Научная статья на тему 'Маркетинговая стратегия оптимизации экономических интересов предприятий - партнеров на рынке аграрной техники'

Маркетинговая стратегия оптимизации экономических интересов предприятий - партнеров на рынке аграрной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.М. Жудро

В статье проанализирована современная практика формирования интересов предприятий-партнеров на рынке аграрной техники Беларуси и дана экономическая оценка ее эффективности. Вцеляхобоснованиянаиболееэффективноймаркетинговой стратегии оптимизацииэкономическихинтересовпредприятий-партнеровнарынке аграрнойтехники были выполнены маркетинговые исследованияпокупательскихпредпочтений, конкурентныхпреимуществтехникибелорусского и импортного производства на основе разработанной анкеты опроса респондентов. По результатам маркетинговых исследований обоснованастратегия оптимизацииэкономических интересов предприятий-партнеров на рынке аграрной техники Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKETING OPTIMIZATION STRATEGY OF ECONOMIC INTEREST OF PARTNER ENTERPRISES ON THE MARKET OF AGRICULTURAL MACHINERY

The paper analyzed the current practice of forming the interests of partner enterprises on the market of agricultural equipment in Belarus and gave the economic evaluation of its effectiveness. In order to justify the most effectivemarketing strategies to optimize the economic interests of partner enterprises on the market of agricultural machinery were performed marketing studies of consumer preferences, competitive advantages of Belarusian machinery and imported on the basis of questionnaires developed by the survey respondents. According to the results of marketing studies the strategy for optimizing the economic interests of the partner enterprises in the market of agricultural equipment in Belarus is given.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая стратегия оптимизации экономических интересов предприятий - партнеров на рынке аграрной техники»

УДК 339.138:631.3 МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ-ПАРТНЕРОВ НА РЫНКЕ АГРАРНОЙ ТЕХНИКИ

М.М. ЖУДРО, старший преподаватель УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

THE MARKETING OPTIMIZATION STRATEGY OF ECONOMIC INTEREST OF PARTNER ENTERPRISES ON THE MARKET OF AGRICULTURAL MACHINERY

M.M. ZHUDRO, senior lecturer The Education Establishment "The Belorussian State Agricultural Academy"

В статье проанализирована совре- The paper analyzed the current

менная практика формирования инте- practice of forming the interests of ресов предприятий-партнеров на рынке partner enterprises on the market of аграрной техники Беларуси и дана эко- agricultural equipment in Belarus and номическая оценка ее эффективности. gave the economic evaluation of its В целях обоснования наиболее эффектив- effectiveness. In order to justify the most ной маркетинговой стратегии оптими- effective marketing strategies to optimize зации экономических интересов предпри- the economic interests of partner ятий-партнеров на рынке аграрной тех- enterprises on the market ofagricultural ники были выполнены маркетинговые machinery were performed marketing исследованияпокупательскихпредпочте- studies of consumer preferences, ний, конкурентных преимуществ техни- competitive advantages of Belarusian ки белорусского и импортного производ- machinery and imported on the basis of ства на основе разработанной анкеты questionnaires developed by the survey опроса респондентов. По результатам respondents. According to the results of маркетинговых исследований обоснова- marketing studies the strategy for на стратегия оптимизации экономичес- optimizing the economic interests of the ких интересов предприятий-партнеров partner enterprises in the market of на рынке аграрной техники Беларуси. agricultural equipment in Belarus is given.

Введение. В ходе аналитических и экспериментальных исследований экономических проблем развития рынка аграрной техники в Беларуси установлено, что имеет место доминирование экономических интересов на рынке аграрной техники предприятий-изготовителей, конструкторских предприятий, предприятий по ее ремонту и обслуживанию по отношению к интересам аграрных предприятий.

В результате осуществляемая в республике аграрная политика, ориентированная на оснащение аграрного сектора высокопроизводительными

техническими ресурсами белорусского производства, на предоставление всех необходимых технических и агротехнологических услуг предприятиям АПК, создание эффективной конкурентной среды, не обеспечивает смягчение неэквивалентного обмена между всеми участниками технического обеспечения аграрного производства и способствует ее адаптации к требованиям ВТО и современным тенденциям роста уровня конкуренции и глобализации мировой экономики. Последнее требует выполнения маркетинговых исследований по обоснованию эффективной маркетинговой стратегии оптимизации экономических интересов предприятий-партнеров на рынке аграрной техники на основе учета покупательских предпочтений, конкурентных преимуществ техники белорусского и импортного производства [2, 9].

