Научная статья на тему 'ПЛАКАТЫ «ОКОН» ТАСС КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ПЛАКАТЫ «ОКОН» ТАСС КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
741
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / «ОКНА» ТАСС / ПЛАКАТНОЕ ИСКУССТВО / ПЛАКАТЫ / СОВЕТСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО / THE GREAT PATRIOTIC WAR / “OKNA” TASS / POSTER ART / POSTERS / SOVIET INFORMATION BUREAU

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесниченко Диана Владиславовна

Плакат - это документ, содержащий в себе изобразительную информацию, представляющую особую ценность для граждан, общества и государства. Как и кино- и фотодокументы, плакаты отражают духовное состояние, общественно-политическую жизнь определенной эпохи. Плакаты «Окон» Телеграфного агентства Советского Союза в годы Великой Отечественной войны как раз соответствуют примеру информации, которая содержит в себе изобразительные элементы, отражающие не только особенности жизни советских граждан в годы войны, но и играющие определенную роль в формировании положительного облика советской армии в частности и руководства страны в целом. В результате анализа плакатов охарактеризованы их изобразительные особенности, рассмотрены способы их создания. Выделены три группы плакатов «Окон» Телеграфного агентства Советского Союза: разоблачающие врага, призывающие на борьбу с ним, а также «тыловые». Автор рассматривает плакаты как изобразительный источник по истории Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“OKNA” TASS’S POSTERS AS AN ARTISTIC SYMBOL OF THE MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

A poster is a document containing visual information that is of value to citizens, society, and the state. Along with other documents such as movies and photos, posters are archival documents that reflect the spiritual state, social and political life of an era. Posters “Okon” of the Telegraph Agency of the Soviet Union during the great Patriotic war just correspond to the example of information, which contains visual elements that reflect not only the life of Soviet citizens during the war, but also play a role in shaping the positive image of the Soviet army in particular, and the country’s leadership in General. The author examined posters created during the Great Patriotic War by the “Okna” of the Telegraph Agency of the Soviet Union. As a result of the analysis of the posters, their visual features are highlighted, and ways to create them are considered. Three groups of “Okna” TASS’s posters were distinguished: “exposing” the enemy, “calling” to fight him, and rear. The author considers the posters as a pictorial source on the history of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ПЛАКАТЫ «ОКОН» ТАСС КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

УДК 769.91 ББК 85.156

Д.В. Колесниченко

Плакаты «Окон» ТАСС как художественный символ памяти Великой Отечественной войны

Плакат - это документ, содержащий в себе изобразительную информацию, представляющую особую ценность для граждан, общества и государства. Как и кино- и фотодокументы, плакаты отражают духовное состояние, общественно-политическую жизнь определенной эпохи. Плакаты «Окон» Телеграфного агентства Советского Союза в годы Великой Отечественной войны как раз соответствуют примеру информации, которая содержит в себе изобразительные элементы, отражающие не только особенности жизни советских граждан в годы войны, но и играющие определенную роль в формировании положительного облика советской армии в частности и руководства страны в целом. В результате анализа плакатов охарактеризованы их изобразительные особенности, рассмотрены способы их создания. Выделены три группы плакатов «Окон» Телеграфного агентства Советского Союза: разоблачающие врага, призывающие на борьбу с ним, а также «тыловые». Автор рассматривает плакаты как изобразительный источник по истории Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, «Окна» ТАСС, плакатное искусство, плакаты, Советское информационное бюро

В годы Великой Отечественной войны остро стояла задача поддержки морального духа советского населения. Одним из основных средств для этого стала живопись плаката. Плакаты были выбраны неспроста: они имели красочное изображение и минимум текста, благодаря чему информация распространялась довольно быстро.

Основная цель плакатов - это передача информации. Информационным органом Советского государства в годы Великой Отечественной войны оставалось Телеграфное агентство Советского Союза (далее - ТАСС). Телеграфное агентство Советского Союза имело особое право на сбор и распространение различной инфор-

© Колесниченко Д.В., 2020

мации как в Советском Союзе, так и за рубежом1. В годы Великой Отечественной войны ТАСС было подведомственно Советскому информационному бюро.

