Научная статья на тему 'ХУДОЖНИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ХУДОЖНИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Астапович Ю.А.

Становление и развитие Приморского отделения Союза советских художников (ССХ), созданного в январе 1939 года, пришлось на военные годы, Председатель его оргкомитета В. В. Безродный выделял Великую Отечественную войну как «период творческого роста». В одном из докладов Хабаровского отделения художников председатель оргкомитета А,Д. Дашкевич отметил: "Хабаровское отделение Союза художников и Хабаровское творческо-производственное товарищество художников («Всекохудожник»), организованные в 1940 году, по существу, оформились за время войны»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖНИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

В

к

ХУДОЖНИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

в годы Великой Отечественной войны

Становление и развитие Приморского отделения Союза советских художников (ССХ), созданного в январе 1939 года, пришлось на военные годы. Председатель его оргкомитета В. В. Безродный выделял Великую Отечественную войну как «период творческого роста»\ В одном из докладов Хабаровского отделения художников председатель оргкомитета А.Д. Дашкевич отметил: «Хабаровское отделение Союза художников и Хабаровское творческо-производственное товарищество художников («Всекохудожник»), организованные в 1940 году, по существу, оформились за время войны»2

¡ПЕРВЫЕ дни войны в армию ушли около 900 членов Союза художников, главным делом которых стала маскировка военных объектов и фронтовая печать3. Некоторые живописцы прошли и боевой и творческий путь, постепенно вырастая в крупных самобытных авторов. Так, дальневосточник В.Н. Высоцкий отвоевал в 1941 году, вернулся на родину и продолжал «бороться» кистью. Один из талантливейших хабаровских мастеров Н.С. Тихонов, создавший крупные полотна «Комитет обороны» и «Маршалы», мужественно сражался с 1942 года до самой Победы, а после остался на Западе РСФСР4.

Дальневосточное изобразительное искусство в 1941 — 1945 гг. имело свои особенности. Основной темой творчества хабаровских и приморских художников был любимый край. Другой отличительной чертой искусства региона было то, что с началом войны сюда начался приток профессиональных живописцев из западных районов, мобилизованных в армию. Например, если в августе 1941 года Хабаровское отделение Союза художников насчитывало всего лишь 7 членов, то уже в декабре 1942 года его состав увеличился до 15, а в декабре 1944 года — до 22 человек5. Подобная картина наблюдалась и во Владивостоке. Если в 1940 году в Приморском отделении ССХ были зарегистрированы 37 человек, то к 1 июля 1943 года — уже 47 художников6. Большинство из них — военнослужащие Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота. Своими патриотическими работами выделялись хабаровчане И.Д. Ел-кин, В.В. Завьялов, В.Е. Кайдалов, М.Г. Козелл и приморчане С.Е. Дон-бин, И.Н. Паршутин, М.М. Сапегин, В.И. Фомин, С.П. Ясенков.

Профессиональная принадлежность накладывала свой отпечаток на творчество художников, для которых создавать зарисовки эпизодов сражений, портреты бойцов и листовки не составляло труда.

Все жанры изобразительного искусства во время войны были востребованы и отмечены особой агитационной силой. Это характерно в первую очередь для такого массового и злободневного вида графики, как политический плакат (героического и сатирического направлений). На призывном пункте, на стенах домов он звал, убеждал, поднимал советских людей на борьбу с врагом. Первый советский военный плакат родился через день после начала войны. Это был рисунок Ку-крыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». В дни, ко-

< А Художник В.В. ПАВЧИНСКИИ,

1941г.

гда фронт стремительно отодвигался на восток, произведение М.В. Куприянова, П.Н. Крылова и И.А. Соколова уверенно предсказывало победу. Скупыми и лаконичными средствами (сквозь разорванный текст «Договора о ненападении» лезет Гитлер, обронив лицедей-скую маску; суровый воин с красной звездой вонзает в него штык) авторы сумели сказать очень много. В эти же дни в Ленинграде вышел плакат «Наше дело правое, победа будет за нами» В.А. Серова'.