Основная часть. Выполненный анализ результатов исследований ученых-экономистов В.Г. Гусакова, А. С. Сайганова, А.В. Ленского, А.М. Кагана, С.Б. Шапиро и др., касающихся методологических подходов к обоснованию эффективной маркетинговой стратегии оптимизации экономических интересов предприятий-партнеров на рынке аграрной техники в республике, странах СНГ, Западной Европы, позволяет заключить о недостаточном учете покупательских предпочтений, конкурентных преимуществ техники белорусского и импортного производства.

В статье на основе эмпирических, аналитических и маркетинговых исследований покупательских предпочтений, конкурентных преимуществ техники белорусского и импортного производства разработаны рекомендации по обоснованию маркетинговой стратегии оптимизации экономических интересов предприятий-партнеров на рынке аграрной техники в республике. В процессе исследований были использованы общенаучные методы: анализа и синтеза, обобщения, индукции и дедукции, методы эмпирического анализа (наблюдение, описание, сравнение, экспертные оценки, монографические исследования, приемы статистического анализа). В качестве информационной базы выступали результаты анкетного опроса работников агропромышленного комплекса, данные государственных органов статистики Республики Беларусь и других стран, ВТО.

Цель исследования - выполнить сравнительную оценку современной практики обоснования маркетинговой стратегии оптимизации экономических интересов предприятий-партнеров на рынке аграрной техники в республике и разработать предложения по ее совершенствованию на основе маркетинговых исследований покупательских предпочтений, конкурентных преимуществ техники белорусского и импортного производства.

В ходе исследований экономических проблем развития рынка аграрной техники в Беларуси установлено, что маркетинговая стратегия оптимиза-

ции экономических интересов предприятий-партнеров на рынке аграрной техники Беларуси реализуется в следующей последовательности: 1. Предприятия-изготовители аграрной техники. 2. Конструкторские предприятия; 3. Предприятия по ремонту и обслуживанию; 4. Аграрные предприятия [5].

Изложенное ранжирование кластеров экономических интересов субъектов рынка аграрной техники в экономических системах стран СНГ, включая Беларусь, сохраняет исторически сложившееся монопольное положение первых трех субъектов этого рынка по отношению к аграрным предприятиям. Аргументом этого может служить оценка провозглашенной технико-экономической доктрины белорусской компании "Гомсельмаш" (экономия - главный принцип технической политики завода). Приведенная выше техническая политика в большей степени отвечает требованиям промышленного предприятия и частично удовлетворяет интересы аграрного предприятия.

Так, компания "Гомсельмаш" в продекларированной выше маркетинговой стратегии в первую очередь преследует цель - получение большей прибыли, доходов и в последнюю очередь обращает внимание на важность требований к условиям эксплуатации агрегатов - кабина обеспечивает такой же комфорт, как на лучших монокомбайнах.

В результате стоимость практически всех марок и модификаций сельскохозяйственной техники превышает 100 млн руб., имеет тенденцию роста, многие по конструкторской сложности уступают машинам, реализуемым на рынках с высоким уровнем конкуренции.

Например, стоимость современного большегрузного автомобиля с импортным двигателем Минского автомобильного завода, реализуемого на рынке автомобилей Беларуси с высоким уровнем конкуренции, составляет около 220 млн руб. Стоимость же трактора Беларусь-3022, реализуемого на рынке тракторов республики с невысоким уровнем конкуренции (монополистическая конкуренция), составляет около 500 млн руб. При этом нельзя согласиться с тем, что конструкторская сложность и затраты на производство трактора указанной марки более чем в 2 раза выше по сравнению исследуемой маркой автомобиля в республике. Аргументом может служить меньший разрыв в ценах на примерно идентичные по мощности, производительности марки тракторов и автомобилей в странах ЕС, США и др. с высоким уровнем конкуренции [6].

В целях обоснования наиболее эффективной маркетинговой стратегии оптимизации экономических интересов предприятий-партнеров на рынке аграрной техники были выполнены маркетинговые исследования покупательских предпочтений, конкурентных ее преимуществ на основе разработанной анкеты опроса респондентов [4, 7].

