Чичагов А.В. (2016). Agile-модель научно-технологического и инновационного комплекса страны. Вопросы инновационной экономики, 6(3), 175-200. doi: 10.18334/vinec.6.3.36476
Язык публикации: русский
Russian Journal of Innovation Economics, 2016, Volume 6, Issue 3
Agile-model of innovative development
Aleksandr Chichagov
A. A. Dorodnicyn computing center of Russian Academy of Sciences
ABSTRACT_
The paper deals with the structure of the research, development and educational environment (R&D&E-scope). It determines the logical relationship between the structure of knowledge, the nomenclature of the creative activity results and typological R&D&E-scope subjects. System architecture of scientific and technological and innovation complex is briefly described. The concept and structure of the Federal Agency for Science and Technology and Innovative complex of the country is also considered.
KEYWORDS_
development, organization, conception, model, architecture, innovation process
CITATION_
Chichagov, A.V. (2016). Agile-model of innovative development. Russian Journal of Innovation Economics, 6(3), 175-200. doi: 10.18334/vinec.6.3.36476
JEL: 000, 010, O12 Original Research Language: Russian
Received: 25 Jul 2016, Published: 30 Sep 2016
© Chichagov, A. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: [email protected]
HIGHLIGHTS
►NTO-sphere integrates the subjects of research, engineering and technology, and training and educational spheres of activity of any form of ownership, as well as institutions with information of subjects of this activity, ie, scientific libraries, centers of scientific and technical documentation, archives and specialized funds, ie a kind of knowledge bank
► for a normal existence and development NTO sphere requires a rational incentive mechanism results NTO activities, as well as general and targeted administrative and financial support from the state and society
►you need to constantly improve the level of knowledge of information, support and develop information resources, which accumulate and systematize the results of scientific, engineering and educational activities
►for scientific and technical experts the most interesting information resources are specialized funds / library open solutions and technologies (FORT), which are created and maintained by the authors / developers of the proposed solutions / technologies
►special funds of open solutions and technologies represent organizations that accumulate information resources and are similar with organizations such as algorithms and software assets (FAP) or editors / publishers of scientific and technical journals (RNTZH)
Вопросы инновационной экономики, 2016, Том 6, Выпуск 3
Agile-модель научно-технологического и инновационного комплекса страны
Александр Чичагов®
Вычислительный центр им. А.А. Дородницына РАН
АННОТАЦИЯ_
В работе описывается структура научно-исследовательской, инженерно-технологической и учебно-образовательной среды (НТО-сфера). Рассматривается логическая взаимосвязь между структурой знания, номенклатурой результатов творческой деятельности и типологическими субъектами НТО-сферы. Приведена схема институтов НТО-сферы деятельности РФ и описывается архитектура научно-технологического и инновационного комплекса страны. Представлена концепция и структура Федерального Агентства по научно-технологическому и инновационному комплексу страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
компания; инвестиции; инвестиционная эффективность; организационное обеспечение; финансовый и инвестиционный менеджмент
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Чичагов А.В. (2016). Agile-модель научно-технологического и инновационного комплекса страны. Вопросы инновационной экономики, 6(3), 175-200. Со1: 10.18334Мпес.6.3.36476
JEL: O00, O10, O12 Язык публикации: русский
© Чичагов А. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
® Для связи: ¡[email protected]
ТЕЗИСЫ
► НТО-сфера объединяет субъекты научно-исследовательской, инженерно-технологической и учебно-образовательной сфер деятельности любой формы собственности, а также институты информационного обеспечения субъектов этой деятельности, т.е. научные библиотеки, центры научно-технической документации, специализированные архивы и фонды, т.е. своеобразные банки знаний
►для нормального существования и развития НТО-сферы требуется наличие рационального механизма стимулирования результатов НТО-деятельности, а также общая и адресная административно-финансовая поддержка со стороны государства и общества