НА Дальнем Востоке плакатное искусство получило особое развитие. Несложная техника исполнения позволяла в короткие сроки выполнять содержательные по смыслу работы. Одним из самых замечательных плакатов героического направления был «Две дороги» старейшего графика Хабаровского края Иннокентия Алексеевича Горбунова. Стихи под плакатом, посвященным Сталинграду, написаны талантливым хабаровским поэтом Петром Степановичем Комаровым: «Для воинов дорог немного// У Сталинградских стен.// В могилу - одна дорога // Другая дорога - плен»8.

Многообразным оказалось сатирическое направление агитплаката. Очень важно было развеять миф о непобедимости фашистских агрессоров. Здесь хабаровские и приморские художники не жалели красок. Смешное, как известно, перестает быть страшным. Отвращением и иронией пронизаны рисунки Л.И. Дешко «Гитлеришкин кафтан» и «Над Германией сгущаются тучи». Карикатуры И.Д. Елкина «Разболтались

в

Художник И.Д. ЕЛКИН, 1941 г.

две сороки» и «Заокеанское облачко» уничтожали врага смехом 9.

С 23 декабря 1941 года по 16 марта 1942 года Хабаровским отделом искусств совместно с Хабаровским краевым Художественным музеем и Дальневосточным государственным издательством (Дальги-зом) был организован конкурс «на лучший плакат, посвященный Великой Отечественной войне советского народа с германским фашизмом»10. В его задачи входило отражение таких тем, как «Наши силы неисчислимы, победа будет за нами», «Умножайте производственные победы в тылу, помогайте Красной Армии уничтожать немецких захватчиков», «Стахановским трудом в сельском хозяйстве обеспечим Красную Армию хлебом, мясом, овощами», «Фашизм - злейший враг человечества» и др.11

Местные художники представили более 40 интересных произведений. Д.Д. Нагишкин написал «Уничтожим фашистскую гадину», В.В. Павчин-ский — «Трудись, как боец на фронте», Н.И. Туркин — «Береги свой завод». Выставка поступивших плакатов открылась для всеобщего обозрения 29 января 1943 года в помещении Художественного музея Хабаровска. Лучшие из них были опубликованы в газетах «Тихоокеанская звезда» и «Тревога», а затем изданы массовым тиражом. По итогам конкурса победил плакат И.А. Горбунова с лозунгом: «Смерть немецким оккупантам!», на котором изображен красноармеец, в левой руке держащий реющий флаг с надписью «Вперед, к победе!», в правой - гранату. Второе место отдали краснофлотцу Г.С. Булгакову («Стахановским трудом обеспечим Красную Армию хлебом, мясом, овощами»). Третье место разделили Н.И. Туркин («Дай лес фронту!») и Н.С. Тихонов с Д.С. Шофманом («Ты сдал теплую одежду для Красной Армии?»)12.

События, происходившие на фронте и в центральных районах страны, находили живой отклик среди дальневосточников. Творческие инициативы московских художников явились образцом для деятельности авторов из провин-

ции. Самым оперативным видом политического плаката периода Великой Отечественной войны стали «Окна ТАСС». 27 июня 1941 года в 4 часа дня на Кузнецком мосту были вывешены первые листы «Окон ТАСС»: «Взял фашист маршрут на Прут...» М.М. Черемных и др. Активными участниками московских «Окон» были лучшие советские мастера А.П. Бубнов, А.А. Дейнека, Кукрыниксы, Г.К. Савицкий13.

В ХАБАРОВСКЕ по примеру «Окон ТАСС» художники края создали свое «Окно» — «Удар по врагу». Уже 4 июля вышел первый номер хабаровского «Окна»14. В июле 1941 года поступление плакатов из Москвы в регион почти прекратилось, и «Удар по врагу» должен был восполнить недостаток наглядной агитации. Хабаровские плакаты по своему типу резко отличались от классических «Окон». В крае удержалась та форма, которую подсказала жизнь в первые дни войны: дефицит бумаги, красок и трудность тиражирования привели к тому, что в «Окне» демонстрировалось одновременно 6 рисунков. «Удар по врагу» вывешивался на центральной улице имени К. Маркса. Сначала инициативная группа, занимавшаяся распространением плакатов, пыталась наладить передвижное «Окно» для показа в различных пунктах города. Затем, размножая лучшие работы трафаретным способом, копии устанавливали в наиболее посещаемых местах: парке культуры и отдыха, рядом с кинотеатром «Гигант» и др. Эта деятельность велась хабаровскими художниками на общественных началах15.

