АГИТПОЕЗДА И
Агитационно-массовое искусство первого советского пятнадцатилетия - один из интереснейших феноменов отечественной культуры XX века. Это поистине уникальные, никогда ранее не существовавшие и никогда более не повторенные опыты, что объединяются ныне общим названием «искусство плакатных форм». Издательский дом «Искусство» готовит к печати книгу «Агитационно-массовое искусство Со-
Плакат на тему «7-е ноября — первый солнечный день в жизни пролетариата» написан неизвестным художником из города Орла в 1920 году.
АГИТПАРОХОДЫ
ветской России» о росписи агитпоездов и агит-пароходов и о политическом плакате той поры.
В течение многих лет с большим трудом по крупицам в архивах и библиотеках Москвы и других городов собирали авторы-составители материал для настоящей публикации.
Сборник, куда вошли как архивные документы, так и малодоступные ныне газетные и журнальные статьи 1920-х годов, подготовлен отделом архитектуры и синтеза искусств Научно-исследовательского института теории и ис-
Д. Моор. «Смерть мировому империализму». Москва, 1919 год.
СМЕРТЬ МИРОВОМУ ИМПЕРИЛЛИЗМЧ
Л итературно-инструкторс-кий поезд «Октябрьская революция» был сформирован в 1919 году. Расписанные художниками вагоны1 играли роль политических плакатов.
В литературно-инструкторском поезде имени Ленина (1919 год) особой популярностью пользовался вагон «Советский кинематограф» с росписью на тему «Театр народа».
тории изобразительного искусства Российской академии художеств. Работа над сборником велась при участии руководителя этого отдела профессора, доктора искусствоведения, члена-корреспондента РАХ В. П. Толстого.
Автор раздела «Роспись агитпоездов и агит-пароходов» — старейший сотрудник отдела
М. Авилов. «Крестьянин! Каждая горсть семян спасет жизнь рабочему и красноармейцу». Барнаул, 1921 год.
• КНИГИ В РАБОТЕ
И. М. Бибикова, которой, к сожалению, не суждено было увидеть книгу. Скрупулезное изучение архивных материалов позволило И. М. Бибиковой установить авторство и хронологию создания многих доселе безымянных росписей агитпоездов.
Раздел «Политический плакат» подготовлен Н. И. Бабуриной, крупнейшим знатоком плакатного искусства России, автором многих отечественных и зарубежных публикаций по истории русского плаката.
Книга содержит несколько сотен иллюстраций, среди которых фотографии, предоставленные Российским государственным архивом кинофотодокументов, Государственным центральным музеем современной истории России и другими музеями, а также репродукции плакатов из фондов Российской национальной библиотеки. Шедевры известных мастеров плакатного дела России — Моора, Дени, Маяковского и других соседствуют здесь с работами малоизвестных или безымянных провинциальных художников.
Издание наглядно демонстрирует, как быстро проникали из центра в самые отдаленные уголки России новые идеи и образы, «доставляемые» туда ярко расписанными агитпоездами и агитпа-роходами — этими «передвижными плакатами».
Д. Моор. «Петроград не отдадим!». Москва, 1919 год.
Кукрыниксы. «15». 1932 год.
Плакат выпущен к 15-летию советской власти. Так клеймили фашизм наши знаменитые карикатуристы.
Весь пестрый иллюстративный материал разделен на две части. В первой он собран в тематические ряды, соответствующие основным лозунгам революционной эпохи, таким, как «Красная Армия — вооруженный народ», «Помоги голодающему», «Враги революции», «Борьба с разрухой», «Трудовой фронт» и т.д. Вторая часть посвящена символам и эмблемам, рожденным новым общественным строем и «тиражированным» в произведениях агитационно-массового искусства. Перед читателем предстает все многообразие трактовок этих, казалось бы, раз и навсегда данных и усвоенных знаковых символов: «серп и молот», «пятиконечная звезда», «красное зна-
1ШШ1К ГНХПИШШН!
цсхсини М'иии
«Праздник годовщины Красной Армии -23.11.1919 — день красного подарка». Работа неизвестного художника. 1919 год.
мя», «солнце коммунизма», «гидра контрреволюции», «пожар мировой революции» и многие другие. Организованные в своего рода таблицы эти бесчисленные создания революционного искусства помогают по-новому увидеть и, может быть, по-новому понять далекую эпоху 1920-х.
В сборнике есть также раздел, посвященный передвижному кукольному «театру Петрушки», путешествовавшему с агитпоездами и агитпароходами.
Издание осуществляется на средства, предоставленные Научно-исследовательскому институту Академии художеств Российским Гуманитарным научным фондом.
В. ТАНИН.
НТТМ
С 4 по 7 июля 2002 года на ВВЦ в Москве пройдет Всероссийская выставка научнотехнического творчества молодежи «НТТМ-2002».
На выставке будут представлены научные и технические проекты учащихся школ, колледжей, лицеев, центров технического творчества студентов вузов, молодых ученых. Раздел «Деревня Маленьких Находчивых» познакомит с деятельностью детских научных клубов.
-2002
К участию в выставке приглашаются авторы научно-технических изданий, средства массовой информации, научные музеи, авторы и разработчики предметной среды в развитии интеллектуального досуга.
Выставка НТТМ — это возможность представить научно-технические проекты, продемонстрировать увлечение наукой, принять участие в Деловой программе. Во время проведения семинаров, «круглых столов», встреч состоит-
ся обмен мнениями, идеями, пройдут дискуссии, в результате которых, может быть, будут предложены новые пути решения мировых проблем в области науки и техники.
Лучшие проекты будут рекомендованы для участия в IX Международной выставке молодежных научно-технических проектов «ЭКСПО — Наука-2003».
За дополнительной информацией по выставке «НТТМ-2002» следует обращаться в Департамент молодежных программ ГАО ВВЦ по телефонам: 748-34-17; 748-34-19.