► необходимо постоянно повышать уровень информатизации знаний, поддерживать и развивать информационные ресурсы, которые аккумулируют и систематизируют результаты научной, инженерной и образовательной деятельности
► для научно-технических специалистов наиболее интересными информационными ресурсами являются специализированные фонды/библиотеки открытых решений и технологий (ФОРТ), которые созданы и поддерживаются авторами/разработчиками предложенных решений/технологий
► спецфонды открытых решений и технологий представляют организации, которые аккумулируют информационные ресурсы и схожи с такими организациями как фонды алгоритмов и программ (ФАП) или редакции/ издательства научно-технических журналов (РНТЖ)
Об авторах:
Чичагов Александр Владимирович, научный сотрудник, Вычислительный центр им. А.А. Дородницына Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Москва ([email protected])
Введение
В исторически сложившейся социально-экономической среде переход экономики на инновационный путь развития тормозится на этапе реализации (внедрения) модели инновационной экономики. Это обусловлено недостаточным развитием инновационной инфраструктуры, в которой путь от научных исследований и создания новой технологии до коммерческого использования инноваций не является простым и гладким. Поэтому необходимо еще раз рассмотреть механизм реализации экономических связей заинтересованных лиц, занимающихся поисковыми исследованиями, разработками, инвестициями, продвижением и коммерциализацией новых технологий. Иными словами, следует проанализировать и, возможно, модифицировать модель координации усилий экономических субъектов, реализующих отдельные звенья инновационной цепи.
В настоящей работе описывается структура научно-исследовательской, инженерно-технологической и учебно-образовательной среды (НТО-сферы) и информационно-аналитическая модель научно-технологического и инновационного комплекса, которая представляет концепцию рациональной организации и координации деятельности современных экономических субъектов.
НТО-сфера деятельности
НТО-сфера объединяет субъекты научно-исследовательской, инженерно-технологической и учебно-образовательной сфер деятельности любой формы собственности, а также институты информационного обеспечения субъектов этой деятельности, т.е. научные библиотеки, центры научно-технической документации, специализированные архивы и фонды, т.е. своеобразные «банки знаний». Для того чтобы понять суть организации «НТО-сферы», необходимо сопоставить существующие научные, инженерные и образовательные учреждения различным категориям результатов творческой деятельности, которые существуют в НТО-сфере. На рисунке 1 показана общая структура знания НТО-сферы. Типы работ и примеры научно-технических произведений НТО-сферы деятельности приведены на
рисунке 2, а существующие в стране институты НТО-сферы показаны на рисунке 3.
Важно отметить, что НТО-сфера не является канонической экономической средой, т.к. в ней доминирует иная целевая мотивация, а «срок окупаемости» (коммерциализации) результата работы иногда значительно превышает «время жизни» автора или авторского коллектива. Поэтому для нормального существования и развития НТО-сферы требуется наличие рационального механизма стимулирования результатов НТО-деятельности, а также общая и адресная административно-финансовая поддержка со стороны государства и общества [1].
В настоящее время существует глобальная тенденция конвергенции науки, образования, инженерии и бизнеса [2]. Среди субъектов, формирующих НТО-сферу РФ, наиболее быстрыми темпами растут инновационные центры исследований, разработок и коммерциализации (ЦИРК). Примерами таких центров являются федеральные, региональные и муниципальные научно-технологические парки/кластеры, «фирменные» центры высокотехнологичных компаний и корпораций. В качестве хорошо известного примера можно назвать инновационный центр «Сколково», а также менее известные центры, которые создаются или функционируют в других регионах страны. Возможно, в будущем некоторые из этих центров станут такими же сильными «электромагнитами» для инвесторов, разработчиков и предпринимателей, каким является «Силиконовая долина» в США (рис. 4).
Цель науки состоит в приумножении и систематизации знаний. Систематизация знаний является необходимым условием повышения качества взаимодействия субъектов НТО-сферы. Важное значение также имеет информатизация знаний как общественного ресурса, базирующаяся на внедрении новых информационных и коммуникационных технологий [3]. Необходимо постоянно повышать уровень информатизации знаний, поддерживать и развивать информационные ресурсы, которые аккумулируют и систематизируют результаты научной, инженерной и образовательной деятельности.
