Научная статья на тему 'Agile-модель венчурного предприятия'

Agile-модель венчурного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НИОКР / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИКЛ ШУХАРТА ДЕМИНГА / ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / VENTURE / R&D / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / SHEWHART DEMING CYCLE / ORGANIZATION / CONCEPTION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чичагов Александр Владимирович

В настоящей работе рассматривается информационно-аналитическая модель венчурного предприятия. Описывается структура научно-технического продукта, блок-схема и схема рабочего цикла венчурного предприятия, схема развернутого рабочего цикла процесса НИОКР. Приводится общая диаграмма деятельности организации, основанная на модифицированном цикле Шухарта Деминга. Кратко описываются понятия инновационного продукта и инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чичагов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agile-model of the venture enterprise

The paper deals with the information and analytical model of the venture. The structure of the scientific and technical product, a block diagram, a diagram of the working cycle of venture and a diagram of the expanded working cycle of R&D process are described. A general diagram of the organization, based on a modified Shewhart Deming cycle is also considered. The concept of innovation product and innovation process is briefly described.

Текст научной работы на тему «Agile-модель венчурного предприятия»

ВОПРОСЫ ИННОВАЦИОННОМ ЭКОНОМИКИ

Том 6 • Номер 4 • октябрь-декабрь 2016 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

Agile-модель венчурного предприятия

Чичагов А.В.1

1 Вычислительный центр им. А.А. Дородницына Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В настоящей работе рассматривается информационно-аналитическая модель венчурного предприятия. Описывается структура научно-технического продукта, блок-схема и схема рабочего цикла венчурного предприятия, схема развернутого рабочего цикла процесса НИОКР. Приводится общая диаграмма деятельности организации, основанная на модифицированном цикле Шухарта — Деминга. Кратко описываются понятия инновационного продукта и инновационного процесса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: венчурное предприятие, НИОКР, инновационный продукт, инновационный процесс, цикл Шухарта — Деминга, организация, концепция, информационно-аналитическая модель.

Agile-model of the venture enterprise

Chichagov A.V..1

1 Dorodnicyn Computing Centre of Russian Academy of Sciences, Russia

Введение

Современная постиндустриальная инновационная экономика характеризуется преобладанием рынка знаний и информации над рынками материальных товаров и ресурсов. Наблюдается существенный рост инвестиций в развитие тех секторов экономики, в которых создаются и распространяются знания и технологии. Это прежде всего НИОКР, т.е. разработка высоких технологий и программного обеспечения, а также научные исследования (НИР), опытно-конструкторские разработки (ОКР), высшее/специальное образование и др.

Известный исследователь технического прогресса Д. Сахал показал, что в основе развития новых технологий лежат процессы обучения, а сам технический прогресс в значительной степени представляет собой процесс постепенного совершенствования первоначальных конструкций. Любая новая технология непрерывно модифицируется с целью все более полного раскрытия своего потенциала, поэтому для развития новых технологий важное значение имеют не только революционные, но и эволюционные изменения.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон и профессор Вильям Нордхаус выделили следующие важные изобретения и фундаментальные технологии, которые привели к значительному повышению производительности труда за последние 200 лет:

• паровой двигатель (паровоз, пароход),

• бензиновый двигатель (автомобиль, самолет),

• электрический двигатель (электротехника, электрогенерация), телеграф, телефон, радио, телевидение,

• микроэлектроника и компьютерная техника.

Как говорит известный швейцарский экономист Клаус Шваб — человечество находится в начале новой технологической революции, которая кардинально изменит все сферы человеческой деятельности. Четвертая промышленная революция выходит из третьей революции, которую называют «цифровой» и которая началась в середине прошлого века. Но характеризуется интеграцией различных технологий и стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими средами.

Профессор Шваб называет три причины, по которым сегодняшние перемены следует считать не просто эволюционным продолжением третьей промышленной революции, а началом четвертой. Это скорость, с которой происходят перемены, их размах и системный характер последствий.

Не является большим секретом, что одной из новых фундаментальных технологий является робототехника, т. е. разработка автоматизированных (управляемых человеком) и автоматических (самоуправляемых) систем, построенных на основе информационно-коммуникационных технологий, методов цифровой обработки сиг-

ABSTRACT:_

The paper deals with the information and analytical model of the venture. The structure of the scientific and technical product, a block diagram, a diagram of the working cycle of venture and a diagram of the expanded working cycle of R&D process are described. A general diagram of the organization, based on a modified Shewhart — Deming cycle is also considered. The concept of innovation product and innovation process is briefly described.

KEYWORDS: venture, R&D, innovation, innovation process, Shewhart — Deming cycle, organization, conception, development.

Received: 03.11.2016 / Published: 30.12.2016

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Chichagov A.V. (jsxp@mail.ru)

CITATION:_

Chichagov A.V. (2016) Agile-model venchurnogo predpriyatiya [Agile-model of the venture enterprise]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 6. (4). — P. 363-385. doi: 10.18334/vinec.6.4.36936

налов (ЦОС) и искусственного интеллекта в сочетании с практическими достижениями в области электромеханики, оптики, акустики и других технических областей. Очевидно, что использование интеллектуальных робототехнических комплексов позволит не только существенно поднять производительность труда, но и качественно изменить сам характер человеческой деятельности, включая проведение военных действий.