Одним из популярных направлений деятельности органа было издание плакатов через «Окна» ТАСС. «Окна» ТАСС не были новым способом агитации и пропаганды в СССР, можно сказать, что ТАСС переняли традицию у «Окон» Российского телеграфного агентства («Окна» РОСТА), которые функционировали в годы Гражданской войны и в восстановительный период. «Окна» ТАСС унаследовали от «Окон» РОСТА такие черты, как: сатирический подход к оформлению плакатов, а также трафаретный способ изготовления плакатов, с помощью которого скорость их распространения и территория охвата увеличивались2.

«Окна» ТАСС были созданы 24 июня 1941 г. как Редакция мастерской военно-оборонного плаката (по выпуску ручным-трафаретным способом) по инициативе художников М. Черемных, В. Масленникова, П. Соколова-Скали, Н. Денисовского, которые состояли в Московской организации Союза советских художников3. Заведующим Редакции был назначен художник Н. Денисовский, редактором - А. Кулагин, художественным редактором -П. Соколов-Скаля, членами совета - Ф. Антонов и П. Шухмин. Плакаты, принятые художественным советом редакции, утверждались ответственным руководителем ТАСС Я. Хавинсоном и инструктором отдела культуры ЦК ВКП(б) П. Лебедевым4. Также в состав Редакции входили художники: М. Савицкий, Кукрыниксы5, М. Черемных, С. Костин, А. Радаков, поэты: С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, С. Кирсанов, А. Жаров.

Важно отметить, что подобные мастерские существовали не только в Москве, но и в других городах (Куйбышев, Ленинград, Горький, Пермь, Киров, Иркутск, Свердловск). Назывались редакции по-разному: «Окна ТАСС», «Агитокна», «Окна сатиры», «Боевой карандаш». Объединяла их одна цель - борьба с врагом, прославление героизма советских солдат посредством искус-ства6.

Плакаты, издаваемые «Окнами», выполняли роль своеобразной летописи событий Великой Отечественной войны. Художники, создававшие плакаты, ставили перед собой следующие цели: поддержка морального духа населения в годы Великой Отечественной войны и борьба с врагом при помощи «оружия искусства».

Структура плаката со времен «Окон» РОСТА не изменилась: врага изображали в сатирической форме с добавлением четверостишья. Художественное решение плаката было представлено в виде одного изображения или в виде коллажа, где тема разрабатывалась в трех-четырех рисунках. Они изготавливались при помощи технологии трафаретирования, иногда прибегали к печати на стекле (диапозитив)7.

Военные плакаты, изданные «Окнами» ТАСС, можно разделить на следующие группы по тематике их изображений: разоблачение врага; тыловые; а также плакаты, призывающие к участию в борьбе с врагом. Для анализа плакатов как изобразительного источника

ГА РФ. Ф. 4459. Оп. 11. Л. 2. Колесниченко Д.В. «Агитационная деятельность Главполитпросвета в годы Гражданской войны на примере плакатов «Окон РОСТА» // Государственность России в годы Гражданской войны: Материалы круглого стола студентов и аспирантов (Москва, 14 ноября 2019 г.). М.: Спутник+, 2019. С. 84-99. Масленников В.А. Окна ТАСС. 1941-1945. М.: Контакт-Культура, 2007. С. 5. Там же. С. 47. Творческий коллектив графиков и живописцев (псевдоним по первым слогам фамилий): Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович.

Масленников В.А. Указ. соч. С. 50.

ГА РФ. Ф. 4459. Оп. 11. Д. 1249. Л. 3.

2

3

4

5

6

7

по истории войны были выбраны произведения, изданные в годы Великой Отечественной войны, а именно:

Рис. 1. «Взял фашист маршрут на Прут, но фашистов с Прута прут» (худ. М. Черемных), 1941 г.;

Рис. 2. «Чего Гитлер хочет... и что он получит» (худ. М. Черемных), 1941 г.;

Рис. 3. «России двинулись сыны» (худ. П. Соколов-Скаля), 1942 г.;

Рис. 4. «Бьемся мы здорово, колем отчаянно...» (худ. Кукрыник-сы), 1941 г.;

Рис. 5. «Чтоб враг пожар зажечь не мог с ухваткой воровскою, вода, лопата и песок пусть будут под рукою» (худ. Д. Мельников), 1942 г.;

Рис. 6. «Сбереженный рубль - удар по врагу» (худ. В. Иванов), 1944 г.