Рисунок 1. Структура знания НТО-сферы Источник: составлено автором
Рисунок 2. Типы работ и примеры научно-технических произведений НТО-
сферы
Источник: составлено автором
Для научно-технических специалистов наиболее интересными информационными ресурсами являются специализированные фонды / библиотеки открытых решений и технологий (ФОРТ), которые созданы и поддерживаются авторами / разработчиками предложенных решений / технологий. Целью этих «спецфондов» является (со)хранение, продвижение и развитие результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в определенных сферах деятельности. Спецфонды открытых решений и технологий представляют организации, которые аккумулируют информационные ресурсы и схожи с такими организациями, как фонды алгоритмов и программ (ФАП) или редакции / издательства научно-технических журналов (РНТЖ). Однако, по сравнению с ними, проводят более глубокую и специфическую политику интеграции результатов НИОКР в «банки знаний» (репозитории научной и технологической информации).
Известными примерами организаций типа «ФОРТ» являются научно-технические подразделения крупных корпораций, венчурные предприятия в виде коммерческих и некоммерческих организаций (НКО), которые осуществляют поддержку и развитие широко известных информационных технологий, таких, например, как платформа «Java» (фирма «Oracle»), платформа «.Net» (фирма «Microsoft»), платформа «Linux» (фонд свободного программного обеспечения «Linux Foundation»), язык / платформа «HTML» (консорциум «W3C»), библиотека / платформа «jQuery» (НКО «jQuery Foundation») и множество других [4].
Следует подчеркнуть, что институт «ФОРТ» ориентирован на (со)хранение, продвижение и развитие специализированных результатов НИОКР, тогда как, например, институт «РНТЖ» создавался ориентированным на (со)хранение и продвижение результатов НИР. По объему и составу артефактов типичное научно-техническое произведение (результат НИОКР) заметно отличается от объема и состава типичного научного сообщения, т.е. результата НИР. Так, «единицей учета / хранения» в организациях типа «РНТЖ» является информация, представленная в виде научной или научно-технической публикации (статьи), тогда как, например, «научно-техническое произведением» в области ЦОС является «открытое решение задачи» цифровой обработки сигналов (ОРЗ ЦОС), которое включает
математическое, информационное и программное обеспечение, т.е. математические модели, конструкторские спецификации, технологическую и эксплуатационную документацию, исходный и исполняемый код, привязанный к определенной программной или программно-аппаратной платформе и связанный с набором стандартных и специальных библиотек компонентов.
Рисунок 3. Институты НТО-сферы деятельности РФ Источник: составлено автором
Персонал организаций типа «ФОРТ» состоит из высококвалифицированных специалистов (научных сотрудников, системных архитекторов, конструкторов, проектировщиков, программистов), которые проводят исследования в предметной области знаний, создают модели процессов и систем, разрабатывают и модифицируют научно-технические произведения, спецификации
которых сохраняются в банке знаний (репозитории) [5]. В этом проявляется существенное отличие этих организаций от указанных выше традиционных центров научно-технической документации («ЦНТД») -универсальных «бумажно-ориентированных» архивов, цель которых состоит в сохранении научно-технической информации, исключая какие-либо действия по ее развитию и модификации. Ясно, что поддержка целостности открытого, непрерывно развивающегося репозитория «информационно-вычислительных ресурсов» (пакетов программ и технической документации) требует существенно больших усилий, чем поддержка репозитория «бумажно-ориентированных» информационных ресурсов.
