Научная статья на тему 'АГИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛЕГРАФНОГО АГЕНТСТВА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

АГИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛЕГРАФНОГО АГЕНТСТВА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО СОВЕТСКОГО СОЮЗА / ОКНА ТАСС / ПЛАКАТ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / АГИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесниченко Диана В.

В статье характеризуется деятельность центрального информационного агентства Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Автор раскрывает историю создания органа, его основные задачи и функции в годы войны, анализирует агитационную деятельность Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), выделяет четыре группы изданных в годы ВОВ плакатов Окон «ТАСС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPAGANDISTIC ACTIVITIES OF THE TELEGRAPHIC AGENCY OF THE SOVIET UNION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

In the article, the author examines the activities of the central information agency of the Soviet Union during the Great Patriotic War. The author reveals the history of the organ’s creation, its main tasks, and functions during the war years. Much attention is paid to the propaganda activities of the Telegraph Agency of the Soviet Union. The author analyzes the TASS campaign activities through the "Okna" TASS’s, identifies four groups of posters published during the Great Patriotic War, and talks about the work of TASS during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «АГИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛЕГРАФНОГО АГЕНТСТВА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 070.431.2 ББК 76.003

Д.В. Колесниченко

Агитационная деятельность Телеграфного агентства Советского Союза в годы Великой Отечественной войны

В статье характеризуется деятельность центрального информационного агентства Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Автор раскрывает историю создания органа, его основные задачи и функции в годы войны, анализирует агитационную деятельность Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), выделяет четыре группы изданных в годы ВОВ плакатов Окон «ТАСС».

Ключевые слова: Телеграфное агентство Советского Союза, Окна ТАСС, плакат, Великая Отечественная война, агитация

Решение о создании Телеграфного агентства Советского Союза (далее - ТАСС) на базе Российского телеграфного агентства было принято 10 июля 1925 г. постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР. Главной задачей ТАСС было распространение политической, экономической, торговой и иной информации в СССР и за границей. В годы Великой Отечественной войны важной задачей ТАСС стало обеспечение фронта и тыла агитационной информацией1. Для ее решения Агентство 24 июня 1941 г. организовало коллектив из художников и литераторов под названием «Окна ТАСС»; главным жанром их работы стал военно-оборонный плакат.

Заведующим «Окнами» был назначен художник Н. Денисовский, редактором - А. Кулагин, художественным редактором -П. Соколов-Скаля, членами совета - Ф. Антонов и П. Шухмин. Плакаты, принятые художественным советом редакции, утверждались ответственным руководителем ТАСС Я. Хавинсоном, с 1943 г. - Н. Пальгуновым, а также инструктором отдела культуры ЦК ВКП(б) П. Лебедевым2. В состав «Окон» входили художники: М. Савицкий, Кукрыниксы, М. Черемных, С. Костин, А. Рада-ков, поэты С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, С. Кирсанов,

© Колесниченко Д.В., 2022

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы / Авт.-сост.: А.Я. Лившин, И.Б. Орлов. М.: РОССПЭН, 2007. С. 135.

Маслов В.А. Окна ТАСС. 1941-1945 / В.А. Масленников. М.: Контакт-Культура, 2007. С. 47.

2

А. Жаров. «Окна ТАСС» выходили в Куйбышеве, Ленинграде, Горьком, Молотове, Очере, Кирове, Иркутске, Новосибирске, Свердловске, Казани и во многих других городах, где действовали художественные коллективы3.

Можно утверждать, что ТАСС - это продолжатели «Окон» РОСТА, которые обеспечивали население агитационными плакатами в годы Гражданской войны и в восстановительный период. Формат военно-оборонных плакатов в качестве средств агитации был выбран с целью красочной, лаконичной и оперативной передачи информации. Плакаты изготавливались при помощи технологии трафаретирования, иногда прибегали к печати на стекле (диапозитив)4.

Плакаты - это не только агитационное «оружие», но и летопись Великой Отечественной войны, по которой можно было отследить основные события в непростое для страны время. За 18 месяцев работы Окон «ТАСС» было выпущено около 700 «окон», что составляло 30 плакатов ежемесячно. За это время производство плакатов усовершенствовалось: из кустарной мастерской «Окна» превратились в хорошо организованное предприятие5. Плакаты можно разделить на следующие группы: «фронтовые», «разоблачающие врага», «народные» и «тыловые».

К фронтовой группе можно отнести те плакаты, которые изображают действия на передовой. Для данной группы была характерна лаконичная подпись в форме призыва. Изображение могло быть как цельным, так и разделено коллажами. К примеру, плакат П. Малькова «Товарищ, выручай товарища в бою. Ты жизнь спасешь его, а он спасет твою» указывал на необходимость сплочения бойцов.