Начнем с анализа плакатов, которые относятся к группе, «разоблачающей» врага, художника М. Черемных. «Взял фашист маршрут на Прут, но фашистов с Прута прут» (рис. 1) - это первое «Окно» ТАСС, в котором художник старался развить традицию плакатного изображения, знакомого еще со времен «Окон» РОСТА. Плакат разбит на две части: в первой мы видим «трафаретного человечка», который старается как можно скорее убежать, так как ему угрожает опасность. Враг, которого застали врасплох, изображен совершенно нелепо: он очень худой, создается впечатление, что в скором времени он свалится от усталости, а руки «человечка» изображают жест сдачи в плен. Во второй части плаката перевязанный фашист с усами Гитлера и со свастикой на шлеме. Важно обратить внимание на форму его лица, такими же «толстыми» изображались буржуи в плакатах «Окон» РОСТА8.

Четверостишие соответствует сюжету плаката, оно имеет такую же высмеивающую форму: «Пытались прорваться в районе Скуле-ни, мы дали им в скулы, пошло скуление» (рис. 1). Подобные строки, как виделось авторам, поднимали боевой дух советских солдат.

Перейдем к анализу следующего плаката группы «разоблачающей» врага художника М. Черемных «Чего Гитлер хочет... и что он получит» (рис. 2).

Структурно плакат разделен на две части: первая ведает о намерениях Гитлера, а вторая часть отрицает их. Рейхсканцлер Германии изображен в неизменно смешной манере. Кульминационной частью является вторая часть плаката, где Гитлера буквально «насаживают» на красную винтовку. Он кажется карикатурно несообразным из-за больших рук и маленьких ног. Ключевой момент в этом изображении заключается в том, что красная винтовка пробивает посередине свастику. Это символизировало противоборство двух идеологических лагерей, а также морально настраивало советское общество на борьбу с врагом: «...получит - штык, огонь и свинец, получит - фашизма бесславный конец...» (рис. 2).

Плакаты «разоблачающей врага» группы всегда изображались сатирически: враг мог быть толстым, худым, непропорциональным, выглядеть совершенно не мужественно и беззащитно. К ним были приписаны лаконичные, но достаточно едкие четверостишья.

У врага всегда была изображена свастика, будь то на шлеме или на 8 колесниченко Д.В. указ. форме (например, как у Гитлера), которая подвергалась осужде- С. 84-99.

ВЗЯЛ ФАШИСТ ММ1НТ МП ПРУТ. МО ФАШИСТА С ПРУТЯ ПРУТ .

пытались яроматься В РАЙОНЕ СМИ мы дали им » омы. мима сммеиис.

Рис. 1. «Взял фашист маршрут Рис. 2. «Чего Гитлер хочет...

на Прут, но фашистов с Прута прут», и что он получит», М. Черемных, 1941 г. М. Черемных, 1941 г.

нию. Плакаты агитировали советских людей на борьбу против фашистов, а также поддерживали моральный дух нации.

Следующую группу плакатов условно можно назвать «призывающей на борьбу с врагом». Начнем с анализа плаката П. Соколова-Скали «России двинулись сыны». На нем изображены красноармейцы крепкого телосложения (очень важно это отметить, так как на плакате «Взял фашист маршрут на Прут, но фашистов с Прута прут» (рис. 1) солдаты Третьего рейха изображены исхудалыми и вялыми, что может акцентировать внимание зрителя на превосходстве Советской армии. На плакате изображены советские солдаты, проходящие мимо памятника А. Пушкину. Рисунок не сопровождается сатирической подписью, а наоборот, слова к плакату принадлежат поэту:

Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных. Сердца их мщеньем зажжены (рис. 3)

К «призывающей на борьбу с врагом» группе можно также отнести плакат «Бьемся мы здорово, колем отчаянно...» (рис. 4) художников М. Куприянова, П. Крылова, Н. Соколова (или худ. Ку-крыниксы).

На плакате изображены солдаты Красной армии, а над ними -исторические военные деятели: В. Чапаев, А. Суворов, А. Невский.

