Научная статья на тему 'Агитационно-пропагандистская деятельность рабоче-крестьянской красной армии в Донской области в 1920-е годы и изменение уклада жизни молодежи'

Агитационно-пропагандистская деятельность рабоче-крестьянской красной армии в Донской области в 1920-е годы и изменение уклада жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА СОВЕТСКОЙ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ КРАСНАЯ АРМИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / МОЛОДЕЖЬ ДОНА / AGITATION AND PROPAGANDA ACTIVITIES / THE SYSTEM OF SOVIET AGITATION AND PROPAGANDA / WORKERS AND PEASANTS RED ARMY / CIVIL WAR / THE DON YOUTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сароглиди Ангелина Владимировна

Рассматривается агитационно-пропагандистская деятельность Рабоче-Крестьянской Красной Армии (далее РККА) в Донской области в 1920-е годы ХХ века. Отмечается, что РККА выступила в качестве силы, способной инкорпорировать молодых людей, проживающих на Дону, в обновленное революционными потрясениями общество. Раскрываются причины, по которым несмотря на кажущуюся простоту проблема взаимодействия органов советской власти, в первую очередь в лице РККА, с молодежью достаточна сложна. Одна из причин, называемых автором, связана с выбором, заданным Гражданской войной, которая разделила общество на красных и белых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AGITATION AND PROPAGANDA ACTIVITIES OF THE RED ARMY OF THE WORKERS AND PEASANTS IN THE DON REGION IN THE 1920S AND CHANGING WAY OF LIFE OF THE YOUTH

The article considers agitation and propaganda activities of the Red Army of the workers and peasants in the Don Region in the 1920s. It is noted that the Red Army acted as a force capable of incorporating young people living on the Don into a society renewed by revolutionary upheavals. The reasons for which, despite the seeming simplicity, the problem of interaction between the bodies of the Soviet power, primarily the Red Army, with the youth is quite complex. One of the reasons considered by the author is connected with the choice given by the Civil War, which divided the society into reds and whites.

Текст научной работы на тему «Агитационно-пропагандистская деятельность рабоче-крестьянской красной армии в Донской области в 1920-е годы и изменение уклада жизни молодежи»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2017. № 2

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

УДК 07; 93: 93/94 DOI 10.23683/0321-3056-2017-2-71-75

АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ В ДОНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1920-Е ГОДЫ И ИЗМЕНЕНИЕ УКЛАДА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

© 2017 г. А.В. Сароглидиа

аЮжный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

THE AGITATION AND PROPAGANDA ACTIVITIES OF THE RED ARMY OF THE WORKERS AND PEASANTS IN THE DON REGION IN THE 1920S AND CHANGING WAY OF LIFE OF THE YOUTH

A.V. Saroglidia

aSouthern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Сароглиди Ангелина Владимировна - Angelina V. Saroglidi -

аспирант, Postgraduate,

Институт истории и международных отношений, Institute of History and International Relations,

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082, Россия. B. Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia.

Е-mail: [email protected] Е-mail: [email protected]

Рассматривается агитационно-пропагандистская деятельность Рабоче-Крестьянской Красной Армии (далее - РККА) в Донской области в 1920-е годы ХХ века. Отмечается, что РККА выступила в качестве силы, способной инкорпорировать молодых людей, проживающих на Дону, в обновленное революционными потрясениями общество. Раскрываются причины, по которым несмотря на кажущуюся простоту проблема взаимодействия органов советской власти, в первую очередь в лице РККА, с молодежью достаточна сложна. Одна из причин, называемых автором, связана с выбором, заданным Гражданской войной, которая разделила общество на красных и белых.

Ключевые слова: агитационно-пропагандистская деятельность, система советской агитации и пропаганды, Рабоче-Крестьянская Красная Армия, Гражданская война, молодежь Дона.

The article considers agitation and propaganda activities of the Red Army of the workers and peasants in the Don Region in the 1920s. It is noted that the Red Army acted as a force capable of incorporating young people living on the Don into a society renewed by revolutionary upheavals. The reasons for which, despite the seeming simplicity, the problem of interaction between the bodies of the Soviet power, primarily the Red Army, with the youth is quite complex. One of the reasons considered by the author is connected with the choice given by the Civil War, which divided the society into reds and whites.

Keywords: agitation and propaganda activities, the system of Soviet agitation and propaganda, the workers and peasants Red Army, the Civil War, the Don youth.

Октябрьская революция 1917 г., изменившая последней было завоевание поддержки миллио-

судьбу России в ХХ в., была не до конца понят- нов людей. Решающая роль в этом процессе от-

ной для масс - многие люди, не видевшие боль- водилась идеологической работе. Для ее осу-

шой разницы между большевиками и другими ществления были необходимы разнообразные, а

революционерами, задавались одним и тем же главное действенные средства и механизмы рас-

вопросом: что же будет дальше? пространения идеологических формул и устано-

После победы большевиков продолжился вок в народе, выступающие в роли призмы, через

процесс разрушения прежней системы органов которую должен был восприниматься окружаю-

власти и в то же время началось формирование щий мир.

