Научная статья на тему 'Художественные технологии в советском социальном плакате'

Художественные технологии в советском социальном плакате Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1581
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / ХУДОЖНИК-ПЛАКАТИСТ / ФОТОГРАФИЯ / ПЕЧАТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ефименко Александра Александровна

Советский плакат является неотъемлемой частью русской культуры. Благодаря таланту выдающихся художников-плакатистов, он имел сильное влияние на граждан СССР, а также стал уникальным явлением в мировом графическом искусстве. В данной статье описываются уникальные художественные технологии, применяемые при создании советского социального плаката.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные технологии в советском социальном плакате»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВЕТСКОМ СОЦИАЛЬНОМ ПЛАКАТЕ Ефименко А.А.

Ефименко Александра Александровна - магистрант, кафедра дизайна, Академия архитектуры и искусств Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: советский плакат является неотъемлемой частью русской культуры. Благодаря таланту выдающихся художников-плакатистов, он имел сильное влияние на граждан СССР, а также стал уникальным явлением в мировом графическом искусстве. В данной статье описываются уникальные художественные технологии, применяемые при создании советского социального плаката.

Ключевые слова: советский плакат, художественная техника, художник-плакатист, фотография, печать.

Советский социальный плакат получил большую популярность не только благодаря новым революционным способам построения композиции, острой тематике и ярким лозунгам, но и благодаря новейшим методам в технике исполнения. Данные технологии формировались благодаря внешним условиям среды, а так же яркому таланту изобретателей данных технологий - советским художникам.

В первые годы становления советского социального плаката (1917 - 1930 г.) на его техническое исполнение сильно повлияли тяжёлые политические и экономические условия. Тогда появилась особая форма социального плаката -«Окна сатиры РОСТА».

«Окна РОСТА» («Окна сатиры РОСТА») - это серия плакатов, агитационного содержания 1919-1921 г.г. Авторы данных произведений - советские художники и поэты, работавшие в художественно-фотографическом и литературно-агитационном отделах Российского телеграфного агентства (РОСТА). Художники-плакатисты работавшие над созданием «Окон РОСТА»: М.М. Черемных, В.В. Маяковский. Также - Д.С. Моор, Казимир Малевич, А. Лентулов, И. Машков, Кукрыниксы., И.А. Малютин, А.М. Нюренберг, П.П. Соколов-Скаля и др. [3].

Отличительными чертами данных плакатов являлись: повествовательный характер изображения, простота и лаконизм, стилистика лубка; карикатурность, яркость силуэтов, использование от двух до трёх цветов, текст в виде стихотворного произведения.

Технология производства:

1. Первоначальный вариант выполнялся на одном или двух листах;

2. Затем размножался с помощью трафарета вырезанного из картона [2].

Трафарет (от итал. йаРэгеНо) - приспособление из какого-либо материала (бумаги,

картона, пластика, металла и т.д.), в котором вырезаны отверстия в форме символов или изображений.

«Данная техника выполнения плакатов была необходима в тех условиях. Она позволяла экономно использовать материалы, быстро распространять плакаты. Доходчиво доносить информацию до малограмотного населения, а так же не зависеть от типографской техники, в связи с большими сложностями обеспечения изданий. Техника выполнения «Окон РОСТА» была сходна с техникой агитационных авторских плакатов: с использованием трафарета или рисунок клеевой краской на фанерном листе». [9, с. 424].

Одним из новшеств в технологиях советского социального плаката, была техника фотомонтажа и фотоколлажа.

Фотоколлаж — это произвольное соединение, иногда не взаимосвязанных между собой, нескольких фотоизображений в одной картинке или фотографии, путём наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фотоизображений в одном, иногда с элементами графики.

Фотомонтаж - метод изготовления фотоснимка с двух или нескольких негативов, а также изображение, полученное этим методом и представляющее собой композицию (иногда с рисованными элементами) из нескольких фотографий или их фрагментов.

Александр Родченко, Густав Клуцис, Лазарь Лисицкий, С. Сенькин, А. Лавинский, Е. Семенова, В. и Г. Стенберги, В.Кулагина и другие были первыми в этой области, они оказали наибольшее влияние на развитие данных художественных техник.

Используемые виды и техники фотомонтажа:

• Многократная экспозиция или мультиэкспозиция — специальный приём в фотографии, который заключается в экспонировании (фотографии) одного и того же кадра несколько раз. Эффект изначально был легко достижим при использовании центрального затвора на камерах большого формата.