Так, например, в настоящее время актуальными являются: десятая версия ОС «Windows», восьмая версия платформы «Java», седьмая версия платформы «Android» (при этом не учитываются более мелкие релизы) и т.д. Простой вывод состоит в том, что традиционные универсальные научно-технические архивы, как и другие хранилища подобного типа, например, древних рукописей или диссертаций (т.е. «мертвых» произведений), имеют второстепенное, в основном, познавательное или культурно-историческое значение, тогда как первостепенное значение в инновационной экономике имеют «живые», развивающиеся ресурсы типа тех, которые были указаны выше.
Для примера, на рисунке 5 показана архитектура базовой платформы «Java SE» (Standard Edition), на основе которой строится множество других платформ, например, «Java EE» (Enterprise Edition), Spring (фреймворк с открытым исходным кодом для Java-платформы), Hibernate (библиотека решения задач объектно-реляционного отображения) и т.д. На базе этих платформ строятся терминальные приложения - информационные системы и web-сервисы крупных и средних компаний. Ясно, что модификация и эксплуатация подобных систем без хорошо продуманной и рационально структурированной документации вряд ли возможна. Функция технологической документации состоит в описании системы с точки зрения разработчика, а функция эксплуатационной документации состоит в описании интерфейса «пользователь - система». Хотя в данном случае имеются в виду программные системы, но такие же требования могут быть
применены и к представлению больших организационных систем, структура и функции которых также должны перманентно развиваться.
Инфраструктуру инновационной деятельности часто рассматривают как комплексную систему взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий. Инновационная деятельность, однако, также включает комплекс институтов правового и социального характера, которые обеспечивают инновационные процессы [6]. Создание эффективной инфраструктуры инновационной деятельности является основной задачей государственной политики в инновационной экономике [7].
Рисунок 4. Субъекты научной, образовательной и инновационной деятельности в «Силиконовой долине» (США) Источник: Strategic Business Insights
Description of Java Conceptual Diagram
JDK
JRE
Java Lannuane
Tools & Tool APIs
Deployment
User Interface
Toolkits
Integration Li bra ries
Cther Вз5& Li bra ries
lartg and util Base Libraries
Java Virtual Machine
Java Language
java javac javadoc jar javap jdeps Scripting
Security Monitoring JConsoie VisualVM JMC JFR
JPDA JVM Ti IDL RMI Java DB Deployment
internationalization Web Services Troubleshooting
JavaWfeb Start Applet í Java Plug-in
JavaFX
Swing Java 2D AWT Accessibility
Drag and Drop Input Methods Image NO Print Service Sound
IDL JDBC JNDI RMI RMI-IIOP Scripting Comnact Profiles Java SE API
Beans Security Serialization Extension Mechanism
JMX XMLJAXP Networking Override Mechanism
JNI Date and lime Input-Output Internationalization
lang and util
Math Coiiections Ref Objects Regular Expressions
Logging Management instrumentation Concurrency Utilities
Reflection Versioning Preferences APE JAR Zip
Java HotSpot Ciient and Server VM
Рисунок 5. Концептуальная диаграмма (иерархия библиотек пакетов программ) платформы Java Источник: www.oracle.com
Президент РФ В.В. Путин поставил задачу перехода экономики РФ на инновационный путь развития. Задачей правительства является разработка концепции и архитектуры национальной инновационной системы, организация и планирование «перехода» экономики в новое состояние, финансирование и реализация заданных преобразований в намеченные сроки [8]. Однако практика показывает, что, кроме этого, необходимо также сформулировать критерии оценки качества / адекватности исполнения этапов (фаз) процесса «перехода», определить ответственных лиц и независимых экспертов, которые должны контролировать этот процесс (по аналогии с институтом «военной приемки»). Другими словами, требуется создать эшелонированную систему планирования, контроля, управления и обеспечения исполнения плана решения поставленной задачи.