новой советской государственной «машины». Формирование мировоззренческих ориента-

Одним из непременных условий существования ций молодежи на Дону во втором десятилетии

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

ХХ в. тесно связано с агитационно-пропагандистской деятельностью органов советской власти в Донской области, административной единицы, существовавшей с 20 марта 1920 г. по 13 февраля 1924 г. на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Вполне очевидно, что пришедшие к власти большевики оказали значительное влияние на политические и социально-экономические процессы в регионе, выступив в качестве силы, способной инкорпорировать молодых людей в обновленное революционными потрясениями общество.

К сожалению, в отечественной исторической науке практически отсутствуют специальные работы, посвященные указанной проблематике. По мнению О.В. Баевой, пытаясь переосмыслить советское прошлое, историческая наука во многом добилась успехов, но еще остается во власти некоторых стереотипов того времени [1, с. 3]. Общепринятым является лишь тот факт, что с 1918 по 1924 г. вопросы, связанные с агитацией и пропагандой, имели для большевиков первостепенное значение, так как они искали опору в народе. Необходимо было донести свои идеи до широких масс и повести их за собой [2, с. 11]. Развернуть такую деятельность в условиях неграмотности изрядной части населения страны и отсутствия средств массовой информации в современном их понимании, большевики смогли при поддержке Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

А.Ю. Рожков отмечает, что «уже в начале Гражданской войны большевики осознали, что вооруженное войско может стать полноценной армией только при условии строжайшей дисциплинированности и организованности, а также мощной пропаганды, в которой большевики были особенно сильны» [3, с. 376]. Собственно Гражданская война, разделившая страну на красных и белых, породила небывалое для дореволюционной России количество пропагандистской продукции - плакатов, листовок, брошюр и т.п. По мнению Л.А. Булавки, события этого периода, едва ли не каждого ставили перед простой, но зачастую смертельно жесткой альтернативой: так ты за красных или за белых? Заставляя выбирать адекватную своим интересам форму их выражения [4, с.25]

Анализируя сложившуюся ситуацию вокруг красной и белой пропаганды, отечественные исследователи отмечают как факторы, повлиявшие на успешность первой: ее систематичность и

длительность, уровень профессионализма, степень системности, тотальный охват населения, массированность, т.е. объем информации на душу населения; понятность и доступность [5], так и на бездарно-бюрократический характер второй, которая не отвечала, по их экспертному мнению, духу времени [6, с. 342]. Так, Н. Козлова, анализируя дискурсивные практики советских людей, их воспоминания, семейную переписку, дневники, а также «письма трудящихся» в газеты и журналы, приходит к выводу, что «входя в галактику Гуттенберга [люди] получали из рук государства, представленного в том числе большевистскими просветителями, соответствующий принцип видения. Обучение грамоте было введением в политику. Родная речь, которой овладевали в школе, была языком власти. Дети и молодежь дышали им, как дышат воздухом» [7, с.199].

Советская власть в 1920-х гг. активно создавала собственную систему политических символов, в которых, как отмечает А.С. Бочкарева, происходило пересечение и взаимодействие культуры, искусства, политики, психологии, экономики, математики, социологии, права и многих других аспектов, присущих политической пропаганде как явлению [8, с. 23]. Молодые люди с крестьянским прошлым, пытаясь обучиться новым названиям элементов мира и таким образом упорядочить собственное пространство жизни, найти свое место в нем, встраивались в систему. Например, Н. Козлова отмечает «фетишистское отношение к текстам вождей - Маркса, Ленина, Сталина». Их имена, по мнению исследователя, занимают ключевое место в ценностно-семантическом поле массового сознания советского человека, а их книги обладают таким содержанием, глубины которого он постичь не в состоянии априорно, поскольку подвергнуть сомнению язык указанных классиков нельзя, им можно, даже если он непонятен и непостижим, «наслаждаться» тактильно, трогая книгу [7, с. 198-200].

Агитационно-пропагандистская деятельность на Дону началась сразу же после установления Советской власти и образования на территории Области войска Донского - Донской Советской республики 23 марта 1918 г. Как и по всей России, на Дону имели место быть социальные противоречия, «которые дополнялись острым противостоянием относительно обеспеченного в земельном отношении казачества и иногороднего

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

безземельного крестьянства. Практическая деятельность различных политических партий и казачьего Войского круга, разнородных социальных интересов объективно обостряли политический кризис и привели к вооруженной конфронтации» [9, с. 124-125].

