■
I
г
Щ
102
АфИшА
О ^
CÛ
си О
1, 3-8, 10, 11, 14, 15 августа
Лондон. Королевская опера (Royal Opera), или Ковент-Гарден (Covent Garden).
Гастроли труппы Мариинского театра.
1 августа. «Гибель богов», опера в трех действиях с прологом. Музыкальная драма Рихарда Вагнера, завершающая тетралогию «Кольцо нибелунга».
Либретто к опере, как и ко всему циклу «Кольцо нибелунга», было написано самим Вагнером в 1849-1852 годах, музыка - в 1871-1874-м. Литературные источники «Кольца нибелунга» многообразны. Корни сказания о нибелунгах уходят в глубокую древность германских племен. Один из наиболее старинных его вариантов запечатлен в «Старшей Эдде» - сборнике мифологических и героических песен, записанных в Скандинавии в XII-XIII веках. На ее основе в середине XIII века возникла прозаическая «Песня о Вельсунгах», она и послужила главным источником вагне-ровского либретто. В старинном сказании Вагнер увидел актуальный смысл. Солнечный Зигфрид, не знающий страха, был для него «вожделенным, чаемым нами человеком будущего». Одна из основных тем оперы - губительная власть золота. Гибель лучшего из героев, никому не приносящая избавления, придает финалу мрачно-трагические черты. Лишь в музыке, в последней просветленной теме, пробивается луч надежды. Мировая премьера оперы состоялась на первом Байройтском фестивале (основан самим Вагнером, проводится в баварском городе Байройте в специально построенном для этого театре) 17 августа 1876 года. Концепция нынешней постановки принадлежит Валерию Гергиеву
и Георгию Цыпину. Дирижер - Валерий Гергиев. Роли исполняют: Елена Небера, Ольга Сергеева, Лариса Дядькова, Алексей Стеблянко, Виктор Черноморцев, Евгений Никитин, Алексей Тановицкий.
3, 4, 5, 6 августа. Балет «Ромео и Джульетта». По одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Композитор - Сергей Прокофьев. Хореография Леонида Лавровского.
Спектакль поставлен в сотрудничестве с режиссером Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским. Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 году. Однако по политическим мотивам - из-за осуждающих творчество другого советского композитора, Дмитрия Шостаковича, статей в газете «Правда» в 1936 году - постановки балета откладывались. Премьера состоялась только за границей в 1938 году, в Брно, в отсутствие Прокофьева. Балетмейстер Леонид Лавровский выпустил спектакль в январе 1940 года, значительно изменив партитуру балета. В августе печальную повесть о Ромео и Джульетте поведают звезды Мариинки - Алина Сомова, Евгения Образцова, Олеся Новикова, Андрей Фадеев, Владимир Шкляров, Игорь Колб.
7, 8, 10, 11 августа. «Лебединое озеро», балет в трех актах. Композитор - Петр Чайковский. История о лебедином озере - старинная германская легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятьем злого колдуна Ротбарта. В ролях: Одетта - Екатерина Кондаурова, Алина Сомова, Виктория Терешкина, Екатерина Осмолкина, Ульяна Лопаткина; Принц Зигфрид - Игорь Колб, Денис Матвиенко, Евгений Иванченко, Владимир Шкляров, Даниил Корсунцев; Ротбарт - Константин Зверев, Иван Ситников, Илья Кузнецов.
14, 15 августа. Балет «Спящая красавица». Музыка Петра Чайковского на либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноименной сказки Шарля Перро. Премьера балета с триумфом состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра. Дирижировал спектаклем Риккардо Дриго, постановку осуществил Мариус Петипа. В откликах отмечалось, что этот балет - «самое крупное явление в музыкально-театральной области». Критик Герман Ларош в своей рецензии писал, что постановка «Спящей красавицы» представляет «один из перлов театра», а музыка - «один из перлов Чайковского». Волшебную историю счастливой встречи и торжества светлого начала - любви принцессы Авроры и принца Дезире -на сцене Ковент-Гарден расскажут Виктория Терешкина, Ульяна Лопаткина, Алина Сомова, Андриан Фадеев и Леонид Сарафанов.
1, 2, 5, 7, 8, 9 августа
Рим. «Римская Опера» (Teatro dell'Opera). Сцена «Terme di Caracalla».
Опера «Кармен».
