Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 1
Е.В. Жбанкова
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО, ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
И КИНЕМАТОГРАФА В РОССИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ
СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
В статье анализируются мероприятия, проводимые государственными и партийными органами в первые годы советской власти в области художественного творчества. В первую очередь, это касается деятельности музыкального, театрального и фото-киноотдела Наркомпроса. Выделяются особенности этой деятельности, вызванные обстановкой становления государства диктатуры пролетариата и условиями идущей гражданской войны.
Ключевые слова: музыкальное строительство, концерт-митинг, репертуар, массовый праздник, агитфильм.
The article examines the events held by governmental and party bodies in the early years of the Soviet Russia in the field of artistic creativity. First and foremost it concerns the activities of music, theatre and photo departments of People's commissariat for education. Some specific features are defined as they were caused by the creation of the state of proletarian dictatorship and ongoing civil war.
Key words: musical production, concert rally, repertoire, massholiday, campaignfilm.
В рамках современной гуманитарной специальности «регионо-ведение» представляется чрезвычайно важным обращение к истории отечественной культуры для того, чтобы объективно представить себе ее национальные и региональные особенности становления и развития1. В этом смысле наиболее значимым является подробное изучение конкретной деятельности управленческих культур первых лет советской власти в сфере культуры и искусства, чтобы сегодня, по возможности, извлечь из этого опыта актуальные уроки.
Ведущим направлением государственной культурной политики того времени была деятельность по становлению советского музы-
Жбанкова Елена Васильевна — докт. ист. наук, доцент, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: evzhbankova@mail.ru
1 Cм.: Павловская А.В. Состояние и перспективы развития специальности «Ре-гионоведение» на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2.
кального искусства. В 1918—1920 гг. СНК издал ряд специальных декретов. В первом из них «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. было впервые применено понятие «государственное музыкальное строительство». На основании этих декретов в ведение государства были переданы крупнейшие музыкальные учреждения: Большой и Мариинский театры, Придворный оркестр (Государственный симфонический) в Петрограде, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. Была проведена регистрация музыкальных инструментов в Москве и Петрограде. Воспрещалась их реквизиция и конфискация любыми учреждениями и организациями, кроме МУЗО Наркомпроса2.
Центральным органом руководства музыкальной жизнью Республики стал Музыкальный отдел Наркомпроса. Чтобы представить себе его деятельность, обратимся к отчетам отдела и рассмотрим его Информационный бюллетень за май 1919 г. В нем анализируется деятельность подотделов МУЗО. Редакционным подотделом были выпущены листовки музыкально-просветительного характера: 1) разъясняющие организацию и работу отделений Музыкального отдела в Москве, Петрограде и провинции; 2) посвященные работе культурно-просветительной части Совдепа; 3) исторического характера, посвященные музыкальным эпохам, отдельным композиторам и школам; 4) знакомящие население с историей русской музыки; 5) знакомящие население с зарубежной музыкой; 6) объясняющие и популяризирующие концертные программы; 7) поясняющие музыку, как таковую. Философско-эстетические листовки распространялись на концертах, частью отправлялись на заводы для рабочих, в армию для красноармейцев и в деревню для раздачи крестьянам3. Независимо от этого отдел редактировал различные материалы, выпускаемые МУЗО.
Представители информационного подотдела постоянно присутствовали на всех заседаниях Театрально-музыкальной секции Театрального отдела, профсоюзов, музыкальных объединений, районных культурно-просветительных отделов и т.п. Помимо этого в обязанности подотдела входило: 1) составление заметок о жизни МУЗО (печатались в разных газетах); 2) извещение Художественной секции, Информационного бюро комиссариата, Московского Совета, Центрального исполнительного комитета о всех постановлениях отдела и решениях его заседаний; 3) извещение всех подотделов о распоряжениях центральной власти и самого отдела, а также вы-
2 Декреты советской власти. Т. 3. М., 1964. С. 27.
3 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 25. Д. 6. Л. 72.
дача информации отдельным лицам, приходящим за справками в отдел (количество выдаваемых справок в день в среднем составляло 18—20). Справки выдавались по вопросу реквизиции музыкальных инструментов, а также по вопросу воинской повинности сотрудников отдела, учащихся музыкальных школ и членов культурно-просветительных организаций4.
