Научная статья на тему 'Афганистан на перепутье'

Афганистан на перепутье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арунова М.

"Азия и Африка сегодня", М., 2005 г., № 1, с.1618.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Афганистан на перепутье»

инвестиций, в частности в проекты строительства всех крупных газопроводов, пока находится в стадии обсуждения и подготовки.

В газовой отрасли республики наблюдается крайне неравномерное распределение инвестиций. Практически все средства привлекаются на строительство газопроводов, и лишь незначительная часть идет на газопереработку и проведение геологоразведочных работ. Стремление Туркменистана к созданию собственной газопроводной системы определяется желанием обеспечить себе независимость в вопросах транспортировки природного газа, прежде всего, от России. Отметим, что до настоящего момента Туркмения не имеет собственных экспортных газотранспортных магистралей, кроме трубопровода, поставляющего газ в Иран (Корпедже—Курт Куй), и вынуждена использовать газопроводные системы Узбекистана, России, Украины, Казахстана и Беларуси для транзита собственного газа.

Основные проблемы с привлечением иностранных инвестиций в газовую отрасль касаются газодобычи. Добычу газа в Туркмении в настоящее время осуществляют только государственные компании — «Туркменгаз» и «Туркменнефтегаз». Иностранные специалисты считают, что Туркмении настоятельно необходимо привлекать значительные инвестиционные средства в газодобычу и геологоразведку нефтегазовых месторождений. Подтверждением правильности такого мнения служат противоречивые оценки газовых запасов в республике, а также низкие темпы роста показателей добычи и экспорта газа в Туркменистане. Пока, несмотря на все усилия Ашхабада, иностранные инвесторы не вкладывают свои средства в геологоразведку и газодобычу, считая, что риск потери инвестиций в данном случае слишком велик. Это, безусловно, отрицательным образом сказывается на инвестиционной привлекательности республики.

«Азия и Африка сегодня», М., 2005 г., № 1, с. 21—24.

М.Арунова,

историк

АФГАНИСТАН НА ПЕРЕПУТЬЕ

Нынешний переходный этап в афганской истории, который был ключевым элементом программы, провозглашенной в декабре

2001 г. в Бонне, близится к своему завершению. Можно по-разному оценивать то, что сделано за три года после Бонна, однако любой скептик согласится, что определенный прогресс налицо: проведены две всеафганские ассамблеи — Лоя джирги, так или иначе обеспечившие существование легитимного правительства, принята Конституция, 9 октября 2004 г. в Афганистане состоялись первые в истории страны президентские выборы.

Надо признать, что в ходе голосования наблюдателями от альтернативных Х.Карзаю кандидатов были отмечены факты массового нарушения процедуры голосования и фальсификаций. В частности, это подтверждают российские и международные наблюдатели. В Объединенную избирательную комиссию Афганистана (ОИКА) были поданы многочисленные жалобы на плохую организацию выборов, на махинации с бюллетенями и злоупотребления членов избирательной комиссии в пользу Х.Карзая. Тем не менее, уже 10 октября Х.Карзай объявил выборы состоявшимися. Такую же оценку высказали США, Великобритания, Германия и ряд других стран. Важным достижением, связанным с выборами, представители США, Евросоюза, ООН и ОБСЕ считают высокую активность избирателей и относительное спокойствие в стране в день голосования, когда, вопреки опасениям, не было отмечено каких-либо серьезных инцидентов и террористических актов. ОИКА пообещала провести подсчет голосов в срок от двух до трех недель. Предварительные оценки наблюдателей не исключали вероятности того, что Х.Карзай наберет необходимые 50% плюс один голос уже в первом туре. И действительно, в конце ноября ОИКА объявила о победе Х.Карзая.

