Научная статья на тему 'Агитпоезд имени В. И. Ленина в Пскове (январь 1919 г. )'

Агитпоезд имени В. И. Ленина в Пскове (январь 1919 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агитпоезд имени В. И. Ленина в Пскове (январь 1919 г. )»

курьезы из прошлого

А. В. <филимонов

Агитпоезд имени В. И. Ленина в Пскове

(январь 1919 г.)

В годы Гражданской войны в качестве одной из форм агитационно-просветительской работы среди широких масс населения активно использовались агитпоезда (агитационно-инструкторские поезда). Они представляли собой подвижной аппарат агитации и пропаганды: в штат агитпоездов входили государственные и партийные деятели, другие ответственные работники, лекторы, агитаторы, журналисты, артисты и др. Агитпоезда украшались специальными росписями, имели передвижные типографии, киноустановки, диапроекторы («волшебные фонари»), граммофоны с пластинками, руководство их работой осуществлялось Отделом агитпоездов и пароходов (агитпарпоездов), подчинявшимся ВЦИК. В структуре агитпоездов имелись политотдел, инструкторская часть, агитационно-лекторская коллегия, бюро жалоб, информационный отдел и отдел РОСТА, подсобными отделами их были: кинематографический и выставочный отделы, литературный склад, книжный магазин и др.

В течение двух лет (декабрь 1918 — декабрь 1920 гг.) 5 агитпоездов и агитпароход «Красная звезда» совершили 20 рейсов; было проведено 1890 митингов (присутствовало 2750 тыс. чел.), прочитано свыше тысячи лекций, распространено около 3 млн экз. газет и листовок. Участие в рейсах руководителей и ответственных работников позволяло на месте решать многие вопросы, вести прием граждан. Особенно большое значение имели Филимонов Анатолий Васильевич — кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ПсковГУ

рейсы в районы, освобожденные от интервентов. Так, агитпоезд имени В. И. Ленина, организованный военным отделом ВЦИК, с ноября 1918 г. по январь 1920 г. совершил три рейса в северо-западные районы России1, являвшиеся полем борьбы с германскими интервентами, сражений между «красными» и «белыми». Одним из пунктов его пребывания оказался Псков, освобожденный от немцев в ноябре 1918 г.: агитпоезд прибыл сюда из Москвы 14 января 1919 г.

«Поезд представляет собой законченную самостоятельную организацию, главная цель которой — распространение среди населения освобожденных местностей социалистической литературы и помощь местной Советской власти указаниями и инструкциями в ее работе по укреплению рабоче-крестьянской диктатуры, — разъяснял на следующий день после прибытия агитпоезда «Псковский набат». — Для выполнения первой цели поезд нагружен достаточным количеством литературы общего характера на всех языках, которая собрана в комплекты и библиотеки, для ускорения ее раздачи при остановках поезда. Литература будет выдаваться по требованию советских, партийных и рабочих культурно-просветительских организаций. Кроме такой оптовой выдачи литературы последняя будет передаваться и прямо в руки местного населения вагоном — книжной лавкой.

Непосредственное общение поезда-организации с местным населением на этом не кончается. Один из вагонов поезда оборудован под аудиторию и зрительный зал. На каждой остановке в этом вагоне действует

советский кинематограф и читаются научно-популярные лекции специально привлеченными для этой цели лекторами. Здесь же или с крыши вагона произносят речи о текущем моменте партийные агитаторы.

Другая цель поезда — организация и укрепление Советской власти на местах — выполняется особым штатом инструкторов, среди которых находятся ответственные представители всех наркоматов, ВСНХ и ВЧК. Работа инструкторов заключается в том, чтобы обследовать местные подведомственные им советские организации, указать пробелы в их организации и деятельности и направить в дальнейшей деятельности. Помимо личных указаний каждый инструктор оставит подведомственным ему учреждениям специальную литературу, взятую им из центра.

Для литературно-агитационной работы при поезде находится отделение РОСТА. Оно дает литературную и телеграфную информацию о жизни и событиях на местах в газеты центра. Кроме того, оно заведует «советской газетой» (плакат с последними важнейшими сообщениями) и выпускает, по возможности, ежедневно небольшую листовку-газету с более подробными информационными материалами и небольшими политическими статьями...».

Агитпоезд состоял из 15 вагонов, из которых четыре были заняты книжным складом: одних только популярных брошюр насчитывалось более 90 названий. Ими был загружен целый вагон, а остальные заняты листовками, беллетристикой, научными книгами, литературой на различных языках. В отдельном вагоне, увешанном фотографиями на революционные темы, находилась киноустановка: в нем был оборудован зал на 100 чел. для просмотра картин. Также в отдельном вагоне размещалось отделение РОСТА. С агитпоездом прибыли инструкторы различных учреждений и организаций, лекторы — Сосновский, Мещеряков и др. По плану работы агитпоезду предстояло простоять в Пскове два-три дня, затем он отправлялся в поездку на Западный фронт — через Валк, Ригу, Митаву, Двинск, Вильно и Гомель, а оттуда — в центральные губернии России2.