Статистический подотдел все сводные данные сообщал в отдел Государственной статистики. Кроме того, статистические данные, как результат учета музыкальных деятелей и учреждений, сообщались производственно-распределительному подотделу, регулирующему дело снабжения нотами преподавателей музыки и культурно-просветительных организаций. До мая 1919 года подотдел зарегистрировал 1898 музыкальных деятеля, из которых на первом месте были пианисты (637)5.
Регистрация хоров не была произведена, несмотря на опубликованное в газетах обязательное постановление. Причиной, объясняющей отсутствие регистрации у хоров, было названо «уклонение» их руководителей. В связи с этим подотдел предполагал организовать статистическое обследование музыкальной жизни и деятельности в общегосударственном масштабе6.
Концертным подотделом только за период с 16 апреля по 18 мая 1919 г. было устроено 15 концертов, программа которых была составлена из произведений Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Даргомыжского, П. Чайковского и других русских композиторов. Участниками концертов были государственные хоры, оркестр старинных русских инструментов, государственный квартет и ряд солистов. Преобладающее число посетителей концертов составляли рабочие, так как было роздано 10 128 бесплатных билетов фабрично-заводским комитетам и профессиональным союзам7.
Юристконсульская часть отдела разработала Положение о Музыкальном отделе Наркомпроса и «Положение о концертах».
Подотдел общего музыкального образования (школьная, внешкольная и дошкольная секции) организовал школьный показательный концерт 29 апреля 1919 г. во 2-м Басманном районе на старом Нижегородском вокзале. Велись показательные занятия в бывшем Мариинском институте, в бывшей 10-й мужской гимназии, в бывшем детском саду Свентицкой. 8 мая 1919 г. был прочитан доклад «О музыке во внешкольных учреждениях» на Всероссийском
4 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 25. Д. 6. Л. 70.
5 Там же. Д. 7. Л. 71.
6 Там же.
7 Там же. Д. 6. Л. 72.
внешкольном съезде. Инструктор подотдела Н.К. Бальмонт был командирован в Могилев для проведения десятидневных инструкторских курсов. Была начата работа по составлению школьного сборника «Художественная песня»8.
Музыкальным отделом Наркомпроса в 1919 г. был выпущен ряд просветительских брошюр: «Слово о музыке», «Как можно слушать музыку», «Музыкальная грамота», «Народное музыкальное образование», «Русская народная песня», «Концерты для народа», «Что такое опера», «Хоровое пение», «Русские народные музыкальные инструменты», «Народные празднества». Брошюры предназначались для отправки в армию, профсоюзы, деревню, а также на фабрики и заводы9.
По этому перечню мероприятий становится ясно, что официальная деятельность в сфере музыкальной жизни сводилась в основном к просветительской работе среди широких масс, что само по себе заслуживает одобрения. Но, к сожалению, значительных музыкальных произведений в те годы не было создано. Композиторы обращались большей частью к песенному жанру, к обработке народных и революционных мотивов, созданию боевых маршей песен военной тематики. Классикой советской песни стали «Марш Буденного», «Красная Армия всех сильней», «Проводы», «По долинам и по взгорьям», «Дан приказ ему на запад». Массовая песня — ведущий жанр музыкального творчества тех лет, а о каких-либо достижениях в симфонической или оперной музыке в тот период говорить не приходится.
Характерными для того военного времени были концерты-митинги, в которых перед концертным отделением выступали с речами по актуальным военным, политическим и хозяйственным вопросам партийные и государственные деятели: В.И. Ленин, Я.М. Свердлов, А.В. Луначарский, Л.Д. Троцкий и др. В 1919 г. организовывались музыкальные субботники — в свободный от работ день артисты участвовали в бесплатных концертах. Музыканты принимали участие в обслуживании Красной Армии. Они давали концерты на фронтах, участвовали в организации армейской самодеятельности, выступали в концертах и спектаклях, бесплатно передавая гонорары в фонд помощи Красной Армии. Координировали эту деятельность ПУР РВСР и Политуправления фронтов.
На основании этих фактов можно сказать, что государственная политика в области музыкального творчества в годы Гражданской войны сводилась к широкой просветительной и агитационно-про-
8 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 25. Д. 6. Л. 71.
9 Там же. Л. 73.
пагандистской работе, направленной на укрепление нового политического режима и на победу в Гражданской войне.
