ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94(470)
АЭРОДРОМ КРАСНОЯРСКОЙ ОСОБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРАССЫ
Фромич Юлия Валерьевна, старший преподаватель, Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, РФ, Ступин Валерий Павлович, Почётный работник общего образования Российской Федерации, Иркутск, РФ
Статья посвящена строительству военного аэродрома для воздушной трассы Уэлькаль-Крас-ноярск в годы Великой Отечественной войны. Для работы привлечены неопубликованные документы Государственного архива Иркутской области, Государственного архива новейшей истории Иркутской области, опубликованные документы, мемуары, записи бесед с участниками строительства, периодическая печать.
Ключевые слова: воздушная трасса Уэлькаль-Красноярск; ленд-лиз; аэродромы; взлетно-посадочная полоса; пеленгатор; задание ГКО.
THE KRASNOYARSK AIRPORT SPECIAL AIR ROUTES
Fromich Yuliya Valer'evna, senior teacher, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia, Stupin Valerii Pavlovich, Honorary worker of General education of the Russian Federation,
Irkutsk, Russia
The article is devoted to the construction of the military airfield to airway Uel'kal'-Krasnoyarsk during the great Patriotic war. For work unpublished documents of the state archive of the Irkutsk region, the State archive of modern history of the Irkutsk region, published documents, memoirs, records of conversations with participants of construction, the periodical press are attracted. Keywords: air track Uel'kal'-Krasnoyarsk; lend-lease; airports; runway strip; finder; job of t-bills.
Для цитирования: Фромич Ю. В., Ступин В. П. Аэродром Красноярской особой воздушной трассы // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 146-153.
В 2017 году исполнилось 75 лет со дня основания легендарной воздушной трассы Аляска-Сибирь. Создание и деятельность
авиационной трассы Аляска (США) - Сибирь (СССР) является ярким примером успешного сотрудничества великих со-
юзников по антигитлеровской коалиции с целью разгрома общего противника - фашизма.
В северной части Иркутской области пролегали два завершающих участка Якутск-Киренск и Киренск-Красноярск воздушного моста Аляска-Сибирь, по которому в годы Великой Отечественной войны перегоняли в Красноярск американские боевые и транспортные самолёты, поставлявшиеся по ленд-лизу. Красноярская воздушная трасса строилась и действовала в обстановке строжайшей секретности. Военный аэродром в Ниж-не-Илимске был запасным между городами Киренском и Канском. Конкретно история строительства аэродрома не получила должного освещения в исторической литературе. Данная статья позволяет восполнить пробелы в истории малой родины и вписать особую страницу трудового подвига жителей Нижне-Илимского района.
В начальный период Великой Отечественной войны в связи с временными успехами гитлеровской армии многие авиационные заводы были эвакуированы из центральных районов страны в глубокий тыл. Перемещение заводов несколько отразилось на количестве выпускаемых самолетов. Потребность фронтов в авиатехнике удовлетворялась не полностью. Государственный Комитет Обороны принимал меры к тому, чтобы наряду с ускорением пуска заводов на новых местах базирования быстрее доставлялись самолеты от партнера по антигитлеровской коалиции - Соединенных Штатов Америки. Наиболее безопасным путем, по которому быстрее можно было доставлять самолеты своим ходом, был путь через Сибирь.
22-24 июня 1941 года правительства США и Великобритания заявили о своей помощи Советскому Союзу в борьбе с гитлеровской Германией. Накануне 8 марта 1941 года американский конгресс принял Закон о ленд-лизе «Акт содействия оборо-
не США». «Этот закон давал правительству США право передавать взаймы или в аренду другим государствам вооружение, стратегические материалы и продовольствие, необходимые для обороны, если оборона этих государств по определению президента являлась жизненно важной для США» [1, с. 282].