Предложенная анкета включает группировку покупательских предпочтений исходя из однородности интересов основных участников бизнес-процесса формирования спроса на аграрную технику, которые явились основой обоснования адекватных конкурентных ее преимуществ. Так, инвесторы отдают предпочтение той технике, которая позволяет лучше оптимизировать соотношение двух факторов ее конкурентоспособности: " цена" и " качество", обеспечивает большую окупаемость инвестиционных расходов и потенциальную выгоду продажи машины на вторичном рынке. Агропредприниматели и менеджеры заинтересованы в приобретении техники с лучшими технико-эксплуатационными характеристиками и ее ремонтопригодностью. Механизаторы стремятся эксплуатировать комфортную технику, на которой можно выполнить определенный объем технологических работ, обеспечивающий получение максимальной заработной платы.

Методика построения рейтинга конкурентных преимуществ аграрной техники по результатам анкетного опроса предполагает проведение оценки по 5-балльной системе технических, технологических, экономических, социальных и экологических характеристик сельскохозяйственной техники: 1 - неудовлетворительно; 2 - удовлетворительно; 3 - посредственно; 4 -хорошо; 5 - отлично. По каждому конкурентному преимуществу определяются сумма баллов и ранг групп однородных интересов основных участников бизнес-процесса формирования спроса на аграрную технику.

С целью оценки конкурентных преимуществ аграрной техники и выявления потребительских предпочтений был проведен анкетный опрос 93 руководителей, специалистов, механизаторов организаций Витебской, Могилевской и Гомельской областей. Экспериментальное обоснование изложенных рекомендаций по проведению маркетинговых исследований приведено в таблицах 1-3.

Апробация рекомендуемой методики построения рейтинговой оценки конкурентных преимуществ аграрной техники позволила установить, что респонденты отдают предпочтение импортной технике. При этом в меньшей степени представлены следующие предпочтения в импортной технике: инвесторов - надежность машин, известность, экологическая безопасность; руководителей хозяйств - качество выполняемой технологической работы, удельный расход ГСМ, производительность техники. В большей степени представлены в импортной технике эксплуатационные и экономические предпочтения механизаторов: безопасность эксплуатации для здоровья, комфортабельность и привлекательность трактора для работы тракториста, условия управления трактором, возможность выполнять большой объем работы и получать высокую заработную плату.

Таблица. 1 - Результаты маркетингового исследования конкурентоспособности белорусской аграрной техники

Эксплуатационные характеристики Баллы Ранг

1 2 3 4 5 С.1М-ма

Кпастт кшпересст инвестора

1. Цена машины 18 56 72. 52 35 233 6

2. Соотношение цены и качества 10 40 51 88 20 209 11

3. Известность (имидж) марки трактора (комбайна) 10 38. 72. 104 30 254 3

4. Приспособленность к белорусским условиям 6 30 48. 80 60 224 8

5. Окупаемость затрат на покупку машин 8 42 87 84 15 236 5

Кнастер интересав аграпредприттатеяя, менеджера

1. Производительность машины 6 40 63 124 10 243 4

2. Стоимость ТО и ремонта 39 44 51 96 30 260 'У

3. Надежность (продолжительность межремонтных сроков) машин 21 54 51 .32 10 168 15

4. Качество выполняемой технологической работы 6 44 63 72 15 260 13

5. Удельный расход ГСМ на единицу работы машины 9 28 90 88 10 225 7

6. Эксплуатация машин не чоздает сложностей в процессе ее движения на автомобильных дорогах 9 40 69 80 95 293 1

7. Экологичес-кая безопасность эксплуатации машины 10 58 63 48 25 204 12

Кластер интересов механизатора

1. Работа на машине позволяет трактористу выполнять большой объем работ и получать высокую заработную плату 10 48 75 56 30 219 10

2. Безопаснос ть работы тракториста для его здоровья 11 54 81 60 30 236 5

3. Работа на машине в течение смены не утомляет тракториста 18 70 60 36 20 204 13

4. Конструкция машины удобна для тракториста ъ процессе ее технического обслуживания и ремонта 8 52 69- 60 35 224 7

5. Привлекательность трактора для работы тракториста (дизайн, цьет покраски и др.) 13 34 '71 76 25 220 9

6. Наличие современного оборудования в салоне (кабины) трактора 1? 46 60 60 20 205 13

7. Условия управления трактором (удобное сиденье, хороший обзор при работе, наличие бортового компьютера и т. д.) 25 38 60 76 20 219 10

8. Комфортабельность работы 1? 52 51 48 10 180 14

Итого 275 908 1308 1420 545 4456

Таблица 2 - Результаты маркетингового исследования конкурентоспособности импортной аграрной техники