Для того, чтобы объединить и воплотить в жизнь указанные технологии необходимо выстроить эффективную экономическую систему, в которой институты научно-исследовательской, инженерно-технологической и учебно-образовательной сфер (НТО-сферы) были бы естественным образом интегрированы в предпринимательскую среду [1] (Grinevich, Shenshin, 2010). Это также означает эволюционное развитие и внедрение в практику системы долгосрочной экономической заинтересованности всех участников инновационного процесса в создание и распределение добавочной стоимости [2] (Gokhberg, 2011).

В работе [3] (Chichagov, 2016) была рассмотрена информационно-аналитическая модель научно-технологического и инновационного комплекса страны, в которой одной из ключевых «организационных единиц» являются венчурные предприятия — важное звено в цепочке преобразований «идея — технология — инновация». В настоящей работе подробно рассматривается информационно-аналитическая модель венчурного предприятия и кратко описываются понятия инновационного продукта и инновационного процесса.

Инновационный продукт

В широком смысле под инновационным продуктом [4, 5] (Marenkov, 2005; Evdokimova, Makhovikova, Efimova, 2005) понимается результат создания и освоения (внедрения в практику) новшеств в различных областях человеческой деятельности. В несколько более узком смысле, научно-технические инновационные продукты представляют материальное воплощение новых знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в производстве с целью их коммерческой реализации.

Широко используемый термин «инновация» можно представить как редукцию словосочетания «инновационный продукт», в котором акцент смещен на прилагательное «новый». Базовым понятием, однако, является существительное «продукт» как катего-

ОБ АВТОРЕ:_

Чичагов Александр Владимирович, научный сотрудник (jsxp0mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Чичагов А.В. Agile-модель венчурного предприятия // Вопросы инновационной экономики. — 2016. — Том 6. — № 4. — С. 363-385. doi: 10.18334/vinec.6.4.36936

рия товарно-денежных отношений (заметим, что термин «продукт» часто используется и в других аспектах). Таким образом, научно-технические инновации должны:

• обладать новизной, т. е. представлять результат разработки принципиально нового или существенно модернизированного научно-технического произведения,

• являться объектом экономических отношений, т. е. удовлетворять общественную потребность и приносить прибыль автору/владельцу научно-технического произведения.

Инновации представляют интегральный результат как творческой активности, так и обычной, рутинной деятельности. Причем большая часть инноваций представляет как раз модернизацию или усовершенствование этой «рутины». В настоящее время общепризнанной классификации инноваций не существует. Тем не менее различают инновационные изделия и технологии, а также продукты и услуги, которые обычно разделяют на следующие виды: научно-технологические, организационно-управленческие, информационно-коммуникацион-ные (электронные документационные), финансово-юридические, социально-экономические, учебно-образовательные и др. [5] (ЕуйоЫтоуа, Маккоу1коуа, Б/Шоуа, 2005).

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на промышленное освоение, коммерческое использование и юридическую поддержку важных практических результатов фундаментальных научных исследований и прикладных научно-технических разработок [4, 5] (Магепкоу, 2005; ЕуйоЫтоуа, Маккоу1коуа, Б/Шоуа, 2005). Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, юридических и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям. Инновационная деятельность включает маркетинговые исследования потребностей общества и рынков сбыта продукции, информационную поддержку и материальное обеспечение новаторских идей и решений, поиск партнеров по финансированию и внедрению инноваций и ряд других не менее важных аспектов. Можно отметить, что инновации — это комплексная или мультидисциплинарная «научно-технико-экономико-юридическая» категория, если не сказать больше, а объем реализации инновационной продукции является эффективной оценкой актуальности инновации со стороны потребителей.

В юридической сфере наукоемкий инновационный продукт обычно называют «интеллектуальным продуктом». Интеллектуальные продукты могут существовать в виде научно-технических произведений, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, спецификаций (описаний) решений технических задач, организационно-управленческих решений, бизнес-процессов, протоколов взаимодействия сторон и др. В юридической сфере интеллектуальные продукты выступают как объекты интеллектуальной собственности — авторские произведения, патенты, «ноу-хау» и др. Разнообразие объектов интеллектуальной собственности приводит к тому, что их правовое регулирование обеспечивает ряд юридических законов, среди

которых законы РФ «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «Патентный закон РФ», «О коммерческой тайне» и ряд других законов.

Основным инструментом коммерческого оборота интеллектуального продукта является лицензирование [5, 6] (Evdokimova, Makhovikova, Efimova, 2005; Vertakova, Simonenko, 2008). Лицензия — это разрешение (договор), выдаваемое за соответствующее вознаграждение собственником интеллектуального продукта (лицензиаром) покупателю (лицензиату) на промышленное или коммерческое использование предмета соглашения. На практике используются разные виды лицензионных договоров, различие между которыми определяется объемом передаваемых прав, способом охраны предмета соглашения, сроком действия договора, маркетинговыми ограничениями, особенностями выплаты вознаграждения и пр.