Государственная политика в области театрального искусства того времени получила довольно широкое освещение в отечественной историографии. Ограничимся в связи с этим некоторыми дополнительными замечаниями общего характера. То, что происходило в театральной жизни Республики в первые послереволюционные годы, можно назвать «театральной болезнью». Создавалось огромное количество театров, как профессиональных, так и самодеятельных и различного рода студий. Только в Москве в 1918 г. действовало 45 профессиональных театров, из них 18 советских и три национальных меньшинств: еврейский, латышский и украинский10.
Государство всячески поддерживало театральный бум, видя в театре одно из основных средств политического воспитания широких масс. Большое внимание уделялось репертуару. В начале 1920-х годов на сценах игрались в основном классические пьесы, но этого для внедрения в сознание масс революционных идей и идеалов было явно недостаточно. Необходимы были соответствующие современные драматургические произведения11.
В первой половине 1918 г. при ТЕО Наркомпроса была создана Репертуарная секция, к работе в которой были привлечены, например, А. Блок, Н. Бахтин, В. Мейерхольд и К. Чуковский12. Секция должна была составлять театральный репертуар, создать список оригинальных пьес, постановка которых признавалась властями желательной, изучить классический и новейший репертуар иностранных театров для выбора произведений для последующего перевода на русский язык и т.п.
В поисках нового репертуара Наркомпрос несколько раз объявлял конкурсы на создание драматических произведений, созвучных революции. Пьес на конкурс представлялось много, все они были строго выдержаны в идейном отношении, но с художественной точки зрения оставляли желать много лучшего.
Самым крупным официальным мероприятием, осуществленным государством в области театрального искусства в этот период, была национализация театра. Она была проведена с целью подчинения театрального искусства государственному руководству и контролю. Было разработано несколько соответствующих проектов ре-
10 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 20. Д. 2. Л. 77.
11 Карташева Н.В. Темпоральные феномены русской культуры послереволюционного десятилетия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 4. С. 69.
12 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 24. Д. 6. Л. 2.
формы театра. Дискуссионное обсуждение основных положений реформы шло на I Всероссийском съезде Наркомпроса в 1918 г., на I конференции Пролеткультов в 1918 г., на собрании Российской театрального общества в 1919 г., в печати. Проект рассматривала Совнаркомом, ЦК Всерабиса, ТЕО Наркомпроса.
26 августа 1919 г. В.И Ленин подписал окончательный вариант, принятый СНК и названный «Об объединении театрального дела». Согласно декрету все театральное имущество (здания, костюмы реквизит и пр.), за исключением личных вещей актеров, становилось национальным достоянием. Руководство всеми театрами сосредоточивалось в руках Центротеатра. Театральным труппам предоставлялась ограниченная автономность. У Центротеатра было право контролировать деятельность театров и давать им «указания репертуарного характера в направлении приближения театра к народным массам и их социалистическому идеалу»13.
С учетом конкретных условий и в ограниченном масштабе допускалась частная антреприза. Государство признавало декретом, что берет на себя субсидирование всех тех театров, которые буду признаны «полезными и художественными»14.
Театры и театральные деятели широко привлекались к организации торжеств по случаю различных праздников. Основное внимание уделялось празднованию годовщин Октябрьской революции и 1 Мая, но иногда подобные мероприятия были разовыми, как, например, в честь годовщины К. Маркса, 25-летия Московской партийной организации и пр.
Подготовкой к праздникам занимались все центральные органы Республики: ЦК РКП(б), ВЦИК, МК РКП(б), Московский Совет, Наркомпрос, Всебюровоенком (ПУР), ВЦСПС, Рабис и т.д. По их распоряжению создавались особые комиссии по организации праздника за несколько месяцев до него.
Протоколы заседаний Московского комитета РКП(б) за 1918— 1920 гг. показывают, что о первомайских праздниках вопрос начинал подниматься с первых чисел апреля, а об октябрьских — с августа. Готовясь к первой годовщине Октября, Московский комитет еще 24 августа 1918 г. постановил войти в контакт с ЦК и ВЦИК для организации политического руководства праздником и делегировал своего представителя в комиссию15. 21 сентября 1918 г. было решено передать вопрос о праздновании дня революции Исполнительной комиссии Московского комитета РКП(б) для обсуждения. По мне-
13 Декреты советской власти. Т. 6. М., 1973. С. 69—73.
14 Там же.