Плакат «Не отдадим Москвы!»6 П. Соколова-Скали призывал не только солдат, но и население бороться с врагом. Плакат «Воины Красной армии!» П. Шухмина напрямую обращался к бойцам, призывая их «бить без пощады фашистское зверье», а также «стойко защищать родную землю».

П. Мальков. Плакат «Товарищ, выручай товарища в бою. Ты жизнь спасешь его, а он спасет твою»

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны... С. 162. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 11. Д. 1249. Л. 3. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны... С. 72. Окна ТАСС. 1941-1945 / Сост. Н. Денисовский. М.: Изобразительное искусство, 1970.

3

4

5

6

П. Соколов-Скаля

Плакат «Не отдадим Москвы!»

П. Шухмин

Плакат «Воины Красной армии!»

Кроме того, в группе «фронтовых» плакатов преобладала тенденция изображения успехов Красной армии. Плакат П. Соколова-Скали «Вперед, к победе!» был посвящен не столько юбилею Красной армии, сколько тому, что солдаты советской армии героически отстояли оборону Севастополя, Одессы, упорно боролись с захватчиком под Москвой, в районе Ржева и Ленинграда. Плакат В. Соколова и П. Судакова «Великой родины хвала их окрыляет величаво» посвящен завершению сражения на Курской дуге, которое стало коренным переломом в истории Великой Отечественной войны.

К группе, «разоблачающей» врага, можно отнести плакаты, на которых враг изображался в сатирической форме. Например, плакат «Аттестат зверости» художников Кукрыниксов7 поделен на шесть коллажей, где враги изображены в карикатурной форме: у них длинные носы, непропорционально прорисованное тело. Четверостишия к плакату не лишены сатиры: «Юный фриц, любимец мамин. В класс идет держать экзамен, задают ему вопрос: - Для чего фашисту нос? Отвечает фриц мгновенно: - Чтоб вынюхивать измену и строчить на всех донос. Вот зачем фашисту нос!». Художники изображали не только бойцов вражеской армии, но и действующую власть фашистской Германии. Плакат А. Радакова «Крест на крест» - яркий тому пример. Гитлер на плакате изображен карикатурно: глаза не прорисованы, вместо них всего лишь сплошная линия, тело изображено непропорционально.

Творческий коллектив графиков и живописцев (псевдоним по первым слогам фамилий): Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович.

7

П. Соколов-Скаля Плакат «Вперед, к победе!»

В. Соколов, П. Судаков Плакат «Великой Родины хвала их окрыляет величаво»

Примером также может послужить цикл плакатов «Наша азбука» - плакат М. Соловьева «П - погром изложенная кратко, программа нового порядка» изображает вражескую армию, которая вывозила музейные ценности с оккупированных территорий Советского Союза. В плакате Д. Мельникова «Т - тевтонской рыцарской свинье тонуть случалось в полынье» проведена параллель между рыцарями Тевтонского ордена и гитлеровской армией. На изображении видно, как русская армия наступает на врагов и одерживает над ними победу. В плакате П. Саркисяна «Ч - Чернилами стреляет враль, чужих полков ему не жаль» подчеркивается лживый характер сообщений вражеской армии о потерях советских войск на фронтах.

К «народной» группе можно отнести плакаты, которые изображают быт тыловиков и их подвиги, которые олицетворяют разные исторические периоды нашей страны и указывают на особо важную роль русского народа. Например, плакат «Русский народ» художников Кукрыниксов поделен на четыре коллажа, которые олицетворяют разные исторические периоды нашей страны и указывают на особо важную роль участия в них русского народа. Плакат «Народные мстители»8 художников Кукрыниксов лишен обычного четверостишия, но изображения, которые разделены на три части, посвящены партизанскому движению, которое на протяжении

войны играло особую роль в борьбе с врагом. 8 Окна ТАСС. 1941-1945...

Кукрыниксы. Плакат «Аттестат зверости»

В так называемой группе тылового плаката преобладала тематика, ориентировавшая население на восстановление народного хозяйства и активную помощь советской армии. В плакате Г. Савицкого «В освобожденных районах» показана помощь солдат Красной армии колхозу. К. Вялов в плакате «Ускорим победу» агитировал трудящихся на «трудовую атаку», «поддержку боевого пыла» на фронте.

Плакат В. Люшина «Трудящиеся освобожденных от немецких захватчиков городов и сел» призывал трудящихся активнее восстанавливать разрушенное народное хозяйство.

Помимо агитационной деятельности ТАСС занимался обеспечением фронтовой информацией советской и заграничной печати.