Первые поставки товаров из США в СССР по системе ленд-лиза начались в октябре 1941 года. В ходе переговоров между странами-союзниками СССР и США было подписано четыре протокола о сотрудничестве. Большой договор о ленд-лизе, подписанный 11 июня 1942 года, окончательно урегулировал поставки необходимых товаров Красной Армии для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. ГКО утвердил маршрут перегонки самолётов из США Аляска-Чукотка-Якутск-Красноярск. В перечне поставок на первом месте значились боевые самолёты.
17 июня 1942 г. Рузвельт писал И. В. Сталину: «Посол Литвинов информировал меня, что Вы одобрили переброску американских самолетов через Аляску и Северную Сибирь на западный фронт» [2, с. 24]. В письме от 23 июня 1942 года Рузвельт вновь пишет: «Если на территории Сибири можно построить посадочные площадки и установить метеорологическое и навигационное оборудование, связав его с соответствующими американскими авиалиниями, я готов отдать распоряжение американским экипажам, занятым перегонкой самолетов, доставлять Вам самолеты до озера Байкал» [3, с. 24-25].
1 июля 1942 года Сталин писал Рузвельту: «В связи с Вашими последними посланиями я считаю необходимым сообщить, что полностью разделяю Ваше мнение о целесообразности маршрута для переброски самолётов из США через Аляску и Сибирь на западный фронт. Учитывая это, Советское Правительство уже дало необходимые указания об окончании в ближай-
ший срок проводящихся в Сибири работ по подготовке к приему самолётов, т. е. работ по приспособлению имеющихся аэродромов и соответствующему дооборудованию их. Что касается того, силами чьих летчиков доставлять самолеты из Аляски, то мне кажется, что это дело можно поручить, как это и предлагал в своё время Государственный Департамент, советским летчикам, которые прибудут в Ном или другое подходящее место к условленному времени» [4, с. 26].
Ещё задолго до этой переписки Государственный Комитет обороны своим Постановлением № 739с от 9 октября 1941 года строить и эксплуатировать Красноярскую воздушную трассу ВВС Красной Армии поручил Главному управлению Гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР. В нём ГКО обязал ГУ ГВФ, местные партийные, советские органы, хозяйственные организации Восточной Сибири и Дальнего Востока в кратчайшие сроки обеспечить строительство авиалинии от Уэлькаля до Красноярска. Началось строительство аэродромов, развитие системы навигации и метеобслуживания, приёмки самолётов в США и перегонки их на территорию СССР. Работы по изысканию и строительству трассы поручили Главному Управлению Гражданского Воздушного Флота. Начальником трассы был назначен генерал-майор авиации В. С. Молоков.
Начальником управления строительства воздушной трассы Красноярск-Уэль-каль был назначен Д. Е. Чусов, который с 1934 г. работал начальником эксплуатационно-технического отдела - заместителем начальника Восточно-Сибирского управления ГВФ и хорошо знал суровые условия Сибири.
Новый воздушный мост предстояло построить по маршруту Красноярск-Ки-ренск-Якутск, через Верхоянский хребет на Колыму, Чукотку-Уэлькаль. В Киренске и Якутске были расширены аэропорты,
построены новые в Сеймчане, на Колыме, Уэлькале и Марково на Чукотке, созданы промежуточные в Олёкме, Бодайбо, Витиме и к северу от трассы в Зырянке, Омоло-не, Оймяконе [5].
Воздушная трасса вступила в строй 1 октября 1942 года и 6 октября 1942 года лётчики 1 Перегоночного Авиационного Полка подняли в воздух с аэродрома близ Фэрбенкса первую группу самолётов - 12 бомбардировщиков А - 20 «Бостон». «В СССР поставлялись фронтовые бомбардировщики А-20 «Бостон» и В-25 «Митчел», фронтовые истребители Р-40 «Томагаук» и «Китихаук», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт», «Хар-рикейн» и «Спитфайер», летающие лодки «Каталина» и военно-транспортные самолёты «Дугласы» С-47 и С-46. 76 % общего количества самолётов, направленных в нашу страну, составляли истребители» [6, с. 27].