15 Центральный архив общественных движений Москвы. Ф. 3. Оп. 1. Д. 26. Л. 2.
нию комитета, ВЦИК вел работу по устройству праздника в Москве без его ведома, поэтому комитет выразил решительный протест против такого положения вещей,16 а особенно против того, что в комиссию вошли люди, «чуждые коммунизму».17
Здесь же подчеркивалось, что к профессиональной стороне празднества (театральной, музыкальной, изобразительной) претензий нет, просто недостаточно раскрывается идея коммунизма и торжества его победы.
Это было достаточно серьезным обвинением, прежде всего в адрес руководителя художественно-музыкальной и театральной частью торжеств в комиссии по организации годовщины Октября О.Д. Каменевой, зав. ТЕО Наркомпроса. Правда, ее карьера от этого не пострадала: в июне 1919 г. она была отозвана с этой должности на партийную работу в ЦК РКП(б)18.
На проведение праздников в масштабах всей республики уходили колоссальные средства. Для поддержки праздничного настроения в этот день власти увеличивали хлебный паек и выдавали бесплатные обеды. Эти массовые мероприятия пользовались успехом у публики. Затраты на искусство, как на действенное средство агитации и пропаганды, укрепления авторитета и влияния власти среди широких масс, вполне себя оправдывали.
Если смотреть на них со стороны собственно искусства, то, конечно, особых творческих удач там не было, за некоторым редким исключением. Это относится, например, к отдельным моментам в праздничном оформлении городов, к некоторым театральным постановкам и режиссерским находкам. Однако в целом торжества по случаю праздничных дат не выходили за рамки трафаретных официальных агитационных мероприятий.
Видное место в культурной политике тогда заняло руководство киноискусством. Коммунистическая партия и советское государство по достоинству оценили особую воспитательную и идейную силу кинематографа. В программе, принятой VIII съездом партии весной 1919 г., он был поставлен в один ряд с библиотеками, школами для взрослых, народными университетами и другими учреждениями внешкольного просвещения, призванными служить «самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян»19.
Кино использовалось в основных политических кампаниях 1918—1921 гг., проводимых РКП(б) и советским государством. По-
16 Там же. Д. 21. Л. 108.
17 Там же.
18 РЦХИДНИ. Ф. 11. Оп. 65. Д. 12. Л. 437.
19 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15 т. Т. 2. М., 1983. С. 82.
литика в области кинематографа была направлена на огосударствление кинопроизводства и кинопроката. С конца 1917 г. на кинопредприятиях вводился рабочий контроль. В январе 1918 г. местные советы получили право реквизиции кинотеатров. В 1918 г. была введена цензура для устранения из проката контрреволюционных и порнографических лент. Постановлением СНК РСФСР от 22 февраля 1919 г. за подписью Ленина на нужды кинематографии было отпущено 10 млн рублей,20 что по тем временам было совсем немало.
Создание государственного аппарата управления кинопроизводством и кинопрокатом, укрепление их материальной базы подготовили условия для последующей национализации кинематографа в целом. Саботаж кинопредпринимателей, повальная эмиграция деятелей кино лишь ускорили этот процесс. 27 августа 1919 г. В.И. Ленин подписал декрет СНК «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению»: «1. Вся кинематографическая и фотографическая торговля и промышленность, как в отношении своей организации, так и для снабжения и распределения относящихся сюда технических средств и материалов, передается на всей территории РСФСР в ведение Народного комиссариата о просве-щению»21. Несмотря на эти меры, на большинстве национализированных кинопредприятий из-за хозяйственной разрухи, организационной неразберихи и отсутствия квалифицированных творческих кадров производство кинофильмов резко пошло на убыль.
По воспоминаниям Луначарского, Ленин в беседе с ним определил функции советского кино: «1) широко осведомительная хроника, которая была бы образной публицистикой в духе той линии, которую ведут лучшие советские газеты, 2) ленты, имеющие характер образных публичных лекций по различным вопросам науки и техники, 3) художественная пропаганда коммунистических идей в форме художественных картин, дающих целые куски реальной жизни»22.
Производство первых советских кинофильмов шло в соответствии с этими указаниями. Прежде всего выпускались наиболее доступные ленты: кинохроника, ленты производственной пропаганды и агитфильмы.
