реализации рыночных персональных и корпоративных (общих) производственных целей работников коллектива в процессе эксплуатации сельскохозяйственной техники.

Во-первых, в настоящее время методика и практика проведения маркетинговых исследований различных аспектов удовлетворения потребностей покупателя-предприятия в товарах и услугах, включая и сельхозмашины, базируется на преимущественном рассмотрении маркетологами организации как абстрактного потребителя. Такого рода методика в определенной степени соответствует требованиям проведения маркетинговых исследований по оценке покупательских предпочтений по отношению к товарам повседневного спроса и явно недостаточна для применения в сфере использования товаров производственно-технического назначения, включая сельхозтехнику.

Во-вторых, классический маркетинговый подход к формированию рыночных коммуникаций работников организаций АПК в процессе эксплуатации сельскохозяйственной техники базируется на доминирующей в экономической и маркетинговой практике триаде «3П»: предприятие (покупатель сельхозмашины) - продукт (сельхозмашина) - потребление (эксплуатация). Основываясь на указанном теоретическом положении, руководители организаций АПК отдают предпочтение поиску финансовых возможностей для покупки новой сельскохозяйственной техники и недостаточно уделяют внимание выявлению и реализации рыночных целей работников хозяйств в процессе ее эксплуатации. В то же время успех организаций АПК в современном бизнесе в большей мере обеспечивается не только покупкой высокопроизводительных сельхозмашин, предоставлением надлежащих сервисных услуг, но и формированием условий для достижения рыночных персональных и корпоративных (общих) производственных целей собственников (государственных и частных) и работников коллектива в процессе их эксплуатации.

На основании изложенных теоретических положений можно заключить, что под ценностно-ориентированным маркетинговым исследованием следует понимать направленный на достижение рыночных персональных и корпоративных (общих) производственных целей собственников (государственных и частных) и наемных работников коллектива организаций АПК процесс выявления существующих и обоснование новых целей и возможностей создания в процессе использования сельскохозяйственной техники достаточной добавленной стоимости для их достижения посредством разработки и реализации соответствующих алгоритмов поиска, сбора, изучения фактов, событий, явлений, тенденций в их поведении [14, 15].

При обосновании и принятии управленческих решений в процессе использования сельскохозяйственной техники работников организации АПК преимущественно делят по технологическому признаку на руководителей, специалистов (агрономов, зоотехников, инженеров и т. д.), рабочих (механизаторов, слесарей, токарей и т. д.), а в зарубежной литературе по бизнесному признаку - на инвесторов, предпринимателей, бизнесменов, кредиторов, наемных работников и т. д. Роберт Кийосаки, с позиции потенциальных возможностей заработать, деньги делит людей на четыре группы, которые отличаются целым рядом характеристик условий жизни и по уровню доходов в современной практике могут быть ранжированы следующим образом (табл. 1).

Таблица 1. Квадрант денежного потока Роберта Кийосаки (цифра означает ранг потенциальной доходности людей)

4. Рабочие: получают работу в рамках контракта по найму; выполняют технологические работы; доходы ограничены объемом работы 2. Бизнесмены: организовывают масштабный бизнес; доходы ограничены потенциальными способностями организовывать масштабный бизнес и управлять им

3. Предприниматели: организовывают бизнес; управляют бизнесом и выполняют определенный объем технологических работ; доходы ограничены потенциальными способностями организовывать бизнес, управлять им и выполнять определенный объем технологических работ 1. Инвесторы: вкладывают деньги в бизнес; доходы ограничены потенциальными способностями вкладывать деньги в бизнес и управлять использованием инвестиций

Исходя из приведенных теоретических положений была разработана и предложена классификация работников организаций АПК и их целевых экономических установок в зависимости от их участия в процессе создания добавленной стоимости в производственном процессе использования сельскохозяйственной техники: покупка, эксплуатация, сервис, утилизация (табл. 2). Обоснованность предлагаемой классификации обусловлена следующими факторами: чем яснее собственник, предприниматель, руководитель, инженерно-технический специалист организации представляют себе персональные экономические цели каждой группы работников, тем большими они располагают возможностями для достижения корпоративной (общей цели) хозяйства, если, конечно, они намерены максимально использовать как собственные, так и профессиональные способности своих работников; истинную конкурентоспособность организации АПК можно оценить только в сопоставлении ее с целями предпринимателя, руководителя, специалиста, работника предприятия; при проведении маркетинговых исследований покупательских предпочтений покупателей-хозяйств по отношению к сельхозтехнике необходимо учитывать особенности организационно-правовой основы функционирования белорусских аграрных предприятий. Если в странах ЕС, США, Беларуси фермеры в силу небольших размеров их агробизнеса преимущественно одновременно выполняют функции как управления, так и ис-