В период, предшествовавший выборам, значительно обострились конфликты в провинциях. Дополнительным фактором напряженности стала проводимая властями кампания по разоружению, демобилизации, реинтеграции (РДР) местных вооруженных формирований, острие которой оказалось направленным против лидеров таджикской и узбекской общин. В результате этого в марте—июле 2004 г. в провинциях Герат, Фарьяб, Гор на почве борьбы за влияние на местах и неподчинения центральным властям произошли столкновения отрядов полевых командиров (Исмаил-хана, А.Р.Дустума, А.Салама) с правительственными силами. Был убит министр гражданской авиации и туризма Афганистана М.Садек (сын Исмаил-

хана); вспышка массовых беспорядков в провинциях привела к гибели свыше 150 человек.

В центральных и юго-восточных провинциях начала усиливаться подрывная деятельность перегруппировавшихся талибов и иных экстремистских группировок против правительственной армии и контингентов иностранных войск. В результате терактов и вооруженных боестолкновений гибнут сотрудники международных гуманитарных организаций и мирные жители.

В афганской глубинке, особенно в приграничье с Пакистаном, экстремистским силам периодически удается захватывать и в течение длительного времени удерживать значительные территории. В операциях участвуют иностранные боевики «Аль-Каиды», в том числе арабы, чеченцы и пакистанцы. Усилились обстрелы военных баз сил Международной антитеррористической коалиции, которые в настоящее время насчитывают около 13 тыс. военнослужащих США и их союзников. При этом результативность периодических спецопераций Коалиционных сил (КС) по поиску и уничтожению в южных и восточных провинциях страны боевых групп талибов и «Аль-Каиды», а также нарколабораторий не очень высока. А ведь доходы от продажи героина, который там производится, обеспе-чивают в большой мере финансовую подпитку антиправитель-ственных вооруженных группировок.

Боевые действия сил коалиции против подразделений экстре -мистов на афгано-пакистанской границе, особенно в районе афганской провинции Кандагар, приобретают все больший размах. Причем экстремисты все чаще стали применять широко исполь-зуемые против войск США в Ираке взрывные устройства с дистанционным управлением. Антиамериканские и антиправитель-твенные настроения на территории проживания пуштунских племен подогреваются, в том числе, и самими КС, нередко восприни-мающими всех пуштунов как талибов. Начиная с 2003 г., талибы стали нападать на афганских и иностранных сотрудников гумани-тарных проектов. За первую половину прошлого года было убито (по меньшей мере) 17 человек из персонала иностранных гуманитарных организаций, среди них сотрудники неправительственной органи-зации «Врачи без границ» и китайской строительной компании.

В целом остается довольно низкой активность развернутых в Кабуле по решению СБ ООН Международных сил содействия безопасности (МССБ) общей численностью до 6500 человек,

руководство которыми с августа 2003 г. перешло к НАТО. С августа 2004 г. командование МССБ было передано Еврокорпусу, а общее руководство возложено на французского генерала Жан-Луи Пи. В октябре 2003 г. СБ ООН принял резолюцию 1510, санкционирующую расширение мандата МССБ за пределы Кабула, что, естественно, повлекло существенное наращивание личного состава этих сил. В соответствии с резолюцией 1563 от 17 сентября 2004 г. полномочия МССБ продлены до 13 октября 2005 г. В ряде провинций Афганистана — в Балхе, Бамиане, Пактии, Кундузе, Герате, Кандагаре, Газни, Парва-не, Нангархаре, Кунаре, Заболе, Хосте, Фарьябе и Пактике — развернуты так называемые «провинциальные восстановительные команды» (ПВК). Действуют они преимущественно разрозненно и несогласованно. До сих пор ПВК отводилась роль своеобразного придатка КС. Хотя при создании этих команд декларировалась их гражданская направленность, на деле в основном они решали военные и разведывательные задачи. Сейчас же американцы проявляют готовность прислушаться к пожеланиям советников ООН и на деле придать ПВК экономические функции. Это укладывается в рамки общих изменений стратегии США в Афганистане, состоящих, в том числе, и в переносе акцента с военных действий на восстановление страны. Планируется увеличить число таких команд.