«Первое впечатление, которое произвел поезд им. Ленина на «скобарей», было довольно неожиданное, — писал «Псковский набат», оживляя свое сообщение рядом лирических подробностей:

«Отец небесный, Гаврила святой», — набожно крестится баба, глядя на пестро разукрашенный поезд. — Вот и царский поезд приехал, а мы-то грешные.».

Но, заметив, что у поезда собралась кучка народа, замолкает, подходит. Продают календари по 20 коп. Баба недоумевает: «Неужто это царский поезд, что книжкой торгует, да так дешево?»

— Дура, какой тебе царский поезд, это поезд Ленина, слышишь. Царский-то ужо побаловался, по назначению в царствие небесное укатил.

— А-а, Ленин! То-то он такой. И кобылка, глянь, нарисована. Куды царский-то. А значит не зря толкуют, что силищу большую большевики имеют. Царя забили, ей, ей.

— Не что забили. — Закопали.

— Да, у нас говорили. Все-то оно не верилось. А сдается теперь, правда.

— Вы знаете, что Ленин приехал?

— Что вы?!

— Вот истинная правда. А какой поезд!

— Вы не можете себе представить: покойный государь не позволял себе так шиковать. Вагонов 30. Даже снаружи расписаны и разукрашены.

— Что вы?!

— А внутри что делается. Это роскошный дворец. Там золоченые фрески, нарисованные лучшими художниками. Громадные деньги стоят.

— Да что вы?!!!»3.

Сотрудники агитпоезда во время остановки в Пскове инструктировали по различным вопросам работников местных учреждений, встретились с членами губисполкома и губкома РКП(б), вели устную агитацию, приняли участие в митингах в Коммунальном театре и депо станции Псков-1, для собравшейся у поезда публики демонстрировались «на свежем воздухе» картины «революционного кинематографа». Инструктор Наркомпро-са Кан присутствовал на съезде работников образования, а в помещении бывшей Мари-инской гимназии он приветствовал собрав- 253 -

шихся на митинг учащихся Единой Трудовой школы. Лектор Сосновский 16 января в помещении Коммунального театра прочитал лекцию «Советская власть, мелкая буржуазия и интеллигенция», а член Коллегии НКЗ В. Н. Мещеряков в тот же день в кинотеатре «Коммуна» выступил с лекцией «Социализм и сельское хозяйство». Вход на лекции был свободным. «Перед многочисленной публикой тов. Мещеряков в простых и ярких словах обрисовал ту громадную важность и емкость разрешения земельного вопроса, благодаря которой ни одно правительство не могло его решить в положительном смысле, — сообщал «Псковский набат». — Затем лектор рассказал о мероприятиях советского правительства в земельном вопросе после октября 1917 г... Очень интересная по своему содержанию и изложению лекция произвела на собравшихся громадное впечатление, что и было выражено в единодушных и продолжительных аплодисментах. После лекции состоялся оживленный обмен мнениями между лектором и служащими». «Набат» одновременно с сообщением опубликовал тезисы выступления В. Н. Мещерякова.4

16 января 1919 г. агитпоездом был устроен в Пскове прощальный вечер. «На экране перед вагоном был продемонстрирован ряд картин Октябрьской революции, картины жизни нашего Волжского фронта, — продолжает свой репортаж «Псковский набат». — Громадная толпа народа собралась перед поездом. Детвора шумно выражала свой восторг, любуясь кинематографическими снимками. В промежутке между киносеансами хор

Пролеткульта исполнил несколько номеров — «Интернационал», «Первомайскую песню», «Рабочий дворец», было коллективное чтение стихов пролетарских поэтов. Во время киносеансов играл оркестр. Т. Сосновский в своей прощальной речи говорил о той культурной работе, которая выполняется их поездом. Публика разошлась, довольная всем виденным и слышанным.

Нельзя не отметить ту громадную работу, которую выполнил книжный магазин поезда. Желающих получить книги (благодаря книжному голоду, царящему в Пскове) была такая масса, что образовался довольно солидный хвост. Около магазина, да и сам магазин был битком набит жаждущими и алчущими революционной литературы.»5.

Агитпоезд, выполнив намеченную программу, покинул Псков и отправился далее по запланированному маршруту. Резонанс от пребывания его в городе оказался настолько высоким, что через год местные руководители решили повторить подобный опыт, оборудовав что-то вроде «агитпоезда местного значения».

«20 мая, в первый раз в Пскове, по городу курсировал агиттрамвай, — сообщил в 1920 г. «Псковский набат». — Трамвай был разукрашен и приспособлен для агитации Псковским отделением РОСТА. Курсируя по линии с оркестром музыки, трамвай останавливался в наиболее оживленных местах, где устраивались летучие митинги о польском фронте, о всеобщем военном обучении. По пути трамвая раздавались листовки «На польский фронт»6.

Примечания

1. Агитпароходы и агитпоезда // Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. М.,1983. С. 23-24.

2. Псковский набат. 1919. 15 и 16 января.

3. Псковский набат. 1919. 16 января.

4. Псковский набат. 1919. 16 и 18 января.

5. Псковский набат. 1919. 18 января.

6. Псковский набат. 1920. 22 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.