В июне 1942 года руководство Хабаровского отделения Союза художников заключило соглашение с Дальгизом о периодическом издании «Окна» «Удар по врагу». Художники должны были представлять Дальгизу ежемесячно 12 плакатов и 4 лучших издательства по собственному выбору обязались печатать литографским способом. Результатом этой совместной работы стало издание лучших произведений хабаровских мастеров изобразительного искусства в виде различной печатной продукции: плака-

тов и лозунгов для воинских частей Дальневосточного фронта, совхозов и колхозов края, открыток для фронтовиков. Только за 1942 год краевое издательство выпустило 37 литографических плакатов тиражом от 3 до 5 тыс. экземпляров16. Остроумные, наполненные глубоким содержанием политические рисунки брали за душу дальневосточников. Таковы изданные плакаты: «Ни шагу назад» В.В. Завьялова, «Будет и на нашей улице праздник» В.Е. Кайдалова и др.1'

В подготовке «Окна» «Удар по врагу» активное участие принимали дальневосточные поэты С.М. Бытовой, А.А. Гай, В.Г. Зайцев, П.С. Комаров, М.З. Фишельсон, С.Г. Феоктистов, Н.К. Шалый и др.18 Один из талантливейших художников Д.Д. Нагишкин одновременно работал в Хабаровском отделении Союза писателей и сам сочинял для своих плакатов меткие четверостишия.

Почин хабаровчан поддержали и в других городах Дальнего Востока. «Окна» «Удар по врагу» выходили в Комсомольске-на-Амуре по памятным датам19. Во Владивостоке была создана мастерская по выпуску агитплакатов, которой руководил В.В. Безродный. Она объединяла около 30 художников и выпускала ежедневно, кроме «Окон ТАСС», наглядную агитацию для заводов, фабрик, колхозов и совхозов Приморского края20. Первая мастерская, действовавшая с начала войны до апреля 1942 года, выпустила 56 номеров плаката по 30 и 7 номеров по 3000 экземпляров. Во второй мастерской, просуществовавшей с июля по ноябрь 1942 года, вышло 19 номеров плакатов по 30 экземпляров. Лучшие произведения при-морчан были посланы в Москву на Всесоюзную выставку. Однако из-за отсутствия бумаги мастерскую закрыли21.

Искусство плаката оказывало огромное влияние на зрителей и было любимо ими. О его роли красноречиво свидетельствуют слова председателя Комитета искусств М.Б. Храп-ченко на VII пленуме оргкомитета Союза художников, состоявшемся в марте 1942 года: «В начале войны не-

Мои врлт ушел <Мшистов вить И пулей и штыком. , О я сумою ^

злмемигаь • Его за веретяком.

которые недальновидные люди выдвигали теорию о том, что в этой суровейшей войне искусству делать нечего — сейчас, дескать, не до искусства... Но жизнь решительно опровергла эту неправильную,вредную "теорию". Жизнь показала, что дух советского народа оказался той неприступной крепостью, о которую сломились танки и мощная техника, которой располагали Гитлер и все его союзники. Все мы были свидетелями, как на улицах собирались толпы зрителей, с интересом, волнением и трепетом рассматривавшие полные патриотического огня плакаты, рисунки. Советское изобразительное искусство героического плаката, острой разящей сатиры, искусство живого изображения текущих событий оказалось очень нужным, оно сыграло большую роль»22.

Тем не менее не ослаб интерес народа к станковым живописным и графическим композициям. Для живописи, как и для всех других видов искусства периода Великой Отечественной войны, было характерно обращение к историческим сюжетам. В героическом прошлом, подвигах своих предков черпал народ уверенность в победе. Таковы работы В.Е. Кайдалова «Василий Поярков» и А.В. Шишкина «Вылазка казака Хабарова из Ачанского городка». Идея преемственности исторических побед заложена в скульптурной композиции И.А. Горбунова «Партизаны Гражданской войны»23.