полнителей технологических процессов, то на крупных агарных предприятиях республики функции управления выполняют руководители и специалисты хозяйств, а функции исполнителей агротехно-логических операций, работ в растениеводстве принадлежат механизаторам, ремонтных работ - работникам техсервиса. Поэтому если фермеры в значительной мере однородно оценивают сравнительные технические, технологические, экономические, эргономические преимущества той или иной модели, марки аграрной техники, то работники крупных хозяйств - неоднозначно. Также необходимо принимать во внимание, что фермеры являются собственниками техники, а значительная доля прав собственности на технику в крупных хозяйствах принадлежит государству. И, как следствие, интересы собственников техники не распространяются в полной мере на работников крупных хозяйств в процессе использования техники.

Таблица 2. Целевые экономические установки основных участников процесса создания добавленной стоимости при использовании сельскохозяйственной техники в аграрном производстве

Собственники Наемные менеджеры Кредиторы Наемные работники

механизаторы работники техсервиса

1-я цель - стоимость приобретения и эксплуатации техники (бизнеса): доходность инвестиций в технику (собственного капитала); рентабельность эксплуатации и сервиса техники 1-я цель - результаты эффективности эксплуатации техники: уровень заработной платы; уровень социальных дивидендов; рентабельность эксплуатации и сервиса техники; уровень конкурентоспособности продукции сельского хозяйства 1-я цель - ликвидность: коэффициент текущей ликвидности; ликвидационная стоимость техники; денежные потоки 1-я цель - уровень заработной платы; уровень социальных дивидендов 1-я цель - уровень заработной платы; уровень социальных дивидендов

2-я цель - распределение прибыли: дивиденды на 1000 руб. стоимости техники; соотношение дивидендов на 1000 руб. стоимости техники и учетной по депозитам 2-я цель - управление процессами использования техники: уровень производительности техники; расходы на ремонт и ТО техники; обеспеченность механизаторами 2-я цель - финансовый риск: доля долга в стоимости техники; рентабельность эксплуатации и сервиса техники 2-я цель - уровень организации эксплуатации техники; уровень производительности труда; соотношение производительности и оплаты труда 2-я цель - уровень организации ремонта и ТО техники; уровень производительности труда; соотношение производительности и оплаты труда

3-я цель - конъюнктура на рынке техники: коэффициент соотношения рыночной и балансовой стоимости техники; рыночная цена аналогичных моделей, марок техники; эластичность спроса на технику 3-я цель - стоимость приобретения и эксплуатации техники (бизнеса): доходность инвестиций в технику (собственного капитала); рентабельность эксплуатации и сервиса техники 3-я цель - обслуживание долга: просроченная задолженность; коэффициент покрытия долговых обязательств; коэффициент покрытия процентных выплат 3-я цель - распределение прибыли: дивиденды на 1000 руб. заработной платы 3-я цель - распределение прибыли: дивиденды на 1000 руб. заработной платы

Предлагаемые ценностно-ориентированные маркетинговые исследования рыночных персональных и корпоративных (общих) производственных целей собственников (государственных и частных) и наемных работников коллектива организаций АПК в процессе использования сельскохозяйственной техники предполагают необходимость разработки методики построения рейтинговой оценки конкурентных ее преимуществ, учитывая изложенные выше особенности формирования и реализации интересов работников крупных аграрных предприятий в республике.

На основе изложенных выше методических подходов была разработана и предложена методика ценностно-ориентированных маркетинговых исследований производственных предпочтений инвесторов и работников организаций АПК в процессе использования сельскохозяйственной техники, включающая разработанную анкету для опроса респондентов (инвесторов, собственников, кредиторов, руководителей хозяйств, механизаторов, работников техсервиса), методику построения их рейтинговой оценки и определения бисекторальной корреляции, позволяющей оценить тесноту связи между ними, и рекомендации по использованию полученных результатов исследований.

Главным отличием предлагаемой анкеты от используемого в международной практике анкетного опроса пользователей сельскохозяйственной техники является то, что сформулированные вопросы в предложенной анкете базируются на интегрированном учете технических, технологических, экономических, социальных и экологических интересов участников процесса создания добавленной стоимости в процессе эксплуатации техники в аграрном производстве: инвесторов, собственников, кредиторов, руководителей хозяйств, механизаторов, работников техсервиса.

Так, собственники отдают предпочтение той сельхозтехнике, которая позволяет лучше оптимизировать соотношение двух факторов ее конкурентоспособности: «цена» и «качество»; обеспечивает большую окупаемость инвестиционных расходов и потенциальную выгоду от продажи машины на вторичном рынке. Руководители и инженерно-технические специалисты заинтересованы в приобретении техники с лучшими технико-эксплуатационными характеристиками и ее ремонтопригодностью. Механизаторы стремятся эксплуатировать комфортную технику, на которой можно выполнить определенный объем механизированных работ, обеспечивающий получение ими максимальной заработной платы.