В последнее годы все большее значение приобретает форма защиты интеллектуальной собственности в виде «ноу-хау». Первоначально этим термином обозначали информацию, необходимую для осуществления/использования изобретения, но специально пропущенную заявителем в патентном описании и придавали термину «ноу-хау» смысл «знать, как применить патент». Несмотря на требования патентных законов различных стран, состоящие в том, чтобы описание изобретения ясно и полно раскрывало сущность изобретения (то есть так, чтобы его мог осуществить специалист в данной области техники) и санкции, предусмотренные за отсутствие такого описания, установившаяся практика показывает, что это всего лишь декларации. Патентоведение — это сфера информационно- юридической, а не научно-технической деятельности. Неизвестно ни одного решения суда, патентного ведомства или какого-либо другого правомочного органа, которым был бы аннулирован патент в связи с неполнотой раскрытия сущности изобретения [5] (Evdokimova, Makhovikova, Efimova, 2005).

По мере усложнения изобретений и невозможностью их промышленного освоения без знания «ноу-хау», практически утратили свое значение принудительные лицензии. Сложившееся положение и молчаливое его принятие во всех странах привело к тому, что термин «ноу-хау» расширил свое первоначальное значение и приобрел смысл «знать, как сделать» безотносительно к наличию или отсутствию патента на изобретение.

В настоящее время термином «ноу-хау» обозначают научную, технологическую, организационно-управленческую, финансово-экономическую и другую информацию, связанную с исследованиями, разработкой, производством, внедрением, эксплуатацией и модернизацией новой техники, технологии, материалов и информации [5, 6, 7] (Evdokimova, Makhovikova, Efimova, 2005; Vertakova, Simonenko, 2008; Gnilitskaya, 2008). При этом подразумевается, что указанная информация имеет конфиденциальный характер, т. е. не является открытой или широко известной, в отличие от «открытых решений задач» («opensource» или «open solution») и не обладает традиционной юридической защитой.

Инновационный процесс

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в изделие или продукт, который проходит этапы научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), внедрения/коммерциализации технологий, производства и сбыта готовой продукции [8, 9] (Komov, 2009; Melnikov, 2014). На практике инновационный процесс часто разделяют на несколько фаз:

анализ рынка, проведение поисково-изыскательских работ и формулировка концепции научно-технического произведения (НТП),

• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию опытного (пилотного) образца и технологии его производства,

• внедрение (продвижение и коммерциализация) научно-технического произведения (технологии) на корпоративном рынке технологий,

• освоение новой технологии и серийное/массовое производство изделий,

• продвижение и сбыт («внедрение») готовой продукции потребителям (конечным пользователям).

Общая схема жизненного цикла инновационного процесса показана на рис. 1. На этой схеме узлы 1, 3 и 5 представляют экономическую (информационно-коммуникационную и финансово-юридическую) составляющую инновационного процесса,

Рис. 1. Схема жизненного цикла инновационного процесса («Составлено автором»)

а узлы 2, 4 — научно-техническую составляющую. Узел 0 этой схемы описывает потребности сообщества потребителей и прикладной аспект использования инновации конечными пользователями. Узел 1 соответствует бизнес-процессу «исследование и анализ рынка», результатом которого является формулировка «идеи» (концепции) инновационного продукта. Ясно, что в формулировке «концепции» участвуют как специалисты по маркетингу, так и специалисты предметной области знаний, т. к. требуется найти рациональное сочетание «желаемого идеала» с «физическими возможностями» и «экономическими реалиями».

Узел 2 описывает процесс НИОКР — совокупность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результатом которых является описание (спецификация) сущности научно-технического произведения, способа его производства и опытный (пилотный) образец изделия. Другими словами, результатом НИОКР является научно-техническое произведение (НТП), которое, в частности, включает пакеты технологической и, возможно, эксплуатационной документации, а также опытный образец (прототип) научно-технического изделия.

Узел 3 соответствует информационно-коммуникационному и связанному с ним финансово-юридическому процессу продвижения и коммерциализации научно-технического произведения на корпоративном рынке технологий, другими словами — процессу внедрения технологии в производство. Заметим, что НТП может представлять как «открытое» решение задачи (ОРЗ), так и «ноу-хау» («закрытое» решение задачи). Данный процесс также называют «трансфер технологий», который включает поиск, выбор и передачу индустриальному партнеру необходимых лицензий и «ноу-хау» за определенное вознаграждение, обычно в виде отчислений из будущей прибыли (роялти). В данном контексте «научно-технический продукт» следует интерпретировать как комплект научно-технических и финансово-юридических документов, включающих юридическую защиту (патентование) научно-технического произведения (рис. 2).

Узел 4 соответствует освоению новой технологии, организации и серийному производству инновационной продукции, а узел 5 — продвижению и сбыту инновации потребителям (конечным пользователям). Соответствующая диаграмма изменений фазового состояния научно-технической инновации приведена на рис. 3.

Заметим, что на логическом уровне тип процесса определяется по его целевому назначению, иначе говоря, предполагается, что в процессах разработки и производства доминирует научно-техническая, а в процессах анализа рынка, внедрения и сбыта — экономическая деятельность. Однако, на физическом уровне, указанные процессы включают как «технические», так и «экономические» виды деятельности. Также важно отметить, что «рынок новых технологий» (научно-технических произведений) и «рынок инновационных продуктов» — это совершенно разные рынки.