Примером хроникальных картин того времени могут служить регулярные выпуски кинохроники: «Финские события», «Вербный
20 Декреты советской власти. Т. 4. М., 1968. С. 684.
21 Там же. Т. 6. М., 1973. С. 74.
22 Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. М., 1973. С. 66.
базар в Москве», «Беженцы в Орле», «Пролетарский праздник в Москве» и др. Фильм «Годовщина революции» — первая полнометражная документальная кинолента — был смонтирован Д. Вертовым из кадров хроники в 1918 г. Всего за 1918-1920 гг. было выпущено более 200 хроникальных и специальных кинолент23.
Кинохроника — важный источник и документ для изучения истории периода гражданской войны и первых лет советской власти.
Производственные ленты освещали актуальные вопросы развития разных отраслей производства и промышленности, рассказывали о сельском хозяйстве — «Надо уметь использовать свое богатство», «Как выводить сорта травы», «Как подготовить корм» и пр. Примером антирелигиозной пропаганды может служить картина «Вскрытие мощей Сергия Радонежского».
Агитфильмы сочетали документальные кадры, короткие игровые эпизоды и пояснительные надписи. В основном они были на военную и революционную темы: «Петроград на страже революции», «На помощь Красному Харькову», «На Красном фронте» и пр. Особой популярностью агитфильмы пользовались в армии. На фронты Гражданской войны было отправлено большое количество кинооборудования и первые киноавтомобили для демонстрации фильмов непосредственно в зонах боевых действий.
Имея технические недостатки, агитфильмы вполне отвечали непосредственным запросам армии: тут были и борьба с дезертирством, невежеством, несознательностью, и освещение революционных целей, для осуществления которых пришли в Красную Армию рабочие и крестьяне. К первой годовщине Красной Армии был выпущен ряд фильмов: «Смелый» по сценарию Луначарского, «С Красным знаменем», «Последний патрон», «Дезертир» и пр. Во время войны с Польшей специально для Западного фронта бы осуществлена постановка фильма на тему борьбы между польским шпионом и бдительным смелым красноармейцем.
Главной целью агитфильмов было стремление доказать необходимость определенных политических действий, призвать к ним. Безусловно, в этих картинах отсутствовали сколько-нибудь глубоко разработанные образы, конфликты решались прямолинейно, у авторов в ходу была только черная и белая краски. Однако примитивизм и наивность объясняются не только узкой агитационной заданностью, но и молодостью самого кинематографа, насчитывавшего к 1918 г. менее 25 лет своего существования.
Специфической формой распространения кинофильмов по стране были агитпароходы и агитпоезда, организуемые ВЦИК. В 1918—
23 История советского кино. М., 1969. Т. 1. С. 61.
1920 гг. пять агитпоездов и агитпароход «Красная звезда» совершили двадцать рейсов24. Киносеансы устраивались на фронтах в армейских агитпунктах и агитбараках крупных желездорожных узлов. Проводились сеансы, в которых наряду с пропагандистскими фильмами шли и развлекательные. Игровые фильмы также снимались в это время, но качество их было особенно низким.
После образования отдела агитации и пропаганды при ЦК РКП(б) в 1920 г. контроль за киноискусством практически перешел в руки партии. Сотрудники этого отдела просматривали картины, используемые в агитпоездах и агитпароходах, и составляли письменные аннотации на них, рекомендуя или не рекомендуя для просмотра. Особенное внимание при этом уделялось недопущению дискредитации советской власти и партии. Приведем отрывки из отзывов на два фильма, дающие представление об основных критериях партийной критики в киноделе.
О картине «Товарищ Елена»: «По тексту Елена представляется вниманию зрителя, как революционерка и партийная работница. Но жизнь, обстановка и сфера ее деятельности изображены так, что являют собой смесь быта буржуазного тунеядца с мелкобуржуазным мещанином типа правого эсера. Здесь и венчание по церковным обрядам с вице-губернатором, помещиком, здесь архибуржуазный уклад жизни, бьющий в глаза своей роскошью и бездельем и т.д. По своему социальному построению и постановке эта «революционная» картина навязывает неподготовленному зрителю совершенно извращенное представление о партийных работниках — революционерах вообще и в частности, и конечно, о членах ВКП(б) и их прошлой революционной деятельности».