В январе 1943 года ГКО в целях обеспечения условий безопасности перегонки самолётов принял решение о расширении аэродромной сети и строительстве ещё 5 посадочных площадок: в Нижне-Илим-ске, Витиме, Анадыре - силами Главного Управления ГВФ, Тёплый Ключ и Омолон - силами Дальстроя НКВД. В июне 1943 года при ГУ ГВФ было создано управление воздушной магистрали Москва-У-элькаль, которому подчинили воздушную трассу Красноярск-Уэлькаль и 1 Перегоночную авиадивизию под командованием Героя Советского Союза полковника И. П. Мазурук.
В телеграмме Шарапова Чулкову и Чу-сову сообщалось о том, что строительство аэродромов в Нижне-Илимске, Бодайбо возложено на Восточно-Сибирское Управление ГВФ. Строительство военного аэродрома в селе Нижне-Илимске имело исключительно стратегическое значение и рассматривалось как оборонное строительство во время войны. Илимская земля
стала своего рода военным объектом.
Для изыскания площадки для аэродрома в Нижне-Илимск 29 января 1943 года прибыли заместитель начальника управления ВСУ ГВФ по лётной работе Ю. Л. Анфи-сов и начальник ОЗОКС Л. Г. Васильчук. Исполком РайСовета в своём решении № 560 от 5 февраля 1943 года «О мерах по обеспечению строительства аэродрома решил: 1 Ходатайство Управления Красноярской воздушной линии о выделении в районе села Нижне-Илимск земельного участка под аэродром удовлетворить. Выделить под аэродром в количестве 70 га на землях, закреплённых на вечное пользование за колхозом «Советы», согласно постановлению общего собрания колхозников колхоза «Советы» от 3 февраля 1943 года протокол № 31.
21 мая 1943 года исполком Нижне-И-лимского РайСовета депутатов трудящихся утвердил предоставленный план отвода и границы участков земли для нужд ГУ ГВФ общей площадью 64 га. Из них: Земли колхоза «Советы» Игнатьевского сельского Совета в количестве 47 га и земли колхоза «Красный Октябрь» Нижне-И-лимского сельского Совета в количестве 17 га2.
По годовому плану строительства в 1943 году по портам Красноярской воздушной трассы предусматривалось построить в Нижне-Илимске: лётная полоса (ВПП) -350 тыс. руб., временные сооружения - 75 тыс. руб., жилой 2-х квартирный дом -158,5 тыс. руб., гараж на 3 автомашины -251,4 тыс. руб., хозяйственные постройки
- 50 тыс. руб., инвентарь, иоборудование
- 25 тыс. руб., противопожарные мероприятия - 25 тыс. руб., пеленгатор ВАП - 56,2 тыс. руб., связная РС - 177,5 тыс. руб. и пе-
ленгатор ГБ стоимостью 1168,6 тыс. руб.
В телеграмме Шарапова из Москвы начальнику ВСУ ГВФ Чулкову и Васильчук были определены задания: «На запасных аэродромах Бодайбо, Нижне-Илимск в 1943 году ограничится строительством: лётная полоса 1200 метров на 700 метров, подходам и по концам 250 метров, по сторонам 50 метров. Стоянка на 10 самолётов, гараж с масловодогрейкой»3. Одновременно со строительством аэропорт необходимо было оборудовать надёжными средствами самолётовождения и завести источники питания. Отделом связи радионавигации УВТКУ был произведён монтаж для воздушной трассы Красно-ярск-Уэлькаль передающего радиоцентра, включающего передатчики ВС 610-Д, СУР-277, С 457-459, ВС-191-2 и агрегаты П-95-ФП-90 в, Г-9-2 и Л 3-2 с 3 ДН - 10004.
Работа строительного участка в селе Нижне-Илимск начата 20 февраля 1943 года под руководством Чарушкина. В штатное расписание, утверждённом начальником ВСУ ГВФ Чулковым 27 января 1943 г., входили 15 штатных единиц с общим фондом заработной платы - 8445 руб. в месяц. Для строительства предусматривалось принять на работу 30 рабочих5.