Великие полководцы на плакате выделены красным цветом, а их жест поднятой руки призывает к наступлению. Четверостишие, как и у П. Соколова-Скали, лишено сатиры: «Бьемся мы здорово, колем отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева».

Стоит отметить, что в плакатах данной группы никогда не присутствовала сатира, советские солдаты изображены бравыми и смелыми, а также очень часто авторы плакатов обращались к опыту исторического прошлого, вспоминали подвиги исторических деятелей разных эпох. В плакате «Бьемся мы здорово, колем отчаянно... » (рис. 4) неспроста был изображен Александр Невский, ведь когда-то под его предводительством Русь одержала победу над Тевтонским орденом -предшественником Прусской империи, а следовательно, и самой Германией.

Рассмотрим также плакаты, которые условно можно отнести к «тыловой» группе.

Плакаты «Чтоб враг пожар зажечь не мог с ухваткой воровскою - вода, лопата и песок пусть будут под рукою!» (рис. 5) художника Д. Мельникова и «Сбереженный рубль - удар по врагу» (рис. 6) художника В. Иванова также лишены сатиры. Они призывают мирное население быть предусмотрительными, а также агитируют на способы борьбы, которые можно применить только в тылу. В плакате «Чтоб враг пожар зажечь не мог с ухваткой воровскою - вода, лопата и песок пусть будут под рукою!» (рис. 5) художник акцентирует внимание советских граждан на необходимости

Рис. 3. «России двинулись сыны», П. Соколов-Скаля, 1942 г.

Рис. 4. «Бьемся мы здорово, колем отчаянно...», Кукрыниксы, 1941 г.

Рис. 5. «Чтоб враг пожар зажечь не мог с ухваткой воровскою, вода, лопата и песок пусть будут под рукою», Д. Мельников, 1942 г.

Рис. 6. «Сбереженный рубль -удар по врагу», В. Иванов, 1944 г

быть осмотрительными, в случае пожара держать рядом необходимые средства для его тушения. Стоит отметить, что изображение человека на плакатах вовсе не карикатурное, что подтверждает тезис о недопустимости сатирического приема по отношению к советским гражданам.

Подводя итоги, можно сказать, что тематика плакатов, с одной стороны, разнообразна, но при более детальном анализе можно выделить некоторые общие черты. Несмотря на предложенное нами условное деление плакатов по группам, основная мысль всего плакатного творчества «Окон» ТАСС периода Великой Отечественной войны заключалась в призыве советских граждан к разоблачению врага и борьбе с ним. Общими характеристиками многих плакатов можно назвать сатирическое изображение врага, наличие емко слаженной подписи к нему. Плакаты издавались практически каждый день в студии «Окон» ТАСС. Благодаря копированию с помощью трафарета выпускалось по 200-300 плакатов в день, которые после распространялись по городам и фронтам. Хотя «Окна» ТАСС были созданы по инициативе художников, нельзя забывать, что данная организация была подведомственна государственному органу, а следовательно, исполняла государственный заказ. Несмотря на то что Редакция была основана художниками, нельзя говорить о безусловной свободе их творчества: прежде чем плакаты попадали в издательство, их утверждал руководитель ТАСС и партийный сотрудник в сфере культуры.

«Окна» ТАСС - это пример агитационно-плакатной деятельности Советского Союза. По своей сути они многое переняли у «Окон» РОСТА - пропагандистского печатного органа времен Гражданской войны. Стоит отметить, что пропагандистская работа «Окнами» ТАСС была успешно реализована: плакаты распространялись практически по всей территории страны благодаря существованию региональных «Окон» ТАСС. Партией к агитационной работе были привлечены многие деятели искусства, среди которых были М. Черемных, С. Костин, А. Радаков, поэты: С. Маршак, В. Кумач-Лебедев, Д. Бедный, С. Кирсанов, А. Жаров.

Художники, издававшие плакаты, справлялись с поставленными целями. Плакатные изображения поднимали моральный дух нации, так художники вели свою незримую борьбу с врагом не с помощью винтовки, а с использованием «оружия искусства», укрепляли твердость духа советских граждан, веру в победу.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что плакаты «Окон» ТАСС по сей день служат источником по истории Великой Отечественной войны: как художественным символом борьбы советского народа с фашизмом, так и организации пропагандистской работы советского государственного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.