Современная высокотехнологичная экономика подразумевает создание структурированной системы, ключевыми элементами которой
должны стать небольшие автономные / виртуальные венчурные предприятия (ВВП), реализованные в виде научных лабораторий, дизайнерских студий, опытно-конструкторских бюро, спецфондов / библиотек открытых решений и технологий (ФОРТ) и других субъектов НТО-сферы. Фрагмент архитектуры НТО-сферы РФ, соответствующий этой модели, показан на рисунке 6. Предполагается, что субъекты данной модели имеют собственные миссии и цели, которые достигаются путем согласования и координации действий на основе принципа экономической целесообразности в условиях глобальной информатизации.
Рисунок 6. Схема фрагмента архитектуры НТО-сферы РФ Источник: составлено автором
Целью ВВП является «производство» научно-технических произведений - новых моделей, технологий и опытных (пилотных) образцов изделий, а не индустриальное / массовое производство [9].
Например, результатом деятельности венчурного предприятия может быть комплект информационного или программного обеспечения.
В информационном аспекте ВВП может представлять веб-сайт, который содержит информацию о результатах деятельности предприятия. Веб-сайт ВВП является частью информационной системы предприятия (ИСП), которая обычно включает репозиторий экономической отчетности, отражающий историю и текущую деятельность предприятия и репозиторий производственной деятельности, представляющий результаты НИОКР и текущую / рабочую научно-техническую документацию. В целом ИСП реализует более или менее полную информационную модель организации и обычно играет важную роль в процессе функционирования предприятия
{рас. 7).
Рисунок 7. Структурная схема ВВП Источник: составлено автором
В бюрократическом аспекте ВВП может представлять подразделение/отдел некоторого Федерального научно -исследовательского или научно-образовательного центра, т. е. «единицу учета» в созданных кластерах НИИ и / или вузов. В отличие от
традиционных научных лабораторий с государственным финансированием, ВВП может включать ряд элементов финансово-юридических отношений, цель которых - поддержка / обеспечение НИР или НИОКР и продвижение / внедрение / коммерциализация продукта. При этом ряд поддерживающих бизнес-процессов, таких, например, как «коммунальные услуги», «бухгалтерский учет», «налоги» и др., могут выполняться «материнской» организацией относящейся к структуре ФАНО.
В экономическом аспекте ВВП может представлять автономную организацию (творческую рабочую группу), функциональная целостность которой поддерживается внутренними процессами и процессами взаимодействия с внешней средой. Бизнес-деятельность ВВП объединяет административную, финансовую, информационную, маркетинговую и другие виды деятельности. Производственная деятельность, в нашем случае НИР или НИОКР, состоит в проведении исследований и / или разработке нового продукта. Результатом НИОКР является апробированное научно-техническое произведение - изделие, решение, в частности, программное обеспечение (ПО) или технология (спецификация / документация), которая передается бизнес-структуре предприятия для коммерциализации, т.е. продвижения, внедрения и использования в экономическом обороте (внедрения в производство).
Реформа управления НТО-сферой предполагает переход к целевым программно-проектным принципам управления, построенным на базе многоаспектной модели, основанной на модифицированном цикле Шухарта-Деминга [10] с акцентом на экспертизу и ОК/А результатов работы. В рамках поддержки НТО-сферы, большую часть бюджетных средств необходимо направлять на поддержку ключевых компонентов инновационной экономики - центров компетенции, фондов открытых решений и технологий, венчурных предприятий, сервисных и юридических фирм. Административно-бюрократические рычаги управления выше уровня предприятия должны быть заменены на координационные, финансовые и юридические инструменты влияния.
К сожалению, как и пять лет назад, «проблема перехода на инновационный путь развития является краеугольным камнем
сегодняшней внутренней и внешней политики России. Многочисленные попытки, предпринимавшиеся на государственном уровне в последнее 10-летие, не принесли ожидаемых результатов -страна так и не смогла восстановить былое могущество и войти в число мировых технологических лидеров, научно-технологический потенциал продолжает снижаться, качество жизни населения значительно ниже, чем в странах G8 и т.д.»1. Найти ответ на вопрос «кто виноват?», непросто, т. к. неясно - кто и за что отвечает в процессе решения данной проблемы. Субъект управления «переходом экономики на инновационный путь развития» не известен, не имеет четко различимой системной архитектуры, не обладает ясно сформулированной конструктивной программой действий и никогда не определял критерии ОК/А своей деятельности. Перманентная реформа образования и науки на протяжении последних двадцати лет это явно демонстрирует.