Рис. 2. Структура научно-технического продукта («Составлено автором»)

Рис. 3. Диаграмма переходов между фазовыми состояниями научно-технической инновации («Составлено автором»)

Модель венчурного предприятия

В жизненном цикле инновационного процесса можно выделить традиционную (индустриальную) и инновационную (креативную) составляющие, где креативная составляющая соответствует созданию и освоению новой технологии. Процесс создания новой технологии можно представить как абстракцию рабочего цикла венчурного предприятия (ВП). Целью ВП является разработка или «производство» новаций — научно-технических произведений (НТП), т.е. моделей, технологий, прототипов и/или опытных (пилотных) образцов оригинальных изделий. Этот вид деятельности существенно отличается от цели индустриального (серийного или массового) производства изделий. На практике ВП обычно существует в виде юридически независимой организации («венчурный бизнес»), но существуют также и другие формы организации, которые занимаются разработкой НТП. Например, это могут быть «венчурные подразделения» в крупной компании или «венчурные проекты», которые реализуются временными распределенными командами специалистов. Эти «организационные единицы» также можно условно считать «временным венчурным предприятием» (ВВП).

В сфере компьютерных технологий классическим примером ВП можно считать компанию «Apple» (до её превращения в мощную корпорацию, состоящую из «венчурных» и других подразделений). Компанию «Apple» часто олицетворяют с парой ее основателей — Стивом Джобсом (выдающимся бизнесменом) и Стивом Возняком (выдающимся инженером).

Другими известными примерами ВП (до превращения в крупные корпорации) можно считать:

• Компанию Hewlett-Packard, основатели: Дэвид Паккард и Ульям Хьюлетт.

• Корпорацию Intel, основатели: Роберт Нойс и Гордон Мур.

• Корпорацию Microsoft, основатели: Билл Гейтс и Пол Аллен.

• Компанию Google, основатели: Ларри Пейдж и Сергей Брин и др.

То, что основателями указанных выше компаний была пара людей, наверное, не является серьезной закономерностью, но подтверждает тот факт, что при создании ВП требуется, по крайней мере, сочетание двух «талантов». Один выполняет роль инженера, понимающего требования бизнесмена («экономику»), а другой — роль бизнесмена, понимающего требования инженера («технику»). Бизнесмен является активным субъектом, который реализует интерфейс между внешней экономической средой и внутренним научно-техническим полем деятельности предприятия.

Венчурное предприятие физически связывает два вида деятельности: «бизнес» и «НИОКР». В крупных корпорациях бизнес-подразделение может быть связано с несколькими подразделениями, которые выполняют различные НИОКР. В общих чертах, бизнес-деятельность ВП состоит в том, чтобы найти или оценить «стоящую» идею, сформулировать план ее реализации, найти и договориться с инвесторами про-

Рис. 4. Блок-схема венчурного предприятия (Составлено автором)

екта, организовать поддержку деятельности команды НИОКР по реализации проекта и, затем, внедрить новацию в производство и экономический оборот. Общая блок-схема венчурного предприятия приведена на рис. 4.

Заметим, что модель представляет приближенное логическое описание некоторого реального объекта, т. е. выделенной части природы или общества, в частности, типового предприятия. Реальное предприятие представляет набор взаимодействующих процессов, которые можно логически разделить на «бизнес-процессы» и «инженерно-технические процессы». Каждый логически определенный процесс отображает или реализуется набором взаимодействующих физических процессов. Если использовать антропологическую интерпретацию, то можно сказать, что любой инженерно-технический процесс выполняется инженером с помощью бизнесмена, а бизнес-процесс — бизнесменом с помощью инженера. Однако в последнем случае, «ставит точку» (принимает ответственное решение) бизнесмен.

Бизнес-процессы предприятия разделяют на административные и операционные бизнес-процессы [8, 9, 10] (Komov M.S, 2009) (Melnikov, 2014; Alabuzhev, Melnikov,

«Венчурное предприятие»

(управление и обеспечение ^ рабочего процесса; -

Рис. 5. Диаграмма деятельности. Схема рабочего цикла венчурного предприятия и развернутый рабочий цикл процесса НИОКР (Составлено автором)

2015). К административным бизнес-процессам относят «процессы управления» и «поддерживающие процессы». Это, в частности, бизнес-процессы, которые управляют функционированием организационной системы и реформированием ее структуры, например, «корпоративное управление» или «стратегический менеджмент». «Поддерживающие процессы» — это бизнес-процессы, которые обслуживают/обеспечивают деятельность предприятия, т.е. финансовые и материально-технические процессы, в частности, «бухгалтерский учет», «кадры», «склад», «налоги» и пр.

Комплексный рабочий цикл венчурного предприятия можно представить в виде цепочки специализированных бизнес-процессов (рис. 5). Наиболее сложным и, можно сказать, наименее детерминированным процессом венчурного предприятия является процесс НИОКР, т. е. процесс разработки научно-технического произведения. Процесс НИОКР состоит, по крайней мере, из трех параллельных процессов:

• процесс администрирования (управления и обеспечения НИОКР),

• процесс разработки (моделирования, конструирования и реализации) системы,

• процесс ОК/А (обеспечения качества/апробации), в частности, оценки качества/ адекватности артефактов научно-технического произведения (НТП) или компонентов системы, т. е. оценки технического качества целевой системы, оценки эксплуатационного качества и оценки адекватности действительных (actual) результатов, которые можно получить с помощью созданной системы, ожидаемым (expected) результатам предметной области или прецедентам (достоверным «декларативным» результатам).