А. Радаков

Плакат «Крест на крест»

М. Соловьев

Плакат «П - "погром" - изложенная кратко программа "нового порядка"»

Для решения поставленной задачи работали редакции иностранной информации, контрпропаганды и союзной информации. Каждая из этих редакций выпускала свои вестники, сообщения которых, как и плакаты, выполняли агитационную функцию. Так, например, в «Вестнике фронтовой информации», как правило, передавались рассказы о мирном населении на оккупированных тер-

В. Мельников

Плакат «Т - тевтонской рыцарской свинье тонуть случалось в полынье»

П. Саркисян

Плакат «Ч - чернилами стреляет враль - чужих полков ему не жаль»

»207

РУССКИЙ НДРОД.

ВРАГ ТВОЙ СВИРЕП. НО ЗА ВОЙНЫ. РАЗБОК ВРЕМЯ РАСПЛАТЫ ПРИДЕТ! ЗНАМЯ ПОБЕПЬ! V. ВПРЕДЬ ЗА ТОБОЙ. РУССКИЙ НАРОД.

Кукрыниксы Кукрыниксы

Плакат «Русский народ» Плакат «Народные мстители»

риториях. Некоторые выпуски вестников были посвящены героям тыла. В частности, история польской крестьянки Анны Рутковской: она сняла 32 мины, которые поставили немцы на улице деревни и дороги, чтобы задержать продвижение Красной армии9. В «Вестнике иностранной информации» ТАСС новости были посвящены событиям, происходившим за границей. В «Вестнике контрпропа-

Г. Савицкий

Плакат «В освобожденных районах»

К. Вялов

Плакат «Ускорим победу»

9 Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны... С. 104.

OKHOy-Q-inn

трссП Ilü

Трудящиеся освобожденных от немецких зпхвптчиков городов и сёл!Быстрее впсстпнпвпивпйте промышленность и сельское хозяйство . рпзрушенные гитлеровскими рпзбойникпми ! пйскпйте а ход цшбрики и зявпды ! Пргпнизпврнно проводите весенний сев!

/И] призывов ЦК BKIV6/ к I Ива 13«3г./

В. Люшин

Плакат «Трудящиеся освобожденных от немецких захватчиков городов и сел...»

ганды» информация передавалась по радио, причем строго предназначаемой стране. Выпуск «Философия от нужды» от 25 марта 1944 г. был адресован Германии и посвящен статье Геббельса в последнем номере "Das Reich". Основная мысль выпуска: если ранее Геббельс рассуждал о шансах фашистской Германии одержать победу, то после стремительного наступления Красной армии на юге он выражает более философские мысли об исходе войны10.

После победоносного для СССР завершения Великой Отечественной войны перед ТАСС возникла новая информационная задача - организация в Берлине аппарата советской информации. Однако ЦК ВКП(б) признало это предложение нецелесообразным, так как в Берлине уже было создано бюро информации Советской военной администрации.

Таким образом, Телеграфное агентство Советского Союза сыграло роль главного источника информации в годы войны. Прежде всего ТАСС изменил структуру Агентства и специализировал ее для решения основных задач по снабжению информацией населения как внутри страны, так и за рубежом. Были открыты такие редакции, как иностранные, союзной информации, контрпропаганды.

Являясь центральным информационным органом, ТАСС обеспечивал советскую и заграничную печать оперативной информацией с фронтов войны, распространял информацию как внутри страны, так и за рубежом, а также обеспечивал фронт и тыл наглядной агитацией посредством плакатов и фотографий. Для реше- 10 Там же. С. 222.

ния данных задач ТАСС выпускал Вестники, которые подразделялись на тематические группы иностранной информации, фронтовой и контрпропаганды.

В агитационной деятельности ТАСС ссылался на традицию «Окон» РОСТА, выпуская плакаты «Окон» ТАСС. По мнению автора можно выделить четыре группы плакатов («народная», «тыловая», «фронтовая», «разоблачающая врага»), благодаря которым, на наш взгляд, СССР удалось реализовать успешную агитационную деятельность в годы ВОВ. Стоит также отметить, что подобная агитационная тактика была выбрана верно, ведь плакаты по структуре представляли лаконичное и красочное изложение информации. Плакаты были посвящены разным темам, наполнены отличным содержанием: от сатиры до фронтовой информации. Контекст плакатов с событиями войны менялся, что подтверждает тезис о том, что плакаты - своеобразная летопись Великой Отечественной войны. Если в первые годы войны плакаты посвящены в основном оборонной тематике, где армию и население агитируют на борьбу с врагом, то на завершающем этапе войны выпускались плакаты, повествующие о победах Красной армии и о необходимости восстановления народного хозяйства населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.