В рамках поддержки НТО-сферы, большую часть бюджетных средств необходимо направлять на поддержку ключевых компонентов инновационной экономики - центров компетенции, фондов открытых решений и технологий, венчурных предприятий, сервисных и юридических фирм, а административно-бюрократические рычаги управления выше уровня предприятия должны быть заменены на координационные и финансово-юридические инструменты влияния.
Модель научно-технологического и инновационного комплекса страны
Схема интеграции различных институтов развития в рамках системы научно-технологического и инновационного развития страны приведена на рисунке 8. На этой схеме истеблишмент представляет систему консолидации и координации усилий видных представителей НОК, ИТК, ФПК и Правительства РФ. Деятельность «истеблишмента» состоит не только в аккумулировании предложений и определении (выборе) приоритетных стратегических направлений развития инновационной экономики, но и в создании экономико-юридического каркаса (фундамента) эффективного механизма поддержки выбранного
1 Иванов В.В. Инновационная политика России: варианты и перспективы: http://www.issras.ru/papers/inn148_2011_Ivanov.php
направления развития инновационной экономики.
Целью науки, в рамках определенных «истеблишментом» направлений развития, как общественного института, является приумножение знаний, цель информатизации знаний - систематизация, сохранение и распространение знаний, цель обучения / образования -передача знаний следующим поколениям (внедрение знаний). Целью инженерии является использование знаний для создания научно-технических произведений (технологий), и, наконец, целью бизнеса является освоение новых технологий, производство и сбыт инновационной продукции для удовлетворения потребностей общества.
Протокол(ы) взаимодейств ш су&ъетюе
- приобретение знаний
- прикладные НИР и разработки {НИОКР)
- коммерциализация технологий (внедрение технологий : производство)
Промоквл(ы) взаимодей ствш субъектов
Рисунок 8. Схема интеграции общественных институтов в рамках системы научно-технологического и инновационного развития РФ Источник: составлено автором
Особенно следует отметить задачу информатизации знаний, т.к. именно информация позволяет связать различные институты развития в единую систему. Также важно отметить, что процесс информатизации знаний является процессом систематизации (рис. 9), сохранения и распространения не только «фундаментальных» знаний, но и «прикладных» знаний - технологий, ОРЗ и «know-how», обычно в форме научно-технических спецификаций, состав и объем которых существенно отличается от состава и объема как традиционных научных сообщений, так и нормативных документов - продуктов жизнедеятельности бюрократических структур.
Рисунок 9. Систематизация результатов научно-технологической и инновационной деятельности
Источник: составлено автором
Архитектура научно-технологического и инновационного комплекса РФ приведена на рисунке 10. На этом рисунке неформальные структуры представлены узлами в виде эллипса, а физически идентифицируемые организации показаны как узлы, имеющие вид прямоугольников. Новым узлом в структуре приведенных институтов является узел «Федеральное Агентство по научно-технологическому и инновационному комплексу» (ФАНТИК), целью которого является «физическая» реализация (организация и сопровождение /модификация) информационного и экономико-юридического аспектов развития
инновационной экономики. Иными словами, организация и исполнение работ по «аккумулированию предложений, определению (выбору) приоритетных стратегических направлений развития инновационной экономики и их поддержки, а также созданию экономико-юридического каркаса (фундамента) эффективного механизма поддержки выбранного направления развития инновационной экономики».