Приведенные рабочие циклы представляют модифицированный цикл Шухарта — Деминга и адекватны реалиям современной экономики. Модифицированный цикл Шухарта — Деминга соответствуют шестифазной схеме процесса: «анализ» — «план» — «исполнение» — «ОТК» — «ОК/А» — «принятие решения», где

• «анализ» — это изучение проблемы, постановка задачи, построение концепции/ модели решения задачи,

«план» — разработка спецификаций/плана решения задачи на основе предложенной концепции,

• «исполнение» — реализация плана решения поставленной задачи,

• «ОТК» — оценка технического качества изделия или, иначе, оценка качества технической реализации системы,

• «ОК/А» — оценка качества/адекватности решения, т.е. оценка адекватности результатов, полученных в результате эксплуатации системы и оценка удобства эксплуатации системы с точки зрения пользователя («usability»),

• «принятие решения» — инкапсуляция научно-технического произведения (подготовка финального отчета по проекту), т. е. редактирование, оформление и интеграция результатов НИОКР, анализ и оценка процесса проекта, принятие решения по дальнейшему пути развития ВП (формулировка «новой идеи», «проблемы»).

На практике, рассмотренные бизнес-процессы (рис. 6) обычно выполняются параллельно с некоторым фазовым/временным сдвигом и постоянно взаимодействуют друг с другом. Поэтому «рабочий цикл» описывает не «физическую» (низкоуровневую), а «логическую» (высокоуровневую) абстракцию распространения «волны» бизнес-деятельности предприятия. «Рабочий цикл» также можно интерпретировать как цепочку событий, где каждое событие связано с приемом, обработкой и передачей артефактов и сопутствующей информации между взаимодействующими бизнес-процессами.

Декомпозиция сложной задачи на более мелкие задачи и параллельное их исполнение представляет суть итеративного подхода к разработке систем. Для описания больших систем может использоваться несколько логических уровней декомпозиции системы, которые образуют иерархическую структуру. Формальное описание постановки задачи и ее решения можно представить в виде декомпозиции (рекурсивной структуры типа «дерева») следующего вида (в нотации БНФ):

Task :== {Situation, Problem, Test&Demo} Solution :== {Task, Routine | Solutionf}

где «Task» — постановка задачи, «Solution» — решение задачи, «Test&Demo» — ОК/А (верификация и валидация) решения задачи, «Routine» представляет процедуру решения примитивной/терминальной задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс НИОКР представляет долговременную работу по реализации проекта «НИОКР». В проекте «НИОКР» формулируется концепция научно-технического произведения (НТП), план организации и реализации НИОКР, финансово-юридические обязательства и другие договоренности. Так, например, в предметной области «цифровая обработка сигналов» (ЦОС) структура проекта НИОКР может иметь следующий вид:

Многоаспектная модель проекта «НИОКР»_

— Научно-технический аспект (концепция НТП, постановка задачи, научно-

техническое задание):

• разработка целевой системы:

• исследование и обоснование математической модели ЦОС,

• проектирование архитектуры (конструкции) системы,

/«¡¡виня muf jtui

Г fapiariiiu o[|i?iKff npmrtca J

V^iHtli-tMtXntU. фвркПМирИчУ uini npoft.itnu>

Рис. 6. Диаграмма деятельности организации. Модифицированный цикл Шухарта — Деминга (Составлено автором)

• реализация программного комплекса ЦОС,

• разработка контрольно-измерительной системы:

• исследование и обоснование критерия/критериев оценки качества/ адекватности (ОК/А) моделей, алгоритмов и программ ЦОС,

• проектирование архитектуры (конструкции) контрольно-измерительной системы ОК/А ЦОС,

• реализация контрольно-измерительного комплекса ОК/А ЦОС,

• оценка качества/адекватности (ОК/А) программного комплекса ЦОС, тестирование конструкции изделия (верификация),

• апробирование модели изделия (валидация).

— Организационно-управленческий аспект (организация НИОКР, план

работы):

• организация процесса разработки (НИОКР),

• организация процесса администрирования (процесса управления и процесса обеспечения/поддержки) процесса разработки НИОКР,

• организация контрольного процесса обеспечения качества разработки и администрирования НИОКР.

— Финансово-юридический аспект (инвестиционный проект):

инвестиционные и лицензионные обязательства («договор о финансировании работ», «договор о разделе продукции» и пр.),

• протокол взаимодействия с заинтересованными лицами (контракт, мониторинг, акт сдачи-приемки),

• процедура разрешения споров (арбитраж).

Очевидно, что все указанные аспекты проекта должны быть согласованы между собой. Однако ввиду того, что участники проекта являются специалистами разных областей деятельности и используют различные специализированные языки описания указанных аспектов, то полного взаимопонимания между ними на практике не всегда легко достичь. Кроме этого, исполнители аспектов проекта часто придерживаются разных взглядов на модель НИОКР. Например, в финансово-юридическом аспекте для описания процесса НИОКР используется каскадная модель, тогда как в научно-техническом аспекте для описания процесса НИОКР используется итеративный подход.