Известие о вооруженном восстании в Петрограде стало сигналом для Советов Дона, которые опирались на безусловную поддержку малоимущих слоев населения, к немедленному захвату власти. Историки отмечают, что, не обладая еще реальной властью, большевики с помощью популистских декретов пытались завоевать доверие населения, призывая его к самостоятельности, революционному творчеству, умело направляя ненависть общественных низов к старым порядкам [10, с. 1358]. На Дону после падения кабинета Керенского казачество в основном перешло на позиции нейтралитета. В частности, казаки, участвовавшие в Первой мировой войне, симпатизировали предложенному большевиками «Декрету о мире», хотя с большим сомнением относились к «Декрету о земле» [9, с. 125]. Установление Советской власти на Дону сопровождалось вооруженными схватками революционеров и их противников (А. М. Каледин, генералы Л. Г. Корнилов, М.В. Алексеев). В.И. Ленин, выступая в марте 1919 г. в Народном доме в Петрограде, заявил: «Наши победы на Дону стали возможны исключительно благодаря усилию партийной и культурно-просветительской деятельности в рядах Красной Армии. Это вызвало психологический сдвиг, и в итоге наша Красная Армия завоевала для нас Дон» [11, с. 35-36]. К апрелю 1920 г. было завершено освобождение Донской области от белогвардейцев.

Вопрос о взаимоотношениях органов Советской власти с молодежью на Дону в начале ХХ в., несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложен по нескольким причинам.

Во-первых, невозможно однозначно охарактеризовать формат такого взаимодействия, поскольку изначально представители новой власти привлекали для осуществления пропаганды и агитации неспециалистов, перед которыми ставилась задачи подорвать идейные позиции противников Советской власти и ликвидировать их влияние на местное население. Пропагандист-ско-агитационные установки большевиков распространялись на все сферы, даже те, которые казалось были совсем мало пригодны для этого. Так, в своих воспоминаниях Л. Троцкий отме-

чает, что творчество было значительным фактором успеха многих военных операций: «Без новых и новых импровизаций во всех областях война была бы для нас немыслимой. Поезд был инициатором таких импровизаций и их регулятором». Речь идет о бронепоездах, которые, приезжая в те или иные места, становились для местного населения электрической станцией, библиотекой, баней, телеграфом, типографией и многим другим, что позволяло поднять жизнь на местах хотя бы на время [цит. по: 4, с. 19].

Во-вторых, заинтересованность молодежи в сотрудничестве с властными и общественными структурами на местах требовала выбора такого формата взаимодействия, который должен был соответствовать интересам молодого поколения: агитспектакли, бичевавшие «пережитки капитализма» или моральное разложение под «буржуазным влиянием» части молодежи. Юноши и девушки не только активно вовлекались в художественную самодеятельность, но и были действующими лицами. Этому в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что доступ в театральные студии был открыт для всех желающих. Театр позволил десяткам тысяч молодых людей по всей стране в живом непосредственном диалоге с другими выговаривать и проговаривать важнейшие вопросы и ответы по поводу бытия в нарождающейся новой жизни [4, с. 41-42].

В-третьих, сложным оставался и вопрос гражданского самоопределения молодежи, поскольку его решение было сопряжено с выбором, о котором говорилось выше. Этот процесс был мучительным не только для молодых людей, но и всего населения в целом. Трудно не согласиться с тем, что период 20-х гг. прошлого века отличался высокой степенью политизации всех сфер жизни. Революция, по мнению исследователей, заставила едва ли не каждого человека если не прямо включаться в политику, то в любом случае позиционировать себя в этой реальности [4, с. 68-69].

Итак, последовавший после Октябрьской революции социальный взрыв в форме Гражданской войны задал вектор развития общества. Система советской агитации и пропаганды на первом этапе сформировалась вокруг армии, на вызовы которой и откликнулась молодежь. Именно у юношей и девушек, по большей части необразованных, но благодаря РККА включенных в революционные массы под действием пропагандистских лозунгов, начали формироваться культурно-просветитель-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

ские потребности. Во многом этому способствовала деятельность большевиков в деле ликвидации безграмотности (26 декабря 1919 г. был издан соответствующий Декрет, который обязывал всех граждан от 8 до 50 лет обучаться грамоте), изменение парадигмы образования, главными принципами которой стали: светскость, бесплатность, создание новой рабоче-крестьянской интеллигенции [12]. Несмотря на то, что систему агитации и пропаганды первых лет Советской власти отличают гибкость и разнообразие применяемых средств, массовость, собственно осмысление системы невозможно без понимания её связи с армией и просвещением (образованием) молодежи. Представляется, что большевистская пропаганда стремилась не только расширить лагерь своих сторонников, но и была нацелена на создание нового человека.