Композитор - Жорж Бизе. Сюжет основан на одноименной новелле французского писателя Проспера Мериме. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы Анри Мельяк и Людовик Галеви мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали объемные образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов. Хозе, изображенный писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере приобрел иные черты: крестьянский парень, ставший драгуном, он показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № s (SB) 2009
\АФИША \
104
культурное событие
Вечер в честь 80-летия Василия Шукшина разросся до масштабов всероссийского фестиваля
108
живая россися
В междуречье Волги и Дона в прибрежные села ходят плавучие православные храмы
110
проза жизни
112
поздравляем именинников
человеком. Хитрость, воровская деловитость - эти черты Кармен новеллы Мериме в опере были устранены. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув прямоту ее чувств и независимость поступков. Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Одним из первых произведение оценил Петр Чайковский. «Опера Бизе, - писал он, - шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».
Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то во многих других городах Европы имела триумфальный успех. Кармен - Элина Гаранца , Ирини Караянни; Хозе - Вальтер Борин, Андреа Карэ, Уоррен Мок.
1 августа
Савонлинна (Финляндия).
Ежегодный финский оперный фестиваль
входит в число лучших европейских музыкальных форумов. Проходит он в средневековой крепости Олавинлинна (XV век), расположенной на острове в центре города Савонлинна.
Опера «Паяцы»
(в рамках закрытия фестиваля). Композитор - Руджеро Леонкавалло. Дирижер - Паоло Арривабени, Режиссер-постановщик - Лоренцо Мариани. Хореограф - Лучано Каннито. Оркестр, хор и балет театра «Массимо» (Палермо). В главных ролях: Сузанна Бранчини, Сильвео Занон, Амедио Моретти, Фабио Превиатти.
Сюжетом оперы послужило реальное событие, произошедшее в калабрийской деревне Монтальто, в имении отца композитора. Один актер из бродячей труп-
пы по окончании представления зарезал жену и ее любовника. Леонкавалло, будучи ребенком, присутствовал при этой сцене.
Ни одному композитору в то время не удавалось создать музыку, которая бы так хорошо вписывалась в мир клоунов, бродячих комедиантов, разыгрывающих нелепые роли, чтобы только уйти от действительности.
4, 11, 18, 25 августа
Москва.
Клуб «Союз композиторов».
Вечер традиционного джаза. Ансамбль Олега Киреева.
Один из лучших инструменталистов России, обладатель уникального звука саксофона, лауреат множества фестивалей и конкурсов со своим ансамблем: Евгений Гречищев (фортепиано), Макар Новиков (бас), Александр Зингер (ударные).
25 августа. Специальный гость -Крис Уошберн (тромбон, латино-джаз, США).
Программы концертов Олега Киреева практически не повторяются.
7 августа - 8 ноября
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Концертный зал Зимнего дворца.
Выставка
«Сокровищница мира. Ювелирное искусство Индии в эпоху Великих Моголов».
На выставке из Национального музея Кувейта - более 400 образцов ювелирного искусства эпохи Великих Моголов, происходящих из личной коллекции
Нассера Сабах аль-Ахмад аль-Сабах, шейха эмирата Кувейт, и его супруги шейхи Хуссах Сабах аль-Салим аль-Сабах. Экспонаты выставки - браслеты, ожерелья, подвески, перстни, шкатулки, серьги, образцы оружия (кинжалы, мечи, ножи), богато украшенные алмазами, изумрудами, рубинами - демонстрируют поразительное совершенство и тонкость работы, потрясают невероятным разнообразием техник и приемов, использовавшихся индийскими ювелирами того времени. Сокровища из Национального музея Кувейта впервые были показаны в России на выставке в музеях Московского Кремля. Экспозиция в Эрмитаже намного обширнее по составу: в нее добавлено еще около 100 предметов более раннего времени из разных мест между Ираном и Индией. Это позволяет более широко представить связи индийских мастеров эпохи Великих Моголов с окружающим исламским миром. Государственный Эрмитаж (от фр. ermitage - место уединения, келья, приют отшельника) - один из крупнейших в мире и самый большой в России художественный и кулыурно-истори-ческий музей. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства императрицы Екатерины II, но с 1852 года был открыт для посетителей.
Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро музея - Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около 3 млн. произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего времени.
При написании использованы данные,
предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.
О CD
SB
а □□
-1
о
\АФИША \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (88) 2009
103