Экономика Афганистана практически полностью зависит от внешней помощи. Вместе с тем, поступающие туда донорские средства на восстановление осваиваются крайне неэффективно. Значительная их часть уходит на зарплату чиновников и сотрудников различных организаций. Некоторое оживление наблюдается лишь в деятельно -сти мелких частных предпринимателей в сфере торговли. Положение в области сельского хозяйства, которое и без того оценивается как крайне тяжелое из-за разрушения ирригационных сооружений и деградации систем орошения, в прошедшем году еще более усугубилось из-за сильной засухи. Большая беда состоит еще и в том, что сельское хозяйство по-прежнему преимущественно ориентировано на наркопроизводство; оборот от выращивания опийного мака, производства опиума и героина приобрел чудовищные масштабы. По данным ооновских экспертов, афганский внутренний наркооборот превысил 2,5 млрд. долл., а стоимость произведенных в стране наркотиков на внешнем рынке достигает 30 млрд. долл. США. Эти гигантские

суммы идут преимущественно на вербовку новых «добровольцев» в банды, закупку для них оружия и боеприпасов. Принимаемые властями меры по борьбе с наркоиндустрией ощутимых результатов пока не дают. Нет существенных сдвигов и в восстановлении промышленного потенциала страны. Небольшое исключение составляет лишь дорожное строительство, хотя и здесь успех скромнее, чем ожидалось. В целом нынешний период развития внутренней обстановки в Афганистане характеризуется нарастающей угрозой безопасности со стороны талибов и других экстремистов, а также усилением политической борьбы в преддверии выборов в парламент.

А что же Россия? По существу наша помощь свелась к военным поставкам режиму Х.Карзая: на 28 млн. долл. — в 2002 г., на 50 млн. — в 2003 г. и более чем на 70 млн. — в 2004 г. Такие поставки Национальной армии Афганистана необходимы сейчас как воздух. Поэтому афганцы с благодарностью принимали российских военных специалистов, поставляющих в Кабул технику, автомобильные запчасти, горюче-смазочные материалы и средства связи. Стоит подчеркнуть, что Россия как полноправный член «восьмерки» готова и впредь оказывать не только военную, но и технико-экономическую помощь этой разрушенной войной стране. В свое время Советский Союз построил в Афганистане свыше 140 важных народнохозяйственных объектов. Наши специалисты и афганцы работали рука об руку. По сути мы создали становой хребет афганской экономики, и теперь нельзя не испытывать боль и горечь, видя остовы некогда современных промышленных предприятий, составлявших гордость афганцев, таких, в частности, как авторемонтный завод Джангалак, завод азотнотуковых удобрений в Мазари-Шарифе, цементные предприятия в Пули-Хумри и Джабаль-ус-Серадже, ГЭС, хлебокомбинаты, элеваторы, домостроительный комбинат, линии электропередачи, Политехнический институт, мосты и дороги, ирригационные сооружения. Сейчас все это лежит в руинах, взывая к срочной помощи.

Исходя из реальной обстановки в Афганистане, наше содействие ему следовало бы разделить на гуманитарную, военно-техническую и экономическую составляющие, или направления. Кратко остановимся на каждом из них. Гуманитарное содействие Афганистану оказывалось только в конце 2001 г.: тогда были поставлены продовольствие, медикаменты, товары первой необходи-мости, развернут мобильный госпиталь МЧС. На этом наша

гуманитарная помощь закончилась. Госпиталь после передачи афганской стороне «приказал долго жить», консервы были съедены, из муки испекли лепешки. Афганцы, как неизменно благодарные люди, естественно, не забудут дружеской руки России, протянутой ею в сложное для них время. Ассортимент гуманитарной помощи может быть простым: мука, растительное масло, мыло, популярные в Афганистане галоши, соль, спички... Второе направление, несомненно, не менее важно. Военные поставки должны, как минимум, сохранять взятый ранее темп и по-прежнему основываться на четких принципах прозрачности всех сторон передачи военного имущества Афганистану под строгим контролем государства в интересах скорейшего становления его вооруженных сил, способных дать эффективный отпор внутренним и внешним угрозам и вызовам.