Методика построения рейтинга производственных предпочтений инвесторов и работников организаций АПК в процессе использования соответствующей модели, марки сельскохозяйственной техники по результатам анкетного опроса включает проведение оценки респондентами по пятибалльной системе технических, технологических, экономических, социальных и экологических ее характеристик: 1 - неудовлетворительно; 2 - удовлетворительно; 3 - посредственно; 4 - хорошо; 5 - отлично. По каждому производственному предпочтению, а также по их группе определяется сумма баллов и ранг, отражающий уровень значимости рыночных персональных и корпоративных (общих) производственных целей собственников (государственных и частных) и работников коллектива: руководителей, инженерно-технических специалистов, механизаторов в процессе ее эксплуатации.

С целью апробации предлагаемой методики рейтинговой оценки производственных предпочтений работников организаций АПК в процессе использования соответствующей модели, марки сельскохозяйственной техники и выявления ее конкурентных преимуществ был проведен анкетный опрос 93 руководителей, специалистов, механизаторов организаций Витебской, Могилевской и Гомельской областей. Экспериментальное обоснование рекомендаций по проведению маркетинговых исследований приведено.

Апробация рекомендуемой методики рейтинговой оценки производственных предпочтений работников организаций АПК в процессе использования сельскохозяйственной техники, выполненная на основе сравнительного анализа технических, технологических, экономических, социальных и экологических характеристик тракторов белорусского и иностранного производства, позволила установить, что они, во-первых, отдают производственное предпочтение эксплуатации импортной техники. Респонденты отдают производственное предпочтение эксплуатации следующих моделей тракторов белорусского производства: МТЗ-80/82 - 35,1 %, МТЗ-1221 - 25,5 %, МТЗ-952 - 13,1 %, МТЗ-1523 -13,2 %, МТЗ-2522 - 13,1 %, и импортного производства: John-Deere - 35,4 %, Claas - 27,1 %, Fendt -16,7 %, New Holland - 10,5 %, Case - 9,7 %.

При этом ранг производственных предпочтений руководителей, инженерно-технических специалистов, механизаторов в процессе эксплуатации импортной техники разнонаправлен. Так, в меньшей степени представлены следующие производственные предпочтения в процессе эксплуатации импортных тракторов: собственников - надежность машин, известность, экологическая безопасность; руководителей, инженерно-технических специалистов хозяйств - качество выполняемой технологической работы, удельный расход ГСМ, производительность техники.

В большей степени представлены в импортной технике следующие эксплуатационные и экономические предпочтения механизаторов: безопасность эксплуатации для здоровья, комфортабельность и привлекательность трактора для работы тракториста, условия управления трактором, возможность выполнять большой объем работы и получать высокий уровень заработной платы.

Заключение

Полученные результаты исследований позволяют утверждать, что степень удовлетворения производственных предпочтений работников организаций АПК не увязывается с существующей оценкой конкурентных преимуществ сельскохозяйственной техники со стороны ее производителей, согласно которой поставляемые сельскому хозяйству белорусские тракторы рассматриваются конкурентоспособными. В результате стоимость практически всех марок и модификаций белорусской сельскохозяйственной техники превышает 100 млн. рублей, имеет тенденцию роста, многие из них по конструкторской сложности уступают аналогичным машинам, реализуемым на рынке республики с высоким уровнем конкуренции.

Так, стоимость современного большегрузного автомобиля с импортным двигателем Минского автомобильного завода, реализуемого на рынке автомобилей Беларуси с высоким уровнем конкуренции, составляла в конце 2010 г. около 220 млн. рублей. Стоимость же трактора «Беларус-3022», реализуемого на рынке тракторов республики с невысоким уровнем конкуренции (монополистическая конкуренция), составляла около 500 млн. рублей. При этом конструкторская сложность и затраты на производство трактора указанной марки выше более чем в 2 раза по сравнению с исследуемой маркой автомобиля в республике. В качестве аргумента может служить меньший разрыв в ценах на примерно идентичные по мощности, производительности марки тракторов и автомобилей в странах ЕС, США и других с высоким уровнем конкуренции [6].

В процессе принятия решений по закреплению за механизаторами и повышению эффективности использования сельскохозяйственной техники в организации АПК необходимо исходить из установленной приоритетности производственных предпочтений руководителей, инженерно-технических специалистов, механизаторов в процессе ее эксплуатации. Предусматривать надбавки к заработной плате механизатору за эксплуатацию трактора с низким уровнем производственных предпочтений работников организаций АПК.