В изображении войны мастеров кисти подстерегала опасность увлечься ее ужасами, тем более что это наиболее простой способ потрясти воображение зрителей. Но дальневосточные художники пошли другим путем. Они стремились выявить в людях то, что помогало им выстоять и победить: человеческое достоинство, силу духа, презрение к захватчикам. Таковы произведения «В рабство» В.В. Завьялова, «Партизаны» В.Н. Высоцкого, «Победа» А.Д. Дашкевича24.

НЕ ОСТАЛАСЬ в стороне от народных бедствий и пейзажная живопись. Уникальная даль-

невосточная природа, богатства Уссурийской тайги и Японского моря вдохновляли хабаровских и приморских художников. Люди устали от постоянного страха, потерь, непосильного труда, бессонных ночей. Они нуждались в «мирных» мотивах. Полотна Н.Н. Баскакова «Хмурый день», А. Зенина «Приморский пейзаж», И.Ф. Палшкова

«Клубника», В.Г. Пыстогова «Последний лов» способствовали психологической разрядке у населения, переживавшего прессинг чрезвычайного военного времени25.

Получило дальнейшее развитие и искусство портрета. Особенно примечательна серия портретов героев-дальневосточников. Несколько произведений хабаровские художники посвятили Героям Советского Союза Александру Пассару и Максиму Пассару.

Слава о 19-летнем Максиме Пас-саре из с. Найхин Хабаровского края гремела по всему Сталинградскому фронту. Сын нанайского охотника, без промаха бивший белку в глаз, стал отличным снайпером 117-го

< А

Художник Д. Д. НАГИШКИН, 1941 г.

стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии. Защищая крепость на Волге, М. Пассар уничтожил 237 гитлеровских солдат и офицеров. Немцы сбрасывали листовки с угрозами в его адрес. Искусству сверхметкой стрельбы Максим Пассар обучил десятки бойцов, которые в сентябре-октябре 1942 года истребили 3175 фашистов. Легендарный снайпер погиб в боях за Сталинград в январе 1943 года. Кисти художника В.Н. Высоцкого принадлежат триптих «Максим Пассар на фронте» и плакат «Учись стрелять, как наш земляк Максим Пассар». В.М. Костин воплотил образ героя в скульптуре «Максим Пассар»26.

Отважный разведчик Александр Пассар стал известен благодаря своему мастерству брать «языков». «Убить врага легче, чем поймать его живым», — говорил он. В ноябре 1943 года, получив задание захватить «языка» в немецком тылу, он проник днем в фашистский штаб, захватил 16 немцев, взял документы и благополучно доставил все это в часть. Александр Падалиевич Пассар в период с 1942 по июнь 1944 года имел на своем счету 26 «языков» и более 100 уничтоженных в ру-

в

к

копашном бою гитлеровцев. «Портрет Героя СССР Александра Пас-сар» создал Н.Н. Баскаков2'.

О патриотическом подъеме дальневосточных живописцев в годы войны ярко свидетельствует их активная выставочная деятельность. За 1941-1945 гг. в Хабаровске было организовано 35 художественных выставок, 25 из которых провел Художественный музей28.

БОЛЬШИМ событием в жизни города стали четыре краевые выставки. В суровые дни 1941 года открылась IX выставка живописи, графики и скульптуры хабаровских художников (27 ноября -28 декабря). Вступительное слово директора краевого Художественного музея Н.И. Туркина отражало настроения дальневосточников: «Каждый плакат, картина, рисунок будет оправдан только в том случае, если он разит врага, поднимает священный гнев нашего народа против гитлеровских банд... Каждая работа художника должна войти в арсенал оружия, направленного к скорейшей нашей победе, к разгрому врагов нашей Родины»29. 25 авторов представили на выставке 157 своих работ30. Сюжеты более половины экспонировавшихся произведений были связаны с войной.