Для обеспечения строителей жильём «...и немедленного развёртывания строительства аэродрома исполком РайСовета выделил следующие постройки: А) Пятистенный дом находящийся в деревне Погодаевой, принадлежащий райотделу связи, и неиспользуемый уже 3 года. Б) Дом пятистенный, принадлежащий гражданину Погодаеву, находящийся в селе Нижне-Илимск, улица Коминтерна № 5. В) Недостроенный дом, принадлежащий РПС и находящийся в ограде РПС. Г) Без-
1 ОГКУ ГАИО Ф Р - 968 оп.5 ед.хр. 55 л.193.
2 ОГКУ ГАИО Ф Р - 968 оп.5 ед. хр. 55 л.190.
3 ОГКУ ГАИО Ф Р - 968 оп.3 ед.хр.10 л.62.
4 ОГКУ ГАИО ОЦ 28 Ф 968 оп.3 ед.хр.12 л 329.
5 ОГКУ ГАИО Ф Р - 968 оп.5 ед. хр. 62 л. 58
надзорный дом по улице Ленина № 10, не-используйщийся как жилплощадь. Все эти дома продавались по балансовой стоимости. Исполком РайСовета считал возможным и необходимым передать для нужд строительства ещё 6 домов находящихся в селе Нижне-Илимске, деревне Романовой, Коробейниковском сельском Совете. Поручить комиссии в составе Бубнова В. Г., Романовой Е. В., Сычёва Ф. И., Сизых Н. Я., Карнаухова М. К., Гриф Ш. к 10 февраля 1943 года подобрать указанное количество домов.. ,»6.
В соответствии с постановлением райкома партии и райисполкома от 17 марта 1943 года исполкому поручалось составить разнарядку для колхозов о выделении для строительства плотников и возчиков с лошадьми, своевременное и регулярное снабжение их продуктами питания и фуражом. Для работы на стройучастке привлекались все неработающие и в том числе домохозяйки райцентра. Два рабочих дня и в выходные трудились служащие и учащиеся старших классов. Председатель райисполкома Романова Е. В. была командирована в помощь командованию для проведения организаторской работы, выделения рабочей и тягловой силы, повышения организованности и наведения порядка. На редактора районной газеты «Илимский партизан» Норкина Н. возлагались обязанности по организации систематических выпусков стенгазет и боевых листков.
Начальник ОЗОКСА ВСУ ГВФ Василь-чук в кратком обзоре по строительству аэродромов КВТ, осуществляющимся ВСУ ГВФ отмечал, что строительство аэродромов для Красноярской Воздушной трассы Восточно-Сибирское Управление ГВФ вело в населённых пунктах Бодайбо, Киренске, Нижне-Илимске, каковы были
приняты по Управлению строительства КВТ в конце февраля 1943 года. При этом в Нижне-Илимске ВСУ ГВФ организовало строительство заново с изысканием аэродрома. По состоянию на 20 апреля 1943 года ВСУ ГВФ были оформлены на объекты проекты и сметы. Проводилась заготовка материалов, вербовка и переправка рабочей силы. По Нижне-Илим-ску за зимний период было заготовлено в основном для обеспечения строительной программы: лес круглый, кирпич, известь, песок, заканчивалось строительство здания радиостанции, в котором приступили к монтажу радиооборудования. Заложены фундаменты под жилой дом и гараж с во-домаслогрейкой, подготовлена временная полоса на аэродроме для посадки самолётов, обслуживающих строительство. В связи с наступлением весенне-полевых работ в колхозах Нижне-Илимского района в настоящий момент вся рабочая сила со строительства временно снята, и таким образом свернулись работы на период по-
^ 7
севной кампании'.