• Фотограмма — это изображение, полученное фотохимическим способом, без применения фотоаппарата. Предмет помещают на фотобумагу или плёнку, и освещают лампой так, чтобы на фотоматериал попала его тень. Специфической особенностью фотограммы является то, что в момент экспозиции свет не отражается от предметов, а проходит сквозь них. Непрозрачные предметы запечатлеваются на фотограмме в виде светлых силуэтов.

• «Светопись или фотопись — получение изображения засвечиванием фотобумаги, на которой расположены различные по своей прозрачности предметы. На таком изображении на черном фоне видны белые или серые силуэтные очертания предметов, лежавших на фотобумаге» [1, с. 171].

В данных техниках работал Эль Лисицкий.

Благодаря выдающемуся таланту художников - авангардистов, новейшие техники приобрели огромную популярность и широко использовались в советском полиграфическом искусстве.

Во время Великой Отечественной войны снова стал использоваться наиболее оперативный способ печати плаката - трафаретный плакат. Выпускались они Телеграфным Агентством Советского Союза (ТАСС) - информационно пропагандистский орган СССР, выполнявший функции, аналогичные функциям РОСТА. Таким образом, производились «Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты с призывами к защите Родины. В условиях тяжелого военного положения в стране это был самый экономически выгодный способ печати.[4] Художники, работавшие в данной технике: Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.), Дени В.Н., Черемных М.М., Шухмин П.М., Моор Д.С. [5].

В начале производства тираж был небольшим, но затем вырастал до нескольких тысяч экземпляров. «Размножали плакаты вручную бригады резчиков трафаретов; техника исполнения плакатов постоянно совершенствовалась и усложнялась (число цветов доходило до 10-12 и более)» [8].

В послевоенное время экономическое положение в стране улучшилось, и полиграфическое производство стало налаживаться. Техника печати плакатов стала разнообразнее. Автор выполнял оригинальный экземпляр произведения, учитывая технические особенности того способа печати, которое ему сообщит издательство.

Самым популярным способом печати являлась офсетная плоская печать. «Плоская печать в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами» [7].

«Офсетная печать (в полиграфии, от англ. off-set — без контакта с печатной формой) - технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр» [6].

Применялись так же многокрасочная высокая и глубокая печать, литографская печать, особенно автолитография, когда художник сам воспроизводил рисунок на литографском камне, цинковой или другой пластине. Для малотиражных изданий, продолжал применяться трафаретный способ печати. Небольшие по размерам рекламные плакаты размножались на фотобумаге (фотопечать) с ручным или механизированным тонированием отпечатков, с подкраской или раскраской шрифта и рисунков [10].

Художественные технологии исполнения социального плаката являются одним из уникальных особенностей данного вида графического искусства.

Благодаря им, а также композиции и яркой тематике советский социальный плакат играл существенную коммуникативную и агитационную роль в обществе. На сегодняшний момент он является ярким примером советского искусства.

Список литературы

1. Атабеков Н.А. Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги. М., 1974. С. 171.

2. Грозное оружие. Журнал «Смена». Опубликовано в номере № 280, Апрель 1936.

3. Лебедев П.И. Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. М.: Искусство, 1949. Советское изобразительное искусство: монографии и исследования.

4. Колесникова Л.Е. «Окна ТАСС» 1941/1945. Оружие Победы. М., 2005. Дню Победы: Советское искусство периода Великой Отечественной войны / Сост. А.И. Морозов. М., 2005.

5. Ленинградские «Окна ТАСС» 1941-1945 гг. в собрании Российской национальной библиотеки. Каталог / Сост. И. В. Селиванова, Н. Н. Школьный. СПб., 1995.

6. Офсетная печать // Издательский словарь-справочник: [электрон. изд.] / А.Э. Мильчин. 3-е изд., испр. и доп. М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

7. Плоская печать // Издательский словарь-справочник: [электрон. изд.] / А.Э. Мильчин. 3-е изд., испр. и доп. М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

8. Суздалев П.К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М., 1965; Окна ТАСС. 1941-1945: [Сб. плакатов] / Сост. Н. Денисовский. М., 1970.

9. Хан-Магомедов С.О. Х-19 Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995.

10. Музей торговли. Товарный словарь Плакат, 2008-2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/942/ (дата обращения: 06.05.2007).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.