Изменение положения на фронте незамедлительно сказалось на тематике Х, XI XII хабаровских краевых выставок (декабрь 1942 г., июнь 1944 г. и ноябрь 1944 г.). Произведения художников посвящались героическому дальневосточному тылу, подвигам героев-дальневосточников, стахановцев, передовиков. Таковы картины В.Н. Высоцкого «Сдача пушнины удэгейцами» и Н.Н. Баскакова «Хабаровск 1942»31.

Не менее активно выставочная деятельность проходила в Приморском крае. В период с 1941 по 1945 год во Владивостоке состоялись три краевые выставки, основной задачей которых стало отображение темы «Приморье в дни войны». Участие в выставках было делом чести как для профессиональных, так и для самодеятельных мастеров32.

Годы Великой Отечественной войны знаменательны для работников изобразительного искусства Приморского и Хабаровского краев тем, что они впервые вышли на республиканские выставки в Москве. Творения В.Н. Высоцкого, И.А. Горбунова, А.П. Смелова, А.В. Шишкина и других экспонировались на четырех московских выставках среди лучших работ художников РСФСР33. В 1944 году в Иркутске состоялась передвижная межобластная выставка живописцев Сибири и Дальнего Востока, в которой приняли участие 80 человек из Бурят-Монгольской АССР, Иркутской области, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев34. Одними из лучших стали картины приморских авторов А. Иноземцева «Охотское море», В. Иноземцева «Уничтожение минометного расчета», Н.А. Мазу-ренко «Мальчик, освещенный солнцем» и «Не забудем»35.

На протяжении всей войны в регионе проходили выставки местного значения, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам. Целая плеяда дальневосточных художников в 1941-1945 гг. порадовала зрителей персональными выставками: И.А. Горбунов, И.Ф. Палшков, А.В. Шишкин. В Приморском и Хабаровском краях активно работали выставки-передвижки, демонстрировавшие экспозиции в частях Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота, на призывных пунктах, фабриках, заводах, в колхозах. Так, в Хабаровске была организована серия передвижек по маршруту Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре - Троицкое - Николаевск-на-Амуре. В труднодоступных районах Приморья в период сельскохозяйственных работ, рыбной путины действовал передвижной вагон-выставка «Наш край». В подарок тихоокеанцам владивостокские мастера подготовили передвижку «Нашему Военно-морскому флоту - слава!».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. 501. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 2.

2 Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. Р-910. Оп.1. Д. 3. Л. 60.

3 Пинегина Л.А. Художественная культура как фактор Великой Победы, 1941 — 1945. М., 1997. С. 49.

4 ГАХК. Ф. Р-910. Оп. 1. Д. 3. Л. 62.

5 Там же. Л. 82, 90, 98; Д. 6. Л. 13.

6 ГАПК. Ф. 501. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

7 Пинегина Л.А. Указ. соч. С. 73.

8 ГАХК. Ф. Р-910. Оп. 1. Д. 1. Л. 80.

9 Там же. Д. 5. Л. 6, 15.

10 Там же. Ф. Р-1629. Оп. 1. Д. 69. Л. 1.

и Там же. Л. 54.

12 Там же. Л. 32.

13 Пинегина Л.А. Указ. соч. С. 71.

14 ГАХК. Ф. Р-910. Оп. 1. Д. 5. Л. 8.

15 Там же. Л. 27.

16 Там же. Д. 3. Л. 99.

"Там же. Л. 71.

18 Там же. Ф. Р-1691. Оп. 1. Д. 11. Л. 8.

19 Там же. Ф. Р-910. Оп. 1. Д. 5. Л. 27.

20 История Дальнего Востока СССР. Владивосток, 1978. Кн. 8. С. 322.

21 ГАПК. Ф. 501. Оп. 1. Д. 1. Л. 7.

22 Российский государственный архивлитературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 962. Оп. 3. Д. 1005. Л. 4, 5.

23 ГАХК. Ф. Р-910. Оп. 1. Д. 1. Л. 39.

24 Там же. Л. 38, 89, 93.

25 Там же. Д. 3. Л. 90. ГАПК. Ф. 501. Оп. 1. Д. 2. Л. 1; Д. 3. Л. 11.

26 Булдакова В.Г. Коренные народы Приамурья в Великой Отечественной войне // Россия и страны АТР в военных конфликтах и мировых войнах ХХ века. Сб. статей. Т. 2. Хабаровск, 2005. С. 94; История Дальнего Востока СССР. С. 233.