Для лучшего понимания и согласования всех аспектов проекта «НИОКР» необходима, по крайней мере, их определенная унификация. Аспект представляет логический уровень описания, реализующий некоторую системообразующую функцию/ деятельность организации определенную на концептуальном уровне. Аспект описывает структуру (архитектуру) подсистемы, алгоритм (принцип действия, функционирования) и внешние связи подсистемы исполнения (реализации) функции/ деятельности. На основе этого описания формируется и реализуется физический

Рис. 7. Шаблон описания аспекта, объекта или компонента системы (организации) (Составлено автором)

уровень, т.е. практическая реализация системообразующей функции/деятельности. Иллюстрированная схема шаблона описания объекта, компонента или аспекта системы (организации) показана на рис. 7.

Шаблон описания аспекта венчурного предприятия_

назначение: функция (цель) аспекта (название аспекта обычно отражает его назначение),

• состав: набор элементов/компонентов аспекта, структурная модель или архитектура системы или группы, реализующей аспект (т. е. фрактальная декомпозиция или рекурсивное представление аспекта в виде набора компонент, которые также могут быть представлены в виде набора компонент или терминальных элементов),

принцип действия: модель функционирования — описание различных потоков (информационных, финансовых и других) между компонентами системы (организации), диаграмма деятельности группы, реализующей аспект (рабочий цикл аспекта системы),

• протокол(ы) взаимодействия: комплект необходимых научно-технических и финансово-юридических документов, отчуждаемые результаты («ноу-хау») и порядок обмена информацией (документацией) с заинтересованными лицами. Протокол может также включать обработку исключительных ситуаций («риски»).

Деятельность венчурного предприятия включает ряд аспектов — информационный, финансовый, материально-технический и другие, которые должны быть

Рис. 8. Функциональная схема венчурного предприятия (Составлено автором)

согласованы и реализованы «физическими» компонентами системы (организации). Функциональная схема венчурного предприятия, представленная на рис. 8, демонстрирует многоаспектный характер деятельности ВП.

В информационном пространстве ВП может представлять веб-сайт, который содержит информацию о результатах деятельности предприятия. Веб-сайт ВП является частью информационной системы предприятия (ИСП), которая обычно включает репозиторий «экономической отчетности», отражающий историю/текущую деятельность предприятия и репозиторий «производственной» деятельности, представляющий результаты НИОКР и текущую/рабочую научно-техническую документацию. В целом ИСП реализует более или менее полную информационную модель организации и обычно играет важную роль в процессе функционирования предприятия (рис. 9).

Для заинтересованных лиц, которые оценивают проект «НИОКР» в финансово-юридическом аспекте, важную роль играют такие юридически значимые документы как «Контракт на НИОКР» и «Акт сдачи/приемки» НТП. В этих документах определяется «объем инвестиций», необходимые для выполнения НИОКР, отчуждаемые результаты работы, права, обязанности и другие важные (с их точки зрения) детали. Номенклатура заинтересованных лиц, участвующих в проекте НИОКР и потенциальные владельцы авторских и смежных прав на научно-технического произведение показаны на рис. 10. При этом оценка конкретного вклада (и риска) каждого участника инновационного процесса определяется как спецификой проекта, так и общей ситуацией на рынке технологий [11, 12] (Bocharnikov, Bocharnikov, Sveshnikov, 2014; Cnedaker, 2016).

Рис. 9. Структурная схема венчурного предприятия (Составлено автором)

Рис. 10. Заинтересованные лица проекта и потенциальные владельцы авторских и смежных прав на научно-техническое произведение (Составлено автором)

Варианты взаимодействия заинтересованных лиц, участвующих в инновационном процессе, описываются протоколами взаимодействия. В отличие от алгоритма — описания последовательности действий (команд, инструкций, операций) объекта/субъекта (исполнителя) для достижения некоторого результата, в протоколе определяются информационные сообщения и порядок взаимодействия/коммуникации объектов/ субъектов между собой. Протоколы обычно используются в тех случаях, когда для решения поставленной задачи требуются определенные по количеству и качеству (составу и типу) ресурсы, например, знания или финансы, которых не имеет ни один из субъектов в достаточном количестве. Только при совместной и согласованной деятельности субъектов можно добиться решения поставленной задачи, т. е. выполнить (реализовать) задуманный проект.

Формально протокол представляет спецификацию или соглашение, в котором определяется «поведение» исполнителей в совместном процессе. В договоре между участниками проекта протокол определяет ответственные стороны процесса, юридически значимые документы и порядок их предоставления. Простой протокол «новатор — инвестор», построенный на основе событийной модели взаимодействия, показан на рис. 11. В более сложных протоколах взаимодействия субъектов можно зафиксировать риски, стимулы и санкции, которые будут наступать при определенных событиях или нарушении заданных условий. Заметим, что указанный протокол отличается от протокола «заказчик — исполнитель» (протокола подряда) инициатором взаимодействия и авторами артефактов проекта.

Рассматриваемый протокол взаимодействия (рис. 11) можно разбить на две крупные «фазы»: «концепция — рецензия — контракт» и «реализация — аттестация — акт», где артефакт «концепция» представляет суть проекта/плана реализации научно-технического произведения (НТП), т. е. результаты поисково-изыскательских работ, а артефакт «реализация» — итоговую версию НТП или результаты НИОКР. Рецензия проекта содержит мнение экспертов об актуальности поставленной задачи и возможности ее реализации авторским коллективом за разумное время. Аттестация содержит мнение экспертов о результатах испытаний НТП и оценки качества решения поставленной задачи. При отрицательной оценке результатов НИОКР собирается консилиум, состоящий из ответственных представителей исследователей, разработчиков, экспертов, инвесторов и других заинтересованных лиц, которые, в соответствии с определенной процедурой, принимают окончательное решение.