И, наконец, самое «больное» — экономика. Сегодня, как никогда, важно учитывать непосредственную связь между скорейшим восстановлением Афганистана и возможностью обуздания остающихся там (и в регионе) очагов исламистского экстремизма. Культивируемые талибами и им подобными идеи религиозной и этнической нетерпимости, уничтожение инакомыслящих, превра-щение Афганистана в мрачное прибежище лидеров международного терроризма будут ослаблены, если новые власти продемонстрируют народу реальные экономические достижения и перспективы возвращения людей к мирной жизни после многолетней войны. Важным фактором на этом пути могла бы стать эффективная помощь России и других стран СНГ, в первую очередь Узбекистана и Таджикистана, которые не понаслышке знакомы с афганскими реа-лиями. Приоритетное внимание следовало бы уделить нефтегазовому сектору, строительству высокорентабельных промышленных пред-приятий, организации сети машинотракторных станций; все это обеспечит к тому же занятость населения, а это сейчас чрезвычайно важно для разоренной страны. В этом плане правительству России, видимо, необходимо самым внимательным образом подойти к решению двух вопросов: предоставления государственных кредитов тем отечественным компаниям, которые будут вести строительство и восстановление объектов на территории Афганистана, и обеспечения определенных налоговых льгот нашим же государственным и частным учреждениям, поставляющим товары и услуги на афганский рынок. Эти меры могли бы принести немалые дивиденды и российскому бюджету (возврат кредитов с процентами), и компаниям (высокие нормы прибыли), и в

целом российским политико-экономическим интересам. В лице Афганистана мы можем получить гарантированные рынки сбыта и возможности прочного и дружественного российского присутствия в регионе.

«Азия и Африка сегодня», М., 2005 г., № 1, с. 16—18.

Франческо Сартори,

историк(Италия)

КАК ЕВРОПЕЙЦЫ ВОСПРИНИМАЮТ ТУРЦИЮ

Турция стучится в двери Европейского союза (ЕС), и делает это не без успеха. Комиссия ЕС дала свое «предварительное согласие» на начало переговоров о вступлении этого государства в Союз. Главы государств и правительства ЕС, собравшиеся в Брюсселе 17 декабря 2004 г., предложили начать переговорный процесс в октябре 2005 г. Однако перспектива интеграции Турции в Европу вызвала во многих странах континента яростные споры. Европейцы до сих пор воспринимают турок как источник «мусульманской угрозы», более опасный, чем арабы.

Критическую позицию по вопросу о приеме Турции в ЕС занимает также и Католическая церковь, хотя Папа Римский по этому поводу еще не высказывался. Доверенное лицо Иоанна Павла II, кардинал Йозеф Ратцингер, глава Конгрегации по вероучению, заявил в интервью французскому изданию «Le Figaro»: «Европа не географический, а культурный континент. Корни, из которых произрос и окреп этот континент, уходят глубоко в христианство. В этом смысле Турция всегда представляла иной, враждебный Европе регион». В речи, произнесенной в итальянском городе Веллетри, Рат-цингер был еще более откровенен: «С исторической и культурной точек зрения у Турции очень мало общего с Европой. Поэтому было бы большой ошибкой включить ее в ЕС». С аналогичными заявлениями выступили и другие кардиналы, например бывший государственный секретарь Ватикана Жан-Луи Торан и Камилло Руини, председатель Епископской конференции Италии. По мнению Торана, Турция «чужда Европе по географии, религии и культуре». Оба кардинала предложили ЕС отдать предпочтение при приеме в Союз не Турции, а таким странам, как Украина и Молдавия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.