27 История Дальнего Востока СССР. С. 232; ГАХК. Ф. Р-910. Оп.1. Д. 1. Л. 172; Д. 3. Л. 62.

28 ГАХК. Ф. Р-910. Оп. 1. Д. 3. Л. 60.

29 Там же. Ф. Р-1629. Оп. 1. Д. 70. Л. 1.

30 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Д. 1119. Л. 1.

31 ГАХК. Ф. Р-910. Оп. 1. Д. 5. Л. 92.

32 ГАПК. Ф. 501. Оп. 1. Д. 1. Л. 2, 4.

33 Косицина Т.И.Хабаровские художники в 30—50-е гг. ХХ в. (по документам Госархива Хабаровского края) // Четвертые Гродеков-ские чтения. Сб. статей. Хабаровск, 2004. Ч. 2. С. 64.

34 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Д. 1157. Л. 64.

35 История Дальнего Востока СССР. С. 322; ГАПК. Ф. 501. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.

Ю.А. АСТАПОВИЧ

•НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ _И ИНФОРМАЦИЯ

РЕФОРМЫ

и реформаторы россии: история и современность

Московском открытом социальном университете (МОСУ) состоялась межвузовская студенческая конференция «Реформы и реформаторы России: история и современность. К 300-летию Петровских реформ». Руководитель — доктор исторических наук, профессор В.П. Семин.

К собравшимся с вступительным словом обратилась проректор по научной работе доктор психологических наук Л.В. Темнова. С докладами выступили студентка МОСУ Е.Н. Чихирева — «Периодизация, содержание и особенности российских реформ»; студент Московского гуманитарно-экономического института Ю.А. Литвинов — «Зарождение военной печати при Петре I. По материалам "Военно-исторического журнала"»; студентка МОСУ И.С. Субботина — «Взгляды историков на Петровские преобразования»; курсант Военного университета МО РФ З.А. Яковенко — «Реформаторская деятельность М. Сперанского»; студентка Одинцовского гуманитарного института А.А. Кокарева — «Земское самоуправление в России во второй половине XIX века: опыт и уроки»; курсант Московского пограничного института ФСБ И. Кирилов — «Военная реформа Милютина»; студентка Гуманитарного института Е.С. Пищул и на — «Исторический опыт деятельности земств в период контрреформ и буржуазно-демократических революций»; студент Красногорского филиала Академии народного хозяйства при Правительстве РФ А. Быков — «Реформы С.Ю. Витте и современность»; студентка Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Г. Мухина — «Аграрная реформа П.А. Столыпина в процессе модернизации России»; студентка Государственного текстильного университета Е.С. Мишина — «Реформы политической системы России в начале XX века»; студент Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Д.О. Дегте-рев — «Роль рекламы в условиях современных рыночных реформ»; студент Российского государственного открытого технического университета путей сообщения И.В. Войтов — «Проблемы формирования экономической культуры в современных условиях».

Итоги конференции подвел представитель правительства Москвы доктор исторических наук, профессор С.Д. Половецкий.

Е.Ю. НИКИШИНА; С.Г. КОШТОЯН, студентки Московского гуманитарно-экономического института (Москва)

* * *

Памятник в Нахабине

2007 году подмосковному городскому поселению Нахабино исполняется 525 лет. К этой дате приурочено при поддержке администрации и жителей Красногорска и Нахабина открытие памятника в микрорайоне Новый Городок. Военнослужащие На-хабинского гарнизона ведут строительные работы по сооружению памятника воинам-саперам инженерно-танковых полков штурмовых инженерно-саперных бригад, обеспечивавших в годы Великой Отечественной войны проходы в минных полях противника при освобождении Киева, Белгорода, Минска, Варшавы и Берлина. Памятник будет представлять собой танк, установленный на постаменте.

Похожий памятник уже стоит в деревне Нефедьево, что рядом с Нахабином. Он был установлен в честь совершившего подвиг лейтенанта Павла Даниловича Гудзя — командира танка «КВ-1».

С.А. БЕШНОВА,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.