Заметим, что процесс решения сложной задачи можно интерпретировать как процесс приобретения знаний, а результат (НТП) — как объективное доказательство достоверности приобретенных знаний. Ввиду того, что процесс приобретения знаний является инфинитным процессом развития, то после того, как произведение создано, обычно появляются идеи, как его модифицировать.

Рис. 11. Протокол взаимодействия заинтересованных лиц, участвующих в процессе НИОКР (Составлено автором)

Заключение

Научно-техническим результатом деятельности венчурного предприятия является «новый продукт» или «новая технология», которую требуется внедрить в экономический оборот, т. е. найти и выбрать индустриального партнера, договориться и передать технологию и «ноу-хау», поддержать организацию и освоение производства инновации. Ясно, что процесс «внедрения», который представляет экономический результат деятельности венчурного предприятия, является не менее важным, как и процесс «НИОКР», т. е. процессы «исследования» и «разработки» инновации.

Инновационная экономика изучает логические аспекты цепочек отношений типа «новатор — производитель — потребитель», которые во многом схожи с цепочками

отношений типа «писатель — издатель — читатель» или «автор/писатель — артист/ исполнитель — «аренодатель» — зритель», если рассматривать эти цепочки как отношения не между конкретными субъектами, а как отношения между типами — множествами (группами или классами/категориями) специализированных субъектов. Взаимодействия (отношения) между элементами указанных множеств обычно реализуются в виде «сделки», т. е. в виде обмена ценностями или, более конкретно, в виде обмена (интеллектуального) «произведения» на (материальное) «вознаграждение». Совокупность указанных парных взаимодействий между определенными классами/ категориями субъектов обычно называют рынком.

Очевидно, что на сложившимся рынке можно выделить ряд составляющих — информационную, финансовую, юридическую и др. Использование понятий из этих сфер деятельности позволяет научно описать специфику соответствующих рынков, в частности, определить ответственные стороны процесса, юридически значимые документы и порядок их предоставления, другими словами, определить протокол взаимодействия типовых субъектов. Кроме протокола взаимодействия, важное значение также имеет информационная «открытость» или «доступность» субъектов [9, 10] (Melnikov, 2014; Alabuzhev, Melnikov, 2015), т. е. возможность реального контакта удаленных субъектов, определение формулы стоимости «продукта», определение критериев оценки качества, а также «гуманитарные» качества субъекта, такие как репутация, известность (рейтинг/ранг) и пр. Однако, выделение и описание логической взаимосвязи этих и других параметров рынка выходит далеко за рамки данной статьи.

Нужно отметить, что в XXI веке в странах с развитой или развивающейся экономикой все более существенное значение также приобретает творческая или креативная составляющая капитала — с одной стороны, это знания, умения, компетенции («ноу-хау»), а с другой — вдохновение, инициатива, упорство, мотивация, иначе говоря, «пассионарность» или «стремление к счастью». Действительно, для развития науки, технологии и техники необходимы квалифицированные и, что не менее важно, инициативные и заинтересованные в результатах работы кадры [13, 14] (Bovin, 2006; Vasilev, 2006). Если у ученых и инженеров отсутствует заинтересованность в проведении исследований процессов и явлений природы или создании новых, более совершенных машин и технологий, то возможность дальнейшего развития НТО-сферы становится проблематичной. Именно поэтому современная теория и практика управления основывается не только на цикле Шухарта-Деминга и экономических стимулах/ санкциях, но и на теории мотивации — изучении, учете и формировании потребностей субъекта производства — человека, коллектива или общества в целом. В свою очередь, эта сторона вопроса тесно связана с психологией, социологией и другими гуманитарными науками, знание которых может существенно помочь в подборе кадров и рациональной организации эффективной работы современного предприятия, да и инновационной сферы в целом [15, 16] (Vikhanskiy, 2000; Zhavoronkov, 2015).

ИСТОЧНИКИ:

1. Гриневич Ю.А., Шеншин А.С. Институты, инновации и инфраструктура как цели отечественной модернизации // Российское предпринимательство. — 2010. — № 8. — С. 24-30.

2. Гохберг Л.М. Стратегия 2020: новые контуры российской инновационной политики // Форсайт. — 2011. — № 4.

3. Чичагов А.В. Agile-модель научно-технологического и инновационного комплекса страны // Вопросы инновационной экономики. — 2016. — № 3. — doi: 10.18334/ vinec.6.3.36476.

4. Маренков Н.Л. Инновации в России: учеб. пособие / Н.Л. Маренков, М.А. Золотарева. / учеб. пособие / Н.Л. Маренков, М.А. Золотарева. — М. Флинта: МПСИ, 2005.

5. Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. — СПб.: «Вектор», 2005.

6. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: Учебное пособие. / Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2008. — 432 с.

7. Гнилитская Е.В. Инновации и интеллектуальный капитал в современной экономике: теоретические подходы // Креативная экономика. — 2008. — № 7. — С. 81-89.

8. Комов М.С Теоретические подходы к понятию «инновационный процесс» // Креативная экономика. — 2009. — № 10. — С. 113-116.