Эксплуатационные характеристики Баллы Ранг

I | 2 | 3 | -1 | ^ | Сул'.ш<

Кнастер- интересов инвестора

1. Цена машины 27 62 33 52 0 174 15

2. Соотно]денис иены и качества 4 40 42 76 55 217 14

3 Известность (имидж) марки трактора (комбайна) 1 16 36 108 165 326 1

4 Приспособленность к белорусским условиям 4 38 48 76 100 266 6

5. Эксплуатация машин позволяет окупить затраты на ее покупку (цен;' покупки) 18 40 45 92 30 225 13

Кластер интересов агрспредяричиматгля, менеджера

1. Произьодительиость машины 3 18 18 92 125 256 9

2. Стоимость ТО и ремонта 3 48 30 52 10 172 16

3. Надежность (продолжительность межремонтных сроков) машин 3 24 36 48 125 236 12

4. Качество выполняемой технологической работьх 3 26 15 56 140 240 10

5. Удельный расход ГСМ на единицу работы машины 4 44 33 100 85 266 6

6. Эксплуатация машин не создает сложностей в процессе ее движения на автомобильных дорогах 4 34 39 84 110 271 4

7. Экологическая безопасность эксплуатации машины 3 26 42 72 125 268

Кнастер интересов механизатора

1. Работа на машине позволяет трактористу выполнять большой объем работ и получать высокую заработную плату 7 38 18 72 110 245 10

2 Безопасность работы тракториста для его здоровья 5 20 27 80 170 302 12

3. Работа на машине в течение смены не утомляет тралсториста 3 24 30 83 80 225 13

4. Конструкция машины удобна для тракториста в процессе ее технического обслуживания и ремонта 8 20 36 76 100 240 11

5. Привлекательность трактора для раооты тракториста (дизайн, щет покраски и др.) Т А. 18 за 80 165 295 3

6. Наличие современного оборудования в салоне (кабины) трактора 4 10 33 40 160 247 9

7. Условия управления трактором (удобное сиденье, хороший обаор при работе, наличие бортового компьютера и т. д.) 4 12 24 56 165 261 7

8 Комфортабельность работы 3 12 30 68 145 258 8

Итого 142 570 645 1468 2165 4950

Эксплуатационные характеристики Ма рка Импорт к РБ, %

РБ Импорт

Сумма бфщов- Ранг Сушма йшег Р&пг

Кластер интересов инвестора

1. Цена машины 233 6 174 15 74,1

2. Соотношение цены и качества 209- 11 217 14 103,6

3. Известность (имидж) марки трак-гора (комбайна) 254 3 326 1 128,3

4, Приспособленность к белорусским условия» 224 8 266 6 118,8

5. Эксплуатация машин позволяет окупить затраты на ее покупку (цену покупки) 236 с 225 13 95,3

Кластер интересов агрспредпршштателя, менеджера

1. Производительность машины 243 4 256 9 105,3

2. Стоимость ТО и ремонта 260 2 172 16 66,2

3. Надежность (продолжительность межремонтных сроков) машин 168 15 236 12 140,5

4. Качество выполняемой технологической работы 200 13 240 10 120.0

5. Удельный расход ГСМ на. единицу работы 225 7 266 6 118,2

6. Эксплуатация машин не создает сложностей в процессе ее движения на автомобильных дорогах 293 1 271 4 92 5

7. Экологическая безопасность эксплуатации машины 204 12 268 К 131.4

Кластер интересов механизатора

1. Работа на машине позволяет трактористу выполнять большой объем работ и получать высокий уровень, заработной платы 219- 1С 245 10 111,9

2, Безопасность работы тракториста для его здоровья 236 5 302 12 128,0

3. Работа на машине в течение смены не утомляет тракториста 204 13 225 13 110,3

4. Конструкция машины удобна для тракториста в процессе ее- технического обслуживания и ремонта 224 7 240 11 107.1

5. Привлекательность трактора для работы тракториста (дизайн, цвет покраски и др.) 220 9 295 3 134,1

6. Наличие современного оборудования в салоне 205 13 247 9 120,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Условия управления трактором (удобное сиденье, хороший обзор при работец наличие бортового компьютера и т. д.) 219 10 261 7 119,2

8. Комфортабельность, работы Ш> 14 258 8 143,3

Итого 4456 4990

Респонденты отдают предпочтение эксплуатации следующих моделей тракторов белорусского производства: МТЗ-80 (82) - 35,1 %, МТЗ-1221 -25,5; МТЗ-952 - 13,1; МТЗ-1523 - 13,2; МТЗ-2522 - 13,1 %, а импортного производства: John-Deere - 35,4 %, Claas - 27,1; Fendt - 16,7; New-Holland -10,5; Case - 9,7 % [3].