Инструментарий экономического обоснования приобретения организациями АПК сельскохозяйственной техники должен основываться на учете предлагаемого рейтинга сельскохозяйственной техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алферьев, В. П. Развитие рынка техники в сельском хозяйстве / В. П. Алферьев // Техника и оборудование для села. - 2006. -№ 6. - С. 10-13.

2. Бшоусько, Я. К. Державна тдтримка технжо-технолопчного переоснащення аграрного виробництва / Я. К. Бшоусько, В. Л. Товстопят. - Кшв: ННЦ «1нститут аграрноi економши», 2008. - 53 с.

3. Гражданкин, Б. Россияне все больше предпочитают импортную технику и рискуют остаться без отечественной / Б. Гражданкин // Аграрный эксперт. - 2008. - № 1. - С. 20-24.

4. Гусаков, В. Г. Производительность и конкурентоспособность сельского хозяйства Беларуси: анализ и перспективы / В. Г. Гусаков // Известия Нац. акад. наук Беларуси. Сер. аграр. наук. - 2010. - № 1. - С. 5-16.

5. Клочков, А. Сравнительная стоимость белорусской сельскохозяйственной техники / А. Клочков // Аграрная экономика. - 2007. - № 8. - С. 20-24.

6. Роберт Т. Киосаки, Шарон Л. Лечтер Квадрант денежного потока [Электронный ресурс]. - 2014. -Режим доступа: www.dostatok.ru/library/kiosaki_2.pdf. - Дата доступа: 14.07.2014.

7. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 345 с.

8. Палкин, Г. Модернизация сельхозпроизводства невозможна без современной конкурентоспособной техники / Г. Палкин // Белорусское сельское хозяйство. - 2005. - № 7. - С. 9-12.

9. Попков, А. Сельское хозяйство Германии / А. Попков // Аграрная экономика. - 2006. - № 6. - С. 49-53.

10. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран: пер. с англ. / М. Портер; под ред. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

11. Руководство по оценке воздействия на конкуренцию. Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию [Электронный ресурс]. - 2011. -Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/10/41.pdf. - Т. 2. Версия 2.0. - Дата доступа: 10.01.2011.

12. Сайганов, А. Сравнительная оценка вариантов технического обеспечения сельского хозяйства Республики Беларусь и себестоимость сельскохозяйственной продукции с применением отечественных и импортных машин / А. Сайганов, П. Дроздов // Агроэкономика. - 2004. - № 4. - С. 31-33.

13. Самосюк, В. Перспективные направления инновационного развития механизации сельского хозяйства в Беларуси / В. Самосюк, В. Азаренко // Аграрная экономика. - 2008. - № 9. - С. 33-41.

14. Жудро, М. М. Учет требований рынка при использовании методологии идентификации, интерпретации и количественной оценки степени износа сельскохозяйственной техники / М. М. Жудро // Аграрная экономика. - 2008. - № 10. - С. 35-38.

15. Жудро, М. М. Активизация использования методологии конкурентных преимуществ в процессе анализа эффективности использования аграрной техники / М. М. Жудро // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инно-вационность, устойчивость: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 мая 2011 г. В 2 т. - Минск: БГЭУ, 2011. - Т. 2. - С. 28-30.

УДК 332.54:631.1

В. А. СВИТИН

УСТОЙЧИВОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(Поступила в редакцию 15.07.14)

Устойчивое землепользование должно обеспечивать Stable land use must ensure first of all stable form ofpermit-

прежде всего устойчивое ведение разрешенного вида хозяй- ted type of economic activity, which means the ability to forecast

ственной деятельности, что означает способность преду- or weaken decrease in production and resist negative and eco-

предить или ослабить спады производства и противосто- logically dangerous influences. While basing measures for the

ять отрицательным экологически опасным воздействиям. formation of stable systems of land use, one should take into

При обосновании мер по формированию устойчивых си- account plans and programmes of production of concrete vol-

стем землепользования следует учитывать необходимость umes of produce and raw materials both within the framework

выполнение планов и программ по производству конкрет- of international agreements and for the internal market and

ных объемов продукции и сырья как в рамках международ- personal consumption by citizens. ных соглашений, так и по обеспечению внутреннего рынка и личного потребления гражданами.

Введение

Управление земельными ресурсами призвано обеспечить сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей среды на основе устойчивого, рационального и экологически безопасного землепользования. Проблема рационального использования и эффективного использования земель и формирования на этой основе устойчивого землепользования для решения задач продовольственной безопасности имеет свое решение на различных уровнях территориального управления, начиная от национального и кончая местным, локальным. Вся система государственного управления земельными ресурсами строится таким образом, чтобы обеспечить все земельно-ресурсные аспекты национальной безопасности, в которой продовольственной безопасности, несомненно, отводится важнейшая роль. Если общие экономические, социальные и агропромышленные вопросы достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.