Завершим описание информационно-аналитической модели научно-технологического и инновационного комплекса РФ рассмотрением структуры «ФАНТИК», которая приведена на рисунке 11. В отличие от традиционных структур других федеральных агентств, данная структура представляет организацию нового типа, построенную на основе многоаспектной фрактальной модели организационных систем и четкого определения протоколов взаимодействия как между компонентами системы, так и между компонентами системы и субъектами экономической деятельности. Рабочий цикл унифицированных модулей (фракталов) ФАНТИК любого уровня декомпозиции изначально формулируется в виде реализации модифицированного цикла Шухарта - Деминга.
Организация «ФАНТИК» представляет регулярную структуру, которая строится по шаблонам многоаспектной модели организационных систем. Фрактальная структура ФАНТИК легко модифицируется и адаптируется к изменившимся внешним условиям, т.к. операции создания / уничтожения фрактала локализованы и не распространяются на всю систему. Показанная на рисунке 11 структура реализует типовой модуль (фрактал), конфигурация которого определяется функцией и содержанием деятельности, которую он должен выполнять. Более подробное описание гибкой методологии разработки2 и многоаспектной фрактальной модели организационных систем выходит за рамки настоящей статьи.
2 Карпов С. Agile: как и когда применять этот метод. http://hbr-russia.ru/upravlenie/ operatsionnoe-upravlenie/p17368/
Рисунок 10. Архитектура научно-технологического и инновационного
комплекса РФ
Источник: составлено автором
В структуре ФАНТИК функция секретариата состоит в обмене информацией (документами) с организациями и заинтересованными лицами, которые по каким-либо причинам могут не использовать электронный документооборот. Исполнительная система (Execution System - ES) ФАНТИК реализует или делегирует на более низкий уровень цели и задачи, которые сформулированы в комитете по научно-технологическому и инновационному развитию РФ. Контрольно-ревизионная комиссия, в соответствии с циклом Шухарта - Деминга,
представляет аналог ОТК предприятия, т.е. отдела технического контроля продукции, в данном случае результатов решения поставленных задач. При этом корректная постановка задачи должна также содержать объективный критерий / критерии оценки качества / адекватности (ОК/А) результата решения задачи, т.е. представлять триаду (условие, цель, критерий ОК/А решения). Наличие дополнительного механизма ОК/А решения задачи позволяет эффективно контролировать соответствие долгосрочных и дорогостоящих процессов преобразования и эксплуатации больших систем (т.е. реализацию) первоначально заявленным планам (т.е. декларациям) и, в случае их существенного различия, принимать необходимые решения по исправлению сложившейся ситуации. Заметим, что с течением времени внешние условия могут также существенно измениться, поэтому может потребоваться изменение / модификация первоначально заявленного плана. Очевидно, система должна быть готова к адаптивной реакции и на такого рода изменения.
Информационная система исполнительной системы (ИСИС/ISES) состоит из мониторов и информационных банков / порталов, в которых систематизируется и сохраняется вся необходимая и целесообразная информация. ИСИС реализует более или менее полную информационную модель организации и играет важную роль в процессе функционирования системы. ИСИС строится на базе многоаспектной фрактальной модели организационных систем и открытых веб-технологий, т.е. на базе языка разметки гипертекста HTML, протокола передачи данных HTTP, а также шаблонов документации и протоколов информационного взаимодействия субъектов научно-технологического и инновационного комплекса РФ.
Рисунок 11. Структура федерального агентства по научно-технологическому и инновационному развитию (ФАНТИК) Источник: составлено автором
Заключение
Простейшая модель экономической деятельности логически разделяет общество на два нестационарных сообщества потребителей и производителей, а также государство, которое регулирует деятельность и взаимодействие субъектов. Не углубляясь в дискуссию о рациональной структуре и функциях государства, выделим два важных аспекта государственной деятельности - обеспечение безопасности и создание условий для эволюционного развития общества, иначе говоря, для творческой, научной, образовательной, инженерной, производственной и предпринимательской деятельности.