Литература

1. Баева О.В. Культурная жизнь Донского края в 1920-е годы : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д., 2007. 32 с.

2. Трубников С. Становление системы советской агитации и пропаганды (1918-1924 гг.) // Суть времени. 2015. № 145. 16 сент. С. 11-16.

3. Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 640 с.

4. Булавка Л.А. Феномен советской культуры. М.: Культурная революция, 2008. 288 с.

5. Шишова У.Д., Ширяева-Бакшевни-кова В.Н. Сравнительный анализ политической пропаганды белых и красных в Северной области в период Гражданской войны 19181920 гг. // Студенческий научный форум : V Междунар. студ. электр. конф. URL: http:// econf.rae.ru/ article/8375 (дата обращения: 13.04.2017).

6. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск : Харвест, 1999. 448 с.

7. Козлова Н. Советские люди. Сцены из истории. М. : Европа, 2005. 544 с.

8. Бочкарева А.С. Политическая пропаганда и агитация партийно-советских органов власти на Кубани в 20-е гг. ХХ века : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2007. 29 с.

9. Кислицын С.А., Кислицына И.Г. История Ростовской области (От Земли Войска Донского до наших дней). Ростов н/Д., 2007. 328 с.

10. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А.Н. Сахарова. М. : АСТ, 2017. 1744 с.

11. Ленин В.И. Речь на митинге в Народном доме в Петрограде. 13 марта 1919 г. : газетный отчет // Полн. собр. соч. М. : Политиздат, 1969. Т. 38. С. 33-38.

12. Центр документации новейшей истории Ростовской области. Ф. 5. Оп. 1. Д. 35. Л. 40.

References

1. Baeva O.V. Kul'turnaya zhizn' Donskogo kraya v 1920-e gody : avtoref. dis. ... kand. ist. Nauk [Cultural Life of the Don People in the 1920s]. Rostov-on-Don, 2007, 32 p.

2. Trubnikov S. Stanovlenie sistemy sovetskoi agitatsii i propagandy (1918-1924 gg.) [The Formation of the System of Soviet Agitation and Propaganda (1918-1924 gg.)]. Sut' vremeni. 2015, No. 145, 16 Sept., pp. 11-16.

3. Rozhkov A.Yu. Vkrugu sverstnikov: Zhiznen-nyi mir molodogo cheloveka v Sovetskoi Rossii 1920-kh godov [In the Circle of Peers: The Life World of a Young Man in Soviet Russia in the 1920s]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2014, 640 p.

4. Bulavka L.A. Fenomen sovetskoi kul'tury [The Phenomenon of Soviet Culture]. Moscow, Kul'turnaya revolyutsiya, 2008, 288 p.

5. Shishova U.D., Shiryaeva-Bakshevnikova V.N. [Comparative Analysis of Political Propaganda of White and Red in the Northern Region during the Civil War of 1918-1920]. Studencheskii nauchnyi forum [Students scient. forum]. V Intern. Stud. Electr. Conf. Available at: http://econf.rae.ru/article/8375 (accessed 13.04.2017).

6. Krys'ko V.G. Sekrety psikhologicheskoi voiny (tseli, zadachi, metody, formy, opyt) [Secrets of Psychological Warfare (goals, tasks, methods, forms, experience)]. Minsk, Kharvest, 1999, 448 p.

7. Kozlova N. Sovetskie lyudi. Stseny iz istorii [Soviet People. Scenes from History]. Moscow, Evropa, 2005, 544 p.

8. Bochkareva A.S. Politicheskayapropaganda i agitatsiya partiino-sovetskikh organov vlasti na Ku-bani v 20-e gg. XXveka : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Political Propaganda and Agitation of Party

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

and Soviet Authorities in the Kuban in the 20-ies XX century]. Krasnodar, 2007, 29 p.

9. Kislitsyn S.A., Kislitsyna I.G. Istoriya Ros-tovskoi oblasti (Ot Zemli Voiska Donskogo do nashikh dnei) [The History of the Rostov Region (From the Land of the Don Army to our Days)]. Rostov-on-Don, 2007, 328 p.

10. Istoriya Rossii s drevneishikh vremen do nashikh dnei [History of Russia from Ancient Times

to Our Days]. Ed. A.N. Sakharov. Moscow, AST, 2017, 1744 p.

11. Lenin V.I. [Speech at the Meeting in the People's House in Petrograd. March 13, 1919: the Newspaper Report]. Com. col. of works. Moscow, Politiz-dat, 1969, vol. 38, pp. 33-38.

12. Tsentr dokumentatsii noveishei istorii Rostovskoi oblasti [Center for Documentation of the Newest History of the Rostov Region]. Fund 5. In. 1. File 35. L. 40.

Поступила в редакцию / Received 2 мая 2017 г. / May 2, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.