В целях обеспечения окончания строительства в установленный строительством срок 12 июня 1943 года исполком РайСовета своим постановлением № 145 - а «О состоянии строительства аэродрома» объявил с 15 по 30 июня 1943 года фронтовой полумесячник: 1. Организовать всю свободную рабочую силу от паровспашки и транспортных перевозок, прополочных работ для использования на строительстве. 2. Для организации выполнения настоящего постановления командировать в Ершовский, Воробьёвский сельский Совет Романову, Зятейский Покровского, Ту-бинский Зорина, Коробейниковский Филимонова, Нижне-Илимский Вологжина, Романовский Перфильева, Игирмингский Олейник. 3. Предложить председателям
6 ОГКУ ГАИО Ф Р - 968 оп. 3 ед.хр. 10 л.60
7 ОГКУ ГАИО Ф Р - 968 оп.5 ед.хр.55 л. 193.
сельских Советов, председателям колхозов безусловно выполнить разнарядку по выселке рабочей и тягловой силы на строительство, обеспечив людей продуктами питания, а тягловую силу фуражом. 5. Из 28 колхозов выделить 310 лошадей, направить 580 человек. На пилораму из 4 колхозов «Ответ интервентам» 10 человек, 3 лошади, «Память Ленина» 17 человек, 7 лошадей, «Новая деревня» 7 человек , 4 лошади, «Север» 13 человек, 6 лошадей. Итого 43 человека и 20 лошадей8. По ходатайству Нижне-Илимского районного Совета депутатов трудящихся ГУОС Дороги НКВД выделило с Ангаро-Илимско-го тракта трактор ЧТЗ-60, грейдер, катки, лопаты Венкера и другой инструмент для земляных работ и оказало помощь в распиловке 500 кубометров пиломатериалов9.
Строительство взлётно-посадочной полосы можно было начать только с наступлением весны. Сроки работ были до предела сокращены, фронт требовал самолётов.
1 мая 1943 все участники первомайских торжеств организованно пошли на место строительства взлётно-посадочной полосы. Проектом строительства взлётной полосы предусматривалось израсходовать 10 560 кубометров щебня, 925 кубометров песка, 80 тысяч кубометров гравия и 3 тонны семян10. Предстояло провести земельные работы по планировке территории. Краткой инструкцией по строительству покрытий ВПП на оперативных аэродромах ВВС РККА рекомендовались местные материалы: песок, гравий, дресва, щебень, кирпичный бой, шлаки. Для отсыпки полотна ВПП мальчишки 11-14 лет на лошадях возили гравий и песок, который грузили под Игнатьевским яром (горой). Грунт самой полосы также использовался
как строительный материал. Нужно было всё сравнять, и всё это делалось вручную, лопатами, землю носили на носилках. Все неровности уплотняли трамбовками. Не хватало рабочей силы, лошадей. Вся тяжесть работ легла на плечи женщин, подростков и стариков.
Народ понимал, что своим трудом он ускоряет строительство, помогает фронту громить фашистскую нечисть. И люди твёрдо знали: не выполнить норму нельзя, совесть не позволяла.
При строительстве гудронированной взлётно-посадочной полосы соблюдали технологию работ: разбивка полосы в натуре, вспашка, подвоз и россыпь песка, полив, перемешивание крупных добавок с грунтовой смесью, разравнивание полосы, засев семенами трав, укатка и полив. Лаборатория брала анализ для определения вязкости и сцепления массы. Вся процедура длилась до тех пор, пока не достигался требуемый коэффициент вязкости.
Для заправки самолётов использовали горючее, которое доставлялось с Аляски. Морским транспортом ГСМ завозили в Тикси, затем на баржах отправляли до Усть-Кута. Со станции Лена на машинах бензин перебрасывали в Илимск, где грузили на плоты и сплавляли до Нижне-И-лимска. Течением реки Илим плоты разбивало на шиверах и оранжевые бочки с бензином хаотично плыли. Население близлежащих деревень на лодках вылавливали бочки, выкатывали на берег, грузили на телеги и доставляли на аэродром. По предложению П. С. Юмашева рабочие сделали из бревен рамы и туда закатывали бочки с горючим чтобы их не разносило по реке. А чтобы быстрее по течению реки доставить бочки к месту назначения, построили баржу. Поставили кабину от
8 ОГКУ ГАИО ОЦ 28 Ф 968 оп. 3 ед.хр.12 л.114.