Экономика изучает логические аспекты отношений типа «производитель - потребитель», которые в конкретных областях деятельности формально можно представить как протоколы информационного взаимодействия субъектов: «учитель - ученик» (образование), «разработчик - производственник» (инженерия), «писатель - издатель» (литература) или более длинные цепочки, например, «писатель - издатель - читатель». Эти цепочки отражают обмен ценностями или продуктами / услугами, которые в основном осуществляются через универсальный эквивалент (деньги).
Однако в XXI веке в странах с развитой или развивающейся экономикой все более существенное значение также приобретает творческая или креативная составляющая капитала: с одной стороны, это знания, умения (ноу-хау), компетенции, а с другой - вдохновение, инициатива, упорство, мотивация, иначе говоря, пассионарность или стремление к счастью.
Действительно, для развития науки, технологии и техники необходимы квалифицированные и, что не менее важно, инициативные и заинтересованные в результатах работы кадры [11]. Если у ученых и инженеров отсутствует заинтересованность в проведении исследований процессов и явлений природы или создании новых, более совершенных машин и технологий, то возможность дальнейшего развития НТО-сферы становится проблематичной. Именно поэтому современная теория и практика управления основывается не только на цикле Шухарта -Демингща и экономических стимулах / санкциях, но и на теории
мотивации - изучении, учете и формировании потребностей субъекта производства - человека, коллектива или общества в целом. В свою очередь, эта сторона вопроса тесно связана с психологией, социологией и другими гуманитарными науками, знание которых может существенно помочь в подборе кадров и рациональной организации эффективной работы современного предприятия, да и инновационной сферы в целом.
Основными вопросами при создании национальной инновационной системы являются: определение объектов управления, определение / идентификация субъектов управления, определение критериев ОК/А деятельности субъектов и их ответственности перед другими субъектами общественно-экономической системы. Ответы на эти вопросы должны быть простыми, понятными и полными. Кроме этого, архитектуру системы следует представлять не в виде «талмуда», а в виде рациональных спецификаций - простых и понятных специалистам 2D-диаграмм с комментариями (Agile-модель). Для этого можно использовать язык UML [12] или другие известные нотации. В этом случае появляется возможность плодотворного обсуждения представляемых спецификаций и их разумной модификации в любое время. Согласованные спецификации должны использоваться в качестве основы плана перехода страны к рациональной и эффективной инновационной экономике.
ИСТОЧНИКИ
1. Маренков Н.Л. Инновации в России: учеб. пособие / Н.Л. Маренков, М.А. Золотарева. -
М. Флинта: МПСИ, 2005.
2. Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. - СПб:
Вектор, 2005.
3. Фортов В.Е. Основные направления развития Российской академии наук. - М., 2013.
4. Гринфилд Д., Шорт К., Кук С., Кент С., Крупи Д. Фабрики разработки программ:
потоковая сборка типовых приложений, моделирование, структуры, инструменты. - М.: ООО «Вильямс», 2007.
5. Басс Л., Клементс П., Кацман Р. Архитектура программного обеспечения на практике. -
СПб: Питер, 2006.
6. Гнилитская Е.В. Инновации и интеллектуальный капитал в современной экономике:
теоретические подходы // Креативная экономика. - 2008. - № 7 (19). - с. 81-89.
7. Гриневич Ю.А., Шеншин А.С. Институты, инновации и инфраструктура как цели
отечественной модернизации // Российское предпринимательство. - 2010. - № 82 (165). - с. 24-30.
8. Гохберг Л. М. Стратегия 2020: новые контуры российской инновационной политики /
Л.М. Гохберг, Т.Е. Кузнецова // Форсайт. - 2011. -Том 5. - № 4.
9. Васильев С.В. Инновации - эпоха постоянных изменений // Российское
предпринимательство. - 2006. - № 4 (76). - с. 40-45.
10. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-
процессов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.
11. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие / А.А. Бовин,
Л.Е.Чередникова, В.Я, Якимович — М.: Омега-Л, 2006.
12. Буч Г., Рамбо Д., Якобсон И. Язык UML. Руководство пользователя. - М.: ДМК Пресс,
2007.