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что, во-первых, в Республике Беларусь работники АПК отдают предпочтение импортной аграрной технике, которая в большей степени удовлетворяет следующие предпочтения механизаторов: безопасность эксплуатации для здоровья, комфортабельность и привлекательность трактора для работы тракториста, условия управления трактором, возможность выполнять большой объем работы и получать высокую заработную плату.

Во-вторых, в республике необходимо активизировать, формировать национальную маркетинговую стратегию оптимизации экономических интересов предприятий-партнеров на рынке аграрной техники Беларуси. Это должно быть реализовано в следующей последовательности: 1. Аграрные предприятия; 2. Предприятия по ее ремонту и обслуживанию; 3. Конструкторские предприятия; 4. Предприятия-изготовители аграрной техники. Предлагаемая маркетинговая стратегия в значительной мере реализуется в АПК США, стран Западной Европы.

Список литературы

1. Барановский, С.И. Стратегический маркетинг: учеб. пособие для студентов специальности "Маркетинг" / С.И. Барановский, Л.В. Лагодич. - Минск: ИВЦ Минфина, 2005. - 299 с.

2. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А.П. Дуро-вич. - Минск: НПЖ "Финансы, учет и аудит", 1997. - 464 с.

3. Жудро, М.М. Формирование экономического инструментария повышения конкурентоспособности использования аграрной техники / М.М. Жудро. -Горки: Белорус. гос. с.-х. акад., 2009. - 220 с.

4. Ильющенко, Е.В. Основы маркетинга / Е.В Ильющенко. - Минск: УП "ИВЦ Минфина", 2002. - 304 с.

5. Кожекин, Г.Я. Маркетинг предприятия: учеб. пособие / Г.Я. Кожекин, С.Г. Мисербиева. - Минск: Книжный дом "Мисанта", 2004. - 240 с.

6. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учеб. пособие / И.Н. Фурс. - Минск: УП "ИВЦ Минфина", 2004. - 346 с.

7. Маркетинг: учебник / И. Л. Акулич. - 3-е изд. - Минск: Выш. шк., 2004. - 463 с.

8. Михарева, В.А. Основы маркетинга / В.А. Михарева. - Минск: Дизайн ПРО, 2005. - 176 с.

9. Основы маркетинга: учеб. пособие / В.И. Похабов, В.В. Тарелко. - Минск: Выш. шк., 2001. - 271 с.

Информация об авторе

Жудро Михаил Михайлович - старший преподаватель кафедры экономической теории УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 5-93-90.

Дата поступления статьи - 30 сентября 2010 г.

УДК 338.515:615.322:631.115

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ Е.В. КАРАЧЕВСКАЯ, магистр экономических наук, аспирантка УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

PROFIT GENERATION ON AGRICULTURAL ENTERPRISES WHICH PRODUCE MEDICINAL PLANT RAW MATERIAL

E.V KARACHEVSKAYA, Master of Economics, postgraduate student The Education Establishment "The Belorussian State Agricultural Academy"

На современном этапе развития и совершенствования рыночных отношений финансовая политика претерпевает радикальные изменения, усиливается ее воздействие на ускорение социально-экономического развития Беларуси, рост эффективности производства и укрепление финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли. Происходящие трансформационные преобразования рыночного характера предполагают полное обновление системы создания и распределения прибыли, формирование которой происходит одновременно с поиском возможных способов движения к ней. В статье представлен расчет нормативного уровня прибыли при существующихре-

In the present stage of development and perfection of market, relations are undergoing a radical change monetary policy increasing its impact on accelerating socio-economic development, increase production efficiency and strengthening the state s finances. An important role in ensuring all-round intensification of production and increase its efficiency belongs profits. The ongoing transformation of the market transformation of nature implies a complete upgrade of the system of creation and distribution ofprofits, the formation of which is one-simultaneously with the search for possible ways to move towards it. The paper presents the calculation of the normative level of profit on existing resources and the level of their use, offer a way to profit sharing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.