9 ГАНИИО Ф 210 оп.1 д.658 л.119.
10 ОГКУ ГАИО ОЦ 28 Ф 968 оп.3 ед.хр.12 л. 362.
автомашины, в корме укрепили большое колесо с лопастями, которое мотором приводилось в движение. Эта баржа получила название пароход «Юмашев». На разгрузку горючего мобилизовались рабочие, служащие села Нижне-Илимск.
4 февраля 1943 года ОМТС Управления Особой линии ГВФ передало 26 цистерн в г. Усть-Куте, предназначенных в аэропорты Нижне-Илимск, Бодайбо, Киренск и автогорючее в количестве 17 тонн находящегося в Заярске11.
В результате высокой сознательности и трудового энтузиазма населения строительство аэродрома было закончено на 40 дней раньше установленного ГКО срока. 23 октября 1943 года комиссия ВосточноСибирского Управления ГВФ аэродром в селе Нижне-Илимск приняла в эксплуатацию с оценкой отлично и передала в ведение Красноярской особой воздушной трассы. 3 партийная конференция Ниж-не-Илимского района 15 июня 1945 года отметила, что Райсовет депутатов трудящихся обеспечил строительство аэропорта стоимостью более 2 миллионов рублей с проведением 100 тысяч кубических метров земляных работ12.
В годы Великой Отечественной войны жители Нижне-Илимского района,
специалисты ВСУ ГВФ, выполняя задание ГКО в сложных условиях Сибири, отсутствия дорог, недостаточности людских и материальных ресурсов, досрочно построили военный аэродром в селе Нижне-Илимск особой воздушной линии Аляска-Сибирь, по которой осуществлялись поставки военных самолётов на условиях ленд-лиза из США. Аэродром был оснащён необходимым навигационным и метеорологическим оборудованием для полётов самолётов, технического обслуживания, заправки, отдыха экипажей. Перегонка новых импортных самолётов на фронт по территории с суровым климатом и плохо развитой инфраструктурой велась без перебоев благодаря лётчикам 1 Перегоночной Краснознамённой авиадивизии, специалистам ГВФ, строителям и самоотверженному труду женщин, стариков, детей. А это в свою очередь способствовало уничтожению сил противника и приближало день Великой Победы.
Строительство военного аэродрома воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль в Нижне-Илимске явилось хорошей основой для дальнейшего развития воздушного транспорта в Среднем Приангарье, Нижне-Илимском районе после окончания Великой Отечественной войны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. М., 1957. Т. 2. С. 282.
2. Там же Т. 2 С. 24
3. Там же Т. 2 С. 24-25
4. Там же Т. 2 С. 26
5. Молоков В. С. Родное небо. М., 1987. С. 127.
6. Лебедев И. П. Авиационный ленд-лиз // Военно-исторический журнал, 1991. № 2. С. 27-29. REFERENCES
1. Perepiska Predsedatelya Soveta Ministrov SSSR c Prezidentami SSHA I Prem'er-Ministrami Velikobritanii vo vremya Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 g. [Correspondence of the
11 ОГКУ ГАИО Ф Р - 968 оп.3 ед.хр.11 л.143.
12 ГАНИИО Ф 210 оп.1 д.5 л.31.
Chairman of the USSR Counsil of Ministers with the US Presidents and British Prime Ministers during the great Patriotic war 1941-1945]. Moscow, 1957, vol. 2, p. 282.
2. ibid vol. 2 p. 24
3. ibid vol. 2 pp.24-25
4. ibid vol. 2 p. 26
5. Molokov V. S. Rodnoe nebo [Native sky]. Moscow, 1987, p. 127.
6. Lebedev I. P. Aviatsionnyi lend-liz [Aviation lend-lease]. Voenno-istoricheskii zhurnal, 1991, no. 2, pp. 27-29.
Материал поступил в редакцию 28.03.2018 © Фромич Ю. В., Ступин В. П., 2018