О картине «Слава сильным!»: «Картина пытается изобразить новый уклад жизни в Советской Республике. Героями, с одной стороны, — является комиссар национализированной фабрики — бывший рабочий и его сотрудник, а с другой — оставшийся в своем доме молодой буржуа, извращенный азартный игрок и его мать. В нетронутой роскошной типично буржуазной обстановке, в которой ничего не изменилось ни по существу, ни по форме сейчас идиллически дружно протекает жизнь вышеуказанной четверки. За обедом пьют бенедиктин, после обеда рабочий комиссар целует ручку у почтенной "старой" хозяйки, спят под кружевными одеялами и в тяжелый момент "молятся Богу". Жизнь фабрики... вскользь отмечена в самом извращенном и уродливом понимании. Перед глазами зрителей проходит ряд картин, изображающих
24 Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1983. С. 24.
жизнь и работу ответственного комиссара и его помощника так, что вызывает лишь самую глубокую дискредитацию советской власти в такой степени, что Деникин смело мог бы воспользоваться этой картиной в своих агитационных целях»25.
Из приведенных отрывков мы видим, что о художественных достоинствах картин вопроса даже не поднималось, главное — это идеологическая сторона проблемы, прямолинейный классовый подход к оценке и учет степени агитационного воздействия на зрителя. В духе этих же критериев составлялись и отчеты для ВЦИК об агитпоездах.
Так, в докладе о деятельности кинематографа во время третьей поездки поезда «Октябрьской революции» с 12 июля по 5 августа 1919 г. говорилось о полном отсутствии в городах, через которые поезд проходил, агитационных и политических картин. По словам заведующего киновагоном, именно агитационные картины имели огромный успех у зрителя. За поездку было проведено 102 сеанса, их посетило 140 742 человека, из них 8725 детей и 5410 красноармейцев. «На всех стоянках играл граммофон речи тт. Ленина, Троцкого, Луначарского, Крыленко, Каменева, Коллонтай и др. И песни Демьяна Бедного... Просьба агитпунктов возможно скорее приискать им подходящие агитационные картины, чтобы дать возможность правильно выполнить свою обязанность культурно-просветительной работы, там, где она серьезно нужна и принесет много пользы»26.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области кинематографа в 1918—1920 гг. со стороны официальных органов меньше всего уделялось внимания кино, как виду искусства, синтезирующему и литературу, и живопись, и музыку, и театр, имеющему богатейшие художественные возможности и перспективы. Использовались лишь такие достоинства кино, как массовость, доступность и способность простыми средствами донести до людей основные идеи, на которые опирается государственная идеология.
Итак, официальные мероприятия в области искусства в период 1918—1920 гг. сводились к пропаганде коммунистических идей в самых широких массах с целью доказательства преимущества советской власти, упрочения положения правящей коммунистической партии. Специфической чертой политики в области художественного творчества в это время была практика крупных государственных заказов искусству. Каких-либо значительных творческих достижений в рамках официальной политики в этот период не было.
25 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 6. Л. 48.
26 РЦХИДНИ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 11. Л. 77.
Активизация творческой жизни шла вопреки официальному курсу, в меру допустимой свободы. Многие задуманные мероприятия в области искусства по линии государства не удалось реализовать в силу низкой компетентности чиновников управленческих структур, острого дефицита кадров творческих работников, способных создавать эстетические ценности. Высшее руководство страны и само не было склонно преувеличивать достигнутые результаты. Нередко оно давало резко отрицательные оценки опыту действий в сфере художественного творчества, как мало отвечавшему политическим требованиям момента.
Список литературы
ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 20. Д. 2; оп. 24. Д. 6; оп. 25. Д. 6, 7. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1983.
Декреты советской власти. Т. 3. М., 1964; т. 4. 1968; т. 6. 1973. История советского кино. М., 1969. Т. 1.
Карташева Н.В. Темпоральные феномены русской культуры послереволюционного десятилетия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов
ЦК (1898-1988): В 15 т. Т. 2. М., 1983. Павловская А. В. Состояние и перспективы развития специальности «Регионоведение» на факультете иностранных языков и регионо-ведения МГУ имени М.В. Ломоносова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2. РЦХИДНИ. Ф. 11. Оп. 65. Д. 12; оп. 60. Д. 6; ф. 78. Оп. 1. Д. 11. Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. М., 1973. Центральный архив общественных движений Москвы. Ф. 3. Оп. 1. Д. 21, 26.