9. Мельников О.Н. Инновационный менеджмент как основа стратегического развития предприятия // Вопросы инновационной экономики. — 2014. — № 4. — С. 2631. — doi: 10.18334/inec.4.4.299.

10. Алабужев Д.С., Мельников О.Н. Особенности маркетинговых исследований творчески ориентированных потребностей современного рынка // Вопросы инновационной экономики. — 2015. — № 3. — С. 49-56. — doi: 10.18334/inec.4.3.294.

11. Бочарников В.П., Бочарников И.В., Свешников С.В. Основы системного анализа и управления организациями. — М.: ДМК Пресс, 2014. — 286 c.

12. Снедакер С. Управление IT-проектом, или как стать полноценным CIO. / (Серия «Управление проектами»). — М. ДМК Пресс, 2016. — 560 с.

13. Бовин А.А. Управление инновациями в организации. / учеб. пособие / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.Я, Якимович. — М.: Омега-Л, 2006.

14. Васильев С.В. Инновации — эпоха постоянных изменений // Российское предпринимательство. — 2006. — № 4. — С. 40-45.

15. Виханский О.С. Стратегическое управление. / Учебник.с — 2-е изд. — М.: Гарда-рики, 2000. — 296 c.

16. Жаворонков П.В. Связь доверия с инновациями, новизной и конкурентоспособностью бизнеса // Вопросы инновационной экономики. — 2015. — № 2. — С. 4853. — doi: 10.18334/vinec.3.2.35385.

REFERENCES:

Alabuzhev D.S., Melnikov O.N. (2015). Osobennosti marketingovyh issledovaniy tvorcheski orientirovannyh potrebnostey sovremennogo rynka [Features of marketing research of the modern market creative oriented needs]. Voprosy innovatsion-noy ekonomiki. 4 (3). 49-56. (in Russian). doi: 10.18334/inec.4.3.294.

Bocharnikov V.P., Bocharnikov I.V., Sveshnikov S.V. (2014). Osnovy sistemnogo analiza i upravleniya organizatsiyami [Fundamentals of system analysis and organization management] Moscow: DMK Press. (in Russian).

Bovin A.A. (2006). Upravlenie innovatsiyami v organizatsii [Innovation management in the organization]Moscow: Omega-L. (in Russian).

Chichagov A.V. (2016). Agile-model nauchno-tekhnologicheskogo i innovatsionnogo kompleksa strany [The Agile model of the country scientific, technological and innovative sector]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 6 (3). (in Russian). doi: 10.18334/vinec.6.3.36476.

Cnedaker S. (2016). Upravlenie IT-proektom, ili kak stat polnotsennym CIO [IT-project management, or how to become a full-fledged CIO] Moscow: DMK Press. (in Russian).

Evdokimova T.G., Makhovikova G.A., Efimova N.F. (2005). Innovatsionnyy menedzh-ment [Innovation management] SPb.: «Vektor». (in Russian).

Gnilitskaya E.V. (2008). Innovatsii i intellektualnyy kapital v sovremennoy ekonomike: teoreticheskie podkhody [Innovation and intellectual capital in the modern economy: theoretical approaches]. Kreativnaya ekonomika. (7). 81-89. (in Russian).

Gokhberg L.M. (2011). Strategiya 2020: novye kontury rossiyskoy innovatsionnoy poli-tiki [Strategy 2020: new outlines of Russian innovation policy]. Forsayt. 5 (4). (in Russian).

Grinevich Yu.A., Shenshin A.S. (2010). Instituty, innovatsii i infrastruktura kak tseli otechestvennoy modernizatsii [Institutions, Innovations and Infrastructure as the Goals of National Modernization].Rossiyskoe predprinimatelstvo. (8). 24-30. (in Russian).

Komov M.S (2009). Teoreticheskie podkhody k ponyatiyu «innovatsionnyy protsess» [Theoretical approaches to the "innovation process" concept]. Kreativnaya ekonomika. (10). 113-116. (in Russian).

Marenkov N.L. (2005). Innovatsii v Rossii: ucheb. posobie / N.L. Marenkov, M.A. Zolotareva [Innovations in Russia: textbook] Moscow: Flinta: MPSI. (in Russian).

Melnikov O.N. (2014). Innovatsionnyy menedzhment kak osnova strategicheskogo raz-vitiya predpriyatiya [Innovation management as the basis for the enterprise strategic development]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 4 (4). 26-31. (in Russian). doi: 10.18334/inec.4.4.299.

Vasilev S.V. (2006). Innovatsii — epokha postoyannyh izmeneniy [Innovations — the era of constant changes].Rossiyskoe predprinimatelstvo. (4). 40-45. (in Russian).

Vertakova Yu.V., Simonenko E.S. (2008). Upravlenie innovatsiyami: teoriya i praktika: Uchebnoe posobie [Innovation management: theory and practice] Moscow: Eksmo. (in Russian).

Vikhanskiy O.S. (2000). Strategicheskoe upravlenie [Strategic management] Moscow: Gardariki. (in Russian).

Zhavoronkov P.V. (2015). Svyaz doveriya s innovatsiyami, noviznoy i konkurentospo-sobnostyu biznesa [The relationship of trust with innovations, novelty and business competitiveness]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 3 (2). 48-53. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.3.2.35385.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.